Познавательное развитие ребенка наблюдение на прогулках

«Познавательное развитие детей на прогулке»

Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.  

Каждая прогулка структурирована по определенному плану: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, организованная физкультурная разминка, наблюдения за явлениями природы и погоды, трудовая деятельность.

Одна из известных педагогов Н. К. Крупская считала, что природа – это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.

В процессе организации прогулок помимо формирования физического развития у ребенка развиваются познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

«Познавательное развитие» — одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. Реализуя образовательную область «Познавательное развитие», во время организации прогулок, мы формируем первичные представления ребенка не только о себе, но и об окружающем его мире в целом: об особенностях природы, о смене времен года, о живой и неживой природе.

Большое место на прогулке отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей; обогащают детские этические представления. Во время наблюдения ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, у него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

Очень познавательны и интересны для ребенка и целевые прогулки. Они способствуют развитию познавательных интересов у дошкольников.

Если рассматривать целевую прогулку в младшей группе, где возрастной порог детей 3 – 4 года, то такой прогулке уделяется всего 1 раз в неделю на небольшие расстояния, по улице, где находится детский сад. Воспитатель здесь должен обращать внимание детей на дома, транспорт, пешеходов, и дать детям элементарные представления, которые касаются их возраста, например название транспорта, названия домов.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.

Для повышения уровня познавательного интереса маленьких детей использовались следующие формы работы.

1. Наблюдение. Красота и многообразие природы в любое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, исследовать, говорить.

Во время прогулок рассматривать окружающую нас природу, а именно: деревья, цветы, травку, жучков, птиц, животных… Беседовать о явлениях природы – идёт снег, дождь, светит солнце, дует ветер и т. д.

Прежде всего, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, простейшими практическими и поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием фольклорных форм, коротких стихов, поговорок, потешек.

Процесс приобщения малыша к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. С ребятами проводятся различные опыты с водой, песком, организую наблюдения за цветами. Рассматривая с детьми растение, обращается внимание на его структурные части, называю их.

В уголке природы есть мини-огород, где зимой выращивается лук, морковь, зелень, свеклу. Дети наблюдают, как они растут, ухаживаем за ними. Педагог показывает, как правильно посадить луковицу (в землю и в банку с водой), предварительно рассмотрев ее с ребенком.

У ребят развиваются такие качества , как трудолюбие, доброта и забота об окружающем нас мире.

Малышам очень нравятся игры — эксперементирования с водой, песком, камешками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов.

В воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают. Если камешки намочить, то они изменятся — заблестят.

Все действия должны сопровождаться речью воспитателя и карточками-помощниками. Особенно интересны малышам опыты с сыпучими материалами.

  • «Что же там спрятать?» В песок прячется какой либо предмет, ребенок его ищет.

Разнообразный посильный труд доставляет детям много радости, и вызывает интерес к трудовой деятельности.

Всякий раз инициатива детей поощряется, достижения ими положительного результата.

Иллюстрированный материал помогает уточнить и конкретизировать представления, полученные с помощью наблюдений.

Все это помогает педагогу решить целый комплекс образовательных задач: уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы, активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь, удивление, радость и др.

Слушая и запоминая содержание художественных произведений, малыши не только узнают о природе нечто новое, но, главное, приобретают опыт переживания, развиваются эстетически.

Дети знакомятся с короткими художественными произведениями, понятными по содержанию, сопровождающиеся иллюстрациями: «Цыпленок» К. Чуковского, стихи А. Барто, №Кто сказал мяу» В. Сутеева, рассказы Е. Чарушина , К. Ушинского и др.

Особенно нравятся малышам фольклорные тексты: «Идет коза рогатая», «Жили у бабуси..», «Сорока-сорока» и др.

Они с удовольствием слушают рассказы, стихи, следят за развитием сюжета и эмоционально реагируют на него, просят повторить знакомые произведения.

На прогулках дети непосредственно воспринимают природные объекты и явления. Малыши любят играть в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Раз, два, три… к березе беги», «Раз, два, три… елку найди!». Дети с удовольствием бегают и играют.

Что, прежде всего, интересно малышу на улице? Погода! Ее состояние и постоянные изменения. Тепло или холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер.. Собираясь гулять, мы берем на прогулку куклу в одежде по сезону. При этом советуюсь с детьми, что же лучше на нее надеть, обратив внимание на то, как одеты они сами.

Дети часто смотрят на небо. Какое оно огромное, высокое, какой простор открывается вверху!

А какое оно разное по цвету! – голубое, синее; облака белые и темные плывут по небу. Чудесная картина!

На участке имеется вертушка из пластиковых бутылок, покрашенная  в яркий цвет.

Каждую прогулку проводится наблюдение за ветром. Если вертушка сильно крутится – значит, ветер сильный.

Это доставляет большую радость детям. В ветреную погоду обращается их внимание на то, как ветер качает ветки деревьев, и предлагаю послушать его песню: «У-у-у» — это ветер дует.

Взор ребенка привлекает, прежде всего, все яркое и красочное. Поэтому, при наблюдениях на прогулках, я выбираю отельные, самые яркие объекты и явления, присущие каждому времени года.

Каждый сезон по-своему прекрасен! Осень – унылая пора! Очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса…»

Время расцвечивания листьев и листопада – красивое и удивительное явление в жизни природы.

Ребенку предлагается положить листочек на ладошку. «Большой он или маленький? Да, правильно, большой. Больше ладошки, всю ее закрыл. Нравится тебе листик? И мне нравится, он очень красивый. А какого он цвета?».

Дети собирают листочки и составляют из них букет. При наблюдениях используются стихи:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Листья под ногой шуршат,

Скоро голый будет сад.

Очень важно сочетать наблюдения с разнообразными играми. Дети с удовольствием делают шапочки из собранных листьев, складывают их черенками.

Осенью проводятся наблюдения за дождем. Эти наблюдения всегда интересны малышам. Дождь стучит по крышам и дорожкам: «Кап-кап-кап». Обращается внимание на лужи в разных местах. Педагог напоминает, что в лужи не нужно наступать, чтобы не промочить ножки.

С похолоданием обращается внимание малышей на то, что цветов на клумбе все меньше и меньше: «Им холодно, они завяли».

Дети наблюдают за воробьями, голубями, воронами, которые остаются с нами в холодное время. Поясняется, что птиц нужно покормить, насыпать им зернышек. Наблюдаем, как улетают стаи птиц в теплые края. Малыши любят подражать птичкам. Поэтому мы играем с ними в подвижные игры. «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках» (птички летают и клюют).

Зима – это время холода и мороза, коротких дней, и ослепительного снега. Идет снег, он приносит тишину. Во время снегопада малыши наблюдают, что снег белый, очень красивый.

       Белый снег пушистый

       В воздухе кружится,

       И на землю тихо

       Падает, ложится.

       Вместе с детьми рассматриваются снежинки на одежде. Их много — много! Они белые, холодные!

       Снег пушистый, серебристый

       Мягким стелется ковром.

       И снежинки, как пушинки,

       Вьются весело кругом.

       Ребята убеждаются сами, что холодные снежинки на теплой ладони исчезли – растаяли. А на земле они не таят, и образуют много снега, сугробы.

       В теплую погоду дети узнают, что снег липкий, из него можно лепить снежки, сделать много разных построек (снеговика, колобка и др.)

        «У меня в руке снежок, я слепила пирожок».

       Обращается внимание  детей на то, что снег пушистый, сухой, рассыпается (подбрасываю его лопаткой вверх, из такого снега лепить нельзя).

       Малыши любят принимать посильное участие в работе по уборке снега на участке, расчищают дорожку.

       В зимнее время деревья и кусты стоят голые, без листьев. Ребятам предлагается отыскать дерево, выделить у него ствол, ветки (ствол один, веток много). Дети третьего года жизни уже распознают зеленую елочку и белоствольную березу, которые отчетливо выделяются на фоне белого снега. Проводятся игры: «Раз, два, три, елочку найди!», «Раз, два, три, к березе беги!».

        Зимой педагог заботится о том, чтобы малыши заботились о птицах, кормили их. Поэтому на каждую прогулку берется корм для них, его кладут в кормушку. Малыши наблюдают за птицами. «Вы заметили, какие птицы прилетают к нашей кормушке? Все ли они одинаковые? Что они делают? Посмотрите, клюют ли они корм?».

       Предлагается рассмотреть внешний вид птиц, сравнить их по величине:  Кто больше – воробей или голубь?  Ведется наблюдение за поведением птиц и дети отличают: одни храбрые, а другие пугливые. Они уже называют характерные действия птиц:  клюют корм, летают, прыгают, ходят. А затем сами начинают с удовольствием бегать, подпрыгивать, имитируя движения птиц.

       Весна – особое время года, торжество света и тепла, большой воды и первой зелени.

       С потеплением ребята наблюдают за таянием снега, появлением первой зеленой травы, зеленых листочков на деревьях и кустах, птицами  и насекомыми.  Малыши узнают, что солнышко стало греть сильнее, светит ярко, потеплело.

  Педагог предлагает им подставить личико и протянуть ручку к солнышку: «Чувствуете, как тепло рукам и лицу, как греет солнце?».

       Обсуждается  с детьми, почему они сменили шубки, теплую одежду  и обувь на более легкую.

       Малыши любят играть у воды: в ручейки пускают лодочки, щепки, бумажки. В апреле мы с ними  наблюдаем за травкой: «Поищем вокруг, где еще выросла красивая, зеленая травка?».

       Стало солнышко пригревать,

       Землю мокрую ласкать,

       И трава очнулась,

       К солнцу потянулась.

       Нравятся малышам искать первые весенние цветочки: мать-и-мачеху, позже – одуванчики.

«Ах, какие красивые желтые цветы!» Мы не только любуемся красотой растений, но и рассматриваем их.

       Одуванчик золотой –

       Цветик милый и простой.

       Он сидит среди травы, Средь зеленой муравы

       Прямо к солнышку лицом.

       Педагог постоянно приучает детей бережно относиться к природе: не топтать траву, не рвать цветы.

       Летом дети много времени проводят на воздухе, среди прекрасной природы, что позволяет полнее использовать окружающие природные объекты для воспитания у них любви, бережного, гуманного, правильного отношения ко всему живому.

        Малышам важно показать многообразие красивых цветущих растений.

       Большую радость у детей  вызывает рассматривание клумбы с цветами, любование ею.

Обращается  внимание на то, какие цветы разные, большие и маленькие. Предлагается понюхать их. Детей приучают беречь цветы, не рвать их.

      Во время прогулок дети часто встречают разных насекомых, у них возникает желание поймать бабочку, стрекозу. Педагог объясняет, что  этого делать нельзя, что ими нужно любоваться. Дети «превратиться в бабочек», бегают и махают крылышками. Так дети постепенно учатся понимать природу.

Таким образом, познание природы детьми – это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных ярких объектов и явлений, мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними. Мы – взрослые, обращаем внимание ребенка на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Помогая дошкольнику активно познавать природу (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) следует ненавязчиво предлагать ему экологически целесообразные виды деятельности в природе, взамен тех, которые он иногда практикует. Из этого следует, что простор и свежий воздух необходимы для гармоничного развития ребенка.

Литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: 1991.
  2. Гончарова Е.В. Технология экологического образования детей 2 мл. группы. Екатеренбург.: 2002.
  3. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: 2004.
  4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: 2000.
  5. Логвинова В.И. Дошкольная педагогика. Ч.1.,М.: 1988.
  6. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПБ.: 1998.

Источник

Светлана Рябишева
Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру

При организации прогулок, с целью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на содержание образовательной области «Познавательное развитие». Согласно ФГОС ДО, при организации прогулоквыделяются следующие направления: расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности, развитие продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений.

В практике работы дошкольных учреждений используют следующие виды прогулок: типовая — максимально свободная деятельность детей; комбинирование – целевая прогулка и свободная деятельность; прогулка – экскурсия; спортивные эстафеты.

Прогулкавключает в себя следующие составные части:

1. Наблюдения;

2. Поисковая деятельность;

3. Экспериментальная деятельность;

4. Подвижные игры;

5. Трудовая деятельность;

6. Самостоятельная деятельность детей

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Наблюдение.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

•Живая природа: растения и животные;

•Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

• Труд взрослых (наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения:

• Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.

• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения,воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Особенности организациидвигательной активности в зимний период:

— в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.

Экспериментирование

Детское экспериментирование так же является одной из составляющих познавательного развития,предполагающее: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.). Оно является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным средством ознакомления детей с миром окружающей природы.

В ходе организации опытов с природными материалами в процессе совместной и самостоятельной деятельности дошкольников на прогулке дети лучше познают окружающий мир. Все это стимулирует их искать ответы на вопросы обращаясь за помощью ко взрослым, познавательной литературе, детским энциклопедиям, Интернету.

Особое внимание, при планировании экспериментальной деятельности на прогулке по ознакомлению дошкольников с явлениями природы необходимо обращать на сезонность. Также должны быть созданы необходимые условия для совместной и самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Трудовая деятельность детей на участке.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организациитруда детей являются:

Индивидуальные трудовые поручения; Работа в группах; Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики.

Целевые прогулки.

Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и другие мыслительные операции.

Источник