Основные личностные новообразования в развитии ребенка

Основные личностные новообразования в развитии ребенка thumbnail

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.

новообразования детей дошкольного возраста

Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Появление потребности в осмыслении причин и взаимосвязей процессов окружающего мира. Ребенок, не обладая достаточными знаниями, пытается объяснить происходящее вокруг него: «Темно, потому что солнышко спать пошло».
  2. Формирование этических и эстетических представлений: «Пачкаться некрасиво».
  3. Изменение мотивов поступков от «хочу» к «надо».
  4. Развитие волевых качеств. Импульсивность постепенно уступает место сознательному самоограничению в поступках и желаниях в соответствии с общими нормами и правилами поведения.
  5. Осознание себя как личности. Появление стремления занять значимое, достойное место в отношениях со взрослыми и сверстниками, участвовать в общественных делах.
  6. Появление выраженной потребности в новых знаниях, ребенок становится «почемучкой». Высокая познавательная активность говорит о его психологической готовности к школьному обучению.

новообразованием дошкольного возраста является

Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.

основные новообразования дошкольного возраста

Сидение раскрывает горизонты зрительного восприятия окружающего. Отдаленные предметы становятся доступными для детей только с помощью взрослых, и отношения между ними становятся ситуативно-деловыми (по М. И. Лисиной). Движение руки по направлению к недоступному предмету все более принимает указательный характер: хватательное движение в сторону желаемой вещи взрослый воспринимает как сигнал «дай мне это» и подает ее ребенку. Со временем, с повторением этой ситуации, ребенок осознанно использует это движение руки как указующий жест.

Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.

Начав уверенно ходить, малыш целеустремленно и настойчиво находит и преодолевает всяческие препятствия. Заявление «Я сам!» — это признак формирования силы воли и стремления к освоению пространства. В 1,5 года он уже способен манипулировать добрыми и нежными чувствами к нему, добиваясь от взрослых желаемого, но может проявить жалость и сочувствие, если видит, что кто-то плачет — обнимет, поцелует, погладит.

центральное новообразование дошкольного возраста

К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Читайте также:  Общения и развития ребенка реферат

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого — расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.

личностные новообразования дошкольного возраста

Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:

  1. Кризис новорожденности. Ребенок, попадая при рождении во внешнюю среду, вынужден приспосабливаться к новым условиям существования, раздражителям (температура воздуха, воды, свет, множество звуков). Резко меняется тип дыхания и питания.
  2. Кризис первого года. Обозначает переход от младенчества к раннему дошкольному возрасту. Стремление к самостоятельности и познанию окружающего вызывают повышенную активность, которая требует разумного сдерживания со стороны взрослых. Это вызывает бурную, порой истерическую, реакцию, протест против ограничений. Ребенок становится неуправляемым, упрямым, деспотичным, агрессивным, противоречивым в своих поступках, но в то же время уже ориентируется не только на физическую помощь, но и на одобрение взрослыми своих действий, ищет его. Происходит разрыв зависимых отношений со взрослыми, однако физических и психологических возможностей самостоятельного существования еще нет.
  3. Кризис трех лет. В младшем дошкольном возрасте новообразования в психологической сфере, в физическом развитии приводят к росту волевых качеств, к потребности действовать самостоятельно. Крайние формы кризисных проявлений — негативизм, бунт, своеволие, в чем проявляется потребность в равноправии со взрослыми, в уважении с их стороны. Он требует считаться с его желаниями, чего бы они ни касались, и видит в этом признак «взрослости». Появляются новые вкусы и привязанности, привычки, формы поведения при обесценивании старых. Нередки ссоры с близкими и другими детьми, так как ребенок требует от них исполнения своей воли, не соглашается выполнять из требования.
  4. Кризис 6-7 лет. Психологические и личностные новообразования дошкольного возраста делают ребенка внутренне готовым к обучению в школе, формируют чувство взрослости и вызывают потребность демонстрировать это окружающим. Копирование поведения взрослых выливается в манерничание, долгая пауза между просьбой к ребенку и ее исполнением оборачивается непослушанием и упрямством, но критика вызывает слезы и скандалы… Ребенок отвергает «детские» игры и игрушки и стремится участвовать во «взрослых» делах.

дошкольный возраст новообразование

Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

  • Не кричать, не оскорблять, не сравнивать его с «хорошими детьми». Спокойное объяснение причин недовольства взрослых — кратчайший путь к осознанию ребенком своего поведения.
  • Разнообразить и постепенно усложнять любую его деятельность (познавательную, художественную, физическую) с учетом возраста и личных интересов.
  • Также усложнять правила поведения и увеличивать их количество, учитывая дошкольные возрастные новообразования (психологические, личностные, социальные).
  • Стимулировать желание участвовать в общих делах, поддерживать отношения с другими детьми, уважать их мнения.

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.

основные психологические новообразования дошкольного возраста

Взрослые должны быть грамотными в выборе воспитательных средств, когда психологические новообразования дошкольного возраста заявляют о себе изменениями в поведении ребенка порой не в лучшую сторону. И здесь уместен совет Фрекен Бок (кто ее не знает!): «Терпение, только терпение!»

Источник

Новообразования
– произвольность, самосознание
(рефлексия, самооценка, образ Я), иерархия
мотивов, этические инстанции, комплексы
готовности к школьному обучению.

Читайте также:  Развитие ребенка после трех уже поздно

На
рубеже дошкольного и младшего школьного
возраста у детей появляются новые формы
общения с окружающими – со взрослыми
и сверстниками – и коренным образом
меняется отношение к самому себе.
Основной чертой этих новых форм общения
является произвольность.
Другая особенность этих форм и видов
общения связана с тем, что они
детерминированы не наличной ситуацией,
а ее контекстом. Это означает, что
сиюминутные и непосредственные желания
и ситуативные взаимоотношения ребенка
подчиняются логике и правилам всей
ситуации как некой целостности. В связи
с этим, самым
важным личностным механизмом, формирующимся
в этом периоде, считается соподчинение
мотивов
.
Оно
появляется в начале дошкольного возраста
и затем последовательно развивается.
Именно с этими изменениями в мотивационной
сфере ребенка связывают начало становления
его личности. Все желания ребенка раннего
возраста были одинаково сильны и
напряженны. Каждое из них, становясь
мотивом, побуждающим и направляющим
поведение, определяло цепь развертывающихся
немедленно действий. Если разные желания
возникали одновременно, ребенок
оказывался в почти неразрешимой для
него ситуации выбора.

Мотивы
дошкольника приобретают разную силу и
значимость. Уже в младшем дошкольном
возрасте ребенок сравнительно легко
может принять решение в ситуации выбора
одного предмета из нескольких. Вскоре
он уже может подавить свои непосредственные
побуждения, например не реагировать на
привлекательный предмет. Это становится
возможным благодаря более сильным
мотивам, которые выполняют роль
«ограничителей». Интересно, что наиболее
сильный мотив для дошкольника –
поощрение, получение награды. Более
слабый – наказание (в общении с детьми
это, в первую очередь, исключение из
игры), еще слабее – собственное обещание
ребенка. Требовать от детей обещаний
не только бесполезно, но и вредно, так
как они не выполняются, а ряд неисполненных
заверений и клятв подкрепляет такие
личностные черты, как необязательность
и беспечность. Самым слабым оказывается
прямое запрещение каких-то действий
ребенка, не усиленное другими
дополнительными мотивами, хотя как раз
на запрет взрослые часто возлагают
большие надежды.

Сдерживанию
непосредственных побуждений ребенка
способствует присутствие взрослого
или других детей. Сначала ребенку нужно,
чтобы кто-то был рядом, контролировал
его поведение, а оставшись один, он ведет
себя более свободно, импульсивно. Затем,
по мере развития плана представлений,
он начинает сдерживаться при воображаемом
контроле:
образ другого человека помогает ему
регулировать свое поведение. Благодаря
развитию механизма соподчинения мотивов,
старшие дошкольники легче ограничивают
свои непосредственные желания, чем
младшие, но эта задача остается достаточно
сложной на протяжении всего периода.
Наиболее благоприятные условия для
подчинения побуждений ребенка правилам
поведения, как уже известно, создаются
в ролевой игре.

Жизнь
дошкольника гораздо более разнообразна,
чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок
включается в новые системы отношений,
новые виды деятельности. Появляются,
соответственно, и новые
мотивы.
Это
мотивы, связанные с формирующейся
самооценкой, самолюбием, – мотивы
достижения успеха, соревнования,
соперничества; мотивы, связанные с
усваивающимися в это время моральными
нормами, и некоторые другие. Для развития
различных неигровых видов деятельности,
значение которых возрастет на следующем
возрастном этапе, особенно важны интерес
к содержанию деятельности и мотивация
достижения.

Таким
образом, в этот период начинает
складываться индивидуальная
мотивационная система
ребенка.
Разнообразные мотивы, присущие ему,
приобретают относительную устойчивость.
Среди этих относительно устойчивых
мотивов, обладающих разной силой и
значимостью для ребенка, выделяются
доминирующие
мотивы
– преобладающие в формирующейся
мотивационной иерархии. Долго наблюдая
за поведением старшего дошкольника,
можно определить, какие мотивы для него
наиболее характерны. Один ребенок
постоянно соперничает со сверстниками,
стараясь лидировать и во всем быть
первым, у него доминирует престижная
(эгоистическая)

мотивация. Другой, наоборот, старается
всем помочь; интересы детсадовской
группы, общие игры, радости и заботы для
него – главное. Это – коллективист с
альтруистической
мотивацией. Для третьего важно каждое
«серьезное» занятие в детском саду,
каждое требование, замечание воспитателя,
выступающего в роли учителя, – у него
уже появились широкие социальные мотивы,
сильным оказался мотив
достижения успеха
.
Здесь значимо не столько, что делать,
сколько как делать: старательно, под
руководством взрослого, получая указания
и оценки. Несколько детей увлечены
делом, но совсем по-другому: кто-то
погружен в процесс рисования, кого-то
не оторвешь от конструкторов. У них
преобладает интерес
к содержанию деятельности
.

Впрочем,
последние два варианта встречаются
редко. Кроме того, у части дошкольников
даже к 7 годам не появляется четкого
доминирования мотивов. А у детей с
формирующейся иерархической системой
доминирование еще не вполне устойчиво,
оно может проявляться по-разному в
разных видах деятельности и в разных
условиях. Главное достижение дошкольного
детства – соподчинение мотивов, а
построение стабильной мотивационной
системы, начавшейся в это время, будет
завершаться в младшем школьном и
подростковом возрастах.

Дошкольник
начинает усваивать этические
нормы
,
принятые
в обществе. Он учится оценивать поступки
с точки зрения норм морали, подчинять
свое поведение этим нормам, у него
появляются этические переживания.

Первоначально
ребенок оценивает только чужие поступки
– других детей или литературных героев,
не умея оценить свои собственные.
Воспринимая, например, сказку, младший
дошкольник не осознает причины своего
отношения к разным персонажам, глобально
оценивает их как хороших или плохих.
Этому способствует и построение наиболее
простых детских сказок: заяц всегда
положительный герой, а волк – обязательно
отрицательный. Ребенок переносит свое
общее эмоциональное отношение к персонажу
на его конкретные поступки, и оказывается,
что все действия зайца одобряются
потому, что он хороший, а волк поступает
дурно, потому что он сам плохой.Пример:
Коля с дочкой: «Ну, разве бывает добрый
волк, это же неправильно».

Читайте также:  Занятия с ребенком по развитию фразовой речи

Постепенно
эмоциональное отношение и этическая
оценка начинают дифференцироваться. В
среднем дошкольном возрасте ребенок
оценивает действия героя независимо
от того, как он к нему относится, и может
обосновать свою оценку, исходя из
взаимоотношений персонажей сказки. В
некоторых случаях само эмоциональное
отношение к герою определяется этической
оценкой его действий. Старшие дошкольники
начинают судить о поступках не только
по их результатам, но и по мотивам; их
занимают такие сложные этические
вопросы, как справедливость награды,
возмездие за причиненное зло и т.п.

Во
второй половине дошкольного детства
ребенок приобретает способность
оценивать и свое поведение, пытается
действовать в соответствии с теми
моральными нормами, которые он усваивает.
Пример:
идея уступать место в транспорте взрослым
людям.

Усвоение
норм морали, так же как эмоциональная
регуляция действий, способствует
развитию произвольного поведения
дошкольника.

Самосознание.
В
дошкольном возрасте самосознание
ребенка развивается настолько, что это
дает основание говорить о детской
личности.

Враннем
возрасте можно было наблюдать всего
лишь истоки самосознания ребенка.
Самосознание формируется к концу
дошкольного возраста благодаря
интенсивному интеллектуальному и
личностному развитию, оно обычно
считается центральным новообразованием
дошкольного детства.

Самооценка
появляется
во второй половине периода на основе
первоначальной чисто эмоциональной
самооценки («я хороший») и рациональной
оценки чужого поведения. Ребенок
приобретает сначала умение оценивать
действия других детей, а затем –
собственные действия, моральные качества
и умения. Самооценка дошкольника
практически всегда совпадает с внешней
оценкой, прежде всего – оценкой близких
взрослых.

Оценивая
практические умения, 5-летний ребенок
преувеличи вает свои достижения. К 6
годам сохраняется завышенная самооценка,
но в это время дети хвалят себя уже не
в такой открытой форме, как раньше. Не
меньше половины их суждений о своих
успехах содержат какое-то обоснование.
К 7 годам у большинства самооценка умений
становится более адекватной. В целом
самооценка дошкольника очень высока,
что помогает ему осваивать новые виды
деятельности, без сомнении и страха
включаться в занятия учебного типа при
подготовке к школе.

В
то же время более дифференцированные
представления о себе могут быть более
или менее верными. Адекватный образ «Я»
формируется у ребенка при гармоничном
сочетании знаний, почерпнутых им из
собственного опыта (что я могу сделать,
как я поступил) и из общения со взрослыми
и сверстниками.

Пример:
М.И. Лисина проследила развитие
самосознания дошкольников в зависимости
от особенностей семейного воспитания.
Дети с точными представлениями о себе
воспитываются в семьях, где родители
уделяют им достаточно много времени;
положительно оценивают их физические
и умственные данные, но не считают
уровень их развития выше, чем у большинства
сверстников; прогнозируют хорошую
успеваемость в школе. Этих детей часто
поощряют, но не подарками; наказывают,
в основном, отказом от общения. Дети с
заниженными представлениями о себе
растут в семьях, в которых с ними не
занимаются, но требуют послушания; низко
оценивают, часто упрекают, наказывают,
иногда – при посторонних; не ожидают
от них успехов в школе и значительных
достижений в дальнейшей жизни. Детей с
завышенными представлениями о себе в
семьях считают более развитыми, чем их
ровесников; часто поощряют, в том числе
подарками, хвалят при других детях и
взрослых и редко наказывают. Родители
уверены в том, что в школе они будут
отличниками.

Таким
образом, дошкольник видит себя глазами
близких взрослых, его воспитывающих.
Если оценки и ожидания в семье не со
ответствуют возрастным и индивидуальным
особенностям ребенка, его представления
о себе окажутся искаженными.

Еще
одна линия развития самосознания –
осознание
своих
переживаний.
Не
только в раннем возрасте, но и в первой
половине дошкольного детства ребенок,
имея разнообразные переживания, не
осознает их. Его эмоции и чувства можно
было бы передать так: «мне радостно»,
«мне взгрустнулось». В конце дошкольного
возраста он ориентируется в своих
эмоциональных состояниях и может
выразить их словами: «я рад», «я огорчен»,
«я сердит».

Для
этого периода характерна половая
идентификация:
ребенок
осознает себя как мальчика или девочку.
Дети приобретают пред ставления о
соответствующих стилях поведения.
Большинство мальчиков стараются быть
сильными, смелыми, мужественными, не
плакать от боли или обиды; многие девочки
– аккуратными, деловитыми в быту и
мягкими или кокетливо-капризными в
общении. К концу дошкольного возраста
мальчики и девочки играют не во все игры
вместе, у них появляются специфические
игры – только для мальчиков и только
для девочек.

В
качестве основного новообразования
дошкольного возраста принято выделять
целый комплекс качеств, который называют
комплексом
готовности к школьному обучению.

И главным здесь является появление у
ребенка позиции
школьника

это специфическое личностное
новообразование, которое проходит ряд
ступеней в дошкольном возрасте. В
пять-шесть лет дети начинают мечтать о
школе, их привлекают «серьезные» дела
и разговоры, дети тяготятся обществом
младших дошкольников, они отказываются
от некоторых «детских» режимных моментов.
Стремление к знаниям связывается в их
сознании с возможностью реализации его
в школьном обучении.

Поговорим
об этом боле подробно в разделе,
посвященном «Психологической готовности
к школе».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник