Поддержка развития ребенка с овз в образовательной среде

Поддержка развития ребенка с овз в образовательной среде thumbnail

Парушкин Артем Дмитриевич

Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

В современном государстве и обществе произошли изменения в представлении прав и возможностей ребенка-инвалида. Что и привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием и воспитанием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и использующего все возможности развития личности, привело к созданию новых ориентиров в образовательной политике.

Государство признало значимость социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ и необходимость создания для них  адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его без специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды или дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ достаточно неоднородная. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой  психического развития, с комплексными нарушениями развития. Область различий в развитии детей с ОВЗ очень велика. Она проходит от детей, нормально развивающихся, но испытывающих временные трудности, до детей с необратимыми поражениями центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом такие границы различий наблюдаются не только в группе учащихся с ОВЗ, но и в группе школьников с различными нарушениями в развитии.

В таких условиях общеобразовательное учреждение должно быть  адаптированным к потребностям и возможностям детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют свои специальные потребности обучения:

— начало обучение ребенка необходимо сразу же после выявления первичного нарушения развития;

— индивидуализировать обучение ребенка с ОВЗ следует в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося  ребенка;

— введение в содержание обучения ребенка специальные разделы, которые не присутствуют в программах  образования нормально развивающихся сверстников;

— использование методов, приемов и средств обучения, которые обеспечивают реализацию «обходных путей» обучения и облегчают усвоение учебного материала;

— обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

— максимально раздвижение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Учет особых потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования —  необходимое условие эффективности обучения учащихся с ОВЗ. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Как показывает исследование, важную роль в данном моменте играет социально – педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в здоровье, которая призвана решить следующие задачи:

-создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

-обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

— построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

— интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

— обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

— разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

— координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

— повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

В связи с обозначенными задачами прогнозируются следующие результаты:

— выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

— реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

— получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

— реализация себя в обществе;

— повышение качества жизни;

— овладения знаниями, социальными навыками;

Однако на первый план выходят противоречия, присущие обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно:

— между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями;

— между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

— между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;

— между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии; и др.

Цель и смысл социально – педагогической поддержки детей с ОВЗ в общеобразовательном школах – это содействие в полноценном развитии и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими общеобразовательной программы. Обретение важнейших социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии.

Освоение образовательной программы призвано обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Для этого необходимо использовать интегративные формы, организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

Интегративное обучение в форме надомного обучения при общеобразовательной школе предполагает открытие специализированного класса или отделения надомного обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным программам и планам на дому и в школе со значительным числом общеразвивающих занятий и мероприятий.

Читайте также:  Ребенок 2 года развитие речи видео

Ребенок получает образование, которое можно сопоставить по уровню академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более длительные календарные сроки. Учебное место организуется в соответствии с особенностями развития школьников и дополнительно переделывается к конкретному ребенку.

Для того, чтобы данная модель усвоилась необходима организация специального обучения и воспитания для реализации особых образовательных потребностей. В данном случае нужно усилить внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, к использованию обучающимися полученных знаний в реальных жизненных условиях.

В связи с неизбежной упрощенностью образовательной и воспитательной среды, необходимо максимально приспособить данную среду к физическому ограничению ребенка и его жизненному опыту и взаимодействие со здоровыми сверстниками, поэтому требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Основным значением такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Основная задача образовательного учреждения  в сотрудничестве со специалистами – разработка и корректировка индивидуальных учебных планов и программ для каждого ребенка из специализированного класса на основе изучения его особенностей, психических и физических ресурсов и ограничений; обобщения опыта и результатов обучения на более ранних этапах.

Важным условием для повышения учебного процесса в специализированном классе или отделении надомного обучения должна стать комплексная социально -педагогическая поддержка психологического состояния ребенка; развитие его социального интеллекта, самостоятельности, способности к преодолению трудностей.  Таким образом, существенно повышается роль службы социально –педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

Введение учащихся с ограниченными возможностями в здоровье в контекст общепринятых культурных ценностей открывает им возможность переосмысления собственной жизни; задает новые темпы для реализации личных задач, пробуждает стремление, готовность занять активную жизненную позицию в обществе.

Получая, таким образом, образование, ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества.

Источник

Любовь Ильинична Тибиякова
Развитие и поддержка индивидуальности и инициативы детей с ОВЗ через создание условий в общеобразовательной среде

«Развитие и поддержка индивидуальности и инициативы детей с ОВЗ через создание условий в образовательной среде»

Автор: Тибиякова Любовь Ильинична, учитель начальных классов МКОУ «Покоснинская СОШ» Братского района Иркутской области.

Я работаю в классе разновозрастного обучения первый год с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптивной основной общеобразовательной программе НОО для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, с соответствующими рекомендациями ПМПК.

В классе у меня всего 6 человек: 1 девочка и 5 мальчиков, из них 3 инвалида. Дети все с интеллектуальными проблемами, а у инвалидов еще и сопутствующие заболевания. У таких детей недостаточная познавательная активность. Они быстро утомляются, что тормозит обучение и развитие. Быстро наступающее утомление, приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала; они не задерживают в памяти условие задачи; продиктованное предложение, забывают слова, допускают ошибки при написании слов. Их представления об окружающем мире очень малы.

ОСКАР УАЙЛЬД сказал: «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми»[2]. Благополучие детей зависит от тех, как их любят и ценят, от того, как радостно и комфортно им живется, насколько ярко и насыщенно наполнен каждый день новыми впечатлениями, Поэтому главная задача педагога создать такую атмосферу для детей, которая откроет горизонты для реализации интересов, потребностей, поддержки инициативы.

ИНИЦИАТИВА-это внутреннее побуждение к чему-то новому, внутренний порыв к изменениям и движению. [1, стр. 31] И когда я вижу, как меняются, растут, двигаются мои дети — это и есть проявление инициативы.

Развитие инициативы является одной из основополагающих установок социальной ситуации развития ребенка. Инициативность является непременным условием познавательной и творческой деятельности ребенка. Только в процессе деятельности ребенок познает окружающий мир, приобретает социальный опыт, в процессе которого происходит развитие психических процессов, формирование личностных качеств.

Все дети должны испытывать положительные эмоции, радость и восторг, интерес ко всему происходящему вокруг них. Одной из технологий поддержки инициативы является технология создания атмосферы радостного проживания в классе. Возможность играть, рисовать, конструировать в соответствии с интересами; создание такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями ребенка, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. Индивидуальность не бывает без самостоятельности. Самостоятельность — это осуществление деятельности, процесс.

На своих занятиях я стараюсь уделять много внимания каждому ребенку, учитываю индивидуальность и позволяю детям проявлять самостоятельность.

Активизируя детей, я применяю несколько сфер инициативы:

1. Творческая.

На занятиях творческой направленности даю возможность детям их самовыражению. Дети принимают самостоятельные решения при выборе сюжета (например, тема по «Речевой практике»«Магазин школьных принадлежностей» и «Магазин игрушек»).

Дети не только в классе проигрывают сюжет, каждый ребенок бывает в роли продавца, покупателя. Но и ходили в магазин, где дети самостоятельно проигрывали культуру поведения в магазине, общение с продавцом и самостоятельно выбирали или школьные принадлежности или игрушки. Включаю в работу сюжетно- ролевые игры. Учащиеся под руководством учителя проигрывают обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

При оформлении работ по «Ручному труду», по ИЗО дети самостоятельно придумывают какие-то детали, оформление работы.

2. Коммуникативная (это установление отношений ребенка со взрослыми и сверстниками)

3. Познавательная (стремление к деятельности)

Для речевого развития использую скороговорки, чистоговорки. Очень любят дети «Раскраски» тематической направленности, с увлечением собирают пазлы по темам: «Фрукты», «Овощи», «Грибы съедобные и несъедобные», «Ягоды съедобные и несъедобные», «Животные», «Профессии» и т. д.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка до года методики отзывы

Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит верить в каждого ребенка и его возможности. Это значит оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами, помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении его уникальности.

Дети полноценные участники всех мероприятий. Саша принимал участие во Всероссийском конкурсе – олимпиаде «По лесным тропинкам». Занял 1 место среди детей с ОВЗ. Он же участвовал в областном дистанционном конкурсе инсценированного стихотворения. Занял 2 место в регионе. Любят дети посещать школьную библиотеку.

Читают художественную литературу, журналы познавательной направленности.

Педагог должен стремиться не только передать инициативу ребенку, но и поддерживать ее, т. е. помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Хочется дать некоторые рекомендации по поддержке инициативы.

Рекомендации по поддержке детской инициативы

1. Поддерживайте инициативу, активность ребенка, даже если она кажется неуместной.

2. Наблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом, поощряйте интерес ребенка.

3. Будьте терпимы к ошибкам ребенка

4. Научите ребенка ценить себя как творческую личность.

5. Помогайте ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт.

6. Не скупитесь на знаки внимания.

Во время совместной деятельности важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение. Когда педагог проявляет уважение к ребенку, дети ощущают себя комфортно, ведут себя свободно. Это все помогает педагогу в работе и педагог добивается результата. Проучились 1 полугодие в классе коррекции, а я уже вижу результат. Один мальчик первое время все прятался под парту, особенно когда нужно было читать или участвовать в сюжетно-ролевой игре. На данный момент — он и танцует с нами, играет, не боится говорить, без страха читает. Еще один мальчик, 4 года обучалсясь у разных учителей, не смог научиться читать. Сейчас он читает и читает с удовольствием (сам прочитывает задачи, в коридоре читает информацию на плакатах). И я работаю на этом классе с удовольствием. Есть возможность много времени уделить каждому ребенку. А когда видишь результат своего труда, то это прибавляет еще сил и терпения учителю. Я считаю, что такие классы в общеобразовательной школе нужны, потому что они позволяют особенным детям вливаться в обычную жизнь.

И закончить свое небольшое сообщение хочется такими словами: ребенок будет комфортно себя чувствовать, когда педагог будет любить ребенка, обеспечит среду, в которой живет ребенок.

Список литературы:

1. Ребенок – исследователь, деятель, творец: опыт организации «специфических детских видов деятельности»: материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 24-26 апреля 2018 г. / под ред. Трифоновой Е. В., Васюковой Н. Е. и др. ; Московский государственный педагогический университет. – Москва: МПГУ, 2018. – 186 с.

2. Цитаты известных личностей [Электронный источник]: https://ru.citaty.net/tsitaty/649945-oskar-uaild-luchshii-sposob-sdelat-detei-khoroshimi-sdelat-ikh/

Источник

Ирина Дзагоева
Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде (инклюзивное образование-проблемы и пути решения)

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

• Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

• Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных организациях?

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ОВЗ, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.

В законе «Об образовании» вводится следующее определение: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

В зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии детей с ОВЗ в детский сад могут принять:

• в группу в группу компенсирующей направленности,

• в группу комбинированной направленности.

Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). Наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом. В СанПиНах же указывается, сколько детей с ОВЗ может быть в такой группе.

Методы обучения детей с ОВЗ в ДО по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою. Одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений.

Группы компенсирующей направленности — это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее. Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении.

Читайте также:  Траектория развития ребенка дошкольного возраста

Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей — в зависимости от категории детей. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа, единственная адаптированная основная образовательная программа.

Подготовка дошкольной образовательной организации к инклюзивному образованию

Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития всем гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития всем гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем.

Как только в детском саду появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий.

А специальные образовательные условия — это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует отнести:

• повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ;

• методическую составляющую;

• изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».

Проблемы внедрения инклюзивного образования

Недостаточная подготовка педагогов дошкольного образования к работе с детьми с ОВЗ.

Сегодня педагогические вузы в своих программах уделяют внимание образованию детей с ОВЗ, студентам предлагаются циклы лекций по этой теме. Но времени в вузовской программе на изучение этой многогранной проблемы выделяется очень мало, глубина её проработки недостаточна. Собственно методов работы с детьми с ОВЗ в ДОУ, приёмов работы, методик и технологий студенты и выпускники не изучают и навыков такой работы не получают.

На сегодняшний день примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования пока нет.

Без такой программы не обойтись в том случае, когда в группе нормально развивающихся сверстников есть один, двое, трое, пятеро детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в дошкольных организациях используются различные программы, в их числе программы: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга» и пр. Но для ребёнка с ОЗВ, любого ребёнка с любым нарушением ни одна из этих программ не подходит. А если программа не подходит, то её надлежит адаптировать.

Основные направление работы по реализации системы инклюзивного образования

Создание группы психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания. Создание адаптированных программ.

Работа с семьей ребенка с ОВЗ. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;

проводить консультирование родителей;

обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;

организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОО (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья следующая:

Педагог-психолог:

• организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.

Музыкальный руководитель:

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;

• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

• Осуществляет укрепление здоровья детей;

• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Медицинский персонал:

• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Воспитатель:

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Литература:

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. С. 293- 311.

Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.

Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб. : 2005. 477с.

Шматко, Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н. Д. Шматко // Дефектология. 1999. № 1. С. 41-46.

Шматко, Н. Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа / Н. Д. Шматко, Э. В. Миронова // Дефектология. 1995. №4. С. 66- 74.

Источник