Преемственность развитии ребенка в детском саду

Заварзина Елена
Преемственность в работе детского сада и семьи по вопросам оздоровления, обучения и воспитания детей

Преемственность в работе детского сада и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания детей.

За тысячелетия истории сложились две ветви воспитания детей: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей обладает своими специфическими возможностями в формировании всесторонней личности ребенка. Современная наука говорит о том, что невозможно отказаться от семейного воспитания ребёнка без ущерба его развития, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду. Поэтому в настоящее время перед педагогами особо актуально стоит вопрос организации работы с родителями.

В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) общеобразовательной программы дошкольного образования ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка являются важными условиями интеграции.

Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними базируется на учёте интересов и запросов семьи. Общение педагогов и родителей строится на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Семья становится активным субъектом образовательного процесса. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Каждая семья имеет индивидуальные особенности, по-разному реагирует на вмешательство. Наша задача — подбирать различные технологии, соответствующее содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.

В основу совместной деятельности и преемственности между семьёй и детскимсадом мы заложили следующие принципы:

• родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей;

• единство целей и задач воспитания и обучения;

• уважение, доверие и помощь ребёнку со стороны всех взрослых;

• знание и взаимопринятие воспитательно-образовательных возможностей дошкольного учреждения и семьи;

• постоянный мониторинг и анализ процесса взаимодействия детского сада и семьи.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, т. к. они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Под включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их участие в:

• организации образовательного процесса;

• создании творческих групп;

разработке планирования разных видов деятельности;

разработке собственных программ, планов для работы с родителями;

• привлечение родителей к оценке и изучению за деятельностью ДОУ.

Для реализации этой задачи необходимо:

• внедрить методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения;

• повышать уровня психолого-педагогических знаний родителей;

воспитывать родителей как заказчиков образовательных услуг;

• активно, систематически привлекать родителей к участию в деятельности дошкольного учреждения;

• создать комплекс необходимых условий на всех этапах образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Мы используем следующие формы сотрудничества с семьями:

• Дни открытых дверей;

• индивидуальные и групповые беседы;

• консультации;

• Анкетирование;

• семинары – практикумы;

• родительские собрания;

• конференции;

• тренинги;

• вечера отдыха;

• оборудование библиотеки, аудио- и видеотеки, игротеки;

• совместные праздники, походы, экскурсии, спортивные развлечения;

• выявление передового опыта семейного воспитания.

Таким образом, для успешной реализации воспитательно-образовательных целей родители и педагоги должны стать партнёрами-единомышленниками. Необходимо привлекать мам и пап к жизни детского сада, а формы и методы взаимодействия подбирать в зависимости от различий в семейном воспитании, структуры общения, уровня общей культуры родителей.

Источник

татьяна сигитова
Консультация «Преемственность детского сада и начальной школы в математическом развитии дошкольников»

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования — это подготовка к школе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование и повышение значимости образования привели к тому, что школа стала постоянно повышать требования к интеллектуальному развитию детей. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения должна существовать преемственность.

Преемственность – это опора на пройденное, использование имеющихся у детей знаний, представлений, способов деятельности. Она означает расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего и обеспечивает непрерывность всех ступеней образования.

Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». К сожалению, в практике работы дошкольных и школьных образовательных учреждений не всегда просматриваются эти взаимоотношения, их единство. Так, подготовка детей к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы 1 класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Однако, как показывает практика, наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения в школе. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Кроме того, если программа 1-го класса просто будет повторять программу подготовительной к школе группы, узнаваемый учебный материал будет неинтересен первокласснику, что приведет к снижению познавательной активности.

Принятие Закона «Об образовании в РФ», введение федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования повлекли за собой пересмотр сложившейся системы работы по обеспечению преемственности, позволили педагогам по-новому выстраивать дошкольное и школьное образование.

Обеспечение более высокого уровня математического развития детей, поступающих в первый класс, их предварительная подготовка, безусловно, существенно влияет на качество усвоения учебного материала в школе. Поэтому такое серьезное внимание уделяется правильной организации учебно-воспитательной работы в детских садах, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Необходимость осуществления преемственности в обучении дошкольников элементарной математике между детским садом и школой обусловлена спецификой данной области знаний.

1. В процессе работ по развитию элементарных математических представлений у ребенка развиваются все психические процессы, особенно мыслительные функции (все операции мышления, элементы логики и абстрактного мышления).

2. Математика, как область знаний довольно сложна, поэтому приобретение математических знаний в школе будет затруднено без опоры на изученное в ДОУ.

3. В процессе математической работы в детском саду происходит успешное формирование навыков учебной деятельности (например, развивается способность детей анализировать свои действия, формируется способность к самоконтролю).

Общепризнанным является мнение, что сущность преемственности между детским садом и школой в развитии у детей математических представлений, умений и навыков состоит во взаимосвязи,согласованности и перспективности всех компонентов методической системы: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации образовательного процесса. Это обеспечивает поступательное развитие ребенка.

Авторы концепции непрерывного образования считают, что преемственность в целях и задачах обучения детей 3-10 лет математике заключается в формулировке следующих общих для дошкольного и младшего школьного этапа задач:

1) развитие элементарных форм интуитивного и логического мышления и соответствующего им математического языка; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации); умений оперировать знаково-символическими средствами;

2) овладение определенной системой математических понятий и общих способов действий;

3) овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности – математическом моделировании.

Содержание математического образования в дошкольном и младшем школьном возрасте определяется образовательными программами. В настоящее время существует множество вариативных программ на уровне детского сада и школы. Это существенно затрудняет установление преемственности в системе образования.

Если говорить о конкретном содержании математической работы, то и в детском саду, и в школе в него включаются разделы, связанные со сравнением предметов и групп предметов по размеру, величине и форме, усвоение последовательности чисел от 0 до 20; знаний о составе числа из единиц и двух меньших чисел; умение решать простые арифметические задачи в одно действие; пространственные и временные представления.

Ребенок в детском саду уже должен научиться воспринимать число как знак, как основное понятие математики, обозначающее количество предметов или порядковый номер местоположения предмета. Опираясь на эти представления, полученные в дошкольном возрасте, в школе ребенок усваивает дальнейшую последовательность чисел, овладевает умением записывать числовые выражения и арифметические действия. Знания состава числа в детском саду служат предпосылкой для усвоения таблицы сложения чисел в школе.

Ребенок, посещавший ДОУ, обычно приходит в школу, обладая умением оценивать свойства и качества предметов по их форме, величине, весу, зная сенсорные эталоны. Это способствует формированию начал геометрического мышления в школе. В детском саду ведетсяисследовательско-лингвистическая работа: дети усваивают простейшие математические термины, у них формируются умения делать выводы, умозаключения, обосновывать ход решения задачи путем рассуждения. Это является основой для дальнейшей работы в школе.

содержание работы в 1-м классе школы не должно являться идентичным подготовительной группе детского сада, а способствовать дальнейшему усложнению и усвоению знаний на основе полученных. Только когда работа в ДОУ будет направлена на такое развитие детей, которое отвечает требованиям, предъявляемым на последующих ступенях, а учителя начальных классов станут опираться на материал, ранее усвоенный детьми на занятиях, будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы.

Другой вариант эффективного достижения преемственности – создание комплекса «Детский сад – образовательная школа». Здесь создается механизм интеграции дошкольного и начального образования на основе преемственности в содержании, методах и средствах обучения детей. В случае появления подобного комплекса производится тщательный отбор содержания непрерывного образования на основе разных образовательных программ, а также разрабатываются сквозные программы и методическое обеспечение к ним по различным областям знаний, в частности по математике. Это – идеальный вариант достижения преемственности, когда работает целый педагогический коллектив, как правило, имеющий научное руководство. В обычных случаях педагогам детского сада необходимо налаживать тесный контакт с близлежащей школой, изучать специфику предъявляемых там требований к математическому образованию учащихся, определять уровни познавательного развития детей и учитывать их в работе подготовительной группы. В свою очередь, школьные учителя должны быть ознакомлены с программой ДОУ, знать и учитывать уровень поступающих к ним детей.

В последние годы педагоги все чаще обращаются к вопросам методики, технологии обучения детей математике, прорабатываются пути достижения преемственности именно в вопросах методики. В исследованиях Н. Н. Поддъякова, А. М. Леушиной, Т. В. Тарунтаевой, Н. И. Непомнящей и др. учитываются психологические механизмы формирования учебной деятельности ребенка на материале математики, методические вопросы, связанные с природой образования понятия числа у дошкольников и младших школьников. Преемственность в средствах, методах, формах достигается грамотной организацией работы по развитию элементарных математических представлений в детском саду о школе.

Дошкольное звено процесса непрерывно математического образования ребенка является самоценным и должно опираться на ведущую – игровую деятельность. С другой стороны, оно должно создавать условия для элементов учебной деятельности.

Игровая форма обучения является преемственной, так как сложные понятия математики лучше всего усваиваются ребенком в ситуации игрового общения. Как воспитатель, так и учитель может в доступной игровой занимательной форме вводить ребенка в мир сложных математических понятий.

Исключительно важное значение для развития мыслительной активности ребенка имеют проблемно-практические ситуации. Проблемно-поисковый метод ценен тем, что как в ДОУ, так и в школе он организует творческое усвоение знаний детьми, потому что учит их самостоятельно применять накопленные знания для решения проблемных задач.

Развивающие упражнения являются эффективным методом работы педагога по математике в ДОУ и в школе. Например, работа по ознакомлению с дробями в школе опирается на такое развивающее упражнение в детском саду: чем большем число частей, на которые вы разделите предмет, тем меньше по размеру получится каждая его часть.

Развитие познавательной активности детей достигается тем, что и на занятии, и на уроке по математике ребенок должен рассуждать, делать для себя открытия, высказывать свое мнение, решать задачи проблемного характера. Главное – учить детей поиску правильного ответа, когда педагог направляет их рассуждения в нужное русло.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что математическое развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста будет эффективным в том случае, если оно представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирование качеств математического мышления (гибкости, логичности, вариативности, рациональности и др., что приводит к стимуляции способностей к продуктивному применению математических знаний. Поскольку ведущим типом мышления детей дошкольников является наглядно-действенное мышление, а на границе перехода в начальную школу – наглядно-образное, основным способом обучения ребенка должен стать конструктивно-моделирующий способ деятельности в математическим материалом. Основным способом развития мыслительной деятельности ребенка будет обобщение результатов своей деятельности на основе сенсорного восприятия информации. Такой развивающий образовательный процесс должен обеспечить ребенку индивидуальную траекторию развития в рамках изучаемого материала.

Источник