Помощь родителям в развитии ребенка
Консультация для родителей «Истоки трудолюбия».
Наши сегодняшние малыши- будущие труженики. И надо готовить их к этой обязательной и почётной для человека, гражданина миссии. Труд не только источник личных материальных благ, но и служение народу, основа процветания и могущества нашей родины России. Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянуться к делам старших, копируют их действия:
-ребёнок строит как папа стуча молоточком, стирает как мама, наводит порядок как бабушка.
— с удовольствием помогает старшему брату чинить велосипед.
И хотя труд малышей скорее игра, однако, подобные проявления следует всячески поощрять и поддерживать.
Воспитатель разъясняет родителям, что надо учитывать возможности дошкольника и особенности его трудовой деятельности в том или другом возрасте..Возможности эти весьма ограничены, у ребёнка нет трудовой сноровки, он не умеет предвидеть результаты своих усилий и выполняет с удовольствием лишь то, что ему нравится и удаётся.
И главное, его труд не может заменить труд взрослого.
Зато воспитывающее значение труда для ребёнка огромно. В труде у него формируются такие качества, как чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность.
Кто из взрослых не знает, как трудовое поручение организует поведение детей!
Непоседа проявляет усидчивость и сосредоточенность; медлительный –ловкость и смекалку; шалун-деловитость и терпение; неумейка- старание и желание сделать как можно лучше ( конечно, при условии, что поручение заинтересует его).
С чего начинается трудовое воспитание ребёнка?
С малого, с выработки у него навыков самообслуживания. Самый удобный момент наступает тогда, когда ребёнок впервые заявляет: «Я сам».Важно не прослушать этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность. Конечно, пока ребёнок мал, он нуждается в помощи взрослого. Но помощь помощи- рознь. Плохо если малыш превращается в куклу, которую кормят, умывают, одевают, вопреки стремлению сделать самостоятельно( часто родители говорят: « У меня нет времени ждать пока он оденется сам, я опаздываю»). Помощь должна лишь побуждать его к самостоятельным действиям.
Вот мама обучает дочку и приговаривает: «Эту туфельку наденем на эту ножку. Вот так…А эту наденет сама Танечка…А теперь умываться! Возьми мыло, оно красивое и душистое ( показывает и даёт ребёнку понюхать, создавая этим желание умываться) ,намочим мыло водичкой и намылим ручки. Вот так. И – под струю воды. Ополоснули! А теперь умоем лицо( по-минутно приговаривая: « Водичка, водичка, умой Тане личико…») . Девочка сама трёт лицо мокрой ладошкой. А мама помогает перевести руку к щеке, на лоб. И вот в руках у Тани полотенце, она промокает им лицо.
Может всё это неуклюже, но не беда, мама поправит, научит.
Главное- путь к самостоятельным действиям ребёнка прокладывается терпеливо, без спешки и понуканий.
Уже в два- три года малыша необходимо учить самостоятельно снимать и одевать одежду, обувь, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать свои вещи, убирать игрушки. Ребятам этого возраста можно поручить поставить на стол хлеб, соль, разложить ложки, вместе со взрослым убрать со стола. А с каким удовольствием они выполняют просьбу папы или мамы что-то подержать, принести, подать, аккуратно сложить.
Дети трёх -четырёх лет могут сами ( при небольшой помощи взрослого или сверстников) одеваться и раздеваться, аккуратно складывая одежду. В детском саду их приучают замечать небрежность в костюме и по возможности устранять её, а при необходимости обращаться за помощью к взрослому. Дошкольники знают, что при входе в помещение надо вытирать ноги, после игры убирать игрушки на место, перед едой мыть руки, к концу пребывания во второй младшей группе детей привлекают к дежурству по столовой, и они с большим удовольствием помогают младшему воспитателю- раскладывают хлебницы, ложки, убирают после еды чайную посуду.
А с каким желанием малыши выполняют поручения взрослых!
Вместе с воспитателем кормят птиц, поливают комнатные растения и посадки на грядках. Уже в этом возрасте надо воспитывать желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате и на участке, учить не сорить, не топтать зелёные насаждения, не рвать цветы и др. растения. Важно, чтобы названные несложные трудовые дела находили продолжение в семье . Поэтому воспитатель должна знакомить родителей с тем, чему учат детей в детском саду, как прививают им трудолюбие. Она советует, какие трудовые поручения могут выполнять дети дома. При этом подчёркивает, что эти поручения усложняются вместе с возрастом ребёнка.
Так, дети 4-5 лет вместе с родителями могут принимать участие в хозяйственных делах- убирать в своей комнате, вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, следить за своими вещами, содержать их в порядке. При этом родители должны внушать детям, что порядок в доме зависит от того, как каждый член семьи будет следить за своими вещами, поддерживать чистоту, трудиться для всех.
Старшему дошкольнику доступны более сложные поручения, которые могут потом сделать его постоянными обязанностями: накрывать на стол и убирать со стола, ухаживать за комнатными растениями и животными в доме, следить за своими игрушками и мыть их, стирать кукольное бельё, содержать в порядке книги на книжной полке.
В семьях, где занимаются огородничеством , цветоводством, дети тоже привлекаются к работе. Вместе со взрослыми они участвуют в подготовке и посадке рассады, проращивании семян, их посеве, подготовке почвы, уходе за всходами, уборке урожая. Это пригодится им в дальнейшей жизни. При этом взрослые рассказывают, какую важную роль играют продукты питания в жизни людей.
Таким образом, старший дошкольник может не только обслужить себя ( оде-ться, раздеться, застелить постель) , но и принимать посильное участие в делах взрослых, а главное трудиться для других, проявляя заботу о маме, папе, бабушке, младшем родственнике.
Одна из задач воспитателя- показать родителям значимость приобщения к трудовым будням семьи, как важнейшему средству формирования у него понятия «я должен», уважения к делам старших, ответственности перед ними, заботливости о них. Полезно, чтобы детям разъяснили: их участие в делах взрослых- это проявление к ним любви, заботливости и внимания.
Так, обучая малыша навыкам самообслуживания, стоит внушать ему мысль: когда он делает что-то самостоятельно ( ест, умывается, одевается, убирает игрушки т.д.) он тем самым освобождает маму или бабушку от дополнительных забот о нём. Пятилетнему ребёнку полезно напомнить, что выполняя поручения старших, он оказывает им помощь и облегчает их труд. Уклонение старших дошкольников от своих обязанностей должно рассматриваться как нечто из ряда вон выходящее.Надо разъяснить ему: не выполнил доверенное тебе дело, значит прибавил хлопот бабушке, маме. Они заботятся о тебе, а ты о них не позаботился.
В детском саду вся жизнь ребят наполнена трудом. Особое значение придаётся выработке у них привычке к трудовому напряжению. Такая привычка формируется благодаря тому, что дети постоянно и ежедневно выполняют задания, связанные с самообслуживанием, с выполнением режимных моментов, подготовкой к занятиям и их окончанием, поддерживанием порядка в игрушках, пособиях, в групповой комнате и на участке .Как видим, в группе создаётся атмосфера занятости, которая сама по себе является воспитывающим фактором. Ребёнок поставлен перед необходимостью соблюдать установленные правила: убирать после себя игрушки, готовить рабочее место перед занятием ( убирать его), стелить постель ко сну и убирать её после сна. Важно, чтобы и в семье детей приучали к труду.
А в вашей семье это так?
Например: встал утром- заправь свою постель ( «Так делают все члены семьи»); умойся и оденься сам ( «За тобой ухаживать некому- все собираются на работу, а ты- в детский сад. И взрослым, и тебе опаздывать нельзя!»).
Так трудовой режим семьи становится обязательным и для растущего человека. Повторяясь изо дня в день, эти трудовые действия становятся для него жизненной потребностью, а привычка к трудовым усилиям естественным состоянием. А если вы его ещё и похвалите… Взрослые используют различные ситуации для включения ребёнка в труд:
-Вика торопится на прогулку, там её ждут увлекательные игры, подружки. Но бабушка говорит: «Помоги мне, пожалуйста, а тогда уж и гуляй!» В другой раз она напоминает внучке: «Если хочешь чтобы твой щенок был весел и здоров, то погуляй с ним».
К сожалению, не все родители придерживаются этих правил, дома опекают ребёнка, торопятся сами сделать то, с чем он сам вполне мог бы справится: убирают за ним разбросанные вещи, поправляют на нём одежду, обувают, умывают, прислуживают за столом…И ребёнок успевает привыкнуть к мысли, что он постоянный объект внимания взрослых. И уже не проявляет желание что-то сделать самостоятельно, а полагается на взрослого, даже пытается командовать им: «Подай, принеси, не умею, не хочу, не буду». Родители же не усматривают в этом ничего тревожного , у них всегда находятся готовые дежурные оправдания:
-«На то мы и родители чтобы ухаживать за ребёнком!».
— « Он ещё совсем маленький, чтобы говорить о рудовом воспитании».
— «В трудовой семье ребёнок не может вырасти белоручкой» и т.д.
Задача педагога разъяснить родителям, что правильное отношение к труду легче сформировать там, где ребёнок не только видит пример трудолюбия старших, но и помогает им, имеет постоянные обязанности по дому, выполняет поручения, связанные с общими делами семьи. В процессе совместного труда растущий человек приобретает необходимые навыки и умения которые необходимы ему в школе и в дальнейшей жизни. И, главное, у него вырабатывается психологическая установка на труд как на жизненно важную потребность.
Полезно воспитывать у старшего дошкольника умение заниматься не только тем, что хочется в данную минуту, но и тем, что необходимо: присмотреть за младшим членом семьи, покормить животное, помочь маме или папе. Надо учить его при необходимостип ереключаться с одно йдеятельности ( инте-ресующей его),на другую ( обязательную).Например: занят иртересным делом, но младший член семьи нуждается в помощи, нужно прерваться, чтобы помочь. В таких ситуациях у ребёнка формируется способность переключаться от «хочу» к «надо».С этого берут начало ответственность, понимание своих обязанностей.
Но дети есть дети. Поэтому нельзя злоупотреблять приказными методами для того, чтобы ребёнок занимался трудом. Переключая ребёнка на труд, нельзя не учитывать его настроение, увлечённость своим делом и то, насколько это дело целесообразно. Если, к примеру дошкольник старательно рисует, лепит или конструирует, то стоит отложить своё намерение дать ему трудовое поручение.
Занятие полезным делом должно приносить ребёнку радость и удовлетворение, создавать хорошее настроение. Только тогда он будет любить труд.
И ещё он станет любить труд, если почувтсвует себя ловким и умелым, если испытает удовольствие от затраченных усилий. Потрудился, постарался и вот результат: достиг того, чего желал!
Однако в силу отсутствия жизненного опыта и должной сноровки это не всегда удаётся ребёнку: он многого не знает и не умеет, и часто делает не так даже тогда, когда искренне старается:
-сооружая постройку из строительного материала, разбросал детали по всей комнате..
-после обеда убирает со стола, тарелкиставит стопкой так, что остатки супа выливаются прямо на стол.
— крошки смахивает рукой в ладонь, а затем руку вытирает о свой костюм.
Может ли такой труд радовать ребёнка? Может ли принести удовлетворение, если он не обладает необходимыми навыками, не умеет действовать осмысленно и последовательно, не знает как пользоваться орудиями труда и т.д.?
Вот почему дошкольника, который впервые соприкасается с практическим делом, надо учить трудиться формировать у него элементарную культуру трудовой деятельности: развивать умение работать ловко, в темпе, проявляя деловитость и смекалку; правильно прменять орудия труда, содержать их в исправности и чистоте; прививать умение организовать свою работу- готовить рабочее место,необходимые инструменты и предметы труда: учить планировать работу, предвидя её ход, последовательность и результат; делать всё аккуратно, не пачкая одежду и лицо, не оставлять дело не законченным; убирать по завершении работы всё чем пользовался ( в чистом виде и в полной исправности, приводить в порядок себя и рабочее место).
Культура трудовой деятельностти во многом зависит от наличия у ребёнка орудий труда. Важно, чтобы в его распоряжении был необходимый инвентарь для хозяйственных дел по дому, уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, инвентарь для ручного труда и работы с тканью.Такой инвентарь должен иметь привлекательный вид, соответствовать физическим силам и росту дошкольника.Тольков этом случае можно рачитывать на то, что ребёнок овладеет правильными трудовыми делами, будет работать с удовольствием и результативно.Ведь, например, большие и тяжёлые лопаты или грабли не только не вызовут желание трудиться, но и затруднят процесс труда.Ребёнок затратит много сил, но не получит радости, т.к. устанет и вряд ли сможет довести дело до конца.Если вы хотите приучить ребёнка следить за чистотой одежды и обуви, то должны позаботиться , чтобы он имел под рукой всё, что для этого потребуется . А труд на садовом участке принесёт малышу радость, если в его распоряжении для обработки почвы и ухода за растениями есть необходимый инвентарь ( лопата железная для перекопки земли, заранее вскопанной взрослым, грабли металлические для рыхления, очистки поверхности почвы от камней и выравнивания поверхности гряд( длина граблей 100-110 см.) , ведро и лейка, совок для выкапывания и посадки растений, окучивание и рыхление почвы. Учитывая, что дошкольник не способен в полной мере к абстрагированию, которое так необходимо при планировании трудовых действий, взрослый может уточнить с ребёнком, как он намеревается выполнить поручение- что для этого потребуется, с чего начнёт работу и т.д.В общем постараться предвосхитить возможные ошибки ребёнка и помочь ему организовать процесс работы. Особую воспитательную значимость таит в себе результат труда, ибо он приносит детям радость, удовлетворение от затраченных усилий: убрали в игровом уголкеи теперь там стало приятно играть, починили книги- и они снова вернулись на книжную полку и будут рассказывать интересные истории сделали сувениры и поздравили мам и бабушек с 8 Марта, а пап с 23 февраля и т.д.
Родителям важно помнить самим пословицу и ознакомить с ней детей «Без труда, не вытащиш рыбку из пруда!»
Источник
Ксения Шикина
Помощь родителям в организации семейного воспитания
ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
К. А. Шикина
(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 63 «Весняночка», г. о. Тольятти)
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.
Отечественные ученые и педагоги-практики исходят из того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись «в хвосте детского развития», ориентируясь на его вчерашний день, а должно соответствовать «завтрашнему дню детского развития». В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности, как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей. Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.
Для старших дошкольников и младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди — отец, мать, воспитатель. Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей и в тесном взаимодействие с семьей.
Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга.
Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения,или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности. Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность — относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему «Портрет моего ребенка» такие родители незаметно для самих себя не столько описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают то, как они воспитывают ребенка.
Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л. Ф. Островской, В. М. Ивановой и др.). Родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах, формах его воспитания.
В нашем детском саду для оказания индивидуальной помощи в вопросах воспитания и развития детей, организована работа с родителями в виде «Родительской гостиной». На этих встречах родителям дается информация в доступной для восприятия форме о возрастных особенностях детей, о гендерном подходе в воспитании, стиле семейного воспитания, его влияние на формирование личности ребенка дошкольника. Проигрываются игры, в которые играют дети (способы психологической защиты и пути выхода из конфликтных ситуаций).
Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение для воспитания восприимчивого к различным воздействиям и склонного к подражанию ребенка.
Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса — родителями и педагогами – важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.
Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа можно обозначить помощь семье, установление доброжелательного, содержательного общения с родителями воспитанников детского сада.
Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же, родители не похожи друг на друга, как не похожи, один на другого, дети.
Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви — поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.
Работая с детьми 2-3 лет, можно смело сказать, что связь детей с родителями настолько крепка, насколько это позволяет природа отношений. А основной задачей для воспитателей является развитие и укрепление этой связи. Мы даем возможность родителям проживать те эмоциональные состояния, используя основные виды деятельности детей, чтобы они смогли принять и понять поступки и состояния своих детей на каждом возрастном этапе.
Список литературы:
1. Рогов, — Е. И. Воспитатель как объект психологического исследования/ Е. И. Рогов — М.: ПРИОР, 2002 — 200 с.
2. Сухомлинский, — В. А. Мудрость родительской любви/ В. А. Сухомлинский – М.: Просвещение,1998 – 290 с.
3. Яковлев, — П. А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания ребенка/ П. А. Яковлев – М.: Смарт, 2004 – 88с.
Источник