Предпосылки определяющие развитие ребенка мухина
ВОЗРАСТНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ:
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ, ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО
Оглавление
От автора
Введение
Раздел
I.
Феноменология развития
Глава
1.
Факторы, определяющие психическое
развитие
§
1. Условия
психического развития
§
2. Предпосылки
развития психики
§
3. Внутренняя
позиция и развитие
Глава
II.
Индивидуальное развитие личности
§
1. Социальная
единица и уникальная личность
§
2. Фактор
места как условие развития личности
Глава
III.
Механизмы развития личности и ее
социального бытия
§
1. Идентификация
как механизм социализации и индивидуализации
личности
§
2. Обособление
как механизм социализации и индивидуализации
личности
§
3.
Взаимодействие идентификации-обособления
и типы личностей
Раздел
II.
Детство
Глава
IV.
Младенчество
§
1.
Новорожденность: врожденные особенности
и тенденции развития
§
2. Собственно
младенчество
Глава
V. Ранний
возраст
§
1. Особенности
общения
§
2. Умственное
развитие
§
3. Предпосылки
формирования личности
§
4. Предметная
и другие виды деятельности
Глава
VI.
Дошкольный возраст
§
1. Особенности
общения
§
2. Умственное
развитие
§
3. Детская
личность
§
4. Игры и
другие виды деятельности
Глава
VII.
Младший школьный возраст
§
1. Особенности
общения
§
2. Умственное
развитие
§
3. Личность
ребенка младшего школьного возраста
§
4. Учебная
деятельность
Раздел
III.
Отрочество
Глава
VIII.
Условия и образ жизни
§
1. Социальная
ситуация в жизни отрока
§
2. Учебная
деятельность и ориентация на труд
Глава
IX.
Особенности общения
§
1. Общение
со взрослыми и сверстниками: общие
тенденции
§
2. Общение
со сверстниками противоположного пола
Глава
X.
Умственное развитие
§
1. Развитие
речи
§
2. Развитие
высших психических функций
Глава
XI.
Личность отрока
§
1. Особенности
идентификации с собственным «Я». Кризис
личности в отрочестве
§
2. Самосознание
в отрочестве
Вместо
заключения. Юность.
Примечания
Приложение.
Программа курса «Возрастная психология.
Рекомендовано
Министерством общего и профессионального
образования Российской Федерации в
качестве учебника для студентов,
обучающихся по педагогическим
специальностям
4-е издание,
стереотипное
Москва
ACADEMIA
1999
УДК
159.922.7/8(075.8) ББК
88.8я73 М92
Рецензенты:
доктор
психологических наук, профессор, академик
РАО А. В.
Петровский;
доктор
психологических наук, профессор, академик
РАО В. П.
Зинченко;
доктор
психологических наук Л.
Ф. Обухова
Мухина В. С.
М92
Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество: Учебник
для студ. вузов.
— 4-е изд.,
стереотип.
— М.:
Издательский
центр «Академия»,
1999. — 456 с.
ISBN
5-7695-0408-0
В учебнике
раскрываются вопросы феноменологии
общего развития и онтогенеза с
рождения до юношеского возраста. Автор
показывает, что развитие ребенка
происходит через его деятельность.
Индивидуальное развитие человека
рассматривается в двух ипостасях: как
социальной единицы и как уникальной
личности. В книге представлена авторская
концепция механизмов, определяющих
развитие личности и ее социальное бытие.
Учебник адресован
студентам психолого-педагогических
факультетов педагогических
университетов, психологам, а также всем,
кого интересуют проблемы возрастной
психологии.
УДК
159.922.7/8(075.8) ББК88.8я73
ISBN
5-7695-0408-0
©Мухина
В. С.,
1997 ©
Издательский центр «Академия»,
1997
Студентам
психолого-педагогических факультетов
МПГУ и Самарского ГУ посвящается
ОТ
АВТОРА
Сверхидеей
книги является рассмотрение многообразия
составляющих психического развития
на возрастных этапах как условия рождения
личностного начала в человеке. Ибо быть
личностью
— значит
прежде всего хотеть и уметь брать
ответственность за себя, за других и за
отечество.
В
книге дается авторское изложение
феноменологии и развития самосознания
личности, а также описание удивительной
поры детства и отрочества
— истинной
предтечи рождения личности, когда
человек развивается в телесном,
умственном, эмоциональном, волевом и
духовном отношении и проходит школу
социализации в игре, в ученье, в общении
с другими людьми.
Я
посвящаю свой труд студенческой молодежи
— будущим
психологам и педагогам, так как именно
в этот период жизни человек может
глубоко рефлексировать на свое прошлое
и настоящее, не только переживать
эмоционально «чувство личности», но и
свободно действовать в проблемных
ситуациях в соответствии со своим
мировоззрением и нравственным
чувством, т.е. может быть личностью в
высшем значении этого слова. Изучение
психологических особенностей возраста,
предшествующего юности, позволит молодым
людям не только составить представление
о закономерностях психического развития,
но и лучше понять самих себя.
Декабрь 1996г.
Москва
Валерия Мухина
В учебнике
проводится мысль о том, что в равные
временные промежутки психика человека
проходит различные «расстояния» в своем
развитии, претерпевает различные
качественные преобразования. В связи
с этим по мере перехода от периода
новорожденности к более старшим возрастам
материал изучается все более «расчленение»
в соответствии с прогрессирующей
дифференциацией психики ребенка и
отрока, при этом показано усложнение
самой духовной жизни.
Руководящая идея
при создании данного учебника состояла
в том, чтобы раскрыть возрастную
психологию как науку, предметом которой
является целостное психическое развитие
человека. Поэтому центральное место
при освещении каждого возрастного
периода, каждой стороны психического
развития занимает круг вопросов,
связанных с характеристикой самого
процесса развития, обусловленного
предпосылками и условиями развития,
а также внутренней позицией самой
личности. Описанный материал, касающийся
возрастных особенностей, привлекается
в той мере, в какой он необходим для
понимания процесса развития.
В
книге широко обсуждаются идеи и
исследования Л. С. Выготского, С. Л.
Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева,
А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, П. Я.
Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович,
Л. А. Венгера, их учеников и сотрудников,
учеников и сотрудников автора этого
учебника, а также многих других
отечественных психологов и психологов
из стран СНГ. Привлекаются также
материалы, содержащиеся в трудах
известных представителей зарубежной
психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже,
К. Коффки, Э. Клапе-реда,
3. Фрейда,
А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж.
Брунера и др.
В то же время,
памятуя о том, что цель учебника –
целостное изложение психического
развития человека, автор счел правильным
не вдаваться в дискуссии по поводу
разночтений в понимании развития психики
и становления личности в современной
психологии, а предложить свое понимание
этого развития, включая в его описание
не только результаты собственных
исследований, но и те классические идеи,
которые стали достоянием современной
психологии и приняты автором как
адекватно объясняющие развитие. Право
к такому подходу при написании
учебника по возрастной психологии дает
учебный план психолого-педагогических
факультетов, который помимо множества
специальных психологических курсов
включает в себя курс истории психологии,
в том числе курс истории возрастной
психологии. Книга представляет собой
авторское видение развития человека
как уникального феномена на всех
возрастных этапах онтогенеза.
В первом разделе
излагается авторское понимание условий
психического развития и бытия
человека. Предлагаются описание и
обсуждение исторически обусловленных
реальностей существования человека.
Обсуждаются реальности предметного
мира, образно-знаковых систем, социального
пространства и природная реальность
как условие развития и бытия человека
с первых дней его появления на свет и в
течение всей жизни.
Формируется
понимание развития и формирования
самосознания человека на всех этапах
онтогенеза в контексте исторического
момента развития и его этнической
принадлежности. Предлагается принципиально
новый подход к пониманию механизмов
развития и бытия личности через
идентификацию и обособление.
Второй и третий
разделы посвящаются соответственно
детству и отрочеству. Здесь анализ
психического развития и бытия ребенка
и отрока проводится сквозь сформулированные
в первом разделе общие подходы к условиям
и предпосылкам развития, а также к
позиции самого человека.
Соседние файлы в папке Сем 5 АН-НА
- #
- #
Источник
Ваш комментарий о книге ОГЛАВЛЕНИЕОт автора 4 |
Источник
7. Взгляд на развитие психики В. С. Мухиной
Условием развития человека помимо реальности самой Природы является созданная им реальность культуры. Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека В. С. Мухина классифицирует следующим образом:
Реальность предметного мира – предметы природы и рукотворные предметы, которые человек создал в процессе своего исторического развития, а также система отношений к этим предметам. Эти отношения отражены в языке, мифологии, философии и в поведении человека.
Реальность образно-знаковых систем – системы знаков, которые воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, определяя ее, и одновременно детерминируют создание новых предметов реального мира. Современные знаковые системы подразделяются на языковые и неязыковые (знаки-признаки, знаки-копии, автономные знаки, знаки-символы и т. д.).
Реальность социального пространства – вся материальная и духовная сторона человеческого бытия наряду с общением, человеческими деятельностями и системой прав и обязанностей.
Природная реальность – условие и источник жизни и жизнедеятельности человека. Человек ввел саму природу и ее элементы в содержание реальности созданной им образно-знаковой системы и сформировал отношение к ней как к источнику жизни, условия развития, познания и поэзии.
Процесс психического развития самого человека, согласно многочисленным исследованиям этнологов, психологов, происходит по историческим законам, а не по биологическим. Так, доказано, что процесс формирования мозга животного в основном заканчивается к моменту рождения, а у человека продолжается после рождения и зависит от условий, в которых происходит развитие ребенка. Следовательно, эти условия не только заполняют «чистые страницы» мозга, но и влияют на само его строение. Если в животном мире достигнутый уровень развития поведения передается от одного поколения к другому, как и строение организма, путем биологического наследования, то у человека свойственные ему виды деятельности, а вместе с ними и соответствующие знания, умения и психические качества передаются другим путем – путем социального наследования. Природные свойства ребенка, не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Сами же качества возникают благодаря социальному наследованию. Так от природы ребенок получает строение слухового аппарата и соответствующих участков нервной системы, пригодное для различения речевых звуков. Но сам речевой слух развивается только в процессе усвоения того или иного языка под руководством взрослых. Следовательно, в процессе усвоения общественного опыта отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга.
В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка, в частности созревание его нервной системы и мозга, что очень важно для психического развития: благодаря этому увеличиваются возможности усвоения различных действий, повышается работоспособность ребенка, создаются условия, позволяющие осуществлять все более систематическое и целенаправленное обучение и воспитание.
Ход созревания зависит от того, получает ли ребенок достаточное количество внешних впечатлений, обеспечивают ли взрослые условия воспитания, необходимые для активной работы мозга.
Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Существуют возрастные периоды особой сензитивности, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития.
В. С. Мухина предлагает принципиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.
Идентификация – механизм присвоения одним индивидом всесторонней человеческой сущности.
Обособление – механизм отстаивания индивидом своей природной и человеческой сущности.
Мухина рассматривает идентификацию и обособление как диалектически связанные механизмы, по своей глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности.
Многие психологические направления наполняют понятие обособления исключительно отрицательным содержанием, настаивая на том, что отчуждение возникает в результате социального развития как нечто сковывающее свободу личности, ее потребности и достоинство. Однако общество всегда нуждалось в самостоятельной и активной личности, а личность – в гармоническом взаимодействии с обществом. Это обстоятельство обусловило формирование определенного механизма в генезисе развития человека.
Идентификация и обособление – это и есть два равноценно значимых и одновременно диалектически противоречивых элемента пары единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной. Производные от основной пары (конформность – самостоятельность, сопереживание – зависть и др.) получают свое развитие в специфических социальных ситуациях: из ситуативно возникающего поведения в определенных условиях складываются свойства личности. В структуре личности превалирующий член пары определяет личностные характеристики. В крайнем выражении каждый член пары асоциален.
Периоды, которые представляют возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах, В. С. Мухина определяет следующим образом:
Младенчество (от 0 до 12-14 мес.) – период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких. У младенца уже можно наблюдать такие рефлексы, как защитные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые, а также сосательный, цеплятельный и рефлекс отталкивания. Под влиянием внешних впечатлений у ребенка происходит интенсивное развитие мозга и органов чувств. Общение со взрослым в этот период перерастает в совместную деятельность, а действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития. К концу первого года у ребенка возникает связь между названием предмета и самим предметом – начальная форма понимания речи. К концу младенчества на основе организуемых взрослыми движений и действий ребенка у него складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления.
Ранний возраст (1 до 3 лет) – основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления; в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли; в выделении своего «Я» и появлении так называемого чувства личности.
Дошкольный возраст (3 до 6-7 лет) — период владения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок обучается тонкой рефлексии на другого человека, интенсивно развивает способность к идентификации с людьми, сказочными персонажами, игрушками, изображениями и т. п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную стороны обособления. Малыш дошкольного возраста учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми, продвигается в развитии речевого и эмоционального общения. Ребенок начинает приобретать интерес к половым различиям, что содействует развития половой идентификации. Весь период с трех до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками – периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В этом возрасте самосознание ребенка развивается на столько, что это дает право говорить о детской личности.
Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет) – к началу младшего школьного возраста ребенок представляет собой в известной степени личность. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности; существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу». Этот возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности, на основе которой при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. Учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная.
Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет) – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Стремление идентифицировать себя с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. д. Дружба в отрочестве благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты. Рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства – и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве.
Заключение
По представленным выше концепциям можно проследить, как менялись взгляды на процесс развития психики на протяжении целого столетия: от примитивных и наивных теории до современных зрелых идей и взглядов. Безусловно, каждый подход, каждая концепция имеет положительные и отрицательные стороны, но все они представляют огромную ценность не только для возрастной психологии, но для всей психологии вообще и каждой ее отрасли в частности.
Так, работа В. Прейера, где он рассматривал психологическое развитие ребенка как частный вариант биологического, несмотря на ограниченность и наивность есть первая работа, где психика рассматривалась объективно, а не интроспективно. Именно его работа «Душа ребенка», а также подобные работы Н. Менчинской и В. Штерна, положили начало детской психологии.
Чуть позже появляются попытки понять закономерности развития психики исходя из биогенетических законов; а параллельно им создаются противоположные, социогенетические теории. Последователи биогенетической теории недооценивали социальных факторов развития. Социогенетическая теория вообще слишком абстрактна, так как, делая акцент на социальных процессах, оставляет в тени общие и биологические условия развития. Однако, не смотря на все недостатки, биогенетический принцип интересен тем, что это были первые попытки научно осмыслить факты развития, уложить их в известную биологическую последовательность, утвердить тот факт, что развитие подчиняется известным закономерностям. Если бы не было этой – пусть не верной, но все же теоретической концепции – то еще долго не было бы и других теоретических концепций.
З. Фрейд, со своей теорией личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества, поставил все понимание человеческой психики того времени с ног на голову. По Фрейду, всякий человек появляется на свет с врожденными сексуальными влечениями. До сих пор, не смотря на многочисленную критику, влияние идей З. Фрейда на современную психологию огромно. Его теория первой показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают, а также его концепция была первой динамической концепцией развития. З. Фрейд раскрыл громадную и еще неизведанную территорию для изучения психики, психических процессов и человеческого поведения.
Э. Эриксон – ученик З. Фрейда, расширил фрейдовскую концепцию, вышел за ее рамки. Отличие и преимущества его теории перед теорией Фрейда в том, что Эриксон рассматривал не только детство, а течение всей жизни, а также в том, что Эриксон связывал развитие человека с соматическим развитием, развитием сознательного «Я» и социальным развитием, что отличает его взгляды от пансексуальных взглядов З. Фрейда. Работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики – психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к истории.
Учение Ж. Пиаже, на взгляд многих психологов – высшее достижение психологии ХХ века. Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии до работ Пиаже и тем уровнем развития теории, которая существует теперь, благодаря его деятельности. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка.
Громадный, неоспоримый вклад в развитие современной возрастной психологии внес отечественный психолог Л. С. Выготский, описав принцип культурно-исторического развития ребенка, согласно которому интерпсихическое становится интрапсихическим. По Выготскому, основным источником развития психики является среда, в которой психика формируется, тогда как в предыдущих концепциях среда рассматривалась всего лишь как условие, один из факторов развития. Л. С. Выготский сумел перейти от чисто описательного изучения явлений к раскрытию их сущности, это его колоссальная заслуга перед наукой. Культурно-историческая концепция замечательна еще тем, что она преодолевает биологизм, царивший в психологии развития, в основных теориях и концепциях, таких как теория рекапитуляции, теория конвергенции двух факторов, психодинамическая теория развития личности З. Фрейда, концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже и др.
Д. Б. Эльконин – ученик и последователь Л.С. Выготского – в своих трудах развил наследие Выготского, преодолел интеллектуализм его научных концепций, а также предположил, что в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.
В. С. Мухина предложила принципиально новую теорию развития личности через механизмы идентификации и обособления. Также особенностью концепции В. С. Мухиной является ее универсальность для любых слоев населения, географических и этнологических особенностей, социальных групп.
Список литературы
Обухова Л. Ф. «Детская психология: теории, факты, проблемы»
Кон И. С. «Психология старшеклассника»
З. Фрейд «Лекции по введению в психоанализ», «психоанализ детских неврозов»
Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»
Выготский Л. С. сочинения в 6-ти томах; т. 3-4.
Возрастная психология, хрестоматия, под редакцией В. С. Мухиной и А. А. Хвостова.
Раздел: Психология, педагогика
Количество знаков с пробелами: 61384
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
… , мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы в процессе развития ребенка, которые могут определить нарушения психологического развития ребенка. 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста 2.1 Организация и методика обследования Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния детско- …
… их воспитывать
как можно лучше,
они будут стараться,
и свои взаимные
несогласия
не доводить
до разрыва и
тем не ставить
детей в самое
трудное положен