Подход к развитию ребенка д локка

Подход к развитию ребенка д локка thumbnail

Джон Локк

Джон Локк (1632—1704) — известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики.Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками, медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом ивоспитателем внука А. Шефтсбери — известного либерального политического деятеля.

Основные работы:

1690 — «Опыт о человеческом разуме».

1693 — «Мысли о воспитании».

Локк развил новые педагогические идеи, которые можно представить следующим образом:

— ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;

— все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

— воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

— основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся. на добродетель;

— здоровье ребенка — первая задача воспитания;

— пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

— следует отказаться от принуждения в воспитании;

— польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм- и рационализм.

В своем труде «Опыт о человеческом разуме» Локк, утверждая, что в душе человека нет врожденных идей, доказывает, что знания, идеи, принципы он приобретает благодаря взаимодействию с предметами и людьми — средой. Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, получаемые благодаря органам чувств; это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение. Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира. Знания вырастают из осмысления опыта, опыт является источником познания.

Отрицая врожденность идей (у новорожденных, например, пишет Локк, нет ни малейших признаков каких-либо идей), он отводит в развитии человека решающую роль воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно, воск, из чего можно вылепить все. «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем., что они есть, добрыми или злыми, полезными или бесполезными благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия-между людьми»,— пишет Локк.

Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных принципов. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни; таким образом, не существует и врожденной порочности человека. Нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания и основным их критерием является полезность. Главным принципом нравственности является добродетель.Поэтому нравственный человек добродетелен, а добродетельный человек счастлив.

« Мысли о воспитании»

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании».

Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», а не просто человека.

Основная цель воспитания – счастье человека, основывающееся на добродетели «добродетель в прямом смысле является высокий и трудно достижимый целью воспитания».

Джентльмен -это дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении»,и должен обладать качествами дельца, предприимчивого человека. Он должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, т.к. школа- это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния».

Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк рекомендовал поручить воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Необходимо с раннего детства закалить тело ребенка, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».

Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но и не препятствует в этом другим джентльменам.

Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка.

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания.

Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста.

Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба».

Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова.

Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.

Читайте также:  Готов ли ребенок к школе тесты развитие речи

Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие

наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы…».

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Локк считал, что джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Каждый предмет должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.

Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю.

Источник

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.  Педагогические взгляды Джона Локка. Роль воспитания…………….4

2.  Физическое воспитание подрастающего поколения………………..6

3.  Отношение к массовым школам………………………………………9

Заключение……………………………………………………………….10

Литература……………………………………………………………….11

Введение

Физическое воспитание, органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути.

В своем основном философском труде “Опыт о человеческом разуме Локк доказывал, что в сознании человека нет “врожденных идей и представлений, душа ребенка подобна “чистой доске (tabula rasa). Отсюда—высокая оценка им роли воспитания в развитии человека. Учение Локка о происхождении знаний и идей из чувственного опыта вооружало буржуазию в ее борьбе против феодальной аристократии, проповедовавшей врожденность идей, “рыцарских качеств”, способности к управлению государством, особые права знати на образование.

На отрицании врожденных моральных идей основывается этика Локка. Добро — это то, что может доставить или увеличить удовольствие, уменьшить страдание и уберечь от зла. А зло — то, что может причинить или увеличить страдания, уменьшить удовольствие, лишить блага. Эти положения Локка были направлены против феодальной религиозной этики, утверждавшей, что земные страдания очищают душу и являются необходимым испытанием для вечного райского блаженства. Но Локк не отрицал наличия бога как творца и создателя всех вещей и считал, что следует очень рано запечатлеть в душе ребенка понятия о нем.

Свои педагогические взгляды Локк изложил в педагогическом трактате «Мысли о воспитании», сочинение «Об управлении разумом» (1693).

1.  Педагогические взгляды Джона Локка. Роль воспитания.

Самое главное в человеке — воспитание физическое, умственное и нравственное. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Представления Локка о воспитании складывались на основе собственных наблюдений как наставника детей в дворянских семьях. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека. По теории Локка у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи «чистой доской», готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт — рефлексию.

Большое значение Локк отдавал дисциплине: ребёнка надо наказывать только за ложь, богохульство и упрямство. Наказывать можно любым способом, но пороть должен не родитель и не воспитатель, а наниматель.

Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Он оправдывал различные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов и ограниченное воспитанием трудолюбия и религиозности неимущих. Локк расширил границы сфер знаний, которые должен изучать джентльмен (бухгалтерия, счетоводство…), указал на необходимость преподавания навыков соц. поведения — «хорошие манеры и знание света». Обучение, по Локку — это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.

В «Мыслях о воспитании» (1693) содержится программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества. Отдавая дань традициям светского воспитания — обучение танцам, фехтованию, верховой езде и т. д., Локк настаивал на практической направленности обучения необходимого «для деловых занятий в реальном мире». Для совершенствования разума Джон Локк считал необходимым определить круг самостоятельно изучаемой литературы. Рекомендуемый им круг чтения содержится в его «Мыслях о том, что читать и изучать джентльмену» (1703) которые являются как бы библиографическим дополнением к «Мыслям о воспитании». Сюда он включил кички по истории, географии, логике. морали и философии, искусству управления (политике), искусству правильного письма II речи и т. д. «Мысли о воспитании» открываются разделом о физическом развитии и воспитании ребёнка, и лишь после этого рассматривается умственное и нравственное. Локк считал, что физ. Труд — различные виды ремесленных и сельскохозяйственных работ — снимает усталость от учебных занятий, укрепляет здоровье.

Читайте также:  Внеурочная деятельность как инструмент творческого развития ребенка

Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или нет—благодаря своему воспитанию, утверждал, Локк. Роль воспитания огромна. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего “вести свои дела толково и предусмотрительно”, для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться “утонченностью в обращении”.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк,— это учреждение, где собрана “пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния”. Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо “даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений”.

2.  Физическое воспитание подрастающего поколения

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. “Здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья”,— говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. Необходимо, считал он, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновал значение строгого режима в жизни ребенка, давал советы, как нужно его одевать, кормить, протестовал против изнеживания детей. Правильное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. “Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом”,— писал Локк.

Локк выводил мораль из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен, считал он,— это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим. Поведение джентльмена должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным, уметь подчинять себя велениям рассудка. Но в трактовке Локка “буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок…”. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Первоначально власть воспитателю над ребенком дадут “страх и уважение”, а затем, в более зрелые годы, эту власть будут поддерживать “любовь и дружба”.

Главными воспитательными средствами всегда будут не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. “Примите за несомненную истину,— говорил Локк,— что… наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним”.

Особенно важно воспитание у детей устойчивых положительных привычек. “Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это посредством практики всякими раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте случай”. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием; необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое внушение. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Нужно закрепить сначала одну, а затем уже перейти к воспитанию другой привычки.

Для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, наблюдать за ним, когда он ничего не подозревает, чтобы “заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности”; надо выявлять у детей различные качества, “сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы”, писал Джон Локк.

Он считал необходимым бороться с детскими капризами и ленью, ни в крем случае не удовлетворять настойчивые желания ребенка, если они сопровождаются плачем. Надо быть внимательным к малышу, понять, чем вызван каприз, установить, чем обусловлена его леность. Чтобы привлечь ребенка к занятиям, воспитатель должен найти, что именно может заинтересовать его.

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что “рабская дисциплина создает и рабский характер”. Но в случаях упорства и открытого неповиновения он допускал телесные наказания.

Как человек своего времени Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Умственное воспитание джентльмена, по мнению Локка, следует подчинить выработке необходимых деловому человеку качеств. “Добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительнее, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами”,— говорил он. Джентльмена надо обучить чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, географии, арифметике, геометрии, астрономии, этике, дать основные сведения по истории и законоведению, обучить бухгалтерии, верховой езде и танцам. Эта программа решительно порывала со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести ребенку определенную пользу, подготовить его к жизни. Локк рекомендовал также занять воспитанника каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, парфюмерным делом, лакированием, гравированием.

Читайте также:  Ребенок теряет в весе развитие

Необходимость трудового воспитания он мотивировал главным образом тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку, предпринимателю, к тому же труд предотвращает возможность вредной праздности.

Чтобы привлечь ребенка к занятиям, следует широко использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям, но надо также приучить его заниматься и неинтересным.

Большое значение имеют детские вопросы, к которым надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей способность к самостоятельным суждениям.

Воспитанный таким образом джентльмен, по мнению Локка, будет тем новым человеком, которому суждено крепить могущество буржуазной Англии.

3.  Отношение к массовым школам

Выше уже отмечалось резко отрицательное отношение Локка к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния “грубой массы”, от детей простолюдинов. Нескрываемое презрение Локка к народу отчетливо выражено в его записке о рабочих школах для Комиссии по делам промышленности и колоний. Комиссия, кроме чисто экономических вопросов, разрабатывала “метод привлечения бедных королевства к труду”.

Проект «Рабочие школы» вышел в 1696 году. В этой записке Локк предлагал создавать в каждой общине воспитательные учереждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода соединение дошк. учреждений и элементарных школ. Там должны обучаться началам ремесел, приучаться к трудолюбию. Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения.

Локк составил проект закона о бедных, в котором указывал, что следует применять жесткие меры против нищих и бродяг, получающих пособие от приходов, заставлять “лентяев работать”. Он предложил целую систему наказаний, которым считал. возможным не подвергать только детей до 14 лет: их надо устраивать в рабочие школы. По мнению Локка, в каждом приходе следует организовать рабочие школы, куда в обязательном порядке направлять тех детей (с 3 до 14 лет), родители которых обращаются за пособием в приход. Эти дети будут питаться в школе только “хлебом досыта”.

В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т. д. Изделия детей нужно продавать, и это, по расчетам Локка; будет окупать их содержание. Особенно важно, указывал он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет сильным воспитательным средством. Мастера со стороны смогут брать себе учеников за плату, вносимую в школу. Следовательно, дети будут работать на мастеров и фабрикантов.

Заключение

Итак, педагогическая теория Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена, представителя пришедшей к власти буржуазии, в ней подробно разработаны вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания. В то же время детям трудящихся Локк предлагал давать только трудовое и религиозное воспитание.

Правильное физическое воспитание, по мнению Локка, способствует и выработке мужества и настойчивости. “Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом”,— писал Локк.

Главную задачу физического воспитания Дж. Локк видел в укреплении здоровья детей, в правильно организованном удовлетворении их естественные потребности в движении.

Своими философскими трудами, своей теорией договорного происхождения государства и естественного права Локк оказал весьма значительное влияние на французских просветителей.

Литература

1. Локк Дж. “Мысли о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной

педагогики — М., 2001.-360с.

2. А. “Локк. Очерк творчества”. – М. Наука, 2003.-348с.

3. С. “ Локка” – М., 2000.-270с.

4. Ж. “Эмиль или о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики – М. Просвещение, 2001. -350 с.

5. И. “История педагогики”/часть 2 М., 2003.-368 с.

6. Ф. ”Педагогическая теория Д. Локка”. – М. Наука, 2003.-348с.

7. П. “Избранные педагогические и психологические сочинения”. Под редакцией А. В. Педагогика 1979

Источник