Преддошкольный период психического развития ребенка

В отечественной психологии, чаще всего, период новорождённости объединяют с последующим – младенческим возрастом. Однако, уитывая, что он имеет свои специфические особенности, правомерно этот период характеризовать отдельно.

Новорожденность — единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.

Центральным новообразованием этого этапа является формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии с матерью.

Новорождённый ребёнок беспомощен, полность зависим от взрослого человека. Это и составляет специфику социальной ситуаации развития младенца. На данном этапе ребёнок обладает сравнительно ораниченным фондом безусловно – рефлекторныхформ поведения(сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный и др. рефлексы). Органы чуст достаточно сформированы для функционирования, хотя и нет ещё согласованности в движении глаз. Кора больших полушарий ещё не сформирована. Ощущения не дифференцированы и слиты с эмоциями.

У новорождённого малое число врождённых форм поведения. эТо не слабость, а сила ребёнка, безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

В первые 2 месяца происходит образование условных рефлексов.

Новорождённость начинается с адаптации органов и систем к внеутробной жизни, которая выражена так называемыми физиологическими состояниями:

1. При переходе к самостоятельному кормлению(сосанию) происходит физиологическая потеря веса(от 6%), которая продолжается в течение 3-5 дней, пока ребёнок не научится полноченно питаться.

2. Физиологический катар кожи – кожа после рождения легко инфицируется, краснеет, приобретает синюшный оттенок.

3. Физиологическая желтуха – является результатом приспособления печёнки к самостоятельному функционированию.

4. Половые кризы – увеличение молочных желёз. Припухлость половых органов и др.

5. Физиологическая гипертония мышц – напряжение и стремление новорождённого сохранять внутриутробное положение.

6. Физиологический сон – для несозревшей коры раздражители среды являются сверхсильными. Сон сохраняет, защищает, помогает накапливать энергию.

Рождается ребёнок с объёмом голвы – 32-34 см, весом мозга – 360 -400 гр, что составляет 1/8 веса его тела. В течение периода новорождённости вес мозга прибавляет по одному грамму каждый день, достигая к концу периода 420-460 граммов.

В качестве границы перехода на следующий возрастной этап Выготский называет первую сознательную улыбку ребёнка, которая знаменует собой начало его собственной психической жизни. Улыбка появляется на фоне общего удовльствия малыша от общения с другим человеком. Улыбка представляет собою так называемый «Комплекс оживления», состоящий из четырех компонентов в 1-2 месяца:

1. Замирание, пристальный взгляд в лицо взрослого и готовность воспринимать его воздействие.

2. Улыбка (в том числе инициативная), выражающая радость от общения и желание привлечь к себе.

3. Двигательное оживление (движение головы, ручек, ножек, прогибание спинки).

4. Вокализация – вскрики, громкие и отрывистые звуки – Г, К, Х или протяжные – О, А.

Период младенчества(от 1-2 до 12-14 месяцев).

За этот период вес мозга, по сравнению с новорождённостью, удваивается. Первым блоком созревания становится двигательная зона коры больших полушарий головного мозга. Это приводит к поялвению динамических стереотипов: в 2 месяца ребёнок пытается, а в 3 уже удерживает голову и поворачивает её к источнику воздействия, в 4 месяца пытается, а в 6 – сидит, в 10 месяцев стоит и передвигается около предметов, в 11-12 месяцев овладевает ходьбой. Формируется связь коры с подкоркой – центром эмоциональных состояний, что обусловливает в 2 месяца появление первой улыбки, а в 5 месяцев – смех голосом. Столь интенсивное созревание головного мозга, его коры, нервной системы в целом неможет не сказываться на социализации и психическом развитии младенца.

Социальной ситуацией развития по-прежнему является непосредственное эмоциональное общение с матерью, но ребёнку уже мало только кормления, ухода и заботы. Ему нужны внимание, доброжелательность, совместное взаимодействи(«мы»). Он хочет быть вместе с другим человеком. Появляется предпосылка к дифференциации социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Возникают предпосылкик игре: в 3 месяца внимание к игрушкам, в 4 -4,5 месяца хватательные движения руки, в 8 месяцев – сенсомоторные манипулятивные действия с игрушкой, в 10 месяцев – начало действий поподражанию.

Читайте также:  Развитие цвета у ребенка пособие

Центральным ведущим новообразованием психики является потребность ребёнка в общении со взрослыми людьми. Оно становится главным фактором возрастного развития младенца.

Овладение в 11-12 месяцев ходьбой и пространством приводит к резкому возрастанию стремления к самостоятельности и независимости от взрослого. Но пока ребёнок ничего не умеет, не способен учитывать опасности от своих самостоятельных действий. Потому он всё ещё нуждается в постоянной помощи и контроле взрослых. Естественно, что это ограничивает его свободу и самостоятельность. Ребёнок резко протестует, прояляет неготивизм. Из ранее спокойного превращается в капризного, настырного и непослушного.

В его поведении появляются новые, как положительные, так и отрицательные черты. Положительные: самостоятельность, активность, чувтсвительность к замечаниям, радость открытий пространства и свободы, независимости,желание привлечь близких к своим потребностям и интересам. Отрицательные: обидчивость, отказ от помощи, капризность и др. Это кризис одного года. По Д.Б.Эльконину – кризис связанный с изменением ориентации и технической организации в мире вещей. Вместе с тем, это переломный момент в развитии, отделяющий период младенчества от последующего – преддошкольного(раннего детства) возраста.

Преддошкольный возрастной период (раннее детство – 1-3 года)

Раннее детство в жизни ребёнка занимает весьма своеобразное положение. В сравнении с младенчеством в этом возрасте снижаются темпы увеличения роста и веса, но при этом знаительно совершенствуется множество умений и навыков. Это уверенная ходьба, развёрнутая предметная д-ть, достаточно развитая речь, предметное мышление, это первое рождение личности ребёнка, становление его «я».

Вес мозга, по сравнению с новорожденность, утраивается – 1050 -1100грамм. Происходит миелинизация нервной системы и больших полушарий. Это обусловливает некоторую концентрацию процессов возбуждения и торможения, увеличение функционального предела клеток коры и формирование многообразных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов.

Ведущая деятельность — Предметно-орудийная (манипулятивная) деятельность.

Факторы предметно-манипулятивной д-ти:

 Освоение ходьбы – расширяет возможности ребёнка в активном взаимодействии с предметами. Ребёнок постоянно находится в движении. Активность ребёнка – это мощнейший инструмент совершенствования всех видов д-ти ребёнка. Благодаря развитым двигательным навыкам ребёнок значительно быстрее осваивает пространство, в частности, более точно оценивает местоположение предметов, как по отношению к себе, так и между ними. Развитие ходьбы стимулирует развитие самосознания.

 Освоение предметных действий – развитие предметных действий идёт от свободного манипулирования(1год 1 месяц), через предметные действия(выяснение значения предметов) к предметной д-ти(2года) – использование предметов по назначению.

Овладение речью – на основе накопленных впечатлений, полученных в предметной д-ти, у ребёнка происходит развитие речи. Процесс становление речи ребёнка раннего детства по-своему разнообразен. Источником развития речи являются, с одной стороны, биологические детрминанты, с другой – потребность в общении, с третьей – д-ть взрослого, вынуждающая ребёнка называть свои желания, ясно оформляя мысли словами. Речь в раннем детстве является ведущим новообразованием. Раннее детство – сензитивный период для развития речи.

(Новообразование)Речь. Три этапа:

1. Накопление словарного запаса (активного и пассивного словаря). 10-20сл в 1 год, 300-400 в 2года.

2. овладения фонетической речи, от замены звуков, перестановки слогов до вполне правильного произношения всех звуков речи 3г.

3. Первоначальное развитие связной речи. 1,5-2 первая фраза (2-3 слова), к 3г развернутая фраза, с дополнениями, определениями и др. членами предложения.

Социальной ситуацией развития раннего возраста является ситуативно – деловое общение в сотрудничестве со взрослым человеком. Взрослый учит, что и как делать, показывает назначение и свойство предметов, но уже делает это не за ребенка, а вместе с ним.

Помимо речи в раннем возрасте развиваются др. писхические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди перечисленных взаимосвязанных психических функций доминирует восприятие.

Важная характеристика восприятия в этом возрасте – это аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно притягивают ребёнка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию.

В это период в процессе активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребёнок может и непроизвольно воспроизводить услышанное и увиденное раньше – ему что-то вспоминается. Память становится как бы продолжением и развитием восприятия, ещё нельзя говорить об опоре на прошлый опыт.

Читайте также:  Процесс социализации в развитии личности ребенка дошкольника

Мышление в этом возрастном периоде принято называть наглядно – действенным. Как видно из названия, оно основано на восприятии и действиях, осуществляемых ребёноком.

В это время в совместной д-ти взрослого и ребёнка усваивается сопособы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит ребёнка тому, как деражть ложку, карандаш, что нужно делать с игрушками – возить машинку, копать лопаткой, укачивать куклу.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической д-ти. Особенно это хорошо видно, когда ребёнок сталкивается с задачей, способам решения которой его взрослые не обучали. Мышление развивается в процессе практической д-ти и из практической д-ти.

Кризис 3 лет.

Л.С. Выготский вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. (Причем негативизм избирательный). Главный мотив действия – сделать наоборот.

Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость.

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Строптивость часто ведет к конфликту.

В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм, тогда как в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность.

Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, — обесценивание (может отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя)

Преддошкольное детство включает в себя множество сенситивных периодов, освоение предметных действий.

Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 2313; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9051 — | 7305 — или читать все…

Читайте также:

Источник

  • замедление
    темпов прибавки массы и длины тела;

  • значительное
    повышение двигательной активности,
    улучшение координации движений и
    дальнейшее развитие моторных функций;

  • быстрое
    развитие моторной речи; к концу второго
    года формируется фразовая речь, связно
    говорит, быстрое развитие психических
    функций;

  • все органы
    укрепляются, повышается их работоспособность;

  • развиваются
    и укрепляются мышцы, скелет;

  • заканчивается
    прорезывание молочных зубов;

  • усиливается
    деятельность пищеварительных ферментов;

  • отношение
    к окружающей среде и опасности
    несознательное, ребенок нередко
    подвергается большому риску и получает
    повреждения (ушибы, падения);

  • основные
    физиологические системы обладают
    большей степенью зрелости: частота
    дыхания урежается до 35-25 в 1 мин, частота
    пульса – 120-100 в 1 мин, мочеиспускание
    произвольное, стул 1-2 раза в день.

    1. Дошкольный
      период (от 3 до 7 лет):

  • более
    медленное, по сравнению с предыдущими
    периодами, увеличение массы тела;

  • первое
    физиологическое вытяжение (6-8 лет),
    значительное увеличение длины
    конечностей;

  • начало
    замены молочных зубов на постоянные
    (5-7 лет);

  • достижение
    иммунной системы определенной степени
    зрелости, значительное улучшение
    памяти;

  • совершенствование
    речи: правильное построение фраз,
    правильное произношение звуков родного
    языка, увеличение запаса слов;

  • появление
    различий в поведении детей разного
    пола, возникновение сложных взаимоотношений
    с разными детьми и взрослыми, формирование
    самолюбия,

  • появление
    сдержанности эмоций;

  • к концу
    данного периода по уровню интеллекта,
    развитию речи, произношению звуков
    родного языка, развитию моторики, в том
    числе и тонкой пальцев рук, ребенок
    готов к обучению в школе;

  • организм
    продолжает укрепляться;

  • интенсивный
    рост лимфоидной ткани;

  • завершение
    формирования придаточных пазух носа.

    1. Младший
      школьный период (7-11 лет):

  • завершена
    структурная дифференцировка тканей,
    усиленно развивается скелет и
    увеличивается мышечная сила;

  • молочные
    зубы сменяются постоянными;

  • ребенок
    из условий домашней среды или детского
    сада переходит к школьной жизни,
    овладевает необходимыми трудовыми
    навыками;

  • возрастает
    влияние сверстников;

  • к 12 годам
    появляется способность к абстрактному
    мышлению;

  • формируются
    вторичные половые признаки к концу
    периода.

Читайте также:  Психоанализ о проблеме психического развития ребенка з фрейд

2.6.Старший школьный период (подростковый 12-18 лет):

  • ускорение
    роста (пубертатный скачок роста);

  • значительная
    перестройка эндокринного аппарата:
    усиление функции половых желез,
    щитовидной железы, гипофиза;

  • время
    полового созревания;

  • более
    развивается абстрактное мышление;

  • чаще
    выявляются эндокринные нарушения,
    нарушения осанки, ВСД;

  • значительно
    повышается мышечная сила, работоспособность;

  • для каждого
    ребенка характерен индивидуальный
    темп биологического развития.

Возрастная патология в различные возрастные периоды

Педиатрия имеет дело с развивающимся
организмом, постоянно меняющимся и
совершенствующимся. Все внешние вредности
и болезнетворные агенты вызывают в
детском организме различные реакции
вследствие его морфологического,
функционального и биохимического
своеобразия, при этом, чем моложе ребенок,
тем выраженнее особенности:

  • быстрые
    темпы физического и психического
    развития, что требует более напряженных
    энергетических и обменных процессов,
    определяет нестабильность и легко
    наступающие нарушения, обмена у детей.

  • снижение
    специфической и неспецифической защиты
    в связи с физиологической недостаточностью
    иммунитета и функциональной незрелостью
    кожи, слизистых оболочек, ЖКТ, ферментных
    систем.

Внутриутробный этап

  • Эмбриопатии
    патология эмбрионального периода
    – с 16 – го дня беременности до 75 – го
    дня включительно. Эмбриопатии
    заканчиваются либо гибелью эмбриона
    и спонтанным абортом, либо формированием
    врожденных пороков развития.

  • Фетопатии
    патология фетального периода – с
    76 –го дня до окончания беременности.
    В этот период развитие плода зависит
    от состояния плаценты. При различных
    повреждениях плацента становится
    проницаемой для микробов, вирусов и
    других неблагоприятных агентов, которые
    могут привести к заболеванию плода,
    нарушить его развитие, вызвать
    преждевременные роды. Поздние фетопатии
    характеризуются развитием генерализованной
    внутриутробной инфекции с поражением
    ЦНС, внутренних органов, а также
    формированием хронических воспалительных
    процессов.

Винтранатальномпериоде может произойти нарушение
кровообращения в плаценте, что нередко
приводит к асфиксии плода, возможны
родовая травма, заражение плода,
условно-патогенной флорой из родовых
путей, а при наличии инфекции у матери
воспалительных заболеваний органов –
патогенными возбудителями.

Внеутробный период

Период новрожденности

  • Выявляются
    пороки развития, наследственные
    заболевания, болезни, обусловленные
    антигенной несовместимостью матери и
    плода (гемолитическая болезнь по резус
    – или групповой несовместимости),
    проявления асфиксии, травмы, внутриутробного
    инфицирования;

  • В первые
    дни жизни возникают гнойно-септические
    заболевания, пиодермия, бактериальные
    и вирусные поражения дыхательных путей
    и кишечника;

  • В позднем
    неонатальном периоде могут выявляться
    заболевания, связанные с патологией
    внутриутробного и раннего неонатального
    периодов.

Грудной
возраста.

  • Интенсивный
    рост и дифференцировка органов, большая
    напряженность обменных процессов
    становятся фоном, на котором легко
    развиваются: гипотрофия, паратрофия,
    анемия, рахит, острые расстройства
    пищеварения, диспепсии, диатезы.

  • Функциональная
    недостаточность дыхательного аппарата
    при нарушении режима и отсутствии
    закаливания способствуют возникновению
    воспалительных процессов в верхних
    дыхательных путях, бронхиты, пневмонии;

  • Пассивный
    иммунитет, полученный от матери,
    постепенно ослабевает, и во второй
    половине первого года жизни дети могут
    тяжело заболеть корью, ветряной оспой
    и другими детскими инфекционными
    заболеваниями;

Преддошкольный период.

  • Острые
    расстройства пищеварения, пневмонии,
    бронхит, анемия, диатезы встречаются
    часто, но протекают легче, чем у детей
    грудного возраста;

  • На фоне
    физиологической гиперплазии лимфоидной
    ткани развиваются тонзиллит, аденоиды,
    лимфаденит;

  • Наиболее
    частой патологией становятся ОРВИ,
    кишечные инфекции, острые детские
    инфекции (менингококковая, коклюш,
    краснуха, ветряная оспа, корь, скарлатина
    и др.);

Дошкольный
период.

  • Сохраняется
    высокая заболеваемость острыми
    респираторными и другими инфекционными
    заболеваниями с более легким течением
    и меньшим количеством осложнений

  • Появляются
    аллергические заболевания (бронхиальная
    астма, ревматическая лихорадка,
    геморрагический васкулит и др)

Младший школьный возраст.

  • Остается
    высокой частота инфекционных,
    желудочно-кишечных, аллергических
    болезней.

  • Появляются
    проблемы нарушения осанки, ухудшения
    зрения;

  • Обнаруживаются
    очаги хронической инфекции (кариес,
    тонзиллит).

Старший школьный возраст.

  • Часто
    встречаются функциональные расстройства
    сердечно-сосудистой системы, вегетативной
    нервной системы («юношеское сердце»,
    «юношеская гипертония», дисциркуляторные
    расстройства в виде акроцианоза и
    обморочных состояний);

  • Широко
    распространены расстройства питания
    (тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ
    (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь);

  • Выявляются
    дефекты развития полового аппарата;

  • Могут
    обостриться инфекционно-аллергические
    заболевания, туберкулез;

  • Возможны
    отклонения в функционировании
    эндокринного аппарата (зоб, гипо- или
    гипертиреоз и др.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник