Подходы психического развития ребенка и их характеристики

Подходы психического развития ребенка и их характеристики thumbnail

Ранний возраст – период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Главной
особенностью психического развития ребенка является предметная деятельность,
ведущая на данном этапе развития малыша. Она во многом определяет специфику
общения ребенка с окружающими людьми. То есть малышу становятся доступными
правила и нормы действия с предметами, принятыми в той культурной среде, в
которой он растет. Ребенок учится использовать предметы в качестве орудий:
ложкой ест, карандашом рисует, а не наоборот.

Этапы
формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были
исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии —целенаправленных
проб
– ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он
хочет –достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.

На второй стадии
подстерегания – дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный
способ действия с орудием и стремятся повторить его.

Подходы психического развития ребенка и их характеристики

На третьей
стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок
активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и
овладеть им.

Четвертая стадия
объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования
и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его
приходится выполнять. Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый
сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и
ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго
этапа.

Подходы психического развития ребенка и их характеристики

При диагностике
развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные
действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного
действия является исторически закрепленным за данным предметом.

Ребенок, в
отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных
рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все
многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных,
складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время
возникновения определенных психических реакций может быть ускорено
соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку
доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша
появляется раньше.

Существенной
особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и
нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется
состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на
эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные
формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и
физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается
большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко
утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего
возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь
психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной
стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой – дает
возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем
организма.

Несмотря на
богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы,
незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей,
посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится
снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не
столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего
усовершенствования.

Понять психику
ребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизни
взрослого можно благодаря понятю развитие. Уместно вспомнить слова Гете,
который писал:

«Кто хочет
что-нибудь живое изучить,

Сперва его он
убивает, потом на части разлагает,

Но связи жизненной
ему там не найти».

Именно развитие
выполняет функцию этой жизненной связи. Очевидно, что понятие «развитие»
является ключевым в психологии развития детской психики. Это понятие мы уже не
раз использовали выше и у читателя, наверное, не возникало проблем с его
пониманием. Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня в
психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к
психологии развития. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны,
отражает кризисное состояние, в котором находится психология, а с другой –
значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для
понимание природы психики и ее развития. А.Г.Асмолов, анализируя возможные
теоретические концепции психического развития человека, выделяет три основных
подхода к пониманию хода этого развития, в которые укладываются множество
отдельных теорий и концепций.

Биогенетический
подход
, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как
индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки,
темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические
свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные
стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Читайте также:  Календарь кризисов в развитии ребенка

Социогенетический
подход
, представители которого делают акцент на изучении процессов
«социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения
социальных установок и ценностных ориентации…».

Представители
персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности,
самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы
мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации
личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути
индивидуальности».

Подходы психического развития ребенка и их характеристики

Важнейший закон
развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в
следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает
в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном
сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их
взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она
переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его
индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода
от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для
детской психологии. В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим
образом:

«Всякая функция в
культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, – сперва в
социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, как категория
интерпсихическая, затем внутри

ребенка, как
категория интрапсихическая» (т. 3, с. 145).

В этой
формулировке содержатся две важнейшие мысли:

1) психические
процессы у человека с самого начала социальны –и по своему происхождению, и по
своему содержанию;

2) интериоризация
– процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние,
психические.

В общих чертах
интериоризация проходит следующие три этапа:

1) взрослый,
используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая
его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто
обращается к нему;

2) ребенок,
перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;

3) ребенок
обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается
к самому себе во внутреннем плане.

Для иллюстрации
приведем описанный Л. С. Выготским пример превращения внешних средств во
внутренние на материале исследования произвольного внимания. О произвольном
внимании можно говорить тогда, когда человек сам направляет и удерживает
внимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза
(в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).

Таблица 1 – Психическое развитие младенцев (0-1 год)

Подходы психического развития ребенка и их характеристики

Подходы психического развития ребенка и их характеристики

Таблица 2 – Общая
схема возрастного развития ребёнка раннего возраста

Подходы психического развития ребенка и их характеристики

Подходы психического развития ребенка и их характеристики

1.    
Смирнова, Е.О. Закон развития высших
психических функций [Электронный
ресурс]//PSYERA гуманиторно-правовой портал: https://goo.gl/qnGmYR.

Источник

Сущность психического развития и его показатели

Тема 7.3 Проблема психического развития человека

Вопросы темы:

7.3.1 Сущность психического развития и его показатели.

7.3.2 Факторы и условия психического развития:

7.3.2.1 факторы психического развития, их характеристика;

7.3.2.2 характеристика подходов к проблеме соотношения обучения и развития.

Определение понятия «развитие».

Проблема развития составляет основание психо­логии. Развитие – изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Развитие происходит в трех областях – физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся размеры и формы тела, органов, структуры мозга, сенсорные возможности и двигательные (моторные) навыки. К когнитивной области относятся все умственные способности и психические процессы. В психосоциальную область входят все свойства личности и социальные навыки, индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования. Развитие в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение явления. Основными про­цессуальными характеристиками любого развития являются:

Ø не­обратимость выступает как отсутствие возможности возврата к предыдущему состоянию в его первоначаль­ном варианте;

Ø направленность реализуется в движе­нии развития от низших форм состояний явлений к высшим;

Ø закономерность проявляется как обязатель­ность существования устойчивых связей между всеми новообразованиями процесса развития. Развитие все­гда дает качественные изменения, в ходе его осуще­ствляется переход из одного качественного состояния в другое.

Различают два типа развития:

Ø преформированный (замкнутого и заданного цикла – например, эмбрио­генез);

Ø непреформированный (ход развития и его ко­нечный результат неизвестны – филогенез (историческое развитие организмов), онтогенез (индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти), социогенез (происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях), культурное развитие).

Предметом возрас­тной психологии является онтогенетическое развитие психики, относящееся к непреформированному типу. Его следует понимать как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Оно не имеет конечного результата, пере­ход растущего человека на более высокую ступень психической жизни – процесс бесконечный. Онтоге­нез имеет стадиальный характер. Последовательность стадий необратима и предсказуема. При этом в каж­дом возрастном периоде можно наблюдать существен­ные индивидуальные различия в психическом разви­тии. Процесс психического развития наиболее интен­сивен в детских возрастах, но он продолжается и в зрелом возрасте. Его основными факторами в эту пору являются образование и самообразование, профессиональный труд, семейная жизнь, воспитание детей. Психика и ее высший уровень – сознание – развиваются в процессе взаимодействия ребенка с окружающей социальной средой, овладения обще­ственно выработанными способами действий и языко­выми средствами общения.

Читайте также:  Значение учебной деятельности для психического развития ребенка

Психическое развитие не должно смешиваться или отождествляться с развитием организма. Если биологическое развитие организма имеет конечную цель — создание организма определенного вида и за­канчивается при достижении этой цели, то психичес­кое развитие бесконечно. Но при этом оно не существует вне организма с его ограниченными возможно­стями, и поэтому тоже ограничивается временем и содержанием.

Психическое развитие идет по пути дифференци­ации: выделения отдельных функций психики с их последующей интеграцией в новые формы. При этом новые, более слож­ные структуры подготавливаются старыми и частично складываются из их элементов.

Источник

Границы возраста – от трех до семи лет. Этот длительный период делится на два этапа. Первый – этап младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет), второй – этап старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Каждый этап имеет свою специфику.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра.
Психологические новообразования возраста – воображение, соподчинение мотивов (определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие). , усвоение нравственных норм и ценностей.
Особенности развития двигательной сферы: совершенствуется координация движений частей тела и осуществляется познание схемы тела;
совершенствуются навыки крупной моторики (меняют ритм бега, овладевают прыжками, кувырками, взаимодействием с гимнастическими инструментами и др.); осваивают элементы различных видов спорта; совершенствуется мелкая моторика через овладение творческими видами деятельности (лепка, конструирование, рисование и др.) и письмом.
Особенности развития познавательной сферы: переход от внешних, практических перцептивных действий к внутренним, умственным; развитие ориентировки в пространстве и времени; преобладание непроизвольной, механической памяти и начало развития опосредованной, произвольной памяти; переход от непроизвольного внимания к произвольному; преобладание наглядно-образного мышления и зарождение логического мышления (задают много вопросов, делают свои выводы, пытаются самостоятельно размышлять); развитие воображения;переход от ситуативной к контекстной речи, зарождение эгоцентрической речи.
Особенности развития личностной сферы: усвоение нравственных норм и форм поведения; появление моральных качеств личности в общении; развитие социальных мотивов (мотива цели и игрового мотива, мотивов соперничества, достижения успеха, познания нового, поощрения, наказания и др.); возникновение «внутренней позиции» (то есть собственных взглядов, точек зрения); становление адекватной самооценки; формирование полоролевой идентичности; развитие альтруистической или эгоистической направленности личности;повышенная эмоциональность сменяется уравновешенностью; формирование высших чувств (чувства ответственности, справедливости, прекрасного, успеха, завершения дела и др.).
Особенности развития социальной сферы: происходит познание человеческих отношений и их имитация в игре; возникновение взаимных симпатий и антипатий на основе оценок качеств личности и манеры поведения в обществе; общение с познавательного мотива сменяется на личностное, когда дети предпочитают контактировать со сверстниками без присутствия взрослого и при этом проявлять свои личные интересы; овладевают нравственной саморегуляцией собственного поведения и при этом ориентированы на одобрение своих действий со стороны взрослого.

Кризис дошкольного возраста. Как считает Л.И.Божович, кризис семи лет – это период рождения «социального Я» ребенка. В основе кризиса лежит смена социальной ситуации развития. Домашнее воспитание, беззаботное времяпрепровождение заменяется школьным обучением и ежедневной учебной деятельностью. К такой смене жизнедеятельности готов организм не каждого ребенка. Причина кризиса обнаруживается в возникновении личного сознания ребенка, психологической готовности принять новые требования жизни (школы и семьи). Признаками кризиса 7-ми лет могут быть: потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка), манерничанье, кривляние (ребенок уже не так открыт в общении, маскирует свою сущность), симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается этого не показывать), замкнутость (снижение коммуникативных контактов), ранимость, частая смена настроения, нарушение сна и аппетита, головные боли.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь (жизнь переживаний), которая влияет на внешнюю жизнедеятельность (успеваемость, дисциплину, общение, увлечение и др.). Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой жизни.

Читайте также:  Запоздалое развитие речи ребенка причины

Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 4206; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8811 — | 8346 — или читать все…

Читайте также:

Источник

После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми, адаптаций ия к миру только начинается результате длительной социализации ребенка и развертывания его психического развития происходит становление зрелой, автономной и аутентичной личноститі.

Психическое развитие — процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности

Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер — начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личностии.

Обучение и развитие — Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в сложном взаимоотношении.

Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития.

Когда мы наблюдаем за ходом развития ребенка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения требует от ребенка больше, чем он может дать на сегодняшний день, т. е. ребенок в школе осуществляет деятельность, которая заставляет его подыматься выше самого себя. Это, конечно, относится к здоровому школьному обучению.

Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но н для педагогики. Каждая концепция обучения, которой руководствуется педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же каждая концепция психического развития, которой придерживается психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения.

Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это значит: воспитание и обучение включается в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним. Задача воспитания и обучения не в том, чтобы приспосабливать педагогический процесс к будто бы независимой от него природе ребенка, а в том, чтобы формировать развитие. Личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т. д., а также различные на разных ступенях развития и у разных индивидов особенности психических процессов (восприятия, памяти и т. д.) не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка, посредством которой он под руководством учителя активно включается в жизнь коллектива, осваивая правила и овладевая знаниями, добытыми в ходе исторического развития познавательной деятельности человечества.

Педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как учитель руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее. Всякая попытка воспитателя-учителя <внести> в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка.

Формирующиеся в ходе развития, на основе задатков как предпосылок развития личностные свойства ребенка, его способности и характерологические особенности являются не только предпосылкой, но и результатом его деятельности; их развитие в холе ее не только проявляется, но и совершается.

Если школьник понимает, на доступном ему уровне, основания тех операций, которыми он овладевает, то их изучение вносит определенный вклад в фонд его развития. Если же путем немало кратных упражнений ребенок научается производить те или иные операции, не осознавая их логики, это не продвигает его в общем развитии.

Дата добавления: 2014-10-30; просмотров: 9044; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9930 — | 7717 — или читать все…

Читайте также:

Источник