Подготовка ребенка к школе развитие речи счет

Подготовка ребенка к школе развитие речи счет thumbnail

Подготовка к школе ч.16

Сборник заданий для детей семи лет перед подготовкой к школе: твердый знак, словарный диктант, развитие речи, формирование знаний об окружающей среде, развитие памяти, решение задач по математике.

Упражнения для детей

Упражнения для детей

Обучение чтению. Знакомство с «Ъ»

Твердый знак

Цель: знакомство с Ъ.

Материал: рабочий лист. Карточка с Ъ.

— Ребята в русском языке есть еще одна буква, который не имеет звука – это Ъ.

Педагог показывает карточку с буквой.

— На что похож Ъ. Чем он отличается от Ь?
— Обведите букву пальчиком.
— Послушайте слова, в которых есть Ъ: СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ
.
— А сейчас послушайте сказку про Ъ и мягкий знак.

В сказочной городе «Алфавитске» жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:

— Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.

Гласные радостно заголосили, а согласные согласились.

— Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.

— Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.

И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.

В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.

Тяжелые времена наступили в жизни букв.

— Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.

Ее поддержала буква Д:

— Нужно собираться в дорогу!

Буква А скомандовала:

-Завтра в поход!

Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:

— Внимание! Мы садимся на мель!

Но вместо этого получилось:

— Мы садимся на мел!

Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.

Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:

«Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул».

Но голос не слушался ее. Вырвалось: «Чтобы каждый остановился, сел, отдохнул».

Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.

— Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.

Но все услышали только «разжигайте угол» и послушно подожгли края палатки. Начался сильный пожар и буквам пришлось его тушить.

Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.

Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.

С тех пор у каждого жителя города «Алфавитска» была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

Обучение чтению «Ъ»

Цель: формирование знания образа буквы.

Материал: рабочий лист.

— Раскрасьте Ъ.

— Обведите и допишите Ъ.

— На что похож Ъ?

Обучение чтению. Чтение слов с Ъ

Цель: формирование навыка чтения.

Материал: рабочий лист. Звуковые кубики.

Педагог на доске пишет два слова – СЕЛ и СЪЕЛ.
Педагог предлагает выложить схему слова СЕЛ. В результате этой работы дети видят, к какому слову относится предложенная схема на доске. Педагог сообщает детям, что еще один способ разделения звуков в словах — использование буквы Ъ. Ребята работают над сходством и различием слов сел и съел и делают выводы, что в слове съел, слышим отчетливо слияние двух звуков [Й] [Э] и, чтобы они не сливались со звуком [с] пишем Ъ.

Затем педагог обращает внимание на задание в рабочем листе.

— Прочитайте слова.
— Подчеркните Ъ.
— Затем педагог просит детей выполнить следующее задание в рабочем листе.
— Разделите слова на слоги. В квадратах напишите количество слогов.

Диктант. Предложение

Цель: формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

Материал: рабочий лист.

— Напишите под диктовку предложение:

ПО МОРЮ ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ.

— Поставьте в словах ударение.

Развитие речи. Беседа на тему «Занятия и инструменты»

Цель: развитие речи, активного и пассивного словарного запаса, формирование представлений о труде взрослых, об инструментах, используемых в профессии.

Читайте также:  Развитие ребенка по системе висенгольда

Материалы: мяч.

— Каждую работу нужно выполнять с помощью специальных инструментов. Блин готовил с помощью кастрюль, сковородок, посуды, печки. Мышонок рубил дрова с помощью чего? (Топора, пилы). Верно. Давайте я буду называть какое-то занятие, а вы – инструменты, которые для этого нужны.

  • Дворник – Что ему нужно? – (метла, тряпка, ведро, швабра).
  • Парикмахер – Что ему нужно? (Ножницы, расческа, вода, фен, бритва).
  • Портной – игла, нитки, наперсток, швейная машина.
  • Певица – сцена, микрофон, пианино.
  • Ученик – книги, тетрадки, ручка, карандаш.
  • Грибник – корзинка, ножик, сапоги, плащ.
  • Рыбак – удочка, ведро.
  • Математика. Измеряем крупу разными мерками

    Крупа

    Цель: учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки. Развитие умственного действия анализа-синтеза, сравнения.

    Материалы: два тазика (один пустой, в другом насыпано 3 «кастрюльки» риса), «кастрюлька» пластиковая, пластиковый стаканчик, бусины из шнуровки. Цифры от 1 до 9. Знаки «больше», «меньше», «равно».

    Следить за полнотой мерки!

    — Как называется крупа в тазике?
    — Как узнать, сколько риса в тазике? Что для этого надо сделать?
    — Чем можно измерить рис? (Всеми предметами, в который его можно насыпать).

    Педагог предлагает измерить рис кастрюлькой – это будет мерка. Напоминает, что каждый раз, когда отмеряем полную чашку, надо выставить какой-нибудь предмет (например, положить бусину), для того, чтобы не сбиться со счета.

    — Сколько кастрюлек риса было в тазике? (Три).

    Найдите и положите эту цифру перед собой.

    — А теперь давайте измерим этот же рис стаканчиком.
    — Сколько получилось стаканчиков риса? Найдите цифру. Положите рядом.
    — Сколько получилось кастрюлек риса? Сколько стаканчиков?
    — Поставьте знак между цифрами и прочитаете запись. (Например, «три больше пяти» и «пять больше трех»).
    — Почему получились разные ответы при одном и том же количестве риса? Какой можно сделать вывод?
    — Правильно, чем больше мерка, тем меньшее число получается и наоборот: чем меньше мерка, тем большее число получается.
    — Чем были сейчас для нас кастрюлька и стаканчик? (Мерками).

    Графический диктант

    Цель: развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы: рабочий лист.

    Педагог выдает детям рабочие листы и просит поставить карандаш на точку.

    Педагог диктует:

    Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх.

    Продолжите узор самостоятельно.

    Математика. Решение задач. Яблоки

    Яблоки

    Цель: развитие операций мышления.

    Материал: рабочий лист.

    Составьте и решите задачу. Запишите решение.

    Формирование знаний об окружающем мире. Мебель

    Цель: формирование умственных действий обобщения, классификации, анализа-синтеза.

    Скажите одним словом:

  • Стол, за которым обедают, называется …
  • Стол для газет и журналов называется …
  • Стол, за которым пишут, называется …
  • Шкаф для одежды называется …
  • Стол для компьютера называется …
  • Полка для книг называется …
  • Шкаф для книг называется …
  • Скажи наоборот:

  • Шкаф высокий, а тумбочка …
  • Шкаф большой, а полка …
  • Диван мягкий, а табурет …
  • Кресло мягкое, а стол …
  • Математика. Примеры

    Цель: формирование умения решать примеры.

    Материал: рабочий лист.

    Педагог обращает внимание на следующее задание в рабочем листе.

    — Решите примеры.

    Игра с мячом «Ориентировка в пространстве»

    Цель: формирование ориентировки в пространстве.

    — Я буду бросать мяч и называть предметы, находящиеся в этой комнате. А ты должен использовать в своем ответе слова «слева», «справа», «впереди», «позади».

    Например, «стол где?» (впереди меня).

    Развитие памяти. Кто сидит на лесенке?

    Цель: отработка понятий «выше, ниже», «между», «над», «под», порядковый счет в пределах пяти, развитие памяти.

    Материалы: раздаточные листы 1 и 2, карточки с изученными цифрами, фломастер или пластилин (5 шариков разных цветов каждому малышу).

    Кто сидит на лесенке

    Дети получают 1-й раздаточный лист.

    — Перечислите всех, кто сидит на лестнице. (Мальчик, девочка, кошка, собака, петушок).
    — Сколько всего друзей сидит на лестнице? (Пять).
    — Покажите карточку с этой цифрой. (Поднимают карточку «5»).
    — Кто сидит на первой, нижней ступеньке? (Девочка).
    — Кто сидит на верхней ступеньке? (Петушок).
    — Какая верхняя ступенька по счету? (Пятая).
    — Кто сидит на третьей ступеньке? (Собака).
    — На какой ступеньке сидит кошка? (На второй).
    — Покажите карточку с этим номером. (Два).
    — Кто сидит между девочкой и собакой? (Кошка).
    — Кто сидит между петушком и кошкой? (Мальчик и собака).
    — Кто летает над лестницей? (Три стрекозы).
    — Каких стрекоз больше: синих или зеленых? (Зеленых стрекоз больше, чем синих, два больше, чем один).
    — Что растет под лестницей? (Одуванчики).
    — Поднимите карточку с цифрой, равной числу одуванчиков. (Поднимают «5»).
    — А теперь еще раз внимательно посмотрите на лист и запомните, кто на какой ступеньке сидит. Готово? Сдайте мне свои листы.

    Вместо них дети получают 2-й раздаточный лист.

    — Возьмите фломастер и соедините линиями мальчика, девочку и всю их компанию с теми ступеньками, на которых они сидели.
    (Можно эту работу сделать и с помощью пластилина. Для этого дети получают 5 небольших кусочков пластилина разных цветов. Берется первый кусочек, например, красного цвета.
    — Разделите кусочек пластилина пополам, скатайте из него два шарика. Первый шарик прикрепите к девочке, а второй шарик — к ступеньке, на которой она сидела.
    — Теперь возьмите пластилин синего цвета, разделите его на две части, скатайте два синих шарика. Один шарик прикрепите к мальчику, а второй – к ступеньке, на которой он сидел.
    — Возьмите зеленый пластилин. (Работа по аналогии).

    Когда дети определили всех персонажей на определенные ступени, взрослый выдает им 1-й лист, и дети себя проверяют.

    Читайте также:  Кожухова рыжкова методика физического воспитания и развития ребенка

    Подготовка руки к письму. Петельки

    Цель: развитие графо-моторных функций.

    Материал: рабочий лист.

    — Обведите петельки.

    Домашнее задание

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Домашнее задание

    Домашнее задание

    Источник

    Люба подобрала своему сыну гимназию, недалеко от дома, да еще с бассейном. Саша благополучно прошел собеседование. Он умел читать, считать и немного писать. Но логопед на отрез отказалась вынести свой положительный вердикт, ссылаясь на то, что ребенок плохо ориентируется во временных понятиях, его речь скудна и немногословна. У ребенка плохо развито словообразование, и он с трудом может описать предмет, составить рассказ по картинке. И маме и логопеду было понятно, что проблема не в умственном развитии ребенка, а в отсутствии навыков, которыми необходимо обладать перед школой. Например, вы научились вышивать и знаете, как это делается, но пока ваша работа идет медленно и выглядит неаккуратно. То же самое было и с речью Саши. Он знал или имел общее представление, скажем, как от слова образовать уменьшительно-ласкательную форму, но не применял этого в речи.

    Он знал прилагательные, наречия, но никогда ими не пользовался. Если он описывал какое-нибудь действие, то только глаголами: «Он увидел, побежал, догнал, взял».

    Люба убедила логопеда назначить ей еще одну встречу в августе. Она обещала подтянуть Сашу за лето, и обратилась к районному логопеду. Та рассказала, каким проблемам в речи ребенка надо уделить особое внимание, какую литературу стоит прочесть и по каким методикам заниматься.

    Саша вместе с мамой одолел за лето необходимый объем знаний. И все то, что он знал до этого, теперь систематизировалось. Он отслеживал свою речь и старательно вставлял в нее непривычные для него слова. Вместо обычного высказывания: «Зима – это когда идет снег, а лето — это, когда тепло». Он говорил: «Зима и лето — это времена года. Зимой холодно. Вот почему замерзает вода, и осадки выпадают в виде снега».

    Речь Саши сильно изменилась. Вместо коротких обрывочных фраз пошли сложноподчиненные предложения.

    В августе Саша благополучно прошел собеседование с логопедом и был принят в гимназию. Задача была решена и цель достигнута. Но сколько усилий потребовалось Саше и его маме!

    Все лето ежедневно, час-полтора они занимались речью. Согласитесь, это большая нагрузка для ребенка шести лет. Они находились в жестких временных рамках. Это нагнетало атмосферу и привносило в занятия нервозность.

    Всего этого можно было избежать, если бы нужный объем знаний Саша усвоил не в течение трех летних месяцев, а в течение года.

    Так что же должен знать и уметь ребенок перед школой?

    Давайте поговорим сначала об общей психологической зрелости, которой должен обладать ребенок перед школой, а затем о том объеме знаний и умений, которым он должен располагать, и о роли родителей в этом процессе.

    Психологическая зрелость подразделяется на три аспекта: социальная, эмоциональная, интеллектуальная.

    Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение адаптироваться в детских группах, понимание требований учителя и выполнение функций ученика.

    Эмоциональная зрелость проявляется в реакции малыша на те или иные события. В умении длительно выполнять не очень привлекательную работу. Должны быть выработаны навыки поведения в стрессовых ситуациях.

    Интеллектуальная зрелость — это способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений и координации.

    За основу готовности к школе принимается некий необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может учиться.

    Сюда входит и положительное отношение к школе, чтение, мышление, речь, счет, внимание, память, запас знаний.

    Перечислим, что должен знать и уметь ребенок перед школой:

    • Ребенок должен уметь заниматься самостоятельно, каким-нибудь делом в течение тридцати минут.
    • Уметь составлять рассказы по картинкам более чем из пяти предложений, используя наречия, прилагательные и сложноподчиненные предложения.
    • Уметь запоминать стихотворения и знать несколько наизусть.
    • Изменять существительные по числам.
    • Считать до десяти и обратно.
    • Решать простые задачи на сложение и вычитание.
    • Читать по слогам.
    • Иметь хорошую координацию. Уметь рисовать и раскрашивать картинки.
    • Уметь обобщать, называть группу предметов одним словом.

    Ваш ребенок ходит в садик или в подготовительную группу. Вы помогаете ему выполнять домашние задания. Но, тем не менее, старайтесь помимо заданного материала помочь систематизировать те знания, которые ему даются на занятиях и которые он получает в повседневной жизни, при общении с окружающими, из книг, телевидения. Помогайте ему устанавливать логическую связь между предметами, чтобы он знал как можно больше названий предметов, вещей, явлений и умел их обобщать.

    Читайте также:  Развитие ребенка по дням после рождения

    Ребенок четко должен знать основополагающие понятия: мир растений, мир животных, мир человека, времена года.

    В мир растений входят темы: овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, лес. Малыш должен знать названия растений, ягод, овощей.
    В мир животных включены темы: дикие животные, домашние животные, дикие животные юга и севера, домашние и дикие птицы, насекомые, земноводные.
    Мир человека — это темы: человек, семья, улица, город, дом, транспорт. Одежда, обувь, посуда, мебель. Продукты питания. Профессии.
    В тему времена года входят описание природы в каждый сезон, явления, которые можно отследить.

    Развитие речи ребенкаОбратите внимание на:
    Образование множественного числа от существительных единственного числа. Ухо – уши, яйцо — яйца.
    Образование родительного падежа множественного числа существительных. Есть уши – нет ушей. Есть стулья – нет стульев.
    Образование творительного падежа существительных. Ткань режут чем? Ножницами. Бревно пилят чем? Пилой.
    Согласование прилагательных с существительными. Мяч зеленого цвета. Какой? — Зеленый.
    Сочетание существительных с числительными. Одна кукла, две куклы… пять кукол. Один помидор… пять помидоров.
    Использование предлогов. Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике… Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под кресла.
    Образование приставочных глаголов. Девочка вышла из дома. Она переходит улицу. Девочка к дому подходит.
    Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Маленький заяц – зайчик, маленький огурец — огурчик.
    Образование относительных прилагательных. Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая.
    Образование сложных слов. Машину водит кто? Водитель. Трубы чистит кто? Трубочист.

    Особое внимание уделите словообразованию, формированию грамматических средств языка. Этим не нужно заниматься специально, отводя определенное время на занятия. При общении с ребенком акцентируйте внимание на тонкостях русского языка, исправляйте ошибки. Просите повторить до тех пор, пока это не войдет, не вольется органично в речь ребенка.

    Занятия на грамматику русского языка можно проводить и на прогулке, и в магазине, в гостях, в транспорте, да где угодно. Что-то малыша заинтересовало. «Мама, смотри, какая машина!» «Какая?» — переспрашиваете вы. «Красная», — отвечает вам ребенок. «А если она перевозит груз, то, как она называется?» «Грузовая». «Грузовую машину мы как можем назвать, одним словом?» «Грузовик». «Грузовик сделан из железа. Значит, он какой?» «Железный», — следует ответ ребенка. «А кто ведет машину?» «А машина по чему едет? А куда она свернула? А дом для машины как называется? Вот большой грузовик. А как мы назовем маленький грузовик? Правильно, грузовичок». На первый взгляд вы обсуждаете с малышом им увиденное: проехал грузовик. А смотрите, сколько вы проделали грамматических упражнений: здесь и словообразование, знание профессий, отработка предлогов. «Едет по дороге. Повернул за угол». Образование уменьшительно-ласкательных слов.

    Все эти упражнения не сложные. Они не требуют дополнительного времени. Не кивать головой: «Да машина проехала». А вывести ребенка на разговор, на обсуждение.

    Но если ребенок почувствует, что вы с ним не просто разговариваете, а ведете очередное занятие по развитию речи, он закроется и не захочет ничего обсуждать. Поэтому старайтесь больше говорить с малышом, расспрашивая его заинтересованно, подсказывая время от времени. Введите в обиход игру на словообразование. И сами со временем поймете, насколько интересен и сложен русский язык. Иногда и сами мы, взрослые, не знаем, как правильно употребить то или иное слово. Например, как называется детеныш у жирафа?

    Не откладывайте на потом, что, дескать, перед школой научите, натаскаете своего ребенка, а начинайте заниматься с малышом. Приучайте его говорить правильно.

    У кого-то из детей от природы развит фонетический слух, у других нужно формировать речь, отрабатывать словообразование. Требуется терпение и время, поэтому начинайте сейчас.

    Вы с малышом на кухне? Моете посуду? Прекрасное место для беседы. Спросите его: «У меня в руках тарелка из глины, какая она?» «Правильно, глиняная. Я ее намочила водой, какая она?» «Мокрая». «Сейчас мы будем пить чай. Что понадобится для чаепития?» «Чайные чашки, блюдца, чайные ложки, заварной чайник». «А куда нужно положить масло? Правильно, в масленку. А куда кладется селедка? Насыпается сахар? А как ты думаешь, почему мясорубка называется мясорубкой?»

    Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, предлагайте ему повторять русские и иностранные, знакомые и незнакомые слова. «Скрупулезность, межконтинентальный, высококвалифицированный».

    Очень полезно запоминать предметы, их количество, взаиморасположение. Обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Учите его сравнивать различные предметы и явления – что в них общего, чем отличаются. Особенно хорошо сопоставлять два почти одинаковых рисунка, с целью найти отличия.
    При этом развивается речь ребенка, обогащается его словарный запас. Он начинает задумываться, как сказать правильно. Он сознательно формирует свою речь. И вы старайтесь говорить с малышом развернутыми предложениями, обогащенными наречиями и прилагательными, называя как можно больше признаков предмета. Вспомните, как грустно выглядят взрослые и дети, говорящие немногословно и косноязычно. А ведь все в наших руках!

    Источник