Положение о сензитивных периодах развития ребенка лежит в основе принципа
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
1. Принцип индивидуального подхода предполагает
— развитие навыков различных видов общения,
— установку на положительный результат общения,
— компенсацию недостаточности жизненного практического опыта,
— развитие навыков социального взаимодействия
2. Наполняемость дошкольных образовательных учреждений для аномальных детей
— не отличается от массовых,
— вариабельно,
— меньше, чем в массовых,
— больше, чем в массовых
3. В случаях затрудненного общения (при невозможности речевой деятельности) используется
— артпедагогика,
— пиктографическое письмо,
— ритмика
4. К дополнительным формам организации учебного процесса относятся
— экскурсии,
— факультатив,
— уроки
5. Под сложным недостатком понимают
— сочетание нескольких дефектов,
— расстройство общей нейродинамики,
— глубокое органическое повреждение,
— речевые нарушения
6. Олигофрения является выражением
— асинхронии психического развития,
— парциальной ретардации,
— регресса психических функций,
— тотальной ретардации
7. Стремление детей с ранним детским аутизмом сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности определяется как
— агрессия,
—стереотипность в поведении,
— «экстремальное» одиночество,
— самоизоляция
8. Дизонтогенез при дисгармоничном развитии обусловлен
— регрессом функциональных систем,
— повреждением уже сформированных систем,
— ретардацией одних систем и акселерацией других,
— диффузным поражением коры головного мозга
9. Автором классификации, выделившим такие формы задержки психического развития, как конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического происхождения является
— М. С. Певзнер,
— А. Р. Лурия,
— К. С. Лебединская,
— Л. С. Выготский
10. Нарушения в верхних и нижних конечностях, при преимущественном поражении ног, наблюдается при такой форме детского церебрального паралича, как
— двойная гемиплигия,
— спастическая диплегия,
— гиперкинетическая форма,
— мозжечковая форма
11. Основным направлением коррекционного обучения детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью является
— освоение простейших видов труда,
— приспособление детей к окружающей среде, социуму,
— получение образования на уровне начальной школы,
— получение основного образования
12. Нарушение интеллектуального развития при детском церебральном параличе проявляется в виде
— олигофрении,
— деменции,
— задержке психического развития
13. Методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции при раннем детском аутизме предполагает
— коррекцию двигательной сферы,
— коррекцию эмоциональной сферы,
— эмоциональное тонизирование
14. На третьей ступени обучения в школах для слепых и слабослышащих осуществляется
— завершение общеобразовательной подготовки,
— профессиональное обучение,
— обучение грамоте
15. Существуют следующие профили групп для детей с нарушениями речи в дошкольных учреждениях
— группы для детей с афазией,
— группы для детей с общим недоразвитием речи,
— группы для детей с фонетико-фонетическими нарушениями,
— группы для детей с дислалией
16. Сурдопсихология – это отрасль специальной психологии, которая изучает своеобразие__________________ развития людей с недостатками слуховой функции
— психического,
— сенсорного,
— речевого,
— моторного
17. Под органическим дефектом понимаются
— хронические соматические заболевания ребенка,
— различные по этиологии нарушения центральной нервной системы,
— проявления эмоциональной неустойчивости,
— неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье
18. Обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной функцией, определяется как _____
— первичные, ядерные,
— третичные, факультативные,
— вторичные, системные,
— межсистемные
19. Нарушения, обусловленные патогенными факторами (токсаплазмоз, краснуха, интоксикация), которые вызывают заболевания у матери в период беременности, относят к _____
— наследственным,
— приобретенным,
— первичным,
— врожденным
20. Прогредиентный характер нарушений означает
— перестройку функции, вызванную повреждением ряда систем,
— нарастающий характер нарушений при каком-либо заболевании,
— лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо базовых потребностей организма,
— отсутствие усугубления первичного дефекта
21. Условиями приложения метода самонаблюдения в специальной психологии являются
— интеллектуальная сохранность испытуемого,
— зрелый возраст в сочетании с полной интеллектуальной сохранностью,
— достаточный опыт и квалифицированность специального психолога,
— зрелый возраст испытуемого
22. Осуществление социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности соответствует такой задаче специальной педагогики, как
— осуществление процессов абилитации,
— разработка программ реабилитации,
— разработка и реализация программ профориентации и профессиональной подготовки,
— разработка организационных условий специального образования
23. Методом специальной педагогики, сущность которого заключается в непосредственном общении с аномальным ребенком является
— изучение документов,
— анкетирование,
— ранжирование,
— беседа
24. Возникновение специальной психологии как науки относится к
—20-м г.г. ХХ века,
— к концу ХV века,
— к середине ХVIII века,
— к 60-м г.г. ХХ века
25. Коррекция произношения отдельных звуков выступает в качестве ______________
— специфических действий, направленных на частичное исправление недостатка,
— системы мер, направленных на преодоление дефекта,
— процесса компенсации психических функций,
— абилитации детей раннего возраста
26. Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, если речь идет о первоначальном формировании способности к чему-либо, следует употреблять термин
— адаптация,
— абилитация,
— компенсация,
— реабилитация
27. Способ приобщения лиц с ограниченными возможностями к активной жизни общества, изменение позиции общества и ее гуманизации определяется как _____________ реабилитация
— педагогическая,
— медицинская,
— психологическая,
— социокультурная
28. К категории сенсорных систем относятся нарушения
— движений,
— опорно-двигательного аппарата,
— слуха,
— эмоционально-волевой сферы
29. Специальная педагогика ориентирована на обучение
— развивающее
— предметное
— наглядное
— статическое
30. Специфические учебные предметы включены в содержание специального образования для
— формирования навыков самостоятельной работы
— повышения сложности образовательной программы
— медицинской реабилитации
—преодоление последствий первичных нарушений в развитии
31. Некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных для нее условиях является
— статической нормой
— идеальной нормой
— патологией
— функциональной нормой
32. Разновременные нарушения развития представляют собой ситуацию, когда например………..
— нарушения слуха и зрения обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга
— одно нарушение врожденное, а другое наступило в результате травмы
— нарушения зрения и слуха наступили одновременно в результате заболевания менингоэнцифалитом
33. В результате школьной дезадаптации возникают проблемы не включающие
— асоциальное поведение
— хроническую неуспеваемость
— сенсорную депривацию
— педагогическую запущенность
34. Положение о сензитивных периодах в развитии ребенка лежит в основе принципа
— ранней педагогической помощи
— деятельностного подхода в обучении и воспитании
— коррекционно-компенсирующей направленности
— педагогического оптимизма
35. Психическое развитие при двойном или тройном дефекте не образует
— общую задержку психического развития
— сумму нарушений психического развития при каждом нарушении
— новую сложную структуру нарушений
— сужение возможного диапазона средств компенсации
36. Образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся , называется
— специальными учебными программами
— учебными планами специальных школ
— общеобразовательными предметами
— государственными образовательными стандартами специального образования
37. Дефект, возникающий в результате органического повреждения биологической системы является
— вторичным
— педагогическим
— первичным
— социальным
38. Осуществление социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности соответствует такой задаче специальной педагогики, как
— разработка и реализация программ профориентации и профессиональной подготовки
— разработка программ реабилитации
— разработка организационных условий специального образования
— осуществление процессов абилитации
39. Преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий определяется как
— компенсация
— депривация
— адаптация
— коррекция
40. Термин «задержка» подчеркивает
— несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка
— регресс психомоторных навыков
— крайне замедленное формирование особенно сложных условных связей
— стойкое ослабление познавательной деятельности
41. Основным критерием при дифференциации детей с нарушениями зрения на слепорожденных и ослепших является
— способность к светоощущению
— время наступления дефекта
— полнота восприятия образов внешнего мира
— острота зрения
42. Социальная адаптация глубоко умственно отсталых лиц предполагает
— получение основного общего образования
— развитие творческих способностей
— обучение гигиеническим и элементарным навыкам
— овладение профессиональной деятельностью
43. Патологическое формирование характера ребенка под влиянием хронической психотравмирующей ситуации, дефектов воспитания определяется как
— органическая психопатия
— патохарактерологическое развитие
— невроз
— личностная декомпенсация
44. Психическое недоразвитие, обусловленное первичным дефектом, является
— вторичным дефектом
— педагогической запущенностью
— третичным дефектом
— личностным недоразвитием
45. Искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие определяется как
— недоразвитие
— асинхрония
— ретардация
— регресс
46. Нарушение слуха и зрения в соответствии с локализацией нарушения относятся к группе
— нарушений деятельности мозга
— соматических нарушений
— сенсорных нарушений
— производственных травм
47. Основной целью специальной педагогики является
— разработка методов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития
— достижение человеком с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной самостоятельности и независимости
— разработка программ профориентации
— изучение специфических закономерностей психического развития детей с проблемами в развитии
48. Специфические учебные предметы включены в содержание специального образования для:
— повышения сложности образовательной программы
— преодоления первичных нарушений в развитии
— медицинской реабилитации
— формирования навыков самостоятельной работы
Источник
1. Какие периоды в развитии ребенка называют сензитивными?
а. периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям [правильный]
б. периоды, в процессе которых результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь
в. периоды, когда ребенок спонтанно обнаруживает те или иные формы поведения, которые подкрепляются, не подкрепляются, или отрицательно подкрепляются социальной средой
2. Какие промежутки являются наиболее сензитивными периодами в психическом развитии ребенка?
а. с 1 года до 3 лет [правильный]
б. с 4 до 11 лет
в. с 11 до 15 лет [правильный]
г. с 15 до 18 лет
3. Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития детей. Согласно закону формирования высших психических функций, психические функции обладают рядом признаков. Какой признак указан неверно.
а. опосредованность
б. осознанность
в. непроизвольность [правильный]
г. системность
4. Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития детей. Согласно закону формирования высших психических функций, психические функции обладают рядом признаков. Какой признак указан неверно.
а. опосредованность
б. осознанность
в. непроизвольность [правильный]
г. системность
5. Присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов – это:
а. возрастная сензитивность [правильный]
б. учебная сензитивность
в. познавательная сензитивность
г. идеографическая сензитивность
6. Прочитайте утверждения. Какое утверждение верно? Утверждение 1. Преждевременное (по отношению к сензитивному периоду) обучение детей эффективно. Утверждение 2. Запаздывающее( по отношению к сензитивному периоду) обучение детей эффективно.
а. Верно только утверждение 1.
б. Верно только утверждение 2.
в. Верны оба утверждения.
г. Оба утверждения ошибочны. [правильный]
7. Как Л.С. Выготский объясняет сущность возрастной сензитивности?
а. Индивид наблюдает формы поведения другого индивида, находящегося на более высоком уровне развития.
б. Ребенок имитирует только те формы поведения, которые соответствуют зоне ближайшего развития.
в. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, которые проявляются в кризисах детского возраста.
г. Психические процессы представляют собой структуру, в которой на данной стадии развития один из процессов занимает ведущую позицию. [правильный]
8. Первый значимый период развития психики с 1 года до 3 лет. Он является сензитивным для:
а. развития речи [правильный]
б. развития произвольной памяти
в. развития понятийного мышления
г. развития предметного восприятия
9. Возраст от 2 до 4 лет является сензитивным для развития:
а. речи
б. произвольной памяти
в. понятийного мышления
г. предметного восприятия [правильный]
10. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) сензитивен для развития:
а. речи
б. произвольной памяти [правильный]
в. понятийного мышления
г. предметного восприятия
11. Младший школьный возраст (7-9 лет) сензитивен для развития:
а. речи
б. произвольной памяти
в. понятийного мышления [правильный]
г. предметного восприятия
12. Опираясь на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, В.П. Зинченко вывел ряд принципов психического развития. Какой принцип назван неверно.
а. Развитие характеризуется тем, что является безостановочным и творческим процессом.
б. Ведущую роль в развитии психики занимает социальная ситуация развития.
в. Движущей силой развития ребенка является совместная деятельность со взрослым.
г. Методом диагностики способностей ребенка является определение зоны актуального развития. [правильный]
13. Опираясь на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, В.П. Зинченко вывел ряд принципов психического развития. Какой принцип назван неверно.
а. Развитие характеризуется тем, что является безостановочным и творческим процессом.
б. Ведущую роль в развитии психики занимает социальная ситуация развития.
в. Движущей силой развития ребенка является совместная деятельность со взрослым.
г. Методом диагностики способностей ребенка является определение зоны актуального развития. [правильный]
14. Прочитайте утверждения. Какое утверждение верно? Утверждение 1. Сензитивные периоды длятся на протяжении определенного промежутка времени и проходят безвозвратно. Утверждение 2. Взрослые не могут повлиять на время возникновения сензитивного периода и на его длительность.
а. Верно только утверждение 1.
б. Верно только утверждение 2.
в. Верны оба утверждения. [правильный]
г. Оба утверждения ошибочны.
15. Какие признаки могут свидетельствовать о появлении сензитивного периода?
а. настойчивое желание ребенка заниматься определенной деятельностью [правильный]
б. интерес к определенным аспектам окружающей среды [правильный]
в. непродолжительная деятельность без энтузиазма
г. радость при достижении результата [правильный]
Источник
Сензитивные периоды развития
В российской психологии не так уж много сказано о сензитивных периодах развития ребёнка. Определение гласит, что возрастная сензитивность — это «присущее конкретному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов». При этом подчёркивается, что «преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики».
Согласитесь, ничего непонятно. Обратимся к дополнительным источникам, а именно к тому, что писала об этом Мария Монтессори.
Итак, сензитивными называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности и к способам эмоционального реагирования, поведения и т. д. То есть, по сути, ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий этому навыку сензитивный период. Главная задача родителей – наблюдать за своим чадом, поскольку сензитивные периоды одновременно и универсальны, и индивидуальны. Важно поймать правильный момент.
Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?
Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность своевременно упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д. Все дело в том, что сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вернуть их нельзя.
Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:
- знать особенности каждого периода, дабы не бороться с естественной природой ребенка;
- предвидеть наступление следующего сензитивного периода и успевать подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается именно в данный конкретный момент.
Сензитивные периоды развития универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.
Сензитивные периоды развития индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.
Сензитивный период развития речи
Длится в среднем от 0 до 6 лет.
В возрасте до года:
Дети учатся подражать звукам.
В возрасте около 1 года:
Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.
В возрасте около 1.5 лет:
Малыш начинает выражать свои чувства, желания. Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.
Что это значит?
В возрасте 2.5 — 3 лет кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.
В возрасте 3.5 — 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.
Рекомендация:
С ребенком не надо сюсюкать и упрощать язык до «детского». Напротив, его нужно знакомить с богатством родного языка, его разнообразием.
Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков — буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.
Поэтому в возрасте 4.5 — 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.
Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.
Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.
Сензитивный период восприятия порядка.
Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».
Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей его интенсивности наступает около 2 — 2.5 лет.
«Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром», — писала Мария Монтессори.
Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.
Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.
Сензитивный период сенсорного развития
Он длится примерно от 0 до 5.5 лет.
В разные периоды времени наиболее эффективно развивается то или иное чувство. У ребенка должна быть свобода выбора, чтобы он мог сам решить, чем он хочет заниматься, что ему нужно именно сейчас.
Сензитивный период восприятия маленьких предметов
Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет.
Ребенок так и тянется к мелким предметам, ему нравится играть с пуговицами, горошинами, крупами. Почему? Потому что он начинает осознавать, что мир состоит из мелких частей. Вот была чашка и вот она разбилась на маленькие кусочки, а те могут разбиться на еще более мелкие. Задача родителей в этот период направить деятельность ребенка в правильное русло и предоставить ему безопасную возможность (под наблюдением) оперировать с мелкими предметами: нанизать бусины на нитки и шнурки, перебирать крупы, делать аппликации из пуговиц и т.д.
Сензитивный период развития движений и действий
Длится в среднем от 1 года до 4 лет.
Задача родителей удовлетворять потребность ребенка в движении. Малоактивный образ жизни попросту вредит развитию ребенка. Затормаживает его.
Сензитивный период развития социальных навыков
В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.
Сензитивный период — это ограниченный промежуток времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни.
Как видите, на самом деле ничего сложного. Вы все это и сами интуитивно чувствовали и знали. Просто теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, ведь вы наблюдаете за своим ребенком и даете ему развиваться согласно его природе.
Источник