Постнатальный период психического развития ребенка

Постнатальный период психического развития ребенка thumbnail

Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.

Периоды развития ребенка

Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.

Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.

Пренатальный период

Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:

  • зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
  • эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
  • плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).

Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.

Триместр

Характеристика

Первый

Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров).

Второй

На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше.

Третий

Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету.

Обучение

постнатальный период

Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.

Режим дня

Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром – веселая приветственная композиция, вечером – колыбельная, перед приемом пищи – интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире.

Слух

Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками.

Музыкальный вкус

В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится.

Общение

Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь – это все средства коммуникации.

Пополнение словарного запаса

Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку.

Вкусовые предпочтения

Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы.

Постнатальный период

Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:

  • новорожденность (до 1 месяца);
  • младенчество (до 1 года);
  • позднее младенчество (до 2 лет);
  • дошкольный возраст (до 6 лет);
  • школьный возраст (до 10-12 лет);
  • подростковый возраст (до 18-20 лет).

В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:

  • половое созревание;
  • рост тела;
  • формирование личности.

Новорожденный ребенок

постнатальный период развития

Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:

  • потеря веса в первые дни жизни (до 10%);
  • появляются врожденные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый и так далее);
  • мышцы малютки находятся в тонусе;
  • в течение первых двух дней из кишечника выходит меконий;
  • большее время малыш спит (до 22 часов).

Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов – это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка – молоко матери.

Грудной ребенок

постнатальный период ребенка

Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье – изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).

Детский сад

натальный постнатальный период

Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап – дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения – это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.

Читайте также:  Винарская раннее речевое развитие ребенка и проблем

Школьный возраст

постнатальный период развития ребенка

Школьный возраст – это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.

Источник

Пренатальный период развития ребенка — прекрасное время, когда родители, и особенно мать могут максимально полно влиять на процессы формирования не только физиологии своего ребенка, но и на его психическое, интеллектуальное и духовное здоровье.

Психологическая деятельность в пренатальный период

Задолго до рождения психика ребенка проходит определенный путь развития. Эмбриональное развитие органов и систем определяется генетически фиксированными факторами, сложившимися в филогенезе (развитие человека как вида в рамках эволюции живых существ)[3]. Общим правилом эмбриогенеза (часть индивидуального развития человека) [3] является асинхронность развития органов, систем и нервных центров, которые регулируют их функции. То есть существуют различия в темпах их формирования и созревания. При этом органы во время роста не способны к созреванию и дифференциации, эти процессы всегда функционируют согласованно, обеспечивая работоспособность всей системы организма. Асинхронность развития органов связана с определенной ограниченностью потока питательных веществ и кислорода, поступающих эмбриону. Поэтому, у разных видов в первую очередь формируются те органы и системы, которые являются наиболее важными для сохранения вида и совершенно необходимыми для поддержания жизни в самом начале постнатального периода.[20]

Развивающийся организм уже в пренатальном периоде начинает производить движения, которые после рождения станут элементами двигательных актов. До рождения плода эти движения не имеют соответствующего функционального значения, то есть еще не могут играть приспособительной роли. Иными словами поведение эмбриона имеет предадаптационное значение, но являются началом и основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Необходимо подчеркнуть, что уровень эмбриональной адаптации не является строго определенным, так как условия развития и функционирования развивающихся органов и систем эмбриона определяются также и условиями жизни родителей, их взаимодействия с компонентами среды. Так как проблеме предадаптации посвящено мало исследований и большинство из них проведены на птичьих эмбрионах, изменение поведения в пренатальный период можно охарактеризовать только в общих чертах, подчеркнув, что разнообразие реакций эмбриона увеличивается по мере усложнения организации вида.

Поведение в эмбриональный период складывается из генетически заложенных инстинктивных движений. На ранних стадиях эмбриогенеза за счет спонтанной активности мотонейронов происходит периодическое нерефлекторное сокращение соматической мускулатуры. В результате осуществляется подготовка эффекторов к работе, которая сможет осуществиться по достижении определенно степени зрелости центральной нервной системы. На этих этапах зародыши не дифференцируют раздражители и отвечают на них генерализовано, повышая или снижая общий уровень подвижности независимо от характеристик стимулов.

По мере созревания зародыша наблюдается изменение способности отвечать повышением двигательной активности в ответ на воздействие неблагоприятных факторов. В результате развития центральной нервной системы, сенсорной и двигательной сфер, эмбрион начинает дифференцированно отвечать только на значимые для него раздражители, и сила реакции зависит от силы стимуляции.

Обучения как такового на ранних и средних стадиях пренатального развития нет, так как незрелость центральной нервной системы не позволяет формировать условнорефлекторные связи. Очевидно, на этих этапах отсутствуют и явления привыкания.

На последней стадии пренатального развития появляются элементы, предпосылки научения. Функционирование развивающихся органов и систем, запрограммированное генетически, в результате тренировок может изменяться и совершенствоваться. Тренировки обычно носят вид изометрических упражнений и ограниченных движений, что обусловлено ограничением места. Значение тренировок исключительно велико. Они позволяют центральной нервной системе научиться координировать деятельность рабочих органов и вегетативных функции. В результате после рождения системы кровоснабжения, дыхания, выделения способны изменять свою активность в соответствии с энергозатратами при физической нагрузке.

Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована и неизменна, саморазвитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для всех представителей человеческого рода.[17]

Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретации психологии эмоционального развития ребенка предпринимается только с точки зрения психоаналитически-ориентированных подходов и в рамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональной сферы ребенка старшего возраста. Некоторые аспекты пренатального развития эмоциональной сферы рассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением к ребенку.[17]

Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых эмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, который определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.[17]

Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.

Этелогический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности. Доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенно звуковой, тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультрного фактора развития ребенка.

Деятельный подход. Практически не рассматривается этот период развития. Еще Л.С. Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период как выходящий за рамки психологических исследований. Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, не интерпретируются с позиции этого направления.[4].

Читайте также:  Лабиринты для развития ребенка скачать бесплатно

Источник

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРЕНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОСТНАТАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • базовые понятия, относящиеся к пренатальной психологии;
  • • содержание основных периодов пренатального развития;

уметь

  • • характеризовать факторы пренатального развития, описывать критические периоды пренатального развития;
  • • анализировать значимость пренатального периода для психического развития детей;

владеть

• навыками анализа практических ситуаций с позиций пренатальной психологии, проведения психолого-просветительской работы.

Характеристика периодов пренатального развития

Пренатальное развитие начинается с оплодотворения. Оплодотворенная яйцеклетка несет в себе всю генетическую информацию, необходимую для создания нового организма. Срок жизни созревшей яйцеклетки составляет примерно три дня. Продолжительность жизни сперматозоидов, попадающих во влагалище женщины во время полового акта, также составляет два-три дня. Жизнеспособные сперматозоиды, продвигаясь в матку, а оттуда – вверх по фаллопиевым трубам и достигая яйцеклетки за время критического периода (от 48 до 72 часов), способны оплодотворить ее. Если этого не происходит, яйцеклетка продолжает движение по фаллопиевой трубе в направлении матки, где и самораспадается.

Сперматозоид и яйцеклетка являются единственными в своем роде клетками, каждая из которых содержит половину хромосомного набора, определяющего наследственный потенциал индивидуума. Во время полового акта во влагалище попадает около 300 млн сперматозоидов, но лишь один из них может оплодотворить яйцеклетку. Пол и наследственные признаки будущего ребенка зависят от того, какой из них выживет и проникнет в яйцеклетку. Чтобы добраться до нее, сперматозоид должен проделать долгий и трудный путь. Микроскопических размеров сперматозоиды должны пробраться вверх по проходу длиной почти 30 см, уцелеть в кислой среде, пробить себе путь через слизь, преодолеть другие препятствия и наконец достичь нужного места в нужное время. Только один сперматозоид проникает в яйцеклетку через окружающую ее мембрану. С этого момента и начинается процесс оплодотворения. В течение следующих 24-48 часов генетический материал двух индивидуумов соединяется и дает начало новому организму.

В пренатальном развитии условно выделяют несколько периодов (табл. 3.1): предымплантационное развитие; имплантация; органогенез и плацентация; фегогенез (плодовый период).

Таблица 3.1

Периоды пренатального развития

Период

Сроки беременности

Содержание периода

Предымплантационное развитие

1-я неделя

Из оплодотворенной яйцеклетки формируется бластоциста – полая, заполненная жидкостью сфера из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения

Имплантация

7-8-й день

Погружение бластоцисты в слизистую оболочку матки

Органогенез и плацентация

10-й день – 3 месяца

Развитие органов зародыша и его защитных оболочек (плаценты, амниона)

Фегогенез

3-9 месяцев

Быстрый рост плода, дифференцировка тканей, развитие органов и систем, находящихся в зачаточном состоянии, и становление новых функциональных систем

Период предымплантационого развития начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и продолжается до момента внедрения бластоцисты (полой, заполненной жидкостью сферы из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения) в стенку матки. Одним из наиболее характерных признаков предымплантационного периода развития является отсутствие морфологической связи между эмбрионом и органами репродуктивной системы женщины. Однако это не исключает наличия тесной функциональной связи между организмом матери и зародышем. В частности, весьма значительной является роль материнского организма в снабжении зародыша кислородом и различными питательными веществами.

Имплантация происходит примерно на 7-8-й день после оплодотворения. Слизистая оболочка матки к моменту имплантации содержит все вещества, необходимые для питания зародыша. После завершения имплантации в развитии эмбриона начинается период органогенеза и плацентации, который завершается примерно к третьему месяцу внутриутробной жизни. В этот период быстро развивается зародыш и его защитные оболочки (табл. 3.2). Из наружного слоя клеток зародыша образуются поддерживающие структуры для его питания и защиты от негативных факторов, а из внутреннего слоя клеток начинается развитие различных органов. К концу периода зародыш приобретает черты, характерные для человека, формируются зачатки всех важнейших органов и систем.

Таблица 3.2

Длина и масса плода в зависимости от срока беременности (средние показатели)

Месяц (акушерский – 28 дней)

Длина

плода,

см

Масса плода, г

Месяц (акушерский – 28 дней)

Длина плода, см

Масса плода, г

1

1

6

30

600-680

2

4

7

35

1000-1200

3

9

20-25

8

40

1500-1600

4

16

120

9

45

2400-2500

5

25

280-300

10

50

3200-3400

К поддерживающим структурам относят плаценту, при помощи которой происходит дыхание, питание и выведение продуктов обмена плода. Плацента формируется частично из клеток стенки матки, а частично из наружного слоя клеток зародыша. Она заменяет функцию легких, органов пищеварения, почек, кожи и других органов плода. Процессы обмена в плаценте весьма интенсивны, особенно в ранних стадиях развития. Плацента имеет две поверхности: материнскую, прилегающую к стенке матки, и плодовую, обращенную внутрь, в полость амниона. Амнион, или

водная оболочка, представляет собой замкнутый мешок, в котором находится плод, окруженный околоплодными водами, образующимися в результате секреции эпителия амниона. Избыток вод удаляется через поры амниона, при этом обеспечивается постоянство их состава. Они содержат белки, жиры, липиды, углеводы, микроэлементы, к которым примешиваются моча плода, чешуйки его эпидермиса и пушковые волосы. По мере роста плода происходит относительное уменьшение количества вод. Околоплодные воды создают условия для свободного развития плода и его движений, защищают его от неблагоприятных внешних воздействий, участвуют в обмене веществ, предохраняют от сдавления между телом плода и стенкой матки пуповину. Пуповина – это шнуровидное образование, в котором проходят две артерии и одна вена плода, несущие кровь от плода к плаценте и обратно.

Фетогенез начинается примерно с третьего месяца беременности и продолжается до рождения плода. В этот период происходит быстрый рост плода, дифференцировка тканей, развитие органов и систем, находящихся в зачаточном состоянии, становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнедеятельность плода в период внутриутробной жизни и после рождения.

Происходит интенсивное развитие эндокринной системы и выявляются первоначальные функции желез внутренней секреции. Половые железы формируются в первой половине внутриутробного периода, чему способствуют эстрогенные гормоны, поступающие к плоду из организма матери.

С конца третьего месяца беременности появляется кроветворная функция костного мозга. Легкие как орган дыхания не функционируют, внешнее дыхание осуществляется через плаценту. В пренатальном периоде происходит иннервация легких и других частей тела, участвующих в акте дыхания и происходят нерегулярные дыхательные движения, являющиеся подготовкой к будущему внеутробному дыханию.

Читайте также:  Интересные технологии на развитие ребенка в доу

Начинается деятельность органов пищеварения. Примерно с четвертого месяца печень начинает вырабатывать желчь, в кишечнике плода образуется меконий (первородный кал). Однако в основном функции органов пищеварения плода замещает плацента, через которую питательные вещества доставляются плоду из организма матери.

Особое значение для будущего психического развития ребенка имеет формирование структур центральной нервной системы, в частности головного мозга. Рассмотрим данный вопрос подробнее. Развитие центральной нервной системы у зародыша – длительный во времени и интенсивно протекающий процесс. На 4-й неделе жизни зародыша начинается образование его нервной системы. Она сначала имеет вид пластинки, края которой в процессе развития загибаются и образуют трубку (медуллярная трубка). На 8-й неделе жизни зародыша начинается образование коры головного мозга, которая сначала имеет вид пластины. Ее развитие, совершающееся на протяжении 8-12 недель, проходит ряд этапов, в результате которых кортикальная пластина обособляется от межуточного слоя. Последний содержит большое количество клеток, которые в дальнейшем постепенно мигрируют (перемещаются) в кору. К 13-й неделе образование корковой пластины заканчивается и начинается период первой ее дифференцировки. Образуются два слоя: внутренний – рыхлый, широкий, и поверхностный, более плотный и тонкий. Корковая пластина созревает неравномерно. Прежде всего развивается ее центральная часть, а вслед за ней созревание распространяется радиально во все стороны к периферии.

По мере созревания структур нервной системы происходит развитие сенсорных процессов. К 20-й неделе беременности развиваются органы вкуса и обоняния. Примерно с шести-семи месяцев начинает работать вестибулярный аппарат, плод ощущает прикосновение и боль, реагирует на звук и свет.

На следующих месяцах беременности происходит дальнейшее формирование головного мозга плода, созревание и дифференцировка нервных клеток. Созревание нейронов и миелинизация нервных волокон (образование их мякотной оболочки, обеспечивающей проводимость нервного возбуждения) происходят интенсивнее всего в тех отделах, которые в первую очередь необходимы новорожденному ребенку. Созревание мозговых структур происходит «сверху вниз»: от мозгового ствола к среднему мозгу, а затем к большим полушариям головного мозга. К 37-й неделе пренатального развития процессы миелинизации завершаются в спинном мозге, мозговом стволе и среднем мозге.

К концу внутриутробной жизни формируется сложная и многофункциональная центральная нервная система, позволяющая новорожденному различать тактильные прикосновения, температурные, звуковые, зрительные раздражители, а также адаптироваться к новому типу питания. В коре больших полушарий головного мозга появляется все больше складок, извилин и борозд. Недифференцированные нейроны трансформируются в более зрелые. Происходит усложнение морфологической дифференцировки коры больших полушарий головного мозга.

По данным лаборатории цитоархитектоники Института мозга, масса мозга у плода в 18 недель равна 67 г, у плода в 24 недели – 127 г, в 32 недели – 170 г. В дальнейшем продолжается более быстрое развитие мозга плода и в 40 недель масса мозга плода составляет 382 г. Анализ динамики массы мозга плода в различные периоды пренатального развития свидетельствует о том, что масса мозга от 22-й недели беременности до родов (40 недель) увеличивается в среднем в пять раз. Происходит увеличение поверхности коры больших полушарий (с 24-й недели гестации до рождения увеличивается в среднем в три раза). Поверхность лобной области головного мозга к 40-й неделе беременности в левом полушарии равна 2772 мм2, в правом – 2630 мм2, что составляет 13% лобной зоны головного мозга взрослого человека.

Такая же закономерность существует и относительно площади коры лимбической области и гиппокампа. В III триместре внутриутробного развития плода у него становятся значительно больше размеры поверхности коры височной доли головного мозга (слуховая зона коры). Интегративные функции коры больших полушарий обеспечивают функционирование центральной нервной системы плода в адаптационно-приспособительных реакциях и способствуют установлению динамических взаимосвязей различных корковых и подкорково-стволовых систем мозга. Нарушения в развитии головного мозга в III триместре беременности может существенно снизить адаптационно-защитные возможности плода, что в дальнейшем может привести к отклонениям психического развития.

Развитие спинного мозга происходит одновременно с развитием головного мозга. Созревание мотонейронов, которые иннервируют скелетные мышцы, осуществляется быстрее нейронов мозжечка и коры больших полушарий головного мозга. В III триместре беременности спинной мозг плода является достаточно дифференцированной анатомо-морфологической структурой, регулирующей движения плода, включая рефлекторные движения новорожденного ребенка. Общей закономерностью формирования нервной системы в пренатальный период является более раннее формирование и дифференциация структур спинного мозга, чем вышележащих отделов центральной нервной системы, что соответствует более раннему становлению спинно-мозговых рефлекторных механизмов. Типичной особенностью развития головного мозга человека в целом является раннее обособление и особенно интенсивное формирование лобной и предлобной его частей, которые выполняют наиболее важную роль в психической деятельности.

Практический пример

Американские исследователи провели интересный эксперимент с беременными женщинами, которые примерно за месяц-полтора до предполагаемых родов дважды в день читали вслух стихотворение «Кот в шляпе» (общее время декламации – пять часов). Новорожденным детям этих женщин на третий день жизни надевали наушники и давали соску-датчик, соединенную с механизмом, переключающим звучащий текст в зависимости от характера сосательных движений. Осуществляя сосание с разной частотой, дети могли слушать либо голос матери, либо другой женщины, читающей стихотворение. Дети предпочитали сосать с той частотой, которая позволяла им слышать голос матери. При возможности выбора между данным рассказом и другим, тоже прочитанным матерью, дети выбирали тот, который слушали в последние месяцы беременности «Кот в шляпе». По результатам эксперимента ученые сделали вывод о том, что ребенок узнает голос матери еще в утробе и может дифференцировать различные тексты, возможно благодаря их различным интонационным и темпо-ритмическим характеристикам. Таким образом, можно утверждать, что уже в пренатальном периоде начинает функционировать слуховая память.

К девятому месяцу беременности развивается зрелый плод, способный к внеутробному существованию. В это время снижается темп прироста массы, клетки плаценты начинают дегенерировать и начинается процесс родов.

Источник