Понятие ребенок с нарушением развития

Понятие ребенок с нарушением развития thumbnail

    

    Дети с нарушениями в развитии

       — общее наименование детей, имеющих разнообразные нарушения в психофизическом развитии.

       (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 63)

       Ч439.7

    Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
    2006.

    Смотреть что такое «Дети с нарушениями в развитии» в других словарях:

    • дети с нарушениями речи —    дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении. Сохранность предпосылок интеллектуального развития и нормальный слух отличают их от детей,… …   Дефектология. Словарь-справочник

    • Дети с нарушениями зрения — Слепые дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них осн. средствами познания окружающего мира становятся осязание и… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Дети с нарушениями слуха — Глухие дети страдают глубоким стойким двусторонним нарушением слуха. Они не могут самостоятельно овладеть речью и без спец. обучения становятся глухонемыми. Большинство глухих обладает остаточным слухом, к рый позволяет им воспринимать лишь очень …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Дети с нарушениями речи — страдают отклонениями в развитии речи при первично сохранных предпосылках интеллектуального развития и нормальном слухе. Этим они отличаются от детей, страдающих умственной отсталостью, задержкой психич. развития, нарушением слуха и др., у к рых… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Дети с нарушениями интеллекта. Умственно отсталые дети — Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе орга нич. поражения ЦНС, к рое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления. Проблемы… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата — частично или полностью ограничены в произвольных движениях. В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта детей условно подразделяют на 3 группы. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферия,… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата —    частично или полностью ограничены в произвольных движениях. В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта детей условно подразделяют на 3 группы.    К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями… …   Дефектология. Словарь-справочник

    • Дети с особыми образовательными потребностями —     Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в… …   Педагогический терминологический словарь

    • ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ — (англ. children with abnormal behavior, problem children). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость …   Большая психологическая энциклопедия

    • Дети с отклонениями в психическом развитии — Дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха), поражениями ЦНС (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, нарушения речи) или с сочетаниями различных нарушений. Последние могут возникать с момента рождения… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Книги

    • Дети с кохлеарными имплантами. Научно-популярное издание, Кукушкина Ольга Ильинична, Гончарова Е. Л., Бахшинян В. В.. Эта книга посвящена кохлеарной имплантации (КИ) — самому эффективному современному методу помощи при глухоте, позволяющему неслышащему человеку обрести полноценное восприятие окружающего мира… Подробнее  Купить за 854 руб
    • Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов, И. В. Королева. Российский профессор И.В. Королева (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи) и немецкий профессор П. Янн (Пфальцинститут) в своей книге рассказывают о… Подробнее  Купить за 249 руб электронная книга
    • Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии, Решетнева Галина Алексеевна, Минка Ирина Николаевна. В последние годы все больше рождаются дети с различными нарушениями функций центральной нервной системы, что может в дальнейшем привести к отставанию темпов психомоторного развития. В пособии… Подробнее  Купить за 87 грн (только Украина)

    Другие книги по запросу «Дети с нарушениями в развитии» >>

    Источник

    1.1.
    Понятие «ребенок с нарушениями
    психического
    и физического развития»

    К
    детям с особенностями развития относят
    тех, у которых финические
    или психические отклонения приводят к
    нарушению нормального
    хода общего развития. Дефект одной из
    функций нарушает
    развитие ребенка только при определенных
    условиях. Понятие
    «ребенок с нарушениями психического и
    физичес­кого
    развития предполагает наличие серьезных
    отклонений в развитии,
    вызванных болезнетворными влияниями
    и обуслов­ливающих
    необходимость создания специальных
    условий для обучения и воспитания.

    Читайте также:  Компенсация нарушений в развитии ребенка

    Дети
    с отклонениями в развитии — сложная и
    разнохарак­терная
    группа. Различные аномалии по-разному
    отражаются на формировании социальных
    связей детей, на их познавательных
    возможностях.
    В зависимости от характера нарушения
    одни дефекты
    могут полностью преодолеваться в
    процессе разви­тия
    ребенка, другие лишь коррегироваться,
    а некоторые только компенсироваться.
    Сложность и характер нарушения
    нормаль­ного
    развития ребенка определяют различные
    формы психолого-педагогической
    работы с ним.

    В
    основе отклонений в развитии лежат, в
    одних случаях, ор­ганические или
    грубые функциональные нарушения
    централь­ной
    нервной системы, в других — периферические
    поражения отдельного
    или нескольких анализаторов. Значимыми
    явля­ются
    и неблагоприятные семейные формы
    воспитания ребенка, которые
    могут привести к «педагогической
    запущенности». Причины,
    приводящие к возникновению детских
    аномалий,

    подразделяются
    на врожденные и приобретенные (подробно
    они будут
    рассмотрены ниже). Подчиняясь в целом
    общим законо­мерностям психического
    развития ребенка, развитие аномаль­ного
    имеет и ряд собственных закономерностей,
    в определении которых
    важную роль сыграли исследования
    отечественных дефектологов,
    особенно Л. С. Выготского. Им была
    выдвинута идея о сложной структуре
    аномального развития ребенка, согласно
    ко­торой
    наличие дефекта какого-то одного
    анализатора или интел­лектуального
    дефекта не вызывает выпадения одной
    функции, а приводит
    к целому ряду отклонений, в результате
    чего возникает целостная
    картина своеобразного атипичного
    развития. Слож­ность
    структуры аномального развития
    заключается в наличии первичного
    дефекта, вызванного биологическим
    фактором, и вторичных
    нарушений, возникающих под влиянием
    первичного дефекта
    в ходе последующего аномального развития.

    Так,
    при нарушении слухового восприятия,
    возникшего в ре­зультате
    повреждения слухового аппарата и
    являющегося пер­вичным
    дефектом, появление глухоты не
    ограничивается выпа­дением
    функции слухового восприятия. Слуховой
    анализатор играет
    исключительную роль в развитии речи. И
    если глухота возникла
    до периода овладения речью, то как
    следствие насту­пает немота — вторичный
    дефект. Такой ребенок сможет овла­деть
    речью только в условиях специального
    обучения с исполь­зованием сохранных
    анализаторных систем: зрения,
    кинестети­ческих ощущений,
    тактильно-вибрационной чувствительности.
    Интеллектуальная
    недостаточность, возникшая в результате
    первичного
    дефекта — органического поражения
    головного мозга,
    порождает вторичное нарушение высших
    познаватель­ных
    процессов, проявляющихся в ходе
    социального развития ре­бенка.
    Вторичное недоразвитие психических
    свойств личности умственно
    отсталого ребенка проявляется в
    примитивных реак­циях,
    завышенной самооценке, негативизме,
    недоразвитии воли. Следует
    обратить внимание на взаимодействие
    первичных и
    вторичных дефектов. Не только первичный
    дефект может вы­зывать
    вторичные отклонения, но и вторичные
    симптомы в оп­ределенных условиях
    воздействуют на первичный фактор. Так,
    взаимодействие
    неполноценного слуха и возникших на
    этой ос-

    нове
    речевых последствий является свидетельством
    обратного влияния
    вторичной симптоматики на первичный
    дефект. Ребенок с частичной потерей
    слуха не будет использовать его сохранные
    функции,
    если не развивает устную речь. Только
    при условии ин­тенсивных
    занятий устной речью, т. е. преодоления
    вторичного дефекта речевого недоразвития,
    оптимально используются воз­можности
    остаточного слуха. Необходимо широко
    использовать психолого-педагогическое
    воздействие на вторичные отклонения
    аномального
    ребенка, так как они в значительной
    степени до­ступны коррекционному
    воздействию, поскольку их возникно­вение
    связано с действием главным образом
    средовых факторов развития психики.
    Органический дефект ведет к невозможности
    или
    крайней трудности усвоения ребенком
    культуры, а ведь лишь на базе такого
    усвоения могут сформироваться высшие
    психичес­кие
    функции человека, его сознание, его
    личность. Л. С. Выготс­кий
    писал, что «недостаток глаза или уха
    означает поэтому прежде всего
    выпадение серьезнейших социальных
    функций, перерожде­ние
    общественных связей, смещение всех
    систем поведения»1.

    Важной
    закономерностью аномального развития
    является соотношение
    первичного дефекта и вторичных нарушений.
    «Чем дальше
    отстоит симптом от первопричины,— пишет
    Л. С. Вы­готский,
    — тем он более поддается воспитательному
    лечебному воздействию.
    Получается, на первый взгляд, парадоксальное
    положение: недоразвитие высших
    психологических функций и высших
    характерологических образований,
    являющееся вторич­ным
    осложнением при олигофрении и психопатии,
    на деле ока­зывается менее устойчивым,
    более поддающимся воздействию, чем
    недоразвитие низших, или элементарных,
    процессов, непос­редственно
    обусловленное самим дефектом. То, что
    возникло в процессе развития ребенка
    как вторичное образование, принци­пиально
    говоря, может быть профилактически
    предупреждено или
    лечебно-педагогически устранено»2.

    Согласно
    этому положению Л. С. Выготского, чем
    дальше разведены
    между собой первопричины (первичный
    дефект био­логического
    происхождения) и вторичный симптом
    (наруше-

    1Выготский
    Л.С.
    Собр. соч.:
    В
    6 т. М., 1983. Т 5. С. 63.

    Читайте также:  Мадоу центра развития ребенка детский сад 134

    ‘ Там же. С. 291.

    ние
    в развитии психических процессов), тем
    больше возмож­ностей
    открывается для коррекции и компенсации
    последнего с
    помощью рациональной системы обучения
    и воспитания.

    Например,
    в речевом развитии глухого ребенка
    труднее всего
    исправить недостатки произношения
    звуков и слов, ибо неправильность устной
    речи, с точки зрения ее произноси­тельной
    стороны в данном случае, зависит от
    невозможностей говорящего
    полностью обеспечить слуховой контроль
    за собс­твенной речью. Вместе с тем
    другие стороны речи (словарный запас,
    грамматический строй, семантика), имеющие
    опосредо­ванную
    связь с первичным дефектом, в условиях
    специального обучения
    коррегируются в большей степени за счет
    активного использования письменной
    речи.

    В
    процессе аномального развития проявляются
    не только негативные
    стороны, но и положительные возможности
    ре­бенка.
    Они являются способом приспособления
    личности ре­бенка
    к определенному вторичному дефекту
    развития.

    Источником
    приспособления аномальных детей являются
    сохранные
    функции. Функции нарушенного анализатора
    заме­няются интенсивным использованием
    сохранных.

    На
    развитие аномального ребенка оказывают
    существенное влияние
    степень
    и качество первичного дефекта.
    Вторичные
    отклонения
    в зависимости от степени нарушения
    имеют раз­ный уровень выраженности,
    т. е. существует прямая зависи­мость
    количественного и качественного,
    своеобразия вторич­ных
    нарушений развития аномального ребенка
    от степени и качества
    первичного дефекта.

    Своеобразие
    ребенка с нарушенным развитием зависит
    также
    и от
    времени возникновения первичного
    дефекта.
    На­пример,
    характер аномального развития детей с
    врожденным или
    рано приобретенным умственным
    недоразвитием отлича­ется
    от развития детей с распавшимися
    психическими функци­ями
    на более поздних этапах жизни. Возникновение
    умствен­ной отсталости в период, когда
    психика ребенка уже достигла определенного
    уровня развития, дает иную, отличную
    струк­туру этого дефекта и специфику
    аномального развития.

    В
    коррекционной педагогике выделяются
    основные 10 катего­рии
    детей с отклонениями в развитии. К их
    числу относятся дети:

    • с
      нарушениями одного из анализаторов: с
      полной (то­тальной)
      или частичной (парциальной) потерей
      слуха или зрения,
      неслышащие (глухие), слабослышащие или,
      как их раньше
      назвали, тугоухие;

    • незрячие (слепые),
      слабовидящие;

    • со специфическими
      речевыми отклонениями (алалия, об­щее
      недоразвитие речи, заикание);

    • с
      нарушениями опорно-двигательного
      аппарата (цереб­ральный паралич,
      последствия травм позвоночника или
      перенесенного
      полиомиелита);

    • умственно
      отсталые и с различной степенью
      выражен­ности
      задержки психического развития (разные
      формы психического
      недоразвития с преимущественной
      несформированностью
      интеллектуальной деятельности);

    Ф
    со сложными нарушениями (незрячие
    умственно отста­лые;
    слепоглухие, слепоглухие с умственной
    отсталостью, слепые
    с нарушениями речи и др.);

    Ф
    аутичные (активно избегающие общения
    с окружающими людьми).

    У всех детей с
    отклонениями в развитии наблюдаются:

    а) ряд
    достаточно резко выраженных специфических
    для каждой
    группы особенностей, не свойственных
    нормально раз­вивающимся
    детям, т.е. нарушения системы психической
    де­ятельности.
    Например: грубое нарушение пространственной
    ориентировки
    и координации движений у незрячих
    (слепых)
    детей, ущербность моторики у
    детей с нарушениями опорнодвигательного
    аппарата, да и многое другое, что
    препятствует успешной
    адаптации детей в окружающей их социальной
    среде;

    б) своеобразие
    и трудности в овладении родной речью,
    ко­торые
    особенно очевидны у детей с пониженным
    слухом и спе­цифическими
    речевыми нарушениями;

    в) отклонения
    в приеме, переработке и использовании
    ин­формации,
    поступающей из окружающей среды. Так
    умственно отсталые
    дети, рассматривая предмет, выделяют в
    нем немногие части
    и свойства, далеко не всегда осмысливают
    их значение.

    К
    числу основных задач1,
    решаемых коррекционной педаго­гикой,
    относятся следующие:

    • комплексное
      психолого-педагогическое и
      клинико-физиологическое
      изучение основных закономерностей
      физического
      и психического развития детей,
      отклоняю­щихся
      от нормы;

    • определение
      качественного своеобразия структуры
      их нарушений;

    »
    разработка психолого-педагогических
    классификаций различных
    категорий детей с нарушенным развитием;
    обоснование
    дифференцированного и индивидуального
    подхода
    при их воспитании, обучении и коррекции
    недо­статков
    их познавательной деятельности и
    личности;

    * обоснование
    принципов организации системы
    разнооб­разных
    специальных учреждений, создающих
    оптималь­ные условия для воспитания
    и обучения отклоняющихся в развитии
    детей;

    • установление
      закономерностей коррекционного
      учебно-воспитательного
      процесса, осуществляемого в специаль­ных
      детских садах и школах, а также при
      индивидуаль­ном
      обучении. Определение целей, задач,
      содержания, принципов
      и методов воспитания, обучения, трудовой
      и социальной
      подготовки различных категорий детей
      с на­ рушением
      развития;

    • разработка
      специальных технических средств,
      помогаю­щих
      детям с отклонениями в развитии более
      успешно и в разных аспектах познавать
      окружающую их действительность,
      устанавливать контакты с другими детьми
      и взрослыми;

    • определение
      путей и средств профилактики возникнове­ния
      нарушений развития у детей;

    • нахождение
      путей, позволяющих улучшить, сделать
      более комфортной
      жизнь лиц, имеющих отклонения в разви­тии,
      в социальной среде — в семье, в учебных
      и трудовых коллективах.

    1Петрова
    В.Г., Белякова И.В.
    Кто
    они, дети с отклонениями в развитии. 2-е
    изд.
    М.:
    Флинта,
    2000.

    Читайте также:  Должностные инструкции центра развития ребенка

    Основные
    положения коррекционной педагогики
    строятся на базе теоретических обобщений
    фактических материалов, полученных
    путем экспериментальных исследований
    и целе­направленных
    систематических наблюдений за
    отклоняющи­мися
    в развитии и нормально развивающимися
    детьми раз­личных
    возрастов. Эта работа осуществляется
    в клиническом, физиологическом,
    нейрофизиологическом, психологическом
    и педагогическом направлениях.

    Процесс
    обучения аномальных детей опирается
    не только на сформировавшиеся
    функции, но и на формирующиеся. Задача
    обучения — постепенно и последовательно
    переводить зону ближайшего
    развития в зону актуального развития.
    Коррек­ция
    и компенсация аномального развития
    ребенка возможны только при постоянном
    расширении зоны ближайшего разви­тия,
    помня, что «принцип и психологический
    механизм воспи­тания
    здесь те же, что и у нормального ребенка»1.

    Источник

    Число детей с нарушениями в развитии неуклонно растет. В настоящее время примерно 4,5% от общего числа детей, проживающих в России, относится к лицам с ограниченными возможностями. Тому есть ряд причин: дестабилизация отдельных семей и общества в целом, в ряде случаев отсутствие нормальных условий для будущих матерей и их детей. Из десяти младенцев лишь у двух показатели физического и психического здоровья соответствуют норме.

    Категории детей с нарушениями в развитии

    Методы коррекции нарушений развития у детейУ детей с нарушениями развития происходит отклонение от нормы психических функций вследствие врожденных или приобретенных поражений опорно-двигательного аппарата, органов речи, слуха и зрения или из-за недостаточности центральной нервной системы.

    Существует несколько категорий детей с такими нарушениями развития:

    • С нарушениями зрения;
    • С нарушениями слуха;
    • С нарушениями речи;
    • С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    • С нарушениями поведения;
    • С нарушениями эмоционально-волевой сферы;
    • Умственно отсталые дети;
    • С задержкой психического развития;
    • С комплексными нарушениями развития.

    Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными. Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни. К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним.

    Любые отклонения, особенно у детей с комплексными нарушениями развития, требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.

    Профилактика нарушений развития у детей

    Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей разного возраста играет комплексная система мер профилактики. Регулярные консультации и осмотры у педиатра стоят на первом месте. На втором – внимательность самих родителей, которые обязаны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания.

    Педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи могут определить состояние психического развития ребенка. Точный диагноз и категорию нарушения устанавливают благодаря диагностическим обследованиям. Профилактика нарушений развития заключается в использовании специальных медицинских, социальных, психологических и педагогических методик проверки ребенка.

    Чтобы психическое развитие малыша протекало правильно и без отклонений, родители должны использовать положительное коррекционное пространство, в котором ребенок сможет развивать логику, мышление, обучаться и приобретать новые навыки.

    Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности.Способы профилактики нарушений развития у детей

    Итак, эффективная профилактика включает:

    • Отсутствие физических и психических травм у мамы во время беременности;
    • Благоприятную среду для развития малыша;
    • Отсутствие конфликтов в семье.

    Коррекция нарушений психического развития

    В коррекции нарушений развития у детей принимают участие специалисты разного профиля: неврологи, педиатры, психологи, логопеды, психиатры и дефектологи. От взаимодействия этих специалистов, а также от методов, выбранных ими, зависит эффективность лечения детей с нарушениями в психическом развитии. Перед выбором конкретной методики доктор диагностирует причину нарушения развития и его тип.

    Медикаментозное лечение основывается на иммуностимулирующих, противовоспалительных, противосудорожных, ноотропных и сосудистых средствах. Дополнительно могут применяться витамины.

    Детям с комплексными нарушениями развития назначают следующие виды реабилитации: сенсорные упражнения, коррекция психологического характера, коррекция логопедического типа, упражнения на релаксацию, лечебная гимнастика и физкультура, физиотерапия.

    Одним из важных этапов коррекции нарушений развития является индивидуальная учебная программа для ребенка. Она разрабатывается педагогами и психологами и основывается на художественных, хореографических и музыкальных занятиях. Также в ней присутствуют особые интеллектуальные упражнения.

    Для полноценной и эффективной коррекции нарушений психического развития необходимо сочетать все аспекты лечения — лекарственные препараты, реабилитацию и индивидуальные учебные программы.

    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

    Источник