Подходы к психическому развитию ребенка
Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:
• Биогенетическое направление.
Ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.
К числу ранних психологических теорий относится концепция
рекапитуляции Стэнли Холла. Воснову легла теория Э.Геккеля, который
считал, что в процессе внутриутробного развития эмбрион проходит все
стадии, которые проходит материя в процессе эволюции.
С.Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития:
ребенок рождаясь, кратко повторяет стадии развития человеческого
общества (например, игра ребенка с песком — пещерная стадия жизни
людей; далее стадия охоты, стадия обмена и т.д.).
В дальнейшем психологи подчеркивали несостоятельность подобных
теорий.
В рамках этого же, биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития Карла Битера. К.Бюлер выделил три ступени развития — инстинкт, дрессура (навык), интеллект. Таким образом, ребенок от рождения до 7 лет находится на стадии инстинкта , с 7 до 14 лет — на стадии научения, и с 14 до 21 года наступает стадия развития интеллекта.
ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект.
• Социогенетическое направление.
Его истоки в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска {tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть взрослые.
ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.
Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский -страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.
• Теория конвергенции двух факторов, разработанная Вильямом Штерном
По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.
Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).
Отечественная теория психического развития
Л. С. Выготского
В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта, в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка.
У человека есть особый опыт, которого нет у животных, — это опыт общественно-исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка.
Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности.
Человеческий мозг устроен так, что накопленный общественный опыт не может передаваться генетически. Главную, определяющую роль в психическом развитие ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно.
При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов:
• Макросреду составляет общество, как определенную социально-
экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В
ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности.
• Мезосреда включает национально-культурные и социально-
демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.
• Микросреда — это непосредственная среда его жизнедеятельности
(семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-
образовательные учреждения, которые он посещает).
Л.С.Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития — те знания, умения, навыки и действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития — задачи, которые сегодня ребенок может
выполнить при помощи взрослого, а завтра — самостоятельно.
Обучение должно опираться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие «тянет» его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.
Перинатальная психология
Перинатальная психология — новая увлекательная область сихологии, занимающаяся изучением условий становления психики ребенка в перинатальном периоде. Объектом изучения перинатальной психологии является диада «мать-дитя».
Медики — акушеры и неонатологи — определяют продолжительность перинатального периода от срока беременности, когда появившийся на свет малыш способен выжить (по традиционным взглядам с 28-й недели внутриутробной жизни, при современных медицинских технологиях- с 22 недели) по 7-е сутки жизни после рождения. Перинатальные психологи и психотерапевты расширяют границы перинатального периода, включая в него весь период от планирования ребенка до первых месяцев его жизни и вплоть до конца первого года его жизни. В это время психика ребенка развивается самыми быстрыми темпами, а условия ее развития обеспечиваются мамой. Поэтому становление материнской сферы женщины (онтогенез материнства) также входит в сферу интересов перинатальной психологии.
Начало психологическому изучению перинатального периода было положено во второй четверти XX века в рамках психоаналитического направления. В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.
СРОК БЕРЕМЕННОСТИ | РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ | ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ |
Первый триместр | — появление сенсорных переживаний, положительных и отрицательных эмоций (комфорт и дискомфорт) | Влияние матери только через функции организма. Непосредственное взаимодействие отсутствует. |
Второй триместр | — появляется активность ребенка (отвечает движением на тактильную и слуховую стимуляцию) | Поступающие с кровью гормоны матери меняют эмоциональное состояние ребенка (удовольствие или неудовольствие). |
Третий триместр | — формируются индивидуальные особенности нервной системы (тип ВИД), психические особенности (способности). | Под влиянием эмоциональной информации от матери формируется внутренняя реальность будущего ребенка (например, вина и страх напрямую угнетают развитие ребенка) |
В перинатальной медицине и педагогике уже много известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Клиницисты и психологи подчеркивают важность перинатального воспитания как основы для будущего воспитания и обучения ребенка, для его полноценного и творческого включения в человеческую культуру. Перинатальное воздействие должно осуществляться через обращение к эмоционально-ценностному слою личности будущей матери.
Американский психолог Станислав Гроф, работая с измененным сознанием пациентов, обнаружил и описал травматические следы, оставляемые в психике человека родовым процессом. Им было введено понятие «сгущение опыта». С точки зрения С. Грофа, эти следы образуют одну из четырех «перинатальных матриц».
• В первой фазе, соответствующей началу родового процесса, пациенты
переживали всеобъемлющее чувство беспокойства и ощущение
опасности для жизни.
• Вторая фаза, совпадающая с первой клинической фазой родов, — это
время, когда «существование кажется лишенным смысла», происходит
концентрация на роли жертвы, на невозможности спасения и
безысходности.
• Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй стадией
родов, воплощается в переживании борьбы, напряжения, возбуждения,
ярости, сопротивления.
• Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов) переживается
как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и агония
доходят до переживания разрушения. Ребенок, получивший во время
рождения опыт избегания или сопротивления, будет действовать в
новых ситуациях аналогичным образом. Человек приходит в жизнь с
опытом рождения, а к рождению — с опытом внутриутробной жизни;
похожие ситуации оживляют, сгущают его опыт.
Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается клиницистами.
Новорожденность.
Период новорожденности — это начало младенческого возраста. Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.
Рождение — это всегда резкий переход к новому. Адаптация ребенка в этот период связывается с резкими изменениями средовых факторов. 3. Фрейд сравнивал рождение ребенка со смертью, а крик новорожденного с криком отчаяния и нежеланием покинуть комфортный мир. Вот как драматично описывает момент рождения Е.В. Субботский:
«Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила сдавила так, что смерть кажется неминуемой… Страдание и боль достигают вершины.
И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрьмы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, его головы, ничто не поддерживает его…
«Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, -разве все это не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня, не трогай меня!» -ив то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!»…Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Такое и в страшном сне не приснится», — скажете вы. И, тем не менее, не то ли испытывает ребенок, впервые увидевший свет?»
Причины кризиса новорожденности:
• Физиологические — рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность,
воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость
смены типа питания (признак кризиса — потеря в весе в первые дни
после рождения);
• Психологические — психика новорожденного ребенка представляет
собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают
ребенку в первые часы его жизни.
Особенности развития новорожденного:
• Развитие сенсорных процессов опережает развитие моторики, в то
время как развитие детенышей животных имеет обратный порядок;
• Безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения
свойственных человеку форм поведения. Формируются потребности в
получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым.
Источник
Различные подходы к исследованию психики ребенка.
3.1.Биогенетический принцип в психологии.
Первоначально детская психология была описательной, не способной раскрыть
внутренние законы развития. Постепенно психология переходила к причинам,
объясняющим процесс развития. Связано это, прежде всего, с разработкой новых
методов исследования.
Большое влияние на возникновение игровых концепций детского развития оказали
теория Ч.Дарвина, впервые сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется
определенному закону.
К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Э.
Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез
есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Ст. Холл (американский психолог) –
считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого
рода:
• страшные сны – воспоминание из прошлой жизни;
• игра ребенка – необходимое упражнение для полной утраты бесполезных функций;
• рисунок – это стадии, которые проходило изобразительное творчество;
Эти положения, естественно, вызвали критику у многих психологов (С.Л.
Рубинштейн, П.П. Блонский). Однако под влиянием работ Холла изучение детской
психологии привлекло многих исследователей в области накопления большого
фактического материала. Множество рисунков, анкет, но не всегда полезных.
Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции была признана. Но,
несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический
принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Это была неверная
теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция.
Идеи Холла оказали значительное влияние на исследования в детской психологии А.
Гезелла, Л. Терменя. Идея Холла – попытки показать, что между историческим и
индивидуальным развитием существует связь.
3.2.Нормативный подход к исследованию детского развития.
А. Гезелл (педагог и медик) разработал практическую систему диагностики
психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая
базируется на систематических сравнительных исследованиях (изменение моторной
активности, изменения речи, приспособительные реакции и социальные контакты).
А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения
психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового
возраста. Он изучил: близнецов, исследовал психическое развитие слепого ребенка
(чтобы понять развитие нормального ребенка).
Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л.С. Выготским. Теория
Гезелла раскрывает социальное развитие ребенка как простую разновидность
биологического, как приспособление ребенка в своей среде.
Л. Термен в 1916 году ввел тесты, для измерения умственных способностей, ввел
понятие коэффициента интеллектуальности. Он попытался обосновать положение:
коэффициент интеллектуальности остается постоянным на протяжении жизни.
Исследование шло 50 лет.
Джон Гилфорд и Э. Торренс указали на различие между показателями интеллекта и
креативностью.
Два типа мышления: конвергентное (решение задач, имеющих один правильный ответ);
дивергентное (решение задач, имеющих множество ответов, когда ни один из ответов
не может считаться единственно правильным).
Важнейшие компоненты дивергентного мышления: число ответов в течение
определенного промежутка времени, гибкость, оригинальность.
На основе идей Гилфорда Торренса разработаны тесты творческого мышления (дети с
развитой творческой способностью могут иметь низкий коэффициент интеллекта).
Предмет исследования таланта: изучение соотношения между интеллектом и
креативностью; выявление особенностей личности креативных детей, изучение
факторов окружения и т.д. В результате: 1)креативность проявляется неравномерно
(5,9, 13,17 лет). Тормозит развитие креативности: ориентация на достижения
успеха (конформизм). Стимулирует: награды, спец. тренировка.
2) одаренный ребенок – упорен, целеустремлен, уверен в себе; одинок, хотя и
общителен.
Это сложная картина одаренного ребенка. Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую
психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии
как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе
роста и развития, и на их основе строит разнообразные психологические шкалы.
Основной упор они делали на роль наследственных факторов для объяснения
возрастных изменений.
3.3.Отождествление научения и развития.
Другой подход к анализу проблемы развития, имеющий не менее длительную историю
связан с общими установками бихевиоризма. Это направление соответствует
американским представлениям о человеке: человек есть то, что делает из него
окружение, его среда. Это направление в американской психологии, для которого
понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта.
Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи И.П. Павлова, его идея
о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого.
Обычно подчеркивают, что в американской психологии был ассимилирован Павловский
принцип условного рефлекса, который послужил толчком для Дж. Уотсона в
разработке новой концепции психологии. В американскую психологию вошла сама идея
проведения строго научного эксперимента И.П. Павлова.
Американские ученые восприняли феномен условного рефлекса как некоторое
элементарное явление, доступное анализу, нечто вроде строительного блока, из
множества, которых могут быть построена сложная система нашего поведения. Их
привлекла возможность простых элементов в их изолированности, анализе и контролю
в лабораторных условиях.
В наиболее ранних исследованиях научения на первый план выступала идея сочетания
стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен первый параметр
этой связи – ассоциативная концепция связи.
Второй главный акцент на значении подкрепления. Поиски ответов на вопрос о том,
зависит ли научные: то есть установление связи между стимулом и реакцией, от
некоторых состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.
Именно здесь наметился поворот от старого поведенческого эксперимента
Павловского типа к изучению мотивации и познавательного развития ребенка.
Позднее обратились к анализу ориентировочного рефлекса или необходимого условия
выработки новой нервной связи, новых поведенческих актов.
Особым образом преломилась в сознании американских психологов еще одна идея
Павловского эксперимента – идея построения нового поведенческого эксперимента в
лаборатории, на глазах экспериментатора. Она вылилась в идею «технологии
поведения», его построения на основе положительного подкрепления любого
выбранного экспериментатором поведения. (Б. Скиннер) – механический подход к
поведению.
К. Роджерс противопоставил Б. Скиннеру свою позицию: свобода – это осознание
того, что человек может жить сам, здесь и теперь, по собственному выбору. Это
понимание смысла внутри себя.
3.4.Теория трех ступеней детского развития.
Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в
анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии или
этапы развития поведения в фило — и онтогенезе.
К.Бюлер (австрийский психолог) предложил теорию 3-х ступеней развития: инстинкт,
дрессура, интеллект. К. Бюлер связывал эти ступени, их возникновение не только с
созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием
аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с
действием. В ходе эволюции поведения отличается переход удовольствия «с конца на
начало». По его мнению:
1 этап – инстинкты – характеризуются тем, что наслаждение наступает в результате
удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия.
2 этап – на уровне навыков удовольствие переносится на сам процесс совершения
действия.
3 этап – предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе
интеллектуального решения задачи.
Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, основная
движущая сила развития поведения. К. Бюлер отметил появление первичных форм
мышления у ребенка и шимпанзе, то есть этапы развития ребенка отождествляются со
ступенями развития животных. К.Лоренс критиковал концепцию К. Бюлера. По его
мнению, инстинкт не подготавливает дрессуры, дрессура не предшествует
интеллекту. Д.Б. Эльконин, развивая мысль К.Лоренса, подчеркнул, что между
стадией интеллекта и стадией дрессуры нет непроходимой грани. Навык это форма
существования интеллектуальным образом приобретенного поведения, поэтому может
быть иная последовательность развития поведения: сначала интеллект, затем навык.
Если это верно для животных, то тем более это верно для ребенка: условные
рефлексы появляются на 2-3 недели жизни. Но ребенка необходимо учить что-то
делать. Таким образом, необходимо изучить историю детства, историю развития.
Содержание детства, определяется тем положением, которое ребенок занимает в
системе общественных отношений, оно различно в разные исторические периоды.
3.5.Концепция конвергенции двух факторов детского развития.
Основоположник гештальтпсихологии Коффку выступил против витализма К.Бюлера и
механизма Э.Торндайка. Витализм – учение о несводимости высших форм поведения к
низшим. Механицизм – сведение сложного к простому.
По мнению Коффка, система внутренних условий совместно с системой внешних
условий определяет наше поведение. Поэтому развитие заключается не только в
созревании, но и в обучении.
Коффка считал, что поведение только тогда будет полностью описано, когда будут
известны обе его стороны. По мнению К.Коффки, надо изучать не только то, что
ребенок делает, его внешнее поведение, но и его внутренний мир – мир его
переживаний. Это и есть основной метод исследования К.Коффки, назван
психофизическим.
Психофизический метод имеет форму эксперимента. Исследователь создает ситуацию,
по возможности, измеряемую. Затем изучает поведение испытуемого, планомерно
изменяя ситуацию и исследуя изменения в его поведении.
Для изменения психологических явлений К. Коффка ввел новый принцип – принцип
структурности. Но он этот принцип пытался в одинаковой мере применить и для
инстинкта, дрессуры, интеллекта.
Теория конвергенция. Результат спора психологов о том, что же предопределяет
процесс детского развития – наследственная одаренность или окружающая среда.
Основоположник является В.Штерн. Он считал, что психическое развитие – это не
простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних
воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними
условиями жизни. Стремление рассматривать периоды детского развития по аналогии
с этапами развития животного мира и человеческой культуры показывает, как
настойчиво исследователи искали общие закономерности эволюции.
Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который
складывается под влиянием элементов наследственности и элементов среды. Г.
Айзенк – 80 % наследственность в интеллекте; 20% — под влиянием среды.
Дж. Вулвилл предложил 4 модели влияния опыта на развитие поведения:
1) «больничная койка» — субъект находится под влиянием среды как беспомощный
пациент (первые месяцы жизни);
2) «луна-парк» — субъект выбирает те развлечения, которые он хочет испытать, но
он не может изменять их последующее влияние на себя;
3) «соревнование пловцов» — опыт подобен плавательной дорожке, на которой по
стартовому сигналу субъект осуществляет свой путь фактически независимо от
внешних стимулов;
4) «теннисный матч» — здесь осуществляется постоянное взаимодействие между
влиянием среды и субъектом: теннисист должен приспособиться к действиям своего
противника и в настоящее время он влияет на поведение другого игрока способом
отражения мяча.
Эти четыре модели показывают, что разные трактовки роли опыта в динамике
поведения ставят одну из ключевых проблем психологии – проблему активности
субъекта в процесс развития. По мнению многих исследований, важное значение
имеет также и время, когда осуществляется, то или иное воздействие среды.
Проблема факторов развития породила интерес психологов к проблеме сензитивных
периодов детского развития.
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в
современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества.
Представители этого направления считают, что наряду с классическим
обуславливанием и оперантным научением, существует также научение путем
имитации, подражания.
Литература
Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие.- Иркутск, 2000, 189 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.). — М., 1986.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.
— М., 2000.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Различные подходы к
исследованию психики ребенка»:
1. Какой закон сформулировал Э.Геккель и почему он подвергался критике?
2. В чем суть нормативного подхода к исследованию развития ребенка (А.Гезелл,
Д.Гилфорд, Торренс)?
3. Как американская психология ассимилировала Павловский принцип условного
рефлекса?
4. Раскройте понятия инстинкт, дрессура, интеллект.
5. Раскройте содержание понятия теории конвергенции.
Тестовые задания по теме «Различные подходы к исследованию психики ребенка»:
1. Вставьте пропущенные термины в следующем предложении: « Если центральным
утверждением А.Гезелла было утверждение « …ведет за собой …», а) развитие
…обучение, б) обучение …развитие.
2. Вставьте пропущенные термины в следующем предложении: Л.С.Выготский
утверждал, что «…ведет за собой…» а) развитие …обучение, б) обучение …развитие.
Источник