Правила развития мозга вашего ребенка медина

Правила развития мозга вашего ребенка медина thumbnail

Джон Медина

Правила развития мозга вашего ребенка

Моим очаровательным детям и их еще более очаровательной матери, научившим меня тому, что, оказавшись перед необходимостью выбора между двумя равновозможными теориями, всегда лучше выбирать ту, которая более забавна

John Medina

BRAIN RULES FOR BABY: How to Raise a Smart and Happy Child from Zero to Five

© 2010 by John J. Medina

© Рябинина Ю. В., перевод на русский язык, 2012

© ООО «Издательство «Э», 2017

Введение

Всякий раз, когда я читал лекцию для будущих родителей о развитии мозга младенца, я совершал одну и ту же ошибку. Я полагал, что родители пришли на лекцию, чтобы получить неоценимую помощь науки в понимании того, как развивается мозг в утробе: узнать кое-что о биологии нервного гребня, кое-что об аксональном наведении. Но когда по окончании лекции наставало время вопросов и ответов, снова и снова звучали одни и те же вопросы. Первый, возникший у «сильно беременной» женщины в один дождливый вечер в Сиэтле, был: «Чему можно научить моего ребенка, пока он находится еще в утробе?» Следующая женщина спросила: «Что будет с нашей личной жизнью, когда в доме появится ребенок?» Папаша с оттенком авторитета родил третий вопрос: «Как сделать, чтобы мой ребенок поступил в Гарвард?» Встревоженная мамаша задала четвертый: «Как обеспечить для моей малышки условия, чтобы она была счастлива?» Пятый принадлежал исключительно достойной бабушке. «Как сделать, чтобы мой внук рос хорошим?» – спросила она. Она взяла на себя родительские обязанности вместо своей дочери-наркоманки. Бабушка не хочет, чтобы все повторилось опять.

И сколько бы я ни старался повернуть беседу в направлении таинственного мира нервной дифференцировки, родители снова и снова задавали все те же пять вопросов в различных вариациях. В конце концов я осознал свою ошибку. Я предлагал родителям хрустальный замок, в то время как им нужен был рай в шалаше. Поэтому данная книга не будет содержать сведений о природе генетической регуляции развития ромбовидного мозга. Вместо этого «Правила развития мозга для самых маленьких» будут ориентированы на вопросы практического характера, которые продолжает задавать моя аудитория.

«Правила развития мозга» – это свод закономерностей, касающихся работы мозга в раннем возрасте, о которых нам точно известно. Каждое правило добыто из более обширных пластов поведенческой психологии, клеточной и молекулярной биологии. Каждое было отобрано за его способность помочь начинающим мамам и папам в выполнении их пугающей задачи – заботы о крошечном беспомощном человечке.

Я полностью осознаю необходимость дать ответы на все эти вопросы. Растить первого ребенка – все равно что глотать ядовитый напиток, смешанный из радости и ужаса в равных долях, и вслед за этим преодолевать переходные состояния, о которых вас никто не предупреждал. Знаю об этом не понаслышке: у меня двое мальчишек, каждый из которых пришел с множеством обескураживающих вопросов и поведенческих проблем, и к обоим не прилагалось никаких инструкций. Вскоре, однако, я понял, что принесли они не только это. Они обладали притягательной силой, способной выжать из меня невообразимую любовь и безграничную привязанность. Кроме того, они были наделены магнетизмом: я не мог наглядеться на идеальные ноготочки на их ручках, на их ясные глаза, на грандиозно всклокоченные волосы. Когда родился мой второй ребенок, я понял, что любовь можно делить до бесконечности и притом не потерять ни одной ее части. Родительский статус дает возможность по-настоящему приумножать ее делением.

Мне, как ученому, очень хорошо известно, что, наблюдая за развитием мозга ребенка, вы можете испытать чувство, будто смотрите с первого ряда за тем, как происходит Большой Взрыв на биологическом уровне. Мозг начинается с единственной клетки в материнской утробе, скрытой в ней, как тайна. В первые несколько недель он наращивает свой объем с ошеломляющей скоростью 8000 нервных клеток в секунду. За несколько месяцев он уверенно становится на путь, ведущий к тому, чтобы стать самым совершенным мыслящим устройством в мире. Это таинство вызывает не только восхищение и любовь, но и тревогу и сомнения – я помню это из собственных переживаний неопытного родителя.

Чересчур много мифов

Родителям нужны факты, а не просто советы о том, как растить детей. К несчастью, такие факты трудно найти в постоянно растущем потоке книг по воспитанию. Как и в блогах. И на форумах, и в передачах интернет-вещания, и в разговорах со свекровями и всеми другими родственниками, у которых есть хоть один ребенок. Все эти источники предлагают кучу информации. Только родителям трудно понять, чему можно верить.

Большим достоинством науки является то, что она не принимает ничью сторону и не берет пленных. Если вы знаете, какому исследованию можно доверять, истинная картина явления проявляется, а мифы развеиваются. Дабы завоевать мое доверие, исследование должно преодолеть мой «скептический фактор». Попавшие в эту книгу данные исследований должны были сначала быть опубликованы в соответствующих изданиях, а затем успешно воспроизведены. Некоторые результаты подтверждались десятки раз. Если я где-то делаю исключение для новейшего революционного исследования, убедительного, но еще недостаточно проверенного временем, я указываю на это.

С моей точки зрения, воспитание детей – это вопрос развития мозга. В таком взгляде нет ничего удивительного, если учесть, чем я зарабатываю на жизнь. Моя специальность – молекулярная биология развития с выраженным интересом к вопросам генетики психических заболеваний. Свою ученую деятельность я осуществляю по большей части в качестве индивидуального консультанта или приглашенного специалиста «Скорой помощи» на промышленных предприятиях и в государственных научно-исследовательских организациях, которым понадобился генетик, специализирующийся в области психического здоровья. Кроме того, я основал Институт «Таларис», находящийся в Сиэтле, недалеко от Вашингтонского университета. Его изначальная миссия включала исследование процессов обработки информации у младенцев на молекулярном, клеточном и поведенческом уровне. В результате я пришел к идее время от времени проводить беседы с группами родителей, как в тот дождливый вечер в Сиэтле.

Ученые определенно далеко не все знают о мозге. Но то, что нам известно, безусловно, дает нам прекрасные шансы растить смышленых и счастливых детей. Это имеет равное отношение и к тем, кто только что узнал о своей беременности, и к тем, у кого уже есть малыш, и к тем, кому приходится растить внуков. Поэтому я с удовольствием отвечу в книге на те величайшие вопросы, которые задавали мне родители, а также развею величайшие мифы, которые вводят их в заблуждение.

Вот несколько моих любимых мифов:

Миф: если играть Моцарта для своего живота, это повысит способности будущего ребенка к математике.

Реальность: ваш ребенок просто будет помнить Моцарта после рождения, наряду с другими вещами, которые он слышал, нюхал и чувствовал на вкус, находясь в утробе. Если вы хотите, чтобы в дальнейшем у него развивались способности к математике, лучшее, что вы можете сделать для этого в раннем возрасте, – научить его контролировать собственные побуждения.

Миф: если ваш грудной младенец или малыш будет смотреть DVD с уроками по развитию речи, это увеличит его словарный запас.

Реальность: На самом деле некоторые из подобных дисков могут снизить словарный запас маленького ребенка. Зато количество и разнообразие используемых вами слов при общении со своим ребенком увеличивает его словарный запас и коэффициент интеллекта. Но слова должны исходить от вас – реального, живого человека.

Источник

Джон Медина

Правила развития мозга вашего ребенка

Моим очаровательным детям и их еще более очаровательной матери, научившим меня тому, что, оказавшись перед необходимостью выбора между двумя равновозможными теориями, всегда лучше выбирать ту, которая более забавна

John Medina

BRAIN RULES FOR BABY: How to Raise a Smart and Happy Child from Zero to Five

© 2010 by John J. Medina

© Рябинина Ю. В., перевод на русский язык, 2012

© ООО «Издательство «Э», 2017

НЕЗАМЕНИМЫЕ КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой мамой»

Единственная и самая важная миссия родителей, – научить ребенка быть самостоятельным. Педагог и психолог Анна Быкова предлагает метод «ленивой мамы». Вы позволите себе быть не только родителем, избавитесь от чувства тревожности и желания все контролировать и приготовитесь отпустить ребенка в самостоятельную жизнь.

Развивающие занятия «ленивой мамы»

Новый взгляд на проблему развития детей – педагог и психолог Анна Быкова предлагает родителям опираться не на модные педагогические системы и продвинутые игрушки, а подключить свой личный опыт и творческую энергию. В этой книге вы найдёте конкретные примеры увлекательных занятий и научитесь интересно проводить время с детьми вне зависимости от вашего расписания или бюджета.

Монтессори. 150 занятий с малышом дома

Известно, что именно в раннем возрасте дети наиболее восприимчивы к обучению. Книга Марии Монтессори научит вас уникальной методике, которая направлена на всестороннее развитие с самых первых месяцев жизни. 150 упражнений и полезных советов станут незаменимым помощником в воспитании ребёнка.

Монтессори. Развиваем в ребенке уверенность

В этой книге вы узнаете, как помочь ребенку развить важнейшее качество характера – уверенность в себе. Следуя рекомендациям и принципам методики Монтессори, вы сможете создать для малыша правильную развивающую среду, помочь ему стать самостоятельным и привить любовь к обучению. А благодаря вашей чуткой поддержке и вниманию он обретет веру в себя и свои силы.

Введение

Всякий раз, когда я читал лекцию для будущих родителей о развитии мозга младенца, я совершал одну и ту же ошибку. Я полагал, что родители пришли на лекцию, чтобы получить неоценимую помощь науки в понимании того, как развивается мозг в утробе: узнать кое-что о биологии нервного гребня, кое-что об аксональном наведении. Но когда по окончании лекции наставало время вопросов и ответов, снова и снова звучали одни и те же вопросы. Первый, возникший у «сильно беременной» женщины в один дождливый вечер в Сиэтле, был: «Чему можно научить моего ребенка, пока он находится еще в утробе?» Следующая женщина спросила: «Что будет с нашей личной жизнью, когда в доме появится ребенок?» Папаша с оттенком авторитета родил третий вопрос: «Как сделать, чтобы мой ребенок поступил в Гарвард?» Встревоженная мамаша задала четвертый: «Как обеспечить для моей малышки условия, чтобы она была счастлива?» Пятый принадлежал исключительно достойной бабушке. «Как сделать, чтобы мой внук рос хорошим?» – спросила она. Она взяла на себя родительские обязанности вместо своей дочери-наркоманки. Бабушка не хочет, чтобы все повторилось опять.

И сколько бы я ни старался повернуть беседу в направлении таинственного мира нервной дифференцировки, родители снова и снова задавали все те же пять вопросов в различных вариациях. В конце концов я осознал свою ошибку. Я предлагал родителям хрустальный замок, в то время как им нужен был рай в шалаше. Поэтому данная книга не будет содержать сведений о природе генетической регуляции развития ромбовидного мозга. Вместо этого «Правила развития мозга для самых маленьких» будут ориентированы на вопросы практического характера, которые продолжает задавать моя аудитория.

«Правила развития мозга» – это свод закономерностей, касающихся работы мозга в раннем возрасте, о которых нам точно известно. Каждое правило добыто из более обширных пластов поведенческой психологии, клеточной и молекулярной биологии. Каждое было отобрано за его способность помочь начинающим мамам и папам в выполнении их пугающей задачи – заботы о крошечном беспомощном человечке.

Я полностью осознаю необходимость дать ответы на все эти вопросы. Растить первого ребенка – все равно что глотать ядовитый напиток, смешанный из радости и ужаса в равных долях, и вслед за этим преодолевать переходные состояния, о которых вас никто не предупреждал. Знаю об этом не понаслышке: у меня двое мальчишек, каждый из которых пришел с множеством обескураживающих вопросов и поведенческих проблем, и к обоим не прилагалось никаких инструкций. Вскоре, однако, я понял, что принесли они не только это. Они обладали притягательной силой, способной выжать из меня невообразимую любовь и безграничную привязанность. Кроме того, они были наделены магнетизмом: я не мог наглядеться на идеальные ноготочки на их ручках, на их ясные глаза, на грандиозно всклокоченные волосы. Когда родился мой второй ребенок, я понял, что любовь можно делить до бесконечности и притом не потерять ни одной ее части. Родительский статус дает возможность по-настоящему приумножать ее делением.

Мне, как ученому, очень хорошо известно, что, наблюдая за развитием мозга ребенка, вы можете испытать чувство, будто смотрите с первого ряда за тем, как происходит Большой Взрыв на биологическом уровне. Мозг начинается с единственной клетки в материнской утробе, скрытой в ней, как тайна. В первые несколько недель он наращивает свой объем с ошеломляющей скоростью 8000 нервных клеток в секунду. За несколько месяцев он уверенно становится на путь, ведущий к тому, чтобы стать самым совершенным мыслящим устройством в мире. Это таинство вызывает не только восхищение и любовь, но и тревогу и сомнения – я помню это из собственных переживаний неопытного родителя.

Чересчур много мифов

Родителям нужны факты, а не просто советы о том, как растить детей. К несчастью, такие факты трудно найти в постоянно растущем потоке книг по воспитанию. Как и в блогах. И на форумах, и в передачах интернет-вещания, и в разговорах со свекровями и всеми другими родственниками, у которых есть хоть один ребенок. Все эти источники предлагают кучу информации. Только родителям трудно понять, чему можно верить.

Большим достоинством науки является то, что она не принимает ничью сторону и не берет пленных. Если вы знаете, какому исследованию можно доверять, истинная картина явления проявляется, а мифы развеиваются. Дабы завоевать мое доверие, исследование должно преодолеть мой «скептический фактор». Попавшие в эту книгу данные исследований должны были сначала быть опубликованы в соответствующих изданиях, а затем успешно воспроизведены. Некоторые результаты подтверждались десятки раз. Если я где-то делаю исключение для новейшего революционного исследования, убедительного, но еще недостаточно проверенного временем, я указываю на это.

С моей точки зрения, воспитание детей – это вопрос развития мозга. В таком взгляде нет ничего удивительного, если учесть, чем я зарабатываю на жизнь. Моя специальность – молекулярная биология развития с выраженным интересом к вопросам генетики психических заболеваний. Свою ученую деятельность я осуществляю по большей части в качестве индивидуального консультанта или приглашенного специалиста «Скорой помощи» на промышленных предприятиях и в государственных научно-исследовательских организациях, которым понадобился генетик, специализирующийся в области психического здоровья. Кроме того, я основал Институт «Таларис», находящийся в Сиэтле, недалеко от Вашингтонского университета. Его изначальная миссия включала исследование процессов обработки информации у младенцев на молекулярном, клеточном и поведенческом уровне. В результате я пришел к идее время от времени проводить беседы с группами родителей, как в тот дождливый вечер в Сиэтле.

Источник

Здравствуйте!

Мой ребенок начал спать ночами, а привычка не спать ночами у меня осталась. Ворочалась полгода, пока не поняла, что это время я могу провести с пользой — читать книги.

За два года скопился приличный список книг, которые хотелось прочитать, но начать я решила с тех, которые касаются воспитания и развития детей. Время идет, ребенок растет, жаль, что-то упустить. Тут я и наткнулась на рекомендации нейропсихолога В.Паевской, известной в инстаграме и в узких мамских кругах. Я в сторис публиковала выдержки из книги и эти кусочки казались очень интересными. Это уже потом я поняла, что это было все, что в книге было интересного и полезного. Остальное, вода, которая обычным мамам и не нужна.

  • Правила развития мозга вашего ребенка. Джон Медина
  • Что нужно знать малышу от 0 до 5

Brain Rules for Baby: How to Raise a Smart and Happy Child from Zero to Five

Читала я через приложение ЛитРес. Книга платная — 300 рублей. Я нашла промокод на скидку 50%, а заодно купила еще две книги и четвертая мне была в подарок.

Кстати, бумажный вариант книги стоит тоже 300 рублей. Думаю, что бумажный вариант интереснее. Там и страницы пошуршат и можно перечитать то, что интересно.

ВСЕ СКРИНЫ Я СДЕЛАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

Автор — Джон Медина — американский ученый. На всех фото в интернете — это такой полноватый чувачок, корчащийся в странных позах. Американский маркетинг без выпученных глаз, перекошенной мимики не работает. Видно это очень привлекает читателей. А у меня как-то не вяжется, что такой крутой ученый, вынужден вот так вот извиваться, чтобы продать свою книгу.

молекулярный биолог-эволюционист, занимающийся изучением генов, участвующих в развитии мозга. Трижды признавался лучшим преподавателем в различных университетах США.

Директор Центра изучения мозга при Тихоокеанском университете Сиэтла, руководитель отделения биоинженерии медицинской школы при университете Вашингтона. Автор семи книг. Среди которых «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям» и «Правила развития мозга вашего ребенка».

Для кого подойдет книга?

Если у вас уже есть ребенок, то книга для вас может оказаться бестолковой. Все зависит от настроя, с которым вы начнете читать.

По крайней мере, половина книги вам будет не очень интересна. Нет, ну вы прочитаете, как развивается плод/эмбрион в утробе, но по факту — вам читать уже поздно. Для общего развития, да, но многая информация уже устарела, многое вы уже слышали, читали в других источниках. Воды очень много.

Для беременных будет интересно. Особенно для тех, кто заморачивается с «музыкой для живота», песенок и предается мечтам о том, что у них родится вундеркинд, если они сейчас ему включат лекцию крутого профессора по физике.

Мамам детей от 0 до 5 можно прочитать, но там так все банально. Вы и сами все знаете, а если не знаете, то догадываетесь, но на реализацию многого нет сил от недосыпов, а то и денег.

Папам читать!, если папа любит читать. Слог сложный, с терминами, но мужчины — это любят. Если папа эрудит, то возможно ему зайдет)).

Мужу зачитывала многие отрывки, истории пересказывала и с радостью заметила спустя время, что он все запомнил. К кое-чему прислушался, а с чем-то не согласился, Но он явно обдумал прочитанное. Мимо не прошло.

Обязательно зачитать будущим папам главу про послеродовую депрессию.

Есть там интересная глава про послеродовой период у мамы, депрессию и роль папы во всем этом. Так вот многим русским «мужикам» эту главу надо бы читать обязательно! Я читала и думала, ну вот почему такая информация, очень простая, не доносится. Эту главу бы выдавать будущим папаням перед тем, как они решают не натягивать презерватив.

Удивил тот факт, что если человек родился с «настройками» угрюмости, то вся жизнь ему будет казаться такой же. Пессимистов мы рожаем сами и оптимистами они вряд ли станут((.

Через всю книгу проносится мысль о том, что ребенку нужна мама. Это очень гениальная мысль, правда? Можно подумать, кто-то не в курсе. Меня иногда накрывало и хотелось бросить читать. Так явно эта мысль везде проявлялась, аж бесила. Я взяла читать, чтобы узнать новое, а не тысячный раз запомнить, что моему ребенку нужна мама, которая у него уже есть и типа, можно опустить лапки. Мама есть — все, тебе повезло.

Затрагивает автор и стили воспитания. В книге они разбираются, но информация не нова. Это давно описано и нашими психологами, и зарубежными. Я прочитала, но бегло.

Большое место уделяется историям и примерам из исследований многих ученых. Что-то интересно, а что-то можно было и не включать. Кажется порой, что это для увеличения страниц добавлено.

Когда кажется, что вот ОНО — вода закончилась, начались дельные советы, как поступить в той или иной ситуации — все заканчивается)).

Именно поэтому, я не могу определиться до сих пор, полезна мне книга или нет. Но судя по тому, что я даже отзыв решила оставить, то в душу она запала. Вызвала ли возмущение или восхищение, но равнодушной не оставила.

Автор сам пишет о том, что книга не дает ответы на вопросы и если вы хотите после ее прочтения понять, как вырастить умного ребенка, который поступит в Гарвард, то вам это не удастся. В книге нет ответов и этим все сказано. Многое придется додумать, переварить, многое останется непонятным.

При всем при этом, информация про режим, правило и границы поведения ребенка дана интересная и понятная. Мало где об этом говорят и упоминают.

Отдельная глава отводится под «наказание ребенка». Мысли понятные, не везде применимые, но я читала с интересом. Думаю, что этот момент перечитаю еще раз, но через пару месяцев. Есть над чем подумать.

Автор приводит в пример много исследований, фамилий. Многое я искала в сети и читала подробнее об этом. Но это как бы информация для тех, кому интересно. Не всем оно надо, особенно, если вы воспитываете одного своего ребенка и мечтаете быстрее выйти на работу, а не вдаваться в подробности его развития. Таких много, я знаю. Вам и не надо рыпаться. Живите себе и дальше без этой книги.

О физическом наказании детей автор говорит не со своей колокольни, а вот прям с примерами из работ многих психологов, их наблюдений. Т.е., его выводы не голословные, они имеют под собой опору. Это не просто баба Маня так сказала, а проводилось исследование с выборкой сотен детей.

В этом плане джон Медина мне понравился больше. Он против и дает это понять. У Петрановской меня аж напугала глава, где она как бы не порицала такое поведение, а потом только описывала во что, это может вылиться родителям. Я за четкие границы в этом вопросе. Детей бить нельзя. Никогда.

В книге очень много воды. Автор рассказывает о том, что бывает на его семинарах, которые он проводит в США, к воспитанию детей — это имеет мало отношения, это отвлекает. Реакция какого-то американского папашки мне не нужна. Мле плевать на его сокрушения о Гарварде. Я купила книгу, чтобы читать и получать информацию, а нужной и полезной там страниц на 100, а в электронном варианте 600. В бумажном вроде 400. Это значит, что полезного там и того меньше. Все время кажется, что многое можно было и вычеркнуть, а не портить бумагу на ненужную информацию.

Обычным родителям книга бесполезна. Если вы ее не прочитаете, то вы толком ничего и не потеряете.

Знание о том, что ребенку нужа мама, вам и так известно. Мама должна обнимать, целовать, любить и всегда быть на позитиве и точка. Другое не обсуждается.

В семье не должно быть конфликтов, проблемы не должны обсуждаться при ребенке, потому что это может плохо на нем отразиться.

Вроде книга и была полезна, но по факту, если бы я ее не прочитала, но ничего бы и не потеряла. Теперь у меня еще больше вопросов и страхов от того, что я могу навредить ребенку своим поведением. Теперь меня терзают муки о том, а как же действовать и вести себя с ребенком, чтобы это не шло в размер с исследованиями, моими убеждениями, обычаями нашей семьи и т.д.

Книге я ставлю 3 звезды. На мой взгляд, она написана для того, чтобы ее продать, а не для того, чтобы помочь родителям. Ведь не зря, автор накатал еще 5 книг, которые хорошо продаются благодаря завышенным оценкам и умелому маркетингу.

Вопросов больше, чем ответов. Я не за этим шла…

Читайте и вам зачтется…

Источник