Потенциал развития ребенка в фгос

Потенциал развития ребенка в фгос thumbnail

МБОУ «Глинковская СШ»

Выступление

на совещании педагогических и руководящих работников

образовательных организаций

на тему:

«Развитие потенциала обучающихся в условия реализации ФГОС

начального общего образования»

Учитель

начальных классов

Филипова Е.А.

с. Глинка

2017г.

Потенциал человека: личностный, человеческий, познавательный, творческий… Цепочку можно продолжать и дальше, но что же скрывается за этими словами? Что же такое потенциал? Определений потенциала очень много. Я предлагаю остановиться на следующем.

Потенциал – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.

Личностный потенциал человека включает, прежде всего, ресурсы личности, данные ему от рождения, а также мировоззрение, мотивацию к самореализации, личностные качества.

В своём выступлении я остановлюсь на развитии познавательного и творческого потенциала учеников. В условиях введения ФГОС НОО, в основе которого лежит системно-деятельностный подход заслуживает внимания такое определение: 

Потенциал младшего школьника – это  характеристика обучающегося, отражающая совокупность его возобновляемых ресурсов, которая на основе духовно-нравственных ценностей обеспечивает потребность, способность и возможность саморазвития и самореализации в различных видах деятельности.

Познавательный потенциал – определяется объемом и количеством информации, которой располагает ученик.

Творческий потенциал – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.

Почему потенциал учеников младших классов так важно развивать именно сейчас? Потому что мы говорим об инновационном характере не только образования, но и всего развития общества. Необходимость развития познавательного и творческого потенциала младших школьников диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Главной целью школы в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие познавательного и творческого потенциала учащихся является важнейшей задачей. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Сегодня многим понятно, что истинная цель обучения — это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, творческого мышления, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. А младший школьный возраст как раз тот период, когда начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества.

Творчество — это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности ученик развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

«Способности — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности». Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания. Именно школа может способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. А задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их.  Способности человека можно представить в виде дерева, где корни — природные задатки человека, ствол — общие способности, а ветви — специальные способности, в том числе творческие и познавательные. Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!

Развивать способности ученика, что это значит?

— во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, привычки анализировать и осмысливать факты, хорошо натренированной памяти, воли, воображения.

— во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

—  в-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень ответственно, т.к. растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий учитель тот, кто:

— преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится   рационализировать тематическое и поурочное планирование;

— свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

— уважает личность ученика;

— дифференцирует объем и сложность заданий;

— умеет увидеть новую проблему даже в обычном задании, сформулировать творческую задачу для учащихся, активно включить их в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность по решению и анализу хода решения этой задачи;

— побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет держать в поле зрения всех учащихся класса;

— развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

— содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;

Для раскрытия творческих и познавательных способностей детей я стараюсь использовать современные технологии обучения, так как считаю, что учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Применяю разные формы: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы и т.д.

Читайте также:  Семинар развитие ребенка первого года жизни

В своей работе использую разные способы стимулирования творческого и познавательного потенциала:благоприятная атмосфера в классе, доброжелательность, использование личного примера творческого подхода к решению проблем, обогащение окружающей среды ученика разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, обеспечение возможностей для практики, представление ребятам возможности активно задавать вопросы, поощрение высказывания оригинальных идей, отказ от критики в адрес ребенка.

Показателями развития способностей учащихся является:высокий уровень интереса к урокам, способность к фантазированию, воображению и моделированию, проявление радостных эмоций во время работы, способность наслаждаться процессом творчества, умение преодолевать возникшие трудности, проявление догадливости, сообразительности, способность переживать ситуацию успеха, проявление самостоятельности в работе.

Пути развития познавательного и творческого потенциала я нахожу как на уроках, так и во внеурочной деятельности. На уроках очень важно вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся, поэтому использую различные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки — экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, уроки защиты проектов, уроки с применением ИКТ (например, презентаций, которую приготовила я или сами дети) Благодаря таким урокам ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление, а также даёт шанс самым неуверенным учащимся. Задания и материалы к уроку подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения и занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, головоломок, лабиринтов, позволяющие ребенку тренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью, давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости.

Стараюсь чаще в своей деятельности создавать проблемные ситуации на уроках. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения оказываются рациональными, а другие – нет. В стороне не останутся даже слабые ученики, каждый будет задействован. А еще ребята учатся внимательно слушать и слышать друг друга, что очень важно в начальных классах.

Познавательная и творческая деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается и во внеурочной деятельности. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие разностороннего потенциала младших школьников. Проводимые у нас в школе кружки имеют разную направленность: общеинтеллектуальную, общекультурную (художественно-эстетическую), духовно-нравственную, спортивно-оздоровительную и социальную. Кружковые занятия имеют свой выход. Мои ребята не только активные участники предметных недель, разнообразных конкурсов, выставок, викторин, олимпиад различного уровня, международных игр, но и победители. Они получают благодарности, грамоты, дипломы, а это всё является подтверждением их развития. Ученикам начальной школы надолго запомнились подготовленные нами познавательные мероприятия «Осеннее кафе бабы Яги», праздник «Весны». Ребятам надо было изучить приметы осени и весны, найти интересные загадки, подобрать подходящие стихотворения, придумать конкурсы и игры, подходящие под определённое время года, сделать красочное оформление сцены, подготовить яркие костюмы и отлично сыграть свои роли. Такие коллективные творческие дела как нельзя лучше развивают познавательный и творческий потенциал школьников, учат общению друг с другом.

Важным условием познавательной и творческой деятельности как на уроке, так и во внеурочной деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение, всё это мы можем получить выполняя проекты. Проекты в начальной школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения, также ему не обойтись без креативности, умения ориентироваться в информационном пространстве. Ребенок сам придумывает, воплощает, кроме этого привлекает к совместному творчеству и своих родителей. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.

Развивая познавательный и творческий потенциала моих учеников, я тем самым развиваю у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, что в свою очередь создает условия для формирования ключевых образовательных компетенций в рамках реализации ФГОС НОО.

Дорогие коллеги, познавайте новое и творите сами, проявляйте в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши дети.

Источник

Развитие творческого потенциала детей в условиях реализации ФГОС НОО

Эпиграф:

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.» Б.Асафьев

Цель:

Создание педагогом условий для разностороннего развития детей, их познавательных интересов, общеучебных умений навыков и творческих способностей

Задачи

1.Раскрыть способности, интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся;

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 397 казань

2.Развивать способности ученика самостоятельно искать необычные способы достижения требуемого результата;

3.Воспитывать интерес к предмету.

Актуальность исследования.

В последние время остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. В России активизировалось исследование проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные понятия изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; исследуются творческое мышление и творческие способности.

Развитие творческих способностей младших школьников является главной задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Развитие творческих способностей важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

  • стремление к познанию;

  • умение познавать новое;

  • живость ума;

  • умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

  • стремление к открытиям;

  • умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

  • свободное воображение;

  • фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:

  • Окружающий мир.

  • Развивающие игры и игрушки.

  • Рисование.

  • Лепка.

  • Чтение.

  • Музыка.

  • Аппликация.

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

1) проблемное изложение знаний;

2) дискуссия;

3) исследовательский метод;

4) творческие работы учащихся;

5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [11].

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка.

Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:

1) по результату (продукту) деятельности;

2) по способу ее протекания(процессу).

Упражнения на импровизацию

Разминка

1.Какая последняя творческая идея вас посетила?

2.Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь?

3.Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали.

4.Вспомните свое раннее детство.

5.Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что плохого могло произойти? И что хорошего?

Проверка гибкости ума

1. У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений.

Читайте также:  Недоношенный ребенок развитие и питание

2. Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра.

3. Вы придумываете обложку новой книги . Утром вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама?

Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил на нее внимание?

4 .Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисным мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение — налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик?

Практика творчества

Выберите любое повседневное занятие, которое вы выполняете регулярно: чистить зубы, и придумывайте те способы что бы сделать это занятие более творческим.

Развитие метафорического мышления

1. Заполните пробелы в сравнениях и метафорах. Вода для корабля то же что … для…. бочки. Цветок вызывает радость, так же как … гнев. Кран для…. то же, что … для праздника.

2. Мой дом — это …

Мой друг — это…

Правда — это …

Игра — это …

Обед — это …

Сон — это …

Мой детский сад- это …

Беспокойство — это …

Дружба — это …

Книга — это …

Прогулка — это …

Школа — это…

Займитесь синтезом

Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в то: чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.

Чем пахнет слово “веселье”? Каково на ощупь число семь? Какой вкус у желтого цвета? Какая форма у среды? Какой на вкус закат?

Каков вкус радости?

Каким образом вы

Создадите командную игру с двумя мячами? Переконструируйте человеческое тело?

Переконструируете человеческое лицо? Создадите проект дома, не имеющего прямых стен?

Повседневное творчество

Каждый день принимайте такую позу, какой вы еще никогда не принимали. Каждый день изобретайте новое слово и придумывайте для него значение.

Каждый день выдумывайте новую мысль. Каждый день делайте умственную гимнастику.

В течение месяца каждый день придумывайте новый способ чистить зубы.

Спонтанная иллюстрация

Возьмите ручку и нарисуйте что-нибудь, не задумываясь. Не имея никакого представления о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите кончик карандаша к бумаге и дайте ему свободно двигаться. Не думайте о том, что получится — что выйдет, то и выйдет. Сделайте хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворит ваш карандаш?

Программирование снов

Сон часто является источником творческих озарений, если вы хотите обдумать что-либо во сне, то, засыпая, держите в уме эту мысль. Вместо того чтобы держать мысленный образ прямо перед собой, дайте ему повернуться то одним боком, то другим — чтобы, когда вы заснете, мысленная картина предстала перед вами во всем многообразии. Когда вы проснетесь утром, вспомните, о чем выдумали, засыпая накануне, и постарайтесь рассказать родителям. Выплесните мысли, не вставая с кровати.

Две минуты на творчество

Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение, и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность.

Выполните следующие упражнения.

1.3а две минуты придайте своей правой руке максимальное количество новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова “сегодня вечером”, с наибольшим количеством различных интонаций

2.3а две минуты составьте из четырех скрепок различные фигуры, не допускать разгибания скрепок (зарисуйте длинными овалами каждую картинку).

3.На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно больше узоров с использованием только этих трех фрагментов.

Заключение

И в заключение, хочется обратить особое внимание па следующее.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организована

лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверхусилий и резкого или длительного нарушения режима занятий и отдыха, т.е. без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается “одной, но пламенной страстью”.

Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может баловать и укреплять личность, здоровье ребенка лишь при мудрой, т.е. помимо прочего, при разнообразно и процессуально ориентированной, его педагогической организации.

С целью изучения и развития творческих способностей детей рекомендуется пользовать предлагаемый набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Достаточно ответить самому или проконсультироваться у психолога — и в добрый путь! Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои дополнения и изменения. Главное здесь — это увлечь ребят в процесс творческой игры.

Источник