Предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции

Предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции thumbnail

Под принципами обучения (дидактическими принципа­ми) подразумеваются объективные закономерности, исход­ные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.

Как уже говорилось выше, заслуга разработки системы ди­дактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я. А. Коменскому (см. гл. II настоящего по­собия). Но эта система оказалась достаточно подвижной: в последующие столетия отвергались одни ее принципы (принцип природосообразности и др.), наполнялись иным содержанием имеющиеся, вводились новые. С чем это свя­зано? За время, минувшее с 1654 г., когда Я. А. Коменский в своей книге «Великая дидактика» впервые сформулиро­вал дидактические принципы, прежде всего изменились со­циально-экономическая и политическая ситуации в мире, что сказалось на целях обучения и воспитания; трансфор­мировалась система образовательных учреждений. К это­му следует прибавить успехи науки, которая шагнула да­леко вперед, обогатившись данными о возрастных харак­теристиках обучаемых, об особенностях процесса позна­ния, о роли мотивационной сферы в его ходе и др. Современные дидактические принципы опираются на по­знанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности. Остановимся на тех принципах, которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения.

Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимуще­ственно всегда носит воспитывающий характер. Чем млад­ше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание — обуча­ющим. Правильно организованный процесс обучения ока­зывает влияние на формирование личности в целом. Это осуществляется через содержание обучения, формы его организации, методы и средства. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление де­тей с окружающей действительностью, приобщение к куль­туре в самом широком смысле этого слова, на основе чего у ребенка складывается динамически развивающийся «об­раз мира», происходит усвоение норм отношений, станов­ление ценностных ориентации. В ходе обучения вырабаты­вается произвольность поведения, психических процессов; дети овладевают навыками общения.

Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребен­ка. В основе принципа лежит закономерность, согласно ко­торой обучение — движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования спо­собностей, интересов, склонностей. По Л.С. Выготскому, ребенок имеет две зоны развития. Первая — зона актуального развития — уже достигнутый в данном возрас­те уровень. Он показывает, что ребенок выполняет или может выполнить самостоятельно. Актуальный уровень развития определяет содержание сегодняшней жизни ребен­ка и готовит его к вхождению в завтрашнюю жизнь. Вок­руг зоны актуального развития образуется широкий круг — зона ближайшего развития, завтрашний уровень развития ребенка. Зона ближайшего развития — определяющая в обу­чении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в со­трудничестве с педагогом, завтра он сумеет сделать самостоятельно, следовательно, перейдет на уровень акту­ального развития. «Обучение только тогда хорошо,- пи­сал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функ­ций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития» (Выготский Л. С. Собр. соч.: В 2 т. — М., 1982.- Т. 1,- С. 252), Концепции развивающего обучения разработаны Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В.Давы­довым, Л.А. Венгером и реализуются в практике многих школ и дошкольных учреждений.

Сущностьпринципа научности состоит в том, чтобы ре­бенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят осно­ву соответствующих научных понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе. Знания могут с разной глуби­ной отражать действительность, не теряя своей научности.

В исследовании А. П. Усовой доказано, что в обучении дошкольников нельзя ограничиваться эмпирическими знани­ями, так как они формируют представления о внешних каче­ствах и свойствах предметов и явлений без выделения их су­щественных признаков. Эмпирические знания необходимы, поскольку именно на их основе формируется способность к простейшим формам анализа, абстракции, обобщениям, умо­заключениям. Но для дальнейшего развития этой способнос­ти следует давать детям теоретические знания, которые отра­жают общие зависимости между явлениями (некоторые мате­матические зависимости, связи в мире природы и т.д.). Начальные формы теоретического обучения требуют соблю­дения следующих правил принципа научности:

-обеспечить ребенку неискаженное первоначальное вос­приятие предметов, явлений, вызвать к ним положитель­ное отношение, заинтересовать;

-при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки, свойства, подвести к по­ниманию простейших связей, отношений; учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, исполь­зуя некоторые общеупотребительные научные термины;

-раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от вне­шних условий, места, времени.

Читайте также:  Анамнез развития ребенка при поступлении в доу

Принцип наглядности Я. А. Коменский справедливо счи­тал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Полноценное обучение долж­но опираться на чувственный опыт ребенка, на его непос­редственные наблюдения окружающей действительности. Коменскому вторил К. Д. Ушинский, утверждая, что «дет­ская природа ясно требует наглядности». Значение данно­го принципа убедительно подтверждено современными исследованиями: оказывается, что основная информация ус­ваивается человеком через зрительное и слуховое восприя­тие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени.

Принцип наглядности соответствует основным формам

мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника. Реальные предметы и наглядные образы спо­собствуют правильной организации мыслительной деятель­ности ребенка. Наглядность обеспечивает понимание, проч­ное запоминание. Сделать обучение наглядным — значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприя­тие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

Но все хорошо в меру. Следует помнить, что переоцен­ка наглядности в обучении может задержать развитие сло­весно-логического мышления.

Принцип систематичности и последовательности предпо­лагает, что усвоение учебного материала идет в определен­ном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Последователь­ность обучения заложена в общеобразовательных програм­мах, предназначенных для дошкольных учреждений. При планировании обучения педагог выделяет темы в учебном материале (труд и профессии, сезонные изменения в при­роде, выращивание и уход за растениями и др.); устанавли­вает последовательность раскрытия темы на разных заня­тиях и намечает методику работы, продумывает связь но­вого материала с ранее усвоенными знаниями, опытом де­тей. При этом предусматривается повторение усвоенных знаний и умений в разнообразных формах, в различной по характеру деятельности (малыши рассматривали кролика на картинке, учили о нем стихотворение, затем выполняли аппликативную работу). При таком повторении объект вы­ступает в новом значении, что делает знания детей более богатыми и глубокими, прочными, поддающимися анали­зу, обобщению, систематизации.

Принцип доступности предполагает соотнесение содер­жания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Еще Я. А. Коменский выдвинул несколько правил этого принципа, не утратив­ших сегодня своего значения:

— переходить от изучения того, что близко (история род­ного края) к тому, что далеко (всеобщая история);

— переходить от легкого к трудному, от известного к не­известному.

Доступность в обучении нельзя отождествлять с его лег­костью. В 70-е гг. Л. В. Занков выдвинул и обосновал прин­цип обучения на высокомуровне трудности: обучение, оста­ваясь доступным, должно быть сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности. Если учебный материал равен возможностям ребенка или даже ниже их, процесса развития не происходит.

Принцип осознания процесса обучения (И. Я. Лернер) бли­зок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал рань­ше, почему ошибался, что хочу знать и т. п. Конечно, разви­вать такую позицию у ребенка должен педагог, «наталки­вая» его на осознание своего «Я», своих умений, достижений, затруднений, приемов деятельности, которыми он овладел. Вопросы к детям типа: как ты узнал об этом? Как ты это сде­лал? Что тебе нравится в твоей работе, а что надо было сде­лать по-другому? — должны постоянно направлять внима­ние ребенка на элементарный анализ его деятельности. Если ребенок видит свои достижения, это укрепляет в нем веру в собственные возможности, побуждает к новым усилиям. Если ребенок понимает, в чем и почему он ошибся, что еще не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспи­танию. А следующие шаги ему поможет совершить педа­гог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.

Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 5908; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8701 — | 8255 — или читать все…

Читайте также:

Источник

  • 2 июля 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед.
Евгений Доманский

Не хвалите детей.
Дети должны научиться делать это сами. 

В пункте 3.2.5 ФГОС дошкольного образования  описаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Особое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативы детей,  созданию условий для принятия ими  решений, выражения своих чувств и мыслей.

Читайте также:  Детская литература в развитии личности ребенка

В связи с этим, у педагогов-практиков возникла необходимость в нахождении новых методов и приёмов, направленных на развитие осознанной активности ребёнка,  формирование у него способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источнику мотива и умения учиться, развитию познавательных интересов и готовности к успешному обучению в школе.

Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом  профессионально правильного и грамотного  окончания занятия, то есть  применение им  способов  и приёмов  рефлексивной оценки.

Что же такое «рефлексия»? 

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

На сегодняшний день  педагогами начальной школы накоплен богатый опыт по развитию рефлексивных навыков у учащихся начальных классов.  В нашей дошкольной образовательной организации проведена работа по оценке, отбору  и адаптации методов и приёмов рефлексии к особенностям развития детей  дошкольного возраста.

Опыт работы показывает, что начинать развитие навыков рефлексивной деятельности, можно уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.

В теоретической литературе выделяется  несколько классификаций рефлексии:

  • физическую (успел – не успел)
  • сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно)
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Второй вид  классификации, на наш взгляд,  наиболее приемлем  для использования в практике дошкольного образования:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала.

С детьми младшего дошкольного возраста мы используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, используем разнообразный наглядный материал (маркеры настроения):  смайлики настроений (двух видов), звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.

Предлагаем оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер. 

Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов,  они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и  объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).

Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:

  • радостный,
  • улыбающийся,
  • задумчивый/грустный,
  • слезливый,
  • сердитый.

Рефлексию настроения или эмоционального состояния  можно проводить, используя приём «Огонёк общения».

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

  • сегодня меня порадовало…
  • сегодня меня огорчило…

Или когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем мы смотрим, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».

Рефлексию деятельности мы начинаем применять со среднего дошкольного возраста.

1.  Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»

  • Сегодня на занятии было самое интересное….
  • Мне особенно понравилась…
  • Я не очень понял…
  • Мне еще хотелось бы заняться …  

или

  • Сегодня я узнал…
  • У меня получилось…
  • Было трудно…
  • Меня удивило…
  • Было интересно…
  • Теперь я умею…

2. «Светофор»

Дети сигналят карточками:

  • Зелёной – побольше таких дел, поучительно;
  • Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
  • Красной – дело не понравилось, скучно.

3. «Сказочное дерево»

Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

  • Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
  • Цветок – довольно неплохо;
  • Зелёный листик – не совсем удовлетворён;
  • Жёлтый листик –  неудовлетворённость.

4.  Метод  «Лестница успеха»

Детям предлагается разместить  свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:

  • Уверен в своих знаниях…
  • В основном уверен…
  • Нужно ещё повторить…
  • Нуждаюсь в помощи…

Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например,  именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка дошкольника с зпр

Ещё одним удачным рефлексивным приёмом, на наш взгляд, является использование карты-маршрута, например, во время игры-путешествия, когда дети во время самооценки отмечают фишками то место на карте, где им было интресно/скучно, трудно/легко или они узнали/научились чему-то новому.

Педагогами нашего детского сада разработаны и активно используются «Рефлексивные экраны». В средней группе – «Солнышко и тучка», в старшей группе – «Радужный дождь», «Человечки», в подготовительной группе – «Светофор», «Чудесное дерево».

Рефлексивные экраны и приёмы рефлексии  используются педагогами  нашей ДОО  не только в конце образовательных ситуаций, но и при подведении итогов работы по тематическому блоку, просто в конце дня или по завершению проекта.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Для того   чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля  и самооценки педагогу необходимо:

1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т.д.);
2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия), организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
3) учитывать индивидуальные и личностные  особенности детей своей возрастной группы;
4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Приложение

Характеристика цветов Макса Люшера

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение.

Красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия.

Синий – грустное настроение, пассивность, усталость.

Зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность).

Жёлтый – приятное, спокойное настроение.

Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.

Серый – замкнутость, огорчение.

Чёрный – унылое настроение, отрицание, протест.

Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

«Солнышко»  (я начну, а ты продолжи…)

Моё настроение похоже на:

  • солнышко,
  • солнышко с тучкой,
  • тучку,
  • тучку с дождиком,
  • тучку с молнией.

«Ёлочка настроения» (можно проводить в преддверии новогодних праздников)

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

«Мишень» (рефлексия работы в паре, малой группе)

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая

  • свою деятельность
  • деятельность другого ребенка (детей).

«Пантомима»

Детям предлагается с помощью  пантомимы  показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Банки с вареньем» (можно применять при проведении викторин, конкурсов)

Две стеклянные/пластиковые  банки, на одной надпись «Я справился!» или знак «+», на другой – «Я не справился» (знак «–»).  Дети бросают  фишки-ягодки в разные банки в зависимости от результатов.  

Рефлексивные экраны «Светофор»

                                      Предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции

«Солнышки и тучки»

Предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции
«Человечки»

                                    Предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции

«Солнце и туча»

Предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции

Экран настроений (можно использовать в качестве рефлексивного экрана)

Предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции

Информационные ресурсы:

  1. Медникова  Л.А.  Рефлексивная деятельность младшего школьника [Текст] /    Л.А. Медникова //Наука и школьная практика. –  2008. – №1.
  2. Филоненко А. А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста [Текст] / А. А. Филоненко // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 892-894.
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/06/konsultatsiya-razvitie-refleksii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/02/16/razvitie-refleksii-kak-komponenta

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник