Портрет ребенка с отклонением в развитии

Портрет ребенка с отклонением в развитии thumbnail

4.1. Психологические «портреты» детей с проблемами в развитии

 Процесс
становления детской личности сложен и
противоречив. Личность ребенка «не
только дана, но и задана», подчеркивал
известный отечественный психолог и
педагог В.В. Зенъковский.

Перед ребенком
раскрыты бесконечные перспективы
духовного развития. Личность ребенка
индивидуальна и неповторима. Нельзя
воспитать человека вообще. У каждого
человека свой путь, своя «идеальная
форма». С психологической точки зрения
личность есть комплекс «данного и
скрытого, действующего и дремлющего в
глубине, эмпирического и внеэмпирического».
Изменчивость — одна из важнейших
черт детской личности, которая сказывается
как в отдельных чертах, так и во всей
личности. Ребенок постоянно изменяется,
и через несколько месяцев или через
несколько лет он может быть совершенно
другим. Вот почему, считает В.В. Зеньковский,
«мы никогда не можем, не смеем ставить
крест на ребенке, который в данный момент
кажется совсем испорченным; детская
душа может неожиданно и незаметно
перемениться и совсем отойти от всего,
что угнетало нас в нем». Психологические
трудности, временные эмоциональные
расстройства и нарушения поведения,
которые довольно часто встречаются у
большинства детей, составляют неотъемлемую
часть развития ребенка. Сами по себе
эти расстройства не вызывают особого
беспокойства, но у некоторых детей
возникающие психические расстройства
искажают процесс их нормального развития.

Эти дети требуют
особого внимания и помощи со стороны
родителей, педагогов, психологов, врачей.
Значительная часть нарушений детского
поведения не имеет качественного отличия
от нормы, хотя по симптоматике, то есть
совокупности проявлений, может напоминать
заболевание. В данной главе мы будем
характеризовать отклонения и нарушения,
возникающие в границах нормального
развития ребенка.

Обратимся к
характеристике конкретных отклонений
в отдельные возрастные периоды развития
ребенка, используя в качестве основы
многочисленные экспериментальные,
эмпирические данные, полученные
отечественными и зарубежными
исследователями, практическими
психологами, детскими психиатрами, а
также практический опыт педагогов,
работающих в классах коррекции,
компенсирующего обучения и др.

В настоящий момент
классы компенсирующего обучения,
коррекционные классы стали реальностью.
Здесь учатся дети группы риска, то есть
имеющие осложнения психического и
личностного развития. При «сохранном»
интеллекте (это может быть и нижняя
граница нормы) эти школьники в той или
иной степени обнаруживают названные
выше особенности поведения, что
значительно осложняет их обучение.

Приведем конкретные
примеры. II класс компенсирующего обучения
общеобразовательной школы; в классе 9
детей, которые учатся вместе с I класса.
Им свойственны эмоциональная и моторная
расторможснность, повышенная активность
и высокая отвлекаемость, низкая
работоспособность, несформированность
произвольных функций. Сколько-нибудь
длительно сосредоточиваться на задаче
для них большая проблема. Задания,
требующие концентрации внимания, очень
скоро вызывают протест, негативные
эмоции, двигательное беспокойство.
Психическая незрелость сказывается на
отношении детей к школьным занятиям,
учителю, учебным задачам. Преобладающим
у них является «дошкольный» (игровой)
и «псевдоучебный» типы отношений.

Школьная ситуация
для них очень сложна. Позиция ученика
принимается с трудом, нередко дети
«выпадают» из урока и ведут себя вызывающе
— смеются, ложатся на парту, крутятся
на стуле. Легко принимают игру.

Низкий уровень
самостоятельности и отсутствие
произвольности в управлении своим
поведением создают значительные
сложности в учебной деятельности. Дети
этого класса отличаются повышенной
тревожностью. Самооценка практически
у всех детей класса неадекватно завышена,
причем заметно расхождение с ожидаемой
оценкой их качеств учителем. Обнаруживается
низкая ожидаемая оценка.

Во взаимоотношениях
друг с другом тоже имеются сложности.
Ученики не способны к сотрудничеству.
Для них иногда оказывается трудным
«поделить» парту, за которой они сидят.
Они часто ссорятся и даже вступают в
драки по незначительному поводу.
Терпимое, сдержанное отношение к соседу
по парте, когда они оказываются вместе,
часто бывает невозможно. Вот «портреты»
нескольких детей.

Руслан, 8 лет, учится
во II классе. Мальчик крупный и физически
крепкий. Интеллектуальные способности
соответствуют возрастной норме, хотя
и не располагаются в верхних ее границах.
Активен и энергичен но уроках музыки,
ИЗО. Особенно его увлекают уроки
изобразительного искусства. Он хорошо
рисует и может заниматься этим относительно
продолжительное время. Он может,
отстранившись любоваться своей работой,
вносить исправления, но краски скорее
выбирает темные. Гиперактивен, расторможен
и аффективен. Повышенная веселость,
активность могут внезапно сменяться
слезами. Например, на уроке музыки был
активен, тянул руку, вскакивал с места,
раскачивался на стуле и моментально
впал в слезы, когда при распределении
детских музыкальных инструментов другой
ученик посягнул но его любимый инструмент
— бубен. Но быстро успокоился, вытер
слезы рукавом, после того как учительница
вручила ему бубен, и энергично бил в
него при исполнении произведения.
Аффекты его сопровождаются нередко
вспышками агрессии, так что мальчик
находится под постоянным контролем
педагогов. На уроке нуждается в постоянном
внимании, контроле, поддержке, одобрении.

Читайте также:  Развитие ребенка в животе фильм

Максим, 8 лет,
воспитывается в полной семье, где, по
всей видимости, нарушены эмоциональные
контакты с ребенком. Мальчик тревожный,
замкнутый, с аутичными формами поведения.
В классе «отверженный», у него нет
друзей, его не любят одноклассники, не
принимают в игры. Внешняя причина —
конфликтность, агрессивность. Он часто
вступает в драку, может ударить и девочку.
По данным психологического обследования,
у мальчика низкие показатели
интеллектуального развития: неустойчивое
внимание, невысокий объем кратковременной
памяти, несформированность внутреннего
плана действий. Слабые способности
самоконтроля, самоорганизации создают
значительные трудности в учебной
деятельности. Он медленно работает на
уроках, иногда «выпадает» из учебного
процесса и с трудом включается в роботу.
На уроках эмоционально напряжен,
болезненно реагирует но замечания
учителя. Внутренне постоянно готов
защищаться. Похвала, поощрение со стороны
учителя иногда вызывают неадекватную
реакцию. Нарушенные взаимоотношения
со сверстниками, отчужденность вызывают
стремление быть ближе к взрослым.
Значимым взрослым для мальчика является
отец.

Учащиеся класса
выравнивания характеризуются прежде
всего низкими показателями в развитии
интеллектуальных процессов: мыслительных
операций, внутреннего плана действия,
речи, воображения, памяти. Но эти трудности
сопровождаются личностными и поведенческими
нарушениями. Природа отклонений в каждом
конкретном случае индивидуальна, но
проявления нарушений имеют много общего.

Остановимся на
наблюдениях IV класса массовой школы. В
классе 11 человек, все мальчики, возраст
— 10-11 лет. Двое из них — второгодники,
они пришли в класс в начале года. Все
дети рекомендованы к обучению
медико-педагогической комиссией.

Ученики этого
класса в целом отличаются низком
познавательной активностью, которая в
сочетании с быстрой утомляемостью и
истощаемостью создает серьезные
трудности в обучении и развитии. Быстро
наступающее утомление приводит к потере
работоспособности. Они с трудом удерживают
в памяти условие задачи, продиктованное
предложение, забывают слова, допускают
нелепые ошибки в письменных работах.
Для таких учеников оказывается трудным
контролировать и оценивать свои действия,
они не могут длительно сосредоточиваться
на задании. Отвлекаемость внимания и
неспособность к умственному сосредоточению
характерная их особенность. «Синдром
дефицита внимания» — распространенная
форма нарушения поведения школьников.
Они легко отвлекаются на посторонние
раздражители, однако в какие-то периоды
могут работать достаточно сосредоточенно
и продуктивно. Резкое снижение активности
происходит порой без видимых причин,
однако и внешние обстоятельства, такие
как сложность задания, необходимость
выполнения большого объема работы,
вызывают состояние нервозности.

В спокойном рабочем
состоянии школьники могут решать
интеллектуальные задачи, правильно
выполнить упражнение и, руководствуясь
образцом, исправить ошибки в работе.
Бывают довольны, радуются, если удается
самостоятельно выполнить задание, найти
рациональный способ решения. Большая
часть детей этого класса проявляет
интерес к математике, и их деятельность
на этом уроке довольно успешна. Нередко
дети способны работать на уроке 15—20
минут, после чего наступает утомление,
истощение, интерес к занятию пропадает,
резко снижается внимание, возникают
импульсивные, необдуманные действия,
в работах появляется много ошибок и
исправлений. У некоторых ребят это
вызывает раздражение, другие просто
отказываются работать. В состоянии
утомления дети ведут себя по-разному:
одни становятся вялыми и пассивными,
ложатся на парту, бесцельно смотрят в
окно, остаются спокойными, но не работают.
У других, наоборот, возникает повышенная
возбудимость, двигательное беспокойство.
Они постоянно что-то вертят в руках,
теребят пуговицы на своем костюме,
играют разными предметами, стараются
обратить на себя внимание других ребят.
Вывести их из этого состояния можно,
если ненавязчиво, осторожно и тактично
переключить на практическую деятельность,
выполнение которой гарантирует успех.

С приходом в IV
класс учеников-второгодников резко
изменился микроклимат в классе.
Образовались две микрогруппы, которые
не совсем ладят между собой. Пришедшие
ребята имеют карманные деньги, курят,
у них есть покровители из старшеклассников.
К ним очень быстро примкнули Коля и
Артем. Если Коля и раньше тяготел к
«взрослым формам поведения», то Артем
был тихим, скромным, незаметным,
благополучным, по мнению учителя, а с
появлением в классе Миши и Володи начал
курить, пропускать занятия. Он во всем
стремится им подражать, готов исполнять
все их желания. Беседы, разговоры по
душам не изменили ситуации.

Читайте также:  Общее физическое развитие ребенка с умственной отсталостью

Эти ребята (их
четверо) ведут себя независимо, на
переменах держатся возле старшеклассников,
тайком курят. Однако все дети участвуют
во внеклассных занятиях, не отказываются
от дежурства, уборки класса. В таких
случаях противоречий не бывает, они
могут спокойно обсуждать дело, спорить,
обмениваться впечатлениями. Ребята
отзывчивы, если кто-то болен, его
обязательно навещают, рассказывают о
школьных делах, передают домашние
задания.

В классе в этом
году не оказалось девочек. Это
обстоятельство заметно сказалось на
состоянии и поведении мальчиков. Они
на переменах постоянно заглядывают в
другие классы, стремятся любым способом
обратить на себя внимание девочек.

Все дети любят
уроки физкультуры, спортивные игры. И
хотя у многих обнаруживается двигательная
неловкость, недостаточная координированность
движений, неумение подчиняться заданному
(музыкальному и словесному) ритму, в
процессе занятий они успешно овладевают
своим телом и двигательными навыками.

Четвероклассники
проявляют исполнительность и аккуратность
при уборке класса, территории школы,
уходе за растениями, но только если эти
виды деятельности разнообразны и не
требуют значительного напряжения. Любят
участвовать в конкурсах: читать стихи,
петь, танцевать, готовить поделки и
костюмы к праздникам.

Вот «портреты»
некоторых учеников этого класса,
сделанные учителем.

Саша, 11 лет, из
многодетной семьи, где четверо детей.
Отец оказывает большое влияние но сына.
Скорее всего, ребенок был направлен на
медико-педагогическую комиссию из-за
неудобства работы с ним. Он был
неуправляемым, недисциплинированным,
трудным ребенком. Но к четвертому классу,
заметно повзрослев, Саша изменился,
стал более сдержан в проявлении эмоций,
спокоен, дисциплинирован.

У Саши хороший
кругозор, осведомленность. Он много и
вдумчиво читает. Любит фантастику и
фантастические произведения. У него
достаточно большой словарный запас. Он
успешно пересказывает и сочиняет
рассказы, пишет интересные сочинения
и изложения. В работах по Русскому языку
допускает незначительное количество
ошибок. Ошибки, как правило, возникают
из-за несформированности самоконтроля,
при внешнем контроле ошибок почти нет.
Хорошие результаты имеет в математике.
Особых трудностей при усвоении учебного
материала не испытывает. Он отличается
высокой работоспособностью, быстро и
легко переключается с одного вида
деятельности на другой. За урок выполняет
гораздо больше заданий в сравнении с
другими детьми. Саша маленького роста,
но крепкий, физически сильный, не болеет.
Мальчик живой, энергичный, эмоциональный,
но для него оказывается трудным общение
со взрослыми. С учителем держит дистанцию,
«не допускает к себе». Он очень упрям,
даже когда понимает, что не прав. С
одноклассниками внешне отношения
ровные, общается со всеми, но близких
друзей в классе нет. Вступает в драки,
когда его «задевают». Вне школы общается
со многими ребятами, большинство из них
старше Саши. Любит перед ними демонстрировать
свое бесстрашие: прыгает с моста в речку,
сидит, свесив ноги, на крыше девятиэтожного
дома; несколько раз проваливался зимой
под лед на речке. Подчеркнуто пренебрегает
опасностью. По итогам IV класса был
рекомендован для перевода в обычный
класс массовой школы.

Вася, 10 лет, учится
в классе выравнивания третий год. Сложная
ситуация в семье: мать отбывает наказание
в тюрьме. У отца новая семья, где есть
еще дети. Мальчик живет в семье отца.
Очевидно, он очень переживает, ему плохо:
не хочет идти домой после занятий, с
удовольствием остается в группе
продленного дня, ходит в бассейн, на
тренировки по футболу, то есть старается
как можно дольше оставаться в школе. С
учебными заданиями справляется, к IV
классу он стол способным к волевым
усилиям. Часто болея и пропуская занятия,
он тем не менее учится хорошо. Умственный
план действий, способность решать
мыслительные задачи заметно проявились
в IV классе. Во 2-3 классах у него были
проблемы с чтением. Но настойчивая
самостоятельная робота в период его
очередной болезни дала свои результаты.
Он читал по несколько часов в день, пока
не достиг желаемого результата. Однако
активный словарь мальчика остается
бедным, ему с трудом даются пересказы
и творческие роботы. В IV классе значительно
сократилось количество ошибок в работах
по русскому языку, хотя действие
самоконтроля пока еще не сформировано
в необходимой мере. Но уроках внимателен,
сосредоточен при выполнении заданий,
но для него трудным остается запоминание
материала. Особенно сложным оказывается
заучивание стихотворений. Он не чувствует
рифмы и не любит стихи. Отношения со
сверстниками сложные. Во 2—3 классах
был задирист, даже агрессивен. В IV классе
стал немного сдержаннее. Вспыльчив,
быстро включается в драку и бывает
жесток. Но в последнее время Васе удается
себя контролировать, и вспышек агрессии
становится меньше. По итогам IV класса
рекомендован для обучения в обычном
классе школы.

Читайте также:  Социокультурное развитие ребенка в доу

Артем, 11 лет, младший
в многодетной семье. Семью трудно назвать
благополучной. Старшие дети стоят на
учете в инспекции по делом несовершеннолетних.
В младших классах Артем был послушен,
тих, незаметен, застенчив, даже боязлив.
Старательно и ответственно относился
к учебным занятиям, верно и аккуратно
выполняя домашние задания. Дружил с
Мишей, тихим и спокойным мальчиком. Но
в IV классе с приходом второгодника
Володи с Артемом произошли резкие
перемены. Он стол пропускать занятия,
курить и даже воровать на рынке. Когда
с ним беседует учитель, инспектор по
делам несовершеннолетних или другие
взрослые, мальчик демонстрирует на лице
раскаяние, но очень скоро забывает обо
всех внушениях и продолжает свои
неблаговидные дела. Артем стал «тенью»
Володи, во всем ему подражает, у него
абсолютно парализована способность
принимать самостоятельные решения. Он
ожидает реакции друга на замечания
учителя или его прямого указания, как
следует себя вести. У Артема все три
года большие проблемы с математикой.
Все, что связано с запоминанием, он
усваивает, но решительно не способен
устанавливать и удерживать в сознании
какие бы то ни было связи: содержательные,
логические и др. Он не в состоянии решить
самостоятельно даже простейшую задачу,
ему необходима постоянная и ощутимая
помощь. Однако Артем лучше всех в классе
читает: правильно, выразительно и
достаточно бегло. У него хорошие
творческие работы. Мальчик любит
пересказывать тексты, составлять
рассказы по картинкам. У него достаточно
большой активный словарь. Артем и самый
грамотный в классе. Он может не знать
правило, но имеет «языковое чутье». В
IV классе стол плохо вести себя на уроках,
невнимателен, часто отвлекается, пропал
интерес к учебе. Отметки перестали его
интересовать. Обострились отношения с
одноклассниками. Его часто «задирают»,
толкают и даже бьют, но он не отвечает
агрессией, возможно, потому, что причинять
боль другому ему не свойственно. Переведен
в V класс.

Сережа, 10 лет,
психически незрелый, инфантильный
ученик. Он маленького роста, на вид —
первоклассник. Игровые интересы
значительно преобладают над учебными.
Даже в IV классе он каждый день приносил
в класс различные игрушки. Но чаще всего,
видимо, не для того, чтобы поиграть с
ребятами, а чтобы другие позавидовали.
Мальчик патологически жаден. Он никогда
никого из ребят не угощает тем, что в
избытке приносит в школу, хотя учителю
очень настойчиво предлагает угощения.
По словам мамы, это из особого расположения
к учительнице. В детском саду у Сережи
были большие трудности во взаимоотношениях
с воспитателями. Сережа растет в полной,
материально обеспеченной семье. У него
есть младший брат-дошкольник. Любая
умственная деятельность для него сложна.
К интеллектуальному, волевому усилию
он не способен. Внимание неустойчиво,
на уроках тих и спокоен, никогда не
разговаривает с другими детьми, но это
не означает, что он следит за ходом
урока. Он просто «выпадает» из учебного
процесса, занимается своими игрушками
или подвернувшимися предметами. На
последних уроках становится особенно
вялым и капризным. Однако, попав на
улицу, оживает и может до самого вечера
кататься на велосипеде или на санках.
Закончить выполнение домашнего задания
ему часто не хватает сил. Письменные
работы за него обычно заканчивает мама.
У мальчика выражен «отказ от усилия»,
он не способен к волевому напряжению.
Сережа не умеет и не хочет трудиться.
Если у него что-то не получается в
контрольной работе, он оставляет ее и
начинает заниматься более интересными
делами. Он медленно читает, плохо
запоминает стихи, правила, активный
словарь его невелик. В письменных работах
по русскому языку допускает большое
количество ошибок. Но для него небезразличны
оценки и отметки, получаемые на уроках.
Взаимоотношения со сверстниками
складываются трудно. Видимо, его
незрелость, детскость, физическая
слабость становятся причиной сложностей
в общении. Его часто обижают, поэтому
на переменах он старается находиться
рядом с учительницей. Но Сережа стремится
к общению и даже принимает участие в
шалостях с другими детьми, он любит
мастерить различные поделки, рассматривать
картинки, собирает вкладыши от жевательных
резинок. В V класс переведен.

Источник