Показатели состояния нервной системы развития ребенка

Показатели состояния нервной системы развития ребенка thumbnail

Критериями НПР являются:

  • моторика;

  • статика;

  • условно-рефлекторная деятельность (1
    сигнальная система);

  • речь (2 сигнальная система);

  • высшая нервная деятельность.

Моторика (движение) — это целенаправленная,
манипулятивная деятель­ность ребенка.

Для здорового
новорожденного в спокойном состоянии
характерны так называемый физиологический
мышечный гипертонус и на фоне этого
сгибательная поза. Мышечный

гипертонус симметрично выражен во всех
по­ложениях: на животе, спине, в
положениях

бокового и вертикального под­вешивания.
Руки согнуты во всех суставах, приведены

и прижаты к грудной клетке. Кисти согнуты
в кулак, большие пальцы приведены к
ладони. Ноги также согнуты во всех
суставах и слегка отведены в бедрах, в
стопах преоб­ладает тыльное сгибание.
Даже во время сна мышцы не расслабля­ются.
Движения

новорожденного ограниченные,
хаотичные (англ. chaos),
беспо­рядочные (англ. disorderly),
атетозоподобные дрожащие (англ.
trempling).
Тремор и физиологический мышечный

гипертонус постепенно
угасают nосле
первого месяца жизни.В дальнейшем показатели

моторики у здорового ребенка развиваются
в следующем порядке:

  1. сначала координированным становится
    движение мышц глаз (на
    2-3 неделе), когда
    ребенок фиксирует свой взгляд на ярком
    предмете;

  2. поворот головы вслед за игрушкой
    указывает на развитие шейных мышц:

  3. мануальная деятельность развивается
    на 4 месяце жизни: ребенок
    приближает
    верхние конечности к глазам и рассматривает
    их, потирает пе­-
    ленку, подушку.
    Движения становятся целенаправленными:
    малыш берет
    игрушку руками (на втором
    полугодии может сам взять бутылочку с
    моло­-
    ком и выпить его и т.д.);

  4. на 4-5 месяце
    развивается координация движения мышц
    спины, что проявляется
    вначале переворачиванием со спины на
    живот, а на 5-6 месяце —
    с живота на
    спину;

  5. когда к концу первого года жизни ребенок
    сам идет за интересным предметом

в другой угол комнаты, то признаком
моторики является не про­сто процесс
ходьбы,

а координированное
целенаправленное
движение всех мышц в необходимом

направлении.

За постепенным своевременным развитием
моторики у человека можно проследить,
наблюдая совершенствование движений
пальцев от первого хватания карандаша
ребенком первого года до манипуляций
у взрослых лиц —рисование, игра на
скрипке и пианино, лепка, вязание и т.д.

Статика
это фиксация и
удерживание определенных частей туловища
в необходимом положении.

Первый признак
статики

удерживание головы
— появляется на втором-третьем месяце
жизни, в 3 месяца ребенок должен хорошо
держать голову в вертикальном положении.

Второй признак
— малыш сидит—
развит в 6-7 месяцев,
на 7 месяце раз­вивается
осязание

Третий признак
ребенок
стоит —
в 9-19 месяцев.

Четвертый признак
малыш
ходит
— к концу первого
года жизни.

Условно-рефлекторная
деятельность

это адекватная реакция
ребенка на раздражающие факторы
окружающей среды и собственные
потребности. Глав­ным рефлексом у
новорожденного является пишевая
доминанта. Подошло время кормления,
ребенок проголодался и он плачет — это
хорошо. Посо­сал материнскую грудь,
поел — успокоился, уснул. К концу первого
месяца через несколько минут после
начала кормления наступает небольшая
пауза — ребенок внимательно рассматривает
лицо ма­тери, ощупывает грудь. На
втором месяце формируется улыбка, на
третьем — радостное движение конечностей
при виде матери. Все это указывает на
фор­мирование условных рефлексов на
внешние раздражители. При оценке ПМР
нужно помнить, что признаки динамичны
по времени. т.е.в каждом возрасте каждый
критерий проявляется по-разному.

Например.

  1. Если 5-месячному ребенку показать яркую
    игрушку, то он прекращает движения,
    широко открывает глаза, рот — это так
    называемое оральное внимание. При такой
    же ситуации на 8 месяце жизни ребенок
    должен не от­крыть рот, а потянуться
    за игрушкой руками. Наличие орального
    внимания у ребенка к концу первого года
    жизни указывает на задержку НПР.

  2. Приближение незнакомого человека,
    матери, отца к ребенку 4-5 месяцев
    вызывает
    у него комплекс оживления: радостное
    торжествование на лице, выраженная
    улыбка, малыш перебирает ручками,
    ножками. На 8-
    9 месяце жизни ребенок
    при появлении матери должен тянуться
    к ней руками,
    а на чужого человека у
    малыша возникает реакция страха и
    негативизма. К признакам условно-рефлекторной
    деятельности относятся слуховое и
    зрительное сосредоточения.

На втором
месяце жизни
эти признаки прове­ряет невропатолог:

1) для оценки слуха
врач хлопает руками на расстоянии 30-40
см сбоку от
ушей лежащего на пеленальном
столе ребенка, можно хлопать по
самому
столу — при этом здоровый
ребенок должен моргнуть
(ацгд. bljnk)
веками:

2) для выяснения зренияврач проводит ярким
предметом на высоте
30 см над глазами
лежащего малыша с одной стороны на
другую — при раз­-
витом зрении глаза
ребенка должны следить
за движением предмета.

До конца первого года
возникает сенсорная
речь: понимание малышом
отдельных слов, которые звучат со
стороны. Это обнаруживается поворо­том
головы, потягиванием ручек и т.д.
появляется у ребенка на 4-6 неделе, когда
он начинает аукать. Про­изношение
первых звуков называется гуление (а,
гу-у, э-э-э и т.д.) (гул голо­сов англ.
hum,
buzz).
В 6 месяцев ребенок произносит отдельные
слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма и др.), не понимая
их смысла, что называется лепет (англ.
baby-talk,
babble,
prattle).
К концу первого года жизни в лексиконе
малыша уже 8-12 слов, смысл ко­торых он
понимает (дай, на, папа, мама и др.). Среди
них имеются звуко­подражатели (ам-ам
— кушать, ав-ав — собачка, тик-так — часы
и т.п.). В 2 года запас слов доходит до —
300, появляются краткие предложения.

Высшая нервная деятельность.
Этот критерий развивается на основании
становления нервной системы, формирования
всех предыдущих критериев, воспитания
и развития ребенка. Он является признаком
созревания умст­венной способности
и интеллекта человека. Окончательный
вывод о состо­янии высшей нервной
деятельности можно сделать в 5-6 лет.
Кроме рассмотренных критериев НПР, для
оценки состояния нервной системы
врач-педиатр выясняет у
новорожденного и ребенка грудного
возра­ста выраженность
филогенетически закрепленных безусловных
рефлексов. Все
безусловные рефлексы в зависимости от
времени их существования и развития
разделены на 3 группы: стойкие, транзиторные
и установочные. Рассмотрим основные
безусловные рефлексы.

Безусловные рефлексы
новорожденных. Ребенок
рождается с рядом безусловных рефлексов,
которые можно под­разделить на 3
категории: стойкие пожизненные
автоматизмы; транзиторные рудиментарные
рефлексы, отражающие специфические
условия уровня разви­тия двигательного
анализатора и впоследствии исчезающие;
рефлексы, или автоматизмы, только
появляющиеся и поэтому не всегда
выявляемые сразу после рождения.

СТОЙКИЕ РЕФЛЕКСЫсуществуют на
протяжении всей жизни. Основ­ные из
них: — глотательный;

— сухожильные рефлексы конечностей
(один из примеров — удар по сухо­жилию
четырехглавой мышцы бедра ниже коленной
чашечки вызы­вает разгибание ноги в
коленном суставе);

— роговичный (легкое прикосновение
мягкой бумагой или ваткой к рогови­це
глаза вызывает смыкание век; называется
еще корнеальный рефлекс);

  • коньюнктивальный (похож на роговичный
    вызывается таким же методом, но с
    конъюнктивы);

  • надбровный (постукивание по внутреннему
    краю надбровной дуги вызы­вает
    смыкание век; называется еще
    орбикулопальпебральный рефлекс).

Читайте также:  Картинки для развития моторики ребенка 4 лет

ТРАНЗИТОРНЫЕ РЕФЛЕКСЫ— существуют
после рождения, однако постепенно
исчезают в определенном возрасте. К ним
относятся:

— оральные-стволовые рефлексы
(дуга замыкается в продолговатом
мозге),
(сосательный, поисковый, хоботковый и
ладонно-ротовой);

  • спинальные рефлексы (дуга
    замыкается на уровне спинного мозга)
    (хватательный рефлекс, рефлекс Моро,
    опоры, автоматической походки, ползания,
    Галанта, Переса);

  • миелоэнцефальные
    позотонические рефлексы (регулируются
    цент­рами продолговатого и среднего
    мозга) (лабиринтный,
    асимметричный и симметричный шейные
    тонические рефлексы).

К УСТАНОВОЧНЫМ РЕФЛЕКСАМ,
которых нет сразу
по­сле рождения, а формируются они в
определенном возрасте,
относятся:

  • верхний рефлекс Ландау (немецкий
    педиатр) (появляет­ся в 4 мес.) находясь
    на животе, ребенок поднимает голову,
    верх­нюю часть туловища и, опираясь
    руками, удерживается в таком поло­жении;

  • нижний рефлекс Ландау(появляется в 5-6 мес.)
    — находясь на животе, ребенок, разгибает
    и поднимает ноги.

При оценке результатов
исследования безусловных рефлексов
нужно учесть
:

  • их наличие или отсутствие;

  • при наличии — симметричность;

  • время появления и исчезновения;

  • соответствие выраженности рефлекса
    возрасту ребенка.

Вывод: При
нормальном нервно-психическом развитии
ребенка безуслов­ные рефлек-

сы должны своевременно
возникнуть и своевременно исчезнуть
.

Трактовка (англ. interpretation)
нарушений развития:

  1. отсутствие рефлексов в
    необходимом возрасте является
    признаком
    задержки
    нервно-психического развития;

  2. рефлексы считаются
    патологическими,
    если они имеют место
    у ребен­ка в том возрасте,

в котором должны отсутствовать.

Для точной оценки
своевременности становления НПР в
зависимости от возраста
ребенка

условно выделено 6
этапов:

1этап

0-1 месяц;

II
этап

1-3 месяца;

III
этап

3-6 месяцев;

IV
этап

6-9 месяцев;

V
этап

9-12мееицев;

VI
этап

1-3
года.

Поэтому после оценки
выраженности всех 5 критериев, проявления
безус­ловных

рефлексов необходимо
сопоставить
подученные данные с возрастом ребенка
.

В норме показатели НПР должны
соответствовать указанному возраст­ному
этапу

его становления. Иногда при развитии
этих критериев порядок их становления

может быть несколько нарушен: один из
них пойдет на 1 этап вперед, другой — на

1 этап отстает. Длительное заболевание
и недоста­точное воспитание могут
привести к

допустимому отставанию
всех показа­телей только
на 1 этап. Но не более. Такая задержка

становления нервной
си­стемы считается
функциональной.

Отставание НПР на 2 и более этапов
указывает на патологическую за­держку
развития и

в таком случае ставится
диагноз: энцефалопатия.

При нормальном развитии ребенка к 2
годам все критерии должны прийти к
финишу. Если

это не наступает, то после двух лет
ставится кон­кретный диагноз:
олигофрения, гидроцефалия,

эпилепсия и т.п.

Оценка, безусловно-рефлекторной,
деятельности
должна
проводиться в теплой

хорошо освещенной комнате на ровной
полужесткой поверхности. Ребенок должен
быть в

состоянии бодрствования, сытым и сухим.
Наносимые раздражения (кроме специальных
ви

дов исследования) не должны причинять
боли. При несоблюдении этих условий
рефлексы

могут подавляться реакция­ми на
дискомфорт. Безусловные рефлексы
оцениваются в положении

на спи­не, на животе и в состоянии
вертикального подвешивания.

Хоботковый рефлекс.
При ударе пальцем по губам ребенка
про­исходит сокращение

круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание
губ хоботком.

Поисковый
рефлекс.
При поглаживании
кожи в области угла рта (при этом не
следует

прикасаться к губам) происходит опускание
губы, откло­нение языка и поворот
головы в

сторону раздражителя. Рефлекс особенно
хо­рошо выражен перед кормлением.
Исчезает к концу

первого года.

Сосательный рефлекс.
Если вложить в рот ребенка соску, то он
начинает совершать

активные сосательные движения. Исчезает
к концу перво­го года.

Орбикулопальпебральный
рефлекс.
При поколачивании
пальцем по верхней дуге

орбиты происходит смыкание века
соответствующей стороны. Исчезает к 6
мес.

Ладонно-ротовой рефлекс
Бабкина.
Рефлекс
вызывается на­давливанием большими

пальцами на ладони ребенка близ теноров.
Ответная реакция проявляется открыванием
рта и

сгибанием головы. Исчезает к 3 мес.

Хватательный рефлекс.
Этот рефлекс состоит в схватывании и
прочном удерживании

пальцев, вложенных в ладонь ребенка.
Иногда при этом удается приподнять
ребенка над

опорой (рефлекс Робинсона). Такой же
рефлекс можно вызвать с нижних конечностей,
если

надавливать на подошву у
основания II
—III
пальцев, что вызовет подошвенное
сгибание

пальцев. Ис­чезает на 2 —4-м месяце.

Рефлекс Моро.
Этот рефлекс вызывается различными
приемами: ре­бенка, находящегося

на руках у врача, резко опускают на 20
см. а затем под­нимают до исходного
уровня; можно

быстрым движением разогнуть нижние
конечности или ударить по поверхности,
на которой

лежит ребенок, на рас­стоянии 15 —20,
см с двух сторон от головы. В ответ на
эти действия

ребенок сначала отводит руки в стороны
и разгибает пальцы, а затем возвращает
ру­ки в

исходное положение. Движение руки носит
характер охватывания. Этот рефлекс
сохраняется

до 4 мес.

Рефлекс Бабинского.
Штриховое раздражение подошшы пона­ружному краю
стопы

в направлении от пятки к пальцам вызывает
тыльное разгибание большого пальца

и подошвенное сгибание остальных
пальцев, которые иногда веерообразно
расходятся.

Рефлекс остается физиологичным до 2
лет.

Рефлекс Кернига.
У лежащего на спине ребенка сгибают
одну ногу в тазобедренном и

коленном суставах, а затем пытаются
выпрямить ногу в коленном суставе. При
положитель-

ном рефлексе это сделать не удается.
Этот рефлекс исчезает после 4 мес.

Рефлекс опоры.
Врач берет ребенка подмышки со стороны
спины, поддерживая

указательными пальцами голову.
Приподнятый в таком положе­нии ребенок
сгибает ноги

в тазобедренных и коленных суставах.
Опущенный на опору, он упирается на нее
полной

стопой, «стоит» на полусогнутых ногах,
выпрямив туловище. Рефлекс исчезает к
2 мес.

Рефлекс автоматической
походки.
В положении
рефлекса опоры

ребенка слегка наклоняют вперед, при
этом он совершает шаговые движения по
поверхности,

не сопровождая их движениями рук. Иногда
при этом ноги перекрещиваются на уровне
ниж-

ней трети голеней. Рефлекс исче­зает
к 2 мес.

Рефлекс ползания Бауэра.
Ребенка выкладывают на живот так, чтобы
голова и туловище

были расположены по средней линии. В
таком по­ложении ребенок на несколько
мгновений

поднимает голову и совершает пол­зающие
движения (спонтанное ползание). Если
подставить

под подошвы ре­бенка ладонь, то эти
движения оживятся, в «ползанье» включаются
руки и он

начинает активно отталкиваться ногами
от препятствия, рефлекс исчезает к 4
мес.

Рефлекс Галанта. У
ребенка, лежащего на боку, врач проводит
большим и

указательным пальцами по паравертебральным
линиям в напра­влении от шеи к ягодицам.

Раздражение кожи вызывает выгибание
тулови­ща дугой, открытой кзади. Иногда
при этом

разгибается и отводится нога. Рефлекс
исчезает к 4 мес.

Рефлекс Переса.
В положении ребенка на животе проводят
пальцем по остистым

отросткам позвоночника в направлении
от копчика к шее, что вызывает прогибание
туловища,

сгибание верхних и нижних конечностей,
при­поднимание головы, таза, иногда
мочеиспускание,

дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает
боль, поэтому его нужно исследовать
последним.

Исчезает к 4 мес. На мышечный тонус
новорожденного оказывает влияние
положение тела и

головы. Это влияние опосредуется через
тонические шейные и лабиринтные
рефлексы.

Читайте также:  Развитие ребенка в месяц жизни видео

Лабиринтный тонический
рефлекс.
Вызывается
изменением головы в пространстве.

У ребенка, лежащего на спине, повышен
тонус разги­бателей шеи, спины, ног.
Если же его

перевернуть на живот, то увеличивается
тонус сгибателей шеи, спины, конечностей.

Симметричный шейный
тонический рефлекс.
При
пас­сивном сгибании головы

новорожденного, лежащего на спине,
происходит по­вышение тонуса сгибателей
рук и

разгибателей ног. При разгибании головы
наблюдаются обратные взаимоотношения.

Об изменении тонуса можно су­дить по
увеличению или уменьшению сопротивления
при

пассивном разгиба­нии конечностей.

Асимметричный шейный
тонический рефлекс.

Для про­верки этого рефлекса голову

ребенка, лежащего на спине, поворачивают
в сторону так, чтобы подбородок касался
плеча.

При этом уменьшается тонус конечностей,
к которым обращено лицо (иногда их
кратковре-

менное разгиба­ние), и повышается
тонус противоположных конечностей.
Рефлекс исчезает к кон-

цу первого года.

Туловищная выпрямительная
реакция.
При
соприкосновении стоп ребенка с

опорой наблюдается выпрямление головы.
Эта реакция формируется с конца 1-го
месяца.

Верхний рефлекс Ландау.
Ребенок в положении на животе под­нимает
голову, верхнюю

часть туловища и руки, опираясь на
плоскость рука­ми, удерживается в
этой позе. Этот

рефлекс формируется к 4 мес.

Нижний рефлекс Ландау.
В положении на животе ребенок раз­гибает
и поднимает ноги. Этот

рефлекс формируется к 5 —6 мес.

Простые шейные и туловищные
установочные ре­флексы.

Поворот головы в сторону вызывает
поворот туловища в ту же сторону, но не
одновременно,

а раздельно: сначала поворачивается
грудной отдел, а затем тазовый. Эти
рефлексы

появляются с рождения и видоизме­няются
к 5 —6 мес.

Цепной установочный
рефлекс с туловища на ту­ловище.

Поворот плеч ребенка в сторону

приводит к повороту туловища и нижних
конечностей в ту же сторону, но не
одновременно,

а раздельно. По­ворот тазового отдела
также вызывает поворот туловища. Этот
рефлекс фор­ми-

руется к 6 —7 мес.

Источник

Безусловно, все органы и системы важны и необходимы для функционирования человеческого организма, но нервная система стоит среди них особняком, можно сказать, на пьедестале. Именно она делает человека существом разумным и мыслящим. Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществления его оптимального ответа на это воздействие. Именно поэтому на протяжении первого года жизни малыша его нервная система претерпевает большие изменения, чем любая другая, развиваясь буквально не по дням, а по часам. 

Начало 

Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг. Его рост сопряжен с формированием проводящих путей (нервов), соединяющих головной мозг с мышцами, например, конечностей и других частей тела и внутренними органами. С началом функционирования этих проводящих путей связано становление деятельности центральной нервной системы, которая обусловливает работу различных групп мышц. Этому становлению способствует то, что на развитие ее оказывают прямое стимулирующее влияние любые раздражения, которым подвергается плод в утробе матери. Среди них раздражения кожи — контакт кожи с околоплодными водами, стенками матки, раздражения суставов и мышц в моменты двигательной активности плода и раздражения органа слуха (плод воспринимает звуки речи и другие звуки, которые слышит мама, хотя для него они не звучат не так громко, как для нее). 

Формирование рефлекторной деятельности происходит в три этапа: 

  • стадия отдельных локальных движений (2-3-й месяц внутриутробного развития), когда плод осуществляет простые ограниченные движения в ответ на раздражение;
  • стадия генерализованных ответов (3-4-й месяц внутриутробного развития), характеризующаяся появлением обобщенных некоординированных реакций, когда в ответ на раздражение отдельного участка тела совершаются движения в верхних и нижних конечностях, шее и спине;
  • стадия специализированных рефлекторных ответов, которые дают начало развитию безусловных рефлексов новорожденного. 

Что такое безусловные рефлексы? 

Показатели состояния нервной системы развития ребенка

Безусловные рефлексы новорожденного — это прежде всего запрограммированные природой ответные и защитные реакции на внешние раздражители, необходимые для жизни ребенка. Не будь этих рефлексов, ребенок не смог бы найти сосок и взять грудь, осуществить правильные сосательные движения. Практически все безусловные рефлексы сформированы к моменту рождения и сохраняются от 1,5 до 4 — 5 месяцев жизни ребенка, уступая развитию осознанных двигательных навыков. Более длительное сохранение рефлексов новорожденного препятствует формированию этих навыков и является проявлением патологии. 

Так какие же безусловные рефлексы свойственны новорожденному? Перечислим 

  • поисковый рефлекс (при поглаживании угла рта ребенок поворачивает голову в эту сторону и пытается языком дотронуться до раздражителя);
  • сосательный рефлекс (при попадании в рот ребенка любого предмета, младенец захватывает его губами и начинает ритмичные сосательные движения);
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь ребенок открывает рот);
  • рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала разводит руки в стороны, а потом совершает обхватывающее      движение и приводит руки к туловищу);
  • хватательный рефлекс (при надавливании на ладонь ребенок сжимает пальцы);
  • рефлекс опоры (при соприкосновении ножек ребенка с опорой он сначала поджимает их, а потом выпрямляет и опирается о поверхность);
  • рефлекс автоматической походки (в вертикальном положении со слегка наклоненным туловищем ребенок начинает переступать ногами по поверхности стола);
  • защитный рефлекс (при выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону);
  • рефлекс ползания Бауэра (в положении лежа на животе при упоре в стопы ребенок начинает ползти вперед, перебирая поочередно руками и ногами). 

Показатели состояния нервной системы развития ребенка

Оценка состояния безусловных рефлексов новорожденного является одним из основных моментов осмотра новорожденного, особенно если этот осмотр осуществляет врач-невролог. Изменения этих рефлексов, их ослабление или отсутствие, быстрая истощаемость (первый раз рефлекс удается вызвать, при последующих раздражениях он выражен все меньше и меньше) могут отмечаться при недоношенности или незрелости, при родовом повреждении нервной системы, при наличии общего инфекционного заболевания или иной патологии периода новорожденности. 

Первые умения 

Нервная система новорожденногоКак уже говорилось выше, к моменту рождения малыша наиболее зрелым является его спинной мозг. Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), но и в функциональном. Так, очень важным моментом является то, что число нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного ребенка и у взрослого человека одинаково. Но у новорожденного эти клетки еще незрелы по своей структуре, они имеют очень мало отростков, соединяющих клетки коры между собой, а именно наличие этих связей обусловливает многие функции высшей нервной деятельности, такие, как память, эмоции, навыки. 

Однако развитие коры головного мозга происходит достаточно быстро, и мы это замечаем по тому, как быстро меняется малыш. Только что родившийся кроха еще не способен удерживать голову и фиксировать взгляд, он различает только яркий свет и видит лицо матери как расплывчатое пятно, все его движения хаотичны и бессознательны. Но проходит месяц — и ребенок делает существенные успехи в своем развитии. Прежде всего, совершенствуются все органы чувств. 

Читайте также:  Описание специфики психического развития ребенка в онтогенезе таблица

На первом месяце жизни малыша движения его глазных яблок еще не координированы, время от времени отмечается сходящееся или расходящееся косоглазие. Но уже к пятой неделе ребенок уже достаточно хорошо фокусирует взгляд на определенном предмете, благодаря чему может хорошо рассмотреть окружающие предметы и лица. К этому возрасту он начинает понимать, что с лицом, которое он видит чаще всего, связаны все положительные эмоции в его жизни — насыщение, тепло, комфорт. Чаще всего это лицо его мамы. Соответственно, между появлением маминого лица и возникновением комфорта, насыщения и тепла малыш видит прямую связь. Это становится началом формирования положительных эмоций. 

Орган слуха функционирует уже на последних неделях внутриутробного развития. У плода можно отметить учащение сердцебиения в ответ на резкие звуки и. наоборот, нормализацию сердцебиения и биоэлектрической активности мозга при прослушивании мелодичной музыки, У новорожденного реакция на звук носит характер ориентировочного рефлекса: ребенок в ответ на звуковой раздражитель может закрывать глаза, приоткрывать рот, вздрагивать и задерживать дыхание. 

Полностью сформирован к моменту рождения и орган вкуса: новорожденный хорошо отличает сладкое от кислого, горького или соленого. При попадании в рот ребенка сладкого вещества он начинает совершать сосательные движения. Горькие, кислые или соленые вещества вызывают гримасу неудовольствия, закрывание глаз, плач. 

К концу первого месяца жизни ребенок приобретает такие навыки, как способность следить глазами за ярким движущимся предметом, узнавать мать и улыбаться ей. реагировать на голос матери. В его повседневном режиме по-прежнему преобладают периоды сна, во время бодрствования же — отрицательные эмоции: таким образом кроха сигнализирует о голоде, дискомфорте, связанном с перевозбуждением или усталостью, мокрыми пеленками. Но постепенно в его эмоциональном состоянии начинают появляться периоды спокойного бодрствования, когда малыш старается рассмотреть окружающие предметы, изучает мамино лицо или прислушивается к ее голосу. Все это — начало становления его психики, его высшей нервной деятельности, которое становится возможным благодаря стремительному развитию коры головного мозга и органов чувств. 

Первая улыбка 

Показатели состояния нервной системы развития ребенка

Некое подобие улыбки можно наблюдать у малыша в первые дни после рождения (во сне, после еды). Но назвать эту гримасу улыбкой нельзя. В тот момент, когда уже достаточно хорошо координированы движения глазных яблок и малыш может сфокусировать взгляд на мамином лице, когда в коре его мозга сформировалось достаточное количество связей между нервными клетками, обусловливающих способность к запоминанию, происходит истинное чудо — малыш впервые улыбается осмысленно. Это обычно происходит в возрасте около 1 месяца. Ни с чем нельзя сравнить радость матери, впервые увидевшей улыбку на лице своего ребенка! 

Особенности нервной системы новорожденного 

В первые дни жизни новорожденной возбудимость его нервной системы значительно понижена. Это необходимо для того, чтобы обилие раздражающих факторов, резкое изменение условий внешней среды, интенсивная нагрузка в родах не вызвали повреждения нервной системы. В течение первой недели жизни ребенка возбудимость постепенно повышается. 

Одной из особенностей нервной системы новорожденного является то, что ее работоспособность невелика: утомление и истощение нервных функций наступает гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому дети не могут длительно переносить однообразные раздражения, например быстро перестают интересоваться погремушкой и нуждаются в смене впечатлений, например, беседах с мамой, негромкой музыке. Но эти впечатления не должны быть чрезмерными, так как их обилие и большая интенсивность тоже могут вызывать утомление и перевозбуждение. Нервная система новорожденного более чувствительна к недостатку кислорода вследствие высокого уровня обменных процессов, для которых требуется высокое насыщение крови кислородом. С этим связана уязвимость нервной системы плода и новорожденного к гипоксии (недостатку кислорода) в родах и в течение первых дней после родов. 

В период внутриутробного развития мышцы плода постоянно находятся в состоянии сгибания, что обеспечивает характерную позу плода. После рождения ребенка в его скелетных мышцах сохраняется преобладание тонуса мышц-сгибателей, то есть малыш постоянно стремится занять так называемую позу эмбриона, но постепенно повышается активность двигательных центров, обеспечивающих тонус мышц-разгибателей. Благодаря этому становятся возможными активные движения. 

Все движения плода и новорожденного ребенка имеют характер рефлексов и распространяются на все тело. В этом возрасте малыш еще не способен осуществлять целенаправленных движений — его движения хаотичны и являются ответом на какое-либо раздражение. 

Еще одной очень интересной и важной особенностью функции нервной системы новорожденного является то, что все его поведение подчиняется пищевой доминанте: если ребенок голоден, у него тормозятся рефлексы, еще более снижается возбудимость. Ему необходимо только одно — удовлетворение насущной потребности в пище. 

Показатели состояния нервной системы развития ребенка

Следует особо остановиться на особенности работы нервной системы новорожденного, связанной с незавершенной миелинизацией нервных волокон. Миелинизацией называется процесс образования особой оболочки, покрывающей нервные окончания. Эта оболочка играет роль своеобразной изоляции, обеспечивающей распространение нервного импульса из нервной клетки на орган или мышцу, но не на группу мышц. Поскольку к моменту рождения далеко не все нервные окончания имеют миелиновую оболочку, любой нервный импульс, проходящий по нервному пучку, объединяющему в себе множество нервных волокон, распространяется и на соседние волокна. С этим связано то, что любое возбуждение становится более или менее общим, захватывает соседние мышцы или органы. Так, если новорожденный испытывает дискомфорт или болезненные ощущения, этот сигнал «передается» всему организму. Это является одной из причин столь выраженного беспокойства ребенка вследствие кишечных колик: боль в животе распространяется на соседние органы.

Ярким примером генерализации нервного импульса служат безусловные рефлексы новорожденного. Например, при проведении пальцем вдоль позвоночника происходит разгибание туловища, сгибание рук и ног, резки крик и даже иногда мочеиспускание. 

На ранних стадиях развития у растущего организма нервные центры обладают высокой степенью способности к компенсации приспособлению. При нарушении деятельности какого-либо центра его функцию берут на себя другие отделы головного или спинного мозга. Эта способность помогает восстановлению некоторых функций пострадавших в результате неблагоприятного течения внутриутробного периода. Эта поистине счастливая способность мозга дает возможность использовать многие его резервные возможности для обеспечения должного развития ребенка. 

Таким образом, нервная система мал: ша к моменту рождения уже во многом сформирована, ее строение практически не отличается от взрослого, но те ее отделы, которые отвечают за высшую и наиболее сложную деятельность, еще весьма незрелы. Созревание их длится на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Источник