Помощь ребенку решении актуальных задач развития обучения

Помощь ребенку решении актуальных задач развития обучения thumbnail
Помогаем детям учиться находить решения

Рейтинг
15

Советы родителям о том, как развить у детей навыки решения текущих задач и проблемных ситуаций

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Дети по природе своей любят решать проблемы и всевозможные задачи, и благоприятная обстановка, создаваемая с раннего детства и позволяющая им взаимодействовать друг с другом, а также непосредственно участвовать в принятии решений, предлагает бесчисленное множество возможностей для развития данного навыка. Полученные при этом впечатления помогают детям научиться ценить различные типы мышления, мыслить логически и творчески и быть активными строителями собственной жизни.

Окиньте взглядом комнату ребенка

Дети постоянно используют навыки решения вопросов и задач (т. е. определенных проблемных ситуаций): когда экспериментируют и исследуют, выбирают материалы и пытаются взаимодействовать: «На какое расстояние брызнет струйка воды?», «Откуда исходит этот звук?», «Что, по-твоему, произойдет, если мы добавим еще один кубик?». Мы часто разделяем обучение детей на эмоциональную, социальную, творческую, когнитивную и физическую составляющие. Но наблюдая за их занятиями в течение дня, мы понимаем, что навыки решения задач охватывают все области развития.

Многогранное мышление

Навыки творческого и критического мышления являются важными компонентами умения решать задачи.

1. Творческое мышление – это способность рассматривать задачу под разными углами и с разных точек зрения. Оно предполагает умение искать разные способы действий, генерировать новые идеи или использовать материалы при помощи уникальных способов. Основа творческого мышления – это готовность идти на риск, экспериментировать и даже совершать ошибки.

Способы развития: для развития творческого мышления, в том числе, нужно учить детей гибко и свободно мыслить. Свободное мышление – это способность беспрепятственно выдвигать идеи; гибкое мышление позволяет видеть разные возможности или по-новому рассматривать объекты или ситуации. Так как процесс решения задач у детей происходит в течение всего дня, вы можете предложить им занятия, способствующие развитию творческого мышления. Вот некоторые из них:

  • «Мозговой штурм» (коллективное обсуждение). Развивайте свободное мышление детей, задавая им вопросы, предполагающие несколько правильных вариантов ответов. Такие вопросы должны касаться интересов детей и реальных жизненных ситуаций. Например, если дети обсуждают ночное время, вы можете попросить их подумать о том, что светится ночью, о людях, которые работают в ночную смену, и о том, чем бы они хотели заняться, если бы у них появилась возможность не спать всю ночь.
  • Размышление. Развивайте гибкое мышление детей, предлагая им высказывать свое мнение о конкретных предметах или ситуациях в вашей комнате. (Помните: это упражнение также лучше всего работает в контексте того, что происходит, т. е. в контексте реальных жизненных ситуаций.) Например, Катя ищет шляпу для театральной постановки в коробке с реквизитом и не может найти. Какие еще предметы она могла бы использовать в качестве шляпы? Могла бы она сделать шляпу сама? И каким образом? Также вы можете во время группового чтения попросить детей поразмышлять над тем, почему мальчик с книжной обложки выглядит грустным.

2. Критическое мышление – это способность мысленно разбивать задачу или идею на несколько составляющих и анализировать каждую из них. Умение сортировать, классифицировать и сравнивать сходства и отличия является частью этого важного навыка. Критическое мышление также можно назвать логическим мышлением.

Способы развития: когда большая задача разбивается на мелкие части, ее становится легче понять и решить.

  • Побуждение к решению. Поощряйте детей практиковать критическое и логическое мышление, задавая им открытые вопросы, такие как: «При помощи скольких способов ты можешь рассортировать эти кубики?», «Сколько ты знаешь разных способов построить дом с помощью этих кубиков?», «Чем бы отличался дом, если бы ты использовал все кубики одного размера?».
  • Умение слушать. Задавая вопросы о том, что, на первый взгляд, не имеет смысла, вы также побуждаете детей мыслить критически. Когда ребенок задается вопросом «Почему на детской площадке есть моя тень, а дома ее нет?» или «Почему я не могу увидеть ветер?», вы не должны предлагать ему единственно правильный ответ. Вместо этого побуждайте детей придумывать и высказывать собственные предположения.

Роль родителей

Вы способствуете развитию навыков решения задач, не столько предлагая детям специальные материалы или особенные занятия, сколько демонстрируя отзывчивое, доверительное отношение. Вот еще несколько полезных способов содействовать детскому развитию:

  • Ежедневно давайте детям достаточно времени для занятий, основанных на их интересах и уровне развития. Свободные, неструктурированные игры предоставляют детям бесконечные возможности для определения и решения задач.
  • Уступите лидерство детям. Наблюдая за взаимодействиями и дилеммами детей, вы можете поддержать их усилия для решения задач и помочь им достичь целей.
  • Подкрепляйте детские решения. Пусть дети знают, что их идеи и усилия ценны для вас.
  • Расширяйте возможности для проявления творческого мышления и решения всевозможных проблем и задач. Задавайте открытые вопросы, связанные с занятиями детей, чтобы помочь им рассмотреть проблему, которую они пытаются решить, под новыми и разными углами зрения.

Воспитание детей, обладающих хорошими навыками решения задач

Родителям важно выполнять четыре функции – наблюдателя, соратника, координатора (организатора) и примера для наблюдения, поощрения, взаимодействия в качестве партнера, задающего вопросы, а также для обмена с детьми опытом решения задач.

В роли наблюдателя:

  • Отступите и наблюдайте за тем, как дети самостоятельно решают задачу. Иногда кажется, что легче и быстрее вмешаться и решить проблему вместо детей или показать им «правильный» способ решения, но слишком быстрое вмешательство может воспрепятствовать развитию детского мышления или отправить посыл о том, что вы не уверены, что дети способны обдумывать свои задачи самостоятельно. Вместо того чтобы вмешаться немедленно, отступите и понаблюдайте за тем, как ребенок использует собственные навыки принятия решения. Имейте в виду, что способ, при помощи которого ребенок решает задачу, не всегда выглядит как мыслительный процесс. На самом деле, он может выглядеть даже как спор, эксперимент или необычный и неряшливый способ использовать материалы.
  • Сосредоточьтесь на самом процессе. Постарайтесь набраться терпения, поощряя детей пробовать новые способы решения и смотреть на задачи с новых точек зрения.

В роли соратника:

  • Признавайте детские усилия, давая им понять, что вы придаете большое значение тому, что они делают. Поддерживайте детей такими словами: «Посмотри, сколько различных способов ты испробовал, чтобы найти подходящее место для этого кусочка паззла. Ты приложил много усилий, правда ведь?». Иногда, все, что нужно ребенку, – это ваша невербальная поддержка. Улыбка, понимающий кивок головы или поднятый вверх большой палец могут великолепно продемонстрировать вашу поддержку и мотивировать детей на продолжение мыслительного процесса. Помните также о том, что если вы даже просто спокойно сидите рядом, тем самым вы говорите ребенку: «Я понимаю, что ты делаешь, и я знаю, как это важно».
  • Создавайте благоприятную обстановку, в которой дети смогут свободно выражать свои мысли без страха допустить ошибку или не быть принятыми всерьез. Сделайте так, чтобы обстановка, окружающая детей, стала для них защищенной «лабораторией», в которой они ежедневно могут экспериментировать и практиковать навыки решения задач.
  • Предоставьте детям возможности для ничем не ограниченных занятий. Создавайте для детей возможности предлагать и решать собственные задачи и достаточно времени для проверки всевозможных идей и решений.

В роли координатора (организатора):

  • Когда дети заняты решением задач, подкидывайте им провокационные, неожиданные вопросы, чтобы направить их на новые способы мышления. Помните: на открытые вопросы существует множество ответов, которые заставляют детей думать и корпеть над задачами. Недвусмысленные, узкие вопросы, которые предусматривают только ответы «да» или «нет», могут действительно препятствовать мыслительным процессам детей.
  • Поощряйте детей самовыражаться. Вместо того чтобы рассказывать о том, что они могут сделать сегодня в своей творческой мастерской, предоставьте им материалы и пригласите на коллективное обсуждение идей. Вы можете сказать: «Мне нужна твоя помощь. Я принесла целый мешок разных принадлежностей для рисования. Как ты думаешь, как мы можем использовать их?». Затем пусть дети воплощают свои идеи и делают все, что хотят, а вы лишь должны вносить предложения. Такой подход послужит великолепным способом помочь детям освоиться с решением задач. Когда они видят, что у вас нет единственного «правильного» ответа или метода, они перестают бояться сделать что-то «неправильно» и начинают доверять своему замечательному творческому мышлению.
  • Предоставьте различные возможности для того, чтобы дети набрались опыта при решении задач. Предлагайте игры, головоломки, обсуждения и литературу – широкий спектр занятий, которые вдохновляют на творческое и критическое мышление и заставляют детей напрягать свой ум.

В роли примера для подражания:

  • Подумайте о своем подходе к решению проблем. Осознаете вы это или нет, но дети постоянно за вами наблюдают. Они наблюдают, как вы справляетесь с задачами, и копируют ваши методы для решения собственных задач. Обсуждайте с детьми способы решения. Когда возникают проблемы, рассказывайте им о ходе своих мыслей. Например, вы можете сказать: «У меня есть проблема. Я планировала сегодня использовать краски для рисования пальцами, но у нас закончилась бумага для рисования. Как ты думаешь, что нам делать? Может, стоит использовать другую бумагу? Интересно, что из этого выйдет? Или нам нужно подождать до завтра, потому что я не смогу купить ее сегодня вечером? Может, стоит взять в долг несколько листов бумаги у нашего соседа, он ведь учитель, и у она, наверняка, есть». Другими словами, демонстрируйте свободное мышление и позитивное отношение к проблеме, а также приемлемый процесс решения мелких повседневных проблем. И вовлекайте в этот процесс детей как можно активнее, спрашивая их мнения о возможных вариантах решения.
  • Используйте специальные термины. Когда вы разговариваете с детьми, используйте такие слова, как «проблема», «задача», «думай», «идеи» и «решения». Дети начнут использовать их для определения и описания своего собственного процесса мышления.
  • Будьте готовы совершать ошибки. Детей успокаивает тот факт, что взрослые тоже допускают ошибки. Поэтому расскажите детям о своих ошибках, а затем попросите их помочь вам решить проблему, возникшую в результате этих ошибок. Они почувствуют свою важность и в то же время поймут, что допускать ошибки, в конце концов, не так уж и плохо. Ведь ошибки – это отличная возможность учиться.

​Навык решения задач не требует запоминания фактов, таких как названия цветов или форм, или букв алфавита. Он лишь предполагает использование двух очень важных способностей – способности мыслить логически и способности мыслить творчески при использовании и применении фактов для решения задач. Занятия, связанные с решением проблем, сосредоточенные на ребенке и инициированные им, играют жизненно важную роль в развитии способности детей учиться, думать, чувствовать себя уверенно и быть компетентным в понимании собственного мира. Что может быть более важным?

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
3 оценок.

Развитие ребенка
06.05.2016

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 9 «Колобок»

Выступление на педсовете

 Тема: «Психолого-педагогическое

сопровождение  ребёнка в детском саду»

                                                        Учитель – логопед:  Целовальникова О.Д.

     Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.

    Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

    Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.

    В методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 № 28-51-51316) говорится о том, что: Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс);

     Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка: с миром; с окружающими (взрослые, сверстники); с самим собой.

    Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

    Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

  • Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
  • Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
  • Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

    Хочу обратить внимание на то, что проблема индивидуального сопровождения дошкольников представляет сейчас наибольшую значимость для личностного развития дошкольников и состоит в следующем: в детских садах отсутствуют необходимые условия, обеспечивающие равные права на качественное дошкольное образование, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей

 Характерные проблемы, которые необходимо решать в настоящее время:

  • Ухудшение здоровья детей:
  • . Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.
  • Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:
  •  Низкая квалификация педагогических кадров:
  • Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.

    В дошкольном возрасте закладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги-психологи, воспитатели, родители) развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба. Особенно важны знания возрастных особенностей детей для выстраивания психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

   Существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности.

   Такие периоды называют сенситивными. Учет вышеперечисленных теоретических обоснований является главным критерием возрастной периодизации в отечественной психологии.

Младенческий возраст (0 – 1 года); Ранний детский возраст (1 – 3 года); Дошкольный возраст (3 – 7 лет). В соответствии с периодизацией, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет.

    Таким образом, в основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежит психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.

Задачи психолого-педагогического сопровождения.

  • сохранение и укрепление здоровья детей
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка
  • помощь (содействие ребенку) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации
  • выявление первичных возможностей развития
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психолого-педагогической культуры) детей, родителей, педагогов.

Позволю себе напомнить основные направления психолого-педагогической работы, направления работы по психолого-педагогическому сопровождению.

  • Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем.
  • диагностика
  • консультирование (индивидуальное и групповое)
  • развивающая работа
  • коррекционная работа
  • психологическое просвещение и образование

Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

      За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

        В методических рекомендациях уточнены задачи психолого-педагогического сопровождения в дошкольных учреждениях: ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии; обеспечение готовности к школе. На уровне учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы  детей осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит: во-первых, возрастные особенности детей на разных периодах развития; во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.

Источник