Познавательное развитие ребенка с нарушением ода

Познавательное развитие ребенка с нарушением ода thumbnail

Для
детей с нарушениями опорно – двигательного
аппарата характерны разнообразные
эмоциональные и речевые расстройства.
Эмоциональные расстройства проявляются
в виде повышенной эмоциональной
возбудимости, повышенной чувствительности
к обычным раздражите­лям окружающей
среды, склонности к колебаниям настроения.

Также
повышенная эмоциональная возбудимость
может сочетаться с нарушениями поведения
в виде двигательной расторможенности,
аффективных взрывов, иногда с агрессивными
проявлениями, с реакциями про­теста
по отношению к взрослым. Все эти
проявления усиливаются при утомлении,
в новой для ребенка обстановке и могут
быть одной из причин школьной и социальной
дезадаптации. Специфические нарушения
деятельности и общения при детском
церебральном параличе могут способствовать
своеобразному формированию личности.
Наиболее часто наблюдается
диспропорциональный вариант развития
личности. Это проявляется в том, что
достаточное интеллектуальное развитие
сочетается с отсутствием уверенности
в себе, самостоятельности, повышенной
внушаемостью. У ребенка легко формируются
иждивенческие установки, неспособность
и нежелание к самостоятельной практической
деятельности; так, ребенок даже с
сохранной ручной деятельностью долго
не осваивает навыки самообслуживания.

При
воспитании ребенка с нарушениями опорно
– двигательного аппаратаважное значение
имеет развитие его эмоционально-волевой
сферы, предупреждение невротических
и неврозоподобных расстройств, особенно
страхов, повышенной возбудимости в
сочетании с неуве­ренностью в своих
силах.

Особенности
познавательной деятельности у детей
с нарушениями опорно – двигательного
аппарата.

Большая
роль в отклонениях психического развития
детей с нарушениями опорно – двигательного
аппарата принадлежит двигательным,
речевым и сенсорным нарушениям. Так,
глазодвигательные нарушения, недоразвитие
и задержка формирования важнейших
двигательных функций (удержание головы,
сидение и т. п.) способствуют ограничению
полей зрения.

Двигательные
нарушения ограничивают предметно-практическую
деятельность. Двигательная недостаточность
затрудняет манипуляцию с предметами,
их восприятие на ощупь. Сочетание этих
нарушений с недоразвитием зрительно-моторной
координации и речи препятствует развитию
познавательной деятельности.

Двигательные
нарушения и ограниченность практического
опыта могут быть одной из причин
недостаточности высших корковых функций
и, в первую очередь, несформированности
пространственных представлений. Большую
роль в нарушениях познавательной
деятельности у детей с нарушениями
опорно – двигательного аппарата играют
и речевые расстройства.

Нарушения
умственной работоспособности у детей
с церебральными параличами проявляются
в виде синдрома раздражительной
слабости. Этот синдром включает два
основных компонента: с одной стороны,
это повышенная истощаемость психических
процессов, утомляемость, с другой —
чрезвычайная раздражительность,
плаксивость, капризность.

Нарушения
мыслительной деятельности

проявляются в задер­жанном формировании
понятийного, абстрактного мышления.
Несмотря на то, что у многих детей к
началу обучения может быть формально
достаточный словарный запас, наблюдается
задержанное формирование слова как
понятия, имеет место ограниченное,
часто сугубо индивидуальное, иногда
искаженное понимание значения отдельных
слов. Это связано, в первую очередь, с
ограниченным практическим опытом
ребенка.

Для
детей с нарушениями опорно – двигательного
аппарата также характерны нарушения
формирования высших корковых функций.
Наиболее часто отмечаются
оптико-пространственные нарушения. В
этом случае детям трудно копировать
геометрические фигуры, рисовать и
писать.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

При ДЦП можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза — дефицитарной развитие. Дефицитарнисть моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенез за дефицитарной типу связан с тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.

Выраженная диспропорция и неравномерное, нарушен темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики — это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДИДП.

Основные виды психических нарушений при ДЦП — это задержка психического развития (встречается примерно у 50% детей с ДЦП) и олигофрения (имеет место у 25% детей с ДЦП). От 25 до 35% с ДЦП имеют потенциально сохранен интеллект, однако развитие этих детей идет в дефицитарной условиях, что сказывается на психическом развитии. Вместе с тем существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степени интеллектуальной недостаточности при ДЦП. При различных формах ДЦП может встречаться и нормальный, и задержан психическое развитие, умственная отсталость.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

нарушение активной произвольного внимания, что негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП;

• повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), что выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушении внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности.

Внимание

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, распределения внимания. Кривая работоспособности отличается неравномерностью. Отмечаются также трудности в переключении внимания, застревание на отдельных элементах, связано с инертностью психической деятельности.

Отмечается слабость активной произвольного внимания. При нарушениях активной произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта — сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.

Нарушение внимания также могут быть связаны с отклонениями в функционировании зрительного анализатора: с невозможностью фиксации взгляда, с ограничением поля зрения, нистагмом и др.

Восприятие

Восприятие у детей с ДЦП характеризуется количественным отставанием от возрастных нормативов и качественным своеобразием в формировании данной психической функции.

Наблюдается своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций: на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений, при этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции (у некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникают защитно-оборонительные реакции).

Зрительное сосредоточение появляется у детей с ДЦП после 4-8 мес. и характеризуется рядом патологических особенностей: фрагментарностью, скачкообразности и ограничением поля зрения, вызываемых косоглазием, нистагмом или влиянием позотоничних рефлексов на мышцы глаз.

У детей с ДЦП перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта. У некоторых детей глазодвигательная реакция имеет рефлекторный, а не произвольный характер. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развития предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления , конструирование, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом. Недостаточность зрительно-осязательной интеграции отражается на всем ходе их психического развития.

У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия затрудняет узнавание осложненных вариантов предметных изображений. Существенные трудности наблюдаются в восприятии конфликтных составляющих фигур (например, утки и зайца). У некоторых детей часто долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, мешает дальнейшему восприятию. Наблюдается нечеткость восприятия картинок: одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут «узнавать» по-разному. Многие дети не умеют найти нужную картинку или узнать ее, не умеют найти важную деталь на картинке или в натуре, что мешает осмыслению сюжетных картин. Возникают трудности в написании цифр, изображения могут быть зеркальными или перевернутыми. Трудности воспроизведения букв могут быть связаны не только с нарушением оптико-пространственных представлений, но и с неврологическими проявлениями (парез, гиперкинезы и др.).

Читайте также:  Ребенок как объект педагогики факторы влияющие на развитие личности

Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП. Такие особенности зрительного анализатора, как снижение остроты зрения, косоглазие, двоение в глазах, нистагм и другие, приводят к дефектного, искаженного восприятия предметов и явлений окружающей действительности.

У некоторых детей с ДЦП отмечается снижение слуха, негативно влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического (неразличение подобных по званию слов: «коза» — «коса»). Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия, ярче проявляются на письме.

У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, что приводит к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности.

В силу двигательной недостаточности, ограниченности поля зрения, нарушение фиксации взгляда, речевого дефекта развитие ориентировки в пространстве может задерживаться, а к школьному возрасту у ребенка с ДЦП обычно выявляются выраженные пространственные нарушения. У детей с ДЦП многими авторами (Р. Абрамович-Лехтман, К. Семенова, М. Эйдинова и др.) Были выявлены значительные нарушения пространственного восприятия.

При всех видах ДЦП наблюдается нарушение пространственного восприятия. При гемиплегии возбуждено боковая ориентация, при диплегии — ориентация по вертикали, при тетраплегии — ориентация в направлении спереди назад. При последней форме искажения пространственного восприятия несет тяжелые последствия для психики ребенка.

Исследования ученых показали, что недостаток объемных представлений приводит к тому, что в парализованной ребенка возникает неправильное представление о форме и сущность окружающих ее предметов. В большинстве изученных детей с ДЦП был грубо нарушен двигательно-кинестетический анализатор при сохранности зрения. У половины обследованных детей оказались нарушенными представление об объеме и соотношение плоскостного изображения с тем же объемным предметом.

У детей с ДЦП могут страдать самые разные звенья пространственного и временного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственное и временное ориентирование, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных компонентов.

Причиной трудностей в освоении пространственно-временных отношений является то, что у детей с ДЦП формирования пространственно-временных понятий происходит при малом включении активного перемещения самих детей, при ограничении практического, бытового, игрового опыта.

По данным Н. Симоновой, у детей с выраженной эластичностью оказывается наиболее выраженное нарушение ориентации в пространстве, сопровождается чувством страха, которое возникает при первом знакомстве с объемными предметами, а затем при развитии объемных представлений. Исследования автора показали также, что дети с гиперкинетической формой ДЦП ранее обнаруживают способность к пространственному восприятию и простых обобщений. В них по-прежнему развивается представление о схеме своего тела, в то время как у детей с другими формами ДЦП обычно существует только формальное знание схемы своего тела, основанное на длительном обучении.

Некоторые специалисты отмечают сенсорную сверхчувствительность у детей с ДЦП. У совсем маленьких детей можно наблюдать мышечный спазм, даже когда на лицо ребенка падает солнечный луч. Меньше сенсорное возбуждение, если оно внезапное, может вызвать резкое усиление спазма.

Таким образом, для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, часто приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

Источник

Нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей характеризуется наличием того или иного двигательного дефекта.

Определение 1

В частности нарушения ОДА – это задержка формирования, недоразвитие, потеря или частичная утрата двигательной активности.

Существенная часть детей не обладает патологиями познавательной деятельности, поэтому им не требуется специфическая система образования и особое воспитание. При этом, все дети с подобными нарушениями требуют особых условий для жизни, обучения, последующей трудовой практики.

Подавляющее большинство заболеваний опорно-двигательного аппарата приходится на ДЦП. Данная патология относится к заболеваниям центральной нервной системы и в большинстве случаев ведет к инвалидности. Причиной ДЦП является недоразвитие или повреждение мозга на этапе раннего развития. Нарушения двигательных функций у таких детей нередко сочетаются с отклонениями психического, речевого, зрительного и слухового развития. На фоне этих отклонений с детьми с ДЦП проводится лечебная, психо-педагогическая и социальная работа.

Типы нарушений ОДА у детей

В современной литературе выделяют несколько основных видов заболеваний. Нарушение ОДА у детей может быть связано со следующими категориями:

  • Заболевания ЦНС (ДЦП, полиомиелит).
  • Врожденные патологии (врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость, нарушение развития позвоночника, недоразвития, нарушения, деформации конечностей).

Причины нарушений ОДА

Выделяют две основные группы причин оказывающих влияние на развитие патологий опорно-двигательного аппарата:

  • Наличие внутриутробных аномалий развития. К ним относятся инфекционные, соматические заболевания матери в период беременности, токсикоз, травма, ушиб плода, несовместимость по резус-фактору, интоксикация.
  • Действия патологических факторов. Это может быть нейроифекция, травма, ушиб головы, осложнения после прививок.

Замечание 1

Совокупность патологий внутриутробного развития и родовой травмы признается в современной литературе частой причиной ДЦП.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ДЦП

Замечание 2

Необходимость коррекционно-развивающей работы обусловлена спецификой отклонений в психическом и физическом развитии детей с ДЦП.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ДЦП направлена на формирование двигательных функций. Реализация данного направления осуществляется за счет комплексного воздействия всеми доступными средствами. К ним относится:

  • Медикаментозное, ортопедическое, физиотерапевтическое лечение.
  • Массаж.
  • Лечебная физкультура.

Последний компонент позволяет создать связь между физической культурой, трудом, развитием определенных двигательных функций в режимных моментах. Комплексность подхода дает высокий результат реабилитации, процент восстановления и развития подвижности.

У детей с таким заболеванием не редко наблюдаются гиперкинезы речевой мускулатуры, что ведет к грубому искажению речи, которая становится малопонятной или вовсе неразборчивой. Гиперкинезы мышц диафрагмы, межреберных мышц ведут к патологиям дыхательных функций, плавности речи, иногда наблюдаются непроизвольные выкрики и стоны. Для устранения дефектов проводится логопедическая работа, которая способствует развитию всех сторон речи.

Определение 2

Основными направлениями работы с детьми с ДЦП является моторное, речевое развитие, формирование коммуникативного поведения. При этом обращается внимание на виды нарушений ОДА, их тяжесть и возрастную группу ребенка. На основе этих факторов строится специфика коррекционно-развивающей работы.

Начало коррекционно-развивающей работы относится к раннему детству, когда организуется тактильное восприятие предметов и массаж конечностей. Чуть позже вводится предметно-практическая деятельность, которая, под руководством взрослого, способствует закреплению связей между словом, предметом и действием. Особое внимание стоит уделять обучению детей игровым действиям и формированию навыков самообслуживания.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ – это группа различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционирование мышц, характеризующихся неспособностью сохранить нормальную позу и выполнять непроизвольные движения 

Особенности развития высших психических функций у детей с нарушением

опорно-двигательного аппарата.

Структура нарушений познавательной деятельности.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. Выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной сферы. 

Читайте также:  Оценка физического развития недоношенного ребенка

Познавательная сфера – совокупность познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь), познавательных интересов и различных видов познавательной деятельности (игра, изодеятельность, учение, исследование)

Структура нарушений познавательной сферы при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

1) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития

2) повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления;

3) выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы. Истощаемость выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения

4) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:

• вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

• затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств;

•нарушение сенсорных функций

5) нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи.

ВНИМАНИЕ.

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными. 
По мнению Н.В. Симоновой, нарушения внимания могут быть связаны с отклонениями в функционировании зрительного анализатора:

  • с невозможностью фиксации взора,

  • с недостаточным уровнем развития прослеживающей функции глаз,

  • с ограничением поля зрения, нистагмом.

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Отмечаются трудности в переключении внимания на другие виды деятельности, недостаточность концентрации, застревание на отдельных элементах, что связано с инертностью психической деятельности. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Отмечается слабость активного произвольного внимания. При нарушениях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта – сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации

Описанные выше нарушения внимания при ДЦП отражаются на всех последующих стадиях познавательного процесса, на функционировании всей познавательной системы в целом. 

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие у детей с ДЦП существенно отличается от восприятия нормально развивающихся детей, как в количественном отставании от возрастных нормативов, так и в качественном своеобразии в формировании данной психической функции.

У детей с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции, то есть поворот головы в сторону источника звука или света. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг. 
И.И. Мамайчук было проведено исследование, которое показало, что зрительное прослеживание у детей с ДЦП формируется позднее нормально развивающихся детей и характеризуется фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения. 
Также у детей с ДЦП затруднена перцептивная активность в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а также мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом.

Нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание усложненных вариантов предметных изображений (перечеркнутых, наложенных друг на друга, «зашумленных»). У некоторых детей часто долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, что мешает дальнейшему восприятию. Наблюдается нечеткость восприятия картинок: одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут «узнавать» по-разному. Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП. 

У детей с ДЦП отмечается снижение слуха, что отрицательно влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого развития и познавательной сферы в целом.

У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей с ДЦП, в том числе узнавания предметов на ощупь. Недостаточность активного осязательного восприятия приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре, что ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире

Восприятие пространства является необходимым условием ориентировки человека в окружающем мире. Овладение знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначить, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных видов деятельности

Пространственный анализ осуществляется целым комплексом анализаторов, хотя основная роль принадлежит двигательному анализатору, который является главным нарушенным звеном при ДЦП. Л.М. Шипицына утверждает, что в силу двигательной недостаточности, ограниченности поля зрения, нарушения фиксации взора, речевого дефекта развитие ориентировки в пространстве может задерживаться, а к школьному возрасту у ребенка с ДЦП обычно выявляются выраженные пространственные нарушения. 
У детей с ДЦП могут страдать самые различные звенья пространственного и временного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная и временная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, словесное обозначение пространственных и временных компонентов.

Исследование Л.А. Даниловой установило, что особые трудности при формировании пространственно-временных отношений возникают в тех случаях, когда последовательность и длительность явлений определяется с помощью пространственных отношений. Причиной трудностей в освоении пространственно-временных отношений является то, что у детей с ДЦП формирование пространственно-временных представлений происходит при малом включении активного перемещения самих детей, при ограничении практического, бытового, игрового опыта. Затруднения в различении пространственных отношений, правильные объяснения и ошибочное воспроизведение пространственных признаков указывают на недостаточность обобщенного понимания сложившихся у детей словесных формулировок, на вербализацию пространственных отношений, опережающую практическое освоение пространства. При ДЦП это связано с освоением окружающего на основе максимально сохранных функций. 

Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка депривация

Таким образом, у ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности и других нарушений задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела. Для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ

Образная память включает в себя зрительную, слуховую, осязательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тесно связана с восприятием и базируется на нем. Образы восприятия фиксируются в памяти. Таким образом, все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти. 

Исследования И.И. Мамайчук и Е.Н. Бахматовой выявили, что невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия приводит к тому, что образ отличается фрагментарностью, нечеткостью, искаженностью, ребенку не удается оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его фактуру и другие особенности. Таким же он и «закладывается» в память. Все эти примеры доказывают, что нарушения в формировании образной памяти большей частью являются следствием нарушений восприятия. 

Двигательная память, то есть запоминание, сохранение, воспроизведение движений, развивается у детей с ДЦП с опозданием и весьма своеобразно. Это обусловлено тяжестью двигательной патологии при ДЦП. У некоторых детей с ДЦП механическая память по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее, тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Часто, однако, наблюдается механическое запоминание порядка следования явлений и их названий. Дети с ДЦП правильно перечисляют сезонные изменения, части суток и дни недели, но затрудняются в понимании каждого явления, путают то, что уже было, с тем, что наступит, то есть возникают трудности в осмыслении, в понимании сущности явлений. Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении.

Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов. 

Все, даже простейшие наглядно-действенные, задачи предусматривают произвольные целенаправленные действия с предметами. Именно эти действия у детей раннего возраста стимулируют познавательную деятельность, активизируют внимание, восприятие, память, мышление, речь, общение и взаимодействие со взрослыми
По данным Е.М. Мастюковой, наглядно-действенное мышление у детей с ДЦП формируется с большим опозданием и весьма своеобразно. Познание окружающего мира в активной деятельности нарушается. Зачастую наглядно-образное и словесно-логическое мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления. Ребенок познает мир, основываясь лишь на наблюдениях и при опоре на менее нарушенные функции. Недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других, более сложных форм мыслительной деятельности.

Наглядно-образное мышление обычно формируется на основе наглядно-действенного мышления и чувственного опыта (ощущения и восприятие). При ДЦП оба этих компонента значительно нарушены, поэтому данный вид мышления формируется позже и имеет ряд специфических особенностей. 

Развитие словесно-логического мышления начинается с формирования обобщенного значения слов и развития словесного обобщения. Этот этап в развитии мышления у детей с ДЦП существенно страдает. Это зависит как от тяжести речевого поражения, отсутствия практики и личного опыта в активном познании окружающего мира и общении, так и от ограниченности грамотного раннего коррекционно-развивающего воздействия. Основной связью с предметом у многих детей долгое время остается зрительная, что приводит к преобладанию чувственного обобщения над словесным и к задержке развития понятийного мышления. Наглядная ситуация, внешние, несущественные признаки предметов для этих детей имеют большее значение, чем для здоровых детей того же возраста. Поэтому становление и целенаправленное развитие речи на этом этапе способствует перестройке сенсорного типа восприятия на предметно-обобщенный, что в свою очередь приводит к развитию словесно-логического мышления.

МЫШЛЕНИЕ

Исследование Г.С. Гуменной указывает на то, что дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Наблюдается задержка в формировании обобщающих понятий и форм (классификация предметов, выделение четвертого лишнего, осмысление простого рассказа). Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей. Обычно задержка в развитии логического мышления сочетается с низким уровнем сформированности познавательных интересов, с преобладанием игровых мотивов. 

Особенности мышления у детей с церебральным параличом обнаруживаются наиболее явно при выполнении заданий, требующих интеллектуальных процессов. У детей отмечается не только ограниченный запас знаний и представлений об окружающей действительности за счет бедности их практического опыта, но и имеют место специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе коммуникативной и предметно-практической деятельности.

Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностями, значительным своеобразием. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80%. 

При ДЦП может наблюдаться недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. Для большинства детей характерна недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных и особенно всех пространственных связей и отношений в активной речи. Качество речи определяется характером психической деятельности в целом и темпом мышления.

РЕЧЬ

Исследования Н.В. Симоновой показывают, что дети с ДЦП в возрасте от 5 до 7 лет проявляют недостаточность лексико-грамматического развития. Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Крайне бедно в словаре представлены группы слов, отражающих определенную тематику: транспорт, животный и растительный мир, мебель и пр. Ограничен запас слов для характеристики предметов, их качеств и действий. 

По данным М.В. Ипполитовой, у детей с ДЦП отмечается своеобразие общего речевого развития. Сроки речевого развития у детей, как правило, задержаны. У большинства детей первые слова появляются лишь к 2 – 3 годам, фразовая речь – к 3 – 5 годам. В наиболее тяжелых случаях фразовая речь формируется лишь к периоду школьного обучения. Задержка в развитии речи у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой самого заболевания, ограничивающего практический опыт ребенка и его социальные контакты. Кроме того, у детей с ДЦП наблюдаются нарушения восприятия, играющие важную роль в формировании речи.

У большинства детей можно определить своеобразие речевого развития, у некоторых – разную степень выраженности ОНР. У детей с ДЦП отмечается бедность словарного запаса, что приводит к использованию одних и тех же слов для обозначения разных предметов и действий, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно состоят из 2 – 3 слов; слова не всегда правильно согласуются, не используются или используются не в полной мере предлоги.

По данным Л.Б. Халиловой, мелодико-интонацио?