Предложения и выводы о развитии ребенка

Татьяна Овчинникова
Педагогическая характеристика
Педагогическая характеристика на ___
Дата рождения:
Домашний адрес:
___ поступил в детский сад в сентябре 2012 года из дома. Адаптация прошла легко. Детский сад посещает охотно. Воспитывается в семье с отчимом, который принимает участие в воспитании ребенка.
По характеру ___ импульсивен, не умеет планировать что-то заранее, взвешивать альтернативы, возможные последствия или отсрочивать немедленное исполнение своих намерений и желаний. На вопрос «Почему ты так поступил?» отвечает «Сам не знаю». Неусидчив.
___ способен работать довольно непродолжительное время, затем наступает утомление;
Программный материал усваивает на уровне, ниже среднего. Не всегда доводит начатое дело до конца, старается выполнить задание точно по указанию воспитателя, но делает это быстро, не заботясь о результате и аккуратности.
Речь невнятная, говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Низкий уровень понимания словесных инструкций.
Знания и представления об окружающем мире занижены: не сформированы в полной мере представления о животном и растительном мире; представления о себе, семье; общественных явлениях и праздниках, профессиях и многие другие. Причинно-следственные связи выстраивает с помощью взрослого.
Игорь затрудняется в ориентировке в пространстве и времени, в решении простых логических заданий и упражнений. Освоил счет, соотносит количество предметов с цифрой и числом; знает геометрические фигуры, цвета. Сравнивает предметы по величине, но неправильно пользуется терминами сравнения.
Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука;
Так же нарушена общая моторика, с трудом удерживает равновесие.
Игровая деятельность сформирована слабо. Играя с детьми, часто вступает в конфликты. Очень любит играть в игры с конструктором и строительными наборами.
Родители уделяют достаточно внимания воспитанию сына. Заинтересованы в занятиях сына с логопедом.
Педагогическая характеристика на ___
Дата рождения:
Домашний адрес:
___ поступила в детский сад в августе 2012 года из дома. Воспитывается в многодетной семье, являясь младшим ребенком. Адаптация проходила долго, но без слез.
Детский сад посещает охотно. Воспитывается в полной семье.
По характеру девочка тихая, спокойная, стеснительная. Очень хочет общаться со сверстниками, но сама редко является инициатором игр, предпочитает второстепенные роли, спокойные игры.
Ребенок охотно принимает участие в организованной деятельности, но стесняется отвечать на вопросы (молчит). Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная. Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, устойчивые.
У ___ сформированы представления об окружающей действительности, но не в полном объеме. Она устанавливает простые причинно-следственные связи, обобщающие понятия освоила не все. Внимание устойчивое.
Соня говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий. Пасивный и активный словари характеризуются бедностью.
Имеются недостатки в звукопроизношении. Наблюдается недостаточное развитие связной речи. Девочка не может пересказать текст, составить описательный рассказ.
Недостаточно развита моторика мелких мышц рук.
Отмечается задержанная переключаемость движений, медлительна, моторно неловка.
Соня любит занятия по изодеятельности, работы выполняет аккуратно, старательно.
С интересом относится к физкультурным и музыкальным занятиям.
При общении с малознакомыми и незнакомыми людьми стеснительна, малообщительна. При возникновении доверительных отношений с взрослыми становится более общительной.
Навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастными требованиями.
Родители уделяют внимания воспитанию и развитию ребенка, заинтересованы в занятиях с логопедом.
Нуждается в занятиях с логопедом.
Педагогическая характеристика на ___
Дата рождения:
Домашний адрес:
В детский сад поступил в марте 2013 года переводом из другого детского сада, который посещал с июля 2010 года. Воспитывается в неполной семье. Адаптация прошла хорошо.
Ребенок вспыльчив, непокорен, по характеру, самоуверен, проявляет негативизм. Часто вступает в конфликты с детьми.
Первичная диагностика знаний, умений и навыков ребенка показала несформированность знаний по всем разделам программы данной возрастной группы.
Мальчик не может назвать основные геометрические фигуры, не считает и не отсчитывает необходимое количество предметов, не сформированы временные и пространственные отношения.
Знания и представления об окружающем мире неполные, неточные, бедные. Артем не называет времена года, не может назвать их отличительные признаки; не устанавливает простые причинно-следственные связи; называет некоторых диких и домашних животных, фрукты и овощи, но обобщающими понятиями не владеет.
В развитии речи наблюдается отставание от возрастных норм. У мальчика проявляется нарушение звукопроизношения. Словарный запас скудный, в речи мало прилагательных, наречий. Фразы строит с обилием грамматических и синтаксических ошибок.Связная речь не развита: текст не пересказывает.
Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука;
Общая моторика также сформирована недостаточно: отстает в темпе, ритме, переключаемости движений.
Игровая деятельности сформирована на уровне предметной деятельности.
В общении со взрослыми требователен, обращается за помощью только тогда, когда сам не может решить конфликтную ситуацию.
Мама уделяет достаточно внимания воспитанию сына. Прислушивается к советам педагогов.
___ нуждается в занятиях с логопедом.
Педагогическая характеристика на Коротких Алису
Дата рождения:
Домашний адрес:
В детский сад поступила в марте 2013 года переводом из другого детского сада, который посещала с октября 2010 года. Воспитывается в неполной семье. Адаптация проходила болезненно. Из-за частых пропусков, в связи с болезнями, девочка чувствует себя в группе некомфортно, скучает по маме.
Взаимоотношения со взрослыми сдержанные.
В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры, устает от шумных детских игр.
Двигательная активность в игре низкая, малословна.
Познавательные интересы сформированы на среднем уровне. К образовательной деятельности относится с интересом, но материал усваивает не в полном объеме.
Развитие речи не соответствует возрастным нормам. Имеются недостатки звукопроизношения. Речь неразборчива, невнятна.Грамматический строй недостаточно сформирован: допускает аграмматизмы. Наблюдается недостаточное развитие связной речи. Составляет описательный рассказ по наводящим вопросам воспитателя. Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью называет времена года. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).
Испытывает трудности при решении простых логических задач и игровых заданий. Алиса соотносит количество предметов с числом и цифрой, знает геометрические фигуры, цвета, соотносит предметы по величине.
Внимание устойчивое. Начатое дело доводит до конца.
Мелкая моторика развита недостаточно, что проявляется в трудностях с работой ножницами, пластилином, кистью, карандашами.
Мама уделяет достаточно внимания воспитанию дочери, но делают акцент на заботу о здоровье и опеку. Заинтересована в занятиях дочери с логопедом.
Педагогическая характеристика на Нагайцеву Екатерину
Дата рождения:
Домашний адрес:
Катя посещает детский сад с августа 2010 года. Адаптация к детскому саду прошла нормально. Детский сад посещает охотно.
По характеру девочка бойкая, активная.
Настроение легко меняется от незначительных причин, эмоции, особенно отрицательные, выражаются с большим шумом и экспрессией.
Игровая деятельность развита на низком уровне. Предпочитает играть в основном с мальчиками в игры с роботами, машинами, сюжет соответствует тематике мультфильмов. Во время игр часто бывают ссоры, конфликты, которые разрешает консервативно или с помощью воспитателя. Так же любит подвижные игры.
Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно.
Уровень развития речи – средний. Испытывает трудности при подборе синонимов, антонимов, однокоренных слов; в образовании прилагательных от существительных, в образовании притяжательных прилагательных. Не пересказывает текст. Предложения строит в основном простые. В речи мало прилагательных, наречий. Катя хорошо запоминает стихи, выразительно и громко рассказывает.
Катя знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.
Освоила счет, соотносит количество предметов с цифрой и числом; знает геометрические фигуры, цвета. Сравнивает предметы по величине, но неправильно пользуется терминами сравнения.
Мелкая моторика развита недостаточно. Не справляется с пуговицами, завязками, шнурками. Есть трудности во владении ножницами, при работе с пластилином.
Родители уделяют недостаточно внимания воспитанию ребенка (т. к. живут в другом районе и девочка часто живет у бабушек) заинтересованы в занятиях с логопедом, всегда выполняют указания педагогов.
Педагогическая характеристика на Красноперова Никиту
Дата рождения:
Домашний адрес:
Мальчик посещает детский сад с октября 2011 года. Адаптация к детскому саду прошла нормально. Детский сад посещает охотно. Воспитывается в неполной семье.
Никита активный, общительный, мальчик. В общении со взрослыми проявляет уважение, послушание, охотно выполняет просьбы. С детьми быстро находит общий язык, в целом не конфликтный. В игровом плане легко подчиняется установленным ролевым правилам.
У Никиты недостаточно сформированны знания по всем разделам программы данной возрастной группы т. к. ребенок часто отсутствовал по причине болезни и семейным обстоятельствам.
Мальчик отвечает только по вызову педагога. Внимание легко привлекается, но неустойчивое, не всегда легко переключается с одного вида на деятельности на другой.
На занятиях усидчив. Познавательный интерес присутствует.
У Никиты не развит фонематический слух, допускает ошибки в согласовании в роде, числе, падеже. Словарный запас недостаточный. Свободно пользуется короткими простыми предложениями. Речь невнятная из-за неправильного звукопроизношения.
Представления ребенка о себе в ближайшем окружении сформированы: знания о себе, своей семье, о родственниках. Временные представления не сформированы.
Недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; испытывает трудности в работе с ножницами, пластилином.
Мальчик хорошо взаимодействует в подгруппе детей, но не выступает инициатором новых игр, идей. Всегда подчиняется игровым правилам.
На замечания, одобрение реагирует адекватно. В процессе общения со сверстниками, взрослыми добрый, ласковый, аккуратный. Навыки трудолюбия и самообслуживания сформированы.
Источник
В психолого-педагогической и лингвистической литературе имеются данные о формировании предложений в детской речи и некоторых особенностей их грамматического оформления (Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоздев, Р.М. Боскис, А.М. Леушина и др.).
Появлению грамматически оформленных предложений предшествуют так называемые «слова-предложения». Как считал А.Н. Гвоздев, эти «слова-предложения» состоят из одного слова и представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение, и ровняются в этом отношении предложением в языке взрослых. «Слова-предложения» могут означать действующих лиц или животных, служить обозначением действий или предметов. Одно и то же «слово-предложение» может выражать разные значения. Употребление «слов-предложений», по наблюдению А.Н. Гвоздева, происходит приблизительно с 1,3 до 1,8.
Следующий этап в развитии речи ребенка — употребление предложений, состоящих из двух слов. Ребенок испытывает большую трудность при переходе речи от использования предложений, состоящих из одного слова, к использованию предложений, состоящих из двух или более слов. Предложения, состоящие из двух слов, не являются результатом механического повторения речи взрослых, они представляют сознательную конструкцию, где каждое слово является обозначением предмета или действия.
Первые двучленные предложения представляют собой неполные простые распространенные предложения, так как в них отсутствует либо сказуемое, выражающее действие, либо подлежащее, обозначающее субъект действия; но имеются слова, обозначающие или объект, на которое направлено действие, или место совершаемого действия. Например, в предложении «Кисен пецка» («кисель стоит на печке») пропущено сказуемое, но имеется обстоятельство места.
К двум годам количество слов в предложении увеличивается: возникают трех- и четырехеоставные предложения, представляющие своеобразное развитие двухсловных предложений. Этот период можно рассматривать как начало овладения ребенком простыми распространенными предложениями.
По утверждению А.Н.Гвоздева, в речи ребенка очень рано (около 1,9) появляются предложения с однородными членами. Первые примеры употребления предложения с однородными членами представляют собой случаи, когда дано одно перечисление предметов (каса, бада, суп, маса)(1,9; 1,11). Предложения с однородными членами носят характер перечня ряда одновременно воспринимаемых или представляемых предметов. Позднее (около 1,11) появляются однородные члены, находящиеся в связи с каким-либо одним членом предложения. Употребление простых распространенных предложений достигает наивысшей точки в пять с половиной лет. К семи годам их количество уменьшается.
Первые сложные предложения появляются в речи детей в возрасте 1,9 (по данным А.Н.Гвоздева). Это бессоюзные предложения, где смысловая и интонационная связь выражена недостаточно четко. Например: «Билус, тада, еаду.»(2,0 — 2,5) означает: «Когда уберусь, тогда и сяду».
Сложные бессоюзные предложения сначала занимают большое место среди высказываемых ребенком сложных предложений. Однако уже с двух-трех лет начинают появляются в речи детей сложные предложения с союзами. Сложные предложения, употребляющиеся в речи детей преддошкольного возраста, обычно включают в себя два простых предложения.
Употребление придаточных предложений в речи детей является показателем усложняющихся связей между отдельными представлениями[5]. Н.А. Рыбников изучал употребление детьми, в основном преддошкольного возраста, отельных видов придаточных предложений, причем приводит данные собственного исследования.
Каждый из этих исследователей утверждает постепенность оформления придаточных предложений в речи детей. Например, придаточные места появляются в речи детей в 2,1; 2,2; 3,3; придаточные времени — в 2,2 и 3,3 -и т.д.
Причина, толкающая ребенка к усвоению различных структур предложении — необходимость установления взаимопонимания с окружающими его людьми. Появление грамматически оформленных простых и сложных предложений в речи детей возможно лишь при условии овладения или достаточно большим словарем и грамматическими формами для выражения главных и второстепенных форм предложения.
Ряд исследователей обращали внимание на использование в речи детей отдельных членов предложения. Дети начинаю пользоваться в речи сначала такими членами предложения, как подлежащее и сказуемое. В возрасте до четырех лет обе эти части предложения вместе дают 61% употребления по отношению ко всему количеству употребляемых слов. С возрастом процент употребления этих членов предложения значительно уменьшается за счет увеличения количества других членов предложения.
Н.А. Рыбников, рассуждая о частоте использования детьми подлежащего и сказуемого, третье место отводит такому члену предложения, как дополнение. Главные и второстепенные члены предложения могут быть выражены различными частями речи. Отдельные исследователи утверждают, что дети сначала усваивают части речи с более конкретным содержанием. Так, например, трудность овладения определением, по мнению Р.М. Боскис, объясняется выражением этого члена предложения в отвлеченных грамматических категориях (прилагательное, причастие, местоимение)[6].
Чтобы правильно понять и оценить уровень речевого развития школьника, предлагается использовать «Схему системного развития нормальной детской речи», составленную по материалам А.Н.Гвоздева, в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным языком. Для этого предлагается соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить стадию развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка.
Если ребенок пользуется только отдельными аморфными словами и в его речевой практике отсутствуют какие-либо соединения этих двух слов между собой, то такое состояние речи надо отнести к первому этапу первого периода «Однословное предложение».
Если дети пользуются фразами из 2, 3, даже 4 аморфных слов, но без изменения их грамматической формы, и в их речи полностью отсутствуют конструкции типа субъект + действие, выраженное глаголом изъявительного наклонения настоящего времени третьего лица с окончанием — ет, то тако состояние речевой деятельности следует соотнести со вторым этапом первого периода «Предложения из аморфных слов-корней».
Случаи, когда в речи ребенка появляются грамматически правильно оформленные предложения типа именительный падеж + согласованный глагол в изъявительном наклонении настоящего времени, с правильным оформлением конца слова (мама спит, сидит и т.п.), притом, что остальные слова аграмматичны, следует соотнести с первым этапом второго периода «Первые формы слов».
Состояние речи, при котором ребенок широко пользуется словами с правильным и неправильным оформлением концов слов, владеет конструкциями типа именительный падеж + согласованный глагол, однако в его речи полностью отсутствуют правильно оформленные предложные конструкции, надо соотнести со вторым этапом второго периода «Усвоение флексийной системы языка».
Языковое развитие детей, владеющих фразовой речью и умеющих в некоторых случаях строить предложные конструкции с правильным оформлением флексий и предлогов, следует соотнести с третьим этапом второго периода «Усвоение служебных частей речи».
Речь более продвинутых детей относится к третьему периоду «Усвоение морфологической системы русского языка».
Особое внимание при обучении умению правильно строить предложения необходимо уделять упражнениям на правильный порядок слов в предложении, устранение повторения однотипных конструкций, правильное согласование слов и т.п. Необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов.
В процессе формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста закладываются умения оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
В старшей труппе вводится новый вид работы — ознакомление со словесным составом предложения. Дети узнают, что речь состоит из предложений, предложения — из слов, слова — из слогов и звуков. Формирование синтаксической стороны речи, разнообразных синтаксических конструкций, необходимо для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.
В подготовительной группе работа над синтаксисом включает в себя формирование разнообразных сложных предложений при составлении коллективного письма, развивает самоконтроль, использование синонимических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью[5].
Источник