Подборка игр и упражнений по речевому развитию ребенка

Елена Жвакина
Подборка игр и упражнений по речевому развитию для детей дошкольного возраста

Упражнения и игры по воспитанию чистого и правильного произношения

«Чей одуванчик раньше улетит?», «Чей паровоз лучше гудит». Очень полезны упражнения дыхательной гимнастики («Крылышки», «Поймаем бабочку», «Цветок распускается», пропевание гласных звуков с движениями («Рубим дрова», «Пускаем облачко», «Поймаем лучик» и т. д.).

дуть на кораблик в тазу с водой, произнося звук «ф» — тихо плывёт, звук «п-п-п» — при сильном ветре — на развитие речевого дыхания. Здесь необходимо следить за тем, чтобы дети не надували щёки. в) игра «Позови мишку играть с собой» — следить, чтобы ребёнок говорил громко, а не кричал –на развитие силы голоса. г) на одном выдохе произносить 3-4 слога (ко-ко-ко, мяу-мяу, га-га-га). игра «Вьюга» — изменение силы голоса

Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах используются считалки, в которых ритмический акцент сопровождается движением руки. «Белый снег, белый мел, (руками показываем на снег вокруг)

Белый заяц тоже бел. (прыгаем,как зайчики)

А вот белка не бела, (показываем на хвостик у белки)

Белой даже не была». (Мотаем головой, отрицаем и указательными пальцами одновременно)

Ребенок вместе со мной прохлопывает все слоги чистоговорки так, чтобы на один слог приходился один хлопок. Этим приёмом я не только помогаю ребёнку автоматизировать звуки, но и учу делению слов на слоги.

Произносим каждую из них не спеша, отчётливо и без запинок. Регулярное использование чистоговорок позволяет добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков и полностью (или частично) избавиться от «каши во рту». Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи.

Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,

И плясали бабочки под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

(прохлопываем каждый слог, произносим сначала медленно,затем несколько ускоряя темп. Можно произносить текст попеременно хлопая по коленочкам)

Игры и упражнения на развитие точных движений пальцев рук для детей раннего возраста

“УМОЙ ЗАЙКЕ ГЛАЗКИ”

(мишке или т. п.)

Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

“Водичка, водичка!

Умой зайке личико,

Умой зайке глазки (совершает воображаемые действия – “умывается”,

Умой зайке ротик,

Умой зайке носик,

Умой зайке хвостик!

И поехал зайка к ребятишкам в гости.

“ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ”

Цели: учить детей выделять каждый палец отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).

Методические рекомендации: педагог показывает свои руки и говорит: “Пальчики любят гулять по дорожке”. Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как “топает пальчик по дорожке”, а затем “прыгает по кочкам”. Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка:

“Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ;

И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;

Топал долго топ-топ, топ-топ;

И упал на кочку оп-опп!”

Усложнение: упражнение выполняется поочередно пальцами правой и левой руки. Ребенок повторяет слова “топ-топ”, “прыг-прыг”, “оп-опп”.

“ДЕЛАЙ КАК Я”

Цели: учить выполнять воображаемые действия (вместе с взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев.

“Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

И кружимся потом”

“Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой”

“Руки спрятали за голову,

Положили на плечи.

Спрятали за спину,

Положили на живот”

Ладошки вниз,

Ладошки вверх,

А потом на бочок

И сжимаем в кулачок,

Постучали”.

Методические рекомендации: педагог читает текст, побуждая ребенка выполнять движения соответственно со стихотворным текстом. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка

“МОЛОТОК”

Цель: развивать моторику руки.

“Кулачок как молоток

Мы сожмем его разок

Тук-тук-тук!”

“ЛОШАДКА”

Цели: развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное отношение к игре.

“По дороге скользкой, гладкой

Скачет быстрая лошадка.

Чок-чок, чок –

Скачет быстрый табунок”

“ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БАНОЧКИ”

Цели: закреплять умение детей проталкивать плоские геометрические фигуры в специальное отверстие. Продолжать формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев. Совершенствовать координацию и точность движений.

Материал: баночки с прорезями:

1) для геометрических форм;

2) для разноцветных крышек;

3) для колпачков от фломастеров.

“ПОЙМАЙ ШАРИК”

Цели: закреплять умение вылавливать шарик сачком из воды. Развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами, находящимися в движении и меняющими свое положение в пространстве.

Материал: таз с водой, шарики 4-х основных цветов, сачок.

Источник

Татьяна Новоселова
Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников

Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников

Театральная студия «В гостях у сказки» детский сад № 230 ОАО «РЖД»

Педагог дополнительного образования Новоселова Т. З.

Известно, что голос – природный инструмент каждого человека. В дошкольном детстве важно создать условия для охраны и развития детского голоса. Пение, мелодекламация, специальные речевые игры способствуют развитию голоса, основой которого является правильное дыхание. Приведем в качестве примера описание нескольких упражнений, которые целесообразно использовать на занятиях театрализованной деятельностью.

1. Упражнения на дыхание:

Сейчас мы проведем упражнение на дыхание. И разыграем звуковой спектакль «У бабушки в деревне», но прежде, чем мы начнем, постараемся запомнить, как будут говорить герои бабушкиной сказки:

Самовар: глубоко вдохнуть и медленно выдыхая произнести «пых»

Чайник: глубоко вдохнуть и медленно выдыхая произнести «пых. пых…пых.»

Большой филин глубоко вдохнуть,резко прерываясь выдохнуть и произнести «ух»

Маленький филин: глубоко вдохнуть, резко прерываясь, выдыхать и произносить «ух, ух, ух»

Волки: глубоко вдохнуть и выдыхая произнести звук «у-у-у».

Пчела: Вдохнуть и на выдохе произнести «ж-ж-ж» губы должны, то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку.

Комар: вдохнуть и на выдохе, произносить звук «з-з-з»

Эхо: глубоко вдохнуть и на выдохе произнести «Ты кто-кто-кто…»

Качаем малыша: вдохнуть и на выдохе произносить звук «а-а-а-а…»

Скрипят деревья: на выдохе произносить звук «и-и-и-…» Губы при этом растягиваются в улыбку.

Пьем чай: Втягивать воздух в себя и произносить «Фуп»

Звуковой спектакль «У бабушки в деревне» (упражнение на дыхание)

Как – то осенью приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел: «пых, пых» (выдыхаем). А рядом с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых» (выдыхаем). Бабушка налила гостям чай в кружки, а он горячий. Чтобы не обжечься, надо подуть: «фу» (выдыхаем). В доме комары летают «з-з-з…», но мы их не боимся и пьем вкусный чай «Фуп» (вдыхаем). Попили чай и пошли гулять. Пчелы на пасеке летают «ж-ж-ж». Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт». Мы как крикнем громко «Ты кто?» А эхо нам в ответ. «Кто-кто-кто». Вдруг мы услышали вой волков «у-у-у». И решили пойти скорее домой. Пока шли до дома – наступил вечер, и бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы поскорее уснули, бабушка спела нам колыбельную песню «А-а-а-а»

2. Упражнения на силу голоса:

1. «Звонок»

Педагог: Мы пришли домой, а там нас ждала мама. Подошли мы к двери и как нажмем на звонок… (Ма — ма – произнести четко, громко, как — бы выдавливая из себя голос)

2. «Муха»

Жужжать, будто рядом летает муха. Хватательным движением, как — бы, поймать муху и жужжание прекратить. Затем опять выпустить муху и начинать жужжать. При этом меняя силу голоса и воспроизводить жужжание мухи то громче, то тише. То совсем едва слышно.

3. «Многоэтажный дом»

Считать вслух от одного до десяти и обратно. Начинать шепотом, а потом произносить все громче и громче. Когда счет идет в обратную сторону, то начинать громко, а затем все тише и тише. На это упражнение можно придумать незатейливую историю, например:

В подвале одного дома жила-была маленькая мышка. Целыми днями она занималась хозяйством. Иногда залетала к ней муха и весело жужжала, летая по всему подвалу. Муха, то пролетала прямо над головой мышки «Ж-Ж-Ж-Ж-Ж…» (громко, то улетала далеко-далеко «Ж-ж-ж-ж.» (тихо,

Однажды мимо пролетала птичка. Она увидела мышку, которая заглядывала в окошко и очень удивилась: «Ты такая маленькая, а живешь в таком большом доме?». Мышка тоже удивилась и спросила6

«Разве мой дом большой? А сколько этажей в моем доме?». «Я не считала, — ответила птичка, но если хочешь, мы посчитаем вместе. Я полечу вверх и буду называть тебе номер этажа» Тут мышка забеспокоилась: «Ты, птичка, полетишь высоко, и я тебя могу не услышать». «Не беспокойся, мышка, чем выше я буду лететь, тем громче буду называть тебе номер этажа» — ответила птичка, улетела вверх и начала считать.

«Подвал» — шепотом

«ПервыЙ — тихим голосом

«Второй» — чуть громче

«Третий» — еще громче

И так далее до десятого этажа

И полетела птичка обратно к мышке. (Дети считают в обратную сторону, меняя силу голоса от громкого к тихому и шепоту)

Прилетела птичка и говорит: «Теперь ты знаешь, сколько этажей в доме, в котором ты живешь?» А мышка ответила птичке: «Спасибо тебе, птичка. Прилетай еще ко мне в гости, и мы с тобой еще посчитаем!»

3. Упражнение на развитие артикуляции

Детям предлагается скороговорка «Под топотом копыт пыль по полю летит». Нужно научиться произносить эту скороговорку четко и быстро, при этом менять силу голоса от тихого до громкого. Можно включить скороговорку в обыгрывание следующего сюжета.

Однажды сидела лисичка дома, а к ней в гости пришел волк. Сели они вместе у окошка и стали смотреть на улицу. И вот вдалеке послышался топот копыт. «Кто это постукивает?»— спросил волк. А лиса отвечает «Это скачут лошадки, они еще далеко, поэтому их не слышно. А когда лошадки начнут приближаться, то их топот станет громче. Потом лошадки проскачут мимо нас и ускачут. И их громкий топот будет становиться все тише и тише». Стали волк и лиса слушать и приговаривать «Под топотом копыт пыль по полю летит». Сначала они говорили шепотом, а потом все громче и громче. А когда лошадки проскакали мимо окна, стали приговаривать все тише и тише, а затем перешли на шепот.

(Для младшего возраста можно заменить скороговорку на цоканье языком)

4. Игры и упражнения на развитие словаря

Игра «Найди слово»

Эти игры способствуют не только развитию речи, но и быстрой реакции, сообразительности, памяти, внимания.

Вариант 1

Дети стоят в кругу, педагог в центре, держит в руках мягкий, легкий мяч. Педагог кидает мяч любому ребенку и одновременно называет слово. Ребенок ловит мяч, и кидая его обратно, отвечает словом (именем существительным) обозначающим предмет или объект, дополняющий по смыслу названное педагогом слово. (отвечать нужно быстро).Например:

Педагог: Дерево Ребенок: Птички

Небо Облака

Шкаф Вещи

Потолок Люстра

Голова Волосы

И так далее

Вариант 2

игра проводится так же как и в первом варианте, только дети отвечают используя определения к заданному слову (имя прилагательное)

Педагог: Дерево Ребенок: Большое

Небо Голубое

Кукла Красивая

И так далее

Вариант 3

Игра проводится так же, как и в предыдущих вариантах, только дети отвечают словом, обозначающим действие (глаголом)

Педагог: Дерево Ребенок: Растет

Комар Летит

Ухо Слышит

Солнце Светит

Ветер Дует

5. На координацию речи и внимания:

Ипподром:

Играющие сидят на стульчиках, спины держат прямо, руки лежат на коленях.

Вы знаете, что такое ипподром? (объяснить) Давайте представим, что мы на ипподроме.

Лошадки стоят на старте – руки на коленях

Лошадки скачут – хлопаем по коленям, цокаем языком.

Лошадки перепрыгивают через барьер – Ап, один хлопок

Лошадки перепрыгивают через двойной барьер – Ап, ап, два хлопка

Лошадки скачут по песочку – потираем ладони, шур,шур.

Лошадки скачут по камушкам – кулачками по груди а-а-а

Лошадки скачут по болоту – чвак — чвак, руками по коленям.

Лошадки приближаются к финишу – по коленкам, цокаем языком с убыстрением темпа.

Лошадки прибыли к финишу – Ух! Выдохнуть

Поздравляю вас мы вместе прибыли к финишу – все хлопают в ладоши.

Мы охотимся на льва:

В игре происходит быстрая смена ситуаций. Важно сохранить темп действий. Дети повторяют слова и действия за педагогом.

Мы охотимся на льва

Не боимся мы его – качают головой

У нас есть длинное ружье – руку вытянуть вперед

И каленый меч – руку, сжатую в кулак, сгибают в локте

Ой, а это что – ладонь козырьком ко лбу

А, впереди озеро! – руки в стороны

Под ним не проползешь – руки вниз

Над ним не пролетишь – руки вверх

Его не обойдешь – руки в стороны, покружились

Дорога напрямик — вперед рука, ладонью вверх

По озеру буль, буль – плавательные движения

Мы охотимся на льва

Не боимся мы его – качают головой

У нас есть длинное ружье – руку вытянуть вперед

И каленый меч – руку, сжатую в кулак, сгибают в локте

Ой, а это что – ладонь козырьком ко лбу

впереди болото – руки в стороны

Под ним не проползешь – руки вниз

Над ним не пролетишь – руки вверх

Его не обойдешь – руки в стороны, покружились

Дорога напрямик — вперед рука, ладонью вверх

По болоту чвак – чвак – показывают руками и ногами как тяжело идти по болоту.

Мы охотимся на льва

Не боимся мы его – качают головой

У нас есть длинное ружье – руку вытянуть вперед

И каленый меч – руку, сжатую в кулак, сгибают в локте

Ой, а это что – ладонь козырьком ко лбу

впереди горы – руки в стороны

А под ними не проползешь – руки вниз

Над ними не пролетишь – руки вверх

Их не обойдешь – руки в стороны, покружились

Дорога напрямик — вперед рука, ладонью вверх

По горам хоп-хоп – движения будто карабкаются по горам.

Закрыли глазки и потрогали, что это такое мягкое и пушистое. Может это лев? Побежали. Стоп, вы же говорили, что льва не боитесь.

ДОМ:

Педагог: Мы большой построим дом,

Заживем мы вместе в нем – дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются – дети берутся за руки

Двери открываются –опускают руки

Сказка начинается

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – стучат кулачком одной руки о другую

Кто стучится в гости вдруг – прикладывают руку к уху

Педагог: Может это зайки?

Дети: вот забавные ребята

Эти серые зайчата! –изображают ушки зайчиков

Шустро скачут по опушке – скачут

ИЗ травы видны их ушки.

Педагог: Мы большой построим дом,

Заживем мы вместе в нем – дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются – дети берутся за руки

Двери открываются –опускают руки

Сказка продолжается

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – стучат кулачком одной руки о другую

Кто стучится в гости вдруг – прикладывают руку к уху

Может это ежик?

Дети: Это я колючий еж,

Ты рукой меня не трожь – грозят указательным пальчиком

Быстро по лесу хожу –маленькими шажками на полусогнутых ногах.

А устану – посижу – садятся на пол.

Педагог: Мы большой построим дом,

Заживем мы вместе в нем – дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются – дети берутся за руки

Двери открываются –опускают руки

Сказка продолжается

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – стучат кулачком одной руки о другую

Кто стучится в гости вдруг – прикладывают руку к уху

Может косолапый мишка?

Дети: Я медведь косолапый,

У меня большие лапы –выставляют ладони перед собой

Я по лесу хожу

И малину ищу – ходят по всей комнате и ищут малину.

Вот какой чудесный дом,

В нем мы весело живем! – хлопают в ладоши.

Здесь приведена, лишь небольшая часть театральных тренингов, направленных на речевое развитие. На самом деле, любое занятие театрализованной деятельностью, способствует речевому развитию: инсценирование, сказки импровизации, театральные постановки.

Театр может стать прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей, ведь все занятия проходят в игровой форме, а игру не зря называют восьмым чудом света! Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать их жизнь необыденной и увлекательной. Работа над театральными постановками позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых, ситуации равноправного партнерства.

Источник

Игры и упражнения по развитию речи.

   Задача развития речи и мышления детей дошкольного возраста является одной из основных задач, стоящих перед педагогом и родителями.

   Дошкольное детство является наилучшим периодом для формирования у ребенка грамматического строя речи, звуковой культуры речи, развития связной речи, активизации словаря. Именно в этом возрасте ребенок впитывает как губка поступающую извне информацию, стремится узнать много новых слов, что они означают, когда употребляются и т. д. В общении со сверстниками формируется диалогическая речь детей, а также умение правильно выбирать интонацию, регулировать темп и силу голоса.

   Ребенок активно познает мир. С каждым днем он узнает все больше и больше. На каждом шагу ребенка ожидают новые, неизвестные до сей поры предметы, явления. Активный и пытливый ум заставляет задавать тысячи «Зачем?», «Почему?» и т. д. Здесь как раз видна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между развитием таких психических процессов, как речь и мышление. Хорошо развитая речь активизирует мыслительный процесс, и наоборот, любознательный, пытливый ум заставляет ребенка задавать вопросы, стремиться к изучению чего-то нового, обогащая при этом речь ребенка новыми словами, выражениями и т. д.

   Задача взрослого заключается в том, чтобы создать необходимые условия для познавательной деятельности ребенка, помощь найти ответы на свои вопросы. При этом не стоит ограничиваться ответом из  двух- трех слов. Надо постараться дать ребенку по возможности исчерпывающую информацию о предмете, явлении, показать как можно больше граней интересующего объекта.

   В старшем дошкольном возрасте нужно постараться заставить ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (по мере возможности), использовать ранее накопленный жизненный опыт для познания чего-то нового, но и здесь не обойтись без помощи взрослого. Именно взрослый направляет, активизирует мыслительную деятельность детей.

В этом возрасте важно правильно и грамотно направлять и развивать мыслительную деятельность детей, учить их анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы и уметь доказывать свои мысли, предложения.

   Так как основным видом деятельности дошкольника является игра, то именно через игру следует обучать ребенка. Игровые ситуации привлекают внимание детей, вызывают желание принять активное участие в них, активизирует мыслительную и словотворческую деятельность.

Логический ряд.

Цель игры: развивать логическое и ассоциативное мышление детей, расширять словарный запас.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: ребенок берет картинку, рассматривает ее, отвечает на вопросы.

   Что изображено на картинке? (Роза.)

    Какая роза? (Роза красная.)

   Что еще бывает красным? ( Помидор, шапка, платье, яблоко, ягода.)

   Какой еще бывает ягода? (Сочный, вкусный, сладкой.)

   Что еще бывает сладким? (Шоколад, чай, пирожное, мороженое, вата.)

   И так далее.

   Примеры:

Белый снег – белый мех – пушистый мех – пушистый хвост — длинный хвост и т. д.;

хитрая лиса – красивая лиса — красивая девочка — маленькая девочка- маленькая кукла — и т.д.;

интересная книга – интересная сказка – любимая сказка – любимая мама- дорогая мама — и т. д.

   На самом деле, данное словотворчество может продолжаться до бесконечности, все зависит от фантазии педагога и ребенка. Построение таких рядов развивает ассоциативное и логическое мышление детей, активизирует словарный запас.

Отгадай-ка.

Цель игры: развивать умение описывать предмет, выделять его отличительные признаки.

Оборудование: Набор предметов или картинок.

Ход игры: педагог предлагает детям набор карточек с изображением различных предметов. Карточки перевернуты.

   Дети по очереди рассказывают о своем предмете по схеме, предложенной воспитателем: форма – цвет – материал размер и т. д. (в каких литературных произведениях встречается, вкус, что можно с этим предметом делать и пр.)

   Все остальные дети отгадывают предмет, в котором рассказывал их товарищ. Если дети отгадали предмет, рассказчик получает фишку. Выигравшим считается тот ребенок, у кого больше фишек.

Домашние и дикие животные.

Цель игры: закрепить умение отличать диких животных от домашних.

Оборудование: декорации домика и леса.

Ход игры: воспитатель объясняет детям, что сейчас он будет называть различных животных. Если он живет в лесу, то  и дети должны спрятаться в лесу, а если животное живет рядом с человеком, то ребята должны спрятаться в домик. При этом дети звукоподражанием и движениями могут изобразить этих животных.

Ни шагу назад, ни шагу на месте.

Цель игры: Развивать речь.

Ход игры: дети выстраиваются вдоль прямой линии. На противоположной стороне на расстояние 3-4 м. обозначается еще одна линия (можно положить скакалку).

   Воспитатель задает вопрос, например, что делает врач. Дети предлагают варианты ответов  (лечит, врачует, делает укол, слушает и т. д.). За правильный ответ ребенок  шаг вперед.

   Побеждает тот игрок, который первым достигнет противоположной стороны.

   Примерные вопросы.

1. Что может быть холодным? (Вода, снег, льдинка, молоко, мороженое и       т.д.)

2. Что может быть сладким? ( Конфета, шоколадка, чай, печенье и т. д.).

3. Что может быть круглым? ( Мяч, голова, яблоко, помидор, воздушный шар и т. д.)

   Активизация прилагательных.

1. Какой может быть мама? ( Доброй, любящий, родной и т. д.)

2. Каким может быть волк? (Злым, серым, лесным, зубастым, страшным и т. д.)

Активизация глаголов.

1. Что можно делать на прогулке? ( Играть, бегать, прыгать, ходить, гулять, наблюдать, рассматривать, и т д.).

2. Как мы помогаем маме? (Убираем, подметаем, стираем, гладим, готовим и т. д.)

3. Что делает корова? (Мычит, есть траву, дает молоко, пасется, ест сено и т.д.).

Рифмоплеты.

Цель игры: Научить рифмовать слова.

Ход игры: игра проводится с подгруппой детей (3-5 человек). Детям предлагается с подгруппой детей (3-5 человек). Детям предлагается послушать аудиозаписи песню «33 коровы»

   Предлагаются вопросы: о чем эта песня; кто такой поэт; а вы хотите попробовать быть маленькими поэтами?

   Воспитатель читает начало четверостиший, а дети должны закончить, подобрав подходящее по смыслу слово в рифмовку.

Свою маму я  люблю,

                                                Помогаю, чем могу:

Пол подмету метлой,

           Потому, что я …(большой).

                                                Владик и Илюша

                                                Жили  очень дружно,

       Играли, конфеты кушали,

       Песни Кеши…(слушали).

   В качестве задания можно использовать любые стихотворения, отрывки из произведений.

С острова на остров.

Цель игры: научить подбирать слова на заданную тему.

Ход игры: воспитатель определяет местоположение «острова Знаек» и «Острова Незнаек».

Первоначальное все дети находятся на «Острове Незнаек». Для того чтобы попасть на «остров Знаек», нужно правильно назвать слова. Воспитатель называет обобщающее слово, например «животные». Ребенок, назвавший животное, переходит на «остров Незнаек». Проигравшими считаются дети, оставшиеся на «острове Незнаек».

   Дети возвращаются «на остров Незнаек», воспитатель меняет задание, и игра продолжается. Используется обобщающие слова типа « птицы», « дикие звери», « воздушный транспорт» и т. д.

Цепочка слов.

   Цель игры: научить подбирать слова, противоположные по смыслу заданному.

Ход игры: дети становятся вкруг. Один ребенок называет слово, а его сосед (по часовой стрелке) должен назвать антоним к этому слову. Если он ответил правильно, то называют другое слово следующему ребенку. Если кто-то затрудняется ответить, то отвечает следующий участник игры. Игра должна происходить в быстром темпе.

Примеры слов, которые можно использовать:

 большой — маленький

длинный – короткий

                                                 широкий – узкий

                                                 глубокий – мелкий

                                                 белый – черный

                                                 умный – глупый.

  красивый – страшный

                                                 веселый – грустный

 храбрый — трусливый

                                                 сладкий — горький

                                                 рано – поздно

                                                 холодный – горячий

Цепочка предложений.

Цель игры: учить составлять предложения и рассказы по предложенным сюжетам.

Оборудование: набор карточек, изображающих последовательные события

( по 5 карточек)

Ход игры: дети делятся на 2-3 команды по 5 человек. Перед каждой командой на столе лежит набор картинок. По команде педагога каждый ребенок берет карточку и рассматривает ее. Детям необходимо встать так, чтобы их карточки изображали последовательные события. Воспитатель отмечает команду, справившуюся с заданием первой, второй, и т.д. Затем проверяется правильность выполненного задания. Для этого каждая команда, начиная с самой шустрой, рассказывает свою историю. Каждой ребенок говорит по одному предложению по своей  карточке. Таким образом, получается рассказ. Все команды произносят свой текст, остальные слушают и оценивают правильность. Выигравшей считается команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.

Сосчитай братьев и сестер.

Цель игры: научить подбирать похожие по смыслу слова.

Оборудование: фишки, шкатулки для фишек.

Ход игры: воспитатель спрашивает: «Ребята, у вас есть братья и сестры? А вы знаете, что у слов тоже есть братья и сестры, они очень похожи друг на друга. Например, у слова «холодный» есть такие братья и сестры, как слова   «прохладный», «зябкий», « морозный», «ледяной», «пронизывающий» и т. д.

Далее воспитатель предлагает найти и сосчитать братьев и сестер у других слов.

   Ребенок, правильно назвавший слово, кладет фишку в шкатулку. Затем дети считают фишки: как много братьев и сестер у слова «хороший», сколько братьев и сестер слова « ходить».

Что изменилось?

Цель игры: развивать внимательность, умение грамотно составлять предложения.

Оборудование: различные атрибуты для изменения внешности (бусы, браслет и т. д.)

Ход игры: с помощью считалочки выбирается водящий. Водящий выходит за дверь и что-нибудь изменяет в своей внешности (снимает один носок, ботинок, меняет прическу, добавляет или убирает какие-нибудь аксессуары — заколку, бусы, браслет, галстук и т. д.). Затем водящий возвращается в группу. Дети должны отвечать предложениями типа «было два носка, а остался один», «У тебя была красная заколка, а теперь белая» и т. д. Ребенок, заметивший больше всего изменений, становится водящим. Постепенно число водящих можно увеличить до 3-5 человек.

Источник