Показатели нормального развития и отклонений ребенка
Развитие ребенка в первый год жизни происходит очень интенсивно: каждый месяц малыш осваивает новые навыки и учится все лучше управлять своим телом. И хотя какие-либо отклонения в развитии ребенка в этот период в большинстве случаев способен выявить только опытный специалист, родителям также следует внимательно наблюдать за поведением крохи и его первыми успехами. Рассмотрим основные признаки нормального развития ребенка грудного возраста, а также физические нормативы развития ребенка от 1 до 12 месяцев.
Нормальное развитие ребенка в первый год жизни
1 месяц. К середине первого месяца или раньше грудничок начинает оглядываться по сторонам и останавливать взгляд на заинтересовавших его предметах и лицах родителей. К концу первого месяца малыш уже умеет следить за движущимися предметами, поворачивать голову, услышав какой-нибудь звук, а также улыбается при виде близких.
2 месяц. У ребенка значительно повышается тонус мышц, отвечающих за разгибание ног и рук, а его движения становятся более разнообразными: он может потягиваться, поднимать ручки и разводить их в стороны, а также удерживать вложенные в руки небольшие игрушки, хоть еще и не способен захватить их ладонью самостоятельно. Двухмесячный ребенок должен уметь поднимать головку. Кроме того, в этот период малыш должен реагировать на яркие игрушки.
3 месяц. Малыш проявляет все больше активности: более уверенно держит головку, а также начинает переворачиваться со спины на бок и на живот. Также он уже должен достаточно хорошо захватывать игрушки, вложенные в ладонь. Трехмесячный ребенок умеет различать лица и голоса взрослых и реагировать на интонацию.
4 месяц. Ребенок учится все лучше переворачиваться со спины на живот и обратно, а многие детки в этом возрасте уже могут садиться с помощью взрослого. Хватательный рефлекс у малыша исчезает, и он начинает захватывать предметы осознанно, совершая при этом все более ловкие и точные движения. Малыш по-разному реагирует на близких и чужих людей. Важным показателем нормального развития ребенка в этот период является «комплекс оживления»: при общении с родителями и другими членами семьи ребенок совершает энергичные движения, улыбается, а также гулит.
5–6 месяцы. К этому возрасту малыш должен научиться уверенно захватывать и удерживать предметы. Все дети в 5–6 месяцев помимо слуха, зрения и обоняния активно используют для исследования окружающего мира вкус и осязание, поэтому любые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости ребенка, оказываются у него во рту. Родителям не следует препятствовать этому естественному стремлению, но необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было острых или слишком мелких предметов.
7–8 месяцы. У ребенка заметно развиваются реакции равновесия: он может самостоятельно садиться, не пользуясь помощью взрослых, а также хорошо поднимать голову, лежа на животе. Многие дети в этом возрасте начинают ползать, используя при этом только руки. Также малыши в 7–8 месяцев способны ненадолго вставать на ноги, держась за руки взрослого, поначалу опираясь только на носочки, а потом и полностью на стопу. К этому возрасту ребенок уже должен хорошо различать всех членов семьи.
9–10 месяцы. Обычно ребенок в этом возрасте уже умеет ползать на четвереньках. Он с интересом исследует квартиру, хватая и «пробуя на вкус» все, что попадается ему на глаза. Родителям необходимо обеспечить безопасные условия для нормального развития ребенка, позволяя ему свободно перемещаться по квартире и исследовать окружающее пространство. Десятимесячный малыш может вставать, а также переступать ногами, держась двумя руками за опору. Мелкие предметы он уже может захватывать двумя пальцами. В этот период активно развивается речь ребенка: он подолгу повторяет слоги и может копировать разные интонации, а многие дети к этому возрасту уже способны повторять за взрослыми отдельные простые слова.
11–12 месяцы. Обычно на 11 или 12 месяце ребенок уже умеет самостоятельно стоять и начинает ходить. Сначала он держится за опору одной рукой, затем постепенно учится ходить, не опираясь на мебель и не пользуясь помощью взрослых. Походка ребенка становится все более уверенной: во время ходьбы он может останавливаться, наклоняться за игрушками, поворачиваться. Малыш уже пытается самостоятельно есть и пьет из чашки. К окончанию первого года жизни ребенок хорошо понимает просьбы взрослых и обычно с удовольствием их выполняет, а также может достаточно хорошо произносить некоторые слова. В то же время процесс речевого развития очень индивидуален, и годовалый ребенок может еще не начать самостоятельно говорить, однако уже должен понимать от 50 до 100 слов.
Физические показатели и нормативы развития ребенка
Прибавка роста и веса также является важным показателем нормального развития ребенка. Ниже приведены средние нормы прибавки роста и веса детей до года.
К концу первого месяца ребенок прибавляет около 600 г в весе и вырастает примерно на 3 см. В два месяца прибавка веса составляет около 800 г, а увеличение длины тела – 3 см. На третьем месяце ребенок также должен прибавить примерно 800 г и вырасти на 2,5 см. К концу четвертого месяца средняя прибавка веса составляет 750 г, а рост увеличивается на 2,5 см.
Начиная с четвертого месяца нормативы развития ребенка следующие: каждый месяц прибавка веса уменьшается примерно на 50 г по сравнению с предыдущим месяцем. Таким образом, норма прибавки веса в 5 месяцев составляет 700 г, в 6 месяцев – 650, и так далее. С пятого по восьмой месяцы при нормальных условиях развития ребенок прибавляет около 2 см роста, а с девятого месяца нормой считается увеличение длины тела на 1,5 см в месяц.
При нормальном развитии ребенок в течение первого года жизни должен вырасти приблизительно на 25 см, а его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, который был зафиксирован при рождении.
Источник
Психи́ческое здоро́вье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.
Слово «норма» от латинского правило, образец – установленная мера, средняя величина чего-либо.
Ребёнок считается нормальным:
· когда его уровень развития соответствует большинству ровесников, среди которых он растёт;
· когда он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом чётко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды;
· когда его поведение соответствует требованиям общества: ребёнок не асоциален;
Ребёнок развивается соответственно норме при:
· правильной работе головного мозга и его коры;
· нормальном психическом развитии;
· сохранности органов чувств;
· последовательном обучении;
Отклонения от общих закономерностей, неправильность в развитии и другие не соответствия норме, обозначается словом – аномалия(греч. отклонение).
Отклонение в развитии ребёнка –это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. Нарушенное развитие принято называтьдизонтогенезом.
В основе тех или иных проблем в развитии особого ребёнка лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное) строение и деятельность органов или всего организма. Нарушения могут возникнуть на любом этапе развития (внутриутробного, послеродового, в результате действия наследственных факторов).
Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.
К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одарённость детей.
Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования.
Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Отклоняющимся социальным поведением является безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко выраженная внушаемость.
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих,
Мир особого ребёнка – допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив,
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт,
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка – допускает лишь своих!
Девиантное (отклоняющееся) поведение –это поступки,противоречащие писанным или неписанным нормам, принятым в обществе (девиация – любое отклонение в широком смысле).
Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.
Девиантноеповедение – это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии) или антисоциальное поведение (нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые).
Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие.
Виды отклоняющегося поведения (по С.А. Беличевой):
· отклонения социально-пассивного типа – стремление к уходу от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей, от учёбы и работы; побеги из дома, бродяжничество; погружение в мир иллюзий с помощью алкоголя, токсических, наркотических веществ; суицид;
· отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением получить имущественную или другую материальную выгоду – кражи, хищения, спекуляции, мошенничество;
· отклонения агрессивной ориентации, направленные против личности – хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений.
Классификация девиантного поведения (по Е.В. Змановской):антисоциальное (противоречащее правовым нормам), асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм), аутодеструктивное (отклоняющееся от медицинской и психологической нормы).
Формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних:попрошайничество, бродяжничество, тунеядство, нежелание учиться, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, суицидальное поведение, приводы в полицию, пребывание на учёте в КДН, воровство, наличие судимости, участие в криминальных группах, курение, жестокость, вандализм, раннее начало половой жизни, повышенная агрессия, хулиганство, токсикомания.
Формы девиантного поведения:
· негативные: правонарушение, алкоголизм, наркомания, проституция, предательство, самоубийство, неприличное поведение, не принятие социальных норм, сквернословие;
· позитивные: геройство,альтруизм (нравственный принцип бескорыстного служения другим людям; готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму), самопожертвование, научное техническое и художественное творчество.
Негативные девиации (отклонения): раннее курение, курение травки, ранний секс, жестокость, нежелание работать, употребление алкоголя, уход в криминал, наркомания, агрессивность, азартные игры, психическое расстройство, противоправное поведение, самоубийство, проституция, терроризм.
Позитивные девиации (отклонения): резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», аскетизм, святость, гениальность, новаторство;
Чем характеризуется человек-девиант?
· вызывает негативную оценку со стороны общественности;
· приносит ущерб себе или другим;
· поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;
· согласует свои действия с общей направленностью личности;
· выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.
Причины девиантного поведения.
Медиками принято разделять первопричины антисоциального поведения на две категории – биологические и психологические:
· биологические причины: врожденные, генетические (нарушение умственного развития, телесные пороки, повреждения нервной системы, дефекты слуха, дефекты зрения);психофизиологические (чрезмерные психофизиологические нагрузки, частые конфликты, плохая экология);физиологические (дефекты речи, дефекты лица или любой другой части тела, внешняя непривлекательность);
· психологические причины: психопатия (нервные заболевания, неврастения, повышенная возбудимость); недостаток внимания (отсутствие родителей или заботливых опекунов, невзаимная любовь).
Девиантное поведение детей – это не что иное, как протест, брошенный маленьким существом обществу, которое, по мнению ребенка, ущемляет его интересы, это месть окружающим за их безразличие или случайно нанесенные обиды. Термин применим только к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности;
По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.
Особенности отклоняющегося поведения дошкольников, затрудняющие процесс обучения и воспитания:
1. Специфика протекания психических процессов (их повышенная либо заторможенная подвижность):
2. Типологические черты личности и характера ребёнка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости.
Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребёнка (нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения).
К детям с девиантным поведением относят: агрессивных, вспыльчивых, пассивных. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма.
Выделяют:
· физическую агрессию (удары, толчки, укусы, драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их);
· вербальную агрессию (грубят, оскорбляют, дразнят, ругаются матом).
Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребёнка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности.
Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.
Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребёнок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома.
Гиперактивный ребенок – ребёнок с чрезмерной психической и моторной активностью.
Гиперактивный ребёнок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.
Дисфория — расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребёнок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.
Девиантные формы поведения детей могут быть самыми разными. Их проявление зависит от возраста и тех факторов, которые негативно сказывались на его психическом состоянии:
· для возраста 5-7 лет характерны противоречивость, неуспеваемость в школе, порывистость, резкая смена настроения, боязливость, сильная возбудимость, раздражительность, подчинение более уверенным в себе сверстникам;
· в возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение с взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний;
· после 10 лет ребенок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство;
Кпричинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:
· наследственность;
· ошибки воспитания;
· конфликты в семье;
· деформация характера;
· психические заболевания;
· психические и физиологические отклонения;
· негативное влияние СМИ;
· несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребёнка.
Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.
Нарушения поведения имеют в своей основе и определенную слабость ЦНС (возрастная незрелость, неблагоприятная беременность и роды).
В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.
Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого;
Характеристики семей, вызывающих девиантное поведение детей:
· семьи, члены которых имеют психические или другие тяжёлые заболевания;
· пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение;
· семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;
· семьи с дефицитом заботы любви у одного или двух родителей к ребёнку;
· семьи с авторитарным воспитательным воздействием, направленным на формирование строгого послушания и дисциплины у ребёнка;
· семьи с чрезмерной опекой над ребёнком; воспитание ребёнка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.
Самостоятельная работа № 19. Составление тезауруса: основные понятия специальной педагогики.
Основные понятия, термины специальной педагогики: специальная педагогика, лечебная педагогика, лицо с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, аномальные дети, дети с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии, дети (лица) с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченной трудоспособностью, реабилитация, специальное образование, недостаток, физический недостаток, психический недостаток, сложный недостаток, тяжёлый недостаток, специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия), специальное (коррекционное) образовательное учреждение.
Источник