Понятие норма аномалия психологическом личностном развития ребенка

Понятие норма аномалия психологическом личностном развития ребенка thumbnail

Проблема
нормы и патологии в развитии и поведении

Понятия
«норма» и «аномалия» в психическом и
личностном развитии ребенка. Критерии
явления «норма — аномалия». Предметная
норма, социально-возрастная норма,
индивидуальная норма, нормы психического
развития. Общепсихологический и
возрастно-психологический аспекты
проблемы «норма — аномалия» (Л.С. Выготский).
Причины и условия деформации личностного
развития ребенка. Источники и механизмы
развития личности ребенка. Психологический
климат школы как фактор развития личности
ученика.

ПОНЯТИЯ
«НОРМА» И «АНОМАЛИЯ» В ПСИХИЧЕСКОМ И
ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Вопрос
об аномалиях в развитии психических
процессов, в поведении человека может
рассматриваться только в контексте
знаний о нормальных параметрах этих
процессов и поведения. Проблема нормы
и ее вариантов — одна из самых сложных
в современной психологической науке.
Она включает в себя такие вопросы, как
норма реакции (моторной, сенсорной),
норма когнитивных функций (восприятия,
памяти, мышления и др.), норма регуляции,
эмоциональная норма, норма личности и
т.д. Сюда же относятся вопросы половых
и возрастных различий. Одно из основных
значений термина «норма» (от лат. norma) —
установленная мера, средняя величина
чего-либо. Понятие нормы относительно
постоянно. Его содержание зависит от
культуры и существенно меняется со
временем.

Понятие
«аномалия» в переводе с греческого –
не правильный, – это патологическое
отклонение от нормы в функциях организма
и его частей, отклонение от общих
закономерностей развития.

Виды
нормы:

  • предметная
    норма

    — знания, умения и действия, необходимые
    ученику для овладения данным предметным
    содержанием программы (отражается в
    стандартах образования);

  • социально-возрастная
    норма

    — показатели интеллектуального и
    личностного развития школьника
    (психологические новообразования),
    которые должны сложиться к концу
    определенного возрастного этапа;

  • индивидуальная
    норма

    — проявляется в индивидуальных
    особенностях развития и саморазвития
    ребенка (А. К. Маркова).

Категория
нормы психического развития, по убеждению
практиков, позволяет определить подходы
к решению коррекционно-развивающих
задач.

Проблема
психологической нормы — междисциплинарная.
Ею занимаются различные отрасли
психологической науки: дифференциальная
психология, психология развития
(детская), педагогическая психология,
психология личности, нейропсихология
и др. Соответственно существуют и
различные подходы к этой проблеме.

Современная
отечественная нейропсихология, созданная
трудами выдающегося отечественного
нейропсихолога А.Р.Лурия и его учеников,
опирается на одно из центральных
положений теории мозговой ориентации
высших психических функций о том, что
мозг при реализации любой психической
функции работает как парный орган. Иначе
говоря, при осуществлении любой
психической функции «задействованы»
оба полушария головного мозга, но каждое
играет свою роль.

В
психологии в большинстве случаев
используется понятие лево-правополушарность,
рассматриваемое как лево-праворукость,
т. е. предпочтение правой, левой руки
или их равенство в различных актах.
Многочисленными зарубежными и
отечественными исследованиями получены
факты, свидетельствующие о связи
полушарности (рукости) с эмоционально-личностными
и познавательными особенностями
человека. Так, отмечена связь между
рукостью и уровнем невротизации.
Мужчины-правши имеют более низкие
показатели нейротизма, чем левши и
амбидекстры (равенство рук). Леворукие
мужчины отличаются большей эмоциональностью,
но имеют более низкие показатели
социальной адаптированности и уровня
самоконтроля по сравнению с праворукими.

Леворукость
не является отклонением от нормы, а есть
проявление индивидуальности в пределах
нормы. Насильственное переучивание
детей вместе с другими отрицательными
воздействиями может быть причиной
тяжелых психических заболеваний ребенка.

Виды
заболеваний:

  • писчий
    спазм (это невроз, ребенок пишет
    аккуратно, медленно; когда его просят
    писать быстрее – возникает дрожь в
    руках и он не может продолжать писать)

  • дисграфия
    (нарушается способность к пространственному
    синтезу)

Психологический
аспект проблемы «норма — аномалия»

Психологический
подход к анализу нормы развития включает
общепсихологический и возрастно-психологический
аспекты. Остановимся на проблеме
возрастной периодизации, в контексте
которой рассматриваются основные
характеристики нормального психического
и личностного развития. Предлагаемая
психологами периодизация имеет свою
интерпретацию фактов, т. е. объясняет,
почему что-то происходит, случается или
не случается, а это может служить
основанием для выбора конкретных
способов воздействия на индивидуальную
судьбу человека.

Над
периодизацией психического развития
работал Л.С.Выготский. Психическое
развитие он понимал как процесс
качественных преобразований (кризисов),
периодической ломки старых, отживших
структур и формирования новых. Он
разработал периодизацию психического
развития в детском возрасте, в которой
в качестве основного выступает понятие
критический возраст. Выготский выделял
несколько критических, поворотных
пунктов психического развития ребенка,
полагая, что кризисы — это необходимые
этапы развития. Более того, чем ярче,
острее, энергичнее протекает кризис,
тем продуктивнее идет процесс формирования
личности. В периодизации Л.С.Выготского
представлены следующие возрасты и
кризисы: кризис новорожденности, кризис
одного года, кризис трех лет, кризис
семи лет, кризис тринадцати лет, кризис
семнадцати лет.

Согласно
взглядам Л. С. Выготского, личность
ребенка изменяется как целое, и законы
изменения этого целого определяют
изменение каждой из психических функций.
Каждый возрастной период характеризуется
особым строением сознания в целом, что
и обусловливает особую роль каждой
психической функции. В каждом возрасте
есть центральное новообразование,
которое объединяет и другие.

(добавить
о кризисах различных, они есть проявление
нормы и бла-бла)

Существуют
и другие научные позиции, в русле которых
решается и проблема нормы – аномалии.
Они широко представлены в зарубежных
концепциях личности. Э. Эриксон анализирует
жизнь человека изнутри и показывает
источники его развития по линии норма
– аномалия («Детство и общество»,
«Идентичность: юность и кризис»).

Базовым
качеством нормального человека является
идентичность или целостность. Это
обобщенное понятие, которое включает
в себя понятие психического здоровья
человека, чувство устойчивости и
непрерывности Я, причастности к социальной
группе, принятости ею, тождественности.
Идентификация, по Эриксону, определяет
целостность личности, систему ее
ценностей, идеалы, жизненные планы,
способности и потребности (Периодизация
по Эриксону).

В
отечественной психологии проблема
нормы – аномалии представлена в работах
Б. С. Братуся. Согласно его точке зрения,
степень личностного здоровья человека
определяется его отношением к другому
человеку. Признаками и атрибутами
нормального развития он считает:

  • отношение
    к другому человеку как к самоценности,
    способность к децентрации, самоотдаче
    и любви как способу реализации этого
    отношения

  • творческий,
    целеустремленный характер жизнедеятельности

  • потребность
    в позитивной свободе

  • способность
    к свободному волепроявлению

  • возможность
    самопроектирования будущего

  • веру
    в осуществление намеченного

  • внутреннюю
    ответственность перед собой и другими,
    прошлым и будущим поколениями

  • к
    обретению сквозного, общего смысла
    жизни

Здоровая
личность по Маслоу

Критерии
явления «норма – аномалия»

Известен
«критерий психопатий Ганнушкина-Кербикова»,
позволяющий определить патологию
характера:

  1. Относительная
    стабильность (нормальные дети способны
    меняться и адаптироваться)

  2. Тотальность
    проявлений характера (нормальные дети
    в разных местах ведут себя по-разному)

  3. Социальная
    дезадаптация

М.
Раттер для оценки отклонений в любом
поведении предложил следующие критерии:

  1. Необходимость
    учитывать возрастные особенности и
    половую принадлежность ребенка

  2. Длительность
    сохранения расстройства

  3. Жизненные
    обстоятельства могут вызывать временные
    колебания в поведении и эмоциональном
    состоянии детей

  4. Дифференциация
    нормального и аномального поведения
    не может быть абсолютной (важно учитывать
    социокультурные различия)

  5. Важно
    иметь ввиду степень нарушения

  6. Тяжесть
    и частота симптомов

  7. При
    анализе детского поведения следует
    сравнивать его проявления не только с
    теми чертами, которые характерны для
    детей вообще, но и с теми. Которые
    являются обычными для данного ребенка

  8. Ситуационная
    специфичность симптома

Важно
помнить, что конкретный ребенок – это
уникальный, неповторимый случай.

ПРИЧИНЫ
И УСЛОВИЯ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Источники
и механизмы развития личности ребенка

Проблемы
в развитии ребенка, ущербность, деформации,
нарушения обусловливаются множеством
взаимодействующих факторов, причин и
условий, которые рассматриваются
различными научными направлениями с
разных теоретических позиций:
психодинамических, социодинамических,
интеракционистских. В отечественной и
зарубежной психологии имеется значительное
количество теоретических построений,
экспериментальных и эмпирических
данных, накоплен большой клинический
и педагогический опыт, содержащий анализ
механизмов развития человека, причин
и условий возможных нарушений и деформации
психического и личностного развития
ребенка в отдельные периоды его жизни.

Сущность
развития учеными понимается неоднозначно.
В отечественной науке сегодня становится
приоритетной концепция, рассматривающая
развитие не как усвоение, присвоение,
послушание, а как саморазвитие,
самостроительство, творчество самого
себя (С.Л.Рубинштейн, В. П. Зинченко,
А.Г.Асмолов, Б. С. Братусь и др.).

Для
процесса развития важны половые различия,
которые не ограничиваются собственно
половыми характеристиками. Прежде всего
специалисты отмечают скорость созревания.
Девочки созревают гораздо раньше
мальчиков, однако мальчики обладают
большей чувствительностью к воздействию
физических факторов. По многочисленным
данным, мальчики и девочки различаются
по интеллектуальным, личностным
характеристикам и особенностям общения
(М.С.Егорова).

Механизмы
и закономерности формирования
психологического пола человека производны
как от биологических, так и от социальных
факторов. На основании экспериментальных
данных сделаны выводы о том, что в
формировании половых различий участвуют
различные механизмы: социальное научение,
имитация, когнитивное усвоение
полоролевого поведения, создание
полоролевых схем. Они же усиливают
биологически обусловленные половые
различия (М. С. Егорова).

Установлено,
что психические нарушения значительно
чаще встречаются у мальчиков (М. Раттер).
Существует предположение, что мальчики
по своей конституции более чувствительны
к психическим стрессам, к воздействию
неблагоприятных психологических
факторов. К ним, например, относятся
ссоры и разногласия между родителями.
На мальчиков в большей степени воздействуют
переживания, связанные с разводом
родителей.

Различия
полов в частоте психических нарушений
связывают с различиями в темпераменте
или стилях поведения (М. Раттер). Девочки
и женщины обычно более зависимы,
конформны, консервативны, эмоциональны,
тревожны, слезливы и привередливы.

В
специальных научных исследованиях
подчеркивается роль темперамента как
механизма, определяющего особенности
поведения человека. В отечественных
психологических исследованиях свойства
темперамента рассматриваются как
формально-динамические, поскольку они
не связаны ни с содержанием деятельности,
ни с целями и мотивами человека, а
определяют динамику деятельности, т.
е. интенсивность, темп, ритмичность
психических характеристик человека в
процессе деятельности. Исследователи,
изучающие темперамент, признают, что
свойства темперамента являются
устойчивыми, т. е. проявляются на
протяжении длительного периода времени;
обнаруживаются с раннего детства и
представляют собой типичные для человека
стилевые особенности поведения, т. е.
проявляются во всех сферах жизнедеятельности,
связаны со свойствами нервной системы
и являются наследственно обусловленными
(М. С. Егорова).

Психологический
климат школы как фактор развития личности
ученика

С
поступлением ребенка в школу меняется
его социальная ситуация развития. Школа
— сложный социальный организм, отражающий
характер, проблемы и противоречия
общества. Разумеется, культурные различия
родителей, культивируемые ими ценности
не могут не повлиять на поведение
учащихся в школе. Ученик не будет учиться
ради учения, если учение не является
ценностью данной культуры. Так, существуют
социологические исследования влияний
региона, социального статуса родителей
на частоту нарушений развития и поведения
детей. Важными моментами являются
население района, где расположена школа,
социальная однородность или неоднородность,
социальный статус района по сравнению
с другими. Есть данные, что для детей из
районов с низким социальным статусом
характерны высокий уровень правонарушений
психических отклонений и трудностей в
учении. В основе этого явления лежит
целый комплекс причин, одна из которых
— низкий социальный статус родителей.
Специальные исследования показали
важную роль различных социально-экономических
показателей для интеллектуального
развития человека. Интеллект в среднем
связан с социальным положением родителей,
но все-таки не жестко им определен. Есть
люди, которые не используют благоприятные
условия развития, но есть и такие, которые
могут преодолеть неблагоприятные
условия. Это могут быть родители, которые
компенсируют ребенку вниманием и
правильным воспитанием то, чего он лишен
из-за низкого социально-экономического
статуса семьи. Но могут быть и сами дети,
которые изменяют свой низкий социальный
статус благодаря своим природным
задаткам и личностным особенностям.

Школа
как социальный институт в значительной
степени определяет ориентацию личности.
Имеет значение тип школы — массовая,
элитарная, школа-интернат, спецшкола и
пр. Нестабильность преподавательского
коллектива и ученических групп (классов)
увеличивает число проблем у школьников.
Одной из возможных причин нарушения
поведения части учеников может стать
развивающаяся в настоящее время практика
дифференцированного обучения,
предполагающая разделение учеников на
потоки по показателям интеллекта. Низкий
статус коррекционных классов, «приклеивание
ярлыков» (в школьном быту — класс дураков)
вызывают устойчивое чувство неполноценности,
усиливают различия между классами.

В
формировании личности ученика немаловажную
роль играет стиль преподавания.
Установлено, что стиль преподавания
оказывает заметное влияние на характер
межличностных отношений в школе, в целом
на эффективность процесса обучения.
Преобладание стиля общения —
демократического, авторитарного,
либерально-попустительского — сказывается
на формировании социальных установок
у школьников, способов разрешения
конфликтов, характера отношений к людям.
Личности педагога отводится особое
место в педагогическом процессе. Личность
учителя — мощный фактор формирования
личности ученика. В реальной жизни он
демонстрирует модели поведения,
социальные нормы и ценности. Еще К.Д.
Ушинскии отмечал, что в каждом наставнике
«важно не только умение преподавать, а
также характер, нравственность и
убеждения, потому что в классах малолетних
детей и в народных школах большее влияние
оказывает на учеников личность учителя,
чем наука, излагаемая здесь в самых
элементарных началах».

Психологи
подчеркивают, что, если взаимодействие
педагога с учениками строится на основе
одних лишь нормативно-ролевых предписаний
без учета личности и индивидуальности
ребенка, это может порождать такие
негативные состояния, как лицемерие,
негодование, злоба (Р.В. Петровский).
Ролевой план общения предполагает
субъект-объектную форму взаимоотношений.
Педагог озабочен главным образом
преобразованием когнитивной сферы
ученика, его знаний, интеллекта. Критерием
успешности деятельности преподавателя
в этом случае служит соответствие
достижений учеников заданным эталонам.
Для учителя важно подогнать внеш­нее
школьное поведение под определенные
стандарты. Основной целью становится
усвоение стандартов образования.
Мотивационо-смысловая сфера ребенка
игнорируется, не затрагивается. Обучение
становится для ученика скучным,
монотонным, формальным.

Специальные
исследования показали, что
функционально-ролевая ориентация
педагога характеризуется использованием
им ролевых штампов воздействия, когда
учебные ситуации типологизируются и
«у человека всегда одно решение на сто
ситуаций». Преобладает позиция
доминирования и подчинения, а не
партнерства, подобная ориентация учителя
мало способствует актуализации таких
важных для учащихся систем ценностей,
как «ценность доверия, возникающая в
силу того, что оценки педагога не содержат
угрозы Я ученика и культивируется
«ценность творчества, высокозначимая
особенно в подростковом и старшем
школьном возрасте» (А.В. Петровский).

Важнейший
фактор развития ребенка — общение со
сверстниками. Особое значение оно
приобретает в подростковом возрасте,
когда главным мотивом поведения и
деятельности, учащихся в школе является
их стремление найти свое место в
коллективе сверстников. Если этого не
происходит, то возможно снижение у
учеников успеваемости, изменение
поведения, возникновение аффективных
переживаний. Для подростка важно не
просто быть вместе со сверстниками, но
и, главное, занимать среди них
удовлетворяющее его положение. Именно
неумение, невозможность добиться такого
положения чаще всего являются причиной
недисциплинированности и даже
правонарушений. Это сопровождается и
повышенной конформностью подростков
по отношению к подростковым компаниям.
Переживания по поводу общения со
сверстниками для подростка являются
наиболее значимыми.

Большинство
взрослых не имеют представления о
динамике мотивов общения ребенка со
сверстниками на протяжении подросткового
возраста, о смене связанных с этим
общением переживаний. Если в IV классе
доминирующим мотивом общения является
желание быть вместе со сверстниками,
что-то делать, играть, то в V-VI классах
возникает потребность занимать
определенное место в коллективе, а в
VII-VIII классах центральным становится
стремление подростка к автономии в
коллективе сверстников и поиск познания
ценности собственной личности в их
глазах. У многих подростков оказывается
фрустрированной потребность быть
значимым в глазах сверстников, что
приводит к тяжелым последствиям:
непопулярность, социальная отверженность
ребенка, что може стать причиной
отклоняющегося поведения, нарушений
характера.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник