Помощь семье с ребенком с особенностями психофизического развития

Страница 7 из 7

Психолого-педагогическая помощь семье,воспитывающей ребенка с ОПФР

Уровень социально-ролевой адаптации семьи ребенка с ограниченными возможностями характеризуется тремя основными показателями:
— отношением к ребенку;
— реабилитационной активностью семьи;
— реабилитационной культурой семьи.
Отношение к ребенку — одна из важнейших характеристик семьи, определяющая ее внутренние ресурсы в процессе реабилитации ребенка.
І. Отношение может быть деструктивным или конструктивным.
Семьи, демонстрирующие конструктивноеотношение к проблеме ребенка, не углубляются в переживание случившегося, а пытаются изменить ситуацию и свое отношение к ней.
Деструктивное отношение проявляется в игнорировании патологии ребенка или акцентуации на ней. Игнорирование проявляется в том случае, когда родители не прилагают усилий и даже препятствуют оздоровлению ребенка. Акцентуированное отношение к ребенку заключается в том, что образ жизни семьи подчинен болезни, ориентирован на болезнь. Зацикливание на инвалидности ребенка выражается в различных невротических проявлениях у членов семьи: тревожность, низкая самооценка, чувство вины и т.д., которые со временем передаются ребенку.
Деструктивное отношение к ребенку может выражаться в негативизме, т.е. отрицательном отношении к нему: явном, когда ребенок подвергается жестокому обращению, или скрытом, проявляющемся в эмоциональном отчуждении.
Под реабилитационной активностью семьи понимаются усилия всех ее членов, направленные на оздоровление, развитие, социализацию ребенка.
ІІ. Реабилитационная активность включает в себя:
— активность в поиске медицинской помощи, своевременность, последовательность и тщательность в выполнении медицинских рекомендаций, поддержание регулярных контактов с оздоровительными учреждениями;
— активность педагогических усилий семьи, их направленность на всестороннее развитие ребенка, поиск и реализация его компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками;
— собственно социальная активность семьи, т.е. ее настойчивость в поиске источников поддержки как материальной, так и моральной (например, через образование групп самопомощи), стремление семьи разрешать возникающие конфликты, когда предпочтение отдается жизненной стратегии «выигрывающий», а не пассивной позиции «жертва».
ІІІ. Реабилитационная культура представляет собой специфическую систему ценностей, идей, знаний и навыков, помогающих решать конкретные задачи реабилитационного процесса. Аксиологический (ценностный) компонент реабилитационной культуры составляют принципы и ценности. Когнитивный компонент реабилитационной культуры семьи ребенка-инвалида включает знания из различных областей науки и практики, способствующие выполнению задач реабилитационного процесса:
— медико-биологические знания о патологии ребенка, ее причинах и следствиях, о продолжительности и содержании лечения, возможном риске и осложнениях в ходе лечения и др.;
— гигиенические знания об особенностяхкормления и ухода за ребенком, об организации быта, режима дня и др.;
— социально-правовые знания о порядке установления инвалидности, о правах и льготах, с ней связанных, о возможных источниках материальной помощи;
— психотерапевтические знания о стадиях протекания стрессаи егопоследствиях, о механизмах саморегуляции и методах психотерапии;
— психолого-педагогические знания о возрастных особенностях детей, об особых потребностях и специфике развития ребенка в связи с его патологией, о возможных поведенческих отклонениях ребенка и путях их преодоления, о создании ситуации успеха в общении и обучении и др..
Праксиологический компонент реабилитационной культуры включает разнообразные умения и навыки: психогигиенические, коммуникационные, педагогические, лечебные и др.Социально-ролевая адаптированность семьи в какой-то мере зависит от ее психологического, культурного, экономического потенциала, но в значительной степени достигается все же с помощью специалистов. В крупных городах реализация деятельности по увеличению адаптивных возможностей таких семей, актуализации их внутренних ресурсов, решению имеющихся у них проблем и профилактике кризисных ситуаций возложена на центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРО и Р). В таких центрах совместными усилиями специалистов разного профиля (медиков, психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и др.) детям и их родителям оказывается комплексная социально-медико-педагогическая помощь.
Значимость ее обусловлена тем, что помощь семье, пережившей стресс рождения ребенка с врожденными аномалиями, должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, их родственники, неформальные группы поддержки, работники специализированных (медицинских, социальных, реабилитационных и др.) учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи и ее нуждам. В такой ситуации, к которой семья, как правило, оказывается совершенно не подготовленной, она нуждается в помощи специалиста, который смог бы активно войти в ее конкретную жизненную ситуацию, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.
Хотя потребность в психолого-педагогической помощи существует у многих семей, они чаще обращаются с вопросами социального характера: оказание материальной помощи, разрешение конфликтов с внешними организациями.
Выделим формы работы, которые могут использоваться при оказании психолого-педагогической помощи семьям детей с ограниченными возможностями.
В условиях низкой мотивации обращения семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж. Патронаж помогает семье справиться с возникающими трудностями посредством поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий.
Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической деятельности, посреднической помощи, поэтому посещение на дому является неотъемлемой формой работы во взаимодействии с такими семьями.
Еще одной активно используемой формой работы с такой категорией семей является консультация. Поскольку семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, относится к тем категориям клиентов, взаимодействие с которыми может продолжаться в течение нескольких лет, периодические контакты позволяют не терять связь с семьей, своевременно замечая здесь неблагоприятные процессы, облегчая и разрешая их.
Объективная необходимость использования рассматриваемого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих такого ребенка, находится в острых или хронических стрессовых ситуациях, испытывают трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением. И, помимо новых знаний, им необходимо специально организованное доверительное общение.
Центры коррекционно-развивающего обучения должны помочь не только ребенку, но и его семье и, в первую очередь, матери, т.к. вся тяжесть ухода за больным ребенком лежит на ней. Этот вид работы должен строиться таким образом, чтобы родители понимали, что они не одиноки в своей беде. Есть другие семьи, которые столкнулись с теми же проблемами и нашли пути их решения. Общение со специалистами и другими родителями должно способствовать повышению самооценки матерей с пассивной личностной позицией, поддержке матерей с повышенной тревожностью, формированию убеждения в том, что к будущей взрослой жизни их ребенка можно подготовить, формированию готовности включиться в реабилитационные мероприятия с ребенком.
Несмотря на увеличение в последние годы числа семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, остаются еще достаточно неизученными отношения, которые складываются между родителями и детьми, здоровыми братьями, сестрами и больным ребенком; личностные особенности детей, имеющих различные нарушения. Возможно, это связано с тем, что зачастую такие семьи существуют как замкнутые системы, не всегда с готовностью идут на контакт со специалистами, которые могут оказать помощь и поддержку. Это возлагает большую ответственность на тех людей, которые организуют различные виды деятельности по оказанию помощи семьям детей с ограниченными возможностями.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка в процессе работы с природным материалом

Литература

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию /Г.С.Абрамова – Брест, 1992.
  2. Авсиевич М.Т. Семейное воспитание: Учебное пособие для занятий на курсах повышения квалификации социальных педагогов /М.Т.Авсиевич, Н.А.Крылова — Мн.: Бестпринт, 2000.
  3. Авсиевич, М.Т. Как избегать конфликтов в семье /М.Т.Авсиевич — Мн.: УП Бестпринт, 2003.
  4. Авсиевич, М.Т. Семейное воспитание: учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации и переподгот. руководящих работников и спец-ов образования /М.Т.Авсиевич — Мн.: УП Бестпринт, 2002.
  5. Андреева, Т.В. Семейная психология: учебное пособие /Т.В.Андреева — СПб: Речь, 2004.
  6. Бархерит, Г.Я. Подходы к преодолению осложнённого поведения подростков /Г.Я.Бархерит, Я.В.Кахнович //Адукацыя і выхаванне, 2001. — №3. – С. 19 – 26.
  7. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии /С.А.Беличева – М., 1993.
  8. Белкин, А.С. Ситуация успеха: Как её создать /А.С.Белкин – М., 1991.
  9. Битянова, М.Р. Работа психолога в старшей школе /М.Р.Битянова – М., 1998.
  10. Бракшевич, С.А. Неполная семья и социальный педагог: пути взаимодействия /С.А.Бракшевич //Сацыяльна-педагагічная работа. 2003.— №2.
  11. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций /А.Я.Варга. — СПб: Речь, 2001.
  12. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2001.
  13. Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности. /О.С.Гребенюк. — Калининград, 1995.
  14. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н.Гуров. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
  15. Диковицкая, Е.М. Проблемы семьи глазами подростков /Е.М.Диковицкая //Сацыяльна-педагагічная работа. —2003.— № 5.
  16. Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите. /Зборнік нарматыўных дакументаў.— 2004. — №22.
  17. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Текст Кодекса по состоянию на 1 июля 2002 г. — Минск: Амалфея, 2002.
  18. Кондратенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков /В.Т.Кондратенко. – Минск, 1998.
  19. Кочубей, А. Визит в семью или практика работы с семьями /А.Кочубей, Н.Умарова.— Псков, 2002.
  20. Кузьмичева, С.М. Семейное воспитание в сельском социуме: аспект социологического исследования /С.М.Кузьмичёва //Сацыяльна-педагагічная работа. — 2003. — №4.
  21. Кедярова, Р.Н. Социально-педагогические рекомендации классному руководителю по работе с семьей. /Р.Н.Кедярова //Сацыяльна-педагагічная работа.— 2003.— №1.
  22. Методика работы социального педагога /Под ред. А.В.Кузнецовой; сост. Г.С.Семенов — М.: Школьная пресса, 2003 (Библиотека ж-ла «Воспитание школьников», вып. 43).
  23. Мицкевич, Ж.И. Социально-педагогические проблемы воспитания детей в современной семье /Ж.И.Мицкевич //Сацыяльна-педагагічная работа.— 2002.— №4.
  24. Мицкевич, Ж.И. Содержание и методы социально-педагогической деятельности школы в семейном социуме в условиях реформирования школы /Ж.И.Мицкевич //Сацыяльна-педагагічная работа. — 2003.— №3.
  25. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания: учеб.-метод, пособие /В.М.Минияров /Рос. Акад. Образования. — М.: МПСИ. Воронеж, НПО «МОДЭК», 2001.
  26. Невский, И.А. Подростки группы риска в школе. /И.А.Невский, Л.С.Колесова. – М., 1997.
  27. Никончук, А.С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема. /А.С.Никончук //Сацыяльна-педагагічная работа. — 2004. — №4.
  28. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студентов /Р.В.Овчарова. – М., 2003.
  29. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. / Р.В.Овчарова. – М., 2001.
  30. Поспелова, Н.С. Выявление детей из неблагополучных семей: нормативно-правовые механизмы. /Н.С.Поспелова //Сацыяльна-педагагічная работа.— 2003.— №2.
  31. Поспелова, Н.С. Социальный портрет неблагополучных родителей (на основе анализа статистических данных) /Н.С.Поспелова //Сацыяльна-педагагічная работа.— 2003.— № 5.
  32. Психологическая помощь. – Мн., 2003.
  33. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. и др; Под ред.
    Силяевой Е.Г. — М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  34. Психология социальной работы. — Под ред. М.А. Гулиной. — СПб.: Питер, 2002.
  35. Словарь социального педагога и социального работника. — 2-е изд. /Под ред. Н.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского — Минск: Белорусская энциклопедия, 2003.
  36. Стурлис, Т.К. Социально-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей. /Т.К.Стурлис //Сацыяльна-педагагічная работа.— 2002. —№5.
  37. Семья: прошлое, настоящее и перспективы: Пособие для педагогов /А.К.Воднева, Л.И.Смагина, А.С.Корнейчик и др.: Под общ. ред. А.К. Водневой, Л.И. Смагиной. — Мн.: Маст. літ-ра, 2001.
  38. Смагина, Л.И. Организация психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска». /Л.И.Смагина //Адукацыя і выхаванне.— 2003. — №5.
  39. Социальная работа с ребенком и семьей: Пособие для учителей, социальных педагогов и специалистов органов охраны детства /Сост. С.С.Бубен. — Мн.: Нар. асвета, 2000.
  40. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ-ов ВУЗ /Под ред. Н.Г.Зайнышева. — Москва: Владос, 2002.
  41. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психо-социальной практики: Учеб. пособие /М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро — Москва: Академия, 2002.
  42. Фалевич, Н.А. Программа «Семья» в работе социально-педагогической службы. /Н.А.Фалевич //Адукацыя і выхаванне.— 2003.— № 7.
  43. Фоменок, И.Н. Особенности работы с кризисной семьей. /И.Н.Фоменок //Сацыяльна-педагагічная работа.— 2003.— № 3.
  44. Хухлаева, О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы). /О.В.Хухлаева — Москва, 2003.
  45. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей. /В.М.Целуйко. — Москва: Владос, 2003.
  46. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания. Учеб. пособие для студ-ов пед. специальностей ВУЗов. /В.В.Чечет. — Мозырь: «Белый ветер», 2003.
  47. Шульга, Т.Н. Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи. /Т.Н.Шульга, Л.Я.Олиференко //Сацыяльна-педагапчная работа.— 2003. — №2.
  48. Шеремет, Н.В. КДН — координационный орган по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков. /Н.В.Шеремет //Сацыяльна-педагагічная работа. — 2003.— № 2.
  49. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога. /М.В.Шакурова. – М., 2002.
  50. Шикун, А.И. О проблеме формирования здорового образа жизни молодежи. /А.И.Шикун //Адукацыя і выхаванне.— 2003.— № 2.

Далее

Источник: Методические материалы
Социально-психологическая помощь семье
Авторы-составители:
П.В.Зязюлькин,
Г.Д.Воднева,
Е.С.Боброва,
М.И.Ставицкая

Источник

    type=»square»>

    02.03.2020Взаимодействие бизнеса и системы образования в решении вопросов кадрового обеспечения экспортно ориентированных предприятий

    Заседание комитета Белорусской торгово-промышленной палаты по промышленной политике и предпринимательской деятельности совместно с УО “Республиканский институ профессионального образования” прошло на базе Минского государственного автомеханического колледжа имени академика М.С. ВысоцкогоПодробнее…

    28.02.2020Готовимся к «JuniorSkills Belarus- 2020»

    27 февраля на базе учреждения образования «Республиканский центр инновационного и технического творчества» прошел республиканский семинар по подготовке к «JuniorSkills Belarus» в 2020 годуПодробнее…

    27.02.2020На повестке дня Гродненская область

    Сегодня в рамках рабочей поездки в Гродненскую область Министр образования И.В.Карпенко посетил Лунненскую среднюю школу Мостовского районаПодробнее…

    27.02.2020Сегодня будут подведены итоги ХХХI-го республиканского конкурса научных биолого-экологических работ учащихся

    Заключительный этап конкурса проходит на базе «Республиканского центра экологии и краеведения»Подробнее…

    Главная : Родителям : СППС : Эффективные формы социально-психологической работы с семьей

    Социально-педагогическое
    и психологическое сопровождение родителей,
    имеющих детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).

    Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. У него очень высокий уровень зависимости от семьи, ограниченные навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится сложной для семьи, родители оказываются в психологически непростой ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, часто впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая и психологическая помощь посредством:
    — выявления трудностей, проблем взаимодействия в семье;
    — подбора педагогических средств регулирования взаимодействия между членами семьи;
    — создания благоприятной психологической атмосферы для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.
    Социально-педагогическое и психологическое сопровождение – один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально — педагогической и психологической службы учреждения образования. Программа психологической помощи родителям детей с ОПФР позволяет скоординировать взаимодействие всех участников образовательного процесса.
    Программа психологической помощи родителям детей с ОПФР имеет следующие основные цели:
    • изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;
    • оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком;
    • обучение родителей приемам устранения нежелательного поведения ребенка;
    • оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги;
    • привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей.
    Для достижения этих целей использовались такие виды психологической помощи, как:
    — индивидуальное консультирование,
    — групповая работа,
    — просвещение,
    — активное взаимодействие специалистов и родителей,
    — активное вовлечение родителей в жизнь школы.

    Индивидуальные консультации.
    Первым и важным этапом в оказании психологической помощи родителям детей с ОПФР является индивидуальная консультативная работа.
    В процессе этой деятельности, во-первых, выявляются родители, остро нуждающиеся в психологической помощи, во-вторых, определяются общие проблемы семей, в которых воспитываются дети с ОПФР.
    Индивидуальные встречи позволяют понять, что волнует родителей, и в какой помощи они нуждаются. Поскольку формирование личности любого ребенка, в том числе и с отклонениями в развитии, происходит в первую очередь в семье, то от характера взаимоотношений родителей с ребенком зависит, насколько адекватными будут его контакты с социальной средой. Выявлено, что большинство семей с проблемными детьми характеризуются различными типами дисгармоничного воспитания и низким уровнем общения. Практика показывает, что отношение родителей к такому ребенку иногда бывает неверным: от полного игнорирования болезненных симптомов до значительного преувеличения этих симптомов, постановки собственного диагноза и панической реакцией на него. Поэтому, прежде всего, при консультировании родителей нужно учесть не только характер заболевания ребенка и его индивидуальные особенности, но и специфику школьной и семейной ситуации.
    Консультативные беседы показывают, как разнятся позиции родителей по отношению к ребенку и к особенностям его развития, как по-разному они реагируют на действия детей.
    Одни — растеряны, жалуются, что им никто не помогает, им нужна, прежде всего, эмоциональная поддержка, сочувствие.
    Другие нуждаются в получении информации о психофизических особенностях и возможностях своего ребенка, они настроены на поиск путей решения проблем.
    Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно — развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.
    На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).
    Исходя из потребностей родителей, совместно с ними разрабатывается план действий.
    Психологом ведется работа по формированию у родителей позитивного взгляда на ребенка, оказывается эмоциональная поддержка тем, кто по-прежнему испытывает чувство вины, проявляет тревожность. Постепенно сотрудничество с родителями становится все более плодотворным.
    Особое внимание на повторных консультациях уделяется обучению родителей умению общаться с ребенком. Родители описывают то поведение, которому они хотят научить ребенка. По желанию родителей составляется программа индивидуальной помощи ребенку. Мать и отец привлекается к работе по формированию у ребенка общей способности к учению, развитию познавательных процессов.
    Ориентировочная тематика бесед с родителями может быть следующей:
    • Роль общения в жизни ребенка.
    • Причины возникновения конфликтов у детей.
    • Как научить детей общаться?
    • Как научить ребенка понимать других людей?
    • Воспитание у детей чуткости и внимательности.
    • Этика семейного общения.
    • Воспитание терпимого отношения к людям.     

                    

    Групповая работа.
    Психолого-педагогическая поддержка родителей жизненно необходима, потому что именно от родителей и их вклада в процесс воспитания и обучения зависит полноценное развитие детей с ограниченными возможностями. Большую роль для оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания и развития детей играет групповая работа
    В рамках коррекционной помощи родителям в решении проблем психолог может использовать различные групповые формы работы, например:
    1. Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви.
    2. Психокоррекционная работа с матерями, которые воспитывают детей с отклонениями в развитии.
    3. Групповые психокоррекционные занятия «Создание благоприятного психологического климата в семье».
    4. Тренинг родительской компетентности.

    Групповая коррекционная помощь родителям состоит из трех этапов:
    I этап — установочный.
    Его цели:
    -создание группы;
    -установление отношений доверия;
    -снятие у родителей эмоционального напряжения.
    II этап — коррекционный.
    Его цели:
    -обучение родителей способам коммуникации с ребенком через ролевые игры,
    -демонстрация эффективного общения с ребенком;
    -овладение родителями техникой бихевиоральной модификации поведения ребенка;
    -повышение чувствительности родителей к проблемам ребенка и эмоциональному состоянию детей;
    -информирование родителей о психологических особенностях детей.
    III этап — завершающий.
    Его цели:
    -закрепление полученных навыков;
    -создание положительного эмоционального настроя и желания использовать -полученные знания и умения за пределами коррекционной группы.
    Рассмотрим основные проблемы родителей, которые могут обнаружиться в ходе тренинга:
    • Преодоление трудностей в различных видах деятельности.
    • Многих матерей волнуют трудности, испытываемые ребенком в учебе и поведении.
    • Неумение ребенка общаться. Нарушение социальной адаптации.
    Большая часть матерей высказывает беспокойство по поводу неумения ребенка общаться с близкими и окружающими.
    • Потенциальные возможности ребенка.
    • Прогноз социального становления ребенка.
    По мере проведения занятий обнаруживается, как меняется эмоциональное состояние родителей. Часть из них испытывают потребность в практических советах. У части появляется мотивация на дальнейшую работу. По мере проведения групповых занятий высказывания родителей о ребенке становятся более обстоятельными, продуманными — все это говорит о том, что напряжение, чувство одиночества, безысходности постепенно уступает место уверенности в возможность помочь ребенку социально адаптироваться.
    На занятиях также решаются задачи повышения психолого-педагогической грамотности родителей, повышение сензитивности к ребенку через моделирование типичных ситуаций внутрисемейного общения и взаимодействия с ребенком. Им предлагается обсудить бытовые ситуации и найти свой способ решения. После моделирования ситуаций родители обмениваются мнениями, рассказывают, что они чувствуют, они начинают лучше осознавать свое общение с ребенком, видеть свои ошибки. В ходе тренинга можно использовать техники бихевиоральной модификации поведения ребенка.
    На первом этапе родителям предлагается составить список беспокоящих их форм поведения ребенка.
    Обсуждение представленных списков позволяет выделить простые и понятные поведенческие «мишени»:
    -«ведет себя вызывающе»,
    — «бьет детей»,
    -«кричит в общественных местах»,
    — «отказывается делать уроки» и т. п.
    Анализ проблем позволяет родителям критически их осмыслить и отказаться от значительной части претензий, обусловленных излишней тревожностью («не любит, когда ему делают замечание», «не всегда слушается старших»).
    Первый этап заканчивается построением так называемой «лестницы проблем», на нижней ступеньке которой располагается самая простая, конкретная и наиболее реально достижимая поведенческая «мишень», а на каждой последующей — по одной мишени, которые отличаются друг от друга постепенно возрастающей степенью трудности.
    Затем лестница графически изображается на бумаге, что облегчает соблюдение принципа последовательного решения сформулированных проблем.
    Второй этап заключается в составлении каталога подкреплений и наказаний в качестве положительных и отрицательных стимулов.
    Моделируя различные поведенческие ситуации, родители учатся использовать как позитивные, так и негативные подкрепления.
    Третий этап представляет собой практическое осуществление программы коррекции поведения ребенка, проводимой родителями.
    Родители анализируют свои реакции на «плохое» поведение ребенка, делятся опытом использования стимулов, подавляющих нежелательное поведение и формирующих желательное. Высказывания родителей показывают, что они более внимательно и критически оценивают причины отклоняющегося поведения детей и собственное реагирование на такое поведение.
    В конце групповых занятий психолог просит родителей поделиться впечатлениями от тренинга.

                 
    Просвещение родителей.
    На этапе просветительской работы психологическая служба раскрывает общие проблемы психического развития детей с особыми потребностями. Нужно знакомить родителей с приемами реагирования на особенности поведения, как их ребенка, так и его сверстников. Кроме того, развитие и воспитание ребенка с особыми потребностями требует специальных знаний о заболевании, его последствиях и потенциальных возможностях ребенка. Родителям необходимы практические рекомендации по присмотру за детьми, разъяснения и рекомендации по решению повседневных проблем, связанных с воспитанием, знакомство с опытом других родителей, которые успешно решили подобные проблемы.
    Основными формами деятельности с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии, являются:
    -родительские конференции,
    -«круглые столы»,
    Лекции на следующие темы: « Повышение знаний родителей о психологических особенностях детей с ОПФР», «Формирование у детей с ОПФР практических навыков по преодолению и предупреждению отклонений в развитии познавательной сферы, поведении», « Привлечение родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка».
    Темы лекций и конференций охватывают широкий круг проблем:
    -Взаимодействие школы и семьи — важнейшее условие социального развития личности ребенка»,
    -Основа семейного воспитания — здоровый образ жизни»,
    -Как воспитывать культуру поведения ребенка с ОПФР»,
    -Психофизиологические возможности детей и посильная трудовая деятельность» и другие.
    На первой лекции предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны, а также дополнить вопросами, которые не представлены, но важны для них.

    Взаимодействие специалистов и родителей.
    Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Совместное обучение родителей и детей проводится разными специалистами в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.
    Цели занятий:
    — развитие потенциальных возможностей ребенка с ОПФР.
    — обучение родителей психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком;
    -о родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
    — обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности своего ребенка;
    — формирование средств речевого общения и умений практического их использования.
    Дефектолог на совместных занятиях показывает коррекционные упражнения, обучая матерей проведению их в домашних условиях.
    Педагог социальный знакомит родителей с деятельностью организаций, занимающихся вопросами защиты материнства и детства, с законодательством по защите прав ребенка, с организацией учебно-воспитательного процесса в учреждении образования;
    обучает родителей и детей составлять деловые бумаги (адрес, заявление, и др.); изучает жилищно-бытовые условия проживания с целью контроля внутрисемейной ситуации.
    На практических занятиях, проводимых всеми участниками образовательного процесса (дефектолог, педагог-психолог, педагог социальный, учителя — предметники) родители в процессе совместной деятельности осваивают специальные коррекционные приемы и навыки, направленные как на освоение определенной темы, так и на общее развитие ребенка.
    Параллельно с совместными групповыми занятиями проводятся индивидуальные практикумы, на которых закрепляются навыки и умения совместной деятельности родителей и детей.
    Темы занятий определяются запросами матерей и наблюдениями специалистов за динамикой развития конкретного ребенка.

    Вовлечение родителей в жизнь школы.
    Педагогический коллектив школы привлекает родителей к активному участию в различных сферах школьной жизни. Они будут помощниками в проведении утренников, праздников, часов общения, спортивных соревнований. Школьные праздники могут закончиться совместным чаепитием. Участвуя в общих делах, родители больше общаются со своими детьми и лучше понимают и принимают их, что в конечном итоге способствует социальной адаптации детей с ОПФР.

    Работа с родителями данной категории требует не только высокого профессионализма специалистов учреждения образования, но и высокоморальных личностных качеств, душевности, способности вызвать родителя на откровенный (честный) разговор. Всякий раз, выстраивая работу с семьей, мы должны помнить, что главная цель — сделать семью своим союзником в воспитании и обучении ребёнка.

    Из опыта работы педагога-психолога
    государственного учреждения образования
    «Средняя школа №2 имени Героев Днепровской флотилии г. Пинска»
    Петрович Оксаны Александровна 

    Заявка государственного учреждения образования
    «Средняя школа №2 имени Героев Днепровской флотилии г. Пинска»
    на участие в e-mail-конференции на тему
    «Эффективные формы социально-психологической работы с семьей»

    ФИО участника

    Стаж работы

    Место работы

    Должность

    Контактный телефон, электронный адрес 

    Петрович Оксана Александровна

    ГУО «Средняя школа № 2 имени Героев Днепровской флотилии г. Пинска»

    Педагог-психолог

    8 0165 331922

       

    Читайте также:  Что влияет на развитие и здоровье ребенка

    Адрес: г.Пинск, ул. Калиновая,4
    Телефон: 8(0165)633900
    Электронная почта:sch2@pinsk.edu.by
    НИРУП «ИППС» Регистрационное свидетельство № 2141711590 от 18.04. 2017 г.

    Источник