Дробинская ребенок с задержкой психического развития

Дробинская ребенок с задержкой психического развития thumbnail

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Дробинская Анна Олеговна

Полное имя: Дробинская Анна Олеговна

Ученая степень: кандидат психологических наук

E-mail: d-ao@yandex.ru

Доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ

Образование:

  • Астраханский государственный медицинский институт им. А.В.Луначарского, факультет «Педиатрия» (1984);
  • Московский государственный открытый педагогический институт, специальность «Педагогика и психология (дошкольная)»

Повышение квалификации

  • специализация по психиатрии (1991),
  • сертификационные курсы по психиатрии (2002 и 2007),
  • курсы повышения квалификации по психотерапии и по психиатрии детского и подросткового возраста (2002),
  • курсы повышения квалификации по психиатрии (2007),
  • курсы «Преподаватель дистанционного обучения» (2007).

Профессиональная деятельность

Объединенная детская больница г.Кузнецка Пензенской области, педиатр.

Детская поликлиника №133 г.Москвы и дошкольный детский дом №27, педиатр.

Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования, врач лаборатории клинико-генетического изучения аномальных детей (с 1990), врач-психоневролог лаборатории по изучению детей со стойкими трудностями в обучении (с 1992), врач-психиатр (с 2002), ст. науч. сотр. Коррекционно-диагностического центра ИКП.

Присвоена первая врачебная категория по специальности психиатрия (2008)

Московский НИИ психиатрии Росздрава, старший научный сотрудник (с 2009)

Защита кандидатской диссертации (по специальности «коррекционная психология»): «Личностно ориентированный подход к коррекции трудностей в обучении младших школьников с церебрастенией» (науч. рук. академик В.И.Лубовского) — 1999 г.

Преподавательская деятельность с 1993г.:

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ;

Московский институт открытого образования, Университет РАО;

МГППУ, факультет ПО, доцент кафедре дошкольной психологии и педагогики (с 2003).

Научные интересы:

Различные виды психического дизонтогенеза в детском возрасте, в т.ч. расстройства аутистического спектра. Диагностика отклоняющегося развития в дошкольном возрасте, полипрофессиональная психобиосоциальная абилитация детей с отклоняющимся развитием. Проблема инклюзивного, интегрированного и специального образования детей с ОВЗ.

И более широкий круг проблем: родительско-детские отношения и их влияние на формирование или преодоление проблем в поведении и обучении у детей, вопросы адаптации детей с теми или иными трудностями развития к условиям детских учреждений, телесно-ориентированные методики коррекции детского развития и т.д.

Авторские разработки:

курс дистанционного обучения для родителей «Нестандартный ребенок — учимся понимать и помогать» в рамках деятельности Психологического университета для родителей МГППУ.

Консультирует:

В НИИ психиатрии, отделение психической патологии детей и подростков.

Учебные курсы

  • Возрастная анатомия и физиология,
  • Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста,
  • Педиатрия и гигиена ребенка раннего возраста,
  • Физиология и психофизиология ребенка младшего и раннего возраста,
  • Клинико-психологическая характеристика детей с отклоняющимся развитием,
  • Особый ребенок в группе детского сада
  • Методы психологической коррекции

Публикации

  1. Синдром психического инфантилизма /Дефектология, 1997, №2.
  2. Судорожный синдром / Дефектология, 1997, №3.
  3. Астенический синдром / Дефектология, 1997, №6.
  4. Руководство по воспитанию ребенка раннего возраста. Пособие для работников детских дошк. учреждений и родителей. М.: «Просвещение», 1997. (совм. с Е.О.Смирновой,Л.Н.Галигузовой и др.)
  5. Ранние признаки психических заболеваний / Дефектология. 1998. №1.
  6. Личностно ориентированный подход к коррекции трудностей в обучении у младших школьников с церебрастенией. Дис. …канд. психол. наук. — М., 1999 — 178 с.
  7. Школьные трудности «нестандартных» детей.Уч.-метод. пос. для учителей общеобр. школы. М.: Школа-Пресс, 1999. — 144 с.
  8. Школьные трудности «нестандартных» детей. 2-е изд. М.: Школа-Пресс, 2001. — 144 с.; (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология», Выпуск 7).
  9. Клинико-психолого-нейрофизиологические механизмы задержки психического развития у детей // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов КРО / Под ред. С.Г.Шевченко. М.: АРКТИ, 2001.
  10. Синдром раннего детского аутизма / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, №6. — С. 75-77.
  11. К вопросу о «детских капризах». Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. М., 2003.
  12. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. центр «Владос» , 2003. — 400 с.
  13. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога (в соавт. Е.О. Смирнова Галигузова Л.Н. Авдеева Н.Н. Мещерякова С.Ю. Ермолова Т.В. — М.: АРКТИ, 2004. — 160 с. (Развитие и воспитание).
  14. Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь. Серия «В помощь специалисту» Школьная пресса Изд-во , 2005 г., 96 с. ISBN(1) 5-9219-0396-5 Целевое назначение Производств.-практич. изд., практич. рук-во.
  15. Диагностика нарушений развития у детей: клинические аспекты. Пособие для специалистов ПМПК. Серия «В помощь специалисту» Школьная пресса. 2006. — 64 с.
  16. Разработка организационно-методического и информационного обеспечения новых форм дошкольного образования: центров игровой поддержки развития, консультативных пунктов, лекотек, служб ранней помощи / Под руководством В.Н.Ярыгина. — М: МГППУ, 2007.
  17. Трудный — не значит «плохой». — М.: МГППУ, 2007.
  18. Чтобы здоровье не подвело или как избежать проблем при встрече со школой. — М.: МГППУ, 2007.

Новости психологии

06.04.2020

Как не дать школе сломать вашего ребенка. Советы психолога Михаила Лабковского.

27.03.2020 12:58:00

Психическое здоровье детей и подростков во время пандемии коронавируса

26.03.2020

«Дистанционное консультирование родителей» — новый раздел на портале ФРЦ

Медиатека

Все ролики

Партнеры

Портал психологических новостей

Информационные партнеры

Союз охраны психического здоровья

Источник

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Выступление на родительском собрании

ТЕМА: «Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития»

Подготовил

практический психолог

МДОУ «Ясли-сад № 170 г. Донецка»

Кондратенко И.В.

Дата проведения:27.09.2019г.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ЗПР в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ЗПР полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Цель сопровождения: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).
Цель сопровождения детей с ЗПР в дошкольной образовательной организации — создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи:
— Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР.
— Осуществление психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР.
— Помощь детям с ЗПР в освоении типовой образовательной программы.
— Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ЗПР.

Основные принципы сопровождения:

— безусловное принятие каждой личности;

— признание уникальности личного опыта конкретного ребенка;

— создание условий для саморазвития, личностного роста.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через следующие направления:

1. Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

2. Организация коррекционно-развивающего обучения;

3. Консультирование детей, родителей, педагогов.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду являются:

● Взаимодействие с детьми включающие в себя следующие функции:

— выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, состояний декомпенсации (с 3 лет, в случаях тяжелых отклонений в развитии с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении);

— выявление резервных возможностей развития ребенка (определение характера, продолжительности и эффективности специальной коррекционной помощи, в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей);

— организация коррекционной работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности;

— мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации;

— мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к школе;

-консультативная помощь врачей-специалистов;

-мониторинг динамики коррекции речи, познавательных процессов, эмоционально-волевых нарушений и поведения у детей.

● Взаимодействие с педагогами включает в себя следующие функции:

— методические рекомендации и практическая помощь в организации дифференцированного подхода к детям (разработка и реализация рекомендаций по взаимодействию с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями, приемов по развитию внимания, памяти, мышления в дидактических и подвижных играх, организация учебно-воспитательной и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ);

— организация взаимодействия воспитателей, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя по коррекции речи, познавательных процессов и поведения у детей;

— организация и проведение практикумов и консультаций для воспитателей о развитии детей, их психофизиологических особенностях;

● Взаимодействие с родителями включающие в себя следующие функции:

— просветительская работа среди родителей (особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям, готовность ребенка к школьному обучению, профилактика заболеваний);

— индивидуальные рекомендации для родителей, испытывающих трудности в воспитании ребенка;

— организация исполнения рекомендаций городской и областной ПМПК.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна (многообразна) и разнородна по составу.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт — терапии, сказкотерапии, пескотерапии и др.);

  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

1)сбор информации о ребенке;

2)анализ полученной информации;

3)совместная выработка рекомендаций;

4)консультирование всех участников сопровождения;

5)решение проблем;

6)анализ выполненных рекомендаций;

7)дальнейший прогноз развития ребенка.

Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания.

Литература:

1. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь/А.О. Дробинская. – М: 2005. – 95.

2. Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Никашиной Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития/ под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Никашиной. – М. 1981. – 118.

3. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной организации. Книга 1/ С.Г. Шевченко, Н.В. Бабкина, А.Д Вильшанская. – М: 2005. – 93.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Т.А. Власова, М.С.Певзнер. – М: 1973. – 173.

Источник

Читайте также:  Развитие ребенка 4 года аутизм