Появление ребенка в семье развитие

Появление ребенка в семье развитие thumbnail

Появление ребенка в семье –это серьезное испытание для будущих родителей. Во-первых, изменяется структура семьи, а значит, нужно заново адаптироваться, принять новые роли и самое главное взять на себя ответственность за новое беспомощное существо.

Для каждой матери ее роль более-менее понятна, часть ее действий определяется инстинктом, часть — тем опытом, который передает ей ее собственная мать. Еще во время беременности женщина чувствует, что происходят с ребенком в утробе; в это время между ними уже устанавливается контакт. После родов, когда младенец обретает физическую «отдельность» от матери, он еще долгое время продолжает полностью зависеть от нее. Эмоциональный и физический контакт с матерью становится первичной чувственной тканью, на которую в дальнейшем будет накладываться весь последующий опыт ребенка. На этом этапе мать и ребенок образуют диаду, симбиоз.

Чтобы папа не был третьим лишним

После появления на свет младенца отец зачастую чувствует себя лишним. На самом деле, диада мать-дитя остро нуждается в третьей стороне, хотя у мужчины не всегда есть возможность это почувствовать.

Порой «несносные» требования беременной иногда служат своеобразной проверкой: женщине, ощущающей возрастающую слабость, необходимо почувствовать, что она может что-то передоверить мужу, может на него положиться.

В первую очередь из-за того, что женщина теперь сосредоточена на другом человеке, ее любовь, внимание, забота, которые она дарила мужу, теперь адресованы младенцу, ее амбиции, надежды теперь направлены на него, именно он теперь является причиной ее гордости и восхищения. Но мир женщины теперь не просто сосредоточен на ее чаде, ее контакт с внешним миром ослабевает. По крайней мере, при достаточной заботе о ребенке. И мужчина, мир которого не успел измениться, становиться проводником, связывающим диаду с остальным миром.

Когда мать и ребенок сосредоточены друг на друге, отец (или кто-то третий, кто замещает отца в случае, когда родной отец ребенка недоступен) является внешней фигурой, призванной стать своеобразной оболочкой, которая охраняет и защищает на этом этапе довольно хрупкую семейную структуру от внешних воздействий.

Любая женщина, какой бы сильной она не была, уже после зачатия ребенка становится уязвимой. Широко известно, что уже во время беременности у женщины меняется характер, привычки, интересы. И это происходит не только за счет гормональных перестроек, но и в силу попыток психологически адаптироваться к своему новому положению.

Если мама лидер по натуре

Часто женщиной, которая привыкла быть лидером и которая по каким-либо причинам не может признать, что нуждается в мужчине на этом этапе, движет стремление миновать период зависимости от него. Она предпочитает не брать декретного отпуска, продолжает профессиональную деятельность, поддерживает широкие социальные контакты. В результате опыт материнства оказывается скомкан, а ребенок лишен физических и эмоциональных связей с матерью. Это накладывает отпечаток на его характер, личностные особенности, восприятие окружающего мира.

Дети, лишенные эмоциональной связи с матерью на ранних этапах своего развития, больше подвержены болезням, депрессиям, агрессивным вспышкам. Сами, становясь родителями, они испытывают трудности во взаимодействии со своим ребенком.

В 2 года и в 5 лет ребенок особенно нуждается в отце

Когда и для чего нужен папа?

Главнейшая задача отца – предоставить ребенку возможность в нужный момент отделиться от матери. Получая всё большую самостоятельность в освоении окружающего мира, ребенок будет стремиться к преодолению зависимости от матери. Отец открывает ребенку социальный мир, транслируя ему его нормы и требования, систему моральных запретов и санкций в случае их нарушения.

Как только ребенок становится чуть менее зависим от матери, он тут же начинает нуждается в отце, который бы позволил ему пробовать свои силы. Матери же предстоит занять теперь наблюдательскую позицию, сохраняя за собой статус «утешительницы» в случаях неудачи и «восторженного зрителя», когда ребенку что-то удается.

По мере своего развития и в зависимости от тех задач, которые встают перед ребенком, он нуждается больше то в матери, то в отце. От рождения до двух лет ребенок сильно зависим от матери, примерно в два года и затем в пять лет ребенок, преодолевая эту зависимость, в большей степени нуждается в отцовской фигуре.

В это время он предпочитает проводить время с отцом, знакомится с особенностями мужского, т.е. менее эмоционального и в большей степени силового стиля реагирования. Появляющаяся при этом агрессивность необходима для преодоления зависимости и адаптации к внешнему миру, где, как известно, выживает сильнейший. Отец олицетворяет для ребенка «взрослость», принадлежность, к которой он хочет ощутить.

Помните, что малыш всегда усваивает модель отношений родителей

Вам придется стать эталоном

В это же время ребенок усваивает особенности взаимодействия между мужчиной и женщиной, перенимает поведение, которое демонстрируют супруги по отношению друг к другу. Он открывает для себя существование отношений между родителями, из которых он выключен.

Читайте также:  Влияние порока сердца на развитие ребенка

Когда эти отношения насыщены любовью, взаимным уважением и заботой, ребенок усваивает модель таких отношений, и в дальнейшем она становится образцом, регулирующим его собственное поведение.

В семье, где мать демонстрирует женское поведение, а отец мужское, у ребенка больше шансов не быть разочарованным в своей половой принадлежности. В целом же, главной задачей каждого из родителей является создание у ребенка чувства того, что в семье его любят и ценят.

Текст: Ольга Широкова, клинический психолог
Фото: Fotolink/GoodShoot, EASTNEWS/MAURITIUS

Источник

Когда в семье появляется ребенок, жизнь семьи начинает идти по новому сценарию. Причинами для этого выступают новые обязанности родителей: мать посвящает много времени младенцу, мужчина, ставший отцом, привыкает к новой роли и иногда на этом пути его ждут новые трудности.

Молодые родители начинают осваивать незнакомые области отношений друг с другом и не всегда они приносят только радость и гармонию.

Проблемы, с которыми сталкиваются супруги, ставшие родителями, касаются их общения друг с другом, проведения совместного времени, разделения обязанностей, отдыха, личного самочувствия и появления ответственности не только за свою жизнь, но и за здоровье и развитие маленького ребенка.

Сложности, с которыми могут столкнуться мать и отец, часто портят их общение и настроение, притупляют чувства друг к другу и меняют жизненные цели, что тоже не всегда является желанным для человека. В этой статье освящены самые популярные вопросы и проблемы, которые появляются в семье вместе с рождением малыша.

Ребенок — новый член семьи

Ребенок — новый член семьи

Роль маленького ребенка в жизни молодой семьи зависит от отношения к нему матери и отца, их готовности стать родителями и ожиданий. Часто они касаются того, каким должен стать малыш, какой у него должен быть характер и поведение. Новорожденный не знает ровным счетом ничего о том, как его представляют себе родители, он только может чувствовать их отношение к нему — любим и желанен ли он для взрослых, рады ли ему в семье или не очень.

Новорожденный ребенок имеет главную потребность — это необходимость быть любимым, принятым, а также чувствовать заботу об эмоциональных и физиологических проявлениях.

Младенец — это новый член семьи, который должен иметь в ней свое место. Если по каким-то причинам его нет, то малыш будет чувствовать себя беспокойно, тревожно, может часто болеть. Как ребенок может почувствовать свое место в семье? Когда его потребности удовлетворяются матерью и отцом с радостью, когда взрослые не проявляют раздражение или досаду от того, что их жизнь с появлением малыша изменилась, и у них теперь нет столько возможностей жить своей жизнью, как было раньше.

Маленькие дети чувствуют себя счастливыми и на своем месте в семье в том случае, когда родители счастливы и спокойны в новых для них условиях, отношения между ними не испортились, они понимают и принимают на себя новые роли и успешно справляются с ними, а если нет, то умеют просить друг друга о помощи.

Любовь и воспитание это разные вещи

Появление ребенка в семье может стать своего рода испытанием для молодых родителей. Оно может касаться освоением ими новой роли любящего взрослого и воспитывающего родителя. Когда эти роли смешиваются между собой, в семье могут появиться проблемы. Стремясь воспитывать ребенка, мать или отец могут сами пугаться своих чувств — это может быть гнев, раздражение, злость, недовольство. Транслируя их ребенку, взрослые нарушают его эмоциональный фон, отчего малыш может испытывать боль, дискомфорт или страх.

Взрослым следует разделять любовь и воспитание. Взаимодействуя с ребенком, стремясь на него повлиять, родители не должны думать, что в этот момент они не любят его или демонстрировать отсутствие любви. Воспитание необходимо и должно быть в семье, однако оно не отменяет любви и хорошо, когда ребенок с малых лет и до конца своей жизни чувствует это. Тогда, пользуясь любовью родителей как поддержкой и силой, у него есть все шансы вырасти счастливым, уверенным в себе и здоровым.

Ребенок забирает внимание матери

Когда в семье появляется малыш, мать становится для него фигурой номер один. От нее и ее отношения к нему зависит все — его жизнь, самочувствие, настроение. Для того чтобы так было, женщина должна посвящать очень много времени новому члену семьи, иногда 24 часа в сутки. Такие изменения могут не самым лучшим образом отражаться на взаимодействии супругов — для их совместного времяпрепровождения теперь остается не так много времени, они не могут пообщаться или отдохнуть вдвоем так, как раньше. Часто это приводит к напряжению в отношениях. Стремясь разрядить его, мужчина и женщина совершают ошибки, обвиняя друг друга в невнимании или не любви. Как правило, такие разговоры приводят к ссорам и конфликтам.

Читайте также:  Развитие личности ребенка дошкольного возраста

Чтобы этого не случилось, взрослые должны понимать, что это не любовь ушла из семьи, а условия жизни с появлением ребенка изменились, соответственно, к ним нужно приспосабливаться.

Уделять много внимания ребенку, особенно на первом году его жизни это не просто нормально, но необходимо для его полноценного развития и психического здоровья. Для того чтобы женщина могла проводить больше времени с мужем, или уделять его себе, мать и отец могут разделить обязанности по уходу и воспитанию ребенка поровну. Возможность кормить, переодевать, купать и играть с ним по очереди — отличный выход для того, чтобы «разгрузить» женщину и соответственно, улучшить атмосферу в семье.

Напряжение в отношениях супругов

Напряжение в отношениях супругов

Напряжение в отношениях между супругами после рождения ребенка — довольно распространенное явление. Иногда мужчине и женщине трудно определить чего конкретно оно касается, и тогда они, следуя привычным способам поведения, могут обижаться друг на друга, отказываться от общения, обвинять, упрекать.

Поменять тактику и сохранить любовь и доверие в семье поможет способность не «уходить» в свои негативные чувства, а вовремя озвучивать их партнеру.

Избавиться от напряжения в семье поможет умение просить о помощи вторую половину, не «спасая» его от обязанностей родительства, чаще говорить о том, что хотелось бы получить или сделать.

Рекомендации молодым родителям

Новорожденный ребенок меняет жизнь двух взрослых людей. Однако от их внутренней силы, мудрости и внимания друг к другу зависит, будут ли эти изменения положительными или отрицательными.

  1. Старайтесь не отказываться от традиций, которые были важными до рождения малыша — отмечайте праздники, гуляйте по выходным, посещайте важные для вас места.
  2. Не смотря на то, что младенец забирает много времени, не стоит забывать о себе — не бойтесь оставить на час ребенка подруге, няне или бабушке, чтобы посетить парикмахерскую или просто отдохнуть.
  3. Не оставляйте интимную часть жизни с партнером без внимания. Даже если близость теперь происходит не так часто, поцелуи, объятья и нежные слова способны поднять настроение и снять напряжение в отношениях.
  4. Всегда делитесь с супругом или супругой своими опасениями, тревогой и радостью по поводу развития ребенка. Поддерживайте и хвалите новые роли друг друга — это поможет обоим родителям чувствовать уверенность в своих силах, значимость и нужность своей семье.

Источник

Появление ребенка в семье развитие

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее
жизнедеятельности. В частности, рядом авторов выделяются следующие
фазы развития семьи:

1. Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг
к другу, романтизация отношений.

2. Фаза без детей (от начала проживания вместе до рождения первого ребенка).

3. Экспансия (от рождения первого до рождения последнего ребенка. Семья с
маленькими детьми).

4. Стабилизация (фаза зрелого брака, период воспитания детей до того
момента, когда первый ребенок покидает дом).

5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.

6. «Опустевшее гнездо» (супруги остаются одни после ухода всех детей).

7. Фаза, в которой кто-то из супругов остается один после смерти другого.

Существуют, однако, семьи, в развитии которых не прослеживаются четко
указанные фазы. Тем не менее такая периодизация является полезной, так как
обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений.

На каждой из указанных стадий жизненного цикла семьи могут возникать
специфические проблемы внутреннего и внешнего порядка, что, конечно,
нарушает функционирование семейной системы.

Интересно отметить, что некоторые ученые делают попытки соотнесения основных
периодов развития семьи и функций членов семьи.

1. Стадия формирования семьи

Партнерские функции:

осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;

создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;

развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои
чувства;

налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих
обе стороны;

распределение времени между домом и работой;

выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;

беседы между супругами о браке и будущем семьи.

2. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.

Родительские функции:

привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;

подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;

привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;

создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;

забота о потребностях ребенка;

распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни
одного из родителей.

Функции ребенка:

ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;

появление привязанностей;

овладение навыками простейшего социального взаимодействия;

приспособление к ожиданиям других людей;

развитие координации движений рук и глаз;

нахождение удобного ритма смены покоя и действия;

овладение словами, короткими фразами, речью.

Читайте также:  Статья о центре развития ребенка мдоу

3. Семья с ребенком дошкольного возраста.

Функции семьи и родителей:

развитие интересов и потребностей ребенка;

преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по
поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;

поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи;

привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным
затратам;

распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно
меняющихся ситуациях;

поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих
детях;

дальнейшее развитие взаимоотношений в семье, позволяющих супругам говорить
на самые разные темы;

развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением
ими новой роли;

сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости
от возможностей семьи);

выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы
родителей о воспитании детей.

Функции ребенка:

преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей
привязанности и невозможностью этого;

привыкание к самостоятельности;

выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время
еды, гигиена половых органов);

приспособление к запретам со стороны родителей;

проявление интереса к товарищам по играм;

стремление быть как мама или папа.

4. Семья школьника

Функции семьи и родителей:

воспитывать у детей интерес к научным и практическим занятиям;

поддержка увлечений ребенка;

дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);

забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;

сотрудничество с родителями других школьников.

Функции ребенка:

получение навыков, необходимых для школьного образования;

стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и
уважают;

включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;

знакомство с правилами поведения и моралью группы;

расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать
свои мысли;

осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной
картины мира.

5. Семья с ребенком старшего школьного возраста.

Функции семьи и родителей:

передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и
развития его самостоятельности;

подготовка к новому периоду жизни семьи;

определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение
ответственности между членами семьи;

поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере
— взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца
(взрослой женщины, жены и матери);

понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как
уникальной личности.

Функции подростка:

положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим
изменениям;

прояснение для себя роли мужчины и женщины;

ощущение принадлежности к своему поколению;

достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;

выбор профессии, стремление к материальной независимости;

подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию
семьи;

постепенное формирование собственного мировоззрения.

6. Семья со взрослым ребенком, выходящим в мир.

Функцииродителей:

отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над
ним;

внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение
и помощь под родительским кровом;

создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее
через брачные связи;

забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;

спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли
бабушки и дедушки;

создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого
ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.

Функции молодых:

осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего
отвечать за свои поступки;

создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со
своим возможным будущим супругом (супругой);

положительное отношений к собственной сексуальности и ее удовлетворение в
отношениях с партнером;

создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;

знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.

7. Семья среднего возраста, «пустое гнездо».

Партнерские функции:

обновление супружеских отношений;

приспособление к возрастным физиологическим изменениям;

творческое, радостное использование большого количества свободного времени;

укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;

вхождение в роль бабушки (дедушки).

Функции взрослого ребенка

заботливое, но независимое отношение к родителям;

поддержка их в новой роли пожилых людей.

8. Постаревшая семья

Функции пожилых родителей:

осознание собственного отношения к смерти и одиночеству;

изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;

приспособление к жизни на пенсии;

воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь
других людей;

подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;

подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет
спокойно дожить свои годы и спокойно умереть.

Функции детей пожилых родителей:

наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявлять заботу о
престарелых родителях;

помогать им, если это необходимо, материально и духовно;

подготовиться к окончательному уходу родителей;

подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).

Источник