Предметом социальной педагогики является развитие ребенка

Предметом социальной педагогики является развитие ребенка thumbnail

Тесты по теме — Социальная педагогика с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Предмет социальной педагогики сформулировал

+1. А.С. Макаренко

2. Р. Мертон

3. С.Т. Шацкий

2. Социальная педагогика это наука

1. о последовательном развитии общества общества;

+2. проводящая исследование влияния социальной среды на воспитание и формирование личности;

3. о закономерностях развития и функционирования социально обусловленных психических процессов ребенка.

3. Принципы социальной педагогики

+1. гуманизма;

+2. социальности;

3. системности.

4. Функции социальной педагогики

+1. анализ состояния социального воспитания в разных социальных сферах, которые находятся в непосредственном окружении личности и прямо воздействуют на нее;

2. коррекция детско-родительских отношений.

+3. формирование у ребенка способности к самовоспитанию, самообучению, навыкам самостоятельной организации своей жизни и умения нести ответственность за поступки;

5. Основные категории социальной педагогики

+1. социальное воспитание;

2. изучение детско-родительских отношений;

+3. социально-педагогическая коррекция

6. Объектом социальной педагогики является

1. группа детей;

+2. процесс развития человека в социуме на основе его социальных взаимодействий;

3. личность определенного возраста и уровня развития.

7. Социальный опыт это в педагогике

1. опыт, который был заимствован у других поколений и внедренный в процесс воспитания и обучения ребенка;

2. опыт, полученный в результате наблюдения за группой людей разного возраста и социального положения;

+3. опыт совместной жизнедеятельности людей, отраженный в знаниях и методах

познания, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, представлениях о правильном;

8. Социальное развитие это в педагогике

+1. социально-педагогический процесс приобщения личности, социальных групп к взаимодействию с социумом с целью формирования социальной активности как значимого качества личности;

2. процесс, который позволяет отследить изменения, происходящие с человеком в том или ином возрасте;

3. закономерность, которая позволяет выявить полученный человеком опыт в процессе взаимодействия с другими людьми.

9. Социальное воспитание это в педагогике

1. основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им норм поведения и общения.

+2. основная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развития личности благодаря ее погружению в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности.

3. коррекция поведения, которое личность привыкла проявлять в обществе. Представляет собой длительный процесс, в ходе которого учитываются обстоятельства жизни, взаимоотношения с окружающими и близкими людьми;

тест 10. Социальная педагогика изучает

+1. воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности

2. поведение человека в процессе взаимодействия с другими субъектами общения;

3. изменения, которые происходят в личности под влиянием окружающей среды.

11. Социальная педагогика как отрасль научного знания

1. это дисциплина, которая ставит перед собой цель скорректировать поведение личности и помочь с адаптацией в обществе;

+2. это научная дисциплина, раскрывающая определение, объект и предмет, социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах

3. это отрасль, которая изучает влияние окружающих людей на личность.

12. Этапы развития социальной педагогики

+1. эмпирический;

+2. теоретический;

3. исследовательский.

13. Основоположник социальной педагогики

1. С.Т. Шацкий;

2. А.С. Макаренко

+3. Г. Бойме;

14. Социальная педагогика как сфера практической деятельности

+1. направлена на человека в ситуации его взаимодействия с тем или иным социумом.

2. считается симбиозом из психологических исследований и опыта предыдущих поколений, что позволяет добиться успешной адаптации личности в обществе;

3. помогает решить проблемы, связанные с социализацией человека, его взаимодействием с другими людьми

15. Сущность социальной педагогики

+1. изучает проблемы, связанные с деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя.), которая способствует проведению человека начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества;

2. исследует личность, которая оказалась в новых обстоятельствах, причины поведения, мотивы поступков с целью коррекции в случае возникновения трудностей.

3. отслеживает поведение человека в процессе его взаимодействия с другими людьми.

16. Социальная педагогика как учебный предмет

1. считается обязательным для специалистов, обучающихся по специальностям, причисленным к гуманитарным;

+2. изучают студенты, обучающиеся как по педагогическим, так и по непедагогическим специальностям. Включает теоретический и практический аспекты обучения и воспитания человека на возрастных этапах его развития. Основная цель этого учебного предмета — подготовка квалифицированного педагога;

3. внедрен в программу педагогических вузов в качестве обязательного.

17. Культурные предпосылки возникновения социальной педагогики

+1. Благотворительность;

2. Повышение уровня жизни населения.

+3. Борьба с беспризорностью;

18. Объект исследования социальной педагогики

+1. процесс развития человека в обществе на основе всей совокупности его социальных взаимодействий:

2. формирование личности человека под воздействием взаимодействия с окружающими людьми;

3. личность, которая непрерывно развивается на протяжении всей жизни.

19. Предметом социальной педагогики является

1. непрерывно протекающий процесс, позволяющий отследить динамику изменений в поведении личности, в разном возрасте при смене социального окружения;

+2. социально-педагогический процесс, возникающий в результате взаимодействия человека и социума и отражающий сущность изменений, происходящих в индивиде и самом социуме в условиях социализации;

Читайте также:  Развитие левого полушария мозга ребенка

3. социальный опыт представителей многих поколений, позволяющий выявить грамотное поведение для успешной адаптации в общества.

тест_20. Ценностные ориентации, социальные нормы, традиции составляют содержание понятия…

1. восприятие;

2. культура;

+3. образ жизни

21. Механизм социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью, называется…

+1. идентификация

2. самопознание;

3. саморефлексия.

22. Семья, сверстники, врачи, учителя относятся к агентам…

1. вторичной социализации

+2. первичной

3. основной

23. Социальная норма – это:

1. норма в преодолении возрастных кризисов

2. норма социально-личностного развития;

+3. норма социально приемлемого поведения в обществе;

24. Социально-педагогическая профилактика – это:

1. восстановление социальных функций;

+2. работа по предупреждению негативного социального поведения;

3. коррекция недопустимого социального поведения.

25. Какую функцию выполняет социальный педагог в ходе взаимодействия специалистов по профилактике и коррекции девиантного поведения детей:

+1. посредническую;

2. по защите прав и интересов подопечных;

3. воспитательную.

Источник

Во взглядах ученых на социальную педагогику существует три точки зрения:

  • 1) согласно первой точке зрения социальная педагогика – междисциплинарная область человеческого знания, науки. Такой подход фактически отрицает социальную педагогику как самостоятельную науку, имеющую собственные теоретические основы, т.е. как область отражения педагогических явлений. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (обучение, воспитание, социум, социализация и др.);
  • 2) в соответствии со второй точкой зрения социальная педагогика – прикладная дисциплина, область социальной практики, социальной работы, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, социологии, медицины, естествознания и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере социального образования или социального воспитания. Содержание социальной педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах социально-педагогических явлений;
  • 3) третья точка зрения рассматривает социальную педагогику как относительно самостоятельную дисциплину; это средство социально-педагогического образования, имеющее свой объект и предмет изучения.

Рассмотрим более подробно объект и предмет социальной педагогики.

Объектом социальной педагогики является социальное образование человека в процессе его социализации на основе всей совокупности его взаимодействий в социуме.

В объяснении объекта социальной педагогики важное место занимает социум и его педагогический потенциал, являющийся основным средством социального образования детей и взрослых. В последние годы ученые все чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный педагогический процесс социального воспитания и социального обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом социальной педагогики является социально-педагогический процесс (социальное обучение, социальное воспитание, социальное развитие), возникающий в результате взаимодействия человека и социума и отражающий сущность изменений, происходящих в индивиде и самом социуме в конкретных условиях социализации личности.

Например, экономист, изучая уровень реальных возможностей «трудовых ресурсов», продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог определяет готовность системы образования по адаптации людей к социальной среде, научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ задается вопросом о целях и общем предназначении социального обучения и социального воспитания. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д. Социальный педагог изучает педагогические возможности социума в развитии личности и ищет пути качественного изменения самой личности и восстановления социума на более высоком уровне его потенциала.

На основании этого можно считать, что предмет социальной педагогикиэто социальное обучение, социальное воспитание и социальное развитие как реальный целостный социально-педагогический процесс, целенаправленно организуемый в социуме и, в частности, в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях, общественных организациях), в социально значимой деятельности и социальных отношениях, направленный на обеспечение (разрешение проблем) социализации личности.

Социальная педагогикаэто наука, изучающая закономерности и перспективы развития социально-педагогическго процесса (социального обучения, социального воспитания и социального развития) на протяжении всей жизни человека в интересах его социализации в различных условиях социума.

Социальная педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса под воздействием потенциала социума, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы социально-педагогической деятельности по разрешению проблем социализации личности или целых групп.

Таким образом, социальная педагогика изучает закономерности социального воспитания, социального обучения и социального развития человека на различных этапах его жизнедеятельности. Исходя из предмета социальной педагогики как науки и сферы ее практического применения можно выделить основные ее задачи:

  • 1) социально-педагогическое обеспечение процесса социализации человека в гармонии возможностей индивида и возможностей социума;
  • 2) изучение педагогических возможностей социума и самой личности в интересах ее социализации;
  • 3) исследование форм и методов реализации педагогического потенциала социума в процессе социализации человека на всех этапах его развития;
  • 4) изучение форм и методов развития (восстановления) педагогического потенциала социума с целью совершенствования его возможностей;
  • 5) педагогическое влияние на социальные отношения в процессе социализации и развития человека;
  • 6) раскрытие социально-педагогических основ многообразия видов человеческой деятельности и условий се реализации;
  • 7) развитие теории и практики социально-педагогической деятельности как средства реализации потенциала социальной педагогики;
  • 8) преобразование педагогических возможностей социума в целях создания благоприятных условий для социализации человека, его конкурентоспособности в обществе;
  • 9) установление связей с другими областями знания и реализация научного потенциала в различных сферах жизни общества.
Читайте также:  Значение сказки в развитии ребенка актуальность

Наряду с обозначенными к числу задач социальной педагогики можно отнести широкий диапазон проблем, в разрешении которых призвана участвовать социальная педагогика. Среди значимых – задачи разработки инструментариев социально-педагогической диагностики педагогического потенциала социума, разработки социально-педагогических основ помощи детям и взрослым, оказавшимся в экстремальных ситуациях и лицам группы социального риска, а также разработки социально-педагогических технологий реализации возможностей социума и разрешения проблем социализации человека.

Содержание предмета социальной педагогики обусловливает и се функции. С этих позиций выделяют теоретическую и технологическую функции, действующие в ограниченном единстве.

Теоретическая функция социальной педагогики реализуется на трех уровнях:

  • 1) описательном, или объяснительном, – раскрытие передового и новаторского социального опыта и показ путей его использования;
  • 2) диагностическом – изучение педагогических возможностей социума и самой личности, состояния социально-педагогической деятельности по разрешению проблем личности и ее самореализации;
  • 3) прогностическом – экспериментальные исследования социально-педагогических проблем и построение на их основе моделей преобразования реальной жизни индивида.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности социально-педагогических явлений, нахождением глубинных явлений и научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории социального обучения, социального воспитания и социального развития, модели социально-педагогических систем, опережающих социальную практику.

Технологическая функция социальной педагогики предполагает также три уровня реализации:

  • 1) проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, методик, техник, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный, или регулятивный» план социально-педагогической деятельности, ее содержание и характер;
  • 2) преобразовательный, направленный на внедрение достижений социальной педагогики в жизнедеятельность личности с целью ее совершенствования и саморазвития;
  • 3) корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на социальную практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Источник

Предметом
социальной
педагогики является изучение
закономерностей социального развития
личности в процессе социального обучения
и социального воспитания. Исследование
взаимосвязей индивидуального развития
личности и социального развития,
индивидуального и социального процессов.
Человек как представитель общества
является носителем социальных отношений
и его целей и задач.Но при этом у него
есть свое жизненное предназначение,
которое может быть реализована только
в социальном мире. Внести свой вклад в
развитие этого мира — значит выполнить
свою задачу на Земле. Объектом
являются
дети и другие люди, нуждающиеся в
налаживании связей с обществом, в
успешном социальном развитии.

Объектом
изучения
социальной педагогики, с точки зрения
Л.Е. Никитиной, является их социализации,
И.А. Липский считает взаимодействие
человека и социальной среды объектом
изучения социальной педагогики, а
академик РАО Г.Н.Филонов – «процесс
развития человека в социуме на основе
совокупности его социальных взаимодействий»,
т.е. социальное развитиечеловека.

А.В.
Мудрик определяет предмет социальной
педагогики как социальное воспитание
личности, исследование воспитательных
сил общества и способов их актуализации,
а И.А. Липский, Л.Е. Никитина – закономерности
процесса усвоения индивидом социального
опыта и включение личности в систему
общественных отношений, ролей, прав и
обязанностей. Вопрос о предмете и объекте
социальной педагогики остается до сих
пор в науке дискуссионным. Методологическими
основами социальной педагогики являются
философия воспитания, философская
антропология, современные данные
человекознания. Теоретические основы
— это цивилизованный икультурологический
подходы к социально-педагогическим
феноменам, когда конкретный социум
рассматривается как частный случай
истории. Такой подход позволяет в
структуре науки выделить ее уровень и
исследовать вечные проблемы образования
людей в разные эпохи и у разных народов
во все времена.

В
переводе с греческого метод означает
«путь, способ». Методы соц. пед можно
классифицировать, объединив их в три
большие группы:


методы исследования;


методы воспитания;


методы социально-психологической
помощи.

Методы
научного исследования – это способы
получения научной информации. Наиболее
распространенным является НАБЛЮДЕНИЕ
как метод познания пед. явлений на основе
их непосредственного восприятия.
Наблюдение должно иметь план, в котором
определены объекты наблюдения, цель,
задачи, длительность и предполагаемый
результат. Виды исследовательского
наблюдения:


непосредственное наблюдение, которое
осуществляется самим исследователем.
Выделяются три позиции исследователя:
исследователь-свидетель (лицо нейтральное);
исследователь-руководитель; исследователь-
участник (включенный в состав испытуемых).


Опосредованное (косвенное) наблюдение
осуществляется через полномочных лиц,
работающих по заданию исследователя;


Открытое наблюдение — испытуемый знает,
что за ним ведется наблюдение ( он может
не знать цели);


Скрытое наблюдение – клиенты не осознают,
что за ними ведется наблюдение ( соблюдение
пед. этики).


Непрерывное наблюдение – когда
исследуется конкретный пед процесс от
начала до конца;


Дискретное (прерывистое наблюдение –
например, исследование поведение клиента
только в определенных, часто создаваемых
самим исследователем, ситуациях.

Читайте также:  Развитие 3 летнего ребенка что должен уметь


Монографическое наблюдение – охватывает
возможно большое количество взаимосвязанных
явлений;


Узкоспециальное наблюдение вычленяет
из то пед. явление, которое наиболее
важное в научном поиске.

Ограниченность
этого метода в том, что ему доступны
только внешние проявления процесса,
поэтому его необходимо комбинировать
с другими методами.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ (
11 – социально педагогические эксперименты
и техника их проведения)
является
комплексным методом исследования и
позволяет глубже, чем другие методы
проверить правильность выдвинутой
гипотезы. Различают естественный и
лабораторный эксперимент. В первом
случае эксперимент проводится в обычных,
естественных условиях. Лабораторный
эксперимент проводится в специально
созданных условиях. Выделяют также
констатирующий и формирующий эксперименты.
В первом случае экспериментальным путем
устанавливает только состояние изучаемой
проблемы, констатирует ее. Формирующий
эксперимент направлен на формирование
у клиентов определенных личностных
качеств, на активизацию их деятельности.

ОПРОСНЫЕ
МЕТОДЫ: БЕСЕДА, ИНТЕРВЬЮ, АНКЕТА( относят
еще и тесты, оценочные шкалы).

Это
устный или письменный опрос респондентов
(опрашиваемых). Вопросы могут быть
открытыми, когда характер и вид ответов
ничем не ограничиваются); закрытыми,
когда респонденту предлагается выбрать
один или несколько ответов из ряда
предложенных; полузакрытые, когда
респондент может выбрать предложенный
ответ или предлагает свой.

БЕСЕДА
может быть индивидуальной или коллективной.
Требует тщательной подготовки.
Определяется ее цель, программа, объект
разговора, отдельные вопросы, место и
время ее проведения.

ИНТЕРВЬЮ
– разновидность беседы. Но беседа
подразумевает взаимный обмен информацией,
а в интервью социальный педагог
воздерживается от собственных
высказываний, чтобы не повлиять на
мнение собеседника.

АНКЕТИРОВАНИЕ
нужно для информации о типичности тех
или иных явлений. Нужно избегать подсказок
в формулировках вопросов, двойственное
понимание смысла вопросов, использовать
анкеты с ограниченными вариантами
ответов.

МОДЕЛИРОВАНИЕ
– это воспроизведение характеристик
некоторого объекта на другом объекте,
специально созданном для его изучения.
Второй из объектов называют моделью
первого. (например, модель предполагаемого
поведения)

МЕТОД
ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Для
обработки данных используют математические
методы исследования: ранжирование,
шкалирования.

МЕТОДЫ
ВОСПИТАНИЯ. Все методы воспитания
делятся на три группы:

1.
методы формирования сознания;

2.
методы организации деятельности;

3.
методы стимулирования деятельности.

К
методам формирования сознания относятся:
пример, беседа, диспут, рассказ (на
этическую тему), лекция и др.

К
методам организации деятельности
относятся: пед. требования, общественное
мнение, упражнение, метод организации
общественно полезной деятельности,
метод использования творческой игры и
др.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ТРЕБОВАНИЕ должно не только опережать
развитие личности, но м переходить в
требования воспитуемого к самому себе.
Различают прямые и косвенные требования.
Прямые требования облекаются в форму
приказания, указания, предписания.
Косвенные требования (просьба, совет,
намек и т.п.)

ОБЩЕСТВЕННОЕ
МНЕНИЕ используется только при наличии
развитого коллектива и становится
ценным методом воспитательного влияния
коллектива на личность.

УПРАЖНЕНИЯ
– это систематическое повторение
действий.

МЕТОД
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ формирует у детей ценные
мотивы и способы общественного поведения.

МЕТОДЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ ( ролевые
игры).

К
методам стимулирования деятельности
относятся поощрение, наказание и «взрыв».
Воспитательное значение поощрений
состоит в том, что они содействуют
развитию и закреплению положительных
черт в характере и поведении человека.
Требованию к поощрению:


поощрять надо только за действительные
успехи;


не следует поощрять одного и того же
человека очень часто;


необходимо добиваться одобрения и
поддержки поощрений коллективом;


при выборе приемов поощрения необходимо
учитывать индивидуальные особенности
воспитуемых.

Видами
поощрения могут быть: доверие, премирование,
благодарность, награда, поручение
почетных обязанностей и др.

НАКАЗАНИЕ.
Воспитательное значение наказаний
состоит в том, что они помогают человеку
осознать недостатки, преодолеть,
искоренить вредные навыки и привычки.
Всякое наказание должно сопровождаться
анализом причин, породивших тот или
иной поступок. Элеонора Рузвельд: «
Мотивы поступков важнее самих поступков».
Наказание приносит успех, если оно
согласуется с общественным мнением
коллектива. По возможности следует
избегать коллективных наказаний,
поскольку оно может привести к объединению
ребят, нарушающих общественный порядок.

МЕТОД
«ВЗРЫВА» (Макаренко), когда все другие
методы не удаются. Отличительная черта
– неожиданность для ребенка и высокий
эмоциональный заряд, который может
«взорвать» ложную позицию, занятую
воспитанником. Но требуется не только
разрушить, но и создать новую позицию.

МЕТОДЫ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. К
ним относят: психологическое
консультирование, соц.- псих. тренинг и
аутотренинг, деловая игра и др.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ непосредственная
работа с людьми, направленная на решение
различного рода психологических проблем,
связанных с трудностями в межличностных
отношениях. Основным средством воздействия
является определенным образом построенная
беседа.

АУТОТРЕНИНГ
– психотерапевтический метод,
предполагающий обучение клиентов
мышечной релаксации, самовнушению. Это
комплекс специальных упражнений,
основанных на саморегуляции поведения
и самовнушения.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ – совокупность групповых
методов формирования умений и навыков
самопознания, общения и взаимодействия
людей. Базовыми средствами являются
групповая дискуссия, ролевая игра и др.

ДЕЛОВАЯ
ИГРА моделирование системы отношений,
характерных для данного вида деятельности.
Проведение деловой игры представляет
собой развертывание особой (игровой)
деятельности участников на имитационной
модели.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник