Понятие о возрастном развитии ребенка в условиях

Понятие о возрастном развитии ребенка в условиях thumbnail

Ирина Любушкина
Особенности развития детей дошкольного возраста

1. Особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства — перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.

Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Ещё одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения.

Переходный период от раннего к младшему возрасту знаменуется кризисом 3-х лет. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное «Я»

-Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

-Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

-Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам

-Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам, может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения, у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.

2. Профессиональные качества воспитателя

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Педагогическая рефлексия.

Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью.

Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Педагог должен быть творческим человеком и обладать такими качествами, как креативность (оригинальность, четкость, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность

Таким образом, основными профессионально-значимыми качествами являются:

— педагогический такт,

— педагогический оптимизм,

— креативность,

— самореализация,

— педагогический долг и ответственность,

— эмпатия.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей

широкая эрудиция

педагогическая интуиция

высокий уровень интеллекта

высокоразвитая нравственная культура.

3. Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа.

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

4. Работа педагога с родителями

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

На что надо опираться в работе с родителями:

1. Использование навыков положительного общения.

1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем и даем советы.

2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка:

используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.

даем родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.

своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей.

сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.

помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;

Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.

Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей, талантов детей.

Формы работы с семьей.

Групповые родительские собрания.

Разнообразные формы организации таких мероприятий:

«Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом.

Консультации для родителей. Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям. Какие консультации интересуют родителей, можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.

Анкетирование родителей, одна из форм работы с родителями. Родители бывают разные: говорливые, молчуны, спокойные, невыдержанные, скромные, застенчивые и т. д. Не все могут поделиться с воспитателем о своей семье, о своем ребенке, трудностях и сложностях воспитания, успехах. Вот поэтому и необходимо анкетирование, чтобы знать мнение родителей, что им нравиться, а над чем надо поработать, что-то исправить.

Открытые занятия с детьми.

Посещение на дому.

Источник

Возраст
— период развития человека, который
характеризуется совокупностью
закономерностей формирования организма
и личности.

Паспортный
возраст

хронологический возраст человека с
момента рождения и до конца жизни.

Биологический
возраст

отражает биологическую эволюцию
человека.

Психологическая
характеристика возраста

— ступень психического развития человека
как индивида и как личности.

Возраст культурного
развития

показатель овладения культурными
правилами и нормами поведения относительно
хронологического возраста.

Социальная
характеристика возраста

— степень его социальной зрелости.

Возрастная
периодизация

— периодизация этапов в жизни человека
и определения возрастных
границ этих этапов, принятая в обществе
система возрастной стратификации.
Между этими периодами нет четко очерченных
границ, и они в значительной мере условны,
все же установление примерных границ
этих периодов на основе объективных
критериев — очень важная задача.

Каждый
возрастной период характеризуется
специфической для него социальной
ситуацией развития

– это сочетание внутренних процессов
и внешних условий писхического развития
индивида, типичного для определённого
возрастного периода. Она выражается
через:

  • Социальный
    статус – положение в обществе;

  • Систему
    взаимоотношений с другими людьми
    (взрослыми, ровесниками и т.д.);

  • Адаптацию
    к новым социальным условиям (д/с, школа,
    ВУЗ и т.д.)

В кадом
возрастном периоде из множества
деятельностей
есть ведущая

деятельность,
которая обеспечивает решение психических
противоречий и формирования психических
новообразований. Выделяют следующие
виды ведущей деятельности:

Младенчество
–непосредственное эмоциональное
общение.

Раннее детство
– предметная
д-ть.

Дошкольный
возраст – игра.

Младший школьный
возраст –
учебная деятельность.

Подростковый
возраст –
интимно-личностная,
общественно-полезная.

Юношество
–учебно-профессиональное, поиск смысла
жизни, личностное самоопределение.

В
результате каждого вида ведущей
деятельности формируются психические
новообразования

это
результат психического развития индивида
в определённом возрастном периоде.

Именно новообразования составляют суть
каждого возрастного периода, с их
появлением заканчивается один период
и появляется другой.

Существует много
периодизаций возрастного развития.
Детальность проработки периодизаций
неодинакова для разных возрастов;
периодизации детства и юности, как
правило, привлекали больше внимания
психологов, чем периодизация зрелости.

Л.
С. Выготский
выделял следующие периоды:

  • кризис новорожденности
    (до 2 мес.)

  • младенческий
    возраст (до 1 года)

  • кризис 1 года

  • раннее детство
    (1-3 года)

  • кризис 3 лет

  • дошкольный возраст
    (3-7 лет)

  • кризис 7 лет

  • школьный возраст
    (7-13 лет)

  • кризис 13 лет

  • пубертатный
    возраст (13-17 лет)

  • кризис 17 лет

Периодизация Д.
Б. Эльконина,
являющаяся интеграцией концепций Л.
С. Выготского
и А.
Н. Леонтьева,
выделяет следующие периоды:

  • Раннее детство

    • Младенчество
      (0—1 год)

    • Ранний возраст
      (1—3 года)

  • Детство

    • Дошкольный возраст
      (3—7 лет)

    • Младший школьный
      возраст (7—11/12 лет)

  • Отрочество

    • Подростковый
      возраст (11/12—15 лет)

    • Ранняя юность
      (от 15 лет)

Понятие критических
периодов
в
психологию введено Л.С.Выготским, который
различал периоды спокойного развития
лизисы»)
и периоды переломного, критического
развития («кризисы«).

Он писал, что
«развитие здесь, в отличие от устойчивых
периодов, совершает скорее разрушительную,
чем созидательную работу», и понимал
критические периоды как «поворотные
пункты в детском развитии», как
периоды, когда «развитие приобретает
бурный, стремительный, иногда
катастрофический характер».

Но вместе с тем
Выготский подчеркивал и позитивные
тенденции развития в период возрастных
перестроек. В зависимости от преобладания
позитивной или негативной симптоматики
различным будет и характер переходного
периода: он
может быть бурным или постепенным. В
конце каждого переходного периода
формировались новые свойства и качества,
которых не было в предыдущем возрасте
(психологические новообразования).

Л.С. Выготский
выделял в качестве критических периодов
детства период
новорожденности
,
возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет и
подростковый период.

Некоторые исследователи выделяют также
критические периоды взрослости .

В физиологии
критические периоды получили название
возрастных кризисов. Возрастные кризисы
характеризуются как «реакции организма
человека на перестройку физиологических
процессов в различные возрастные
периоды».

Кризис
новорожденности
.
знакомство
с другим, страшным и неизвестным миром,
происходит через преодоление жутких
препятствий -процесса рождения.

Кризис 1 года

прямохождение, развитие р
ечи
– это главные новообразования возраста,
длится около месяца.

Кризис 3 лет.
1)реб-к
становится более настойчивым и свободным
в движениях и поэтому устанавливает
более широкий радиус целей; 2)его чувство
языка становится настолько совершенным,
что он начинает задавать бесконечные
вопросы обо всем, часто не получая
вразумительного ответа, что способствует
неправильному толкованию понятий;3)речь
и развивающаяся моторика позволяют
распространить свое воображение на
огромное колич. ролей, что пугает его
самого.

Симптомы:негативизм(отказ
подчиняться требованиям взрослых),
упрямство(требование,
чтобы с ней считались; настаивание на
своих решениях), строптивость
(протест
против порядков, существующих в доме),
своеволие
(сам хочет
что-то делать, эмансипация от взрослого).
Гл новообразование «Я
сам
» —
появляется фундамент личности.

Кризис
7 лет
.
Становление произвольности, конкретных
ситуаций. Готовность к школе. У
ребёнка возникает эмоционально-смысловая
основа поступка. Особенности
повед
:«манерничанье»
(играет придуманные самим роли, становится
скрытным), симптом
«горькой конфеты»(обусловлен
желанием скрыть внутреннее (порой и
физич) ощущение боли и страха; замыкается
в себе, становится неуправляемым). Кризис
требует нового содержания отношений,
в том числе с близкими. Ребенок стремится
осуществлять обязательную и общественно
полезную деят-ть.Выражается в стремлении
пойти в школу.

Кризис
подросткового возраста
.Особенность-личностная
нестабильность.
Период отчаянных попыток «пройти ч/з
все».Легкомысленное отношен к порокам,
в результате —
приобщение
к алкого­лю, нарк, перевод их из
источника любопытства в потребности.

Отроческий
кр-с
связан
с ду­ховным ростом и изменением психич.
статуса. Хоть и происходит объективное
изменение соц.положения (новые отношения
с близкими, сверстниками, учителями),
но он
начинает
размышлять о внутр. мире и часто
возникает
глубокая неудовлетворенность собой.
Неудовл-ть может быть столь сильной,
что появляются навязчивые состояния:
угнетающие мысли о себе, сомнения,
страхи. Задача близких и психологов —
включить­ся в его проблемы и постараться
облегчить жизнь в этот период.

Кр-с
17лет.
Стрессовый
период, определяется професс-я деят-ть.
Для тяжело переживающих кризис характерны
высокая
тревожность, страхи,
которые
могут привести к невротич реакциям,
головным болям, обострению хронич-х
заболев. Помогают: уверенность в себе,
чувство компетентности, поддержка
семьи.

Кризис
среднего возр
.По
числу суицидов близок к подростковому.Переоценка
ценностей, критич. пересмотр своего
«Я». Обнаруживает, что многое не изменить
в жизни, в себе: семью, образ жизни,
профессию. Для мужчин характерны разводы,
смена работы или изменение образа жизни,
покупка дорогих вещей (автомобили).У
женщин меняются приоритеты, установленные
в начале ранней взрослости (ориентированные
на замужество и детей, меняют их на
профессиональные и наоборот).

Кризис
старости
.3
подкризиса
.
1) переоценка своего «Я» помимо
профессиональной роли, которая у многих
до ухода на пенсию остается главной. 2)
осознание факта ухудшения здоровья и
старения тела, выработка необходимого
равнодушия к этому. 3) исчезновение
самоозабоченности, спокойное принятие
мысли о смерти.

Сензитивные
периоды в развитии —
периоды особой
восприимчивости

детей к тем или иным способам, видам
деят-ти (легкой обучаемости им),
т.е. это период максимальных возможностей
для формирования свойств психики. Длятся
определенное время и проходят безвозвратно
— независимо от того, удалось ли полностью
воспользоваться их условиями для
развития каких-либо своих способностей.

Понятие сензитивных
периодов развития ребёнка ввёл Выготский.
Он считал, что на каждом возрастном
этапе необходимо уделять внимание
конкретной области. Н-р, на первом году
жизни малыш познаёт мир, используя
слуховые и тактильные ощущения. Имеено
в этот период важным становится
формирование сенсорной области. Ранне
детство от 1года до 3 является сензитивным
периодом равития речевых способностей.
Возраст от 1,5 до 2,5 лет считается
благоприятным для развития мелкой
моторики пальчиков и руки т.д.

Сенз.
период развит. движений и действий
от
1 до 4лет
,
очень важен для общ.развития. Благодаря
движению и сопровождающей усиленной
вентиляции легкихпроисходит насыщен.крови
кислородом, достаточное для снабжения
им клеток мозга, которые участвуют в
развитии всех психич. функций. Все
воспит-е приемы и методы (включая
классно-урочную), ограничивающие свободу
движений в этом возрасте —преступление
против его естественного развития
.

Сенз. период
развития соц. навыков
:
2,5-6лет.
Начинает
активно интересоваться формами вежливого
поведения. Овладение невежливыми
способами происходит само (надписи на
заборах, курильщики и т.п.)Подражает
тому, что видел дома, на улице, и
воспроизводит это бессознательно в
поведении.

Т.о.,каждый возраст
представляет собой качественно особый
этап психического развития и характеризуется
множеством изменений, составляющее в
совокупности своеобразие личности
ребенка на данном этапе его разв-я.

Вопр. 24. Готовность
дошкольника к обучению в школе
(интеллектуальная, эмоциональная,
социальная). Социально-педагогические,
психологические и физиологические
критерии готовности личности ребенка
к школьному обучению. Понятие «зона
ближайшего развития» и ее роль в освоении
учебной программы.

Проблема готовности к обучению становится
особенно острой в связи с тем, что имеется
выбор сроков, когда отправлять ребенка
в школу, и выбор типа школы, класса и
характера образовательных услуг, какие
будут ему по силам. Преждевременное
включение в школьную жизнь затрудняет
адаптацию ребенка к новым условиям и
может вызвать нарушения в личностном
развитии: неуверенность, тревожность,
потерю интереса к учебе, стремление к
избеганию неудач вместо усилий к
достижению успеха и т. д. Однако запоздалое
начало школьной жизни также опасно
потерей интереса к учебе (Ш. А. Амонашвили).

Готовность к обучению
включает как физиологические компоненты
— школьную зрелость, так и психологические
составляющие. В школе ребенку приходится
длительно выдерживать статическую позу
при сидении, выполнять напряженную
умственную работу; многие учебные
действия, особенно письмо, требуют
координированных движений пальцев и
кисти, в то время как у ребенка развита
в основном крупная моторика. Легче
приспосабливаются к школьным условиям
дети физически крепкие, с достаточно
развитыми физиологическими системами.

Кора головного мозга достигает уровня
физиологической зрелости у большинства
детей не к 6, а к 6,5 годам, детей моложе
6,5 лет отсылать в школу не рекомендуется.
Дети воспринимают строгого учителя с
повышенной тревожностью, что вызывает
у них болезненные явления (боли в животе,
ночной энурез). Причем болезненные
симптомы могут наблюдаться даже у хорошо
подготовленных шестилеток, которыми
учителя довольны.

Психологическую готовность
к обучению разделяют
на общую и специфическую.

Специфическая готовность
включает учебные навыки, необходимые
для первоначальных школьных успехов:
умение читать, писать, считать. Однако
для устойчивых школьных успехов важнее
общая готовность
ребенка к обучению.

В ее составе выделяют три
компонента: социальную готовность,
интеллектуальную и личностную
.

Социальная готовность к школевыражается в том, что ребенок усваивает
внутреннюю позицию школьника. Ему
перестают нравиться детские виды
деятельности, возникает потребность в
таких делах, которые были бы ценными,
значимыми в глазах взрослых. Таким
важным делом является школа. Нормально
развитый ребенок хочет ходить в школу,
выполнять задания, получать отметки.

При этом меняется отношение
к взрослым, ребенок ждет оценку
правильности своих действий. Если
действие не было успешным, результативным,
его уже не радует и похвала. (Феномен
«горькой конфеты» — А. Н. Леонтьев).
При этом круг людей, чья оценка важна и
значима, существенно расширяется.
Ребенок твердо намерен в школе все
делать правильно и получать пятерки.

Социальная зрелость
выражается и в определенной эрудиции
ребенка: он должен знать полное имя и
место работы родителей, их профессию,
свой домашний адрес и т. д.

Интеллектуальная готовностьк
обучению представлена как достаточный
уровень развития познавательных
процессов и усвоения элементов учебной
деятельности.
• Детализированное
восприятие, фонематический слух. Умеют
сравнивать и находить отличия в деталях
объектов.
• зрительное (прохождение
лабиринтов) и слуховое внимание — умение
слушать рассказы, задания, инструкции.

Память, основанная на логике,
последовательности событий, а не набор
ярких образов.
• Воображение
детализированное и гибкое.

Наглядно-схематическое мышление, с
помощью которого дети ведут анализ
объектов по заданным признакам и могут
результаты обозначить на схеме (например,
звуковой состав слова).
• Достаточное
развитие речи, при котором дети свободно
понимают несложный текст и могут сами
построить сообщение (монолог).

Элементы умения учиться, то есть принимать
и понимать учебное задание, уметь
сравнивать свою работу с образцом,
замечать свои ошибки.

Перечисленные показатели высокого
уровня познавательных процессов
усваиваются детьми к 6-7 годам при условии
правильно организованных детских видов
деятельности.

Важным показателем готовности
к школе становятся изменения
в общении ребенка со взрослыми
.
Многие дети даже в школьном возрасте
обижаются на замечания, считают, что
учитель их не любит.

Отношения с товарищами
также перестраиваются, приобретают
соревновательный характер. Появляется
мотив быть не хуже других, отвечать
раньше и удачнее других, и
т. д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник