Понятия развития и социализации личности ребенка
Понятие «социализация» детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.
В самом широком смысле процесс социализации – это процесс вхождения в социальную среду и усвоение индивидом социального опыта. «Социализация (от лат. «общественный») – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него знаний об этих общественных отношений (А.В. Мудрик [19], Н.Г. Яковлева [40] и др.).
Социализация, в определении А.В. Мудрик, – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации» [19, с. 141].
В педагогике и психологии социализация понимается как:
интериоризация – овладение социальным опытом, перенесение его в глубинные пласты личности (В.Н. Мясищев и др.) [21, с. 102];
адаптация – сопряжение сущностного и общественного (А.В. Мудрик и др.) [19, с. 51];
гомонизация – приобретение сущности в социуме (А.И. Петровская и др.) [24, с. 33];
самоактуализации «Я-концепции» – самореализация личностью своих потенций и творческих способностей (Л.С. Выготский и др.) [6, с. 133];
экстериоризация – раскрытие изначальной сущности человека в социуме на основе принципа единства деятельности и сознания (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова и др.) [8, с. 144].
Л.С. Выготский выделяет три грани интериоризация [6, с. 235]:
грань индивидуализации – переход от социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальным формам его деятельности;
грань «интимизации»: переход от «Мы» к «Я», к самосознанию личности;
грань интериоризации как производство внутреннего плана сознания.
В понимании результатов социализации ученые расходятся во мнениях. Результатами могут быть: личностные нормы (Т.В. Антонова и др. [3, с. 54]) или личностные смыслы (А.В. Запорожец, Т.А. Маркова и др.) [9, с. 121]; социальные привычки (Л.И. Божович и др.) или ценностные ориентации, а также характер личности [5, с. 187].
Социализация детей – важная проблема, поэтому является предметом изучения у психологов и рассматривается в разных психологических школах. Мы изучили соответствующую литературу, пронаблюдали за деятельностью и развитием детей. Процесс развития ребенка не мыслится без личностного развития ребенка, а значит, без усвоения им системы социальных связей, отношений, без включения в них. По мнению Е.И. Рогова, объемы понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае совпадают. В понятие «развитие» более четко представлена собственная активность личности, в то время как социализация подчеркивает направление, воздействие социальной среды на ребенка. При этом не исключается его активность [26, с. 51].
Сравнение понятий «социализация» и «воспитание» в узком значении выявляет их различия: акцент делается на целенаправленности воздействия на ребенка с целью передачи, привития определенных представлений, понятий, норм и т.д. Понятие «социализация» связано с понятием «психологической адаптации», но разные. Социализация предполагает формирование и становление личности через овладение социальным опытом. Адаптацию, указывает Н.Г. Яковлева, можно рассматривать в качестве ведущих механизмов социализации. [40, c. 153]
Социально-психологическая адаптация бывает прогрессивной и регрессивной, в ходе социализации повышается адаптированность личности, которая может быть внутренней, когда внешние формы поведения и деятельность ребенка видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями, требованиями среды. Бывает и внешняя (приспособительская) адаптированность, при которой ребенок поступает так, как требуется, внутренне не соглашаясь и не перестраиваясь. (Это инструментальная адаптация).
По мнению Н.Г. Яковлевой, при смешанной адаптированности личность видоизменяется частично, сохраняя свою самостоятельность [40, с. 161]. Кроме адаптации, по мнению А.А. Люблинской, к механизмам социализации относятся [16, с. 122]:
идентификация – отождествление индивида с людьми и группами; подражание – воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей; внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств, психических состояний людей, с которыми он общается; социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних на деятельность других.
Авторы «Классической социальной психологии приводят и классификацию Н. Смелзера. В ней, кроме имитации, идентификации, называются стыд и чувство вины, которые некоторыми рассматриваются как негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение. [Цит. по Яковлевой: 40, с. 174]
Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка, отмечает Н.А. Лиман, выступает следующее [15, с. 27]:
для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения;
после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в сад. Там дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать;
от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.
Н.А. Михайленко указывает, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна [17, с. 24].
Е.И. Рогов определяет факторы социализации личности ребенка-дошкольника, представленные следующим образом [26, с. 215]:
внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;
внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.
Таким образом, социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации.
Источник
Ïîíÿòèå ñîöèàëèçàöèè.
Ïîíÿòèå ñîöèàëèçàöèè ïîäðàçóìåâàåò ïîä ñîáîé ïðîöåññ óñâîåíèÿ ÷åëîâåêîì ïðàâèë ïîâåäåíèÿ, ñîöèàëüíûõ íîðì, ìîðàëüíûõ öåííîñòåé, óìåíèé, íàâûêîâ, çíàíèé è ïñèõîëîãè÷åñêèõ óñòàíîâîê, êîòîðûå äàþò åìó âîçìîæíîñòü íîðìàëüíî âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ îñòàëüíûìè ëþäüìè. Åñëè ó æèâîòíûõ âñå îòíîøåíèÿ îáóñëîâëåíû áèîëîãè÷åñêèìè ìîòèâàìè, òî ó ÷åëîâåêà êàê áèîñîöèàëüíîãî ñóùåñòâà íåìàëîâàæåí ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ñîöèàëüíûõ íàâûêîâ. Ëþäè ïîñòîÿííî ðîæäàþòñÿ è óìèðàþò, è ïðîöåññ îáíîâëåíèÿ îáùåñòâà èäåò ïîñòîÿííî. Íîâûå ÷ëåíû îáùåñòâà èçíà÷àëüíî íå çíàþò íè íîðì, íè ïðàâèë ïîâåäåíèÿ â íåì. Âîò òóò è íà÷èíàåòñÿ ïðîöåññ ñîöèàëèçàöèè.
Ôàêòîðû ñîöèàëèçàöèè.
Ôàêòîðû ñîöèàëèçàöèè – ýòî ìåõàíèçìû, ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ è ïðîèñõîäèò ïðîöåññ ñîöèàëèçàöèè. Îñíîâíûõ ôàêòîðîâ, âûäåëåííûõ ñîöèàëüíûì ïåäàãîãîì À.Â. Ìóäðèêîì, òðè:
- Ìàêðîôàêòîðû – ãëîáàëüíûå ìåõàíèçìû, âëèÿþùèå íà ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè (ïëàíåòà, êîñìîñ, ãîñóäàðñòâî, ñòðàíà, îáùåñòâî, ïðàâèòåëüñòâî).
- Ìåçîôàêòîðû – óñëîâèÿ, âëèÿþùèå íà ñîöèàëèçàöèþ, â îñíîâíîì, ïî òåððèòîðèàëüíîìó èëè ýòíè÷åñêîìó ïðèçíàêó (ìåñòî è òèï ïîñåëåíèÿ, ðåãèîí, ïîñåëîê, ãîðîä, íàðîä, ýòíè÷åñêàÿ ïðèíàäëåæíîñòü).
- Ìèêðîôàêòîðû – ôàêòîðû, îêàçûâàþùèå íåïîñðåäñòâåííîå âëèÿíèå íà ñîöèàëèçàöèþ ÷åëîâåêà (ñåìüÿ, ñâåðñòíèêè, øêîëà, ìåñòî ó÷åáû è ðàáîòû).
 êàæäîì ôàêòîðå åñòü äåéñòâóþùèé ýëåìåíò, áëàãîäàðÿ êîòîðîìó è ïðîèñõîäèò ñîöèàëèçàöèÿ. Íàïðèìåð, â ñåìüå – ýòî ðîäèòåëè, áðàòüÿ, ñåñòðû, â øêîëå – ó÷èòåëÿ, îäíîêëàññíèêè. Ýòè ýëåìåíòû íàçûâàþòñÿ àãåíòàìè ñîöèàëèçàöèè.
Âèäû è ýòàïû ñîöèàëèçàöèè.
Âèäû ñîöèàëèçàöèè, êàê ïðàâèëî, êëàññèôèöèðóþòñÿ ïî âðåìåííîìó ïåðèîäó, ïîýòîìó èõ íàçûâàþò ýòàïàìè ñîöèàëèçàöèè.
- Ïåðâè÷íàÿ ñîöèàëèçàöèÿ. Ïåðèîä îò ðîæäåíèÿ äî ôîðìèðîâàíèÿ âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Ýòîò ýòàï î÷åíü âàæåí äëÿ ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà. Ïåðâûå çíàíèÿ îá îáùåñòâå îí ïîëó÷àåò îáû÷íî îò ðîäèòåëåé.
- Âòîðè÷íàÿ ñîöèàëèçàöèÿ (èëè ðåñîöèàëèçàöèÿ). Ïðîöåññ çàìåùåíèÿ ðàíåå ñëîæèâøèõñÿ ìåòîäîâ ïîâåäåíèÿ íà íîâûå, õàðàêòåðíûå äëÿ âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Âòîðè÷íûé ýòàï ÷àñòî îçíà÷àåò ðàçðûâ ñòàðûõ øàáëîíîâ, è óñâîåíèå íîâûõ. Ïîìíèòå, êàê â óíèâåðñèòåòå âàì ãîâîðèëè: «Çàáóäüòå âñå, ÷òî âû ó÷èëè â øêîëå»? Âòîðè÷íûé ýòàï äëèòñÿ âñþ æèçíü ÷åëîâåêà.
Îñòàëüíûå âèäû ñîöèàëèçàöèè:
- Ãðóïïîâàÿ ñîöèàëèçàöèÿ. Ñîöèàëèçàöèÿ âíóòðè êàêîé-òî êîíêðåòíîé ñîöèàëüíîé ãðóïïû. Òî åñòü, â êàêîé ñðåäå ðåáåíîê áîëüøå ïðîâîäèò âðåìåíè (ðîäèòåëè, ó÷èòåëÿ èëè äðóçüÿ), ïðàâèëà è íîðìû òîé ñðåäû îí è óñâàèâàåò â ïåðâóþ î÷åðåäü.
- Ãåíäåðíàÿ ñîöèàëèçàöèÿ. Ñîöèàëèçàöèÿ ïî ïîëîâîìó ïðèçíàêó. Ìàëü÷èêè óñâàèâàþò òî, êàê äîëæíû ñåáÿ âåñòè ìàëü÷èêè, à äåâî÷êè, ñîîòâåòñòâåííî, ó÷àòñÿ áûòü äåâî÷êàìè.
- Îðãàíèçàöèîííàÿ ñîöèàëèçàöèÿ. Ïðîöåññ ñîöèàëèçàöèè âî âðåìÿ òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè (êàê âåñòè ñåáÿ ñ êîëëåãàìè, íà÷àëüñòâîì, ïîä÷èíåííûìè, êàê îòíîñèòñÿ ê òðóäó, õîðîøî ëè îïàçäûâàòü íà ðàáîòó è ò.ä.).
- Äîñðî÷íàÿ ñîöèàëèçàöèÿ. Âèä ñîöèàëèçàöèè, êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåò èç ñåáÿ ñâîåîáðàçíóþ ðåïåòèöèþ áóäóùåé äåÿòåëüíîñòè, ïðèñòóïàòü ê êîòîðîé åùå ðàíî (èãðà äåâî÷åê â äî÷êè-ìàòåðè).
Îñíîâíûìè èíñòèòóòàìè ñîöèàëèçàöèè ÿâëÿþòñÿ:
- ñåìüÿ;
- ñâåðñòíèêè;
- îáðàçîâàòåëüíûå ó÷ðåæäåíèÿ;
- ðåëèãèÿ;
- ïðàâîâàÿ ñèñòåìà;
- ñðåäñòâà ìàññîâîé èíôîðìàöèè.
 ñîöèîëîãèè ñóùåñòâóåò òàêæå òàêîå ïîíÿòèå, êàê äåñîöèàëèçàöèÿ. Äåñîöèàëèçàöèÿ – ýòî óòðàòà ÷åëîâåêîì êàêîãî-ëèáî ñîöèàëüíîãî îïûòà. Äåñîöèàëèçàöèÿ ìîæåò áûòü â âèäå ëåãêîé ñîöèàëüíîé äåçîðèåíòàöèè âñëåäñòâèå ñòðåññà, ëèáî ñèëüíîé äåñîöèàëèçàöèåé ïî ïðè÷èíå ïîïàäàíèÿ â ýêñòðåìàëüíûå ñèòóàöèè (âîéíà, êîíöåíòðàöèîííûé ëàãåðü, òþðüìà, ôîðñ-ìàæîðíûå îáñòîÿòåëüñòâà ïî âèíå ñòèõèéíûõ áåäñòâèé). Òàêèì óðîâíåì äåñîöèàëèçàöèè óæå çàíèìàþòñÿ íå ïñèõîëîãè, à ïñèõèàòðû.
Ïðàâî è îáùåñòâîçíàíèå 5,6,7,8,9,10,11 êëàññ | |
Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî îáùåñòâîçíàíèþ äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ | |
Ïðàâî è îáùåñòâîçíàíèå 5,6,7,8,9,10,11 êëàññ |
Ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà. | |
Ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà ýòî ïðîöåññ ïðèîáðåòåíèÿ ÷åëîâåêîì ëè÷íûõ è ñîöèàëüíûõ êà÷åñòâ â ïðîöåññå ðàçëè÷íûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè . | |
Ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà. |
Èñòèíà. Ïîíÿòèå èñòèíû. | |
Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî îáùåñòâîçíàíèþ äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ | |
Èñòèíà. Ïîíÿòèå èñòèíû. |
Êóëüòóðà. | |
Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî îáùåñòâîçíàíèþ äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ | |
Êóëüòóðà. |
Ïîíÿòèå è ôîðìû ðåëèãèè. | |
Îñíîâíàÿ èíôîðìàöèÿ ïî îáùåñòâîçíàíèþ äëÿ îáó÷åíèÿ è ïîäãîòîâêè â ýêçàìåíàì, ÃÂÝ, ÅÃÝ, ÎÃÝ, ÃÈÀ | |
Ïîíÿòèå è ôîðìû ðåëèãèè. |
Источник
Личность – человек со свойственным набором психических свойств, определяющих поступки, поведение, значимые для общества, отличающие его от остальных. Связанные между собой социализация и воспитание личности превращают человека-индивида в полноценную, самостоятельную личность, представляющую ценность для общества, обладающей индивидуальностью. Личностное развития – основная проблема и предмет исследования педагогики, социологии, психологии, психиатрии.
Рекомендуем: «Проблемы социального воспитания».
Понятие социализации
Социализация – вхождение индивида в общественную, социальную среду, окружение через приобщение его к социальным нормам, общественным ценностям сложившегося строя. Социализированный человек – основа полноценного общества, активно осуществляющий функции, возложенные на него обществом, государством.
На социализацию влияют группы факторов:
- макрофакторы – планета, страна, общество, космос;
- мезофакторы – этнос, средства массовой коммуникации, регион, поселение;
- микрофакторы – семья, социум, воспитательное влияние.
Социализация личности в психологии – планомерное вхождение индивида в существующую социальную среду, приобщение к комплексу социальных взаимосвязей, приобретение индивидуальности. Процесс двусторонний: с одной стороны – усвоение социального опыта, психологических установок, с другой – активное его воспроизводство. Первое – воздействие окружающего пространства, среды на человека, второе – человека на среду.
Этапы социализации
Выделяются временные этапы включения индивида в социум:
- первичная – адаптация, от момента рождения до конца подросткового периода. Ребенок адаптируется, приспосабливается, усваивает накопленный родителями социальный опыт;
- стадия индивидуализации – начинается с подросткового возраста. Для нее характерно стремление выделиться и проявить себя. Результат этапа при нормальном его протекании – формирование устойчивых свойств, установок, ценностей отношений;
- интеграция – характеризуется желанием найти свое место в социуме. Благополучной интеграция считается если индивид принимается обществом, коллективом;
- трудовая стадия – социальная зрелость человека, период трудовой активности. Человек усваивает накопленный опыт и способен воспроизводить его;
- послетрудовая – пожилой возраст. Основное направление – передача накопленного социального опыта следующему поколению.
Понятие воспитания
Воспитание – микрофактор, влияющий на социализацию. Социализированный индивид соответствует нормам, ценностям, противостоит отрицательному действию окружающей среды, тенденциям, тормозящим, отклоняющим развитие индивидуальности.
Общепринятого определения термина не существует. Связано это с многозначностью понятия. Его рассматривают как общественно направленную деятельность, процесс, воздействие на отдельного человека.
Воспитание – направленное влияние на деятельность человека организованных институтов общества, среды, собственной активности. Направлено оно на формирование необходимых устойчивых свойств личности, индивидуальных качеств.
В психологической науке воспитание – деятельность, осуществляющая передачу следующему поколению общественного исторически накопленного опыта. Оно является целенаправленным действием на сознание, далее на поведение через формирование значимых для жизни установок, идеалов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для дальнейшего развития, подготовки индивида к жизни в обществе, труду. Цель – ожидаемые запланированные изменения, получаемые под воздействием подготовленных действий. Результаты – степень усвоения запланированных черт, норм, правил. Нормы, соблюдения которых добиваются от ребенка родители, становятся внутренними идеалами, принципами мировоззрения.
Важно
Отсутствие воспитания приводит к отклонениям умственного развития, нарушению формирования обязательных для жизни в человеческом обществе социальных ролей.
Воспитание – направленное действие на личность
Воспитание – показатель развития или направленный психологический, педагогический процесс формирования важных личностных качеств. Оно зависит от собственных усилий, склонностей, задатков, работоспособности, проявляющихся в разных видах деятельности. Этим объясняется его разное действие на людей, живущих и воспитывающихся в одинаковых условиях.
Оно выполняет функции:
- упорядочивает влияния, факторы;
- создает условия для ускоренного вхождения человека в общество;
- помогает преодолеть, уменьшить негативные последствия стихийной социализации, придать личностную положительную ориентацию, мотивацию.
Виды воспитания
Выделяют воспитание умственное, физическое, трудовое. По другой классификации – нравственное, физическое, трудовое, эстетическое. Часто добавляется правовое, гендерное, экономическое, экологическое.
Какие качества воспитывать? Основой можно считать содержание, предложенное российским педагогом Караковским, выделившим общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Знания, Труд, Культура, Земля, Отечество, Мир. Принятие ценностей рождает положительные черты, нравственные качества, правильные потребности, поступки.
Разделяется воспитание личности по моделям, зависящим от развития общества на различных исторических этапах, соотношения социальных групп, социально-политической ориентации. Достаточно вспомнить основы тоталитарного и демократического общества, отличающиеся по системам ценностей и требующие формирования разных качеств личности.
Воспитание проходит двумя способами:
- Путем сообщения, объяснения общественно значимых целей, принципов, ценностей, норм поведения. Способ исключает возможность поиска, совершения ошибок. Основывается на переработке имеющихся у человека мотиваций по осмыслению отношения к действительности.
- С помощью специальных условий, созданных для формирования познавательного интереса, стимулировании активной общественно-полезной деятельности.
Первый способ – традиционный, второй – современный. Оба они эффективны при совместном применения, взаимодополняемости.
Принципы гармоничного развития
Формирование гармоничной личности направлено на достижение целей:
- формирование сознания гражданина, патриота;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- развитие креативности, способности к творчеству;
- формирование адекватной Я-концепции, способности самореализации.
Принципы, которые нужно соблюдать:
- уважительные, доверительные отношения между педагогами, воспитанниками;
- природосообразность (учет возрастных, гендерных, других природных особенностей);
- культуросообразность (опора на культурные традиции народа);
- гуманизация, эстетизация среды воспитательного учреждения.
Связь воспитания и социализации
Как социализация, так и воспитание направлены на усвоение нравственных норм. Но есть отличия. Первое направлено на развитие духовных качеств, духовного здоровья общества, второе – развитие качеств личности. Одно без другого существовать не может. Если общество не стремится к духовному оздоровлению, социализация становится стандартной адаптацией. Общество, стремящееся к устойчивому формированию, развитию личности, обеспечивает гармонию свобод, прав, обязанностей всех граждан. Если общественный строй поддерживается принудительными методами, здоровым общество назвать нельзя.
Социализация проходит под влиянием воспитания и других факторов. Сформировать личность с нуля только воспитательным влиянием школы невозможно, до поступления в образовательное заведение на ребенка уже воздействует семья, микроокружение.
В отличие от социализации, проходящей всегда стихийно, воспитание – направленный процесс, оно рассматривается как механизм, средство управления нормальным входом в общественную жизнь. Основная функция его – регулирование влияния социального окружения, создание условий для успешного развития.
Социализация – процесс непрерывный, человек взаимодействует с ее факторами в течение жизни. Воспитание дискретно. Оно планомерно, но осуществляется специальными организациями, ограниченными во времени и пространстве.
Семья: зарождение личности
Семья — главный агент первичной социализации, первое окружение ребенка, определяющее весь последующий процесс вхождения в социум.
С помощью семьи дети вписываются в социум. Родители формируют качества ребенка с ранних этапов. Отсутствие и недостаток внимания родителей содействует появлению у детей множества психологических, социальных отклонений, комплексов, сильно нарушающих нормальную деятельность в будущем.
Родители создают основу личностных качеств, социальное положение влияет на статус ребенка, профессия определяет образовательный, культурный уровень. Семья закладывает фундамент нравственных, семейных, гендерных ценностей.
Семья может оказать негативное влияние. Алкоголизм, конфликты, разводы, социальное отчуждение, жестокое обращение накладывают серьезный отпечаток на развитие у ребенка важных для общества качеств, его мировоззрение.
Семья находится в центре проблем, связанных с физическим, психологическим, социальным здоровьем детей. Социальное развитие зависит и от других агентов, качеств индивида, врожденных черт. Поэтому дети, воспитывающиеся в неблагополучной семье, не обязательно вырастают преступниками, а могут стать высоконравственными людьми и полноценными личностями.
Школа – социальный институт
Школа предоставляет детям систематическое образование, обеспечивает разносторонний воспитательный процесс. Образовательные и воспитательные учреждения – сосредоточение культуры, политических, нравственных ценностей. Школа призвана поддержать социализацию, начинающуюся из семьи, исправить ее при необходимости, что сделать достаточно сложно. Работа учреждения зависит от личностных, профессиональных качеств учителей, воспитателей, микроклимата коллектива, форм, методов, современности учебного заведения, множества других факторов.
Социализация человека и воспитание личности – неразрывно связанные процессы, дополняющие друг друга и одновременно противоположные. Без них невозможно полноценное развитие человека как полноценного члена общества, являющегося сформированной личностью.
Источник