Положения выготского о ведущей роли обучения и воспитания в развитии ребенка

Положения выготского о ведущей роли обучения и воспитания в развитии ребенка thumbnail

В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования»

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

  • 1) детское развитие имеет свой определенный ритм и темп, который меняется в разные годы жизни. Таким образом, год жизни в младенчестве не равняется году жизни в отрочестве;
  • 2) развитие — это цепь качественных изменений. Таким образом, психика ребенка качественно отличается от психики взрослого;
  • 3) каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития — это закон неравномерности детского развития;
  • 4) закон развития высших психических функций гласит, что они возникают вначале как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь потом становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Например, речь — это сначала средство общения между людьми, а в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Отличительными особенностями высших психических функций являются осознанность, произвольность, опосредованность, системность. Они формируются в течение жизни в процессе овладения специальными средствами, которые выработаны в ходе исторического развития общества. Развитие высших психических функций протекает в процессе обучения и усвоения;
  • 5) детское развитие подчиняется общественно-историческим, а не биологическим законам. Развитие ребенка происходит с помощью усвоения им выработанных исторически способов и форм деятельности. Отечественная психология и педагогика исходят из сформулированного Л.С. Выготским положения о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию.

Опираясь на реально достигнутый уровень развития, обучение должно всегда несколько опережать его, стимулировать, вести за собой. Иными словами, овладение знаниями должно быть организовано так, чтобы вносить новые элементы в деятельность, формировать новые отношения, новый уровень способностей и тем самым обеспечивать развитие. Конечно, степень опережения не безгранична, она определяется созреванием организма, в том числе мозговых структур, составом накопленного опыта.

Такое обучение называется развивающим, а его структура чаще всего носит «задачный» характер. Это значит, что содержание изучаемого предстаёт перед учащимися как цепочка задач и создающихся на их основе задачных (проблемных) ситуаций.

Идеи Л.С. Выготского имели развитие в отечественной психологии и привели к таким положениям:

  • 1) никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Процесс самого развития зависит от того, как эта деятельность будет осуществляться. Процесс развития — это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды — это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка;
  • 2) ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Форма и содержание ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.

В процессе развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности, иначе предметные стороны не имеют для ребенка смысла, затем происходит освоение операционно-технической стороны. Также в развитии может наблюдаться чередование этих видов деятельности. Формирование ребенка как члена общества происходит при усвоении общественно выработанных способов действий с предметами.

Педагогическая психология исходит из того, что познавательные возможности обучаемых не являются врожденными, а формируются в процессе обучения. Обучение — это движущая сила развития у человека. Обучение не должно приспосабливаться к развитию и «плестись у него в хвосте». Конечно, обучение должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на нем останавливаться, а для того, чтобы вести это развитие дальше, чтобы понять, каким должен быть следующий шаг. психический ребенок личность обучение

Поэтому, согласно Выготскому, обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой. Обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития и приводит в движение внутренние процессы развития, которые в самом начале для ребенка возможны только в процессе сотрудничества с товарищами и взаимодействия со взрослыми. Пронизывая весь ход развития, они становятся достоянием самого ребенка.

Источник

3. Концепция развития и обучения Л. С. Выготского

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

1) детское развитие имеет свой определенный ритм и темп, который меняется в разные годы жизни. Таким образом, год жизни в младенчестве не равняется году жизни в отрочестве;

2) развитие – это цепь качественных изменений. Таким образом, психика ребенка качественно отличается от психики взрослого;

3) каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон неравномерности детского развития;

4) закон развития высших психических функций гласит, что они возникают вначале как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь потом становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Например, речь – это сначала средство общения между людьми, а в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Отличительными особенностями высших психических функций являются осознанность, произвольность, опосредованность, системность. Они формируются в течение жизни в процессе овладения специальными средствами, которые выработаны в ходе исторического развития общества. Развитие высших психических функций протекает в процессе обучения и усвоения;

5) детское развитие подчиняется общественно-историческим, а не биологическим законам. Развитие ребенка происходит с помощью усвоения им выработанных исторически способов и форм деятельности. Обучение – это движущая сила развития у человека. Обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития и приводит в движение внутренние процессы развития, которые в самом начале для ребенка возможны только в процессе сотрудничества с товарищами и взаимодействия со взрослыми. Пронизывая весь ход развития, они становятся достоянием самого ребенка. При этом зоной ближайшего действия называется расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного его развития при содействии взрослых. Зона ближайшего развития определяет функции еще не созревшие, а находящиеся в процессе созревания. Таким образом, зона ближайшего развития характеризует развитие на завтрашний день. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка;

Сознание человека является не суммой отдельных процессов, а их системой. Например, в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте – память, в школьном возрасте – мышление. Остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.

Процесс развития – перестройка системной структуры сознания. Она является изменением его смысловой структуры. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания, это значит, что один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии.

Идеи Л. С. Выготского имели развитие в отечественной психологии и привели к таким положениям:

1) никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Процесс самого развития зависит от того, как эта деятельность будет осуществляться. Процесс развития – это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды – это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка;

2) ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Форма и содержание ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка – фундаментальный вклад отечественных психологов в детскую психологию. В своих исследованиях А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. Я. Гальперин показали зависимость развития психических процессов от характера и строения различных типов ведущей деятельности. В процессе развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности, иначе предметные стороны не имеют для ребенка смысла, затем происходит освоение операционно-технической стороны. Также в развитии может наблюдаться чередование этих видов деятельности. Формирование ребенка как члена общества происходит при усвоении общественно выработанных способов действий с предметами.

Д. Б. Эльконин, развивая идеи Л. С. Выготского, рассматривает каждый возраст на основе таких критериев:

1) социальная ситуация развития – это система отношений, в которую в обществе вступает ребенок;

2) ведущий, или основной, тип деятельности ребенка в этот период;

3) основные новообразования развития, причем новые достижения в развитии ведут к неизбежности изменения и социальной ситуации, к кризису;

4) кризис – это переломные точки в детском развитии, отделяющие один возраст от другого. Кризисы отношений – это кризисы в три года и в одиннадцать лет, вслед за которыми возникает ориентация в человеческих отношениях, а ориентацию в мире вещей открывают кризисы в один год и в семь лет. Деятельностная теория учения основывается на таких фундаментальных принципах:

1. Деятельностный подход к психике: психика человека неразрывно связана с его деятельностью, а деятельность – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач. При деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, которая обеспечивает решение определенных задач в процессе его взаимодействия с миром.

Психика – это, кроме прочего, и система действий, а не только картина мира и система образов. Связь между образами и действиями является двусторонней, но ведущая роль принадлежит действию. Ни один образ, абстрактный или чувственный, не может быть получен без соответствующего действия субъекта. Восприятие как чувственный образ – это результат действий восприятия. Понятие – это продукт различных познавательных действий человека, направленных на те объекты, понятие о которых у него формируется. Использование образа в процессе решения разных задач происходит путем включения его в какие-либо действия. Таким образом, без действий субъекта невозможно сформировать образ, восстановить его или использовать.

2. Социальная природа психического развития человека. Развитие человека и человечества в целом определено преимущественно социальными, а не биологическими законами.

Опыт человечества как вида закрепляется в продуктах духовной и материальной культуры, а не посредством механизмов генетической наследственности. Человек при рождении не имеет готовых приемов мышления, готовых знаний о мире. Он не открывает заново известных обществу законов природы. Все это он усваивает из опыта человечества и общественно-исторической практики. Воспитание и учение – это специально организованные виды деятельности людей, в процессе которых ученики усваивают опыт предшествующих поколений.

3. Единство психической и внешней материальной деятельности. Деятельностью является и психическая, и материальная деятельность. Оба вида деятельности имеют одинаковое строение, а именно: цель, мотив, объект, на который она направлена, определенный набор операций, которые реализуют действие и деятельность, образец совершения деятельности субъектом. Они являются актом реальной жизнедеятельности и выступают в виде активности конкретной личности. Также их единство заключается в том, что внутренняя психическая деятельность является преобразованной внешней материальной деятельностью, порождением внешней практической деятельности.

Процессы учения и воспитания в педагогической психологии рассматриваются как деятельность. В процессе обучения перед педагогом встает задача по формированию определенных видов деятельности, в первую очередь познавательной. Обучаемый не может ни усвоить, ни сохранить знания вне своих действий. Знать – означает выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с определенными знаниями. Поэтому задача обучения – сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

Педагогическая психология исходит из того, что познавательные возможности обучаемых не являются врожденными, а формируются в процессе обучения. Задача науки – выявить условия, обеспечивающие формирование познавательных способностей.

Поскольку психическая деятельность вторична, то новые виды познавательной деятельности необходимо вводить в учебный процесс во внешней материальной форме.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

ЛЕКЦИЯ № 1. Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики

1. Соотношение обучения и развития
Педагогическая психология занимает определенное место между педагогикой и психологией, являясь сферой их совместного изучения взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием психики человека.Она изучает в первую очередь

ЛЕКЦИЯ № 4. Характеристика и сравнительные особенности познавательных процессов и процесса развития личности в ситуациях обучения и

Раздел 3 Концепция социально-психологических нормативов и диагностика умственного развития
3.1. Психологическая диагностика и законы психологической наукиКак бы ни определяли психологическую диагностику, нет оснований сомневаться, что она составляет один из разделов

Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [4]
После исследований Л. С. Выготского и Ж. Пиаже об умственном развитии ребенка в психологии установилось мнение, что в старшем дошкольном и первом школьном возрасте происходит глубокое изменение мышления –

Глава 12
Методики обучения и развития детей: их польза и необходимость для вашего ребенка

Обзор методик раннего развития и дополнительного образования, аргументы за и против
Мама учит Леночку, как говорят животные:– Что говорит коровка?– Му-му, – отвечает

Власова Т. А
КАЖДОМУ РЕБЕНКУ – НАДЛЕЖАЩИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
(О ДЕТЯХ С ВРЕМЕННОЙ ЗАДЕРЖКОЙ РАЗВИТИЯ)[13]
Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития духовных и физических способностей и дарований каждого ребенка в процессе его

Связь обучения, психического и личностного развития школьников
Суть гуманизации всего процесса обучения, воспитания и образования заключается в том, что любое знание о человеке и для человека применяется как знание, добытое людьми для удовлетворения их общественных

Перспективы развития методик обучения осознанному сновидению
Сегодня можно выделить несколько техник, которые кажутся наиболее перспективными. Самовнушение или самонастраивание на выполнение некоторых действий является одной из форм гипноза и тесно связано с

Концепция развития образования в России и перспективы отечественной высшей школы

«Писатель: Да прекратите вы эту социологическую истерику! Неужели вы сами способны поверить в эти сказки?
Профессор: В страшные сказки я верю!
В добрые – нет. А в страшные – сколько

2.7 Условия для развития в ходе обучения по программам профессионального образования взрослых: требования к образовательной среде
Из представленных в предыдущем разделе определений видно, что структурно образовательная среда может рассматриваться как совокупность

Источник

В
основу разрабатываемой в отечественной
возрастной и педагогической психологии
концепции о соотношении обучения и
умственного развития ребенка легло
положение о зонах
актуального развития 
(ЗАР)
и зоне
ближайшего развития 
(ЗБР).
Эти уровни психического развития были
выделены Л.С. Выготским.

Л.С.
Выготский показал, что реальное
соотношение умственного развития к
возможностям обучения может быть
выявлено с помощью определения уровня
актуального развития ребенка и его зоны
ближайшего развития. Обучение, создавая
последнюю, ведет за собой развитие; и
только то обучение действенно, которое
идет впереди развития.

Зона
ближайшего развития
 –
это расхождения между уровнем актуального
развития (он определяется степенью
трудности задач, решаемых ребенком
самостоятельно) и уровнем потенциального
развития (которого ребенок может
достигнуть, решая задачи под руководством
взрослого и в сотрудничестве со
сверстниками).

Ученый
считал, что ЗБР определяет психические
функции, находящиеся в процессе
созревания. Она связана с такими
фундаментальными проблемами детской
и педагогической психологии, как
возникновение и развитие высших
психических функций, соотношение
обучения и умственного развития, движущие
силы и механизмы психического развития
ребенка. Зона ближайшего развития –
следствие становления высших психических
функций, которые формируются сначала
в совместной деятельности, в сотрудничестве
с другими людьми, и постепенно становятся
внутренними психическими процессами
субъекта.

Зона
ближайшего развития 
свидетельствует
о ведущей роли обучения в умственном
развитии детей. «Обучение только тогда
хорошо, – писал Л.С. Выготский, –
когда оно идет впереди развития». Тогда
оно пробуждает и вызывает к жизни много
других функций, лежащих в зоне ближайшего
развития. Обучение может ориентироваться
на уже пройденные циклы развития – это
низший порог обучения, но оно может
ориентироваться на еще не созревшие
функции, на ЗБР, – это высший порог
обучения; между этими порогами и находится
оптимальный период обучения. ЗБР дает
представление о внутреннем состоянии,
потенциальных возможностях развития
ребенка и на этой основе позволяет дать
обоснованный прогноз и практические
рекомендации об оптимальных сроках
обучения как для массы детей, так и для
каждого отдельного ребенка. Определение
актуального и потенциального уровней
развития, а также ЗБР составляет то, что
Л.С. Выготский называл нормативной
возрастной диагностикой, в отличие от
симптоматической диагностики, опирающейся
лишь на внешние признаки развития. В
этом аспекте зона ближайшего развития
может быть использована как показатель
индивидуальных различий детей.

ЗБР
может быть выявлена и при изучении
личности ребенка, а не только его
познавательных процессов. При этом
выясняется разница между стихийно
складывающимися в процессе социализации
личностными характеристиками и теми
сдвигами в развитии личности, которые
происходят в результате направленных
воспитательных воздействий. Оптимальные
условия для выявления ЗБР личности
создает интеграция ее в коллективе.

СУЩНОСТЬ
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

На
сегодняшний день в рамках концепции
развивающего обучения разработан ряд
технологий развивающего обучения,
отличающихся целевыми ориен-тациями,
особенностями содержания и методики.
В 1996 г. Министерство образования
России официально признало существование
системы Л. В. Зан-кова и Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова. Остальные развивающие
технологии имеют статус авторских,
альтернативных.

Под развивающим
обучением 
понимается
новый активно-деятельностный способ
(тип) обучения, идущий на смену
объяснительно-иллюстративному способу
(типу).

Прогрессивное
развитие личности
 –
процесс физического и психического
изменения индивида во времени,
предполагающий совершенствование,
переход в любых его свойствах и параметрах
от меньшего к большему, от простого к
сложному, от низшего к высшему.

Развивающее
обучение учитывает и использует
закономерности развития, уровень и
особенности индивидуума. В развивающем
обучении педагогическое воздействие
опережает, стимулирует, направляет и
ускоряет развитие наследственных данных
обучаемых. При такой форме обучения
обучаемый – полноценный субъект
деятельности на всех ее этапах. Каждый
этап вносит специфический вклад в
развитие личности.

В
деятельности целеполагания воспитываются
свобода, целеустремленность, достоинство,
честь, гордость, самостоятельность; при
планировании – инициатива, творчество,
организованность, самостоятельность,
воля; при реализации целей – трудолюбие,
дисциплина, активность, мастерство; на
этапе анализа формируются отношения,
ответственность, критерии оценки.

В
современной педагогике все группы
качеств личности:

ЗУН
– знания, умения, навыки;

СУД
– способы умственных действий;

СУМ
– самоуправляющие механизмы личности;

СЭН
– эмоционально-нравственная сфера;

СДП
– деятельностно-практическая среда –
взаимосвязаны и представляют сложнейшую
динамически развивающуюся целостную
структуру. Индивидуальные различия
определяют уровень развития той или
иной группы качеств.

Развивающее
обучение (РО) направлено на целостное
гармоничное развитие личности, где
проявляется вся совокупность ее качеств:

РО
= ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП.

Развивающее
обучение происходит в зоне ближайшего
развития (по Л.С. Выготскому). Из всех
технологий развивающего обучения
наибольший интерес для эксперимента
вызывают система Л.В. Занкова, технология
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, технология
саморазвивающего обучения Г.К. Селевко
и система развивающего обучения с
направленностью на развитие творческих
качеств личности Г.С. Альтшул-лера.

Указанные
инновационные технологии, кроме
последней, – это технологии школьной
педагогики, но их дидактические принципы
применимы к педагогике высшей школы и
могут послужить базой для разработки
их вузовской модификации.

СИСТЕМА
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЭЛЬКОНИНА –
ДАВЫДОВА

Д.Б.
Эльконин и В.В. Давыдов, развивая
теоретические идеи Л.Н. Выготского,
разрабатывали широкий круг проблем
детской и педагогической психологии.
Центр, проблема исследований Эльконина
– природа детства и глубинные законы
психического развития ребенка. Согласно
Эльконину – Давыдову, ребенок с момента
рождения является общественным существом,
поскольку все виды детской деятельности
общественны по своему происхождению,
содержанию и форме. Присвоение ребенком
достижений материальной и духовной
человеческой культуры всегда носит
деятельностный характер – ребенок не
пассивен в этом процессе, не только
приспосабливается к условиям жизни, но
и выступает как активный субъект их
преобразования, воспроизводящий и
создающий в себе человеческие способности.
При экспериментальном изучении этой
проблемы Эльконин – Давыдов опирались
на идею Выготского о том, что обучение
идет впереди развития, что развитие в
форме обучения является основным фактом
педагогической деятельности. Исходя
из представления о созидательности и
изначальной общественности форм жизни
ребенка, Эльконин – Давыдов полагали,
что не ребенка надо адаптировать к
сложившейся системе учебно-воспитательной
учреждений, а наоборот, преобразовывать
эти учреждения в направлении достижения
взаимности общности детей и взрослых,
открытия их созидательных возможностей
в отношениях друг с другом.

Технология
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена
на «содержательных обогащениях», куда
могут входить наиболее общие понятия
науки, выражающие глубинные
причинно-следственные связи и
закономерности, фундаментальные
генетически исходные представления
(число, слово, энергия, материал), понятия,
в которых выделены внутренние связи,
теоретические образы, полученные путем
абстракции. Акцент целей авторов
указанной технологии:

– формировать
теоретическое сознание и мышление;

– формировать
не столько ЗУНы, сколько способы
умственной деятельности – СУДы;

– воспроизвести
в учебной деятельности логику научного
мышления.

Особенностью
данной методики является целенаправленная
учебная деятельность, ЦУД, признаки
которой суть познавательно-побуждающие
мотивы, цель сознательного развития,
субъект-субъектные отношения педагога
и обучаемого, направленность на
методологию формирования ЗУН и СУД,
творческая рефлексия.

Данная
методика может рассматриваться как
целенаправленная учебная деятельность,
в которой обучаемый ставит цели и задачи
самоизменения и творчески их решает.
Метод включает проблемное изложение
материала, моделирование учебных задач.
Проблемное изложение побуждает к
коллективной мыслительной деятельности,
формированию межличностных отношений
в учебной деятельности.

Цель
развивающего обучения – формирование
у детей основ теоретического мышления
(или более широко основ теоретического
сознания, к основным формам которого
наряду с наукой относятся искусство,
нравственность, право, религия и
политика). Теоретическое мышление –
это способность человека понимать суть
явлений и действовать в соответствии
с этой сутью. Не надо думать, что эта
способность присуща только отдельным
выдающимся людям. Это есть естественная,
жизненно важная, практически необходимая
форма сознания человека. Мыслить
теоретически нам приходится всегда,
когда невозможно действовать по
известному правилу на основе старого
опыта, когда надо принимать решение на
основе разнообразной информации, отделяя
существенное от несущественного.

СИСТЕМА
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА

Занков
Л.В. 
(1901–1977)
разрабатывал проблемы психологии
памяти, мышления и речи нормальных и
аномальных детей. Под руководством
Занкова проведены фундаментальные
исследования в области общей педагогики:
выявлены разные формы сочетания слова
и наглядности, применяемые для решения
одних и тех же учебных задач, их различная
эффективность для развития детей;
впервые в условиях педагогического
эксперимента исследована объективная
закономерная связь между обучением и
общим развитием детей; обоснована
ведущая роль обучения в развитии и роль
внутренних факторов, обусловливающих
индивидуальные варианты развития
учащихся в одних и тех же, оптимальных,
условиях обучения; вскрыты резервы
развития учащихся, не использовавшиеся
в массовом обучении; создана новая
дидактическая система начального
обучения, направленная на общее развитие
детей и воплощенная в практическом
руководстве для школы.

Дидактические
принципы, разработанные Л.В. Занко-вым,
ставят перед учителем сложнейшие задачи:
развить теоретическое мышление и
сохранить у ребенка эмоциональное
заинтересованное отношение к предмету;
обеспечить обучение на высоком уровне
сложности и осознание ребенком процесса
учения (понимание своего движения в
предмете, своих достижений и проблем),
помочь ребенку осознать субъектность.

С
точки зрения современной педагогики
дидактические принципы системы Л. В.
Занкова: 1) обучение на высоком уровне
трудности; 2) включение изучаемых
дидактических единиц в многообразие
функциональных связей (в прежней редакции
– изучение материала быстрым темпом);
3) сочетание чувственного и рационального
познания (в прежней редакции – ведущая
роль теоретических знаний); 4) осознание
школьниками процесса учения; 5) развитие
всех учащихся независимо от уровня их
школьной зрелости.

Эти
принципы конкретизируются следующим
образом. Принцип обучения на высоком
уровне трудности является ведущим
принципом системы, ибо «только такой
учебный процесс, который систематически
дает обильную пищу для напряженной
умственной работы, может служить быстрому
и интенсивному развитию учащихся».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник