Пособия для развития навыков чтения ребенку

Пособия для развития навыков чтения ребенку thumbnail

Обучение чтению важный и в то же время сложный процесс для ребенка. Родителям или педагогу необходимо увлечь ребенка, чтобы любовь к чтению осталась на всю жизнь.

При обучении ребенка чтению стоит соблюсти ряд правил:

— самый оптимальный возраст для обучения это 5-6 лет;

— не заставляйте, обучение должно проходить в игровой форме;

— проявите терпение;

— занятие не должно превышать 10 минут;

— выберите подходящую для вас методику.

В настоящее время методик обучения чтению очень много. Рассмотрим самые популярные из них, и постараемся выбрать самую оптимальную.

Звуковой метод (буквенно -слоговый)

Вначале обучение изучаем буквы и учимся их произносить, затем переходим к слогам, потом к целым словам. Этот метод самый популярный его используют практически во всех школах.

Плюсы:

-метод развивает фонетический слух (развивает правильное произношение);

-избавляет от дефектов речи;

-обучать можно в любом месте.

Минусы:

-не подходит ля раннего развития;

-поначалу ребенок не понимает, что читает.

Метод обучения по кубикам Зайцева

В основе этого метода лежит обучение по складам (согласная с гласной, согласная с мягким или твердым звуком), которые изображены на кубиках. Придумал этот метод педагог из Санкт-Петербурга Зайцев Н.А.

Плюсы:

-игровая форма обучения;

-возможность обучения с раннего возраста;

— заниматься можно недолго по времени;

-хорошо подходит для левши (такие дети лучше понимают целое слово, а не отдельные буквы).

-ребенок быстро осваивает чтение.

Минусы:

— дети при чтении частенько плохо проговаривают окончание слова;

— детям сложно разбирать слово на части, по составу (так как воспринимают его целым);

-дорогостоящие пособия.

Обучение по карточкам Домана

Эта методика подойдет для обучения чтению в раннем возрасте. Детям показывают карточки с написанными на них словами, и четко проговаривают их. Обучению названию букв и звуков в этом методе не учат.

Плюсы:

— возможность обучения с раннего возраста;

— игровая форма;

-способствует расширению кругозора малыша;

— хорошо развивается память.

Минусы:

— сложности обучения в школе, при разборе слова и обучения грамоте;

-трудоемкость (нужно подготовить огромное количество карточек);

-возникают проблемы при чтении написанного по-другому.

Методика Марии Монтессори

Сначала по данной методике дети учатся писать буквы (с помощью специальных вкладышей). А затем уже происходит изучение букв. Ребенок с помощью взрослого называет звук и проводит пальчиком по букве на карточке (буквы из шероховатой бумаги). Далее из букв дети учатся складывать слова.

Плюсы

-возможность раннего обучения;

-игровая форма;

— параллельно (с помощью Монтессори-материалов) развиваются: мышление, логика, мелкая моторика;

— дети учатся сразу читать про себя

Минусы

— методика больше подходит для детского сада, нежели для домашнего обучения;

-трудоемкость при организации;

-дорогостоящий материал.

Методика Ольги Соболевой

Каждая буква по методу Соболевой обыгрывается в стихотворениях, сказках, ее можно слепить,нарисовать, при этом создается ее запоминающийся образ-ассоциация. Постепенно буквы превращаются в слоги, и ребенок учится читать. Информация о букве преподносится для любого типа восприятия (визуалов, кинестетиков и аудиалов) с точки зрения психологии.

Плюсы

— игровая форма;

-расширяется словарный запас;

— раскрытие творческого потенциала у ребенка;

-параллельно происходит развитие воображения, логики, фантазии, внимания, памяти;

-возможность обучения с раннего возраста;

-подходит для детей с разным типом восприятия информации;

Минусы

— больше подходит для детей творческих;

-отсутствие системы.

Методика Сергея Полякова

Занятия проходит в 7 ступеней. Всего их 70, в основе развивающие игры. Обучаются читать складами,предварительно изучив буквы.

Плюсы

-игровая форма;

-занятия короткие;

-небольшое количество пособий.

Минусы

-занятия проходит, четко по плану не прерываясь, иначе придётся начинать заново.

Методика Надежды Жуковой

В основе метода традиционный подход, дополненный оригинальными особенностями. Н.Жукова логопед с 30 летним стажем. Прежде чем приступать к обучению чтению ребенка с помощью этого метода необходимо сначала познакомиться с буквами.

Плюсы

-идеально подходит для домашнего обучения;

— доступность пособий.

Минусы:

-не подходит для раннего развития.

Методика Чаплыгина

Методика похожа на методику Зайцева, но у Чаплыгина она упрощена. На кубиках (их 30) изображены также склады, нет разделения на гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие и звонкие.

Плюсы:

-кубики изготовлены из дерева;

— игровая форма обучения;

-подходит для раннего развития.

Минусы:

-не подходит для группового обучения;

-дорогостоящий набор кубиков;

-нужно постоянно придумывать новые игры для поддержания интереса ребенка.

Как видите, методик обучения много и перечисленные в этой статье далеко не все. Какую же выбрать? Даже педагоги спорят на этот счет. Но самое главное, обучение должно проходить в игровой форме. Так как игровая деятельность, это ведущая деятельность у дошкольников. Выбирая, методику учитывайте индивидуальные особенности ребенка.

Личное мнение:

Каждая методика хороша по своему, но все же традиционная или основанная на ней остаётся вне конкуренции. Её можно дополнить, например, творческим подходом Ольги Соболевой и некоторыми Монтессори материалами. При желании можно взять и другие элементы из различных методик. И самое главное, учитывайте интересы, увлечения своего малыша, и тогда обучение пройдет легко, без сложностей!

Возможно, Вам будет интересно:

15 интересных и необычных способов выучить с ребёнком буквы.

Источник

Нефедова Е., Узорова О. «Быстрое обучение чтению»

Учебное пособие О. Узоровой и Е. Нефедовой содержит упражнения для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста чтению и письму. Слоги, слова, маленькие тексты, различные задания для работы по фонетическому, лексическому и структурному анализу позволят педагогам и родителям грамотно построить занятия, правильно распределить нагрузку, доступно объяснить детям основные грамматические понятия и подготовить их к дальнейшему изучению русского языка.

Борис Заходер «Разные разности.Разные азбуки»

Азбука в стихах для детей.

Лера Кириллова «Энциклопедия методов обучения чтению»

Эта книга дает возможность из множества существующих методов обучения чтению выбрать тот, который идеально подойдет вашему ребенку. В ней собраны описания различных подходов и методик, начиная с классических (азбука Льва Толстого и буквари) и заканчивая самыми современными, модными и нетрадиционными (метод Гленна Домана, система Тюленева, компьютерные программы обучения чтению и т. п.). Также в книге в большом объеме даются рекомендации и упражнения для практических занятий по обучению чтению. Мнение об эффективности и полезности методов высказывают родители, психологи, учителя.шд ч

Малкович, Бондаренко, Подопригорина и др. «Азбука»

Милые картинки и забавные стишки помогут малышу выучить буквы.

Жукова «Букварь»

При составлении Букваря автор использовал свой 30-летний опыт работы логопеда, что впервые позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента — слога в качестве единицы чтения (в дальнейшем письма). Букварь не имеет развлекательного или занимательного характера, его задача — обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения, что должно доставить детям радость и удовольствие в награду за труд. Надеемся, что наши дети, овладев без особых затруднений чтением, возьмут в руки книгу как орудие культуры и источник знаний.

Жукова «Букварь для будущих отличников»

Опыт раннего обучения чтению и письму дал ошеломляющие результаты: оказывается, учить читать и писать можно даже малышей, которые только начинают произносить свои первые слова.
Соединение традиционных методик с оригинальными авторскими находками делает этот букварь незаменимым помощником для родителей и педагогов, воодушевленных теориями раннего развития. Малышам очень нравится учиться! И такую возможность упускать нельзя. Веселые картинки и увлекательные, простые рассказы для чтения превратят ваши «уроки» в любимое времяпрепровождение.

Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Альбом упражнений для детей 5-7 лет»

Система работы, предложенная автором, основана на складовом методе обучения чтению и позиционном принципе чтения, разработанным Д.Б. Элькониным. Работа по обучению чтению осуществляется в следующей последовательности: изучение гласных букв парами; изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков в рамках одного занятия; овладение чтением посредством складового метода; использование цветных символов для обозначения звуков; работу по составлению схем слов и предложений; знакомство детей с рядом грамматико-орфографических правил; расширение и уточнение представлений детей об окружающей действительности, обогащение их словарного запаса и развитие речи.

«Игры с буквами и словами на уроках и дома» Волина

Для тех, кто хочет стать умным и находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, — лучшие игры из коллекции Валентины Волиной. Играя в эти игры — один или с товарищем, с гостями на дне рождения или одноклассниками в школе, — вы всегда сможете проявить знания, волю, сообразительность и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед. Для школьников, учителей и родителей.

Федиенко «Учимся читать легко»

Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет.
Цель этого издания — помочь Вам в интересной и доступной форме ознакомить ребенка с основными навыками чтения: умением различать гласные и согласные звуки, образовывать и читать слоги, слова и простые предложения.

Гаврина «Учимся читать»

Эта книга поможет Вашему ребенку научиться читать до поступления в школу. Сборник состоит из пяти разделов «Знакомимся со звуками и буквами», «Читаем слоги», «Читаем слова», «Читаем предложения», «Читаем тексты».

Данилова «Кубики Зайцева в семье»

Эта книга расскажет вам не только о том, как научиться читать с помощью кубиков Зайцева, но и о том, как познакомить ребенка с азами математики и письма, как с помощью самодельныех игрушек и разнообразных игр стимулировать всестороннее развитие малыша.
Что такое «раннее развитие» детей?
Где и как найти время на развитие малыша?
Как научить ребенка читать?
Что такое кубики Зайцева?
Как рисовать «по складам»?
Кубики Зайцева для грудных детей
Кубики Зайцева для детей от одного года до трех лет
Кубики Зайцева для детей от трех до шести лет

Поякова «Как научить ребенка читать и писать»

При такой последовательности исчезает типичная трудность соединения слогов в слова. Хотите, чтобы у нашего ребенка не было проблем в школе при обучении чтению и письму? Особенность данной методики в том, что сначала ребенок знакомится со звуками языка, а потом уже с буквами. Дети приобретут способность к языковому анализу и синтезу, на основе которых в дальнейшем сформируется языковое чутье. Книга рассчитана на занятия с детьми начиная с 4-х лет и будет интересна родителям, логопедам, воспитателям детских садов и учителям начальной школы. Автор, логопед с многолетним опытом работы, предлагает универсальную методику, с помощью которой можно легко научить детей читать и писать. Практические упражнения, данные в книге, научат ребенка выкладывать слова из разрезной азбуки, подготовят его руку к письму, дадут первоначальные представления о грамматике русского языка, разовьют внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, которые необходимы при обучении чтению.

Штец «Секреты чтения .Учимся читать дома»

Пособие адресовано всем взрослым, поставившим перед собой цель научить своего ребенка читать в домашних условиях, развить его интеллектуальные способности и речь, расширить кругозор и подготовить к успешному обучению в школе.

Крупенчук » 77 упражнеий для увелечения скорости чтения»

Книга предназначена родителям и учителям, которые хотят преодолеть трудности обучения чтению у детей и научить их читать быстрее.

«Первая после букваря книга для чтения» Жукова.

Данная авторская программа повышения качества чтения разработана специально для формирования правильной речи маленьких школьников, обогащения словаря в процессе чтения, пересказа, запоминания. Основные цели данной программы – это развитие речевой культуры школьников, их художественного вкуса и мотивации на учёбу.

Шибаев «Взялись за руки друзья»

Книга эта, позволяет легко обучить детей алфавиту, а в конечном случае — читать. Также автор в игровой форме объясняет начала грамматики русского языка и еще много полезных вещей.

«Букварь для малышей от двух до пяти» Бахтина

Трехлетний ребенок с удовольствием читает книжки, отодвинув в сторону кукол, машинки и кубики? «Фантастика!» — скажете вы. Нет, реальность. Книга, которую вы держите в руках, — результат 15-летней работы Елены Николаевны Бахтиной с детьми от двух до семи лет в ее «Школе гениев».Чтобы заниматься с малышами по этой книге, не требуется специального педагогического образования. С первых страниц вам станет понятно: нет ничего проще, чем научить ребенка читать. Особенность методики Е. Бахтиной состоит в том, что каждой букве соответствует свой неповторимый образ, поэтому дети с удовольствием играют с ними и никогда не путают даже внешне похожие буквы. Не откладывайте на завтра встречу с родным языком, и очень скоро ваши малыши и малышки будут сами с удовольствием читать любимые книжки. С помощью «Букваря» 2-3-летние малыши научатся читать за три-четыре месяца.

Источник

Главная картинка

Современные дети плохо читают. Это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения для детей.

Это уникальная методика. Ее используют в школах дополнительного образования, для занятий дома с родителями. В чем ее особенность и как научить ребенка читать быстро, узнаете из нашей статьи.

В каком возрасте начинать

Есть несколько мнений о том, в каком возрасте нужно начинать обучать ребенка читать бегло и осмысленно.

В начале специалисты советуют научить читать ребенка по слогам.

По методике Зайцева, Домана, Монтессори

Оптимальным считается период с 3 до 7 лет. Мозг дошкольника — первоклассника запоминает информацию быстро, прочно.

По Вальдорфской школе

Для прочного усвоения навыка дети должны дорасти до 10–12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы хорошо воспринимают информацию, которая произносится в обычном темпе речи. К среднему звену возможность понимать быстрые потоки фонем усовершенствуется. Технику чтения ускоряют.

Объединив и проанализировав оба мнения, точно можно сказать, что заниматься скорочтением с первоклашками и дошкольниками упорно, из-под палки не стоит. Лучше отложить это на более поздний период, когда ребенок дозреет. В начальной школе используйте подготовительные упражнения для развития памяти, внимания, артикуляции. Эти занятия полезны увеличением темпа усвоения текста в будущем.

Важно! Для раннего обучения азбуке и слогам воспользуйтесь кубиками Зайцева.

Их можно использовать с 6-месячного возраста для знакомства с буквами в игровой форме.

Не совершайте эти ошибки

Зачастую даже способные дети обнаруживают слабую подготовленность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогосложению. Сказываются самостоятельные занятия в домашних условиях. Родители совершают следующие типичные нарушения:

Называют малышу букву, а не звук

Например, «Пэ», «Нэ» и так далее. Это неверно. Названия букв из азбуки нужно произносить без дополнительного призвука: «К», «М»…

Заучивание букв с призвуком приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «пэа-пэа» вместо «па-па». Короткое и четкое звукопроизношение — главное условие быстрого темпа чтения.

Складывают слоги из отдельных букв

Задание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методически неверно. Учите детей сразу протягивать гласную, без паузы между звуками: «бо-о-о-о». Не допускайте прочтения слов по буквам. Детям так легче, но на анализ слов по составным частям уходит время, теряется смысл фраз.

Долго читают тексты

Проводите занятия часто, тратьте на одно 5–7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать школьника за столом полчаса и заставлять учиться. Короткие уроки эффективнее. Не забывайте делать между упражнениями перерывы, около 2–3 часов.

Важно! Учитывайте психические особенности ребенка: объем памяти, срок максимальной концентрации внимания. Если подросток может сосредотачиваться и заниматься 15–20 минут, это не утомительно, увеличивайте продолжительность урока, но сокращайте их количество в день до одного-двух.

От простого к сложному

от простого к сложному

Тренировка скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.

Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. Постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.

Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.

Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех. 

Важно! В качестве первых книг используйте яркую литературу, с картинками, интересным сюжетом. Скучная учебная программа не подойдет.

Упражнения для первоклашек

Первый класс – самый сложный психологически, но очень интересный период жизни.

За первые месяцы в школе малыш адаптируется к новому коллективу, учителю, учится дисциплине и узнает много нового. Начинать занятия по беглому чтению в первом полугодии не рекомендуется. У первоклассника просто не хватит сил и эмоций для дополнительной нагрузки дома.

Если вы чувствуете, что ребенок может и хочет стать первым по технике чтения среди одноклассников, то проводите уроки в форме игры, не заставляя подолгу сидеть за книгой.

По мнению профессора И.Т. Федоренко – автора собственного метода обучения чтению, эффективность занятий зависит не от количества потраченного времени на урок, а от его качества. Организуйте четкую схему: два-три раза в день делайте простые упражнения по 5-6 минут. Если школьник не в духе, устал, отложите урок на пару часов, пусть отдохнет и настроится на работу.

Важно! Под отдыхом подразумевается прогулка, активные игры, обед или дополнительный полдник. Не разрешайте сидеть около телевизора, компьютера. Просмотр мультиков или онлайн-игры в Сети не разгружают школьника психологически.

Если вы решили заниматься с первоклассником дома, без помощи профессионалов, используйте следующие упражнения:

Автоматизированное чтение слогов

Скачайте в Сети бесплатно или составьте сами слоговую таблицу. Например, такую:

таблица

С ней первоклассник может знакомиться в процессе изучения алфавита.

Слоговая таблица используется на каждом уроке. Первоклассник прочитывает одну–три строки за одно занятие, постепенно ускоряя темп. Если обучение идет в коллективе, сначала строчки произносят хором, потом индивидуально.

Благодаря слоговой таблице школьник легко понимает строение слов, учится читать слова быстрее — на автомате. Буквосочетания произносят по вертикали и горизонтали. На ознакомительном занятии лучше тщательно отработать одну строчку с одинаковой гласной: ГА, ДА и т.д. Слоги читайте протяжно, не разделяя на звуки.

Польза слоговой таблицы неоценима на логопедических занятиях: тренируется артикуляционный аппарат, происходит постановка проблемных звуков. Одновременно с улучшением речи ребенок приобретает орфографические навыки, нейтрализует склонность к дизорфографии.

Хоровое чтение

Используется как разминка в начале урока. Малыши получают листки бумаги с текстом, лучше стихотворным, или поговорками. Материал прочитывается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик проговаривает выбранную скороговорку шепотом или громко. Это тренирует артикуляцию.

Комплекс заданий

Включает в себя следующие упражнения:

  1. многократное чтение на скорость и время;

Детям предлагается текст. Они читают его самостоятельно, тихо. Педагог засекает 1 минуту.

После остановки дети отмечают карандашом место, на котором остановились. Отдыхают 3–5 минут. В это время можно проговаривать скороговорки. Делать артикуляционную гимнастику.

  1. чтение в хорошем темпе;

Берем знакомый текст в руки, опять читаем в течение минуты. Сравниваем первый и второй результат. Чаще дети читают знакомый отрывок быстрее, совершая меньше ошибок. Успех создает положительный настрой. Переходим к новому материалу.

  1. знакомство с новым текстом и чтение его с выражением;

Для уроков лучше брать такие тексты, которые невозможно бегло прочитать за минуту. У детей должен оставаться кусочек нового материала для тренировки быстрочтения. Незнакомую часть текста читайте хором, быстро, но с выражением.

Комплекс упражнений используйте на каждом уроке в течение 1-2 недель.

Задание «Буксир»

Лексический материал прочитывается вместе с родителем. Взрослый выбирает такой темп, чтобы ребенку не было тяжело или слишком легко. Хором читают два-три предложения, родитель замолкает, продолжая читать молча.

Малыш тоже не останавливается, читает про себя, стараясь сохранить заданную скорость. Через одно-два предложения взрослый начинает произносить текст вслух. Если школьник не замедлился, то будет читать с родителем одно и то же.

Это упражнение можно делать в парах. Дети распределяют роли. Сильный ученик играет роль буксира, а слабый подтягивается за ним. Для первых занятий по такой схеме используйте подсказку: водите пальцем по тексту в момент молчаливого чтения. Ученик, который следует за сильным, будет продолжать чтение вслух, ориентируясь на подсказку партнера и его скорость.

Прыжок-остановка

Упражнение напоминает игру. Развивает внимание, зрительную память, ориентацию в тексте.

Задание выполняется следующим образом. Ребенок сидит за столом, перед ним текст. По команде взрослого начинает чтение в скоростном ритме. Когда звучит приказ остановиться, ребенок закрывает глаза и отдыхает 10–15 секунд. Затем преподаватель дает команду читать. Первокласснику нужно быстро найти в тексте место остановки и продолжить чтение. Это легкий способ улучшить внимание и зрительную память.

Важно! Не нужно помогать искать место остановки в книге. Прием основан на принципе полной самостоятельности.

Половинка

Подготовьте дидактический материал. Напишите слова из двух-трех слогов на листе формата А4, крупно. Например, «кошка», «ложка», «девочка». Потом разрежьте листы так, чтобы слова можно было сложить из двух половинок. Перемешайте карточки.

Предложите в игровой форме найти и сложить слитно части слов на скорость. Но быстрота здесь не самое главное.

Правильно проведенный урок развивает фантазию, память.

Для справки! Интересным методом обучения детей чтению с пеленок являются карточки Домана – Маниченко. Это картинки со словами. Их показывают ребенку быстро, 2-3 секунды. По четыре–десять в день. Через 5 дней малыш будет называть слова, которые написаны на карточке. Метод основан на фотопамяти.

А вот еще один интересный способ, который очень прост и в тоже время эффективен.

Для детей старше 8 лет

Улучшать темп чтения продолжайте во втором классе. Дети в восемь лет самостоятельные и быстрые. Они переросли задания для первоклассников, поэтому предложите им другие интересные упражнения и игры:

Ищем слово, строчку

Смысл игры: школьник находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания.

Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.

Вставляем буквы

Второкласснику предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки.

Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова.

Исправляем ошибку

Педагог читает текст, дети следят. Учитель намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача воспитанника — исправить неточность.

Читаем на скорость

Второклассник самостоятельно проводит замеры по технике чтения, засекая минуту, ведет дневник успехов. В норме ко второму классу дети читают не менее 70 слов, в третьем – 100 слов, в четвертом – 120.

Играем в «Спрятанные слова»

Игра похожа на чтение анаграмм. Дети находят слова в поле с буквами. Выглядит это так:

найди слово

Слова можно подбирать на одну тему или произвольно. Ученикам начальных классов лучше предоставлять список слов, которые нужно найти, оставляя задачу – вычленить их на поле.

задание 1

И еще один вариант, который вы можете распечатать и использовать со своим ребенком.

задание 2

Читаем и считаем

Второклассник читает текст и считает заданные звуки. Например, в следующем стихотворении выяснить количество звуков «о».

Мячик по дорожке скачет,

Не догнать нам быстрый мячик.

Развивается навык многозадачности, концентрация внимания.

Особенные упражнения

Расширение поля зрения

  1. Таблица Шульге.

Необходима для увеличения угла зрительного обзора. Для второклассников используйте такой вариант таблицы:

таблица шульге

Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.

  1. Клиновидные таблицы.

Школьнику нужно концентрировать взгляд на верхних цифрах, постепенно спускаясь вниз. Числа проговариваются вслух. После нескольких упражнений школьник будет видеть одновременно все знаки слева и справа. Методический материал из букв и цифр скачайте в Сети.

 Подавление регрессии

Возврат взгляда на уже прочитанную строчку – регрессия – сильно замедляет темп чтения. Для избавления от нежелательного эффекта используйте следующие тренировочные упражнения:

  1. Указывайте направление чтения.

Возьмите указку или карандаш, ведите ей по строчкам только вперед. Ребенок интуитивно следует за указателем, не возвращая взгляд назад.

  1. Закрывайте прочитанный текст.

Подготовьте для ученика специальную закладку. Пусть второклассник положит ее наверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему невозможно.

  1. Проверяйте скорость постоянно.

Замеряйте технику чтения каждый день. Для улучшения результата придется всегда двигаться вперед, не оглядываясь.

Подавление артикуляции

Младшие школьники часто не могут читать про себя без проговаривания слов губами, даже бесшумно. Это неприемлемо для скоростного чтения. Артикуляцию необходимо подавить. Методика скольжения глаз по тексту тренируется следующим образом:

  1. музыкальное сопровождение;

Читаем под музыку без слов, потом с включенной песней. Обращайте внимание на понимание смысла текста.

  1. «Шмель»;

Попросите учеников жужжать во время чтения. Это сложный, но эффективный метод.

  1. ритм;

Читайте и барабаньте пальцами, карандашом по столу. Темп постепенно увеличивайте.

  1. замок;

Зажимаем плотно губы, прикрываем рот ладошкой. Читаем про себя с максимально высокой скоростью.

Важно! После прочтения задайте ученику вопросы по тексту для проверки понимания прочитанного.

Упражнения на корректировку внимания и концентрации

Без высокого уровня внимания невозможно читать быстро и одновременно понимать, о чем текст, выделять главное. Для корректировки внимания и концентрации выполняйте следующие упражнения:

  1. Составляем слова.

Возьмите длинное слово. Например, «представительство». Из него составляются короткие слова: «лес», «вал», «тост», «вред» и другие.

  1. Находим отличия.

В парах: «конь – лень», «сон – тон», «киса – лиса» ищутся отличия. Необходимо объяснить подробно, чем они похожи и отличаются.

  1. Меняем шрифты.

Наберите на ПК тексты разными шрифтами. Предложите ребенку почитать. Нужно постепенно повышать скорость прочтения таких текстов, чтобы внимание на размере и виде шрифта не заострялось.

  1. Путаем слова.

Напишите на листе предложения с переставленным в неправильном порядке словами: «бычок на ходу идет вздыхает качается». Задача состоит в том, чтобы найти каждому слову место.

  1. Отмечаем главное.

После прочтения текста нужно карандашом подчеркнуть спорные моменты, выделить основные мысли.

  1. Включаем в работу оба полушария.

Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот прием используйте как домашнее задание и разминку в классе.

  1. Загадываем загадки.

Вопросы с подвохом, хитрые загадки хорошо развивают внимание.

  1. Называем цвета.

Используйте такое поле:

слова разного цвета

Задача: не читая слова, назвать цвет, которым окрашены буквы.

Развитие анципации

Этот навык хорошо развит у взрослых. Отгадывание слова по смыслу текста, не видя окончания предложения, развивается при выполнении следующих заданий:

  1. текст вверх тормашками;

Сначала текст читается в обычном виде, затем разворачивается на 90° или вверх тормашками. Прорабатывается.

  1. линейка;

Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребенку придется догадываться, какие слова там написаны по смыслу.

  1. половинки;

Теперь линейкой закрываем верхние половинки букв на одной строчке. Ребенок читает.

Тренировк