Почему нельзя торопить развитие ребенка

Почему нельзя торопить развитие ребенка thumbnail

Буквально каждый взрослый сталкивался с проблемой детской медлительности. Это естественно, ведь мы, взрослые, живем в мире достижений, длинного списка дел и четких временных рамок. Тем разительнее непохожесть мира глазами ребенка, без всяких ограничений, внешних целей и понятия времени как такового. Здесь обитают только детские мысли и мечты, маленькие повседневные радости и огорчения, а еще пестрая вселенная, зовущая погрузиться в нее с головой, наблюдать, пробовать, любоваться… «Быстрее!» — этот оклик вдруг вытягивает ребенка из привычной среды, заставляя подчиниться взрослым законам.

Ах, если бы кто-то взрослый мог проникнуть в детскую головку в этот момент и прочитать возникшие чувства: испуг от резкого слова, полное недоумение, подскочившая тревога, внезапное огорчение и режущее чувство вины. Однако эта статья не про хрупких детей и ужасных родителей. Скорее про разницу наших миров и способы сохранить душевную теплоту общения при всей их непохожести. Родительское раздражение по поводу детской неспешности вполне можно понять. Ведь нам постоянно приходится находить компромисс между стремительным бегом повседневной жизни и необходимостью ребенка побыть в своем мире.

Некоторые чуткие родители признают эту потребность и право ребенка побросать камушки в большую лужу у подъезда, сорвать яркий цветок, хорошенько потоптавшись по свежей траве, как следует рассмотреть пчелу на дороге (у нее, кажется, сломано крыло), по пути определить марки всех машин и поделиться со встречной тетей радостью по поводу новой игрушки. Однако рано или поздно дети вынуждены встретиться с понятием времени, этим колесом в вечном движении, которое торопит, не дает насладиться жизнью. И вскоре родитель, сам не замечая того, подгоняет, понукает и прикрикивает на ребенка, и не обязательно в случае действительной нехватки времени, а просто потому, что ждать невыносимо, пока ребенок наиграется, когда вышли по делу.

А ведь бывают и по-настоящему стрессовые ситуации. В саду, когда все уже завтракают, а Петя в раздевалке рассматривает картинки на шкафчиках. «Ты что, уснул?!» — папин голос возвращает к реальности. В школе все обстоит гораздо серьезнее: Соня чуть позже открывает тетрадь, и вот уже половина задания не написана, а дальше как снежный ком.

Детская медлительность – одна из тех проблем, которые, будучи особенно злободневными и знакомыми абсолютно всем, носят весьма тонкий характер. Что считать медлительностью? Ребенок делает не спеша назло, или он на самом деле не может иначе? Почему дети разные по скорости? Как медлительность связана с интеллектом? Насколько хорошо медленные дети приспосабливаются во взрослой жизни? Можно ли повлиять на скорость ребенка, если да, то как? Подобные вопросы очень тревожат родителей, и для их прояснения стоит разобраться в причинах медлительности конкретного ребенка.

Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство! (Я.Корчак)

Саше три, и она все делает медленно. В сад и из сада одевается дольше других детей, отвлекаясь поминутно на любое внешнее событие. Не торопясь идет по улице, будто нехотя следуя за мамой. Очень долго собирает игрушки и укладывает кукол спать, не принимая во внимание ни мамины уговоры, ни наказание в виде лишения книжки перед сном. Мама старается быть терпеливой с Сашей, лишний раз не одергивать и не кричать на нее, но иногда, когда терпение на исходе, недовольство прорывается само собой. Когда мама начинает ругаться, дело вовсе не сдвигается с мертвой точки. Саша обижается и как будто даже не хочет стараться. В данном случае вероятной причиной является детская физиология, которая чаще всего связана с ранним возрастом, а может являться постоянной особенностью. Речь идет об особенностях развития определенных долей головного мозга, отвечающих за реакцию и моторику ребенка. В раннем возрасте они по определению не могут быть зрелыми, поскольку находятся в процессе развития. Вполне вероятно, что Саша старается, но с точки зрения умелого взрослого это выглядит иначе. Именно поэтому Саша обижается, ведь за старания обычно хвалят, а не ругают. В этой ситуации мама могла бы помочь дочке, отведя больше времени на одевание или сборы ко сну, или разделить глобальную задачу одевания на более мелкие, чтобы ребенку было проще удержать задание в голове, не отвлекаясь. Следить за его состоянием, ведь для маленького ребенка дневной объем задач слишком велик, а уставший ребенок, как, впрочем, и взрослый, не способен выполнять задания неизменно быстро и четко.

Остановись, мгновенье, ты прекрасно. (Гете, «Фауст»)

Ане уже пять с половиной, и ее все зовут «копуша». На детском празднике она не успевает занять свой стульчик, на прогулку все ждут только ее, мама долго не получает ответа на заданный вопрос, все попытки «растормошить» девочку ни к чему не приводят. Маме тяжело с Аней, но больше всего она боится, что дочка будет отставать в школе, не сможет осваивать новые знания, не станет успешной в жизни. Поэтому она старается приводить дочери в пример более быстрых детей, постоянно напоминать о времени, в игровой форме, через соревнование побуждать ее ускорять темп. Проблема в том, что Аня не становится быстрее, и мама уже не знает, как быть. Мама вспоминает, что дочка была такой всегда, мало лепетала, могла часто играть одна или «уходить в себя», не обращая внимания на игрушки и других людей, позже, чем остальные дети, начала говорить. Медлительность с младенчества часто свидетельствует о низкой подвижности нервных процессов, которая зависит от скорости импульсов в нервной ткани. Эта характеристика является врожденной особенностью человека и сохраняется в течение всей жизни. При этом замедленность нервной системы никак не затрагивает интеллектуальное развитие. Во взрослой жизни также встречаются медленные, очень рассудительные люди, флегматичные по темпераменту и нередко весьма успешные. Насколько такие люди адаптированы в жизни, зависит от того, каким было их детство. К сожалению, главная проблема этих детей в том, что с их замедленным темпом не справляются их родители. Даже невинное «быстрее» для такого ребенка оказывается стрессовой ситуацией, поскольку он физиологически не может быстрее. Повышение тревоги ведет к попытке с ней справиться через еще большее торможение нервных процессов. Сравнение с другими детьми или ситуация острого соревнования становятся тотальным стрессом, который оборачивается в конечном итоге заниженной самооценкой и невротическим конфликтом. К сожалению, система образования и воспитания не учитывает потребности таких детей, в жизни которых постоянно присутствует этот внешний стресс и люди, которые его создают. В этой ситуации защитить могут только родители, если они постараются понять своего ребенка и осмелятся противостоять системе. Помочь можно, приобщая ребенка к подвижным играм, которые ему по силам, а также заботясь о достаточном количестве времени для всех необходимых действий, в том числе для школьных занятий.

Найди слова для своей печали, и ты полюбишь её. (О.Уайльд)

Никите семь с половиной, он подвижный мальчик, заводила в классе. Но когда наступает время собираться в школу, приходится долго ждать, пока он оденется, и постоянно напоминать о забытых вещах. Это особенно раздражает окружающих, потому что, когда ему надо, мальчик очень быстро справляется с делами. Такая ситуативная медлительность связана с конкретным событием, вызывающим негативную реакцию. Медленные действия в таком ключе служат неосознанным протестом против определенного занятия или положения вещей. Это может быть как внешний источник (школа, сад, поход в поликлинику или на нелюбимую секцию), так и внутрисемейная обстановка (например, конфликты с родителями, развод родителей, рождение младшего ребенка или болезнь близкого человека). Торопить или ругать ребенка в таких ситуациях также представляется малоэффективным. Скорее необходимо воздействовать на источник проблемы: разговаривать с ребенком о ситуации, ее причинах и чувствах ребенка. Когда ребенок уверен, что его чувства поняты и приняты взрослыми, ему легче справляться с жизненными трудностями, преодолевать препятствия и идти дальше. Здесь медлительность служит очень полезным сигналом о том, что не все в порядке, символом препятствия и просьбой о помощи. Если вовремя увидеть этот сигнал, можно не только справиться с проблемой медлительности, но и поддержать ребенка в его уверенности в себе и сделать отношения с ним по-настоящему доверительными.

Взросление — ужасно трудная вещь. Куда легче перескочить из одного детства в другое. (Ф.С.Фицджеральд)

Трехлетний Ваня по часу собирается на прогулку и может целый вечер не убирать игрушки, несмотря на настойчивые напоминания мамы. А с папой и бабушкой все делает по первой просьбе и в два раза быстрее. Иногда мама расценивает такое поведение как капризы из-за недостатка сна, обычной усталости или воздействия других членов семьи. В ход идут различные методы воспитания: ласковые уговоры, разъяснения (погулять не успеем), поощрения и наказания. Тем не менее, ситуация с каждым днем все больше накаляется и вскоре перерастает в настоящую проблему. У многих родителей появляется соблазн «закрутить гайки», применяя жесткие, в том числе и силовые методы, однако в этот период многое зависит от способности взрослого не обострять противостояние. Причиной медлительности малыша при контакте с определенным взрослым (чаще всего мамой) бывает протестное поведение, часто в возрасте трех лет, когда ребенок пытается отстоять право на собственные решения и собственный темп, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность. Потребность ребенка в независимости состоит в более широких полномочиях и одновременно в большем количестве обязанностей. Подросшему малышу важно почувствовать себя компетентным, самостоятельно одеваясь, умываясь, ухаживая за собой за столом. Полезными будут правила, предоставляющие ему право на собственное решение в большинстве случаев, например, выбор одежды и игрушек на улицу, места прогулки, занятий дома, возможность одеваться в своем темпе, если обстоятельства позволяют. Иногда бывает трудно дать ребенку достаточно пространства и времени, хочется помочь ему или сделать за него, ведь это будет и лучше, и быстрее. Такое нетерпение оборачивается «медвежьей услугой», поскольку лишает его возможности приобрести необходимые навыки, а кроме того, вселяет неуверенность в своих силах. Если родители боятся ослабить давление, их стремление контролировать каждый шаг ребенка может привести либо к его полному подавлению, либо к жесткой оппозиции, которая сохраняется на протяжении всего детства и создает проблему медлительности также в дошкольном и школьном возрасте. Напоследок необходимо подчеркнуть ряд общих свойств, присущих всем случаям детской медлительности. В основе медленного поведения детей всегда лежит более или менее глубокая причина, носящая естественный физиологический или психологический характер. В подавляющем большинстве случаев медленное поведение ребенка неосознанное и не несет в себе цели навредить родителям. Даже получая порцию негодования в ответ на замедленный темп, дети безоговорочно, всецело и преданно любят своих родителей. Сообщить ребенку о количестве отведенного времени, дать информацию о том, что существуют «медленно» и «быстро», «успевать» и «опаздывать» бывает совершенно необходимо, если это не служит способом вымещения злости, перекладыванием на ребенка ответственности за опоздание, средством обвинения или выражением нашего отвержения. Когда эта невидимая грань переходится, такое заурядное, обычное родительское недовольство медлительностью своего ребенка незаметно превращается в наглядную повседневную демонстрацию отсутствия к нему любви.

Источник

Бесполезное беспокойство

Что спорить, сегодня мы живем в довольно безжалостном мире. Конкуренция жестока, и у современных родителей есть достаточно оснований, чтобы утверждать: на дистанции, ведущей к успеху, удачнее стартует тот ребенок, который имеет некую фору по сравнению с другими. Ведь в глубине души они желают, чтобы их ребенок раскрыл весь свой потенциал. Действительно, каждый из нас хочет, чтобы его ребенок стал лучшим, самым красивым, сильным и умным. Было бы странно, если бы мы об этом не мечтали! Но… Нельзя забывать, что между реальным и воображаемым ребенком непременно есть разница. Стремления родителей далеко не всегда совпадают с реальными детскими возможностями. Именно эта маленькая нестыковка и рождает такие большие тревоги.

Взглянуть со всех сторон

Любой родитель знает, что ребенка воспитывать трудно. Вот почему малейшее отставание от средней скорости развития вызывает у нас тревогу. Часто мамы упрекают себя: «Это из-за меня дочка не говорит так же хорошо, как другие дети, потому что я вышла на работу и не уделяю ей должного внимания».

Специалисты считают, что мы бы беспокоились гораздо меньше, если бы помнили, что новые достижения наших детей не происходят во всех областях одновременно. Малыш, занятый освоением приемов ходьбы, просто не может интенсивно сконцентрироваться на развитии речи. Ребенок, который вкладывает всю свою энергию в то, чтобы решить проблему хождения на горшок, будет уделять меньше внимания рисованию. Известный американский педиатр Т. Берри Бразелтон утверждает: освоение детьми новых навыков идет неравномерно, за периодами продвижения вперед следуют паузы, во время которых родителям может показаться, что ребенок остановился и даже отступил назад в своем развитии. А на самом деле он просто готовится к новому «броску», и это может потребовать нескольких месяцев усилий и концентрации. Мы, взрослые, привыкли ориентироваться только на конечный результат, а ведь и эти «периоды покоя» очень необходимы нашим детям: от них зависит гармоничность развития малышей.

Как ни странно, отец или мать не лучшие судьи способностей собственного ребенка − ведь они слишком субъективны! Если есть вопросы, ими лучше поделиться с врачом или психологом, который сможет сказать, заслуживает ли внимания обнаруженный вами «сбой программы».

Все в комплексе

Каждая особенность развития ребенка должна рассматриваться в контексте его семейных обстоятельств. Какая-то нестандартная ситуация: рождение младшего братика, переезд, развод родителей, болезнь − может замедлить продвижение вперед и даже на некоторое время повернуть события вспять.

В конечном итоге важно оценивать детское развитие в целом, обращать внимание не только на его ритм, но и на все его области − интеллектуальную, чувственную, эмоциональную. Чтобы добиться профессионального успеха и стать всесторонне развитой личностью, гармония эмоций нужна не меньше, чем всем известный IQ − интеллектуальный коэффициент. Общительный, довольный собой, обладающий чувством юмора и окруженный друзьями ребенок так же хорошо «стартует» в жизни, как и тот, кто с 5 лет умеет читать. Если малыш до школы предпочитает играть, а не считать или писать, это не значит, что у него меньше шансов на школьный успех.

Источник

Проведенный выше
анализ проблем, связанных с развитием
человека, позволяет сделать интересные
педагогические выводы.

1. Развитие любого
ребенка включает в себя процессы и
повто­ряющие эволюцию человека как
вида, и характеризующие инди­видуальную
историю именно этого человека,
способствующие и социализации, и
индивидуализации его. Дети многим
отличаются друг от друга:

органическими
возможностями включения во взаимодействие
с другими людьми;

задатками и
способностями отзываться на случайности,
на определенные качества социокультурной
среды;

врожденными
программами, позволяющими так или иначе
ассимилировать среду;

жизненным опытом,
важным для критического и конструк­тивного
отношения к окружающему миру;

набором деятельностей,
которые выбирает для себя ребенок;
внешним видом и т. д.

В силу этого
результаты развития конкретных детей
всегда раз­ные.

2. Онтогенез ребенка
зависит как от механизмов, влияющих на
развитие всего живого (космические
явления, активность Солн­ца, эволюционные
закономерности), так и от специфически
че­ловеческих видовых особенностей
(активности, разумности, ду­ховности,
социальности, противоречивости и др.).
Он является процессом экстенсивным и
интенсивным одновременно.

(В восприятии
индивида время может сжиматься и
растягиваться; время привычной
деятельно­сти воспринимается с
чрезвычайно высокой точностью; время,
заполненное интенсивной деятельностью,
кажется в настоящем очень коротким, а
в воспоминаниях отражается как очень
дли­тельное.);

— биографическое
время любого человека бесконечно тянется
из глубины веков в далекое будущее,
поэтому высокой ценностью является
жизнь и «здесь и сейчас», и в прошлом, и
в будущем.

Человек взаимосвязан
с пространством и временем своего
бы­тия. Эта взаимосвязь сложна и
противоречива. Ее результаты ока­зываются
благотворны только при условии
гармонических взаи­моотношений
человека с пространством и временем
своего бытия, установления динамического
равновесия своего внутреннего мира с
пространством жизни человечества,
психологическим временем других людей.

3. Для оптимального
развития ребенку необходимо иметь
воз­можность быть активным как в
физическом, так и в духовном плане.
Известно значение активных «мускульных»
(по К. Д. Ушинскому) движений, спортивных
занятий, подвижных игр для со­зревания
здорового организма ребенка. Но
двигательная актив­ность важна и для
развития психических процессов,
эмоциональ­ного здоровья, творческих
способностей, стремления к свободе,
созидательному труду и даже для
формирования представлений о пространстве
и времени.

4. Каждый период
жизни — особая целостность и
самостоятель­ная ценность — имеет
сильные и слабые стороны. Причем то, что
становится слабостью в более старшем
возрасте, оказывается необ­ходимым
достоинством ребенка. Поэтому каждый
возраст должен быть прожит по-своему.
Нельзя торопить развитие, «проскакивать»
какие-то периоды, оставлять нерешенными
задачи любого возра­ста. Например,
идеализация мира, взрослых, неистребимый
опти­мизм, максимальная широта и
вместе с тем поверхностность инте­ресов
— эти возрастные особенности младшего
школьника в под­ростковом возрасте
неуместны. Их наличие говорит об
инфантилизме школьника. Вместе с тем
они совершенно необходимы в 7—10 лет для
полноценного развития человека в
дальнейшем, для формиро­вания прочного
«фундамента» его личности. Важнейшей
задачей в связи с этим становится
своевременность педагогических действий,
на что постоянно указывал К. Д. Ушинский.

5. Развитие ребенка,
хоть и разделено на периоды, является
целостным процессом. Результатом этого
процесса становится из­менение всего
человека (его сознания, чувств и воли,
его орга­низма и духовной сферы), а не
только психики и тем более не только
интеллекта, как это часто представляется
педагогам, спе­циалистам по детской
психологии, родителям.

6. Эффективное
развитие ребенка невозможно без и
внереального и идеального взаимодействия
со взрослыми, затем — сверст­никами,
без диалога с самим собой. Основная
задача взрослого — научиться сотрудничать
с ребенком, вести с ним диалог, ибо
пе­дагогика сотрудничества — это и
есть содействие, оптимально поддерживающее
механизмы развития растущего человека.

Вопросы и задания

‘• Охарактеризуйте
филогенез человека. — Раскройте основные
характеристики онтогенеза. Проанализируйте
отличия различных объяснительных
ориентации процесса развития.

4. Обоснуйте
адекватность историко-эволюционной
концепции и объекту педагогической
антропологии. • Опишите
пространственно-временное бытие
человека.

6. Как связаны
развитие человека и его представления
о пространств и времени своего бытия?

7. Назовите основные
современные идеи пространственно-временно
го бытия человека.

8. Почему нельзя
торопить развитие ребенка?

9. Какая педагогическая
стратегия наиболее оптимально способствует
развитию ребенка?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник