Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка

Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка thumbnail

татьяна федорова
Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития посредством использования логоритмики

Из опыта работы:

«Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития через использование логоритмики» (воспитатель Воротилкина Т. В.)

Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите мне поделиться с вами опытом работы по повышению компетентности родителей в вопросах речевого развития через использование логоритмики.

Любого ребенка детского сада нельзя рассматривать без его родителей, которые зримо и незримо стоят за спиной каждого из них. Своевременное, адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения, в сотрудничестве со специалистами дошкольного учреждения – залог успешного развития детей.

В статье 44 Закона об образовании, вступившего в силу 1 сентября 2013 года говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребенка. Новый закон ориентирует на взаимодействие педагогов с родителями, которые должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Такое положение обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, устанавливать прочное сотрудничество между родителями и детским садом, разъяснять ответственность родителей за воспитание детей, воспитывать чувство взаимного доверия всех участников коррекционного процесса.

Все вышесказанное актуально, как для работы педагогов групп компенсирующей направленности, так и общеразвивающих групп. Очень важно научить родителей адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Особенно если он нуждается в коррекционной помощи (а в последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми патологиями, а нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, формировании личности в целом). Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, логопедами-практиками предлагается логоритмика (это комплекс двигательных упражнений в которых разные движения сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением). А элементы логоритмики используют в своей повседневной работе и воспитатели. Это всем знакомые физкультминутки, пальчиковые игры, элементы артикуляционной и мимической гимнастики, дыхательные упражнения, различные самомассажи и другое.

На мой взгляд, занятия логопедической ритмикой и ее элементами может заинтересовать ребенка в условиях дома, ведь дети воспринимают такие занятия как игру, а какой ребенок не любит играть? Дома дети гораздо охотнее выполняют игры и задания, основанные на движении. А технику выполнения таких упражнений может освоить любая мама

Цель моего выступления: поделиться с вами опытом, как активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, средствами логоритмических игр и упражнений, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

В своей работе мы ставим следующие задачи:

— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

— помочь родителям научиться играть и общаться с ребенком;

— познакомить их с музыкальными, коммуникативными, пальчиковыми играми и речевыми упражнениями;

повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься своими детьми;

— воспитать привычку обращаться за помощью к педагогу в вопросах коррекции и воспитания;

Необходимым условием в работе являются:

— целенаправленность, систематичность, плановость;

— индивидуально-дифференцированный подход;

— доброжелательность;

Педагогом могут использоватьсяразличные формы и методы:

родительские собрания;

— консультации (плановые, неплановые – по мере необходимости);

— индивидуальные беседы;

— обмен опытом;

— стенды, папки-передвижки, буклеты;

— открытые занятия;

— мастер-классы для родителей;

— анкетирование;

— совместные мероприятия;

В самом начале работы родителям необходимо дать понять то, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Воспитатель показывает важность данной методики, показывает, что логоритмика направлена на развитие речевых процессов: т. е.

— происходит совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;

— происходит регуляция мышечного тонуса,

— активизация всех видов внимания и памяти и слухового восприятия;

развивается дыхание, голос;

— вырабатывается умеренный темп речи и ее интонационная выразительность;

развивается артикуляционная и мимическая моторика;

— формируется фонематический слух;

— происходит коррекции речевых нарушений в целом;

В ходе работы педагог знакомит родителей с видами логоритмических упражнений,рекомендуемых для занятий дома:

— пальчиковые игры и массаж пальцев;

— стихотворения, сопровождаемые движениями;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

— чистоговорки;

— мимические упражнения;

— музыкальные произведения для релаксации;

— а так же знакомит родителей с литературой, которую можно использовать для занятий дома.

С КАКОГО ВОЗРАСТА НУЖНО ПРОВОДИТЬ ТАКИЕ ЗАНЯТИЯ?

Чем раньше, тем лучше. Безусловно, для совсем крошек подобные занятия будут скорее пассивные, так как произносить или пропевать текст и выполнять движения вместе с малышом будет мама. А наиболее оптимальный возраст для занятий – 2,5 – 3 года, когда ребенок может выполнять движения и петь самостоятельно.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка в музыке

Так что же необходимо, чтобы организовать занятие по логопедической ритмике дома?

Первым этапом может стать подготовка комнаты, среды в которой будет проходить действие. Необходимо убедиться, что там достаточно места, что ничто не будет отвлекать ребенка от действия. Также следует обратить внимание на опору (пол, она должна быть устойчивой (не скользкой). Желательно перед занятием одеть удобную спортивную форму, чешки, во избежание травматизма и дискомфорта. После подготовки среды, нужно подумать о содержании, т. е. какие игры и упражнения использовать.

После выбора содержания действия следует заинтересовать ребенка на выполнение заданий, придумать то, что будет интересно именно вашему ему. Например, «Космическое путешествие» или «Цирковое выступление». Мотивировать ребенка можно, зная его интересы и возможности.

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической,является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

Итак, что необходимо знать, чтоб заниматься логоритмикой дома:

1.Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению.Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда он будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня.Быстрого эффекта ждать не нужно: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

Важно знать, что заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, следует отказаться от него на некоторое время, но потом обязательно вернуться вновь.

5. Без музыки – никуда. Следует научиться подбирать саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы, а для более подвижной – марши и танцы. Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.

6.Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, следует упростить задание или разбить урок на несколько частей. Если у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками, – необходимо увеличить количество соответствующих упражнений.Не надо бояться экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7. Не следует расстраиваться и сердиться, если у детей что-то не получается. Почувствовав недовольство, они могут замкнуться и отказаться от упражнений. Нужно набраться терпения и не бросать начатое дело.

Подводя итог всему сказанному, хочется подчеркнуть, что педагогам ДОУ надо познакомить родителей с логоритмикой. Показать ее важность и значимость. Научить их самостоятельно применять данную технологию. Побудить их попробовать дома повторять с детьми такие упражнения, тем самым разнообразить совместный досуг и, самое главное, способствовать развитию своего ребенка.

Донести до них то, что занимаясь логоритмикой еще и дома, ребёнок быстрее начнёт овладевать чистой и правильной речью.

Источник

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.

Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Цель:

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
  • Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.
  • Обогатить методическую копилку для родителей «Домашний Речевичок»

Подготовительная работа:

Оформление приглашений для родителей в гостиную.

  • Анкетирование родителей по проблеме «Речевое развитие детей» (приложение №1).
  • Создание презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ».
  • Оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников.
  • Памятки для родителей «Факторы успешного речевого развития детей» (приложение №2).
  • Индивидуальное общение с родителями на тему: «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

План проведения мероприятия:

  1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».
  2. Знакомство с результатами анкетирования родителей.
  3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»
  4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»
  5. Памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей».

Ход мероприятия:

1. 1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

Читайте также:  Индивидуальное развитие ребенка в семье

Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ — технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ — педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.

Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

  1. Проводится анализ результатов анкетирования родителей «Речевое развитие детей» (приложение №1).
  2. 3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»

В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией. (слайды 1-2) С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть.

  • Эвроритм (слайд 3) – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: 1. Функция и противоречия в данном объекте;

2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);

3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;

4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;

5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;

6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

  • Круги Луллия. (слайд 4)

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. «Составь слово» — используется для составления слов. «Смешивание цветов» — закрепление получения цвета и его оттенков. «Сочини сказку» — используется для составления различных вариантов сказок.

  • Пособие «Гусеничка» (слайд 5)

формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

  • «Волшебная дорожка». (слайд 6)

В основе сюжета многих сказок — действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

  • «Дидактический мяч» (слайд 7)

Активно используется в младшем возрасте пособие «Дидактический мяч», с помощью которого детей учим находить слова — антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово — существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть — радость; белый — чёрный; плакать — смеяться.

  • Пособие «Часы» (слайд 8)

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

  • «Вертолина» (слайд 9)

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

1. 4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

  • Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. — … глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка — … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка — … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

  • Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

  • Игра «Шкатулка со сказками»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.

Читайте также:  Сочинение роль общения матери в развитии ребенка

Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

  • Игра «Превращения»

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

  • Игра «Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

  • внучка маленькая, а бабушка старенькая;
  • Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
  • Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
  • Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
  • Заяц серый, а петушок смелый;
  • Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
  • Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
  • У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.

1. 5. Подведение итога мероприятия.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

(предлагается памятка « «Факторы успешного речевого развития детей»)

Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч!

Используемая литература:

  1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. — М.: Детская литература, 1984 г. — 243 с.
  2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1991 год. — 223 с.
  3. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.
  4. Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра «Теремок». -Рига 1994 г.
  5. Нестеренко А.А. Страна загадок. — Ростов-на-Дону, 1993г. — 32 с.
  6. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М, 1998 г.
  7. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И. Ардашева, И.Я. Гуткович, Т.А. Сидорчук, О.Н. Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с.
  8. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. — М.: Просвещение, 1990 г.
  9. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М, 1998.
  10. Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.
  11. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, — Ульяновск, 1991г. — 52с.
  12. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад — школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. — стр. 75-77.
  13. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. — Обнинск: ООО «Росток», 1998. -64 с.
  14. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.

2.

3. Приложение №1.

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

  1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
  2. Дата рождения___________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________

10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия? __________________________

11. Присутствуете ли на дет. праздниках? ______________________________

12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности? _______________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение №2.

Факторы успешного речевого развития детей.

(памятка для родителей)

  • Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения,
  • Создавать условия для общения с другими детьми,
  • Речь взрослого – пример для подражания,
  • Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
  • Совместные игры взрослого и ребёнка,
  • Чтение художественной литературы, разучивание стихов,
  • Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему»,
  • Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музе

Источник