Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка в дошкольном возрасте

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

  1. процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.

Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного). Л. П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленным темпом обмена репликами, большим их объемом, а также обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют в отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Ряд ученых считают, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в ее зрелой развернутой форме во многом зависит от владения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным монологическим высказыванием и потому, чтобы последнее могло быть как можно раньше включено в развернутый диалог и обогащало бы беседу, придавая ей естественный, связный характер.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную – с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер.

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи. Но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения. это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» (М. М. Бахтин).

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Источник

Стр. 253

§ 1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Источник

В логопедии под термином «онтогенез речи» понимается
весь период формирования человеческой речи: начиная с момента появления
начальных речевых актов до момента, при котором родной язык станет полноценным
орудием общения и мышления [10].

Самооценка, активность, результативность
социализации личности напрямую связаны с уровнем развития речи и умения
грамотно излагать свои мысли. Связная речь представляет собой интеграцию
фрагментов, которые обозначают одну определенную тему и несут единую смысловую
нагрузку. У каждого человека заложены речевые задатки, которые активизируются с
момента рождения и продолжают свое развитие по мере развития ребенка в
онтогенезе. Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь
ребенку верно развить имеющиеся у него задатки, в том числе и речевые.

А.Р. Лурия прослеживая онтогенез речевого
высказывания у ребенка, пришел к выводу о том, что формирование речевого
высказывания проходит различные этапы от появления изолированных слов, а затем
изолированных самостоятельных фраз, до сложнейшего развернутого высказывания [42].

В.К. Воробьевой проведено исследование
генетического развития связной речи. Установлено, что связная речь основывается
на базе ситуативного общения и затем от диалога переходит к формам
монологической речи: повествованию, а далее к описанию и рассуждению [11].

Как форма речи, диалог, состоит из реплик и воплощается
в виде последовательно сменяющих друг друга вопросов и ответов, или в виде
беседы нескольких участников. Диалог опирается на общность восприятия и
ситуации общающихся, а также знание предмета общения.

Монологическая речь – это связная речь одного
лица, ее коммуникативная цель – сообщение каких-либо фактов действительности [17]. Монолог представляет собой более сложную форму
речи, служащую целенаправленности передачи информации. Характерные свойства данного
вида речи: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность
содержания направленности на слушателя, ограниченное применение невербальных
средств коммуникации, произвольности, развернутости, логической
последовательности изложения.

А.А. Леонтьевым в концепции «речевого
онтогенеза» процесс формирования речевой деятельности подразделен на ряд
последовательных этапов: подготовительный (от рождения до года); преддошкольный
(от года до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7 лет); школьный (от 7 до 17 лет) [40].

Рассмотрим особенности каждого этапа более
подробно. Подготовительный период речи ознаменован непосредственным
эмоциональным общением ребенка со взрослым, в этот период закладывается фундамент
будущей связной речи [41]. Нормальное речевое развитие предполагает
определенную последовательность в освоении звуковой формы языка и в развитии
предречевых реакций и связана с криком, гулением, лепетом.

Первой голосовой реакцией ребенка является крик
(плач), который активизирует артикуляционный, голосовой, дыхательный отделы
речевого аппарата. У всех детей отмечается период гуления, сначала в 1,5
месяца, а далее – в 2-3 месяца малыш проявляет голосовые реакции в
воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, блъ, у-гу, бу и т.д.,
которые в последующем станут базой для становления членораздельной речи. По
фонетическим характеристикам гуление у всех детей народов мира одинаково.
Нормальное развитие предполагает, что постепенно гуление в 6–7 месяцев перейдет
в лепет [41].

В 8,5–9 мес. лепет имеет модулированный
характер с различными интонациями. Отметим неоднозначность этого процесса у
всех детей: при снижении слуховой функции гуление «затухает», что часто
является диагностическим симптомом. Значение периода заключается в том, что в
процессе произношения звуков улучшается слуховое восприятие и совершенствуется
артикуляционный аппарат, что дает возможность подражать звукам языка, которые
ребенок слышит в речи окружающих. Усвоение звуковой стороны языка начинается с
момента, когда язык начинает служить средством общения (понимание слов
взрослых, обращенных к ребенку и первые самостоятельно произносимые слова). На
базе изначально примитивного понимания начинает развиваться активная речь.
Ребенок, привлекает внимание к себе, подражая звукам и звукосочетаниям,
произносимыми взрослым. Это имеет важное значение для развития речевого
общения: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на
другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения [41].

Появление у ребенка первых слов знаменует
окончание подготовительного этапа и начинается этап становления активной речи.
У ребенка, как правило, в этот период появляются первые осмысленные слова,
которые преимущественно выражают желание и его потребности. Начиная со второй
половины второго года жизни слова начинают служить для него обозначениями
предметов и с этого момента он начинает применять слова для обращения ко
взрослому и с помощью речи получает возможность вступать в осознанное общение
со взрослым. В этот период для ребенка слово имеет смысл целого предложения.
Постепенно появляются первые предложения, сначала из 2-х, а к двум годам из 3-х
и 4-х слов.

Третий год жизни ознаменован быстрым развитием
как понимания речи, так и активной речи, значительный скачок наблюдается в
увеличении словарного запаса, усложнении структуры предложений. В этот период
ребенок использует самую простую естественную и первоначальную форму речи –
диалогическую. Диалогическая речь изначально прочно связана с предметной
деятельностью ребенка и применяется для налаживания сотрудничества в рамках совместной
со взрослым деятельности. Диалогическая речь заключается в прямом обращении к
собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого.
Грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативная и ее
смысловое содержание понятно лишь с учетом контекста той ситуации в которой она
имеет место [41].

В преддошкольный период можно говорить о
наличии отдельного подэтапа, который специалисты обозначают термином
«физиологический аграмматизм». Этот отдельно выделенный подэтап характеризуется
тем, что ребенок использует в общении предложения без соответствующего
грамматического оформления составляющих их слов и словосочетаний [4].

В речи можно выделить следующие составляющие:
ситуативную и контекстную. Монолог должен быть построен таким образом, чтобы партнеру
по общению было понятно, о чем идет речь.

Дошкольники, в силу возрастных особенностей, не
способны описать ситуацию, не уточняя конкретных действий. Взрослый, слушаярассказ
с трудом понимает о чем идет речь, не зная контекста ситуации [11].

Завершая обзор отметим, что первоначально
формируется ситуативная связная речь детей дошкольного возраста, но полностью
исключать наличие контекстной составляющей не следует, в виду того, что такие
моменты речи всегда взаимосвязаны.

По мнению Д.Б. Эльконина переход от ситуативной
к контекстной речи возможен ближе к 4-5 годам и связан он с освоением
словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения
произвольно применять средства языка [55]. Происходит усложнение грамматической
структуры речи, наблюдается большая развернутость и связность высказываний.

На дошкольном этапе наблюдается более
интенсивное речевое развитие, у значительной части детей отмечается
качественный сдвиг в объеме словарного запаса. В этот период у ребенка все
более развивается навык слухового контроля над своим произношением, умение
исправлять его в некоторых возможных случаях. Иначе говоря, речь идет о
формировании фонематического восприятия. Центральной чертой данного
жизненного отрезка является появление планирующей функции речи. В ролевых
играх, игре – как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, появляются
новые виды речи: инструктирующая участников игры; сообщение, повествующее
взрослому о впечатлениях, которые получены вне контакта с ним. Речь указанных
видов приобретает форму монологической [13].

Начало систематического посещения дошкольного
образовательного учреждения приводит к тому, что у ребенка изменяется окружение
и вместе с ним – форма речи. Начинает закладываться монологическая форма речи.
Вся речь является связной, но ее формы меняются по мере развития ее носителя.
Представленная ребенком связная речь – это умение рассказать так, что
услышанное становится понятным на основе своего собственного содержания [18].

Дети среднего дошкольного возраста могут
активно вступать в разговор, принимать участие в коллективной беседе,
пересказать сказки и короткие рассказы, самостоятельно составленные по игрушкам
и картинкам. Однако, верно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы
сверстников они все же еще не умеют. Рассказы детей в значительной части
случаев отображают образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения
внутри рассказа часто связаны лишь формально.

В период старшего дошкольного возраста начинается
интенсивное овладение монологической. К этому периоду уже завершается процесс
фонематического развития речи и ребенок усваивает морфологический,
грамматический и синтаксический строй родного языка.

К концу рассматриваемого этапа развития
речевой деятельности дошкольники в норме овладевают развернутой фразовой речью,
фонетически, лексически и грамматически верно оформленной [17].

У детей старшего дошкольного
возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.
Развитие детских представлений и формирование общих понятий – основа
совершенствования мыслительной деятельности (обобщение, умозаключение,
высказывание суждений и умозаключений) [4].

На школьном этапе главной особенностью развития
речи, в сравнении с предыдущим, является ее сознательное усвоение. Ребенок овладевает
звуковым анализом, усваивает грамматические правила построения высказываний,
при этом ведущая роль принадлежит новому виду речи – письменной речи [21].

Говоря об этапах формирования речи ребенка, мы обращаемся к периодизации,
предложенной А.А. Леонтьевым, в которую включены подготовительный,
преддошкольный, дошкольный и школьный этапы [40]. Рассмотрев
последовательно все этапы, выделенные автором периодизации мы можем
констатировать, что ознакомление ребенка с окружающим миром начинается с
момента рождения и реализуется с помощью слова. Именно слово несет ребенку
знание, сначала элементарное, потом все более глубокое. Таким образом, для
полноценного речевого развития каждом ребенку необходима коммуникация и речевое
окружение. Завершая рассмотрение параграфа отметим, что современный нормально
развивающийся ребенок к 6,5-7 годам должен овладеть всей системой родного
языка.

Источник