Поддержка при развитии ребенка младшего возраста

Фруль Вера Анатольевна
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста

Доклад «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста (3–4 года)»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я расскажу вам о детской инициативе и самостоятельности, и о том, как поддержать её в младшем дошкольном возрасте.

В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО (общие положения п. 3.2.1) утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в специфических для них видах деятельности. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка.

Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми любых обязанностей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта. Важнейшим условием развития детей 3-4 лет является опыт активной, разнообразной деятельности самого ребёнка. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого.

Целеустремленность у ребенка может проявляться в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. Воспитатель способствует развитию игры подбором игрушек.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности — целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детскогосада осуществляется с помощью:

• создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) — обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.

Если мы хотим, что бы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.

В образовательном процессе ребенок и взрослые (педагоги, родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребенка.

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться все сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие — либо неожиданные сюрпризы, шумовые эффекты и т. д. необходимо создавать условия, что бы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Я использую педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Во время образовательной деятельности и в режимных моментах создаю игровые и проблемные ситуации, использую потешки и напоминания, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Вместе изготавливаем наглядные пособия,используем алгоритмы действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять. Использую такие дидактические игры и упражнения как «Подбери одежду кукле», «Так бывает или нет», «Что кому необходимо», «Угадай по описанию» и т. д. «Выбери платье для мамы» и т. д. Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности: ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно. Роль воспитателя в данных упражнениях – это контроль правильности выбора. Если ребенок выбрал платье для куклы не учитывая погодные условия или, например, куда собирается кукла в данном наряде, то воспитатель может ненавязчиво подсказать, оставляя при этом право выбора за самим ребенком.

В ежедневных разработках занятий ставлю следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На занятиях рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию.

Читайте также:  Индивидуальная карта ребенка по речевому развитию

В развитии коммуникативных качеств развиваю умение детей сотрудничать,

активно слушать, самостоятельно высказываться, самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

В своей работе использую «метод проектов», который, на мой взгляд, наиболее приемлем для развития инициативы и самостоятельности у детей. Практическая значимость таких проектов представляет собой модель формирования познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи. Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

Разнообразная предметно – развивающая среда, может обеспечить познавательную активность каждого ребенка, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Поэтому я стараюсь создать образовательную среду с благоприятными условиями для развития детей, обеспечивающую разные виды активности, которая становится основой для самостоятельной деятельности, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями, индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Я, как воспитатель, подключаюсь к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помогаю тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Предметно – развивающая среда организована в группе таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру. Для этого оформлены центры. Развивающая среда в группе не может быть завершенной, она изменяется по теме недели и будит познавательную активность.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников (презентации, мультфильмы, игры). Известно, что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Младший дошкольный возраст – очень важный этап формирования психики маленького человека. И нам, взрослым, крайне важно правильно организовать воспитание самостоятельности в этот период.Вот наиболее эффективные советы:

— не подавляйте инициативу – не мешайте ребенку осваивать неизведанные области. Ваша задача здесь только следить за безопасностью.

— поощряйте – хвалите, мотивируйте на новые свершения, повышайте самооценку ребенку.

— не торопите – и уж конечно не делайте за него то, что он может сделать сам.

— дайте право выбора – пусть ребенок сам решит, какой игрушкой ему сейчас играть.

— не ругайте за промахи – разбитая чашка или отпечаток рисунка на столе – это небольшая цена за обучение ребенка новым навыкам.

— когда все способы испробованы, а ребенок всё равно не хочет самостоятельно выполнять какие-то действия, поиграйте с ним в игру «Давай поможем Мишке поставить машины в гараж», это лучший способ мотивировать ребенка в данном случае.

В конце своего выступления я бы хотела сказать о том, что воспитание самостоятельности и инициативы ребенка 3-4 лет пройдет успешно только при должном внимании. Создайте условия, которые помогут ребенку поверить в себя, и со временем он станет по-настоящему успешной личностью. Спасибо за внимание!

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ребенку младшего дошкольного возраста предстоит многому научиться, познать мир.  Будет ли успешной дальнейшая жизнь ребенка,  все зависит от того, как  ребенок освоит знания о мире,  в котором он живет. Ведущей деятельностью младших дошкольников является игра. В группе младшего дошкольного возраста игра детей и их развитие является тем направлением, которое обеспечивает успешную адаптацию детей в детском саду, посредством игры ребенок органично развивается, познает  человеческую культуру – взаимоотношение между взрослыми людьми. Именно с младшего дошкольного возраста появляется и начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. Дети в сюжетно-ролевых играх могут создать игровые, воображаемые условия, взять  на себя те функции, которые выполняют взрослые люди, воспроизвести жизнь взрослых и их социальные взаимоотношения. Поэтому, игра для младших дошкольников является самой важной деятельностью. Воспитатель, через игру проводит обучение и  образовательные задачи.

Читайте также:  Задержка моторного развития ребенка лечение

Именно игра для ребенка является главной социальной практикой. В игре ребенок учится общению со сверстниками и взрослыми. Усвоение ребенком знаний, воспитательных и образовательных задач, несомненно, происходит в игре.

Для системы дошкольного образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт. В связи с этим изменились формы и методы организации воспитательно-образовательной деятельности. ФГОС утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятных условий для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Чтобы решить задачи по развитию детей нужно особое внимание уделить игровой деятельности. В Стандарте указан один из основных принципов: реализация основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Необходимо  научить  дошкольников   играть, оказать им в этом помощь, педагогическую поддержку. То есть целенаправленная деятельность по организации таких взаимосвязей и взаимоотношений между педагогами, которые являются достаточными для оказания необходимой, адекватной поддержки ребенку, столкнувшемуся с проблемами самоопределения и самореализации.

Своевременно оказанная ребенку квалифицированная поддержка способствует его успешному и полноценному развитию как личности, помогает ему стать субъектом своей жизни и деятельности.

Педагогическая поддержка в образовании, в качестве особой сферы деятельности, направлена на самостановление ребенка как индивидуальности и представляет процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах.

Главные факторы педагогической поддержки игровой деятельности детей в современном дошкольном учреждении:

  • установить содержательную связь между полученными знаниями детей об окружающей жизни (содержание познавательной сферы) и играми детей;
  • включить все виды игр (обучающие, досуговые, самодеятельные) в педагогический процесс;
  • организовать развивающую предметно-игровую среду, функционально моделирующей развитие различных игр и игровой деятельности детей в целом;
  • квалифицированное участие воспитателей в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
  • найти индивидуальный подход к каждому ребенку в воспитании, обучении и развитии в различных видах деятельности, так же и в игре);
  • вести перспективное планирование по развитию детских игр (комплексный метод руководства развитием игры);
  • использовать эффективные методы и приемы, которые развивают игры детей.

Важное условие в педагогической поддержке игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста является собственная игровая позиция педагога. Игровая позиция — это такие взаимоотношения между взрослым и детьми, как  партнеры. Здесь воспитатель передает свой игровой опыт детям и может быстро перейти от реального плана в игровой.

Педагогическое мастерство воспитателя проявляется в том, как воспитатель организует самостоятельную игровую деятельность детей, как воспитатель направляет ребенка в игре, поощряя его активность и инициативу.

От того, как воспитатель может организовать игру, как каждого ребенка может занять в интересной для них игре, чтобы дети не мешали друг другу, устранить конфликты между детьми — все это влияет на всестороннее воспитание детей, развитие детской игры и творческое развитие детей.

Самый сложный раздел методики дошкольного воспитания — это педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр. Что придумают дети и как они поведут себя в игре, воспитателю предугадать нельзя. Но роль воспитателя в творческой игре должна быть активной, так же, как и на занятиях, в играх с правилами. Детская игра своеобразна и требует своеобразных приемов педагогической поддержки игровой деятельности.

В успешной педагогической поддержке игр детей заключается умение воспитателя установить контакт с детьми, завоевать доверие детей. Для этого воспитатель должен относиться к игре с интересом, должен понимать, что задумали дети в игре, то, что их волнует. С таким воспитателем дети будут искренни, попросят совет и помощь, расскажут о своих планах.

Только вмешаться в игру, задать нужное направление, сделать игру более интереснее не нарушив замыслы детей, может тот воспитатель, который пользуется у детей доверием и уважением.

Наблюдая за детьми в игре, воспитатель изучает воспитанников.  Играя, дети раскрываются. Воспитатель в игре может найти подход к каждому ребенку, видит интересы ребенка, его особенности, черты характера. Педагогическая поддержка  детской игры  — это помощь детям в выборе из многих жизненных впечатлений самые яркие, чтобы они могли стать сюжетом игры, организовать игру, сделать ее интересной, насыщенной действиями.

Читайте также:  Плюсы и минусы раннего развития ребенка

Самое верное в педагогической поддержке игровой деятельности детей  — это создать у детей интерес к определенному событию жизни, повлиять на детское воображение и чувства детей. Но чтобы не подавлять воображение детей, самостоятельность, непосредственность, не нужно  предлагать детям разработанные воспитателем готовые сюжеты игры. Потому как  дети любят подражать в игре поведение взрослых, не выражают свои мысли и чувства.  

Дети не должны играть по шаблону, нужно давать свободу инициативе детей, чтобы дети сами придумывали игры. Воспитатель не должен навязывать детям, какие либо игры, пресекать инициативу детей. Так как игра это самостоятельная творческая деятельность детей.  То, что сильнее всего ребенок пережил: необыкновенные, новые события; полученные впечатления; чувства, которые ребенок испытывает к своим родным людям — все это отражает в своих играх.

Для того чтобы игра была интересной, нужно не только, чтобы дети увидели, как строят дом, продают товары, ремонтируют машину и т. д. Так как дети будут только подражать действиям взрослых, но не  будут осознавать значение труда взрослых. В связи с этим,  игра будет бедна, малосодержательна. Нужно насытить жизнь детей событиями, для того, чтобы ребята пожелали подражать им.  

Мы можем определить основные факторы педагогической поддержки развития игры детей:

  • необходимо квалифицированное участие воспитателя для развития детской игры, которое обеспечит ребенку право на игру;
  • разработать перспективное планирование развития игры (комплексный метод руководства);
  • воспитателю использовать эффективные методы и приемы в развитии игровой деятельности ребенка — создать предметно-игровую среду (игровые центры), доверять, поощрять и относиться с уважением к играющим детям, никаких отрицательных оценок и характеристик по поводу игры.

Нужно знать, что, как бы  хорошо не играл воспитатель свою роль, не нужно полностью «входить» в жизнь детей. Н. Я. Михайленко подчеркивала, что организация игры в детском саду, начиная с младшего дошкольного возраста и до старшего дошкольного возраста, должна иметь двухчастный характер:

  • взаимодействие в игре воспитателя с детьми как партнер, у детей накапливаются игровые умения;
  • воспитатель не участвует в игре, но создает условия, чтобы дети играли самостоятельно — подбирает игрушки, подготавливает место и время для детской игры.

Так организовать игры дает возможность ребенку построить игру по своим интересам и желаниям, так же построить игру так, чтобы развивалась деятельность ребенка. Высокий уровень  оценки эффективности  работы воспитателя с детьми в игровой деятельности — от игры к игре накопление игровых умений, умение детей занять себя самостоятельно, взаимодействовать с другими детьми в различных играх.

В руководстве играми воспитанников младших групп необходимо решить некоторые задачи:

1. Развивать и обогащать игровые действия с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.

2. Развивать и обогащать сюжеты игр.

3. Формировать умения детей играть рядом, а затем и вместе.

Но основной прием педагогической поддержки игровой деятельности  младших дошкольников это участие воспитателя в играх детей. Играя с воспитателем, у детей появляются целенаправленные и содержательные действия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. М.: ФОРУМ, 2009. 144 с.
  2. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. – 1996. – №2. – С. 16–45.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 144 с.
  4. Иванова Т.И. Педагогическая поддержка детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения/ Т.И. Иванова, Е.А. Белецкая, Т.А. Уварова // Образование и общество. 2016. № 1.
  5. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
  6. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. 3-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.- 251 с.
  7. Крылова Н.Б. Педагогическая поддержка и воспитывающее общение // Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности: Мат. Всерос. науч. практич. конф. – Ульяновск: УлГПУ, 2005. – С. 193–201.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2014 г. №1155)

Источник