Показатели развития ребенка 1 класс

Аналитическая справка по итогам

среди учеников 1Б класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 « НМР РТ

в 2014-2015 уч. г.

Первый год обучения трудный для ребенка. Особенно первые недели обучения. Они характеризуются достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности. В период адаптации в 1 классе продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10–15 и 20–25 минут от начала урока.

1 Б класс неоднороден, у детей разный уровень развития, воспитанности, дисциплинированности, и подготовка у детей разная, т.к. им трудно было привыкнуть к новому образу жизни, к требованиям со стороны учителя и родителей.

Результаты диагностики о готовности детей к школе показали, что 6 человек, такие как Сальников С, Пирожкова К., Фокин Д., Баранов С., Кириллов К., Хасанов К. имеют высокий уровень подготовки. Хорошо сформированы вычислительные навыки (в пределах 10) практически у всех детей класса. Очень хорошо работают на уроках Сальников С, Кириллов К. , Баранов С. у этих детей очень развита речь, умеют обобщать, систематизировать, давать полные ответы на поставленные вопросы. Активны на занятиях Павлова А, Саидова С., Базеян С.

Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.

В 1 Б классе обучается 20 учащихся, занимаются по УМК «Перспектива».

Знания учащихся 1Б класса не оцениваются отметкой, но дается качественная характеристика состояния обучения, и предлагается определение уровня усвоения знаний, умений и навыков по каждому ученику и по классу в целом. Стараются на уроках работать все, однако не все умеют слушать учителя с первого раза, давать правильный ответ на поставленный вопрос. Дети любят коллективные игры, умеют фантазировать, любят рисовать, лепить.

Мониторинг знаний, умений и навыков по готовности учащихся

1Б класса к обучению

Начало учебного года

Конец учебного года

Высокий уровень

35%.

Сальников Вячеслав, Фокин Дмитрий, Пирожкова Карина, Кириллов Кирилл, Павлова Алена, Гаранина Августина, Чернов Стас.

42,1 %

Сальников Вячеслав, Фокин Дмитрий, Пирожкова Карина, Кириллов Кирилл, Павлова Алена, Гаранина Августина, Чернов Стас,

Баранов Сергей (левша),

Средний уровень

40%.

Оганнисян Жора, Баранов Сергей (левша), Горохов Никита,

Саидова Саера,

Хасанов Камиль Виноградова Дарья, Аханов Данил,

Елшин Илья.

52.6 %

Бухтияров Артур, Базеян Самвел (левша) (речевой барьер), Алешин Артем Оганнисян Жора

(речевой барьер), Горохов Никита, Саидова Саера,

Хасанов Камиль ,Виноградова Дарья, Аханов Данил, Елшин Илья.

Низкий уровень

25%

Бухтияров Артур, Переходов Богдан (речевой барьер), Базеян Самвел(левша), Ковшенин Кирилл (рекомендация ПМПК), Шагеев Адель (слабая подготовка к школе. Ребенок находится в РЦ «Балкыш»).

5, 2 %

Ковшенин Кирилл (рекомендация ПМПК),

В течение учебного года на уроках литературного чтения  дети наблюдали за особенностями устной и письменной речи. Составляли самостоятельно и под диктовку схемы простых предложений различной распространенности, придумывали предложения с опорой на рисунки и схемы, определяли количество слов в предложении, количество предложений в тексте. Читали и сравнивали предложения с разной интонацией. Выбирали из текста предложение, соответствующее данной схеме. Соотносили название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Контрольно-оценочная деятельность была диагностической, которая позволила мне оценить результативность и качество обучения. Осознанно читать вслух небольшие тексты целыми словами (30 – 40 слов в минуту)

Начало года (декабрь)

Конец года

Повышенный уровень

15 %

Пирожкова К. (56 сл.), Сальников С. (94 сл.), Кириллов К. (68 сл.)

20 %

Баранов С (63 сл),

Пирожкова К. (67 сл.), Сальников С. (101 сл.), Кириллов К. (68 сл.)

Программный уровень

10 %

Баранов С. (43 сл),

Чернов С. (44 сл.)

55 %

Низкий уровень 

30 %

Аханов Д.(7 сл.),

Базеян С.(5 сл.),

Бухтияров А.( 5 сл.),

Елшин И.(5 сл.),

Оганнисян Ж.(8 сл.), Павлова А.(5 сл.),

20 %

Базеян С.(15 сл.),

Виноградова Д. (15 сл.),

Елшин И. (17 сл.),

Павлова А. ( 16 сл.)

Не справились

15 %

Виноградова Д.

Горохов Н.

Ковшенин К.

5 %

Ковшенин К.(9 сл.)

В целом динамика техники чтения положительная.

По выработке навыков чтения ведётся определённая работа: раз в четверть проверка техники чтения, ежедневно пятиминутки чтения перед уроками в школе в ГПД и дома, индивидуальный подход к учащимся, беседы с родителями, качественное ведение уроков чтения и внеклассного чтения, взаимосвязь со школьной библиотекой.

На уроках письма и русского языка следили за положением ручки при письме, посадкой за столом, учились ориентироваться в разлиновке прописи, различать рабочую и дополнительную строчки, соблюдать наклон при письме. Тренировались в написании крючков, сопоставляли похожие элементы прописных букв, находили сходства и различия в их написании. Анализировали образцы письма: находили места соединения элементов в букве и в слове, находили усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначали их условными значками. Учились ориентироваться в тетради товарища при обмене тетрадями (работа в паре), комментировали вслух написание изученных элементов, слов, предложений. Классифицировали печатные и письменные буквы. Писали слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно).

Очень аккуратно велись и заполнялись тетради Пирожкова К., Чернов С., Фокин Д., Горохов Н.

В конце учебного года был проведен диктант с грамматическим заданием. Работу выполняли 19 учащихся.

«5» и «4»

«3»

«2»

Не справилось

Диктант

8 чел

42,1 %

6 чел

31,6 %

4 чел

21 %

1 чел Ковшенин К

5,2 %

Грамматическое задание

14 чел

73,7 %

4 чел

21 %

1 чел Ковшенин К

5,2 %

Стабильно хорошие знания по русскому языку показывают Пирожкова К., Чернов С., Фокин Д., Сальников С., Гаранина А., Кириллов К., Баранов С., Саидова С.

Низкий показатель (большое количество логопедических ошибок) у Базеян С., Оганнисян Ж., Елшин И., Ковшенин К.,

В целом картина успеваемости учащихся по русскому языку на уровне среднего.

На уроках математики соотносили количество предметов на рисунке и количество символов в тетради, названия чисел с количеством предметов и с цифрами, положение чисел в таблице и схем, задающих порядок движения по клеткам таблицы

Сравнивали форму, цвет, размер изображённых предметов,числа от 1 до 10, разбивая предметы в группах на пары, с помощью числового ряда. Моделировали геометрические фигуры(треугольник, четырёхугольник, моделировать цифры из подручного материала (карандаши, счётные палочки).Выявляли закономерности . Тренировались в письме цифр.

Определяли положение фигур в таблице, чисел в числовом ряду с помощью слов (после, перед, за, между).читать равенства и неравенства, использовали знаки , Знают цифры и знаки, умеют складывать и вычитать, сравнивать числа в пределах 20 все обучающиеся – 100 %.

В конце учебного года была проведена проверочная работа за 1 класс. Работу выполнял 19 учащихся. По результатам проверочной работы учащиеся распределились на 4 группы:

Справились с заданиями

Повышенный уровень

21 % 4 чел

Программный уровень

58 % 11чел

Низкий уровень

16 % 3 чел

Не справились

5, 2 % 1 чел

Итоги работы позволили оперативно отслеживать и регулировать качество усвоения обучающимися учебного материала, совершенствовать контрольно-аналитические умения школьников, обеспечивать условия для их дальнейшего развития. В целом успеваемость по предмету на хорошем уровне.

На уроках окружающего мира рассказывали, что изображено на иллюстрации в учебнике, отвечали на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).Сопоставляли признаки предметов и явлений, определяли сходства и различия. Группировали предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе). Устанавливали правильную последовательность событий (с опорой на рисунки), обсуждали значение правильной организации распорядка дня, объясняли значение некоторых дорожных знаков.

 В целом успеваемость по предмету на уровне выше среднего.  

Дети заинтересованы в изучении данного предмета. Активно принимают участие в подготовке различных творческих работ: экскурсий, докладов и сообщений, экологических прогнозов и др., что положительно сказывается на развитие связной грамотно построенной речи учащихся.

На уроках в соответствии с ФГОС ведется формирование универсальных учебных действий.

На уроках математики при изучении тем » Выделение «лишнего» предмета», Сравнение и классификация предметов по разным признакам», проведена проверка сформированности у учащихся представлений об изменении признаков предметов, о пространственных отношениях, проверка усвоения школьниками смысла отношений «больше», «меньше», «столько же»».

На уроках математики формируются:

Личностные УУД:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные:

  • Сравнивать количественные отношения предметов, предметы по признакам: по цвету, форме, размеру, количеству, местоположению, назначению и т. д. вести счет; составлять разные(заданные) фигуры из данных. называть признаки, по которым изменяются фигуры (предметы) в ряду.

  • Уметь объяснять и доказывать, чем похожи предметы, чем отличаются, что изменилось, какой предмет «лишний», по какому правилу изменяются предметы.

  • Ориентироваться на плоскости.

  • Использовать термины слева, справа, выше, ниже.

  • Использовать в речи термины «больше», «меньше», «столько же».

На уроках окружающего мира учитель работает над формированием УУД:

Личностных.

  • Устойчивый учебно-познавательный интерес к урокам окружающего мира.

  • Чувство гордости за свою Родину, народ, историю.

  • Положительное отношение к школе и принятие образа «хорошего ученика», установка на здоровый образ жизни.

  • Проявление интереса к обучению.

  • Осознание важности социальной роли обучающегося.

Регулятивных:

  • Способность ориентироваться в пространстве и во времени.

  • Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательных:

  • Использование модели для сравнения предметов (цвет, форма, величина).

  • Выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя.

  • Постановка и формулирование проблемы с помощью учителя.

  • Уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено.

Коммуникативных:

  • Умение работать в парах и индивидуально.

Предметных:

  • Наблюдать, что и где расположено в здании школы и для чего (что делают ученики и учителя в кабинетах, спортзале, библиотеке и др.).

  • Объяснять значение понятий «объекты и явления природы».

анализировать рисунки.

  • Руководствоваться правилами в реальных ситуациях на дороге.

На уроках литературного чтения формируются:

  • Личностные УДД:
    Формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.).

  • Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях.

  • Слушать и понимать речь других.

Предметные:

  • Знать зачем нужна речь; правила хорошей речи; нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание).

  • Уметь слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени.

  • Уметь объяснить, какой должна быть речь человека — создавать короткие устные высказывания.

  • Уметь отличить гласные и согласные звуки; определить согласные звуки твёрдые и мягкие; определить согласные звуки звонкие и глухие.

  • Знать слогообразующую роль гласных; смыслоразличительную роль ударения.

  • Уметь делить слово на слоги; определять ударные звуки на слух.

Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио — портфеле достижений». Его составляющими компонентами являются:

-лучшие творческие работы ученика,

-листы индивидуальных достижений.

-итоговые контрольные,

-грамоты, благодарственные письма, дипломы,

-фотографии и др.

На конец учебного года  в классе 19 обучающихся, из них 14 мальчиков и 5 девочек. Общий интеллектуальный уровень развития класса  средний.

На протяжении всех уроках мною применялись разнообразные виды деятельности, поддерживала интерес учащихся в течение всего урока, игровые моменты урока (они присутствуют на всех уроках) вызывают особую активность, параллельно развивая в них внимание, образность мышления. Смена деятельности позволяет концентрировать внимание, поддерживает работоспособность первоклассников.

Кроме этого дети учились рассуждать, домысливать, доказывать свое видение проблемы. Мнения не однозначны, но  поддерживаю любое, умно и тактично направляя в нужное русло рассуждения детей, на уроках использую раздаточный материал.

Темп работы детей на уроке был разный. У 35% детей проблемы с речью (7 человек: Аханов Д., Базеян С., Оганнисян Ж., Хасанов К., Елшин И, Ковшенин К. Бухтияров А.). Эти дети посещали занятия логопеда, учителем производится коррекция произношения (дыхательная гимнастика, логопедические разминки, чтение и проговаривания чистоговорок), но этого не достаточно.

Вывод: Учащиеся 1 класса — это личностно зрелые дети, ценностно ориентированные на познание, к тому же – инструментально готовы к обучению на высоком уровне сложности. Им нужно разнообразные познавательные ситуации, они скучают и быстро устают, когда учитель, ориентируясь на общий темп работы с классом, начинает «разъяснять и разжевывать» информацию или способ действия. Не получая удовольствия от работы с «сопротивляющимся» учебным материалом, они привыкают к легкому успеху и лидерству. Из-за этого у них легко может развиться некритичное отношение к себе и своим возможностям, а как таковая учебная мотивация – падает. В лучшем случае, они найдут для себя источник удовлетворения познавательного интереса вне класса, в худшем – потеряют этот интерес.

При проведении анкетирования по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы, все учащиеся 1 класса ответили, что им нравится в школе, и они идут в неё с радостью и часто рассказывают о школе родителям. Учащихся с негативным отношением к школе и школьной дезадаптации не выявлено.

Немаловажным фактором является и поддержка родителей: чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребёнок адаптируется к новым условиям. За период обучения дети привыкли к школьному режиму. Умеют доставать из портфеля нужные для урока принадлежности, стараются давать полный ответ на поставленный вопрос, начинать свой ответ словами «я думаю», «по- моему мнению», «я считаю», если хотят что — то спросить — поднимают руку, а не кричат с места.

Рекомендации:

1.Продолжить работу по развитию творчества у детей.

2. Регулярно проводить индивидуальные занятия со слабыми учениками, оказывать помощь детям, имеющим трудности в обучении.

3 Воспитывать у учащихся желание участвовать и переживать каждого за успех в совместной деятельности, уверенность в своём успехе и товарищей, желание предложить свою помощь однокласснику и принять её от других, желание быть соучастником общего дела на фоне высокой мотивации к совместным формам работы на уроке.

4. Уделить особое внимание детям, не умеющим читать, проводить с ними дополнительные индивидуальные занятия.

5. Рекомендовать родителям слабо успевающих учеников заниматься с ними дополнительно.

Класный руководитель Л.А. Бакакина

Источник

Возрастные особенности развития ребенка в 1 классе

 Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович). Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.
Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Новые правила

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Психофизиологическая зрелость 

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью,недисциплинированностью.

Источник