Плавание и его влияние на физическое развитие ребенка

Марина Росланова
Влияние плавания на физическое развитие детей 3–7 лет
Плавание — одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка. Оно содействует разностороннему физическому развитию и стимулирует деятельность нервной, сердечно — сосудистой и дыхательной систем, расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Систематические занятия ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц и необходимости преодолевать сопротивление воды. Каждый должен уметь плавать. И чем раньше он научится тем лучше. Купание игры на воде и плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребёнка. Это особенно актуально в наше время,так как очень высок процент детей с медицинскими отклонениями. Работоспособность мышц у детей 3-7 лет невелика. Они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Им более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела и снижается нагрузка на ещё не окрепший детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется и вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки и увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Занятия плаванием – лучшая тренировка дыхательной системы. При выполнении упражнения на дыхание – вдох и выдох в воду происходит усиленная работа дыхательных мышц, которая приводит к укреплению дыхательной мускулатуры. Это очень важно для детей с заболеваниями органов дыхания.
Сердечно – сосудистая система детей 3-7 лет хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Сосуды относительно широкие и ток крови по ним от сердца не затруднён. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребёнка – мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо знать, что сердце ребёнка быстро утомляется при напряжении. Отсюда необходимость частого отдыха.
При плавании органы кровообращения ребёнка находятся в облегчённых условиях деятельности благодаря положению тела ребёнка — работе крупных мышечных групп и механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови к сердцу.
Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, то плавание является одним из эффективных видов лечебной физкультуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех,у кого ослаблена сердечная деятельность.
Занятия плаванием повышают функциональную устойчивость вестибулярного аппарата, улучшают чувство равновесия. Давление воды стимулирует работу нервных окончаний, тем самым укрепляя нервную систему ребёнка. Кроме того, благодаря разнице температур и большому расходу энергии в процессе плавания регулируется обмен веществ и поддерживается соотношение мышечной и жировой массы тела.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма – совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.
Закаливание – ведущий метод повышения устойчивости организма постоянно меняющимся условиям внешней среды.
В природе постоянно меняются уровень солнечной радиации, температура воздуха и воды, влажность воздуха. Следовательно, основными средствами закаливания организма являются свежий воздух, солнечный свет и вода.
По характеру воздействия закаливающие процедуры можно разделить на местные и общие. Рефлекторный механизм действия закаливающих процедур обеспечивает общий оздоровительный эффект даже при местном воздействии. Но местные процедуры влияют на организм слабее, чем общие, поэтому при местном воздействии нужно пользоваться более сильными раздражителями. Чем сильнее действие температурного раздражителя, тем короче должна быть процедура.
Применение какой-либо одной закаливающей процедуры, даже сильнодействующей, не оказывает должного эффекта.
Закаливание-это система мероприятий, неоднократно повторяющихся в течение дня, месяца года. На занятиях по плаванию применяются такие процедуры, как гимнастика, обтирание и обливание.
Сухие обтирания проводятся рукавичками из фланели или мягким сухим полотенцем до появления лёгкой красноты кожи. Длительность процедуры 1-2 минуты. Курс 7 дней, после чего можно переходить к влажным обтираниям. Рекомендуемая температура воды для влажных обтираний для детей 3-4 лет- 32-34градуса начальная температура воды, а конечная температура воды 25 градусов. Для детей старше 4 лет- начальная 28-32 градуса, конечная- 18-20- градусов. Температура воды каждые 5-7 дней понижают на 1 градус. Обтирают рукавицей или полотенцем, смоченными в тёплой воде и отжатыми, последовательно руки, грудь, живот, спину, ноги, а затем растирают махровым полотенцем. Через 1-2 месяца можно перейти к обливаниям. Начинают с местных обливаний стоп ног, затем постепенно переходят к общим, обливаясь сверху с головы до ног.
Занятия плаванием способствуют также развитию физических качеств ребёнка – выносливости, гибкости, ловкости, силы и скоростных способностей.
Выносливость – это способность ребёнка противостоять утомлению.
Для развития выносливости используются физические упражнения, включающие в работу большие мышечные группы, которые работают относительно длительное время.
Выносливость бывает общая и специальная.
Общая — это способность ребёнка продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности.
Специальная – это способность эффективно выполнять специфическую нагрузку на время.
Средства выносливости:
Проплывание длинных отрезков с разным заданием, с поддерживающими предметами и без и в полной координации.
Дозировка – 4 отрезка по 8-10 метров.
Игры и эстафеты на воде.
Сила в плавании развивается, уже как минимум, за счёт усилий, прилагаемых для преодоления сопротивления воды.
Способы передвижения могут быть различными – шагом, бегом, прыжками, с применением изученных способов плавания и с помощью игр.
Гибкость – одно из важных физических качеств в плавании.
Хорошая гибкость обеспечивает при плавании свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка.
Средства развития гибкости:
Сухое плавание (на суше, упражнения с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами.)
ОРУ на суше и в воде, с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами.
Ловкость – это целесообразность движений в данной конкретной ситуации, она является сложным двигательным качеством.
Плавание предъявляет специфические требования к координационным способностям.
На занятиях плаванием в основном способствуем развитию координации: координация – реакция на изменения условий окружения, координация, ка согласованное движение рук и ног.
Средства:
Подвижная игра «Ловишка «с обручем, с определёнными правилами (под водой не ловить) и усложнениями, как например двое или трое водящих.
Игра на быстрое принятие решений –«Караси и щуки «, «Кто быстрее добежит до мяча. «, «Найди свой дом. «
Упражнения с изменением направления движения : ныряния, выныривание, подныривание, проныривание и их комбинации с обручами.
Упражнения с разучиванием техники стиля плавания – у бортика (работа ног и попеременная работа рук на разный темп ног, в движении – в основном в подготовительной группе.
Скоростные способности:
Скоростные способности в плавании характеризуются умением проплывать короткие отрезки дистанции с максимально высокой скоростью.
Средства:
Подвижная игра «Кто быстрее «на перемещение в воде на коротких отрезках.
Специальные упражнения на скорость в соревновательном виде.
Эстафеты.
При систематических занятиях у дошкольников увеличивается сила, гибкость, ловкость, выносливость и скоростные способности. Дети не боятся воды, не паникуют при изменении условий игры или двигательной деятельности, активно и с интересом посещают занятия по плаванию.
Плавание так же благотворно влияет на формирование волевых качеств личности ребёнка. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Таким образом можно сделать вывод, что плавание благотворно влияет на развитие детей дошкольного возраста.
Источник
Плавание — одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка, оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка, что в современных условиях очень актуально. О положительном влиянии физического развития на умственное знали в Китае, ещё во времена Конфуция, в древней Греции, Индии, Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения и труд преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами. Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, трудно переоценить. Оно настолько велико, что при Международной любительской федерации плавания образован медицинский комитет, занимающийся как разработкой рекомендаций, так и распространением передового опыта занятий плаванием среди населения, и особенно детей. По данным специалистов, дозированные занятия плаванием способствуют лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и др.
Исследованиями последних лет американского нейробиолога Лоренца Катца https://s-mind.ru/nejrobika-kak-sposob-razvitiya-mozga/. и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга https://polit.ru/news/2013/03/08/ps_newnervecells/. доказано, что в мозге людей всех возрастов, под влиянием определённых условий могут возникать новые межнейронные связи и появляться новые нервные клетки. Одним из таких условий является физическая активность. У физически активных особей наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды. Это расценивается таким образом: под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток.
Но основная цель занятий в бассейне для детей как дошкольного, так и школьного возраста — обучение плаванию, закаливание и общее укрепление организма.
Велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, гибкость, координация движений; они также своевременно формируют “мышечный корсет”, способствуя выработке правильной осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, более гибкие и сильные, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Водная среда является идеальным условием для развития силы (сопротивление воды, быстроты, ловкости (кувырки, вращения в безопорном положении, а также различные движения, которые в воде облегчаются).Но в то же время при плавании приходится преодолевать немалое сопротивление воды, что поддерживает тонус мышц. При плавании включаются в работу разные группы мышц, в том числе и внутренние мышцы спины (рис. 1) и пресса (рис. 2), участвующие в поддержке позвоночника.
Рис. 1. Глубокие мышцы спины
Рис. 2. Мышцы брюшного пресса
При занятиях плаванием все суставы действуют с большой амплитудой и во всех плоскостях, что увеличивает их природную гибкость. Позвоночник полностью расправляется, при этом снимаются все напряжения, что дает спине полное расслабление, а, следовательно, восстановление.
При плавании увеличивается экскурсия легких. При плавании необходимо освоить методику правильного дыхания: глубокий вдох и быстрый выдох. Большая глубина и частота дыхательных движений не только улучшит вентиляцию легких, но и способствует увеличению амплитуды движения грудного отдела позвоночника и реберных суставов.
Оздоровительные задачи:
укрепление и закаливание детского организма;
гармоничное психофизическое развитие;
развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и нервной систем;
формирование правильной осанки;
повышение работоспособности организма;
приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Источник
Анастасия Ландик
Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей
Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей
Плавание – широко распространенный, популярный, полезный вид спорта. Если рассматривать плавание как физическое воздействие, то под ним можно понимать плавание как умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений. В воде человек находится и выполняет движения в горизонтальном положении, тело находится во взвешенном состоянии, без твердой опоры, т. е. в условиях относительной невесомости, что отличает плавание своими особенностями от других видов спорта.
Плавание представляет собой циклические движения руками и ногами с четко согласованным ритмом дыхания и равномерным участием больших групп мышц. Занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при плавании расходуется больше энергии (в зависимости от температуры воды и скорости плавания, чем в других циклических видах спорта.
Человеческий организм состоит из воды на 80%, вода играет значительную роль в жизни людей. Жизненно важные процессы организма происходят в водной среде организма, с самого зарождения жизни наш организм развивается в водной среде.
Плавание является уникальным видом физической деятельности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. Человек подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения.
Дыхательная и сердечно-сосудистая системы наиболее выраженно изменяются в процессе обучения плаванию. Происходит
закаливание организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды. Вот почему дозированное плавание может быть полезно людям, склонным к простудным заболеваниям.
Плавание в большей степени, чем гимнастические упражнения, улучшает
работу внутренних органов, обмен веществ, деятельность желудка и
кишечника, развивает сердечно — сосудистую и дыхательную системы.
Дополнительным фактором, тренирующим кровообращение, является активная «гимнастика» кровеносных и лимфатических сосудов: их просветы то уменьшаются, то расширяются, стремясь обеспечить организму оптимальный температурный режим.
В плавании практически нет статических нагрузок, поэтому оно в первую
очередь рекомендуется тем, чья работа связана с постоянной позой: сидением, стоянием и т. д. Плавание предотвращает венозный застой, облегчая возврат венозной крови в сердце, поскольку горизонтальное положение пловца и отсутствие сил гравитации значительно способствуют этому. Вот почему плавание является лечебным фактором для больных с варикозным расширением вен, хроническими тромбофлебитами нижних конечностей.
Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких больше,
чем гимнастика: увеличивается экскурсия диафрагмы за счет большей глубины. Вода имеет свойство успокаивать человека, оказывает релаксирующий эффект. Исходя их данного факта, плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы.
Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию детей и положительно влияет на развитие всех систем организма: центральной нервной системы, костной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, укрепляет опорно-двигательный аппарат, способствует улучшению кровообращения.
Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов и периартикулярных тканей позвоночника, конечностей, а это является эффективным профилактическим средством остеохондроза и суставной патологии.
Движения в плавании характеризуются кратковременными напряжениями мышц, расслабление и напряжение мышечных групп чередуется, что позволяет детям долго не утомляться. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, следовательно, и мышцы ребенка находятся в благоприятных условиях. Динамичность и простота движений позволяет ребенку выполнять заданную нагрузку длительное время.
При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности, благодаря горизонтальному положению тела пловца, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно — сосудистой системы. Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания можно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.
Применение игрового метода – неотъемлемая часть педагогического процесса в любом виде спорта. На воде используются игры, развивающие различные физические качества детей – координацию, силовые и скоростные способности, так же ныряния являются полезными упражнениями, способствующие развитию дыхательной системы и ориентации в воде. Чем раньше ребенка приучить к водной среде и начать обучение плаванию, тем ярче будет выражено его оздоровительное воздействие на организм.
При обучении плаванию решаются следующие основные задачи:
• укрепление здоровья;
• закаливание организма;
• привитие стойких гигиенических навыков;
• изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
• всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
• ознакомление с правилами безопасности на воде.
Для полноценного развития детей следует следить не только за распорядком дня, соблюдением правил личной гигиены, питанием, достаточным количеством сна для полного восстановления, но и за физическим развитием.
Источник