Половое развитие ребенка в школе

Половое развитие ребенка в школе thumbnail

Младшие школьники достаточно долгое время считались сексуально «нейтральными».  Это мнение ошибочно и  сложилось оно вследствие того, что интересы и психологическая активность детей младшего школьного возраста с поступлением в школу «сдвигаются» в сторону нового вида деятельности – учения и всего того, что эту деятельность сопровождает: новое «место обитания», новый коллектив, новый учитель, новый социум…  Однако такое неправильное мнение об отсутствии сексуальности у младшего школьника нередко приводит к негативным последствиям. Родители и взрослые члены семьи  не уделяют должного внимания вопросам полового воспитания и сексуального просвещения ребенка. Нередко приходится слышать от образованных, успешных и состоявшихся в профессии и в жизни людей: «А мы со своими детьми про «ЭТО» и не говорим никогда!» или «Наши дети и без таких разговоров выросли нормально!». А  это означает, что половое воспитание Вашего ребенка будет осуществляться так называемыми «дворовыми воспитателями».  Но ведь при таком «дворовом образовании» наиважнейшие  проблемы пола и половых взаимоотношений будут обсуждаться, как минимум, неадекватно, зачастую с применением непристойной и ненормативной лексики, что затруднит впоследствии у Вашего ребенка «правильное» восприятие подобной информации. Кроме того, общение с подобными «дворовыми воспитателями» способствует «загрязнению» представлений ребенка о здоровой сексуальности и здоровых гармоничных сексуальных отношениях. Ребенок может начать воспринимать половые отношения как «постыдную», «грязную» и «запретную» стороны человеческой жизни, что в итоге может привести к невротизации младшего школьника.

Развитие психики у ребенка в этом возрастном периоде происходит достаточно сложно: с появлением качественно нового вида деятельности с связанных с ней новых обязанностей у учащихся младших классов перестраивается вся система жизненных отношений.  Каждый ребенок, приходя в школу, обладает тем или иным уровнем своего психического развития, который и определяет его готовность к обучению. Однако, хочется отметить, что при психологической подготовке ребенка к обучению в школе важно не только его положительное или отрицательное отношение к учебе и школе, не только его способность воспринимать и усваивать информацию, но и степень его готовности к предстоящему общению и сотрудничеству со своими сверстниками и взрослыми как своего, так и противоположного пола.

Как правило, именно в младшем школьном возрасте  максимально проявляется подражание детей взрослым «своего» пола. В связи с этим, зачастую учащиеся младших классов разделяются на два разных «лагеря»  — «девочек» и «мальчиков». Мальчики обычно занимаются «мужским делом»: играют «в войну» и другие активные и подвижные игры, подражают «героическим» персонажам. Мальчики 7 – 10 лет в общении больше тянутся к отцу, а при его отсутствии — к мужчинам вообще (руководителям «мужских» кружков или спортивных секций, мужчинам — преподавателям), а также проявляют интерес к «мужской» работе. Девочки, собираясь в своем кругу, обсуждают свои —  «девичьи» — проблемы: наряды и  моду,  романтических героев,  ведение хозяйства, играют в «дочки – матери». Младшие школьницы проявляют особую  тягу к матери, доверяя ей свои «тайны» и «секреты», больше тянутся к учительницам и даже могут «коллективно» влюбиться в преподавателя — мужчину. Именно поэтому младший школьный возраст, как для мальчиков, так и для девочек,  — это важнейший период для формирования самоидентификации и оценки себя как представителя определенного пола. В этом возрастном периоде у ребенка идет так называемое «закрепление» своей полоролевой идентификации. И, особенно важно, чтобы эта полоролевая идентификация была закреплена «правильно», то есть адекватно  полу ребенка: «мальчик – мужчина – муж – отец», «девочка – женщина – жена – мать».

Дифференциация, т.е. «разделение» полов у детей 7 – 9 лет – это естественный процесс и естественная закономерность психического развития, которая внешне со стороны мальчиков часто выражается проявлением агрессии в поведении, а   со стороны девочек выражается неким «оборонительным» поведением. Но на самом деле, несмотря на кажущееся «противостояние полов»,  и то и другое поведение младших школьников означает их внутренний интерес к противоположному полу. Частенько мальчик дергает за косичку именно ту  девочку, которая ему нравится. А девочки часто привлекают внимание и «провоцируют» именно симпатичного им мальчика. Однако в последнее время все чаще и чаще у девочек этого возраста отмечается агрессивный, «мальчишеский» стиль поведения. По всей видимости, здесь оказывает влияние некоторое «смещение» половых ролей и представлений о «женственности» и «мужественности» в современной семье и обществе в целом.

В младшем школьном возрасте между мальчиками и девочками существует  масса различий по социально-психологическим показателям. И целый ряд этих различий связан непосредственно с процессом обучения. Так, например, девочки в развитии речи гораздо успешнее мальчиков, однако мальчики успешнее девочек в математических и логических суждениях, а также в пространственном мышлении. Девочки в начальной школе, как правило, учатся лучше и имеют оценки выше, чем у мальчиков. Это абсолютно нормально и соответствует особенностям психофизиологического развития детей младшего школьного возраста. Взрослым важно не сформировать по этому поводу антагонизм между мальчиками и девочками, чтобы девочки не «задирали нос», а мальчики не чувствовали себя «вторым сортом». По поводу учебных оценок хотелось бы сделать важное замечание для родителей: школьные отметки ни в коем случае не должны становиться поводом для «карательных» или «поощрительных» санкций!  Школьные отметки также не должны становятся средством для деления детей  на «умных» и «глупых» или же «хороших» и «плохих»: унижая одних и возвышая других, они могут сильно психологически травмировать ребенка. Школьные отметки должны являться лишь средством контроля и самоконтроля!

Читайте также:  Развитие общения у ребенка дошкольного в

В  самом начале обучения девочки за счет большей усидчивости и прилежания, а также благодаря более тонкой ручной моторике часто добиваются больших учебных успехов, чем мальчики. Родители мальчиков ни в коем случае не должны сравнивать достижения и успехи своих сыновей с успехами девочек – одноклассниц. Обращая внимание на большую успешность девочек по сравнению с мальчиками, родители рискуют у одних мальчиков спровоцировать агрессивность по отношению к девочкам, а у других — способствовать феминизации поведения.

В начальной школе у детей  ускоряется процесс выработки самооценки: ребенок на основе своих «удач» и «неудач»  определяет среди окружающих его сверстников «свое место». Необходимо заметить, что в формировании самооценки, а впоследствии – и уровня притязаний, у детей в младших классах главную роль играет окружающая социальная среда — школа. Таким образом, школьная успеваемость служит основой для формирования самооценки. Так, уже в первом или втором классе у слабоуспевающих учеников может сформироваться заниженная самооценка, а  у отличников — завышенная. Самооценка, сложившаяся у детей в начальных классах, влияет на формирование их уровня притязаний в будущем.  При этом самооценка и уровень притязаний мальчиков и девочек существенно различаются. В представлениях девочек о будущем отчетливо прослеживаются  мотивы создания семьи, желание быть красивыми и любимыми, а также мотивы эмоциональной привязанности. А у мальчиков планы больше направлены на достижение успехов в жизни, в том числе – профессиональных,  саморазвитие и самореализацию.

Взрослые должны хорошо понимать, что младший школьный возраст – это именно тот период, когда ребенка необходимо подготовить к появлению у него вторичных половых признаков.  Младшие школьники  все чаще задаются вопросами о подробностях зачатия и рождения ребенка, половом акте, о менструациях и поллюциях. Однако родители зачастую игнорируют такую необходимую психологическую подготовку своих детей к половому созреванию: мальчиков — к появлению у них поллюций, а девочек — к появлению менструаций и развитию грудных желез. А подобная подготовка для ребенка не просто важна, она — жизненно необходима, поскольку  это поможет предотвратить у детей в будущем эмоционально — невротические реакции на появление и проявления у них половых функций.  Но этим половое воспитание младших школьников не исчерпывается!

Дети  младшего школьного возраста должны узнать об органах размножения женщины (влагалище, матка, яичники и женская яйцеклетка) и  мужчины (половой член, семенники и мужская семенная клетка). Очень большое внимание в этом возрасте необходимо уделять гигиене вообще и гигиене половых органов в частности. До наступления полового созревания ребенка необходимо приучить самостоятельно совершать ежедневные гигиенические процедуры. Особенно актуально это для девочек, но и для мальчиков чистоплотность тоже важна. Также младшие школьники должны иметь элементарные представления о   процессе оплодотворения и протекании беременности, о развитии плода в животе матери, о схватках и процессе родов, об уходе за новорожденным малышом и об особенностях его питания. Однако, просвещая детей 7 – 10 лет  по вопросам их сексуального развития,  следует понимать, что основной упор следует делать не на излишней детализации физиологической стороны вопроса, а на воспитании  морально — нравственного отношения ребенка к окружающим его людям. Для этого достаточно приобщить сына или дочь к выполнению посильных для него семейных обязанностей. Это очень здорово, когда дочь вместе с матерью готовят для всей семьи пищу или наводят красоту и уют в своей квартире, а сын вместе с отцом выполняют «мужскую» работу по дому и   при этом они все помогают друг другу. А если затем они все вместе планируют и свой отдых, то этими совместными действиями вопросы полового воспитания детей в семье решаются ничуть не хуже, чем «назидательными» беседами.

У младших школьников по сравнению с дошкольниками должно увеличиться количество домашних обязанностей. Не нужно беспокоится, что Ваш ребенок «устает» после занятий в школе, кружках и секциях! Ребенок уже готов к подобным нагрузкам и физически и психологически. Поэтому не стоит «оберегать» ребенка от посильной для него домашней работы — для него это пойдет только на пользу, поскольку он научится планировать и рассчитывать свое время, ставить себе конкретные цели и задачи, а также планировать свои действия по решению поставленных задач. Причем научиться всему этому для ребенка лучше всего именно в начальной школе! Конечно, мальчика необходимо научить пользоваться молотком, отверткой, гаечным ключом и другими «мужскими» инструментами. А девочке нужно привить элементарные «женские» навыки: шитья, приготовления пищи, наведения порядка в доме (или хотя бы в своей комнате). А вот обычную, текущую домашнюю работу, как например, вымыть посуду, пропылесосить ковер, вынести мусор или сходить в магазин за хлебом, лучше не разделять на «мужскую»  и «женскую». Ребенок должен усвоить, что подобную работу выполняет тот член семьи, у которого есть время и возможности и это не зависит от гендерной принадлежности.

Читайте также:  Тесты на интеллектуальное развитие ребенка пяти лет

Считаем необходимым обратить внимание родителей и других взрослых на такую  мировую тенденцию, как  возрастание и даже законодательное закрепление во многих цивилизованных странах так называемой «толерантности» по отношению к гомосексуализму. На сегодняшний день мы можем наблюдать явные «перегибы» и перекосы» в отношении государств и обществ к этой проблеме. А это уже не истинная толерантность, а  насаждение и культивирование «псевдотолерантности», которая поведет развитие общества в тупиковом направлении! Принимать свободный выбор свободных людей – ДА! Уважать подобный выбор – ДА! Но поощрять и пропагандировать подобный образ жизни – НЕТ! Категорическое НЕТ! Особую опасность для нормального общественного развития  представляют те страны, в которых разрешены однополые браки и разрешено усыновление детей однополыми родителями.

В традиционной модели семьи содержатся все возможные социальные роли как мужчины, так и женщины, которые должен усвоить ребенок при правильной полоролевой идентификации. А в «нетрадиционной семье», где отсутствуют такие социальные роли как «муж» и «жена», «отец» и «мать», а имеются лишь роли «родитель №1» и «родитель №2» нормальная полоролевая идентификация ребенка будет крайне затруднительна.

Родители зачастую стремятся любыми способами оградить  своего ребенка от всяких его столкновений с сексуальной стороной жизни. Несомненно, младшего школьника следует ограждать от откровенной физиологии и излишней «натуралистичности» в проявлении сексуальности. Но при  столкновении его с подобной ситуацией в жизни, следует не «закрывать» ребенку глаза, а обратить его внимание на эмоционально — нравственную сторону всего происходящего между двумя людьми, на красоту взаимоотношений мужчины и женщины. Кроме того родители должны демонстрировать и прививать своему ребенку «естественное» отношение к человеческому телу, как к своему, так и к телу другого человека.  Родители и другие члены семьи, которые с особой тщательностью избегают любой степени обнаженности своего тела перед ребенком, а также те взрослые, которые слишком «свободны» и «раскрепощены» в этом плане, в равной мере вредят адекватному половому развитию своего ребенка, выходя за рамки «естественного» отношения к своему телу.

Беседуя с младшими школьниками о сексуальных вопросах и о  взаимоотношениях полов, необходимо соблюдать самые простые правила:

  1. Разговор следует вести самым естественной образом: не смущаясь, не заикаясь и не краснея;
  2. Следует избегать скучных «поучительных» лекций по половым вопросам;
  3. Не следует в беседе ограничиваться только фактами физиологии, необходимо сделать главный упор на нравственную сторону взаимоотношений;
  4. Если дети употребляют «непристойные» слова или ненормативную лексику, то необходимо спокойно и без подробностей объяснить их значение, а потом пояснить, почему не стоит так говорить;
  5. Беседы о физиологических особенностях полового созревания необходимо начинать заранее, чтобы ребенок был подготовлен к грядущим изменениям в его организме;
  6. Младшие школьники должны знать об особенностях физиологии как своего, так и противоположного пола;
  7. Детям необходимо рассказывать об опасных болезнях, передающихся половым путем и, прежде всего, о СПИДЕ;
  8. На вопросы детей следует отвечать четко и кратко — в пределах возможностей осознания ответа ребенком.

Для того, чтобы родители могли более правильно и грамотно обсуждать с детьми вопросы полового воспитания и развития, мы можем рекомендовать замечательную книгу, в которой очень корректно и деликатно освещены вопросы, связанные с физиологией полов и сексуальных взаимоотношений: «Энциклопедия сексуальной жизни. Физиология и психология» для детей 7-9 лет.  Написана энциклопедия группой французских авторов: доктор Кристиан Верду, гинеколог; доктор Жан Коэн, акушер-гинеколог, бывший главный врач гинекологической клиники при медицинском факультете; доктор Жаклин Кантан, гинеколог; доктор Жильбер Торджман, психоматолог, член французского общества психоматологии, дипломирован за работы по гинекологии и педиатрии;  иллюстрации Филиппа Доре. Издательство: МОСКВА «ДОМ» 1990, СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД ИМ. В. И. ЛЕНИНА+. Перевод Т. Большаковой. Макет М. Шамоты. Редактор Т. Громова.+

Читайте также:  Методы оценки уровня развития ребенка

+И хотя эта книга была издана на русском языке в 1990 году, она до сих пор остается, на наш взгляд, лучшей книгой для ознакомления младших школьников с вопросами физиологии полов и сексуального общения. Данная книга была удостоена самых лучших отзывов от самых разных специалистов. Приведем отзыв лауреатов Нобелевской премии по медицине Андре Львоффа и Жана Моно: «Простота и ясность изложения ничуть не умаляют научного достоинства книги. Текст замечательно иллюстрирован… Мы не знаем другой книги, посвященной такой сложной и деликатной теме полового воспитания в семье, которая была бы такой удачной».

Источник

Нужно ли школьникам знать подробности отношений между мужчиной и женщиной?

Вопрос полового воспитания детей школьного возраста в стенах общеобразовательных учреждений всегда в обществе стоял особо остро: родители в большинстве своем приходят в ужас от такой перспективы, чиновники не считают это целесообразным, а вот эксперты, социологи, сексологи и медики говорят о безграмотности российских подростков, которая, несмотря на доступность любой информации для детей и молодежи, приобрела тотальный характер.

В российских школах никогда не практиковалось ведение курсов сексуальной грамотности, а все попытки внедрить их в систему сначала советского, а потом российского образования не имели успеха и были провальными на самой начальной стадии.

Сексуальному просвещению в России сказали «нет»

Дискуссия о возможном введении в школах России полового воспитания уже много лет является актуальной и животрепещущей. Споры между родителями, чиновниками, медиками, психологами и всевозможными экспертами-сексологами не утихали на протяжении многих лет, начиная с первого десятилетия XXI века.

Еще в 2013 году резко негативно об этой идее отозвался бывший уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, который признал такие уроки вредными для психики ребенка и выступил с инициативой раз и навсегда на законодательном уровне запретить сексуальное образование школьников. Он подчеркивал:

Я являюсь противником любого секспросвета среди детей. Это деятельность, которая должна быть запрещена, в первую очередь, с точки зрения закона об основных гарантиях прав ребенка, потому что недопустимо заниматься такими вещами, которые развращают ребенка, и, конечно, с точки зрения закона о защите детей от вредной информации.

Спустя 6 лет, выступая на сессии Комиссии по народонаселению в ООН, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики РФ Георгий Оксенойт заявил – Россия не собирается вводить в школах курс «сексуального просвещения» подростков. По мнению чиновника ответственность за половое воспитание детей лежит, прежде всего, на их родителях. В частности он сказал:

Россия не связывает себя обязательствами по внедрению в школах или за их пределами так называемого «всеобъемлющего сексуального просвещения» молодых людей.

«За» или «против» полового воспитания школьников

Сторонники запрета полового воспитания подростков в школах, отстаивая свою позицию, очень часто говорят об аморальности публичного обсуждения подобных тем с детьми, ссылаясь на то, что это может привести только к распущенности и падению детской нравственности. Но когда дело касается здоровья, а порой и жизни ребенка, то отбросить ненужное ханжество и излишнюю порядочность не должно составлять труда, ведь порой лучше солому-то подстелить, чтобы при дальнейшем падении не было так больно.

Надо смотреть правде в глаза – половое созревание подростков и их интерес к сексуальной стороне личной жизни проявляются очень рано, а вот знания о безопасном сексе приходят с опозданием, что чревато печальными последствиями.

ВИЧ, гепатит, ранняя беременность, детские аборты – это лишь часть этих самых последствий, но они могут навсегда поломать жизнь ребенка. По данным на конец 2018 года, число только зарегистрированных случаев ВИЧ в России составило порядка 896 тысяч.

Кроме того, в мире ежегодно среди подростков в возрасте 15 лет и старше регистрируется 376 миллионов новых случаев инфицирования хламидиозом, гонореей, трихомониазом или сифилисом. И пока, в связи с нерешительностью и недальновидностью тех, кто формирует систему современного образования, статистические данные не начали расти в геометрической прогрессии, необходимо бороться с половой безграмотностью детей.

Можно делать это внутри семьи, информировать подростков о безопасном сексе, знакомить с различными методами контрацепции, объяснять, как правильно использовать презервативы, и внушать в их подсознание, что ранний секс не принесет ни пользы для здоровья, ни удовольствия, ни самоутверждения в глазах сверстников и своих собственных.

Источник