Познавательное развитие ребенка скачать бесплатно
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Презентация по познавательному развитию на тему «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста» Подготовила: Найдыч Оксана Викторовна воспитатель МБДОУ (ясли-сад) №11 «Жемчужинка» г. Красноперекопск
2 слайд
Описание слайда:
«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д.Лессинг.
3 слайд
Описание слайда:
Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам.
4 слайд
Описание слайда:
ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ: — активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.
5 слайд
Описание слайда:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников: Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса; Включение занимательности в содержание занятий; Создание проблемно-поисковых ситуаций; Вовлечение в выполнение творческих заданий; Интеграция разнообразной деятельности; Организация экспериментирования; Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.
6 слайд
Описание слайда:
ЗАДАЧИ: Создание в группе предметно-развивающей среды, определить её значение для развития познавательных интересов. Разработка конспектов занятий с занимательным содержанием, имеющие проблемно-поисковые ситуации. Создание серии развивающих и дидактических игр. Использование в работе заданий творческого характера. Широкое использование в работе таких методов обучения как опыт и эксперимент. Организация работы с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.
7 слайд
Описание слайда:
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА -естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
8 слайд
Описание слайда:
ИГРОВАЯ ЗОНА Именно игра необходима детям для эмоционального благополучия, самовыражения, самоутверждения, общения со сверстниками.
9 слайд
Описание слайда:
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «Магазин» «Парикмахерская» «Больница» ЗАДАЧИ: научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила поведения. развивать у детей умения: придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий « лечить, готовить обед, накрывать на стол». поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли. формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров; формировать умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры;
10 слайд
Описание слайда:
ИГРОТЕКА Познавательные игры вызывают интерес у детей, ненавязчиво обучают их, вызывают вопросы, развивают речь. Главный принцип отбора игр — они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого. «Где чей дом» «Что такое хорошо, что такое плохо» «Домино» «Чей малыш» «Лото: буквы и цифры»
11 слайд
Описание слайда:
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ способствуют формированию действий сравнения, классификации, узнавания по описанию, умение осуществлять контрольно-проверочные действия. «Четвертый лишний» «Лабиринты» «От большого к маленькому» «Найди отличия» «Найди пару»
12 слайд
Описание слайда:
КНИЖНЫЙ УГОЛОК Литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит.
13 слайд
Описание слайда:
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР Сказка – повод понять что-то большее, посмотреть на себя со стороны, обдумать важные проблемы. Игры по сказкам учат ребёнка ставить себя на место героя сказки, сравнивать и анализировать, делать выводы и обобщения.
14 слайд
Описание слайда:
. «УГОЛОК ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
15 слайд
Описание слайда:
УЧЕБНАЯ ЗОНА В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться и активизироваться интерес к школе. Этот интерес нужно поддерживать, для чего целесообразно выделить учебную зону, которая в будущем поможет ребёнку адаптироваться к учебной среде класса.
16 слайд
Описание слайда:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
17 слайд
Описание слайда:
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.
18 слайд
Описание слайда:
ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП Знакомство с окружающим миром начинается у ребёнка уже с младенческого возраста, он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счёте. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребёнок наиболее предрасположен. Нужно стараться обогащать сенсорный опыт детей путём ознакомления с величиной, формой, пространством.
19 слайд
Описание слайда:
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
20 слайд
Описание слайда:
НАБЛЮДЕНИЕ Для развития наблюдательности и внимания провожу следующие упражнения: «Волшебный мешочек» (в мешочек складываю различные предметы, знакомые игрушки, предлагаю назвать их по памяти, использую соревнование: кто больше вспомнит) «Найди отличия» (имеется набор парных картинок) «Найди пары» (задания включают в себе поиск пар обуви, перчаток, одинаковых геометрических фигур) «Что художник нарисовал неправильно?» (рисунки с ошибками) и т. п.
21 слайд
Описание слайда:
НАБЛЮДЕНИЯ: на прогулке (сезонные изменения в живой и неживой природе, труд людей, погодные явления, жизнь животного мира); в живом уголке (развитие комнатных растений, огород на окне), труд людей разных профессий (экскурсии).
22 слайд
Описание слайда:
ЭКСПЕРИМЕНТ Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов. .
23 слайд
Описание слайда:
ЭКСПЕРИМЕНТЫ БЫВАЮТ МЫСЛЕННЫЕ И РЕАЛЬНЫЕ ИЗ МЫСЛЕННЫХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, НАПРИМЕР, ТАКОГО ВИДА: Что можно сделать из куска бумаги? Что будет, если все станут выше ростом? На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п НО САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ – РЕАЛЬНЫЕ ОПЫТЫ С РЕАЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И ИХ СВОЙСТВАМИ: Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т.п. Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т.д. Свойства песка и глины. Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков. Свойства бумаги, её виды. Что нужно растению для жизни. Наблюдение за этапами развития растения. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в календаре природы. Один или вместе (предложить сравнить качество и быстроту уборки одного человека или группы детей) Умение владеть собой (способы улучшения настроения себе и другим).
24 слайд
Описание слайда:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет учиться. У него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение. ПРЕДЛАГАЯ ДЕТЯМ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, СТАРАЮСЬ УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: Принцип свободы выбора. (в любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора) Принцип открытости. (предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения) Принцип деятельности. (любое творческое задание включает практическую деятельность) Принцип обратной связи. (я могу регулярно контролировать процесс) Принцип идеальности. (творческие задания не требуют специального оборудования, могут быть частью любого занятия)
25 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-212939
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Елена Журавская
Познавательное развитие дошкольников
Детство – незабываемая, интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы. Малыш- природный исследователь окружающего мира, а этот мир открывается ребенку через его личные ощущения, действия, переживания, через его, пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и удивляться им.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
Одним из основных принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяют:
– организацию решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе ДОО;
– использование проектирования.
Экспериментирование — считают актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста. Его рассматривают как практическую деятельность поискового характера, направленную на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Дошкольник в экспериментировании берёт, сам того не подразумевая, роль исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения, которые могут быть и правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их может выдвинуть сам воспитатель.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышлении.
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мир);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.
Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.
ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1.4.7.).
Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. В задачах, которые ставит Стандарт такая формулировка: «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» (п. 1.6. (6).
Во втором разделе ФГОС ДО определяется содержание познавательного развития. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Важнейшим показателем развития ребенка — дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой — именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.
В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.
Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг.
Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать свое мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьезные вопросы, настаивать на чем-то.
Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы ее решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.
Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям, отождествлять себя с героями книги.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.
Конструирование, Изобразительная деятельность, Музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художественно — эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.
Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать. В рамках Двигательной деятельности мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.
В третьем разделе ФГОС ДО определены «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования».
Каких-то особых требований к условиям реализации образовательной области «Познавательное развитие» нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса.
Конечно, если ребенок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребенок в этом случае не боится ошибиться, задает вопросы, чтобы правильно решить задачу.
Ребенок стремиться к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал педагог.
Какой, по-вашему, должна быть эта позиция?
В младшем возрасте воспитатель выступает источником информации, в старшем – воспитатель создает условия и руководит познавательной деятельностью. Поэтому, лучше всего позиция партнера, знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно «Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка…» (п. 3.2.1.(3).
Но дети учатся не только от педагога, но и от других детей. Сверстникам подражать легче, особенно если есть «поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в различных видах деятельности» (п. 3.2.1.(4).
Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребенка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при «Поддержке инициативы и самостоятельности детей, Возможности выбора детьми материалов, видов активности» (п. 3.2.1.(5,6).
В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа «Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой) (п. 3.3.4.(1). Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считал, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую, коммуникативную, исследовательскую, двигательную, трудовую и творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребенку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.
Таким образом, создавая качественную РППС, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности, способствует интеллектуально-нравственному развитию личности дошкольника, приобретению ребенком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру.
Источник