Презентация на тему развитие моторики ребенка от рождения до 7 лет

Презентация на тему развитие моторики ребенка от рождения до 7 лет thumbnail

Слайд 1

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Тихонова Т.К.

Слайд 2

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Слайд 3

Цель работы : развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Задачи: Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр . Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Слайд 4

Согласно поставленным задачам, была разработана общая система для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры. — Разработана картотека пальчиковых игр; -Составлен комплекс занятий по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; -Совместно с детьми и родителями создана предметно- развивающая среда.

Слайд 5

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Что такое мелкая моторика ?

Слайд 6

1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. 2. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. 3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций мышления, памяти, внимания. Значение мелкой моторики

Слайд 7

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно.

Слайд 8

Работа осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдая за их действиями, при необходимости оказывается помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, формируют сенсомоторные способности детей.

Слайд 9

«Разноцветные бусы», «Сделаем куклам, маме» — помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы сделанные из разноцветных пуговиц и макарон, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки – длинные — короткие, диаметр шнурка большой; далее, чередование цвета.

Слайд 10

Поиграем в «Золушку» Малышам можно предложить поиграть в «Золушку». Для этого смешаем в мисочке по чуть — чуть гороха, фасоли и крупных бусин, предложим рассортировать по баночкам. Захватывать фасолинки можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным пальцем, большим и средним и так далее.

Слайд 11

«Завяжи узел». Только на первый взгляд кажется просто развязать и завязать узел на толстой верёвке, на самом деле ребенку приходится потрудиться.

Слайд 12

Игры со спичками и счётными палочками. Игра направлена для развития сенсорного восприятия и развития мелкой моторики рук..

Слайд 13

Игры-шнуровки — развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Слайд 14

Большую роль в развитии мелкой моторики играют занятия по продуктивным видам деятельности: лепка, аппликация, ИЗО деятельность.

Слайд 16

«

Слайд 17

Вывод: Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Источник

1. Особенности развития моторики детей от рождения до 7 лет

Особенности
развития моторики
детей от рождения до
Закономерности роста и
7 физического
лет
развития детей

2. Закономерности роста и физического развития детей

Рост — увеличение массы тканей и
органов, т.е. образование новых
соединений из поступающих в
организм веществ.
Развитие – процесс дифференцировки
органов и тканей, их функциональное
совершенствование. Формирование
новых функций и видов деятельности
организма.

3. Для детского и подросткового периода свойственны:

Неравномерность темпа роста и развития;
Неодновременность (гетерохронность) роста и
развития отдельных органов и систем;
Обусловленность роста и развития полом;
Биологическая надёжность функционирования
систем организма;
Обусловленность процессов как генетическими, так
и средовыми факторами;
Периодичность в изменении ростовых процессов
(акселерация, децелерация).

4. Неравномерность темпа роста и развития

Процессы роста и развития протекают непрерывно
и носят поступательный характер, но их темп имеет
нелинейную зависимость от возраста. Наибольший
темп увеличения длины тела – в раннем возрасте: к
концу 1 года рост увеличивается на 47%, в возрасте
4-7 лет увеличение длины тела составляет 5-7%.
Данная закономерность является основанием для
правильной группировки детей разного возраста,
научной основой возрастной периодизации.

5. Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем

Избирательное и ускоренное созревание на разных
этапах развития определённых структурных
образований и функций обеспечивает
выживаемость организма (П.К.Анохин).
Головной мозг: новорожденный – 360-390 г, к 1 году
возрастает в 2-2,5 раза; в 3 года – 1100 г; 7 лет –
1250 г; взрослый – 1400 г.
Значение: формирование условнорефлекторных
связей и приспособление к окружающей среде,
следовательно, выживание.

6. Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем

Формирование двигательных навыков и развитие
основных качеств в онтогенезе неодновременно:
вначале ребёнок осваивает ходьбу и двигательные
акты, необходимые для самообслуживания, затем –
бег и другие движения, необходимые для жизни.
Знание закономерности развития систем в
онтогенезе, необходимо обеспечить такую же
последовательность при воспитании ребёнка.

7. Особенности роста и развития в зависимости от пола

Выделяют различия в
морфологических показателях,
развитии функциональных систем,
психологические отличия и др.
Воспитание мальчиков и девочек должно
быть дифференцированным.

8. Обеспечение надёжности биологических систем организма

В процессе роста и развития организма
создаётся избыточность структур,
дублирование функций, большой запас
резервных возможностей (АА. Маркосян).
Этим обеспечивается надёжность в работе
любой биологической системы.
Правильно организованное физическое
воспитание раскрывает потенциальные
возможности растущего организма,
обеспечивает высокий запас его прочности.

9. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами

Генетические факторы определяют темп роста,
порядок созревания отдельных органов и систем, их
биологическую надёжность, формирование
морфотипа человека, тип высшей нервной
деятельности.
Наследственная программа реализуется лишь при
стимулирующем влиянии среды.
Средовой фактор является ведущим при определении
массы тела, а также в развитии моторики,
проявлении физических качеств.

10. Периодичность в изменении ростовых процессов

Акселерация – ускорение темпов роста и
развития детей и подростков по сравнению
с предшествующими поколениями.
Например, увеличение массы и длины тела
новорожденных, раннее прорезывание
зубов, становление двигательных навыков,
окостенение скелета, сокращение сроков
полового созревания и проч.

11. Периодичность в изменении ростовых процессов

Децелерация — замедление темпов
роста и развития подрастающего
поколения.

12. Развитие движений на первом году жизни

1-2 месяца
3-4 месяца
В 1-1-.5 мес держит головку,
постепенно развивается
координационное движение рук
Самостоятельно поворачивается
со спины на бок, сидит при
поддержке за руки. С 3-3.5 мес
координированно,
целенаправленно действует
руками.

13. Развитие движений на первом году жизни

6-7 месяцев
7-8 месяцев
Начинает сидеть самостоятельно
переворачивается,
приподнимает туловище, лёжа
на животе. В 7 мес стоит при
поддержке за руки.
Сидит без опоры, встаёт на
колени, начинает ползать,
переступает при поддержке за
руки.

14. Развитие движений на первом году жизни

Садится из положения лёжа,
встаёт на ноги, стоит и
переступает при поддержке за
8-9 месяцев
одну руку и держась за
неподвижную опору.
Стоит без опоры, ходит за
движущимися предметами, при
10-11 месяцев поддержке за одну руку,
перелезает через препятствие на
четвереньках.

15. Развитие движений на первом году жизни

12 месяцев
Самостоятельно стоит без
опоры, приседает, выпрямляется,
начинает ходить
самостоятельно, влезает на
ступеньку.

16. Развитие движений на первом году жизни

В зависимости от состояния ЦНС дети
осваивают движения по-разному, но три
движения формируются одновременно у всех:
Поднимание и удерживание головы (1-1,5
мес)
Поднимание головы из положения лёжа на
животе (4-5 мес)
Поднимание туловища с опорой на
предплечья (5-6 мес)

17. Младший дошкольный возраст

Движения неточные, по общей схеме
Замедленная двигательная реакция
Недостаточно развиты мышцыразгибатели
Высоко расположен центр тяжести,
Малая опора – ребёнок неустойчив
Новые условнорефлекторные связи
создаются легко, но они непрочные

18. Младший дошкольный возраст

Дети умеют бегать , бросать и ловить
мяч, лазать по гимнастической
лестнице. Способны выполнять
несколько действий подряд, изменять
направление движения подчиняться
заданному темпу. К 4 годам катаются
на санках (спуск с горы), умеют ходить
на лыжах, кататься на 3-колёсном
велосипеде и др.

19. Средний дошкольный возраст

Увеличивается прочность скелета,
выражены изгибы позвоночника,
повышается устойчивость ребёнка.
Движения становятся точнее и
энергичнее. Дети ориентируются в
пространстве, согласуют свои
действия с другими. Развивается
двигательная память, воображение,
мышление.

20. Старший дошкольный возраст

Сформирован позвоночник. Увеличивается
объём мышц. В движениях появляется
точность, плавность. Осваивают тонкие
движения, меньше требуется повторений
при разучивании. Способны к анализу и
самоанализу качества движения.
Появляется устойчивый интерес к достижению
коллективного результата в командных
играх и эстафетах, умеют проводить
подвижные игры самостоятельно.

Источник

Закономерности роста и физического развития детей

Рост — увеличение массы тканей и органов, т.е. образование новых соединений из поступающих в организм веществ.
Развитие – процесс дифференцировки органов и тканей, их функциональное совершенствование. Формирование новых функций и видов деятельности организма.

Неравномерность темпа роста и развития;
Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем;
Обусловленность роста и развития полом;
Биологическая надёжность функционирования систем организма;
Обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми факторами;
Периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децелерация).

Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Наибольший темп увеличения длины тела – в раннем возрасте: к концу 1 года рост увеличивается на 47%, в возрасте 4-7 лет увеличение длины тела составляет 5-7%.
Данная закономерность является основанием для правильной группировки детей разного возраста, научной основой возрастной периодизации.

Избирательное и ускоренное созревание на разных этапах развития определённых структурных образований и функций обеспечивает выживаемость организма (П.К.Анохин ).
Головной мозг: новорожденный – 360-390 г, к 1 году возрастает в 2-2,5 раза; в 3 года – 1100 г; 7 лет – 1250 г; взрослый – 1400 г.
Значение: формирование условнорефлекторных связей и приспособление к окружающей среде, следовательно, выживание.

Формирование двигательных навыков и развитие основных качеств в онтогенезе неодновременно: вначале ребёнок осваивает ходьбу и двигательные акты, необходимые для самообслуживания, затем – бег и другие движения, необходимые для жизни.
Знание закономерности развития систем в онтогенезе, необходимо обеспечить такую же последовательность при воспитании ребёнка.

Выделяют различия в морфологических показателях, развитии функциональных систем, психологические отличия и др.
Воспитание мальчиков и девочек должно быть дифференцированным.

В процессе роста и развития организма создаётся избыточность структур, дублирование функций, большой запас резервных возможностей (АА. Маркосян).
Этим обеспечивается надёжность в работе любой биологической системы.
Правильно организованное физическое воспитание раскрывает потенциальные возможности растущего организма, обеспечивает высокий запас его прочности.

Генетические факторы определяют темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надёжность, формирование морфотипа человека, тип высшей нервной деятельности.
Наследственная программа реализуется лишь при стимулирующем влиянии среды.
Средовой фактор является ведущим при определении массы тела, а также в развитии моторики, проявлении физических качеств.

Акселерация – ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.
Например, увеличение массы и длины тела новорожденных, раннее прорезывание зубов, становление двигательных навыков, окостенение скелета, сокращение сроков полового созревания и проч.

Децелерация — замедление темпов роста и развития подрастающего поколения.

1-2 месяца
В 1-1-.5 мес держит головку, постепенно развивается координационное движение рук
3-4 месяца
Самостоятельно поворачивается со спины на бок, сидит при поддержке за руки. С 3-3.5 мес координированно, целенаправленно действует руками.

6-7 месяцев
Начинает сидеть самостоятельно переворачивается, приподнимает туловище, лёжа на животе. В 7 мес стоит при поддержке за руки.
7-8 месяцев
Сидит без опоры, встаёт на колени, начинает ползать, переступает при поддержке за руки.

8-9 месяцев
Садится из положения лёжа, встаёт на ноги, стоит и переступает при поддержке за одну руку и держась за неподвижную опору.
10-11 месяцев
Стоит без опоры, ходит за движущимися предметами, при поддержке за одну руку, перелезает через препятствие на четвереньках.

12 месяцев
Самостоятельно стоит без опоры, приседает, выпрямляется, начинает ходить самостоятельно, влезает на ступеньку.

В зависимости от состояния ЦНС дети осваивают движения по-разному, но три движения формируются одновременно у всех:
Поднимание и удерживание головы (1-1,5 мес)
Поднимание головы из положения лёжа на животе (4-5 мес)
Поднимание туловища с опорой на предплечья (5-6 мес)

Движения неточные, по общей схеме
Замедленная двигательная реакция
Недостаточно развиты мышцы-разгибатели
Высоко расположен центр тяжести, Малая опора – ребёнок неустойчив
Новые условнорефлекторные связи создаются легко, но они непрочные

Дети умеют бегать, бросать и ловить мяч, лазать по гимнастической лестнице. Способны выполнять несколько действий подряд, изменять направление движения подчиняться заданному темпу. К 4 годам катаются на санках (спуск с горы), умеют ходить на лыжах, кататься на 3-колёсном велосипеде и др.

Увеличивается прочность скелета, выражены изгибы позвоночника, повышается устойчивость ребёнка. Движения становятся точнее и энергичнее. Дети ориентируются в пространстве, согласуют свои действия с другими. Развивается двигательная память, воображение, мышление.

Сформирован позвоночник. Увеличивается объём мышц. В движениях появляется точность, плавность. Осваивают тонкие движения, меньше требуется повторений при разучивании. Способны к анализу и самоанализу качества движения.
Появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, умеют проводить подвижные игры самостоятельно.

Источник

Слайд 1

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Слайд 2

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

(В.А. Сухомлинский)

Цель: — познакомить родителей с приёмами и материалами, направленными на развитие мелкой моторики, приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Задачи:

— повышение профессиональной компетентности родителей в вопросе применения специальных приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

— формирование знаний по применении пальчиковой гимнастики на практике.

Сегодня мы поговорим с вами о мелкой моторике и о ее влиянии на развитии речи детей, познакомимся с нетрадиционными играми и материалами по развитию мелкой моторики. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Слайд 3

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.

Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить ее к работе.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев.

Слайд 4 «Влияние мелкой моторики на развитие речи»

Нарушение речевого и двигательного развития — наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности а также речи.

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития мелкой моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Слайд 5

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Слайд 6

Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Пальчики у большинства детей непослушные или слишком напряжённые, малоподвижные, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Многие держат ложку в кулаке, с трудом берут правильно кисточку и карандаш, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.

Слайд 7

Цель: развитие речи детей с ОПФР посредством развития мелкой моторики, используя игры и игрушки для массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковую гимнастику.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОПФР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
  • Развивать тактильную чувствительность рук.
  • Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
  • Тренировать тонкие движения пальцев рук.
  • Развивать память, внимание, терпение и связную речь.
  • Развивать навыки ручной умелости.

В нашей группе и кабинете учителя-логопеда создана необходимая предметно-развивающая среда, подобраны игры и пособия для развития мелкой моторики.

В группе представлены различные игры и материалы для развития мелкой моторики. Работа здесь осуществляется индивидуально или с небольшой подгруппой детей.

Слайд 8

Методы и приёмы:

  • Доминирующий метод – игровой
  • Словесный (объяснение и рассказ)
  • Наглядный (показ, демонстрация)
  • Практический (совместный показ, рассказ, игра)

Слайд 9

Работа с детьми ведётся в следующих направлениях:

• пальчиковая гимнастика;

• пальчиковые игры (с речевым сопровождением);

• массаж пальчиков;

• игры с предметами (игры с крупой и т.д.), шнуровка, мозаика;

• рисование по точкам;

• раскраски.

Для наибольшего удобства игры и игровые упражнения, используемые в работе с детьми, «разбиты» на комплексы:

  • Комплекс «Пальчиковые игры»;
  • Комплекс «Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики»;
  • Комплекс «Развитие графической моторики»;
  • Комплекс «Нестандартное оборудование».

Слайд 10 I. Комплекс «Пальчиковые игры» Пальчиковая гимнастика, массаж

«Семья»

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — Я,

Вот и вся моя семья

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Слайд 11 Пазлы и мозаика

Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.

Мозаика – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Слайд 12 Работа с ножницами

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Слайд 13 II. Комплекс «Использование элементов изодеятельности» Пластилинография

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, Пластилинография, способствует развитию мелкой моторики и в свою очередь, развитию речи…

Слайд 14 Дипломом лауреата 1 Всероссийского конкурса творческих работ «Волшебный пластилин» награжден Ткачев Андрей

Слайд 15 Сертификат получила за участие в этом же конкурсе Перелыгина Дарья

Слайд 16 Рисование

Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…

А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…

Слайд 17 Аппликация

Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев…

Слайд 18 Счетные палочки

Всем нам знакомые обыкновенные счетные палочки — универсальная игрушка.

“Ловкие пальчики». Раскладываем по цвету. В мире пластилина. Играем в геометрию. «Познавательные дорожки».Учимся считать. Рисуем палочками. Палочки — конструктор. «Логические цепочки». Игрушки-заместители.

Фантазия ребенка и увлеченных родителей безгранична…

Слайд 19 IV. Комплекс «Нестандартное оборудование». Рисование на манной крупе

Взаимодействие с сыпучим материалом (песок, манная крупа, мука) стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. А рисование на манной крупе — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать.

А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками.

Слайд 20 Проведение игр и упражнений в «Сухих пальчиковых бассейнах»

Пальчиковая гимнастика и массаж в «сухом бассейне» способствуют:

• нормализации мышечного тонуса;

• стимуляции тактильных ощущений;

• увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

• формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Пальчиковый массаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

  • «Горох»

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук:

В миску сыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

  • «Кто больше?»

Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

• «Напрягаем пальцы «

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

  • «Найди спрятанный предмет»

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

  • «Насыпаем в чашечку» С помощью ложечки перекладывать горох в чашечку.

Слайд 21 Игры с бусинами

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук:

• развивают мелкую моторику;

• развивают внимание;

• развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)

Слайд 22

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует развитию речи, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Слайд 23 Уважаемые родители, интересуйтесь материалами, методической литературой и пособиями для развития мелкой моторики у детей!!!!.

Слайд 24 Головной мозг.

Источник