Понятие первичного и вторичного дефекта в развитии ребенка

Понятие первичного и вторичного дефекта в развитии ребенка thumbnail

Определение 1

Первичные дефекты развития – это нарушения, которые вытекают непосредственно из биологического характера болезни (нарушение слуха, зрения, органов чувств и т.д.).

Определение 2

Вторичные дефекты развития – это дефекты, которые возникают опосредованно, во время аномального социального развития ребенка.

Понятие дефекта развития

Все дети, имеющие различные отклонения в развитии имеют психические или физические недостатки, которые со временем приводят к отклонениям и в общем развитии. В зависимости от того каков характер дефекта, времени его наступления, некоторые недостатки могут быть преодолены полностью, некоторые лишь корректироваться, а некоторые частично компенсироваться.

Дефект развития – это психический или физический недостаток, который вызывает нарушение нормального развития ребенка, но при этом не всегда характеризуется только лишь отрицательными признаками.

Таким образом, дефект не отрицает положительных тенденций в развитии ребенка имеющего разного рода аномалии. Наличие положительных тенденций в развитии ребенка во многом зависят от окружающей его среды, уровня воспитания и обучения.

Л. С. Выготский ввел понятие о первичных и вторичных дефектах развития. Согласно его исследованиям, первичные дефекты развития обусловлены различными органическими поражениями или недоразвития определенной биологической системы организма, в то время как вторичные дефекты развития носят характер нарушений социального поведения и психического недоразвития, которые вытекают непосредственного из первичного дефекта и обусловлены им.

Первичные дефекты развития

Первичные дефекты развития имеют биологическую природу повреждения систем или отдельных органов, например, к первичным дефектам развития относятся нарушения слухового анализатора, локальные нарушения различных отделов ЦНС, нарушение зрительного анализатора и т.п.

Указанные нарушения могут быть как приобретенными, так и врожденными. Для возникновения врожденных нарушений большое значение имеют наследственные факторы, ряд вредных воздействий на плод в процессе беременности (травма, интоксикация, инфекция), а также травмы в родах. Приобретенные нарушения обусловлены перенесенными ребенком инфекциями, травами и т.п.

Большое значение для детей, имеющих отклонения в развитии, имеет качество и степень первичного дефекта.

Коррекция первичных нарушений производится посредством использования методов и средств медицины. Важное значение в коррекционной работе, имеют последние достижения в области медицины и развития медицинской техники, например, слуховые аппараты, имплантаты, очки, линзы и т.д.

Кроме того, в настоящее время большие надежды в коррекции и полном преодолении первичных нарушений развития детей связаны с развитием генной инженерии и иммунологии.

Вторичные дефекты развития

Вторичные отклонения развития являются производными от первичных дефектов развития. Взаимосвязь первичных и вторичных дефектов не имеет однозначной органической природы, она не столь безусловна, как это ранее было представлено исследователями в области детской дефектологии.

Вторичные дефекты развития имеют специфический характер, который выражается в психическом недоразвитии и нарушении социального поведения, вытекающий непосредственно из первичного дефекта и обусловленный им. В данном случае первичный дефект имеет характер недоразвития.

Вторичный дефект развития – это одной из основных объектов исследований в области детской психологии и психолого-педагогической коррекции аномальных развитий детей.

Чаще всего вторично не развиваются или недоразвиваются те функции, которые находятся в непосредственной взаимосвязи с зоной подвергшейся поражению, например, недоразвитость понимания устной речи у детей, имеющих нарушения слуха.

Таким образом, вторичные нарушения возникают у ребенка тогда, когда первичные дефекты приводят к «выпадению» ребенка из социальной среды.

По мнению Л. С. Выготского, данные «выпадения» можно предотвратить, если ребенку будет обеспечен необходимый уход, в соответствии с его потребностями и учетом имеющихся нарушений. Так же это достигается посредством обеспечения ребенку с отклонениями необходимого доступа к источнику культуры, общения, развитию и т. п.

Так как вторичные дефекты развития не имеют прямой органической природы, то они не требуют и специальной коррекции посредством медицинских приемов и способов. Предупреждение и коррекция вторичных дефектов развития осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики и психологии.

Механизм возникновения вторичных дефектов развития:

  1. Вторичные дефекты функций организма находятся во взаимосвязи с непосредственно поврежденными органами или системами, например, нарушение развития устной речи у детей, имеющих проблемы со слухом, в результате конструктивного праксиса или ДЦП.

  2. Вторичные дефекты характерны для тех функций организма, которые в процессе повреждения находятся в сенситивном периоде развития. В результате чего разные нарушения могут приводить к различным дефектам, например, вдошкольном возрасте сенситивный период развития проходит произвольная моторика ребенка. При некоторых перенесенных инфекционных заболеваниях в это время (менингит), может отмечаться задержка формирования данной функции. Проявляется это в двигательной расторможенности.

  3. Одним из важнейших факторов возникновения вторичных дефектов развития является социальная депривация.

    Определение 3

    Социальная депривация – это невозможность полноценного общения со сверстниками и взрослыми, в результате чего происходит торможение в в развитии функций восприятия и памяти.

    Например, в результате олигофрении происходит недоразвитие мышления, что способствует вторичному недоразвитию потенциально более сохранного праксиса.

Источник

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития было введено Л.С. Выготским. Первичные дефектывозникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичые– имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем менее нарушение связано с биологической основой, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции. Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине дизонтогении.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т.е. направление вторичного недоразвития «снизу вверх», то в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или ее отсутствия вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз».

На личностном уровне компенсациявыступает в качестве одного из защитных механизмов, заключающихся в интенсивном поиске приемлемой замены реальной или мнимой несостоятельности. Наиболее зрелым защитным механизмом является сублимация(лат. sublime – «наверх», «вверх»). В результате «запуска» данного механизма происходит переключение энергии с неудовлетворенных желаний (особенно сексуальных и агрессивных) на социально одобряемую активность, приносящую удовлетворение.

УЧЕНИЕ О КОМПЕНСАЦИИ

Компенсация – возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С.Выготским.

Первичные дефектывозникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов.

Вторичные – имеют характер психического недоразвития и нарушения социального поведения, непосредственно не вытекающего из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.).

• На начальном этапе основным препятствием обучения и воспитания является органический дефект (патогенное влияние идет снизу вверх).

• Затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности (патогенное влияние идет сверху вниз).

• Дефект есть в большинстве своем факт биологический, но ребенок воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, в занятии соответствующей социальной позиции, в установлении отношений с окружающими и т.п.

• Влияние дефекта двойственно и противоречиво: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой – служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток – «минус дефекта превращается в плюс компенсации».

• Компенсация повреждения каких-либо психических функций возможна только непрямым путем, т.е. за счет создания «обходного пути».

• Например, невозможность овладения слепыми оптической системы знаков, лежащей в основе письменной речи, компенсируется осязательным каналом, что делает возможным развитие письменной речи на основе осязательной азбуки (шрифты Брайля).

• Если слепой или глухой ребенок достиг в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом и средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка.

• Ключ к своеобразию дает закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации.

У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум) — врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией патологии головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации[1]. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.

Дата добавления: 2015-06-26; просмотров: 4956; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9496 — | 7525 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›Презентация на тему «Первичный и вторичный дефект отклоняющегося развития»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Первичный и вторичный дефект отклоняющегося развития

Описание слайда:

Первичный и вторичный дефект отклоняющегося развития

2 слайд

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают перви

Описание слайда:

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.

3 слайд

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты

Описание слайда:

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут выть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п. В основе понятия «дефект» лежит латинское слово «defectus» — «недостаток». Каждый дефект имеет свою структуру.

4 слайд

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль

Описание слайда:

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.

5 слайд

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиче

Описание слайда:

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личностном развитии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

6 слайд

 К группе вторичных дефектов относится вся совокупность отклонений, проявляю

Описание слайда:

 К группе вторичных дефектов относится вся совокупность отклонений, проявляющихся на основе первичного. То есть вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития. Чаще всего отклонения данной группы развиваются при отсутствии оказания помощи и коррекции первичного дефекта.

7 слайд

Преодоление первичных дефектов возможно при условии грамотного медицинского

Описание слайда:

Преодоление первичных дефектов возможно при условии грамотного медицинского воздействия, когда как устранение вто­ричных отклонений происходит при коррекционно-педагогическом воздействии. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей: изменением иерархических отношений между первичным и вторичным дефектом.

8 слайд

ТЕОРИИ КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТА Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возм

Описание слайда:

ТЕОРИИ КОМПЕНСАЦИИ ДЕФЕКТА Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестрой­ки частично нарушенных функций, т. е. в процессе ком­пенсации утраченных или поврежденных функций впол­не возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участ­вовали в осуществлении других функций. Специа­листы выделяют два типа компенсации дефекта. 1.Компенсация дефекта происходит на внутри­системном уровне и осуществляется за счет привлече­ния сохранных элементов пострадавших структур. 2.Компенсация происходит на межсистемном уровне и осуществляется за счет перестройки систем и включения в работу совершенно других структур.

9 слайд

Дети с нарушением слуха Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря с

Описание слайда:

Дети с нарушением слуха Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря слуха ─ может проявляться как тотальный. Степень нарушения может быть значительной (утрата слуха свыше 80 Дб). Дефект считается частичным, когда потеря слуха ограничена диапазоном до 94 Дб (10 ─ пересмотр МКБ).

10 слайд

Вторичный дефект при потери слуха является недоразвитие речи. Наследственное

Описание слайда:

Вторичный дефект при потери слуха является недоразвитие речи. Наследственное, врожденное или рано приобретенное поражение слуховой функции препятствует самостоятельному развитию словесной речи на основе сопоставления и подражания.

11 слайд

Вторичный дефект в свою очередь вызывает особенности познавательной деятельн

Описание слайда:

Вторичный дефект в свою очередь вызывает особенности познавательной деятельности, своеобразие формирования эмоционально-волевой сферы и индивидуально-личностные особенности ребенка. Когда слух отсутствует или нарушения его глубоки и в связи с этим речь неразвита, у ребенка спонтанно начнут формироваться такие элементарные психические процессы, как восприятие, наглядное мышление, образная память. Однако при этом будет наблюдаться своеобразие функционирования. Логическая память, словесно-логическое мышление, воображение испытают наибольший ущерб от дефекта.

12 слайд

Мышление рано оглохшего ребенка на раннем этапе развития своеобразное. Мысли

Описание слайда:

Мышление рано оглохшего ребенка на раннем этапе развития своеобразное. Мыслительные операции формируются главным образом на основе восприятия и практических действий, наглядного сравнения предметов и явлений. Дети оперируют образами, а не понятиями. Отставание в развитии наглядно-образного мышления легче преодолеть, чем словесно-логического. При значительных остатках слуха и восприятие, и память, и мышление, и воображение развиваются в более благоприятных условиях.

13 слайд

Дети с нарушением зрения Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря

Описание слайда:

Дети с нарушением зрения Первичный дефект ─ врожденное отсутствие или потеря зрения ─ может проявляться как тотальный или частичный. Вторичные дефекты: недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, образного мышления, недостаточная выразительность мимики, своеобразие походки.

14 слайд

Дети с ЗПР Первичные задержки церебрально-органического генеза являются наибо

Описание слайда:

Дети с ЗПР Первичные задержки церебрально-органического генеза являются наиболее распространенными нарушениями развития. В их основе лежат гипоксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания, эндокринопатии и др.), приводящие к негрубому поражению головного мозга, не достигающему четкого органического дефекта. 

15 слайд

Вторичные задержки нервно-психического развития возникают на фоне первично не

Описание слайда:

Вторичные задержки нервно-психического развития возникают на фоне первично неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (например, при пороках сердца), сопровождающихся церебральной недостаточностью в виде минимальной мозговой дисфункции. Обменные нарушения и связанные с ними токсические и гипоксические воздействия при хронических соматических заболеваниях в сочетании с неустойчивостью регуляции гомеостаза особенно в раннем возрасте приводят к поражению нервной системы и приостановке психофизического развития. Отличительным признаком вторичных задержек психического развития является наличие в их структуре аффективных расстройств и замедленного формирования положительных эмоциональных реакций. В этих случаях на фоне низкого эмоционального тонуса наблюдается отставание адекватных форм общения со взрослыми, долго не развивается эмоционально-игровой характер коммуникаций, отсутствуют подражательные жесты, адекватная мимика, задержаны начальные этапы речевого развития. 

16 слайд

Дети с нарушением интеллекта Первичным дефект. Органическое поражение головно

Описание слайда:

Дети с нарушением интеллекта Первичным дефект. Органическое поражение головного мозга. Вторичный дефект – нарушение таких высших психических функций, как словесно-логическое мышление, произвольная память, активное восприятие, нарушения личности (примитивные реакции, завышенная или заниженная самооценка, негативизм, недоразвитие воли, стереотипное, шаблонное, негибкое поведение).

Выберите книгу со скидкой:

Понятие первичного и вторичного дефекта в развитии ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Понятие первичного и вторичного дефекта в развитии ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Понятие первичного и вторичного дефекта в развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Понятие первичного и вторичного дефекта в развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1040958

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник