Показатели психического развития ребенка школьного возраста

Показатели психического развития ребенка школьного возраста thumbnail

Вопрос № 19

Особенности
психического развития детей младшего
школьного возраста

Границы младшего школьного возраста,
совпадающие с периодом обучения в
начальной школе, устанавливаются в
настоящее время с 6-7 до 9—10 лет.

Начало обучения в школе ведет к коренному
изменению социальной ситуации развития
ребенка. С началом
обучения в школе образ жизни ребенка
меняется коренным образом. Центром
жизни младшего школьника становится
система «ребенок – учитель»,
определяющая отношения ребенка к
родителям и к сверстникам.

В связи с поступлением в школу ведущей
деятельностью ребенка становится
учебная деятельность.

Переход
к систематическому обучению создает
условия для развития новых познавательных
потребностей детей, активного интереса
к окружающей действительности, к
овладению новыми знаниями и умениями.

Заметные сдвиги происходят в сфере
развития произвольных форм поведения
и деятельности. Основным фактором
развития произвольности у ребенка
является появление в его жизни учебного
труда в виде постоянных обязанностей.

Развитие произвольности идет по двум
направлениям:

  • формируется умение ребенка руководствоваться
    целями, которые ставит взрослый;

  • формируется умение ставитьцели
    самому и в соответствии с ними
    самостоятельно контролировать свое
    поведение.

Наряду с учебой
дети вместе со взрослыми участвуют
также и в трудовой деятельности.
Достаточно много времени они заняты и
игрой.

Дети в этом возрасте
жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно
любознательны. Характерной особенностью
младшего школьного возраста является
эмоциональная впечатлительность,
отзывчивость ребенка на все яркое,
необычное, красочное.

В этот возрастной
период у ребенка активно развиваются
социальные эмоции, такие, как самолюбие,
чувство ответственности, чувство доверия
к людям и способность ребенка к
сопереживанию.

В младшем школьном
возрасте все большее значение для
развития ребенка приобретает его общение
со сверстниками, которое способствует
усвоению таких типов отношений, как
лидерство и дружба.

Развитие познавательных психических
процессов в младшем школьном возрасте
характеризуется тем, что из действий
непроизвольных, совершающихся
непреднамеренно в игровой или практической
деятельности, они превращаются в
самостоятельные виды психической
деятельности, имеющие свою цель, мотив
и способы выполнения.

Восприятие. Происходит переход от
непроизвольного восприятия к
целенаправленному наблюдению за
объектом. Для дошкольников характерно
анализирующее восприятие, к концу
младшего школьного возраста появляется
синтезирующее восприятие.

Память. Развивается произвольная
память, дети уже способны запоминать
материал, который обязательно представляет
для них интерес; процессы памяти
характеризуются осмысленностью (связь
памяти и мышления). Ребенок во-первых,
начинает осознавать особую мнемическую
задачу. Он отделяет эту задачу от всякой
другой. во-вторых, идет интенсивное
формирование приемов запоминания. От
наиболее примитивных приемов (повторение,
внимательное длительное рассмотрение
материала) в более старшем возрасте
ребенок переходит к группировке,
осмыслению связей разных частей
материала.

Внимание. В младшем школьном возрасте
преобладает непроизвольное внимание.
Внимание младшего школьника отличается
неустойчивостью, легкой отвлекаемостью.
Младшие школьники не умеют быстро
переключать свое внимание с одного
объекта на другой.

Младшие школьники могут сосредоточенно
заниматься одним делом непродолжительное
время (15—20 мин) в связи с быстрым
наступлением утомления. Постепенно
внимание младшего школьника приобретает
выраженныйпроизвольный,
преднамеренный характер.

Мышление. Мышление характеризуется
переходом от наглядно-образного к
словесно-логическому мышлению; развивается
теоретическое мышление благодаря
усвоению научных понятий.

Воображение. Формируется произвольность
воображения.

В школе вся деятельность по своему
характеру является произвольной, поэтому
активно развивается воля и самоорганизация
(действия планирования, самоконтроля
и самооценки).

Мотивационная сфера.

Социальные мотивы учения. Среди
разнообразных социальных мотивов учения
главное место занимает мотив получения
высоких отметок. Когда ребенок успешно
учится, его хвалят и учитель, и родители,
его ставят в пример другим детям, высокие
отметки и прочие оценки обеспечивают
соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения
— долг, ответственность, необходимость
получить образование. Абстрактное для
него понятие долга или далекая перспектива
продолжить образование в вузе
непосредственно побуждать его к учебной
работе не могут. Отметка — реально
действующий мотив; чтобы получить
высокую отметку или похвалу, ребенок
готов немедленно сесть заниматься и
старательно выполнить все задание.

Познавательная мотивация. Развитая
познавательная мотивация, обеспечивающая
интерес к изучению какого-либо учебного
предмета в начальных классах встречается
редко. Если ребенок в процессе обучения
начинает радоваться тому, что он что-то
узнал, понял, чему-то научился, — значит,
у него развивается мотивация, адекватная
структуре учебной деятельности. К
сожалению, даже среди хорошо успевающих
учеников крайне мало детей, имеющих
учебно-познавательные мотивы.

Читайте также:  Гармоничность физического развития ребенка таблица

Мотивация достижения. Если, внимание
со стороны взрослого и большая часть
действий ребенка приходятся на успехи,
то складывается мотив достижения
успехов.

Если взрослые люди, мало поощряют их за
успехи и больше наказывают за неудачи,
то в итоге формируется и закрепляется
мотив избегания неудачи, который
сопровождается тревожностью, страхом
и придает учебной деятельности
отрицательную эмоциональную окрашенность.

К третьему классу у неуспевающих детей
возникает и особая компенсаторная
мотивация. Это побочные по отношению
к учебной деятельности мотивы, позволяющие
утвердиться в другой области — в занятиях
спортом, музыкой, рисованием, в заботах
о младших членах семьи и т.п. Когда
потребность в самоутверждении
удовлетворяется в какой-то сфере
деятельности, низкая успеваемость не
становится источником тяжелых переживаний
ребенка.

Престижная мотивация, характерна для
детей с завышенной самооценкой и
лидерскими наклонностями. Она побуждает
ученика учиться лучше одноклассников,
выделиться среди них, быть первым.

Самосознание.

Типы самооценки. У младших школьников
в отличие от дошкольников уже встречаются
самооценки различных типов: адекватные,
завышенные и заниженные.

От результативности учебной деятельности
зависит развитие личности младшего
школьника. Школьная успеваемость
является важным критерием оценки ребенка
как личности. Успешная учеба, осознание
своих способностей и умений приводят
к становлению чувства компетентности.
Если чувства компетентности в учебной
деятельности не формируется, у ребенка
снижается самооценка и возникает чувство
неполноценности; могут развиться
компенсаторные самооценка и мотивация.

Развитие адекватной самооценки.
Для развития у детей адекватной самооценки
и чувства компетентности необходимо
создание в классе атмосферы психологического
комфорта и поддержки.

Становление самооценки младшего
школьника зависит не только от его
успеваемости и особенностей общения
учителя с классом. Большое значение
имеет стиль семейного воспитания,
принятые в семье ценности.

Особенности эмоционально-волевой
сферы младшего школьника

В учебной деятельности и в коллективе
сверстников у младшего школьника в
первую очередь формируются такие волевые
черты характера, как
самостоятельность,
уверенность в своих силах, настойчивость,
выдержка.

В некоторых случаях отсутствие
самостоятельности и критичности приводит
к повышенной внушаемости: дети подражают
и хорошему и плохому. Поэтому очень
важно, чтобы примеры поведения учителя
и окружающих людей были положительными.

Сдержанность, как черта характера,
появляется именно в младшем школьном
возрасте и быстро закрепляется.
Многие
учащиеся уже могут самостоятельно
готовить уроки, сдерживая желания
погулять, поиграть, почитать, не
отвлекаясь, не занимаясь посторонними
делами.

Настойчивость, как черта характера,
особенно обнаруживается в II
классе Благодаря ей учащиеся добиваются
значительных, успехов.

В процессе обучения и развития волевые
качества младшего школьника
совершенствуются.

Все более глубокими, осознанными
становятся высшие чувства школьника:
нравственные, интеллектуальные,
эстетические.

В младшем школьном возрасте в процессе
обучения идет развитие таких нравственных
чувств, как любовь к Родине, коллективизм,
чувство товарищества, дружбы, долга,
чести.

Осознанность нравственных чувств к III
классу проявляется в том, что дети
выбирают друга, товарища не по случайным
внешним обстоятельствам (рядом живут,
вместе идут домой), а мотивируют свой
выбор, характеризуя нравственные черты,
которые способствовали сближению с
одноклассником.

Одновременно с чувством товарищества
развивается и чувство коллективизма.
Коллективизм как черта характера
формируется у ребенка постепенно. В
процессе коллективной работы дети
убеждаются, что любое дело лучше выполнять
всем вместе.

Процесс познания, вызывая удовольствие,
способствует формированию познавательных
интересов. При правильной организации
обучения интеллектуальные чувства
становятся для учащихся потребностью.

Источник

К показателям психического развития ребенка относят:
— развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.);
— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения?

Это — психологический факт. Однако психологические факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допущенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К. Чуковского, слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их неоднозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.

Читайте также:  Влияние памяти на психическое развитие ребенка

И все-таки, что это за факты?

Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на что направлены, как подготовлены. Например, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упорстве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.

Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетический), половой зрелости (маскулинность — феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое — широкое, толстое — худое, нежное — грубое, красивое — неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешности (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.).

Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выражаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может ипользоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный — красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, разговорный — изысканный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:
1) характер установления контакта ребенком: торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;
2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);
3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);
4) на проявление качеств социального поведения: самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое превосходство, неподчиняющийся, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешительный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, оказывающий содействие, получающий радость от контакта, непосредственный, смешливый, шутливый, ласковый, доверчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.
 
А теперь перейдем к характеристике методов изучения этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?

Во-первых, собираются факты реального поведения ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.

Во-вторых, каждый ребенок предстает перед наблюдателем как целостная личность. Все, что мы видим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.

В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с родителями, он получает представление о характере взаимоотношений между ними.

Как сделать наблюдение максимально эффективным?

Первое и, может быть, главное условие — это выработка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность, вообще говоря, должна входить в реестр профессионально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.

Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Вашими знаниями о развитии ребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известными Вам эталонами, а без этого трудно делать обоснованные выводы.

Третье условие — это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность минимизирует возможности детального и обширного наблюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффективности наблюдения, желательна его элементарная организация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) — составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребенок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уровень достижений. В разных карточках развития используют следующие рубрики:
— физическое развитие;
— общение и развитие речи (к примеру, выразительность речи, ее понимание и т.д.);
— социальное развитие и игра (под этой рубрикой отмечаются с взрослыми и детьми; как ребенок играет, его интересы и т.д.).
— самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туалетом и т.п.
— поведение ребенка.

Читайте также:  Развитие личности ребенка под ред фонарева

Структура карточки — это перечень отдельных пунктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приводится пример карточки физического развития (по Дж.Лешли).

Какие следует дать советы наблюдателю?
1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отвечать за свои слова).
2. Придерживайтесь своих наблюдений — не старайтесь обобщать.
3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. Например, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в детский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успокаивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».

Значимая информация может быть извлечена из беседы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мнению Н. С. Русиной и В. А. Урываева темами для беседы могут быть:

  • семья: ее члены и отношения между ними, терпимость, предпочтения, интимность, доминантность, зависимость, агрессия, интенсивность — экстенсивность и активность — пассивность отношений, ревность, зависть, конфликт и т.д.;
  • родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;
  • участие в домашней работе: ее содержание, систематичность и самостоятельность;
  • свободное время: количество и качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;
  • самооценка: общая самооценка, внешний вид, способности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;
  • школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уровень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:
  • статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учителя: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие конфликтов.

Страхи и опасения: наличие и объекты страхов, ночные страхи.
Состояние здоровья: хронические заболевания, самооценка состояния здоровья.

По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психологических особенностях. При этом следует дать оценку темперамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.

Другая группа методов изучения ребенка — это эксперимент.

Для врача и педагога наиболее приемлемой формой эксперимента может стать исследование с помощью тестов. Тест — это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. К положительным сторонам тестирования обычно относят:
— возможность определения нормы развития;
— возможность проведения повторных, т.е. сравнительных испытаний;
— возможность одномоментного сбора большого материала;
— отсутствие длительной специальной подготовки.

В то же время тесты страдают известными ограничениями. Детская и возрастная психология богата разнообразными тестовыми процедурами. Среди них немало надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть только экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и развернутого анализа полученных сведений.

Итак, в этой главе мы определились в главном — концептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психического развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка — социальная ситуация развития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности — психологические новообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Думаю, что только так удастся понять все то множество эмпирических данных, которыми так богата детская и подростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концепцией (идеей) психического развития ребенка, мы постараемся увидеть и проанализировать множество конкретных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.

Источник: 

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Источник