Правильная речь дорога к дальнейшему развитию ребенка

Правильная речь дорога к дальнейшему развитию ребенка thumbnail

Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли.                         Существует несколько взаимосвязанных видов речи: устная речь, внутренняя речь и письменная речь, все они неразрывно связаны с мышлением. Устная речь – это речь, произносимая вслух, она всегда обращена непосредственно к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей, то есть является коммуникативной. В её содержании, темпе, ритме, плавности находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма эмоционально, другие о тех же событиях говорят без особых эмоций, у одних речь лаконична, у других чрезмерно пространна, у разных людей — разный словарный запас. На содержание и непосредственное исполнение устной речи оказывает определяющее влияние мышление, и внимательный собеседник без труда определит, насколько активно в данный момент, насколько гибко в корне своем мышление говорящего, в какой степени развит его активный словарь и насколько оперативно собеседник управляется со своими мыслительными операциями. Разумеется, по одному или нескольким беседам нельзя судить о развитости мышления и уровне интеллекта собеседника, всегда нужно учитывать общее состояние человека, степень заинтересованности его в предложенной теме. Особенно, когда речь заходит об уроне развитости речи и мышления у детей, ведь произвольное внимание, когда они способны волевым усилием поддерживать беседу, формируется только в школьном возрасте.                                                                                                                 Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причём не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Для ребенка-дошкольника хорошая речь — залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

Основная задача детского сада — развивать устную связную речь ребенка. Характерные особенности такой речи не только развернутость, но и произвольность. К семи годам речь ребенка должна быть содержательной, опираться на достаточные знания. Но этого мало — содержание должно быть выстроено в логической последовательности: существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание. При этом ребенок должен -правильно произносить все звуки и слова родного языка.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

По данным Кольцовой М.М для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Читайте также:  Расщелина неба врожденная развитие ребенка

Процесс усвоения родной речи – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Закономерностью усвоения языка мы называем зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды – естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т.е. языковой среды, специально подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях).

Закономерность усвоения речи: способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка. Родная речь усваивается, если ребенок приобретает способность артикулировать фонемы и моделировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов звуков. Для овладения речью у ребёнка должны быть отработаны движения речевого аппарата (а затем при усвоении письменной речи – глаз и руки), необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи), и движения эти должны быть скоординированы со слухом.

Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно действуют.

Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Ребёнок должен сам правильно воспроизвести услышанное. Для этого должен чётко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг).

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.

Но основные причины подобного явления — нарушение фонема­тического восприятия, дефекты произношения, а также не сформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонема­тическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влия­ет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формиро­вание навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дош­кольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.

Наиболее значимым для ребёнка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становиться школьником.

Ребёнок сочетает в себе следы дошкольного детства с новыми качествами школьника. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.

Очень важно:

  • как протекало физическое развитие ребёнка, его особенности;

  • состояние физического слуха (частые отиты);

  • развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, отклонения в развитии;

  • состояние нервной системы (возбудимость, подавленность и т.д.);

  • какими знаниями и представлениями об окружающем мире владеет ребёнок (пространство, время, счётные операции);

  • развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания, умения слушать учителя;

  • познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

  • коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе.

Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность ребёнка к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка, как средства общения.

1. К школьному возрасту у ребёнка должна быть сформирована вся звуковая сторона речи.

Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением всех групп звуков.

2. К шести годам полностью формируются фонематические процессы, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность детей к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Это умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков АИУ; анализ обратного слога гласный – согласный; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.

4. Развитие словаря, умение пользоваться разными способами словообразования. Образование и правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме. Выделять звуковые и смысловые различия между словами. Образовывать прилагательные от существительных.

5. К школьному возрасту формируется грамматический строй речи. Это умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением. Правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, грамматически правильно строить сложные предложения. Дети должны уметь составлять рассказы по картинке, по сериям сюжетных картинок.

Наличие у младших школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы оказать логопедическую коррекционную помощь до школы и предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Читайте также:  Чертежи для развития дошкольного ребенка

Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем лучше будет его результат.

Источник

Ольга Бородачева
Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»

В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки, словарный запас беден, речь детей безграмотная и другое…Хотелось бы дать родителям несколько советов как же правильно развивать речь?

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»

Речь ребенка, не зависит от генов, она развивается под воздействием окружающей среды, если ребенок с детства окружен любовью и лаской, с ним разговаривают, то и ребенок впитает всю атмосферу социального окружения. Именно родители являются образцом для подражания, дети начинают копировать своих близких, их слова, мимику, жесты, и говорить так же как и его окружение.

Особенно важна роль мамы в развитии речи ребенка, его личности, так как мама это человек который всегда рядом, это пример для подражания, если мама использует ласковые слова, слова благодарности, то и в ответ она от ребенка тоже будет слышать тоже самое. Если родители грубо разговаривают с ребенком, используют маты, то что мы можем ждать в ответ? В семьях где на детей кричат, ругают за любые провинности, наказывают, многие вещи запрещаются дети вырастают скрытными, боязливыми, боятся высказать своё мнение.

Родители должны пересмотреть своё поведение, ведь ребенок видит как мы общаемся между собой, в магазине, в транспорте, важно показать, что нужно общаться культурно, ведь мы растим будущее поколение.

Самое важное – это общение со своим ребенком. Многие родители в современном мире ограничиваются, тем, что включают игры на компьютере или мультики, а ребенку нужно живое общение, Если раньше бабушки сидели дома с внуками, и внуки знали много пословиц, закличек, поговорок, загадок, то сейчас бабушки работают, а дети смотрят телевизор, играют в компьютер.

Предлагаем несколько советов для родителей по развитию речи:

1 Совместное чтение художественной литературы. Обсуждение героев, попросите оценить поступки героев, составьте несколько вопросов по содержанию произведения, попросите описать картинки, придумать свой конец истории, спросите кто из героев больше понравился и почему?

2 Дидактические игры- не нужно их искать, придумывать, например «Опиши свою игрушку», попросите ребенка описать любимую игрушку, или попросите вспомнить какие деревья есть на участке детского сада, на даче, около дома.

3 Беседы по пути в детский сад,и после: Темы «Как правильно перейти дорогу», «В какой стране мы живем, чем она богата?», «В каком замечательном городе я живу…», «Мой папа лучший…» и другое…

4 Заучивание чистоговорок- способствует автоматизации звуков в произношении слов.

5 Заучивание стихов, загадок, пословиц- способствует формированию интереса к культуре русского народа, развивает устную, выразительную речь.

6 Учите ребенка находить ответы на вопросы самостоятельно. Если ребенок задает вам вопрос,попросите его найти ответ самостоятельно, а потом ответьте сами, например почему вода в лужах замерзает? Подведите ребенка к ответу путем наводящих вопросов.

7 Никогда в своей речи не искажайте слова сюсюканьем,или использованием ласкательных слов : например машиночка, не картавьте слова, не искажайте, ведь ребенок будет подражать.

Правильная речь- это результат работы родителей и педагогов, на каждом этапе развития ребенка требуется помощь родителей, мало работы воспитателей и учителей, мы должны идти рука в руке с родителями, важно чтобы родители понимали важность развития речи детей. Учите детей видеть необычное в обычном, интересное в неинтересном! Помните дети это наше будущее…

Источник

  1. Главная
  2. Логопедия
  3. Формирование правильной речи у ребёнка: советы родителям

Речевая функция у ребёнка теснейшим образом связана с прочими психическими процессами. Так что любое языковое нарушение в определённой степени тормозит психическое развитие и интеллектуальные навыки ребёнка.

Задача родителей по формированию правильной речи у малыша не сводится лишь к отслеживанию звукопроизношения. Всё намного сложнее, поскольку взрослым важно помогать детям говорить грамотно, красиво, выразительно, чисто, использовать правильные речевые обороты и выражать собственные мысли.

Советы специалистов помогут родителям сформировать правильную речь у ребёнка и придать дополнительный стимул развитию психики.

Где отыскать время для речевого развития?

Подобные вопросы возникают у многих мам, руководствующихся принципом раннего обучения ребёнка. Современные родители всё чаще стремятся чуть ли не с пелёнок усадить кроху за учебные пособия, развивая тем самым математические знания, кругозор, художественные способности и грамоту.

Сейчас развитие речи воспринимается как целенаправленные и организованные занятия с ребёнком. А это подразумевает, что взрослым необходимо к ним подготавливаться, изыскивать свободные минуты, изучать специальную литературу. Неудивительно, что мама опускает руки и даже не представляет, что нужно делать.

А между тем немногие родители понимают, что обыденное взаимодействие с ребёнком во время приёма или приготовления пищи, укладывания в кроватку, гуляния на свежем воздухе, уборки комнаты, путешествия в транспортном средстве – это и есть самое настоящее и полноценное речевое развитие!

Специалисты подсчитали, что порядка 80-90% нужных языковых умений можно привить без особых временных затрат в ходе обычного общения с ребёнком. Подобный детско-родительский диалог является своеобразной основой, отсутствие которой не позволит взрослым сформировать правильную речь в детском возрасте.

Учитываем возрастной принцип

Речевое развитие ребёнка начинается ещё до его появления на свет. Мудрые мамы все девять месяцев беременности общаются с будущим малышом, делятся различными впечатлениями, поют колыбельные и просто разговаривают.

После рождения ребёнок начинает активно развиваться, совершенствуются и его языковые умения. Что рекомендуют логопеды и психологи для формирования правильной речи?

  1. Общайтесь с новорождённым малышом. Учёные установили, что гуление и лепет возникает даже у глухих детей. Причём гулят и лепечут малыши всех рас и национальностей в один и тот же возрастной период – примерно в 2-5 месяцев. Однако если родители не разговаривают с крохой, первые речевые навыки угасают. Задача мамы – адекватно реагировать на детскую инициативу, разговаривать с ребёнком, произнося слова чётко и медленно, чтобы малыш смог уловить звуки, интонацию и даже мамино настроение.
  2. Приучайте к твёрдой пище. Кажется, что знакомить ребёнка с твёрдыми пищевыми продуктами можно в любом возрасте, поскольку умение пережёвывать якобы никак не связано с правильной речью. Это опасное заблуждение. Если ребёнку после года давать только протёртое пюре, у него возникнут серьёзные проблемы с речью, поскольку для нормального произношения необходимо уметь управлять челюстной мускулатурой и правильно дышать. Именно это и происходит при разжёвывании твёрдых продуктов, в результате чего этот процесс становится своего рода «артикуляционной гимнастикой» для младенца.
  3. Называйте предметы и действия. Приблизительно в 12 месяцев ребёнок приобретает замечательную привычку указывать пальчиком на разные вещи, привлекая тем самым родительское внимание. Мама должна в этот момент назвать предмет или действие: «это шкаф», «собака лает», «кукла лежит», «котёнок прыгает» и пр. Совсем скоро малыш начнёт повторять слова, точнее слоги или сочетание звуков – «ма», «па», «киса». Это нормальный период, когда кроха словно пробует «на вкус» новые языковые ощущения.
  1. Побуждайте к общению. Некоторые малыши в полтора и два годика даже не пытаются говорить, используя лишь жесты, поскольку взрослые понимают каждый взмах их пальчика. Чтобы разговорить молчунов, используйте приём «непонимания ребёнка», или провоцирование ситуации говорения. К примеру, разложите на столе различные фрукты и спросите: «Что ты хочешь? Яблоко? Да? Нет? Грушу? Да? Нет?» Если он продолжает показывать пальчиком, давайте неправильный фрукт, чтобы ребёнок пытался сказать вам, такой непонятливой мамочке, что ему нужна именно груша. Сперва произнесённое слово будет неполным, зато это уже говорение, а не просто «указующий перст».
  2. Формируйте и обогащайте словарный запас. Первоначальная задача – формирование пассивного словаря, активный подключится немного позже (после 2-2,5 лет). Отдавать предпочтение нужно именно обычному вашему взаимодействию с ребёнком. Во время прогулки показывайте и называйте воробья, голубя, ворону, обязательно обобщая – «это птицы». Готовя обед, перечисляйте все овощи (обобщающее понятие), которые вы кладёте в суп: картофель, томат, лук, капуста и т.д. Если есть свободные минутки, поиграйте с малышом в лото или детское домино, а вот от развивающих компьютерных игрушек стоит воздерживаться.
  3. Развивайте крупную и тонкую моторику. Не следует перескакивать этап формирования общей моторики, переходя сразу же на мелкие движения пальчиков. Любопытно наблюдать, как родители пытаются научить кроху шнуровать ботинки, если тот даже не умеет спускаться по лестнице. Поэтому приучайте к велосипеду, плаванию, чаще прогуливайтесь пешком и ходите по лесенкам. Из пальчиковых игр и упражнений специалисты особо выделяют потешки, занятия с крупами, конструирование, мозаику и различное рукоделие.
  4. Больше читайте. После 3 лет дети испытывают особую тягу к книжкам. Этим и нужно воспользоваться для формирования правильной речи. Читайте и перечитывайте подходящие по возрасту сказочные истории или стихотворения, задавайте вопросы по тексту или иллюстрациям, предлагайте пересказывать содержание прочитанного рассказа (малышам постарше).

Развитие грамматического строя и звукопроизношения

Формирование правильной речи невозможно без обучения ребёнка конкретным грамматическим принципам и правилам, которые присущи русскому языку.

  1. В обыденном общении чётко проговаривайте окончания словесных конструкций, чтобы малыш с первых месяцев жизни слушал, как могут изменяться слова:
    • по падежам («подойди к мамочке», «подними машинку»);
    • в роде («кошка чёрная», «заяц белый»);
    • в числе («собака – собаки»).
  1. Родители не должны забывать чётко произносить предлоги, выделяя их интонационно: «Клади в ящик, возьми из ящика».
  2. Процесс образования слов можно показать на примере уменьшительно-ласкательных конструкций: «кошка – кошечка», «мяч – мячик», «пёс – пёсик» и пр.

Естественно, следует отказаться от любых оскорблений, вульгарных и «некрасивых» выражений, которые не только уродуют вашу речь, но и с лёгкостью проникают в словарный запас малыша, любящего перенимать взрослые привычки.

Ещё одна немаловажная цель – сформировать произносительную сторону речи через артикуляционную гимнастику и развитие речевого дыхания. Для чёткого произношения звуков необходимо регулярно тренировать губы и щёки с помощью таких упражнений перед зеркалом, как:

  • надуванье и сдувание щёк, шлёпанье по ним кулачками для выхода воздуха;
  • имитирование поцелуя с втягиванием щёчек и характерным звуком;
  • растягивание губ в улыбке «до ушей» (следите, чтобы не было видно зубов);
  • вытягиванье губ вперёд трубочкой и пр.

Не забывайте и о развитии речевого дыхания с помощью специальных упражнений. Например, научите ребёнка выдувать мыльные пузыри, свистеть в дудку или свисток, дуть на лёгкий пинг-понговый мячик, ватный шарик или ёлочный дождик.

Общие рекомендации по формированию правильной речи

Чтобы добиться от ребёнка чёткого произношения и выразительной грамотной речи, соблюдайте несколько несложных рекомендаций от специалистов:

  • побуждайте малыша проявлять большую речевую активность – на каждое ваше предложение должно приходиться приблизительно 5 предложений ребёнка;
  • не старайтесь мгновенно давать ответы на детский вопрос, поначалу предложите малышу немножко подумать, пофантазировать и выразить своё собственное мнение (пусть даже оно будет неверным);
  • не искажайте слова в разговоре с малышом, откажитесь от сюсюканья, использования в беседе так называемых детских словечек – «бибика», «холёсенький» и т.д.;
  • не передразнивайте ребёнка и тем более не наказывайте за неправильно произнесённые слова;
  • не включайте ему мультики, в которых главные персонажи предпочитают шепелявить, картавить или намеренно коверкают слова (так вы избежите негативного подражания).

Правильная речь – не особый талант, а следствие целенаправленной работы, прежде всего, родителей. Вот почему на каждом этапе речевого развития малышу необходимы внимание и поддержка мамы и папы, поскольку формирование языковых навыков ни в коем случае не следует пускать на самотёк.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Источник

Читайте также:  Задержка психического речевого развития ребенка