Понятие норма и отклонение и личностное развитие ребенка

Понятие норма и отклонение и личностное развитие ребенка thumbnail

Сфера нормального всегда имеет в сознании
людей свои границы, а все то, что находится
за их пределами, определяется как
«ненормальное», «патологическое». На
практике происходит оценивание индивидов
по признаку соответствия или несоответствия
норме, которая и определяет эти границы.

Понятие нормы широко используется в
медицине, психологии, педагогике,
социологии и других науках. Попытка
дать точное и единственно верное
определение этому понятию, скорее всего,
обречена на неудачу. Так, например,
только в медицине ученые насчитывают
до 200 его определений.

Сложность в определении понятия «норма»
не только терминологическая, но и
содержательная. Например, нравственные
нормы не могут быть раз и навсегда
зафиксированы во всех без исключения
сообществах, потому что они, во-первых,
имеют национальную специфику, а потом
всё время изменяются.

При этом важно помнить, что норма – это
некое идеальное образование, условное
обозначение объективной реальности,
показатель, характеризующий реальную
действительность, но не существующий
в ней.

То, что не соответствует норме, обозначается
другим словом – «отклонение».

Для соц. педагогики понятие «норма» и
«отклонение от нормы» — очень важные.
Они используются для характеристики
процесса развития и соц-го поведения
ребенка. Отклонения могут носить как
негативный, так и позитивный характер
.Например, отклонениями от нормы в
развитии ребенка являются и умственная
отсталость и талантливость. Такие
негативные отклонения в поведении, как
преступность, алкоголизм, наркомания
и др., оказывают отрицательное влияние
и на процесс социального становления
человека, и на развитие общества в целом.
Позитивные же отклонения в поведении,
к которым можно отнести все формы
социального творчества, напротив, служат
развитию социальной системы.

Отклонения от нормы условно делят на 4 группы:

1)Физические отклонениясвязаны
со здоровьем и определяются медицинскими
показателями.

2)Психический недостаток– это
временный или постоянный недостаток в
психическом развитии человека, включая
нарушения речи, эмоционально-волевой
сферы, как крайние формы этого вида
отклонений выступаютаутизм
состояние психики, характеризующееся
замкнутостью, отсутствием потребности
в общении, исуицид– попытки к
самоубийству, а также повреждения
мозга,нарушения умственного развития,
задержку психического развития, создающие
трудности в обучении.

Особую группу отклонений представляет
одаренность детей.Мера одаренности
и таланта устанавливается по характеру
продуктов деятельности, отличающихся
новизной, нестандартностью, оригинальностью
и другими показателями.

Сложный недостаток сочетает в себе
физические и психические недостатки,
подтвержденные в установленном порядке.

Для диагностики физических и психических
недостатков
создается постояннаямежведомственная психолого-медико-педагогическая
комиссия (ПМПК)
. В ее задачи входит
проведение возможно более раннего
обследования детей и выявление
особенностей их развития в целях
установления диагноза и удовлетворения
прав реб-ка на получение образования,
а также консультирование родителей,
пед., мед.работников, соц. педагогов и
др. специалистов.

3) Педагогические отклонения,
когда ребёнок
не получил
образование, т.к. не посещал школу. Такие
отклонения от нормы могут быть названы
педагогическими. Педагогической нормой,
или нормой образования, являются
стандарты общего образования, которые
приняты в стране. В соответствии с этими
стандартами ребенок в определенном
возрасте должен получить соответствующий
уровень образования, закончить начальную,
неполную среднюю (9 классов) или полную
среднюю (11 классов) школу. Согласно
Закону об образовании РФ обязательным
является общее среднее образование.

4) Социальные отклонениясвязаны
с понятием социальная норма.Соц. норма– правила, образец действия или поведения
людей или группы, которая официально
установлена в обществе.

Соц.нормы делятся на 2 группы: 1.
универсальные
, распространяющиеся
на каждого чел-ка в обществе;2.частные,
относящиеся и регулирующие определенную
сферу профессион-й деят-ти или
жизнедеятельности людей (например,
врач, учитель, социальный педагог и
др.).

Особенностью соц.норм для детей является
то, что они выступают фактором воспитания,
в процессе которого происходит усвоение
соц. норм и ценностей, вхождение в соц-ю
среду, усвоение соц-х ролей и соц-го
опыта.

В социологической, педагогической и
психологической литературе основательно
проработаны проблемы детей с отклоняющимся
поведением. Для этой категории детей
используются различные термины: трудный,
ребенок с девиантным, асоциальным
поведением, с устойчивыми отклонениями
в поведении.

Причины отклоняющегося поведения тоже
хорошо изучены. Они связаны с трудностями
подросткового возраста, неопределенностью
соц-го поведения в обществе, нестабильностью
развития страны, возникающей экстренной
ситуации, из которой реб-к самостоятельно
найти выход не может.

Для оказания помощи таким детям создаются
специализированные соц. службы. Дети,
совершившие соц-но опасные деяния и
достигшие 11 лет, по решению суда с учетом
заключения ПМПК могут направляться в
спец. школы или специальные профессиональные
учебные заведения.

Среди детей, имеющих отклонения в соц.
развитии, выделяют детей, оставшихся
без попечения родителей. Это дети-сироты
и соц-е сироты. Для них существуют
специальные образовательные соц-е
учрежд-я: дома ребенка, дет.дома,
школы-интернаты, социально-реабилитационные
центры помощи детям, соц-е приюты и т.д.

В реальности «чистых» отклонений не
бывает.
Одно отклонение провоцирует
другое, одна группа отклонений
накладывается на другую. Соц. отклонения
у реб-ка обычно имеют в качестве причин
отклонения в здоровье, психические и
педагогические отклонения.

Любая «поломка», любое ограничение
потенциальных возможностей человека
неизбежно затрагивает всю организацию
в целом и ведет к «социальному выпадению».
Это явление изучается учеными разных
областей знания – социологии, психологии,
социальной педагогики, медицины и др.
Каждая из этих наук предлагает свои
теории «выпадений».

Так, отклонения в поведении детей,
имеющих ограниченные возможности,
рассматривались вначале в русле
медицинской модели. Согласно этой
теории, несоответствие социальной норме
в поведении ребенка рассматривается
как патология здоровья. В качестве
причин, вызывающих отклоняющееся
поведение, выдвигались эндокринные
нарушения, нарушение созревания
(акселерация и недоразвитие), органические
мозговые нарушения, генетические
отклонения и др.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках медицинской
модели сформировалась теория социальной
полезности людей с ограниченными
возможностями
, которая получила
широкое распространение во многих
развитых странах. Суть ее заключается
в следующем. В обществе имеются люди,
физические и психические возможности
которых ограниченны, но это не мешает
им осуществлять хотя бы элементарную
социально полезную деятельность,
например, обслуживать себя или выполнять
какую-либо простую работу. Это значит,
что при необходимом профессиональном
обучении такие люди могут материально
сами себя обеспечивать, а не становиться
обузой и бременем для государства,
которое их должно содержать. Кроме того,
они могут быть источником дешевой
рабочей силы, что также выгодно
государству. Таким образом, в этой теории
очевиден приоритет государства над
личностью.

В 60-х годах XX века
на смену медицинской модели пришла
социальная
модель
,
развитию которой послужила теория
психоанализа
.

В фокусе этой
модели находятся не внутренние причины
(болезнь, нарушения в развитии и т. д.),
а взаимосвязь между отдельным человеком
и социумом. С этой точки зрения ограничение
возможностей человека вызвано во многом
отношением к нему окружающих людей,
выделяющим его из общества, а также
барьерами, которые существуют в окружающей
его среде, рассчитанной прежде всего
на здоровых людей. Другими словами,
ограниченные возможности как проблема
являются результатом социальной,
экономической и политической дискриминации
таких людей в обществе. Чтобы преодолеть
ее, необходима интеграция людей с
ограниченными возможностями в общество
на их собственных условиях.

В рамках социальной
модели отклоняющееся поведение детей
стало рассматриваться во взаимосвязи
с процессами семейного воспитания и
межличностного взаимодействия. С
разработкой теории изменились приоритеты
в объяснении социальных выпадений.
Неадекватное поведение детей и подростков
стало рассматриваться как деформированный
процесс накопления социального опыта,
как результат субъективных нарушений,
связанных с семейным неблагополучием,
недостаточной педагогической культурой
родителей, негативным балансом поощрений
и наказаний, отсутствием любви к ребенку
и другими факторами. Постепенно
накапливающиеся неразрешенные конфликты
и приводят к отклоняющемуся поведению.
А поскольку оно обусловлено не только
болезненными-процессами, на которые
практически невозможно влиять, становится
возможной его коррекция. Таким образом,
социальная модель позволила рассматривать
поведение ребенка не только как
отклоняющееся, но и корректирующееся.

Работа
соц.педагога

направлена на профилактику отклонений,
предупреждения нарушений определенных
норм и правил, принятых в обществе, а
также – на реабилитацию детей, в развитии
которых установлены те или другие
отклонения. Для работы соц.педагога
важное
значение имеет пограничная зона между
нормой и отклонением
.
В соц-х отклонениях м/унормальным типом
поведения и отклоняющимся располагается
большое количество стадий, переходных
ступеней от нормы к отклонению. Поэтому
бывает сложно провести четкую грань
м/уестественным проявлением характера
реб-ка и отклонениями в нем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

в
психическом и личностном развитии
ребенка

1.2.1.
Общая
характеристика понятий «норма»,
«нормальное
психическое развитие»

Норма
(.мат.
поппа) — установленная мера, средняя
величина чет
либо.

Но
мнению ряда исследователей, норма
предполагает такое со­ме
iапис
личности и социума, когда личность
«бесконфликтно и продуктивно
выполняет ведущую деятельность,
удовлетворяет сноп
основные потребности, отвечая при этом
требованиям социу­ма соотнетственно
ее возрасту, полу, психосоциальному
развитию» < М .11. Трофимова, СП. Дуванова
и др.).

В литературе
выделяют несколько значений этого
понятия:

  • среднестатистическая
    норма —
    уровень
    психосоциального
    развития
    человека, который соответствует средним
    качественно-
    количественным
    показателям, полученным при
    обследовании
    представительной
    группы популяции людей того же возраста,
    пола,
    культуры
    и т.д.;

  • функциональная
    норма

    индивидуальная норма развития.

Проблема
нормы и ее вариантов является одной из
самых слож­ных
в современной психологической науке.
Она включает в себя такие вопросы, как:
норма реакции (моторной, сенсорной),
норма когнитивных
функций (восприятия, памяти, мышления
и др.), нор­ма регуляции, эмоциональная
норма, норма личности, вопросы по-лоных
и возрастных различий.

М.М.
Семаго отмечает, что понятие «норма»
должно быть соот­несено не только с
«уровнем психологического и социального
раз-шпия
ребенка в конкретные периоды его
взросления, но и с тре-бонапиями,
которые окружающий ребенка социум
предъявляет к нему».
Автор в качестве критериев нормы
предлагает использовать ряд
позиций.

1.
Социально-психологический норматив
(СПН) — система ис­торически
детерминированных требований (правила,
нормы, пред­писания
идеальная модель требований общества
к личности), которые
общество предъявляет к психическому и
личностному раз­витию каждого из его
членов.

30

  1. Функциональная
    норма — индивидуальная норма разви­
    тия,
    которая является отправной точкой и
    целью коррекционно-
    развивающей
    работы.

  2. Идеальная
    норма — «программа развития» ребенка
    в идеаль­
    ных
    социокультурных условиях.

  3. Типологический
    норматив — совокупность наиболее
    частот­
    ных
    (качественных и количественных)
    характеристик и особен­
    ностей
    ребенка, отражающих специфический
    вариант развития —
    «психологический
    синдром».

Для
оценки психического развития исследователи
предлагают использовать
систему «базовых составляющих психического
раз­вития»,
которая условно включает самостоятельные
подструктуры: произвольность
психической активности, пространственные
пред­
ставления,
аффективная регуляция
(М.М.
Семаго, Ы.Я. Семаго).

Понятие
нормы относительно: его содержание
зависит от со­циума,
культурных, этнических, религиозных,
этических тради­ций
и существенно меняется со временем. С
позиций психолого-педагогического
знания в качестве критериев нормы могут
высту­пать
понятия:

  • предметная
    норма

    знания, умения и действия, необходимые
    ученику
    для овладения данным предметным
    содержанием програм­
    мы
    (отражается в стандартах образования);

  • социально-возрастная
    норма —
    показатели
    интеллектуального
    и
    личностного развития ребенка
    (психологические новообразова­
    ния),
    которые должны сложиться к концу
    определенного возраст­
    ного
    этапа;

  • индивидуальная
    норма

    индивидуальные особенности разви­
    тия
    и саморазвития ребенка (А.К. Маркова).

Нормальным
развитием,
по
мнению Томаса Вейса, считается относительно
гармоничное равновесие между многими
возможны­ми
разнообразными отклонениями и неправильным
формировани­ем,
что свойственно любому развитию.

Среди
условий, определяющих возможности
нормального раз­вития
ребенка, исследователи выделяют как
биологические, так и
социальные.
Так, среди основных условий нормального
разви­тия
ребенка Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия называют
следующие по­казатели:

  1. нормальную работу
    головного мозга и его коры;

  1. нормальное
    физическое развитие ребенка и связанное
    с ним
    сохранение
    нормальной работоспособности, нормального
    тонуса
    нервных
    процессов;

31

3)
сохранение органон чувств, которые
обеспечивают нормаль­ную
спяль ребенка с инеишим миром;

А)
систематичное!
i>
и последовательность обучения ребенка
в се­мье,
и детском саду и и общеобразовательной
школе.

Исследовании
J.
Пожар
показали, что развитие ребенка будет
считаться
нормальным при следующих условиях:

  • уровень
    его развития соответствует уровню
    развития боль-
    ишнстиа
    детей его возраста или старшего возраста,
    с учетом разви­
    тии общества, членом
    которого он является;

  • ребенок
    развивается в соответствии с его
    собственным общим
    путем,
    определяющим развитие его индивидуальных
    свойств, спо­
    собностей и возможностей,
    ясно и однозначно стремясь к
    полному
    развитию
    отдельных составных частей и их полной
    интеграции,
    преодолевая
    возможные отрицательные влияния со
    стороны соб-
    с
    тиешюго организма и средового окружения;

  • ребенок
    развивается в соответствии с требованиями
    обще­
    ства,
    определяющими как его актуальные формы
    поведения, так и
    дальнейшие
    перспективы его адекватного творческого
    социального
    функционирования
    в период зрелости.

Многочисленные
исследования в области психологии
выявили наиболее общие закономерности
развития психики в норме:

  • неравномерность
    психического развития;

  • цикличность
    развития;

  • пластичность
    нервной системы;

  • развитие
    отдельных психических функций на базе
    сформиро-
    наиных
    ранее;

  • соотношение
    биологических и социальных факторов
    в процес­
    се1
    психического развития.

Л.С.
Выготский понимал психическое развитие
как процесс качественных
преобразований (кризисов), периодической
ломки старых,
отживших структур и формирования новых:
«Только вну­тренние
изменения самого развития, только
переломы и поворо­ты
и его течении могут дать надежное
основание для определения главных
:)нох построения личности ребенка,
которые мы называем возрастом».

И
периодизации психического развития
ребенка в качестве оснонпого
выступает понятие критический
возраст
(чем
ярче, острее,
энергичнее протекает кризис, тем
продуктивнее идет про­цесс
формирования личности): кризис
новорожденное™, кризис одного
года, кризис трех лет, кризис семи лет,
кризис тринадцати лет,
кризис семнадцати лет. «…К началу
каждого возрастного пе-

32

риода
складывается совершенно своеобразное,
специфическое для данного
возраста, исключительное, единственное
и неповторимое отношение
между ребенком и окружающей его
действительностью, прежде
всего социальной… Выяснив социальную
ситуацию раз­вития, сложившуюся к
началу какого-то возраста и определяемую
отношениями
между ребенком и средой, мы вслед за
этим должны выяснить,
как из жизни ребенка в этой социальной
ситуации необ­ходимо возникают и
развиваются новообразования, свойственные
данному возрасту».

Понятие
психологической нормы раскрывается и
через особен­ности
ведущей для данного возраста деятельности
— это деятель­ность,
которая обусловливает главнейшие
изменения в психоло­гических
особенностях ребенка в данном периоде
его развития (А.Н.
Леонтьев).

Строгого
научного определения понятия «норма
личности» не существует. Между нормальным
типом поведения и патологиче­ским
(болезненным) находится огромное
количество переходных форм.
В компетенцию педагога входят коррекция
и развитие откло­няющихся
от нормы проявлений, состояний, форм
поведения здо­рового ребенка. В
психологической литературе такие
нарушения иногда называют факторами
риска

общее название условий и особенностей
образа жизни, а также врожденных или
приобретен­ных
свойств организма, которые повышают
вероятность возникно­вения у индивидуума
болезни (не будучи ее причиной) или
способ­ны неблагоприятно влиять на
течение и прогноз имеющегося забо­левания.

В
дошкольном возрасте факторами риска
названы следующие особенности
поведения ребенка:

  • выраженная
    психомоторная расторможенность,
    трудности вы­
    работки
    тормозных реакций и запретов,
    соответствующих возрасту;
    трудности
    организации поведения даже в игровых
    ситуациях;

  • склонность
    ребенка к «космической» лжи —
    приукрашиванию
    ситуации, в которой
    он находится, а также к примитивным
    вымыс­
    лам,
    которые он использует как средство
    выхода из затруднитель­
    ного
    положения или конфликта;

  • инфантильные
    эмоциональные проявления с
    двигательными
    разрядками,
    громким настойчивым плачем и криком;

  • импульсивность
    поведения, эмоциональная
    заражаемость,
    вспыльчивость,
    которая обусловливает ссоры и драки
    даже по не­
    значительному
    поводу;

33

• прямое
неподчинение и негативизм с озлобленностью,
агрес­сией
и отпет па наказания, замечания, запреты,
побеги как реакции отпетого
протеста и др. (Г.С. Абрамова).

Понятие
нормального развития предполагает
сформированную готовность
к реализации учебной деятельности,
включающей не­сколько
аенсктои: физический, физиологический
и психологиче­ский.
Психологический аспект готовности к
обучению подразуме­вает
сформпрованность определенного уровня
следующих показа­телей (Т.Л. Власова,
В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина):

  1. знаний и представлений
    об окружающем мире;

  2. умственных
    операций, действий и навыков;

‘А)
речевого
развития, предполагающего владение
довольно об­ширным словарем, основами
грамматического строя речи, связным
высказыванием и элементами монологической
речи;

-1) познавательной
активности, проявляющейся в соответствую­щих
интересах и мотивации;

5) регуляции
поведения.

Понятие
«отклоняющееся развитие» в специальной
литературе определяется как «отклонение
формирования всей иерархической
структуры
психического развития или ее отдельных
составляю­щих
(психических функций, функциональных
систем) за пределы социально-психологического
норматива, определяемого для кон­кретной
образовательной, социокультурной,
этнической ситуации, вне зависимости
от знака этого изменения (опережение
или запаз­дывание)»
(М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

По
мнению авторов, ценность и суть понятия
«отклоняющееся развитие» состоит в
том, что его необходимо рассматривать
толь­ко
в ситуации «отклонения относительно
чего-либо», т.е. в сравни­тельной
динамике изменений, связанных с развитием
и в сравнении с
динамикой развития норматива.

Любые
варианты условно нормативного или
отклоняющегося развития
характеризуются определенной структурой
сформиро-наниости
базовых составляющих психической
деятельности (про­извольность
психической активности, пространственные
представ­ления,
аффективная регуляция).

Говоря
об отклонениях от нормального развития,
следует пом­нить
об уникальности и неповторимости
личности каждого ребен­ка,
а также учитывать, насколько отклонение
от нормы нарушает развитие.

Психическое
развитие ребенка с ОПФР, подчиняясь тем
же за­конам
и закономерностям, что и развитие его
нормально развиваю-

34

щегося
сверстника, имеет качественное своеобразие
в каждом воз­растном
периоде. Это означает, что для каждого
периода следует учитывать
не только продолжительность, по и
качественную специ­фику.
Значимым является понимание того, что
вопрос об особен­ностях психофизического
развития может рассматриваться только
в
контексте знаний о параметрах психических
процессов, структуре сформированное™
базовых составляющих психического
развития в
норме.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник