Полное педагогическое обследование развития ребенка

Полное педагогическое обследование развития ребенка thumbnail

    Педагогическое
    изучение предусматривает получение о
    ребенке сведений, раскрывающих знания,
    умения, навыки, которыми он должен
    располагать на определенном возрастном
    этапе. Важно установить запас представлений
    об окружающем, сформированность качеств,
    необходимых для учебной работы
    (произвольность психической деятельности,
    волевые усилия, планирование и
    самоконтроль, наличие мотивации, интереса
    и др.). Если ребенок готовится к поступлению
    в I класс, необходимо выявить его
    готовность к обучению (физическую,
    психологическую, умственную). Если дети
    уже учатся в школе, то следует понять
    причины имеющихся у них трудностей.

    Интересующие
    педагога сведения можно получить при
    использовании таких методов, как
    непосредственная беседа с ребенком и
    с родителями, воспитателями о нем; анализ
    работ (рисунков, поделок, тетрадей и
    др.), специально организованное
    педагогическое обследование и
    педагогическое наблюдение.

    Как
    показывает практика, основой любого
    рода диагностики, позволяющей получить
    о ребенке максимальный объем сведений,
    является целенаправленное наблюдение.
    Педагогическое наблюдение должно быть
    заранее спланированным, точно
    ориентированным и систематическим.
    Наиболее важно наблюдение за ведущей
    деятельностью, поскольку именно в рамках
    ведущей деятельности появляются
    психологические новообразования того
    или иного возраста, формируются
    предпосылки для перехода к новой ведущей
    деятельности, на новый этап психического
    развития.

    Педагогическое
    наблюдение позволяет достаточно хорошо
    изучить мотивационный аспект деятельности
    ребенка, его познавательную активность,
    интересы. Изучение мотивации показывает
    уровень личностной зрелости ребенка.
    Выявляя вид мотивации, педагог получает
    возможность адекватного педагогического
    воздействия, развивает положительные
    тенденции.

    Наблюдение
    позволяет также оценить степень
    сформированности деятельности в целом
    — ее целенаправленность, организованность,
    произвольность, способность к планированию
    действий, самостоятельному выбору
    средств выполнения деятельности. Для
    получения представления о сформированности
    деятельности ребенка педагогу следует
    обратить внимание на следующее:


    понимание инструкции и цели задания;


    способность выполнять задание с учетом
    простой инструкции и инструкции,
    состоящей из нескольких заданий;


    умение определить последовательность
    действий, операций;


    умение перестраивать действия в
    зависимости от изменения цели;


    способность осуществлять самоконтроль
    в процессе работы;


    умение довести деятельность до получения
    определенного результата, проявить
    настойчивость в достижении цели,
    преодолевать трудности;


    способность адекватно оценить результат
    собственной деятельности;


    переключить внимание, быстро перейти
    от одного задания к другому.

    Полезно
    охарактеризовать и отдельные виды
    деятельности ребенка.

    Педагогическое
    наблюдение позволяет также выявить
    особенности отношения ребенка к
    окружающим и к самому себе. Чтобы выявить
    эти особенности, педагог целенаправленно
    оценивает, насколько ребенок стремится
    к общению, к лидерству, как он ведет себя
    с младшими и старшими, насколько он
    инициативен, как к нему относятся
    окружающие и т.п. Большое значение имеет
    анализ отношения ребенка к имеющимся
    у него нарушениям — это характеризует
    уровень его интеллектуального и
    личностного развития. Нередко дети с
    сохранным интеллектом тяжело переживают
    имеющиеся у них нарушения, подчас дают
    неадекватные реакции в виде выраженного
    негативизма, агрессии по отношению к
    окружающим. Вместе с тем даже при тяжелых
    нарушениях таких неадекватных личностных
    реакций может и не быть, и дети гармонично
    вписываются в коллектив сверстников с
    менее выраженными расстройствами.

    Результаты
    наблюдения за детьми с теми или иными
    проблемами заносятся в индивидуальный
    дневник «сопровождения». Периодичность
    записей зависит от состояния каждого
    конкретного ребенка. Факты должны
    грамотно и своевременно фиксироваться
    и обрабатываться. Желательно, чтобы в
    заполнении дневника участвовал не один
    учитель, а разные учителя-предметники,
    воспитатели, психолог, врач и другие
    специалисты. Это даст возможность более
    разносторонне охарактеризовать ребенка
    и проследить динамику его развития.

    Данные,
    полученные с помощью наблюдения,
    используются при составлении
    психолого-педагогической характеристики
    ребенка.

    В
    тех случаях, когда выявляются трудности
    обучения, необходимо тщательное
    педагогическое
    обследование
    .
    Педагог-дефектолог должен не только
    сделать вывод об уровне знаний ребенка,
    но и понять, чем обусловлены те или иные
    трудности в овладении навыками чтения,
    письма и счета, и наметить пути
    коррекционно-педагогического воздействия.
    Следует обратить внимание на способность
    детей самостоятельно выполнять
    предложенные задания, продуктивно
    использовать оказываемую им помощь и
    переносить усвоенный способ действия
    на решение аналогичных задач. Наблюдая
    за ребенком в процессе выполнения
    предложенных заданий, необходимо
    учитывать особенности понимания
    инструкции, способность удерживать ее
    в памяти в ходе работы, следить за
    целенаправленностью деятельности.
    Очень важно отметить, проявляет ли
    ребенок интерес к выполнению заданий
    и насколько он стойкий, стремится ли
    довести работу до конца, умеет ли
    адекватно оценить результаты своей
    деятельности, как реагирует на похвалу
    и замечание. Задания им следует предлагать
    дозированно и оказывать необходимую
    помощь.

    Необходимо
    иметь в виду, что если дети учатся в
    школе, то перед началом обследования
    педагог должен обсудить их успеваемость
    со всеми учителями, внимательно изучить
    тетради, чтобы судить о динамике
    формирования того или иного навыка,
    характере ошибок, трудностях, которые
    ребенок испытывает в процессе усвоения
    программы. Важное диагностическое
    значение имеет анализ рисунков, которые
    позволяют судить не только о технических
    возможностях ребенка, но и о его
    наблюдательности, круге представлений,
    интересов.

    Применительно
    к детям дошкольного возраста речь идет
    о наличии элементарных представлений
    о числе, окружающем мире, сформированности
    произвольной деятельности. При
    обследовании школьников проверяется
    знание ими программного материала
    текущего и предшествующих лет обучения.

    При
    исследовании процесса чтения необходимо
    установить знание букв, навык чтения
    слогов, слов, связного текста, особенности
    звукобуквенного анализа и синтеза.
    Следует обратить внимание на способ
    чтения, темп, соблюдение логических
    ударений, сохранение структуры слова,
    наличие грубых искажений и нарушений
    звукопроизношения. Очень важно понимание
    ребенком смысла слов, предложений. Если
    ребенок не овладел навыком чтения, то
    текст ему читают или рассказывают, а
    затем проверяют его понимание.

    +Понятие
    педагогическая диагностика

    Это
    совокупность приёмов контроля и оценки,
    направлен на решение задач, по оптимизации
    учебн проц, дифференциац уч-с, а так же
    совершенствован учебн программ и методов
    пед воздействия. ПД термин предложил в
    1968г Ингенкамп. Цель
    ПД оптимизация
    учебн проц. Ф-ции: информационная,
    оценочная, коррекционная. Виды: начальная,
    текущая/кор-ная, обобщающая/

    итоговая. Методы
    ПД:-
    тесты учебн достижений; — наблюдение:
    во вр занитий и игры, за речью реб; —
    беседа: с родителями, с реб-ом; — анализ
    продуктов дея-ти реб; — изучение мед док,
    логопедич обследован. Критерии: 1.Общие
    сведенья о реб-ке 2.История развития реб
    3.Семья 4.Физич состоян реб 5.Особен
    позноват дея-ти 6.Эмоц-волев сфера
    7.Особен личности.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Цель педагогического обследования — выявление фонда знаний и спгособов деятельности, а также их соответствие возрасту и ступени обучения.
    Разделение психологического и педагогического обследования в условиях ПМПК достаточно условно, поскольку педагог-дефектрлог в консультации выполняет не свою первоначальную функцию обучения и воспитания детей, а определяет уровень имеющихся знаний, умений, навыков с точки зрения оценки психического развития ребенка.
    Педагогическое обследование предваряет сбор анамнестических сведений, в которых уточняются данное о психическом развитии ребенка, выясняются сроки появления и характер выполнения социальных умений и навыков: опрятности, самообслуживания, бытового труда, усвоение общепринятых норм поведения в коллективе и семье, усвоение учебно- воспитательных программ дошкольных и школьных учреждений, развитие игровой, изобразительной, конструктивной деятельности в дошкольном возрасте, степень готовности к школьному обучению, характеристика учебной деятельности и обучаемости ребенка.

    Педагогическим обследованием выявляются:
    1. Запас общих знаний и представлений. У ребенка определяется сформированность сенсорных эталонов (цвета, формы, величины), осведомленность о природных явлениях (сезонные изменения в природе, животный и растительный мир), сформированность элементарных географических (знания домашнего адреса, город (села), страны проживания и т.д.) и социальных представлений (знания своего имени, фамилии, семейного статуса, профессии или рода занятий родителей и т.д.).
    2.Социально-бытовая ориентировка. Выясняется сформированность навыков опрятности (ходит под себя, просится или самостоятельно ходит по нужде), самообслуживание (самостоятельно ест, одевается, раздевается, застегивает пуговицы и т.д.), бытового труда (убирает за собой, моет посуду и т.д.), социально-адекватного поведения (может ли самостоятельно пользоваться транспортом, найти дорогу домой, произвести покупку в магазине и т.д.).
    3.Усвоение и выполнение общепринятых норм поведения. Необходимо выяснить, пользуется ли ребенок правилами речевого и обиходного этикета в и вне семьи, выполняет ли требования и просьбы взрослых, понимает и подчиняется дисциплинарным требованиям в детском коллективе.
    4. При оценке перечисленных показателей необходимо учитывать факторы возраста, культурной среды, получения образования.
    Усвоение учебной программы учреждения, которое посещает ребенок. При обследовании дошкольника определяется соответствие программным требованиям развитие изобразительной, конструктивной деятельности, а также усвоение основ грамоты, счета. Усвоение учебных знаний, умений, навыков ребенка школьного возраста определяется в строгом соответствии с программными требованиями типа учреждения и ступени обучения.
    5.Общая характеристика игровой деятельности.
    6.Общая характеристика учебной деятельности.
    Необходимо указать на сформированность или несформированность учебной мотивации, волевойрегуляции деятельности, сохранности структуры деятельности (последовательное выполнение учебной задачи, учебных действий, контрольза выполнением и оценка результата), а также эмоциональное отношение к собственной результативности.
    Учебная мотивация считается несформированной,» если ребенок не дает осмысленного ответа на вопрос, зачем он учится в школе («Зачем ты учишься в школе?» — «Не знаю»). Негативное, отношение к школе не является показателем несформированности учебной мотивации. Учебная мотивация считается сформированной, если ребенок дает осмысленный ответ на вопрос, зачем он учится в школе.
    Классификация ответов:

    1. эмоциональные («мне нравится учиться», «я люблю читать»);
    2. причинно-ориентированные («я учусь, потому что мама говорит», «хожу в школу, потому что надо», «все дети ходят в школу»);
    3. следственно-ориентированные («я учусь, чтобы больше знать», «хожу в школу, чтобы научиться»).

    Эмоциональные ответы обычно больше соответствуют игровым мотивам (мотив заключен в самом процессе), причинно-ориентированные — группоцентрическим (мотив не рождается самим ребенком, а как бы заимствуется готовым со стороны), следственно-ориентированные — индивидуально-этическим (мотив порожден как личной потребностью, так и жизненной необходимостью).
    Волевая регуляция является сформированной, если ребенок самостоятельно продолжает и заканчивает учебную деятельность. Волевая регуляция считается недостаточно сформированной, если для продолжения и окончания деятельности ребенку необходима постоянная стимуляция со стороны взрослых (без которой деятельность остается незавершенной). Волевая регуляция считается несформированной, если для продолжения деятельности ребенку необходима постоянная стимуляция со стороны взрослых, но для завершения деятельности этой стимуляции недостаточно. Структура деятельности (учебная задача, учебные действия, контроль за выполнением, оценка: сохранна, нарушена, если нарушена, то на каких этапах и чем это обусловлено). Структура деятельности считается сохранной, если в деятельности присутствует последовательное и результативное развертывание ее компонентов. Структура деятельности считается нарушенной, если хотя бы один из компонентов деятельности не соответствует поставленной цели и препятствует ее достижению. Необходимо указать причины, которыми вызвана деструкция деятельности.
    7.Эмоциональное отношение к собственной результативности. Адекватное, неадекватное, смещенное, деструктивное и продуктивное. Эмоциональное отношение к собственной результативности считается адекватным, если ребенок рад своим успехам и огорчается неудачам. Эмоциональное отношение к результатам своей деятельности считается неадекватным, если ребенок полностью безразличен к своим успехам и неудачам. Эмоциональное отношение к собственной результативности считается смещенным, если ребенок в процессе деятельности реагирует только на успехи (позитивное смещение) или только на неудачи (негативное смещение). Эмоциональное отношение к собственной результативности считается деструктивным, если успехи и неудачи ребенка вызывают у него стойкий отказ от продолжения деятельности и продуктивным, если стимулируют его к продолжению деятельности.         ,
    8. Обучаемость. Обучаемость ребенка определяется как на основании факта усвоения учебной программы в детском учреждении, так и в ходе обучающего эксперимента в ПМПК на базе тех или иных методик. С точки зрения меры оказанной помощи и возможности логического переноса усвоенного способа на аналогичное задание обучаемость условно можно разделить на высокую, достаточную, сниженную, низкую и крайне низкую.
    Обучаемость считается высокой, если для выполнения незнакомого ранее задания ребенок не нуждается в помощи. Обучаемость считается достаточной, если в ходе выполнения незнакомого ранее задания ребенок нуждается в стимулирующей помощи (в трудных случаях в направляющей). Обучаемость считается сниженной, если в ходе выполнения незнакомого ранее задания ребенок нуждается во всех видах помощи (стимулирующей, направляющей, обучающей), но выполняет логический перенос усвоенного способа на аналогичное задание. Обучаемость считается низкой, если для выполнения незнакомого ранее задания ребенок нуждается во всех видах помощи и с трудом осуществляет логический перенос на аналогичное задание. Обучаемость считается крайне низкой, если все меры помощи оказываются малорезультативными и ребенок не осуществляет логического переноса на аналогичное задание.
    Высокая и достаточная обучаемость характерна для детей с интеллектуальной нормой. Сниженная и в некоторых случаях низкая обучаемость (задержка психического развития церебрально- органического генеза) выявляется у детей с задержкой психического развития. Для умственно отсталых детей характерны низкая и крайне низкая обучаемость.

    Схема сбора анамнестических сведений

    Течание беременности:
    Желательность или нежелательность беременности, попытки прерывания Какая по счету беременность
    Количествоабортов и выкидышей
    Как протекала беременность (тошнота, рвота, повышение АД, ОРЗ, ОРВИ, прием лекарств, отеки, анемия, нефропатия, курение, прием алкоголя и пр.)
    Условия режима и труда во время беременности
    Профессиональная вредность (работа с химическими препаратами, на
    ПЭВМ, радиационное облучение и т.д.)
    Эмоциональное состояние, психотравмирующие ситуации.
    Роды (в срок, преждевременные, стремительные, затяжные, переношен)
    Родовспоможение (стимуляция, выдавливание, вакуум-экстрация,
    наложение щипцов, кесарево сечение, поворот за ножку)
    Особенности при рождении (асфиксия, родовая травма, гематома на
    голове, обвитие пуповиной вокруг шеи, предлежание: ягодичное,
    головное)
    Вес
    Окружность головы
    Закричал сразу                               Оценка по шкале Апгар
    Была асфиксия
    Когда выписан из роддома
    Диагноз роддома
    Вскармливание (грудное, искусственное) Отнят от груди
    Время закрытия большого родничка
    Моторное развитие
    Держать голову_________сидеть_______ ходить______________мес.
    Психическое развитие
    Комплекс оживления_________________Реакция зрительного сосредоточения
    Реакция слухового сосредоточения       _____________Манипуляции с предметами
    Узнает мать с_________мес. Страх незнакомца с______________мес.
    Лепет____________ Понимает речь взрослого____________________________
    Первые слова________________________ Первые фразы________________
    Навыки опрятности______________Самообслуживания_____________
    Особенности здоровья и поведения
    Спокойный, беспокойный, срыгивания, сон ребенка
    Бывает ли у ребенка: утомляемость и слабость, повышенная потливость (когда), головокружение, чувство нехватки воздуха, тошнота, ощущение вздутия живота, головные боли, аллергические реакции и на что, обморочные состояния, недержание мочи, кала (редко, иногда, часто); тревожность, раздражительность, гневливость, агрессивность, плаксивость, страхи, резкая смена настроения, склонность к уединению. Общая активность: подвижный, любознательный, пассивный, заторможенный, равнодушный, беспокойный требует постоянного внимания взрослых, общительность (с взрослыми, детьми)
    Заболевания (перенесенные с рождения до настоящего времени) Судороги, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, факты реанимации, поствакцинальные осложнения, инфекционные, соматические заболевания
    Семейный анамнез
    Заболевания в семье, с учетом болезней ближайших родственников: нарушение слуха, аллергия, эпилепсия, алкоголизм, другие психические заболевания, умственная отсталость, пороки развития, нарушения речи (какие), эндокринные нарушения     
    Наблюдается у психоневролога или психиатра (дети, мать, отец, ближайшие родственники)
    Кто в семье имеет: левшество, ярко выраженные способности Были ли в семье случаи самоубийства
    Личностно-характериологические особенности родителей и ближайших родственников
    История настоящего заболевания
    В каком возрасте обнаружено заболевание, когда выставлен диагноз, состоит ли на учете у специалиста, течение заболевания, лечение
    Социальный статус и состав семьи: взрослые, другие дети (пол и-возраст) Проживает ли ребенок с обоими родителями или только с матерью, отцом, родители разведены (указать сколько лет было ребенку и как отреагировал на развод)
    Домашние условия: сколько комнат в квартире, сколько человек проживает, имеет ли ребенок отдельную комнату или уголок для игр и приготовления уроков. Брали или берут еще ребенка время от времени в свою постель.
    Социальная ситуация развития ребенка
    Психическое и физическое состояние матери во время беременности,родов и первых лет жизни ребенка.
    Наличие сепарационных моментов в жизни ребенка.
    Особенности воспитания (система взглядов матери и отца на уход ивоспитание ребенка)
    Были ли конфликты в семье (ссоры, скандалы и т.п.), в каком возрасте был ребенок есть ли конфликты сейчас

    Пребывание в детском саду
    С какого возраста, как прошла адаптация, какие отношения с детьми вгруппе, есть ли друзья, какие игры предпочитает
    Усвоение программы детского сада.
    Период школьного обучения.
    Начал(а) учиться с :
    Тип школьного учреждения
    Дублирование класса
    Трудности обучения
    Адаптация к школьным условиям, учителю
    Успеваемость по предметам, какие предметы нравятся, какие вызывают трудности и неприязнь (чем обусловлено)
    Отношение к учебе
    Отношения со сверстниками, с педагогами, бывают ли конфликты (с кем, по какому поводу)
    Отношение родителей к школьным занятиям ребенка

    Источник: Психолого-медико-педагогическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста /Под общей редакцией кпн Р.А.Сулейменовой: Учебно-методическое пособие. — Алматы: «Рекламное агентство Колорит», 2000. — 140 с

    Источник