Почему ребенок отстает в развитии до года
В рамках совместного проекта с ЮНИСЕФ «Дети» Kaktus.media неоднократно рассказывала о том, как правильно развивать малыша и чем его кормить.
Как понять, что ребенок отстает в развитии? И что делать при этом? Об этом Kaktus.media рассказала детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова, консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова.
Мы решили разделить эту тему на три части. Сегодня расскажем о детях до года, в следующих двух материалах – о детях 2-3 лет и 3-7 лет.
Всемирный банк провел исследование и сделал вывод: вложенный в развитие ребенка доллар возвращается в семикратном размере. Чем раньше родители начинают работать со своим ребенком, тем больше результатов получат в будущем.
Понимая это, Детский фонд ООН поддерживает Министерства образования и здравоохранения в разработке стандартов развития детей. Ранее уже было создано руководство по развитию детей от трех до семи лет – тот период, когда дети готовятся к школе.
Однако было понимание, что стандарты развития ребенка от рождения до трех лет также необходимы. Ведь в этом возрасте ребенок находится дома, его видят зачастую лишь родители и медработник, в некоторых случаях педагоги детских садов и социальные работники.
При поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано «Руководство по развитию детей от рождения до трех лет» которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.
К примеру, руководство включают и оценку нервно-психического развития ребенка: вес и рост к определенному возрасту. Это важно, потому что если ребенок отстает в весе и в росте, то он, скорее всего, будет отставать и в нервно-психическом развитии. Руководство учитывает контекст страны, условия и особенности развития ребенка в Кыргызстане.
Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в «Дневнике развития детей от рождения до 7 лет». Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование «Дневника развития ребенка» для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских чтениях.
ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на «Дневник развития детей от рождения до 7 лет, которые можно оставить в комментариях.
Как рассказала детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, с самого рождения у ребенка должно быть медицинское сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики были оснащены стандартами развития ребенка. При посещении новорожденного врачи оценивают его развитие согласно данным нормативам.
Как только родители видят, что физиологическое развитие ребенка где-то нарушается, к примеру, ребенок вовремя не держит голову, вовремя не сел, вовремя не пошел, вовремя не заговорил, ребенок беспричинно беспокоен, хотя он сыт, сухой и ничего у него не болит, это повод обратиться к специалисту.
Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Если окружающая среда у него асоциальная, агрессивная и жестокая, то у него клинически будут проявляться жестокость и агрессия. Если же ребенок растет в доброй любящей среде и он видит такое же отношение своих родных к окружающим, то и ребенок точно такой же.
Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в очереди, с соседями, в магазине – дети будут дублировать поведение родителей.
Этот принцип действует и по-другому. Если соседи или окружающие видят ваше агрессивное отношение к ребенку, то дублируют его. Мол, «ой, да они сами его лупят».
Родители, которые понимают, что с ребенком что-то не то, и пытаются разобраться, что же происходит, как с этим жить и как работать, им значительно легче.
Бывает, что у ребенка задержка развития связана с органическими нарушениями. К примеру, выраженное внутричерепное давление или другие заболевания, которые мешают развиваться ребенку. При хорошей адекватной терапии дети «выстреливают» в развитии и догоняют сверстников, поэтому детские психиатры стараются не торопиться с выставлением диагноза. К примеру, в последнее время стало много псевдоаутизма, когда диагноз «аутизм» в дальнейшем не подтверждается, хотя признаки у ребенка были.
Важный совет! Если задержка в развитии серьезная, то очень важно привить детям навыки самообслуживания, гигиены (научите мыть руки, приучите к чистоте). Нужно, чтобы ребенок был независимым от других и имел достойный образ жизни. Ребенок должен уметь ходить в туалет, убирать за собой чашку и т.д. Если ребенок чистенький, от него не исходит неприятный запах, тогда он будет благоприятен для общения. Эти умения и навыки ему понадобятся больше, чем умение отличить букву А от Б.
Итак, какие признаки должны насторожить мам и пап?
При наличии любого из данных признаков обязательно обратитесь к специалисту (медицинскому работнику, социальному работнику, педагогу, детскому психологу).
От рождения до 6 месяцев
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ реагирует на громкие звуки и яркий свет.
- НЕ смотрит на яркие движущиеся предметы на расстоянии 30-50 см от глаз к 2 мес.
- Отсутствует одинаковое (симметричное) движение глаз при переводе взора в разные стороны к 4 мес.
- НЕ поднимает и не держит голову, лежа на животе, в течение минимум 30 сек. к 2 месяцам, 1 минуты — к 3 месяцам. Не держит голову устойчиво к 4 мес.
- НЕ может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья, к 4 мес.
- НЕ может поворачиваться с живота на спину самостоятельно к концу 5-го месяца.
- НЕ тянет предметы в рот к 4 мес.
- Слабо или совсем НЕ двигает ножками или ручками.
- НЕ может дотянуться до игрушки, яркого предмета, расположенного в 30 см от вытянутой руки, к 6 мес.
- НЕ опирается на ноги, когда ноги находятся на твердой поверхности, к 4 мес.
- НЕ переворачивается к 6 мес.
- Слабо сосет или отказывается от груди.
СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ улыбается к 2 мес.
- НЕ смеется к 6 мес.
- НЕ проявляет привязанность к ухаживающему лицу к 6 мес.
- Одинаково реагирует на знакомого и незнакомого человека к 6-9 месяцам.
- Отказывается от общения и взаимодействия со взрослым к 6-9 месяцам.
УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ
- НЕ смотрит на движущиеся предметы и живые объекты к 6 месяцам.
- НЕ проявляет интереса к окружающим предметам, не пытается обследовать их.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ гулит, не издает гласные звуки («а», «и», «о» и др.) к 6 мес.
- НЕ реагирует на громкие звуки.
Ребенок 6-12 месяцев
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ смотрит на движущиеся предметы.
- НЕ проявляет интерес к действиям с предметами.
- При поддержке на весу не опускает ноги вниз к 9 мес.
- НЕ может стоять даже при поддержке к 12 мес.
- НЕ может ходить даже при поддержке за руку к 12 мес.
- НЕ может взять большим и указательным пальцами небольшие предметы к 12 мес.
- НЕ пытается сесть при поддержке за руку к концу 7-го месяца. Не сидит даже при поддержке к 9 мес.
- Не играет в подвижные игры с участием обратной связи (ловить и бросать назад) к 9 мес.
- Не перекладывает игрушку из одной руки в другую к 9 мес.
СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ узнает знакомых людей к 9 мес.
- НЕ показывает беспокойства или стеснения при виде незнакомых лиц после 9 мес.
- НЕ делает жесты (не машет ручкой или не покачивает головой) к 12 мес.
- НЕ реагирует на свое имя к 9 мес.
- Отказывается от общения и взаимодействия со взрослыми и детьми.
УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ
- НЕ проявляет интерес к действиям с предметами к 6-9 месяцам.
- НЕ указывает на игрушки и предметы по просьбе взрослого к 12 мес.
- НЕ ищет игрушки, которые убрали из поля зрения.
- НЕ связывает звукоподражания с соответствующими объектами к 12 мес.
- НЕ подражает (не копирует) действиям близких людей к 12 мес.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ произносит звуки или не использует жесты к 12 месяцам.
- НЕ говорит или не лепечет короткие слова («апа», «ата», «мама», «папа» и т.п.) к 12 мес.
- НЕ реагирует на свое имя к 12 мес.
- НЕ смотрит на то, что вы указываете или показываете (не проявляет интерес).
- НЕ выполняет простые просьбы к 12 мес.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ГОДА
Дети до 3 месяцев
Эмоции:
- Здоровый ребенок может видеть, слышать и чувствовать запахи с рождения. Он узнает свою маму по голосу, запаху и лицу.
- Отец играет важную роль в развитии ребенка и должен быть вовлеченным в процесс воспитания.
- Ребенок и старшие брат/сестра могут учиться друг у друга, поэтому они должны играть вместе, а старшие помогать заботиться о младшем ребенке.
- Успокаивая ребенка, вы укрепляете его доверие к вам, и это поможет вам строить взаимоотношения.
- Время грудного кормления – хорошая возможность обнять, приласкать, проявить любовь и заботу, развить эмоциональную привязанность.
Общение:
- Смотрите ребенку в глаза и улыбайтесь (например, во время кормления). Разговаривайте, глядя в лицо ребенка, повторяйте его звуки и жесты, пойте песни. Так вы развиваете способность ребенка общаться.
- Ребенок отвечает на прикосновения мамы, ее взгляд, улыбку и звуки. Ребенок старается »рассказать» о своих нуждах посредством движений, звуков, гуления и плача.
Движения:
- Ребенок учится видеть свои руки и ноги и управлять ими. Если дать возможность ребенку свободно двигаться, это поможет мышцам окрепнуть.
- Ребенок начинает дотягиваться до предметов и тянуть их в рот. Это важно, поскольку он познает мир через осязание и вкус.
- Он старается приподнимать голову, чтобы осмотреться вокруг. Помогите ребенку, взяв его на руки; поддержите головку и спину ребенка, чтобы он мог изучить окружающий мир. Дайте ему возможность лежать и переворачиваться на безопасной поверхности, и вы поможете развитию мускулатуры.
От 4 до 7 месяцев
Эмоции:
Дети рады видеть людей и их лица, поэтому члены семьи должны брать на руки, улыбаться, смеяться и разговаривать с ребенком.
Он привязан к маме и может чувствовать дискомфорт в присутствии посторонних. Если оставляете ребенка, то только с близкими людьми, это поможет ему чувствовать себя в безопасности.
Общение:
- Ребенок любит визжать и смеяться. Он отвечает на голос собеседника разными звуками, подражает услышанным звукам, и тем самым учится общению с окружающими.
- Готовьте ребенка к речевой деятельности, повторяя его звуки и разговаривая с ним о том, что он видит и чувствует, что он хочет.
Движения:
- Начиная познавать мир, ему захочется прикоснуться к предметам, попробовать их на вкус, изучить их. Если давать ребенку чистые и безопасные предметы обихода, чтобы он мог прикоснуться, постучать, ударить, бросить или положить в рот, то это поможет ему быстрее учиться и развивать движения рук. Держите в недосягаемости мелкие предметы, которые он может положить в рот и проглотить.
- Помогая ребенку сидеть с опорой и переворачиваться на безопасной поверхности, этим вы содействуете развитию мышечного аппарата.
От 8 месяцев до 1 года
Эмоции:
- Он может не захотеть разлучиться с вами. Помогите справиться с разлукой, нежно объяснив, когда вам нужно уйти и что вы его оставляете с близкими людьми. Игра в прятки — хорошее подспорье, чтобы показать ребенку, что вы уходите на время, а не навсегда.
- Он чувствует гнев окружающих, и это может его расстроить. Постарайтесь оградить ребенка от негативных эмоций. Успокойте его, если это случилось.
- Любовь и время, которое вы дарите ребенку, ваш искренний интерес и содействие его любопытству помогут ребенку развить в себе чувство уверенности.
Общение:
- Отвечайте на звуки и желания ребенка. Разговаривайте с ним, пойте с ним, придавайте смысл его лепету, замечайте его и старайтесь отвечать, когда он к вам обращается. Рассказывайте сказки, читайте, называйте предметы и имена людей. Это поможет ему начать разговаривать и общаться.
Движения:
- Игра с чистыми и безопасными предметами обихода, такими как небьющиеся тарелки, чашки и ложки, кастрюли и сковородки, открывание и закрывание крышек, собирание и складывание предметов, самостоятельный прием пищи содействует развитию мелкой моторики.
© Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии
Источник
Рождение ребенка – это праздник, за которым неизбежно наступают ежедневные хлопоты, заботы, необходимость учиться ухаживать за малышом, волноваться за его здоровье. Родителям в семье необходимо менять свой привычный образ жизни, ежедневно и ежечасно наблюдать за крохой. Самым напряженным считается первый год жизни малыша, когда все внимание матери должно быть устремлено на то, чему он научился за день, неделю, месяц.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Когда детки крошечные, хочется, чтобы они скорее выросли. Всегда кажется, что ребенок вот-вот начнет сидеть, ползать, ходить, и порой это превращается в соревнование с малышом, живущим по соседству. Но моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. То есть малыш начинает сидеть, ползать, брать в руки игрушку, ходить тогда, когда достигает необходимого развития его тело и мозг. А это в большой степени запрограммировано на генетическом уровне, а также зависит от здоровья родителей до зачатия ребенка, семейной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, хронических заболеваний матери до беременности (сердечно-сосудистые, гинекологические, эндокринологические и др.), острых инфекционных заболеваний во время беременности, курения, употребления алкоголя даже в минимальных количествах.
Начнет ли ребенок ходить в 9 месяцев и 4 дня или в 15 месяцев и 10 дней, зависит от программы моторного развития, которую он унаследовал. Если он рано начал сидеть, это говорит о том, что, вероятнее всего, он рано приобретет и другие навыки. Но нет никаких свидетельств того, что дети, рано начавшие ходить, с большей вероятностью станут спортсменами или танцорами, чем те, которые ходить стали поздно. Также нет никаких доказательств того, что малыши, рано начинающие сидеть, ползать, ходить, будут лучше успевать в школе, чем те, у которых эти навыки появляются позднее.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
На 1-м месяце жизни у ребенка еще сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц и движения его весьма ограниченны. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции. Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи.К концу 1-го и началу 2-го месяца жизни ребенок может приподнимать на короткое время голову, лежа на животе.
Укреплению мышц в это время способствует выкладывание ребенка на живот, что целесообразно повторять несколько раз в день. Выкладывают малыша на ровную твердую поверхность. Продолжительность выкладывания возрастает постепенно, начиная с 1 минуты.
Вслед за мышцами шеи достигают своего развития мышцы туловища и конечностей. Чтобы этот процесс не тормозился, ребенку нужна свободная, не сковывающая движений одежда. Дети, длительное время лишенные возможности активно двигаться, развиваются хуже, у них труднее вырабатывается координация движения.В 2 месяца малыш уже может в течение нескольких минут хорошо держать голову в вертикальном положении, свободно поворачивать ее в сторону громких звуков или яркой игрушки.К 3-му месяцу жизни у детей начинает появляться комплекс оживления – активные, беспорядочные движения рук и ног в ответ на обращение взрослого. Совершая такие движения, ребенок пытается захватить и удержать игрушку. С этого возраста игрушки необходимо подвешивать так, чтобы малыш мог дотянуться до них рукой.
При выкладывании на живот в этот период малыш уже приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья.
С 4-го месяца малыш поднимает голову из положения на спине, приподнимается, опираясь на локти, лежа на животе, пытается менять положение тела, поворачивается со спины на бок, упирается ногами при поддержке под мышки.
На 5-м месяце, лежа на животе и опираясь на ладони вытянутых рук, ребенок приподнимает туловище, свободно поворачивается со спины на живот, при поддержке за туловище переступает ногами, свободно берет игрушку.
6-й месяц приносит крохе дальнейшую свободу действий. Он дотягивается до игрушки из любого положения, перемещается, подползая к заинтересовавшему его предмету. Это способствует ускоренному развитию мышц спины, положительно влияет на осанку, улучшает кровообращение. Поэтому следует всячески поощрять эти полезные действия, помогая малышу ползать.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Со 2-го полугодия у ребенка повышается дифференциация, целесообразность и точность моторных движений. К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а может перекладывать из одной руки в другую, старается стучать игрушкой об окружающие предметы. Он уже хорошо ползает, стоит при поддержке за обе руки.
Умением устойчиво сидеть большинство детей овладевает к 8–месячному возрасту. Поэтому стимулировать это умение в более ранние сроки не только не оправдано, но и вредно, так как неокрепшие мышцы плохо удерживают позвоночник и он может искривляться, деформироваться. Лишь самостоятельные попытки малыша садиться или вставать, держась за кроватку, свидетельствуют о необходимой крепости мышц. Пока этого нет, сажать ребенка не стоит. К 8 месяцам малыш способен выполнять и другие целенаправленные движения: лечь, встать, придерживаясь за стенку кроватки, дать ручку.
На 9-м месяце ребенок обычно хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за обе ручки. Он уже способен залезть на невысокие предметы, становится более ловким. Играть с игрушками предпочитает сидя, поворачивая корпус, совершая свободные круговые движения рук.
Желая, чтобы ребенок быстрее овладел ходьбой, некоторые родители используют ходунки. Лучше этого не делать, так как, устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься, лечь или поползти. Кроме того, при ходьбе в ходунках ребенок постоянно наклоняется вперед, что не безразлично для позвоночника и освоения правильного вертикального положения.
На 10-м месяце ребенок способен нагибаться, при игре становиться на колени, придерживаясь одной рукой, переходить от предмета к предмету, открывать и закрывать коробочки, вкладывать один предмет в другой.
К 11 месяцам ребенок подолгу стоит и ходит при поддержке за одну руку, а иногда стоит самостоятельно, пытается забраться по ступенькам наверх, пробует сползти на животе с дивана. Он может снимать кольца с пирамидки и надевать их, любит открывать и закрывать коробочки, вынимать из них и вкладывать что-нибудь, комкать и рвать бумагу.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В 1 ГОД
Годовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, умеет взбираться на ступеньки, может нести двумя руками нетяжелые предметы. Его любимое занятие – опорожнять и заполнять ящики, тянуть за собой все, бросать мяч и другие игрушки.
Свобода перемещения годовалого ребенка таит в себе и опасность. Контакт с горячими, острыми, колющими и режущими предметами может привести к травмам, ожогам, попаданиям мелких предметов в ухо, нос, дыхательные пути. Ребенка этого возраста нельзя выпускать из поля зрения, так как его двигательные возможности нередко приводят и к несчастным случаям.
Приведенные графики развития ребенка первого года жизни могут только указывать на порядок, в котором развиваются моторные навыки.
Участковому педиатру в ходе осмотра вашего малыша за короткое время выявить и распознать возможные отклонения от нормального развития очень сложно, поэтому мама должна обязательно помогать врачу, указывая на все подозрительные моменты в развитии ее ребенка, в чем отстает ее малыш. Еще раз повторим: ребенок по своему поведению и моторному развитию может отличаться от остальных детей, и это не обязательно означает, что он отстает в развитии. У него может быть свой путь, свои временные периоды развития. Но к определенному возрасту должны формироваться соответствующие этому возрасту моторные навыки и функции. Если появление этих навыков и функций не соответствует возрасту, это говорит о Задержка моторного развития. Родовая травма.
ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Чтобы определить, нарушено ли моторное развитие ребенка, необходимо знать следующие признаки моторных нарушений, которые появляются еще до того, как умения ползать, сидеть, ходить, играть с игрушками сформируются. Следует обратить внимание участкового педиатра в том случае, когда:
– к концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает в вертикальном положении на мгновение головку;
– к концу 2-го месяца не приподнимает головку на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками;
– к концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе – в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним;
– к концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется головка назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать туловище, лежа на животе, опираясь на предплечья; в вертикальном положении при поддержке под мышками не опирается на кончики пальцев ног;
– к концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
– к концу 6-го месяца, лежа на животе, не может дотянуться до игрушки; не может захватить игрушку; при поддержке под мышками в вертикальном положении не перебирает ножками;
– к концу 7-го месяца при поддержке за ручку родителей ребенок не пытается сесть;– к концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами;
– к концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается сдергивать шапочку, самостоятельно пить из чашки;
– к концу 11-го месяца жизни – не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору;
– к концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому.
Окончательное формирование хватательных движений, умение играть с игрушками, ходить, продолжает совершенствоваться на 2-м и 3-м году жизни. Но чтобы вовремя выявить возможные нарушения развития грудных детей, установить причину и проводить своевременную коррекцию этих нарушений, необходимо осуществлять профилактические осмотры не только педиатром, но и детским неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Источник