Преддошкольный период психического развития ребенка
В отечественной психологии, чаще всего, период новорождённости объединяют с последующим – младенческим возрастом. Однако, уитывая, что он имеет свои специфические особенности, правомерно этот период характеризовать отдельно.
Новорожденность — единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.
Центральным новообразованием этого этапа является формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии с матерью.
Новорождённый ребёнок беспомощен, полность зависим от взрослого человека. Это и составляет специфику социальной ситуаации развития младенца. На данном этапе ребёнок обладает сравнительно ораниченным фондом безусловно – рефлекторныхформ поведения(сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный и др. рефлексы). Органы чуст достаточно сформированы для функционирования, хотя и нет ещё согласованности в движении глаз. Кора больших полушарий ещё не сформирована. Ощущения не дифференцированы и слиты с эмоциями.
У новорождённого малое число врождённых форм поведения. эТо не слабость, а сила ребёнка, безграничные возможности приобретения новых форм поведения.
В первые 2 месяца происходит образование условных рефлексов.
Новорождённость начинается с адаптации органов и систем к внеутробной жизни, которая выражена так называемыми физиологическими состояниями:
1. При переходе к самостоятельному кормлению(сосанию) происходит физиологическая потеря веса(от 6%), которая продолжается в течение 3-5 дней, пока ребёнок не научится полноченно питаться.
2. Физиологический катар кожи – кожа после рождения легко инфицируется, краснеет, приобретает синюшный оттенок.
3. Физиологическая желтуха – является результатом приспособления печёнки к самостоятельному функционированию.
4. Половые кризы – увеличение молочных желёз. Припухлость половых органов и др.
5. Физиологическая гипертония мышц – напряжение и стремление новорождённого сохранять внутриутробное положение.
6. Физиологический сон – для несозревшей коры раздражители среды являются сверхсильными. Сон сохраняет, защищает, помогает накапливать энергию.
Рождается ребёнок с объёмом голвы – 32-34 см, весом мозга – 360 -400 гр, что составляет 1/8 веса его тела. В течение периода новорождённости вес мозга прибавляет по одному грамму каждый день, достигая к концу периода 420-460 граммов.
В качестве границы перехода на следующий возрастной этап Выготский называет первую сознательную улыбку ребёнка, которая знаменует собой начало его собственной психической жизни. Улыбка появляется на фоне общего удовльствия малыша от общения с другим человеком. Улыбка представляет собою так называемый «Комплекс оживления», состоящий из четырех компонентов в 1-2 месяца:
1. Замирание, пристальный взгляд в лицо взрослого и готовность воспринимать его воздействие.
2. Улыбка (в том числе инициативная), выражающая радость от общения и желание привлечь к себе.
3. Двигательное оживление (движение головы, ручек, ножек, прогибание спинки).
4. Вокализация – вскрики, громкие и отрывистые звуки – Г, К, Х или протяжные – О, А.
Период младенчества(от 1-2 до 12-14 месяцев).
За этот период вес мозга, по сравнению с новорождённостью, удваивается. Первым блоком созревания становится двигательная зона коры больших полушарий головного мозга. Это приводит к поялвению динамических стереотипов: в 2 месяца ребёнок пытается, а в 3 уже удерживает голову и поворачивает её к источнику воздействия, в 4 месяца пытается, а в 6 – сидит, в 10 месяцев стоит и передвигается около предметов, в 11-12 месяцев овладевает ходьбой. Формируется связь коры с подкоркой – центром эмоциональных состояний, что обусловливает в 2 месяца появление первой улыбки, а в 5 месяцев – смех голосом. Столь интенсивное созревание головного мозга, его коры, нервной системы в целом неможет не сказываться на социализации и психическом развитии младенца.
Социальной ситуацией развития по-прежнему является непосредственное эмоциональное общение с матерью, но ребёнку уже мало только кормления, ухода и заботы. Ему нужны внимание, доброжелательность, совместное взаимодействи(«мы»). Он хочет быть вместе с другим человеком. Появляется предпосылка к дифференциации социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Возникают предпосылкик игре: в 3 месяца внимание к игрушкам, в 4 -4,5 месяца хватательные движения руки, в 8 месяцев – сенсомоторные манипулятивные действия с игрушкой, в 10 месяцев – начало действий поподражанию.
Центральным ведущим новообразованием психики является потребность ребёнка в общении со взрослыми людьми. Оно становится главным фактором возрастного развития младенца.
Овладение в 11-12 месяцев ходьбой и пространством приводит к резкому возрастанию стремления к самостоятельности и независимости от взрослого. Но пока ребёнок ничего не умеет, не способен учитывать опасности от своих самостоятельных действий. Потому он всё ещё нуждается в постоянной помощи и контроле взрослых. Естественно, что это ограничивает его свободу и самостоятельность. Ребёнок резко протестует, прояляет неготивизм. Из ранее спокойного превращается в капризного, настырного и непослушного.
В его поведении появляются новые, как положительные, так и отрицательные черты. Положительные: самостоятельность, активность, чувтсвительность к замечаниям, радость открытий пространства и свободы, независимости,желание привлечь близких к своим потребностям и интересам. Отрицательные: обидчивость, отказ от помощи, капризность и др. Это кризис одного года. По Д.Б.Эльконину – кризис связанный с изменением ориентации и технической организации в мире вещей. Вместе с тем, это переломный момент в развитии, отделяющий период младенчества от последующего – преддошкольного(раннего детства) возраста.
Преддошкольный возрастной период (раннее детство – 1-3 года)
Раннее детство в жизни ребёнка занимает весьма своеобразное положение. В сравнении с младенчеством в этом возрасте снижаются темпы увеличения роста и веса, но при этом знаительно совершенствуется множество умений и навыков. Это уверенная ходьба, развёрнутая предметная д-ть, достаточно развитая речь, предметное мышление, это первое рождение личности ребёнка, становление его «я».
Вес мозга, по сравнению с новорожденность, утраивается – 1050 -1100грамм. Происходит миелинизация нервной системы и больших полушарий. Это обусловливает некоторую концентрацию процессов возбуждения и торможения, увеличение функционального предела клеток коры и формирование многообразных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов.
Ведущая деятельность — Предметно-орудийная (манипулятивная) деятельность.
Факторы предметно-манипулятивной д-ти:
 Освоение ходьбы – расширяет возможности ребёнка в активном взаимодействии с предметами. Ребёнок постоянно находится в движении. Активность ребёнка – это мощнейший инструмент совершенствования всех видов д-ти ребёнка. Благодаря развитым двигательным навыкам ребёнок значительно быстрее осваивает пространство, в частности, более точно оценивает местоположение предметов, как по отношению к себе, так и между ними. Развитие ходьбы стимулирует развитие самосознания.
 Освоение предметных действий – развитие предметных действий идёт от свободного манипулирования(1год 1 месяц), через предметные действия(выяснение значения предметов) к предметной д-ти(2года) – использование предметов по назначению.
Овладение речью – на основе накопленных впечатлений, полученных в предметной д-ти, у ребёнка происходит развитие речи. Процесс становление речи ребёнка раннего детства по-своему разнообразен. Источником развития речи являются, с одной стороны, биологические детрминанты, с другой – потребность в общении, с третьей – д-ть взрослого, вынуждающая ребёнка называть свои желания, ясно оформляя мысли словами. Речь в раннем детстве является ведущим новообразованием. Раннее детство – сензитивный период для развития речи.
(Новообразование)Речь. Три этапа:
1. Накопление словарного запаса (активного и пассивного словаря). 10-20сл в 1 год, 300-400 в 2года.
2. овладения фонетической речи, от замены звуков, перестановки слогов до вполне правильного произношения всех звуков речи 3г.
3. Первоначальное развитие связной речи. 1,5-2 первая фраза (2-3 слова), к 3г развернутая фраза, с дополнениями, определениями и др. членами предложения.
Социальной ситуацией развития раннего возраста является ситуативно – деловое общение в сотрудничестве со взрослым человеком. Взрослый учит, что и как делать, показывает назначение и свойство предметов, но уже делает это не за ребенка, а вместе с ним.
Помимо речи в раннем возрасте развиваются др. писхические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди перечисленных взаимосвязанных психических функций доминирует восприятие.
Важная характеристика восприятия в этом возрасте – это аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно притягивают ребёнка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию.
В это период в процессе активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребёнок может и непроизвольно воспроизводить услышанное и увиденное раньше – ему что-то вспоминается. Память становится как бы продолжением и развитием восприятия, ещё нельзя говорить об опоре на прошлый опыт.
Мышление в этом возрастном периоде принято называть наглядно – действенным. Как видно из названия, оно основано на восприятии и действиях, осуществляемых ребёноком.
В это время в совместной д-ти взрослого и ребёнка усваивается сопособы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит ребёнка тому, как деражть ложку, карандаш, что нужно делать с игрушками – возить машинку, копать лопаткой, укачивать куклу.
Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической д-ти. Особенно это хорошо видно, когда ребёнок сталкивается с задачей, способам решения которой его взрослые не обучали. Мышление развивается в процессе практической д-ти и из практической д-ти.
Кризис 3 лет.
Л.С. Выготский вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. (Причем негативизм избирательный). Главный мотив действия – сделать наоборот.
Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость.
В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Строптивость часто ведет к конфликту.
В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм, тогда как в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность.
Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, — обесценивание (может отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя)
Преддошкольное детство включает в себя множество сенситивных периодов, освоение предметных действий.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 2313; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9051 — | 7305 — или читать все…
Читайте также:
Источник
- замедление 
 темпов прибавки массы и длины тела;
- значительное 
 повышение двигательной активности,
 улучшение координации движений и
 дальнейшее развитие моторных функций;
- быстрое 
 развитие моторной речи; к концу второго
 года формируется фразовая речь, связно
 говорит, быстрое развитие психических
 функций;
- все органы 
 укрепляются, повышается их работоспособность;
- развиваются 
 и укрепляются мышцы, скелет;
- заканчивается 
 прорезывание молочных зубов;
- усиливается 
 деятельность пищеварительных ферментов;
- отношение 
 к окружающей среде и опасности
 несознательное, ребенок нередко
 подвергается большому риску и получает
 повреждения (ушибы, падения);
- основные 
 физиологические системы обладают
 большей степенью зрелости: частота
 дыхания урежается до 35-25 в 1 мин, частота
 пульса – 120-100 в 1 мин, мочеиспускание
 произвольное, стул 1-2 раза в день.
- Дошкольный 
 период (от 3 до 7 лет):
- более 
 медленное, по сравнению с предыдущими
 периодами, увеличение массы тела;
- первое 
 физиологическое вытяжение (6-8 лет),
 значительное увеличение длины
 конечностей;
- начало 
 замены молочных зубов на постоянные
 (5-7 лет);
- достижение 
 иммунной системы определенной степени
 зрелости, значительное улучшение
 памяти;
- совершенствование 
 речи: правильное построение фраз,
 правильное произношение звуков родного
 языка, увеличение запаса слов;
- появление 
 различий в поведении детей разного
 пола, возникновение сложных взаимоотношений
 с разными детьми и взрослыми, формирование
 самолюбия,
- появление 
 сдержанности эмоций;
- к концу 
 данного периода по уровню интеллекта,
 развитию речи, произношению звуков
 родного языка, развитию моторики, в том
 числе и тонкой пальцев рук, ребенок
 готов к обучению в школе;
- организм 
 продолжает укрепляться;
- интенсивный 
 рост лимфоидной ткани;
- завершение 
 формирования придаточных пазух носа.
- Младший 
 школьный период (7-11 лет):
- завершена 
 структурная дифференцировка тканей,
 усиленно развивается скелет и
 увеличивается мышечная сила;
- молочные 
 зубы сменяются постоянными;
- ребенок 
 из условий домашней среды или детского
 сада переходит к школьной жизни,
 овладевает необходимыми трудовыми
 навыками;
- возрастает 
 влияние сверстников;
- к 12 годам 
 появляется способность к абстрактному
 мышлению;
- формируются 
 вторичные половые признаки к концу
 периода.
2.6.Старший школьный период (подростковый 12-18 лет):
- ускорение 
 роста (пубертатный скачок роста);
- значительная 
 перестройка эндокринного аппарата:
 усиление функции половых желез,
 щитовидной железы, гипофиза;
- время 
 полового созревания;
- более 
 развивается абстрактное мышление;
- чаще 
 выявляются эндокринные нарушения,
 нарушения осанки, ВСД;
- значительно 
 повышается мышечная сила, работоспособность;
- для каждого 
 ребенка характерен индивидуальный
 темп биологического развития.
Возрастная патология в различные возрастные периоды
 Педиатрия  имеет дело с развивающимся
 организмом, постоянно меняющимся и
 совершенствующимся. Все внешние вредности
 и болезнетворные агенты вызывают в
 детском организме различные реакции
 вследствие его морфологического,
 функционального и биохимического
 своеобразия, при этом, чем моложе ребенок,
 тем выраженнее особенности:
- быстрые 
 темпы физического и психического
 развития, что требует более напряженных
 энергетических и обменных процессов,
 определяет нестабильность и легко
 наступающие нарушения, обмена у детей.
- снижение 
 специфической и неспецифической защиты
 в связи с физиологической недостаточностью
 иммунитета и функциональной незрелостью
 кожи, слизистых оболочек, ЖКТ, ферментных
 систем.
Внутриутробный этап
- Эмбриопатии 
 – патология эмбрионального периода
 – с 16 – го дня беременности до 75 – го
 дня включительно. Эмбриопатии
 заканчиваются либо гибелью эмбриона
 и спонтанным абортом, либо формированием
 врожденных пороков развития.
- Фетопатии 
 –патология фетального периода – с
 76 –го дня до окончания беременности.
 В этот период развитие плода зависит
 от состояния плаценты. При различных
 повреждениях плацента становится
 проницаемой для микробов, вирусов и
 других неблагоприятных агентов, которые
 могут привести к заболеванию плода,
 нарушить его развитие, вызвать
 преждевременные роды. Поздние фетопатии
 характеризуются развитием генерализованной
 внутриутробной инфекции с поражением
 ЦНС, внутренних органов, а также
 формированием хронических воспалительных
 процессов.
Винтранатальномпериоде может произойти нарушение
 кровообращения в плаценте, что нередко
 приводит к асфиксии плода, возможны
 родовая травма, заражение плода,
 условно-патогенной флорой из родовых
 путей, а при наличии инфекции у матери
 воспалительных заболеваний органов –
 патогенными возбудителями.
Внеутробный период
Период новрожденности
- Выявляются 
 пороки развития, наследственные
 заболевания, болезни, обусловленные
 антигенной несовместимостью матери и
 плода (гемолитическая болезнь по резус
 – или групповой несовместимости),
 проявления асфиксии, травмы, внутриутробного
 инфицирования;
- В первые 
 дни жизни возникают гнойно-септические
 заболевания, пиодермия, бактериальные
 и вирусные поражения дыхательных путей
 и кишечника;
- В позднем 
 неонатальном периоде могут выявляться
 заболевания, связанные с патологией
 внутриутробного и раннего неонатального
 периодов.
 Грудной
 возраста.
- Интенсивный 
 рост и дифференцировка органов, большая
 напряженность обменных процессов
 становятся фоном, на котором легко
 развиваются: гипотрофия, паратрофия,
 анемия, рахит, острые расстройства
 пищеварения, диспепсии, диатезы.
- Функциональная 
 недостаточность дыхательного аппарата
 при нарушении режима и отсутствии
 закаливания способствуют возникновению
 воспалительных процессов в верхних
 дыхательных путях, бронхиты, пневмонии;
- Пассивный 
 иммунитет, полученный от матери,
 постепенно ослабевает, и во второй
 половине первого года жизни дети могут
 тяжело заболеть корью, ветряной оспой
 и другими детскими инфекционными
 заболеваниями;
Преддошкольный период.
- Острые 
 расстройства пищеварения, пневмонии,
 бронхит, анемия, диатезы встречаются
 часто, но протекают легче, чем у детей
 грудного возраста;
- На фоне 
 физиологической гиперплазии лимфоидной
 ткани развиваются тонзиллит, аденоиды,
 лимфаденит;
- Наиболее 
 частой патологией становятся ОРВИ,
 кишечные инфекции, острые детские
 инфекции (менингококковая, коклюш,
 краснуха, ветряная оспа, корь, скарлатина
 и др.);
 Дошкольный
 период.
- Сохраняется 
 высокая заболеваемость острыми
 респираторными и другими инфекционными
 заболеваниями с более легким течением
 и меньшим количеством осложнений
- Появляются 
 аллергические заболевания (бронхиальная
 астма, ревматическая лихорадка,
 геморрагический васкулит и др)
Младший школьный возраст.
- Остается 
 высокой частота инфекционных,
 желудочно-кишечных, аллергических
 болезней.
- Появляются 
 проблемы нарушения осанки, ухудшения
 зрения;
- Обнаруживаются 
 очаги хронической инфекции (кариес,
 тонзиллит).
Старший школьный возраст.
- Часто 
 встречаются функциональные расстройства
 сердечно-сосудистой системы, вегетативной
 нервной системы («юношеское сердце»,
 «юношеская гипертония», дисциркуляторные
 расстройства в виде акроцианоза и
 обморочных состояний);
- Широко 
 распространены расстройства питания
 (тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ
 (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь);
- Выявляются 
 дефекты развития полового аппарата;
- Могут 
 обостриться инфекционно-аллергические
 заболевания, туберкулез;
- Возможны 
 отклонения в функционировании
 эндокринного аппарата (зоб, гипо- или
 гипертиреоз и др.).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
 
  
 