Показатели развития ребенка в средняя группа

Показатели развития ребенка в средняя группа thumbnail

Елена Георгиевна Бычковская ,

заместитель заведующего

по основной деятельности

Ясли-сада № 9 г. Мозыря

Физическое развитие

Основные антропометрические и физиологические показатели соответствуют возрастным нормам и гармоничны. Начинает овладевать «культурой движений» (координация, ритм, темп, амплитуда, элементы творчества), проявляет в движениях элементарные физические качества: ловкость, быстроту, выносливость. Владеет некоторыми сложными движениями (езда на трех-, двухколесном велосипеде, катание на санках, передвижение на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых). Умеет согласовывать движения в коллективной деятельности (строиться в колонну, в круг, ориентироваться в пространстве), выполнять общеразвивающие упражнения не только по показу, но и по словесному объяснению.

Социально-нравственное и личностное развитие

Осознает ценность своего «Я», своих достоинств. Знает свое имя, фамилию, возраст, имена родителей и других близких. Стремится самостоятельно решать проблемы, возникающие в деятельности и общении, проявляет упорство в достижении цели. Активно усваивает полоролевые стереотипы и формы поведения, осознает общность с другими представителями пола. Начинает осознавать себя во времени: «Я сейчас», «Я буду…», «Когда я вырасту, я буду…». Проявляет открытость, эмоциональность, впечатлительность, искренность, избирательность привязанностей (и ко взрослым, и к сверстникам). Имеет представление о правилах поведения и культурного общения с другими людьми, владеет доступными формами культурного поведения, знает речевой этикет, проявляет навыки социально одобряемого поведения в общественных местах. Знает номера домашнего телефона, телефонов пожарной безопасности, милиции, «скорой помощи», умеет набирать нужный номер. Свободно ориентируется в помещении дошкольного учреждения.

Имеет представления о: ♦ возможных вариантах поведения, общения с незнакомыми людьми; ♦ правилах дорожного движения (переход улицы); ♦ правилах пожарной безопасности, соблюдает их; ♦ правилах безопасного использования орудий труда.

Сформированы навыки самообслуживания (одевание, раздевание, завязывание шнурков; устранение неполадок в одежде, прическе с помощью взрослого, прием пищи, пользование расческой, носовым платком, туалетом). Налаживает взаимодействие со сверстниками, участвует в совместной с ними деятельности, осознает свое положение среди сверстников. Видит и понимает эмоциональное состояние сверстника, проявляет отзывчивость к его переживаниям, оказывает ему помощь.

Стремится приобщиться к миру взрослых через ролевую игру. Перевоплощается в другого человека, примеряет на себя его социальную роль. Решает игровые задачи на основе воображаемой ситуации и игровых действий по ее законам. Определяет линию развития игры. Соблюдает правила в игре, логику и последовательность игровых действий для решения игровой и дидактической задачи. Воспроизводит в игре определенные отношения между людьми. Выделяет роли и правила в игре, на которых строятся взаимоотношения детей, соблюдает их и следует им. Называет себя в соответствии с ролью. Использует в игре заместители вместо реальных предметов. Понимает партнера по игре, подчиняет свои действия его действию, оказывает помощь. Проявляет интерес к игре-драматизации с использованием кукольного театра. Владеет умениями, приводящими к получению результата в виде постройки в условиях игры со строительным материалом.

Ориентируется в многообразии предметов рукотворного мира, пользуется ими по назначению и бережно к ним относится. Знает материалы, из которых сделаны предметы (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево), их отличительные признаки (рвется, бьется, ломается). Группирует предметы по существенным видовым признакам (назначению, строению). Дифференцирует предметы одного рода, различает их и сравнивает. Различает и называет транспорт по среде передвижения, по назначению. Использует приобретенные знания об окружающих предметах, технике в непосредственной детской деятельности, в условиях экспериментирования.

Знает столицу Беларуси, кто живет в Беларуси, основные праздничные даты государства. Совместно с педагогом участвует в трудовой деятельности по наведению и поддержанию порядка в группе и на участке. Выполняет обязанности дежурного по столовой и по подготовке к занятиям.

Самостоятельно и (или) с небольшой помощью педагога ухаживает за растениями и животными в уголке природы и на участке. Изготавливает поделки из различных материалов. Совместно с педагогом ставит цель трудовой деятельности, обсуждает способы выполнения действий для ее достижения, оценивает результат. Взаимодействует со сверстниками в процессе различных видов труда (хозяйственно-бытовой, труд в природе). Понимает важность и необходимость трудовой деятельности.

Познавательное развитие Познавательная активность

Проявляет любознательность, избирательность, потребность в получении знаний. Проявляет разнообразные интересы, повышенную познавательную активность в форме разнообразных вопросов: причинных (зачем? почему? каким образом?), вопросов-гипотез («Девочка плачет, потому что потерялась?», «А верблюд кушает хлеб?»).

Сенсорные процессы

Выполняет разнообразные перцептивные обследовательские действия: владеет зрительным и осязательным обследованием формы предметов (рассматриванием, ощупыванием, прислушиванием и др.), выделяет детали, анализирует сложную форму, усваивает различные временные отношения (утро, день, вечер, сегодня, завтра, вчера, дни недели, времена года), ориентируется в пространстве (далеко, близко, вверху, внизу, впереди, сзади, над, под, в, на и др.). Имеет представление о многообразии овалов, треугольников, многоугольников, способен самостоятельно изготовить новые формы (путем вырезывания, конструирования, лепки). Решает умственные задачи без участия практических действий, планирует деятельность, представляет будущий результат своих действий.

Развитие внимания

Внимание становится устойчивым. Ребенок способен сосредоточиться на интересной деятельности в течение 10—15 мин. Длительное сосредоточение на объекте позволяет выявить новизну в процессе наблюдений за происходящим вокруг (поведением животных, ростом растений, сезонными изменениями погоды, работой транспорта, трудом людей).

Развитие памяти

Память наполняется социально ценным содержанием в соответствии с интересами, стремлениями, образом жизни ребенка. Он способен к детальному, конкретному и яркому запечатлению воспринятого, к накоплению наглядных образных представлений. Легко запоминает то, что включено в деятельность. Осознает необходимость преднамеренного запоминания и припоминания, готов к принятию и осознанию цели запомнить. Активно и осознанно использует произвольную память. Осознает необходимость применения приемов, улучшающих эффективность запоминания. Сохраняет в памяти поручения, способ действия, события, стихи, сказки, поговорки, считалки, загадки. Использует приемы самоконтроля при запоминании и воспроизведении, усваивает простые приемы осмысливания материала (соотнесение по сходным признакам, элементарное обобщение по сходным признакам, соотнесение с ранее усвоенным и др.).

Развитие мышления

Легко оперирует наглядными образами при решении мыслительных задач в дидактических играх, в проблемных ситуациях. Активно осваивает способы совершения мыслительных операций (анализа = мысленного расчленения образов; сравнения = сопоставления по существенным признакам; обобщения, группировки, классификации = не только на наглядном, но и на вербальном материале через понятия). Легко оперирует наглядными образами при решении мыслительных задач в дидактических играх, в проблемных ситуациях. Способен оперировать общими представлениями, осуществлять обобщения через адекватные родовые понятия (овощи, фрукты, животные, растения, посуда, транспорт и др.). Осуществляет различные перцептивные преобразования путем оперирования образами во внутреннем плане. Способен переносить освоенные мыслительные операции на новый материал, в новые условия, решает умственные задачи без участия практических действий. Переходит от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению. Начинает усваивать обобщенные знания, усваивает понятия первого и второго порядка, познает внутренние свойства предметов и явлений, разнообразие связей и отношений. Решает конструктивные задачи, опираясь на схемы, чертежи, осваивает приемы наглядного моделирования. Понимает смешное, переносный смысл, проявляет чувство юмора.

Развитие воображения

Способен создавать наглядный образ на основе описания, начинает вычленять фантастическое и вымышленное, отличает его от реального. Фантазирует на заданную тему, по собственному замыслу, осваивает приемы создания образов воображения (комбинирование, смешение признаков, преувеличение, преуменьшение, неожиданные превращения и др.).

Элементарные математические представления

Умеет сосчитать группу предметов до 10 количественным и порядковым счетом, устанавливать отношения между группами предметов практически и опосредованно через число, понимает независимость числа от качественных и пространственных признаков множеств. Имеет представления о цифрах как условных знаках, обозначающих число, об отношениях между частью и целым (понятие «половина»).

Сравнивает предметы с помощью глазомера и при помощи предмета, выступающего в роли посредника, строит сериационные ряды, словами описывает соотношения между предметами сериационного ряда. Определяет свойства геометрических фигур (ромб, трапеция, конус, пирамида) осязательно-двигательным путем под контролем зрения. Ориентируется на листе бумаги, в направлении от себя, в заданном направлении.

Имеет представление о последовательной смене времен года, частей суток, днях недели.

Ребенок и природа

Дифференцирует живые и неживые объекты природы по основным признакам (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение). Различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Соотносит растения и животных с природными сообществами, созданными руками человека (огорода, сада, цветника, парка). Замечает характерные для каждого сезона состояния неживой природы, растений и животных. Проявляет сочувствие, сопереживание, стремление помочь живым существам. Знает правила поведения человека в природном сообществе, созданном руками человека. Под руководством и контролем взрослого осуществляет уход за животными уголка природы, растениями уголка природы, огорода, цветника.

Речевое развитие

Использует слова, которые обозначают существенные признаки, некоторые этические качества, свойства, действия, в том числе волевые и интеллектуальные. Понимает и употребляет обобщающие слова (фрукты, овощи, чайная и столовая посуда). Называет действия, связанные с движением игрушек, животных. Подбирает определения к заданным словам. Обозначает словами результат сравнения предметов по размеру, цвету, величине. Подбирает к предмету слова, обозначающие действия и наоборот; подбирает слова, близкие и противоположные по смыслу (смелый, отважный, храбрый; холодный—теплый и т. д.). Понимает многозначность слова. Изменяет правильно слова по формам. Использует в речи несклоняемые существительные (пальто, кино, пианино). Согласовывает слова в роде, числе, падеже. Составляет предложения разных типов. Произносит правильно шипящие [ш], [ж], [ч], свистящие [с], [з], [ц], сонорные [л], [р] звуки. Подбирает подобные по звучанию слова (кошка, ножка, мошка). Произносит слова правильно и четко. Произносит фразы с вопросительной, повествовательной, восклицательной интонацией. Произносит фразы, состоящие из 3—5 слов на одном выдохе. Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ему ранее содержанием. Составляет рассказ по картинке или игрушке совместно со взрослым. Составляет рассказ из личного опыта. Описывает предмет или игрушку.

Эстетическое развитие Изобразительная деятельность

Воспринимает и эмоционально реагирует на произведения искусства (книжную иллюстрацию, скульптуру малых форм, произведения декоративно-прикладного искусства); имеет представление об архитектуре и искусстве дизайна. Определяет средства художественной выразительности произведения, его назначение и художественные материалы. Рисует предметы, сюжеты, декоративные элементы по замыслу разными способами, разными изобразительными материалами; использует средства художественной выразительности в рисунке, цвета (контрастные и близкие по тональности), сюжетные и декоративные композиции. 

Лепит предметы, сюжетные композиции, декоративные элементы и игрушки по замыслу, строит композицию, лепит объекты в разных позах, движении; владеет разными способами и приемами лепки.

Владеет аппликацией (предметной, сюжетной, декоративной); знает техники коллажа, наклеивания, работы с ножницами.

Конструирует из строительного материала, деталей конструкторов, бумаги, природного (дополнительного) материала; конструирует по замыслу, образцу; использует разные способы конструирования; использует разнообразные формы и величины, варианты цветового решения, фактуры материала.

Музыкальная деятельность

Целостно и дифференцированно воспринимает вокальную и инструментальную музыку. Понимает эмоционально-образное содержание музыкального произведения и различает его характер (радостный, веселый, печальный, задумчивый, нежный, взволнованный, загадочный). Воспринимает музыкальные образы и интерпретирует их характер в соответствии с эмоциональным содержанием музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, используемыми композитором в создании музыкального образа. Высказывает элементарные суждения о музыке. Сравнивает музыкальные произведения одного и разных жанров, контрастные по характеру, выражающие схожие или различные эмоции (радость—веселье; грусть—обида; радость—грусть либо радость—взволнованность и т. д.).

Исполняет песню естественным голосом с музыкальным сопровождением и без него, начиная и заканчивая фразы одновременно с музыкой, в движении. Поет легко, напевно, мягко; протяжно, пропевая долгие звуки, без крика и напряжения; четко произносит слова в процессе пения; интонирует мелодию песни, передавая направление ее движения и ритмический рисунок. Выразительно исполняет песню в соответствии с заданным темпом, динамическими оттенками, с характером музыки (весело, радостно, ласково, грустно и т. д.), соло и в ансамбле, слушая друг друга, начиная и заканчивая пение одновременно со своими сверстниками.

Воспринимает музыку и двигается в соответствии с ее характером, начиная и заканчивая движение одновременно с музыкой и сопереживая ей; шагом, легким бегом, подпрыгивая, притопами на месте; подскоком врассыпную, по кругу, по одному; моталочкой вправо, влево; ходит хороводным шагом; сужая и расширяя круг и др.; по показу педагога и самостоятельно; с предметами и без них; самостоятельно меняя движение в соответствии со сменой частей музыкального произведения. Исполняет парные, образные танцы, водит хоровод, играет в музыкальные игры под инструментальную музыку и пение.

Моделирует музыкально-игровой образ разными способами образно-пластических действий (жестами, походками, позами), позволяющими передать его эмоциональное развитие. Свободно ориентируется в пространстве. Проявляет интерес к музицированию на детских музыкальных инструментах (дудочка, бубен, барабан, металлофон, ксилофон, треугольник). Называет детские музыкальные инструменты, определяя их по внешнему виду и тембру звучания (бубен, треугольник, металлофон, ксилофон), умеет пользоваться ими. Координирует движения рук в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Воспроизводит на металлофоне и ксилофоне звуки (высокие, низкие), динамику их звучания (громко, тихо); ритмы попевок (индивидуально) на инструментах (бубен, барабан, треугольник, металлофон, ксилофон и др.). Музицирует соло, дуэтом, в ансамбле детских музыкальных инструментов. Делится впечатлениями о понравившемся инструменте. 

Список использованной литературы:

1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2019. – 480 с.

Источник

Надежда Кубаткина
Возрастные особенности детей средней группы

Возрастные особенности детей средней группы

(4 — 5лет)

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он

является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным.

А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается

координация, движения становятся все более уверенными. При этом

сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается

моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и

быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные

особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно

дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие.

Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят

практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно -логическое.

Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить

небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются

произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение

непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают

условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры:

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для

малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним

возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин).

Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности:

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку,

понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое

воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

Развитие речи:

В течение среднего дошкольного периода происходит

активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается

звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее.

Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если

раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то

теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается

повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.

В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых

сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.

Эмоциональные особенности.

В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать

вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось,

одной из отличительных особенностей данного

возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.

Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.

Обучение детей 4–5 лет

Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре.

Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности

детей 4–5 лет.

В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

Воспитание

Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что

на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет

благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более по

слушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Роль дошкольных учреждений

Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены

семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области

психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ

охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет –родительское

собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

Семья–это главное

По мнению практикующих детских психологов, семья

играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями –первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родит

ели должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии, с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь.

Отец является олицетворением порядка защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь

.

Источник